Родственники. Еврейский взгляд на отношения с родственниками
Родственники. Еврейский взгляд на отношения с родственниками
Отношения с родственниками — одна из важных составляющих каждой семьи и каждого человека. Дети, родители, тёти-дяди, двоюродные бабушки, свекрови и тёщи — все мы в той или иной степени окружены родственниками. Иудаизм, и, в частности, Еврейский закон регулирует отношения между людьми в целом: это — так называемые заповеди «между человеком и человеком». Кроме того, существуют отдельные законы, касающиеся отношений между родственниками — мужем и женой, детьми и родителями и т.д.
Оглавление
Обязанность уважать родителей [↑]
Уважение и почитание родителей — это заповедь Торы: «Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на Земле, которую Всевышний дал тебе» (Шмот 20:12); «Каждый да убоится своей матери и своего отца» (Ваикра 19:3).
В утренних благословениях мы каждый день напоминаем себе о том, что часть награды за эту заповедь человек получает в этом мире, но основная награда ожидает его в Мире Грядущем.
Мудрецы объясняют нам, как именно мы должны выполнять эту заповедь. С родителями нужно разговаривать почтительно и с любовью, интересоваться их здоровьем, терпеливо выслушивать, не перебивая, сообщать о своих новостях, стараться почаще звонить и навещать. Когда отец или мать входят в помещение, дети встают. Дети не садятся на места родителей. Если отец или мать ошиблись, мы не имеем права сказать им об этом прямо, но можно намекнуть: «Я читал (я учил) так-то и так-то». Заповедано кормить, поить и одевать родителей, выполнять их поручения, ухаживать за ними.
Тем не менее, соблюдение законов Торы иногда бывает важнее заповеди уважения к родителям. Если от родителей исходит требование нарушить Субботу, угощение некошерным блюдом или просьба бросить учебу в ешиве и поступить в университет, хороший сын (или дочь), посоветовавшись с равом, должен найти способ, как поступить согласно требованиям Торы, проявив при этом максимум уважения к отцу и матери. В этой теме есть множество аспектов, устрожений и обычаев, о которых пишет рав Яаков Ицхак Фукс.
Гер считается заново рожденным, поэтому фактически он лишается всех своих прежних родственников. Тем не менее, он обязан уважительно относиться к своим родным, не терять с ними связь и молиться об их благополучии.
Мудрецы постановили, что, кроме родителей, мы также обязаны уважать старших братьев, тестя, тещу, свекра и свекровь.
Об отношении родителей к детям [↑]
Тора не говорит о необходимости уважать детей, но у нас есть обязанность бережно и уважительно относиться ко всем людям. В следующем параграфе мы рассмотрим, что именно имеется в виду, а сейчас остановимся на некоторых практических вопросах: что ожидается от родителей по отношению к детям.
В Талмуде (трактат Кидушин 29а) сказано, что родители должны обучить ребенка Торе, специальности, а также научить плавать. В «Шулхан Арухе» упоминается только самая главная из этих обязанностей — обучить Торе. Этим, по сути, занимаются еврейские родители каждую минуту своего общения с ребенком с самого его рождения, объясняя, показывая, отвечая на вопросы, помогая увидеть мир через призму Торы. На темы воспитания детей есть множество книг и лекций.
Отношения между мужем и женой [↑]
Сказано в Торе, в первой главе: «Поэтому оставит муж отца и мать и прелепится к жене, и станут одной плотью» (Берешит, 2:24). Рамбам объясняет, что святость брака делает людей близкими родственниками (также см. эту статью). Главное, что требуется от мужа и жены — это создавать и хранить «шалом байт» (мир в семье), потому что дом, где царят ссоры и раздоры, рано или поздно разрушится.
В Талмуде говорится: «Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя» (Йевамот, 626, Санедрин, 766). Муж должен прилагать все усилия, чтобы обеспечить жену всем необходимым: едой, одеждой, интимной близостью. Он должен быть добрым и непривередливым, прислушиваться к советам жены. Если жена заболела, муж должен ее лечить; если попала в плен — выкупить.
Жена должна уважать и почитать мужа как царя, и в силу этого уважения поступать так, как желанно его сердцу. Об этом пишет Рамбам в «Законах супружества», и там же указывает, что, выйдя замуж, жена отказывается от своих доходов (но, разумеется, не от имущества), и все, что она зарабатывает, — принадлежит мужу (при этом жена имеет право отказаться от пропитания, которое предоставляет ей муж, и оставить свои доходы себе). Интересно, что жена вовсе не обязана готовить, убирать, стирать, если муж согласен ей для этих целей нанять помощниц. Но вот подавать еду и питье мужу — это обязанность жены, которую никому нельзя перепоручить: ведь именно в этих действиях проявляется уважение, почтение и любовь. О том, как построить еврейский дом, полный радости и взаимного уважения, прекрасно написал рав Симха Коэн.
Законы Торы в отношении прочих родственников [↑]
раби Хаим Виталь в книге «Врата святости» перечисляет все доступные к исполнению в наше время заповеди Торы. Основополагающая заповедь для всех человеческих отношений — любить ближнего, в частности, стараться видеть в его поступках добрые намерения.
Но именно касательно родственников мы находим только три повелительных заповеди: соблюдать траур по умершим, вступить в левиратный брак с вдовой брата и делать халицу. (как объяснено переводчиком «Врат святости», если человек умер бездетным, то брат умершего должен жениться на его вдове, это называется ибум — левиратный брак; если же брат не хочет этого делать, он должен освободить вдову от обязанности выйти замуж именно за него, совершив обряд халица). В наше время левиратный брак не практикуется, обычно делают халицу.
Что же касается траура, то его соблюдают неукоснительно: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), жена по мужу и муж по жене. Когда умирает близкий, родственники садятся изучать многочисленные законы похорон и траурной недели, с тем чтобы исполнить все правильным образом.
Среди 365 запретительных заповедей Торы (заповеди «Не делай!») есть запрет принимать в суде свидетельства от родственников, причем не только свидетельства «за», но и «против». В «Кицур Шулхан Арух» говорится: «Запрет этот представляет собой просто постановление Торы, ничем не обусловленное, и даже Моше и Аарон не могли свидетельствовать друг относительно друга. Поэтому всякий свидетель, являющийся родственником одного из вышеупомянутых лиц, или если он был прежде их родственником, но перестал им быть, о чем судьи не знают — он должен сообщить им об этом, а они скажут ему, достаточно ли это близкое родство, чтобы по закону Торы объявить его негодным для свидетельства, или нет».
Законы ихуда для родственников [↑]
Для регулирования отношений между родственниками мудрецы установили особые законы. Законы «ихуда» (уединения между мужчиной и женщиной), на первый взгляд, не имеют отношения к родственным связям. И действительно, нет проблемы уединяться родителям с детьми, дедушкам и бабушкам с внуками, а также со всеми другими прямыми потомками. Однако, что касается двоюродных сестер и братьев, тёть и дядь, свекров и свекровей, тещ и других родственников — с ними лицам противоположного пола уединяться нельзя.
Мусар: книга «Орхот цадиким» [↑]
В своей жизни евреи руководствуются не только заповедями Торы и мудрецов, но также кодексом еврейкой этики, «мусаром». Приведем несколько цитат из книги «Орхот цадиким».
Основное в смирении — быть скромным перед слугами и домашними и перед теми, кто получает от него содержание и выгоду… В чем еще проявляется смирение: когда случается крупная потеря в делах или умирают дети и родственники, а смиренный оправдывает суд Вс-вышнего над собой и принимает с любовью, как сказано: «И смолчал Аарон (Ваикра 10:3)»
«…Один из видов такой любви — это любовь к близким, то есть к родителям, братьям и сестрам, и остальным родственникам, к товарищам и друзьям. Ради своей любви человек станет постоянно помогать им. В раздорах он не станет проверять, а не преступили ли они против спорящих с ними, но в любом случае станет помогать им, защитит их и покроет их поступки. …И вот любовь ослепила его глаза и закрыла его уши, и в этом заключается страшный вред».
Какова должна быть любовь к братьям, сестрам и прочим близким? Пусть подумает, что они заботятся о нем, дабы привести его к высоким степеням добра. Они помогают ему в служении Вс-вышнему, и пусть он заботится о них, дабы обучить их и наставить. …И пусть пожалеет своих бедных родственников, как написано: «Не закрывай глаза на свою собственную плоть» (Ишаяу 58; 7)
«А если ты захочешь пожалеть своих детей и родственников, оказать им великие почести, занимайся Учением и добрыми делами, помогай ближнему, — это им великая честь и великое благо, ибо они гордятся тобой и не стыдятся за тебя. Нет большего стыда, чем стыд того, чьи предки и родственники — злодеи».
«А если у уповающего на Вс-вышнего есть жена, дети, родственники и друзья, которые нуждаются в нем, — пусть он уповает на Вс-вышнего, что Он даст ему силы удовлетворить их и исполнить все, что он обязан для них сделать. И пусть уповает, что будет с ними в согласии, и пусть укажет им добрые пути в делах Торы и служения Создателю».
Итак, «Орхот цадиким» учит нас быть скромными перед теми, кто от нас зависит; потери близких принимать со смирением; жалеть бедных родственников и помогать им; принимать с благодарностью заботу и самим заботиться о близких; оказывать им почести в глазах других людей учением и добрыми делами; просить у Вс-вышнего сил для исполнения своих обязанностей перед родными.
Уважение к родственникам и забота о них на практике [↑]
Когда мы проявляем особую заботу о родственниках?
Когда мы решаем, кому дать цдаку или маасер. В первую очередь, мы дадим нуждающимся родственникам, а потом уже другим беднякам.
У ашкеназских евреев принято называть детей в честь умерших родственников, а у сефардских — в честь здравствующих. В некоторых сефардских семьях принято, в знак уважения к отцу мужа, называть первого мальчика в семье его именем.
Соблазны, проблемы и опасности [↑]
Евреи, вернувшиеся к вере — баалей-тшува — сталкиваются с дополнительными проблемами в общении с нерелигиозными и нееврейскими (например, по отцу) родственниками.
Раввины предлагают решать конфликты творчески, находя особый подход к каждому человеку, не забывая об уважении к старшим, но помня о том, что мы взрослые люди и не должны позволять родным уводить нас с истинного пути.
Например, если мы не уверены, отделен ли маасер от фруктов, которыми нас угощают, то вместо того, чтобы начинать дискуссию, можно отделить маасер тайно. Или, если девушка опасается быть встреченной поцелуями и объятиями мужчин-родственников, она может проявить такт и смекалку, сделав маму своей «сообщницей» и помощницей в решении этой проблемы.
Как самая сильная поддержка приходит к нам со стороны близких, так и самая большая опасность — от них же, и именно потому, что они нам близки. Особенным соблазном для родни являются сплетни. Надо очень остерегаться злословия. Слушать «лашон а-ра» и критиковать кого-либо за глаза запрещено.
Если человеку тяжело общаться с кем-то из родственников и не удается добиться взаимопонимания, нужно дистанцироваться и уберечь таким образом себя и свою семью от лишних конфликтов. Сделать это надо с максимальным уважением и тактом.
В заключение вновь обратимся к «Орхот Цадиким»: «И пусть человек любит своих друзей и остальных евреев глубокой любовью, чтобы исполнить сказанное: “И люби ближнего своего, как самого себя” (Ваикра 19; 18). Это великое правило в Торе — “то, что ненавистно тебе, не делай другому” (Шабат 31а), ибо “по образу и подобию Вс-вышнего, создал Он человека” (Берешит 9; 6)».
Родственные браки с точки зрения Ислама
В Исламе запрещено заключать браки между кровными родственниками, а также между молочными родственниками, поскольку молочное родство приравнено в Исламе к кровному.
Самые близкие родственники, которые могут быть связаны брачными узами, это двоюродные брат и сестра. Хотя они и не являются кровными родственниками и кузенам не запрещено создавать семьи, такие браки в Исламе всё же считаются нежелательными.
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لا تنكحوا القرابة القريبة فإن الولد يخلق ضاويا
«Не женитесь на женщинах из числа близких родственниц, так как в этом случае ребёнок рождается хилым». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘Улум ад-Дин», т. 2, с. 41)
Под близким родством здесь подразумевается двоюродное родство с материнской или с отцовской стороны.
Исламские учёные поясняют нежелательность заключения браков между кузенами тем, что они, как правило, испытывают друг к другу родственные чувства, а не сексуальное влечение. Более того, современная наука подтверждает то, что было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).
Генетиками установлено, что чем ближе степень родства между супругами, тем выше опасность генетических осложнений для их потомства. И статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, поражённых теми или иными наследственными недугами, и частота ранней детской смертности в десятки, а то и в сотни раз выше, чем в неродственных браках.
Как пишется в книге «Фатх аль-му‘ин», чем дальше родство, тем лучше для создания брака. Но не стоит категорически порицать браки между двоюродными братьями и сёстрами и запрещать тем, кто искренне полюбил, быть счастливыми в браке.
Издревле правители и богатые семьи старались скреплять родство между собой, заключая браки между двоюродными братьями и сёстрами, часто даже вопреки их воле. Это было вызвано желанием сохранить власть и уберечь своё богатство от необходимости делиться с чужими.
Но бывали случаи, когда в результате близкородственных браков наследники престола рождались умственно отсталыми и были не способны править, и столь желанная власть, ради которой были принесены в жертву дети, рушилась в одночасье.
Браки между родственниками, например, троюродными братом и сестрой или другими родственниками, с одной стороны, помогают укрепить родственные связи и сблизить уходящее родство, с другой, несут большую потенциальную опасность.
Никто не застрахован от семейных сор и конфликтов, и не дай Аллах, случится так, что брак, в котором муж и жена являются друг другу родственниками, распадётся. В таких случаях будут испорчены отношения между родней, и те, кто ещё вчера назывались близкими, станут враждовать, что является крайне порицаемым с точки зрения Ислама. Нужно ценить и беречь родственные отношения, быть очень осторожными и всячески избегать плохого исхода.
Каждый волен выбирать, с кем ему связать свою судьбу, будь то с родственником или нет. Но главный критерий выбора второй половины — это следование заветам религии, благонравие и порядочность. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، تَرِبَتْ يَدَاكَ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки». (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)
Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Так, арабы говорят эти и подобные фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь же Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Алимчулов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Жены братьев по отношению друг к другу
Определение степени родства
Некоторые из терминов, определяющих степень родства, например, распространенное слово «предок», имеют общее значение: предком может быть любой человек из родословной, начиная с деда. Но есть термины, четко определяющие степень родства между лицами, и они должны употребляться лишь в своем значении.
Степени родства:
– Первая степень родства:
отец и дочь,
мать и дочь;
– Вторая степень родства:
дед и внучки,
бабка и внуки;
– Третья степень родства:
прадед и правнуки,
дядя и племянник,
тетя и племянница;
– Четвертая степень родства:
двоюродные сестры и братья,
двоюродный дед и внучатые племянники,
двоюродная бабка и внучатые племянницы;
– Пятая степень родства:
двоюродный дядя и двоюродные племянники
– Шестая степень родства:
троюродные сестры и братья;
Степени свойства:
– Первая степень свойства:
свекор и сноха,
тесть и зять,
теща и зять,
свекровь и сноха;
– Вторая степень свойства:
невестка и золовка,
зять и шурин,
зять и свояченица,
деверь и невестка;
– Четвертая степень свойства:
невестки (сношенницы).
Терминология родства очень разнообразна и сложна. Многие термины в современном языке исчезли или употребляются редко, некоторые распространены лишь на определенных территориях. Различают три группы терминов:
родства (отношения по крови),
свойства (по бракам),
близких (духовных) неродственных связей
Термины родства Термины свойства
Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:
Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
Брат — каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
Братанна — дочь брата, племянница по брату.
Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч — сын брата, племянник по брату.
Внук — сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука — дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Дед — отец матери или отца.
Дедина, дедка — тетка по дяде.
Дедич — прямой наследник по деду.
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич — племянник по тетке.
Дщерша — племянница по тетке.
Дядя — брат отца или матери.
Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник — старший в поколении.
Отчинник, отчич — сын, наследник.
Племянник — сын брата или сестры.
Племянница — дочь брата или сестры.
Племяш — родич, родственник.
Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник — первый известный представитель рода, от которого ведется родословие:
Сестра — дочь одних родителей.
Сестренница — двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
Сестренка,сестрина,сестричка — двоюродная сестра.
Сестренич, сестрич — сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
Сын — лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Тетка, тетя — сестра отца или матери.
Определение степеней родства:
Великий дядя — брат деда или бабки.
Великая тетка — сестра деда или бабки.
Внучатный, внучатый — о родстве, происходящем из третьего колена или еще далее.
Двоюродный — о родстве, происходящем из второго колена.
Кровный — о родстве в пределах одной семьи.
Малый дядя — брат отца или матери.
Малая тетка — сестра отца или матери
Однородный — о происхождении от одного отца.
Одноутробный — о происхождении от одной матери
Полнородный — о происхождении от одних родителей.
Пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
Родной — о происхождении от одних родителей.
Сводный — о происхождении от разных родителей.
Троюродный — см. Внучатый
Братаниха — жена двоюродного брата.
Братова — жена брата.
Вдова — женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
Вдовец — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
Деверь — брат мужа.
Жена — замужняя женщина по отношению к мужу.
Жених — сговоривший себе невесту.
Золовица, золовка, золова — сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять — муж дочери, сестры, золовки.
Муж — женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка — жена сына.
Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа
Свойственник — лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Свояки — лица, женатые на двух сестрах.
Свояки двоюродные — лица, женатые на двоюродных сестрах.
Сноха, сыноха — жена сына, невестка.
Сношенница — жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
Супруг — муж
Супруга — жена
Тесть — отец жены.
Теща — мать жены.
Шурин — родной брат жены.
Термины неродственных отношений
В жизни людей большое значение имеют близкие неродственные отношения, отразившиеся и на терминологии генеалогических поисков. Следует помнить о внешней близости этих терминов к терминам кровного родства и не путать их:
Брат крестный — сын крестного отца.
Брат крестовый, брат по кресту, брат названный — лица, обменявшиеся нательными крестами.
Дед крестный — отец крестного отца.
Дочь названная — приемыш, воспитанница.
Дядька — приставленный для ухода и надзора за ребенком.
Кум, кума — см: Отец крестный, мать крестная.
Мать крестная, мать крестовая — восприемница при обряде крещения.
Мать названная — мать приемышу, воспитаннику.
Мать молочная — мамка, кормилица.
Мать посаженная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
Мачеха — другая жена отца, неродная мать.
Отец крестный — восприемник у купели.
Отец названый — отец приемышу, воспитаннику
Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый — лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
Отчим — другой муж матери, неродной отец.
Падчерица — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок — сын неродной одному из супругов.
Сводные — братья и сестры от разных родителей.
Сын крестный (крестник) — лицо мужского пола по отношению к восприемнику.
Сын названый — приемыш, воспитанник.
Усыновленный — лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
Удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям.
Основные термины родства
Родословные термины
У каждого человека есть близкие родственники, с которыми он общается постоянно, и более дальние родственники, с которыми он общается реже. В обычной жизни мы редко пользуемся родословными терминами, которые касаются дальнего родства, то есть теми словами, как называются дальние родственники.
Наиболее распространёнными терминами родства являются мама, папа, дедушка и бабушка, брат и сестра, тётя и дядя. Их мы используем практически ежедневно, и знаем их с самого детства.
Если речь идет о более дальних родственниках, то вспомнить, как они называются, то есть с кем они приходятся нам, мы сразу и не можем.
Понятие родословной
У каждого человека есть своя ветвь, то есть линия родства. Это линия родства подразделяется на так называемые колена, когда происходит разветвление рода. Родственники могут быть кровными, то есть рождаться от одних родителей. Есть понятие отценачальник, то есть самый старший в поколении.
Поколение это название родственников одной степени родства, то есть они относятся к общему предку. Потомками называют людей, которые происходят из общего рода, то есть отношение человека к своим предкам. Потомков ещё могут называть потомством.
Прародители это те, от кого берёт начало род, первая известная из родословной пара.
Родом называют несколько поколений, которые происходят от одного предка или целое поколение.
У каждого ребенка есть отец и мать, это его родители. Всех родственников человека можно назвать словом родня. Родословная это перечень поколений целого рода, где происходит установление происхождения и степень родства.
Родословие означает то же самое, что и слово генеалогия. Тех людей, кто находится в родстве друг с другом, называют родственниками. А когда между людьми есть общие ближайшие родственники, то отношения между ними называют родство.
Свойства это определение близости между людьми, которое возникает не по родству, а исходя из брачного союза. То есть это отношение между одним из супругов и кровными родственниками второго супруга, а также установление отношений между родственниками супругов. То есть, люди, которые состоят в свойстве с кем-нибудь другим, можно назвать свойственниками.
Семья это группа живущих вместе родственников, которые часто объединены одной фамилией.
Подробности
Определение и термины в степени родства
Когда говорят о каком-то родственнике как внучатом, это значит что это родственник в третьем колене, то есть троюродный. Двоюродный родственник это тот, с кем вы состоите в родстве во втором поколении. А кровный родственник это когда родство происходит в пределах одной семьи.
Иногда можно встретить понятие пятиюродный, то есть родственник в пятом поколении по прапрадеду, четвероюродный, родственник в четвёртом поколении по прадеду, шестиюродный это родственники в шестом поколений по прапрапрапрадеду. Однако такие связи уже редко кто-то отслеживает.
Также раньше часто использовался термин незаконнорожденный, это значит, что человек родился от родителей, которые не состоялись в церковном браке.
Иногда супруги разводились, у них появлялись новые семьи и дети. Если у детей разные матери, но они происходят от одного отца, их называют единокровные или единородными братьями и сёстрами. А если же дети рождены от одной матери, но от разных отцов, то это однотрубные или единоутробные братья и сёстры.
Также детей рождённых в незаконном браке, то есть незаконнорожденных раньше могли называть побочный сын или побочная дочь. А тех, кто рождались от одних родителей, называли полнородными родственниками.
Раньше использовали термин привенчанный, то есть дети рожденные от одних родителей, но до того момента, как они вступили в брак, а потом ребёнка в этом браке признали.
Термины кровного родства
У каждого ребенка есть мать и отец, то есть те, кто его родили. Бабушка это мать одного из родителей, жена дедушки. Мать это женщина по отношению к своим детям, а отец это мужчина по отношению к своим детям.
Бабушка может быть и двоюродной, это сестра бабушки или дедушки. Есть понятие и троюродный бабушки, двоюродная сестра дедушки или бабушки.
Дедушка это отец отца или отец матери. Двоюродный дедушка это брат деда или бабушки. Троюродный дедушка это двоюродный брат дедушки или бабушки.
Брат это сын по отношению к другим детям в семье одних родителей.
Сестра это дочь одних и тех же родителей по отношению к другим их детям.
Кузен это двоюродный брат, а кузина — двоюродная сестра.
Дядей называют брата папы или мамы, или мужа тёти. Тётя или тетка это сестра папы или мамы, или же жена дяди.
Тётя и дядя могут быть двоюродными, это двоюродный брат одного из родителей, то же самое касается и двоюродной тёти, двоюродная сестра папы или мамы.
Внук это сын своего ребенка, сыновья племянников или племянниц. А внучка это дочка сына или дочери, или племянницы, племянника.
Внучатая двоюродная племянница это внучка двоюродного брата или сестры. А внучатая племянница это внучка брата или сестры, по-другому можно назвать троюродная племянница.
Есть понятие внучатые братья и сёстры, между собой они троюродные братья и сёстры.
Племянник это сын брата или сестры, а племянница это дочь брата или сестры.
Прабабушка это мама дедушки или бабушки. А правнук это сын внука или внучки. Прадедушка это отец дедушки или бабушки.
Есть родственники троюродные, троюродная сестра это дочь двоюродного дяди и тёти, а троюродная тётя это троюродная сестра отца или мамы. Троюродным братом называют сына двоюродного тёти или дядя, а троюродный дядя это троюродный брат одного из родителей.
Термины свойства
Вдовой называют женщину, которая не вышла замуж, то есть не вступила в брак, после смерти своего супруга. А вдовцом называют мужчину, который не женился повторно после смерти своей жены.
Деверь это брат супруга. А сестру мужа, а иногда и жену брата называют золовкой.
Жена это женщина по отношению к мужчине, которые состоят в браке. А муж это мужчина, по отношению к женщине, с которой он в браке.
Женихом называют парня, который сговорил себе девушку в невесты.
Зятем называют мужа жены для её родственников. Невестка это жена брата или жена сына. Также невестками называют жён одного брата по отношению к жене другого брата.
Сват и сватья это родители одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Свекр и свекровь это родители супруга по отношению к жене. А тесть и теща это родители невесты, жены, по отношению к мужу.
Свояк это муж свояченицы, то есть муж сестры супруги. Свояками называют мужчин, которые женаты на сёстрах. Свояченица это сестра супруги.
Снохой называют жену сына по отношению к его родителям.
Мужа и жену также называют супруг и супруга.
Брата жены называют шурин, а сын шурина это шурич.
Термины не родственных отношений
Люди, которые друг другу не приходится кровными родственниками, могут называть следующим образом.
Крестная мать и крестный отец это участники обряда крещения, которые выступают в роли духовных родителей ребёнка. Крещеные дети, сын или дочь, по отношению к крёстной матери или отцу называются крестник и крестницей.
Кум и кума это крестные отец и мать по отношению к родителю ребенка, которого крестили.
Названная мать это мать неродному ребенку, которого взяли на воспитание. Соответственно, названная дочь это воспитанница, приёмыш из другой семьи.
Мачеха это не родная мать, вторая или третья жена отца по отношению к его детям от своей первой жены. А отчим это не родной отец, следующий муж мамы по отношению к её детям от своего первого брака.
Падчерица это не родная дочь мужа или жены. Также дочь и сын могут быть приемными, то есть когда муж и жена усыновили чужого ребенка, мальчика или девочку.
Сводные братья и сёстры это дети, которые являются по отношению друг к другу таковыми по отчиму или мачехе.
Сиротой называют ребенка, в основном несовершеннолетнего, который потерял одного или обоих родителей.
Если супруги взяли на воспитание девочку, то по отношению к нему она называется удочеренная, а если мальчика, то он по отношению к ним называется усыновленный.