Регистрация дома на садовом участке
Регистрация дома на садовом участке
В 2021 году регистрация садового домика на дачном участке может проводиться по программе "дачной амнистии", если объект возведен до 2001 года, либо по требованиям Постановления Правительства № 1653 и Закона № 217-ФЗ.
Только жилые строения, прошедшие кадастровый учет и регистрацию в Росреестре, можно будет продать, подарить, обменять или передать по наследству.
Разберем, нужна ли регистрация садового дома в СНТ в 2021 году в обязательном порядке, и как проходит эта процедура.
Варианты регистрации
Какие строения подлежат регистрации на дачном участке? Объекты, предназначенные для постоянного проживания, либо для обеспечения жизнедеятельности граждан, подпадают под действие программы "дачной амнистии", если они возведены до 2001 года. Такой упрощенный порядок регистрации был продлен до конца 2020 года и позволяет закрепить права на следующие объекты:
- дачные строения, садовые домики и иные объекты, если они предназначены для длительного проживания;
- бани и гаражи, если они относятся к объектам капстроительства, т.е. возведены на фундаменты и не могут быть перемещены на другое место без отрыва от земли;
- иные виды построек, обустроенные на капитальном фундаменте (сараи, беседки и т.д.).
При наличии фундамента, строение относится к объектам капстроительства. Это позволяет их регистрировать в собственность по общим правилам Закона № 218-ФЗ и специальным требованиям Закона о дачной амнистии.
Для строений, возведенных после 2001 года, в том числе после принятия Закона № 217-ФЗ, предусмотрены дополнительные требования для регистрации:
- если конструкция объекта не позволяет его перемещать без соразмерного ущерба для его характеристик, он относится к недвижимости, а значит должен регистрироваться;
- закрепить права можно только на жилые строения, возведенные на участках для ведения садоводства, в том числе на территории СНТ;
- если участок выделен для ведения огородничества, жилые строения на нем возводить нельзя, а в регистрации будет отказано.
Следовательно, можно регистрировать садовый домик на садовом участке СНТ или иного некоммерческого товарищества. Если же гражданину или некоммерческому товариществу была предоставлена территория для разведения огородов, в регистрации строения будет отказано, даже если оно будет иметь все признаки объекта капстроительства. Муниципальные власти вправе предъявить требования о сносе незаконной постройки, возмещения ущерба для почвенного слоя земли.
Какие дачные дома можно не регистрировать в 2021 году? Не требуется регистрация, если садовый домик без фундамента, т.е. не является объектом капстроительства. Такой объект рассматривается как временное строение, которое можно легко перенести на другое место, в том числе и без разбора конструкций. Например, если летний садовый домик в СНТ предназначен только для сезонного пребывания граждан, не имеет фундамента, его не нужно регистрировать. Также не нужно оформлять права на хозяйственные и подсобные строения, если они не относятся к объектам капитального строительства.
Как зарегистрировать права по дачной амнистии
Если регистрация проходит по дачной амнистии, гражданину нужно подтвердить законность владения участком. Можно одновременно закрепить права на землю и жилое строение. Подтверждающим документом на земельный надел будет выписка правления СНТ или иного товарищества, распоряжение муниципальных властей, иные бланки и формы.
По нормам Закона о дачной амнистии, закрепление прав проходит по следующим этапам:
- после получения документов на землю, нужно обратиться к кадастровому инженеру, заказать технический план;
- инженером проводится обследование строения в натуре, определяются его характеристики и параметры, отражаются в текстовом и графическом блоке техплана;
- чтобы поставить домик на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, нужно подать заявление и техплан в Росреестр или учреждение МФЦ;
- подтверждающим документом после завершения всех процедур будет выписка ЕГРН, в которой указывается кадастровый номер объекта.
Размер и характеристики строения имеют существенное значение для принятия решения о регистрации и последующего налогообложения. Например, частное жилое строение не может иметь высоту более 3 этажей, иметь несколько изолированных помещений для проживания разных семей. Такие объекты рассматриваются как многоквартирные дома, а для разрешений на их строительство и эксплуатацию предусмотрены специальные правила.
Садовый или дачный домик до 50 кв. метров общей площади не подлежит налогообложению. Метраж будет подтверждаться кадастровыми сведениями ЕГРН и выпиской. Если же площадь зарегистрированного объекта больше 50 кв.м., ее можно исключить при расчете имущественного налога в декларации.
Регистрация садовых домов по Закону № 217-ФЗ
Как указывалось выше, на землях, предоставленных огородникам, никакого жилья возводить нельзя. При попытке зарегистрировать такой объект будет вынесен отказ. В отношении объектов, расположенных на территориях для садоводства, и предназначенных для постоянного проживания, регистрация проводится по следующим правилам:
- признание садового дома жилым объектом происходит на основании решения местного властного органа (естественно, решение будет принимать муниципалитет, на территории которого расположен дом);
- для обращения в муниципалитет нужно зарегистрировать право собственности по программе "дачной амнистии", либо в стандартном порядке (в муниципалитет нужно представить выписку ЕГРН, либо иной правоустанавливающий бланк);
- владелец домика должен получить техзаключение по обследованию состояния объекта через организации или ИП, состоящие в СРО;
- в обязательном порядке подается документ, подтверждающий наличие обременений права собственности (как правило, они указываются в выписке ЕГРН).
Таким образом, садовый дом будет признан жилым объектом только после подтверждения соответствующих характеристик в техническом заключении. Этот документ оформляется по нормам Закона № 384-ФЗ. При обследовании строения эксперты должны подтвердить соответствие нормам пожарной безопасности, соблюдения строительных нормативов и регламентов, указать схему расположения коммунальной инфраструктуры, иные сведения. Заключение должно содержать вывод о пригодности строения для постоянного проживания граждан.
Для обращения в муниципалитет нужно подтвердить, что домик уже зарегистрирован в собственность гражданина. Кроме указанной выше процедуры "дачной амнистии", это можно сделать по общим правилам. Если объект возводился до августа 2018 года, достаточно оформить техплан и подтвердить права на участок. При строительстве после 2018 года, нужно подавать в муниципалитет уведомления о начале и завершении работ.
Документы о признании садового дома жилым строением нужно подавать непосредственно в местный властный орган, либо через учреждения МФЦ. Срок рассмотрения документации не может превышать 45 дней, после чего собственник получит решение в письменной форме.
Местные власти могут вынести отказ в признании садового дома жилым объектом по следующим основаниям:
- если представлен неполный комплект документации;
- если по сведениям ЕГРН или иным документам не подтверждается зарегистрированное право собственности на строение;
- если целевое назначение земельного надела не позволяет возводить объекты для постоянного проживания.
Любой вариант регистрации завершается выдачей выписки ЕГРН. В этом документе отражаются сведения о собственнике садового дома, месте расположения объекта на участке, основных характеристиках и параметрах.
После регистрации прав и получения решения о признании садового дома жилым объектом, граждане могут на законном основании проживать в нем, оформлять прописку, совершать сделки по распоряжению недвижимостью. Одновременно возникнет ежегодная обязанность по уплате имущественного налога. Как указывалось выше, при общей площади дома менее 50 кв..м., платить налог не нужно.
Возможные проблемы при регистрации
Даже при использовании упрощенного режима регистрации по дачной амнистии, владелец садового дома может столкнуться с проблемами:
- отказ правления СНТ или муниципалитета выдать документ, подтверждающий законность владения участком;
- несоответствие строения требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости (превышение этажности, нарушение регламента по Закону № 384-ФЗ и т.д.);
- несоблюдение категории и целевого назначения участка, не позволяющего возводить объекты капстроительства.
При отказе выдать документы на землю, нужно заказать межевание через кадастрового инженера, согласовать границы надела с владельцами смежных участков. При возникновении проблем при согласовании, можно определить границы через суд.
Изменить категорию и целевое назначение земли крайне сложно. Сделать это можно в административном порядке (через муниципалитет), либо через суд. Однако если категория и целевое назначение закреплены градостроительным планом поселения, даже обращение в суд не принесет положительного результата.
Если характеристики объекта не соответствуют техрегламенту по Закону № 384-ФЗ, владельца могут обязать разобрать строение, либо устранить допущенные нарушения. Естественно, при выявлении таких нарушений регистрация и перевод садового дома в состав жилых строений будет невозможен.
Портал СНТ Виноградово
ОБСУЖДАЕМАЯ ТЕМА ПО СНТ – ПЕРЕХОД В НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ.
ОБСУЖДАЕМАЯ ТЕМА ПО СНТ – ПЕРЕХОД В НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ.
Садовые товарищества, соответствующие определенным критериям, могут получить возможность сменить свой статус и официально стать деревнями или частью каких-то населенных пунктов. Такие нормативы прорабатываются — законопроект вскоре будет внесен в Госдуму.
«Не хотим быть СНТ, хотим быть деревней», — это был один из пунктов, который активно обсуждался на парламентских слушаниях по проблемам садоводов, организованных перед майскими праздниками думским Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Сейчас садовые товарищества действительно имеют странноватый статус — как любит говорить известный дачник, глава общественной организации «Садоводы России» Андрей Туманов — «государства в государстве». Из зоны ответственности муниципальных властей они по большей части выпадают. Никакие нормативы, касающиеся количества школ, больниц, поликлиник, дорог и прочей инфраструктуры, дачников фактически не учитывают — они не постоянные жители.
Проблема обострилась после того, как с начала 2019 года вступил в силу новый закон о садоводах. Он позволяет капитальные дома на садовых участках оформлять как индивидуальные жилые дома и там «прописываться» по постоянному месту жительства.
А еще больше вопрос обострил коронавирус. Тут-то многих владельцев добротных дач и пробило желание съехать туда из тесных однушек-двушек насовсем. И даже — государство должно радоваться — оформить эту недвижимость законным образом (без этого прописку не получить).
Но жилой дом — это, конечно, хорошо. А инфраструктура? Она в садовых товариществах как бы по-прежнему не предполагается — это не населенный пункт. Теоретически закон о садоводстве, вступивший в силу с прошлого года, получать такой статус СНТ позволяет. Но алгоритм действий сложен и достаточно туманен. Ни одного такого случая пока не зафиксировано.
Есть и обратная сторона вопроса. Статус земель населенного пункта предполагает и более высокие налоги на недвижимость. Нет ли тут ловушки?
— После покупки садового участка надо готовиться к тому, что придется регулярно платить взносы, установленные общим собранием, и исполнять решения большинства. Все, что находится на территории СНТ, содержится и обслуживается только за счет садоводов: ремонт дорог, вывоз мусора, оплата общего освещения и содержание сетей и так далее, — объясняет адвокат по земельным и жилищным делам Светлана Жмурко. — Это, безусловно, бремя для владельца земельного участка. При этом земельный налог и налог на имущество физических лиц все же тоже платятся. В деревне дополнительных взносов нет. Оплачиваются только налоги и потребленная электроэнергия и газ (если есть). Дороги муниципальные, без шлагбаума и сторожей, электросети на балансе энергосетевой организации. Исполнять решения собраний, с которыми ты можешь быть и не согласен, не надо. Только федеральное и региональное законодательство.
Правда, как предполагают эксперты, шансы получить статус населенного пункта, скорее всего, будут у тех немногих СНТ, где хотя бы своя собственная инфраструктура в хорошем состоянии. Иначе финансовая нагрузка на муниципалитеты получится слишком большой. Они в существующих-то деревнях дороги починить не могут, куда им еще дополнительный балласт.
Автор: Информация
Похожие записи
КАК ПОЛУЧИТЬ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ, НЕ ОБРАЩАЯСЬ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНТ.
Как получить финансовую отчетность не обращаясь к председателю СНТ Член.
МОЖЕТ ЛИ СНТ РАСПОРЯДИТЬСЯ ЗАБРОШЕННЫМИ УЧАСТКАМИ?
Может ли СНТ распорядиться заброшенным участком Искать владельцев.
ИМУЩЕСТВО ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СНТ, ОНО ЕСТЬ ИЛИ ЕГО НЕТ?
Имущество общего пользования СНТ, оно есть или его нет? Одним из вопросов в.
ВАЖНО: НА ЧТО МОГУТ ПОЖАЛОВАТЬСЯ СОСЕДИ ПО ДАЧЕ
НА ЧТО МОГУТ ПОЖАЛОВАТЬСЯ СОСЕДИ ПО ДАЧЕ Дачный сезон в разгаре, очень.
ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ — СЧЁТНАЯ КОМИССИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ СНТ
СНТ.онлайн Счетная комиссия на общем собрании СНТ Работа счетной.
5 Комментария “ ОБСУЖДАЕМАЯ ТЕМА ПО СНТ – ПЕРЕХОД В НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ”
bereza
Хотя в нашем снт бесчинство правления, но нужно помнить,что бесплатный сыр бывает только в мышеловке
Информация
Председатель Союза садоводов России Олег Валенчук рассказал, какой механизм позволит СНТ стать отдельным населённым пунктом. В данный момент в России уже разрабатывается подобный механизм. Многие дачники выступают за подобное нововведение, так как после получения подобного статуса будет изменена категория земель от сельскохозяйственной до земли со статусом населённого пункта – собственники дач получат право оформить прописку или построить жилое строение, оформить там прописку.
Кроме того, желание стать частью населенного пункта, как правило, связано с тем, что дачники хотят иметь необходимую инфраструктуру в шаговой доступности — например, магазины, школы, детские сады, поликлиники и так далее. Еще один распространенный мотив — ряд товариществ полагает, что включение в границы населенного пункта поможет решить вопрос с беспределом правления или председателя.
Примеры, когда СНТ оказывались в границах поселений, существуют. Например, все СНТ вокруг города Жуковский Московской области вошли в его границы. То же самое произошло с дачниками в Новой Москве. Есть примеры в Севастополе и Санкт-Петербурге.
Кроме ощутимых плюсов — не надо платить взносы, дороги и общий свет за счет бюджета, не нужно платить земельный налог за земли общего пользования. Существуют и минусы — более высокая кадастровая стоимость земельных участков и домов (в среднем она будет выше на 15-20%), соответственно, повысятся и налоги, утрата прямого запрета на изменение временного разрешенного использования отдельных участков (нельзя будет изменить ВРИ участков, пока действует СНТ как юрлицо). Да и отдельной территории уже не получится. Ворота на въезде в СНТ придется снести.
— Работа по развитию механизма придания территории СНТ статуса нового населенного пункта ведется Государственной Думой при участи Союза садоводов России. Нам предстоит четко обозначить критерии, при наличии которых территория товарищества будет иметь все основания получить статус населенного пункта. Но необходимо понимать, для каких целей каждое конкретное товарищество осуществляет такой переход, ведь при этом есть не только положительные моменты, но и всегда имеется обратная сторона.
Источник: Российская Газета
boris
Землю под садовые участки стали выдавать во времена СССР, скрепя сердце и не из любви к гражданам, и не для их отдыха, а что бы они могли кормить сами себя, ведь государство с этим не справлялось. И в 90-ых эти участки многих спасли от голода. И помним, что для СНТ давали не угодья, чтобы они не пустовали. Это были не плантации для выращивания садово-ягодных культур и не поля для выращивания овощных культур. Это сорняки, дороги с ухабами, грязь возле домов, поборы и всё это за 6 соток. Лопаты, вилы, тяпки для видимости, обходились одной лопатой. Дышать воздухом ? Тогда в леса, на плантации и поля. Для отдыха — отдельные территории.
И стоит напомнить, что даже земля тогда была в собственности не садовода , а в собственности государства . А теперь, даже спустя много лет , государство, отдав в собственность участок садоводам, сделало это отнюдь не из любви к гражданам, а что бы брать с них в том или ином виде, деньги .Но как и во всех сферах жизни современной России проблема в одном — в отношении государства в лице чиновников к своим гражданам, а потому и все проблемы в нашей стране рукотворны.
А потому и делают с нашими возрожденными к жизни участками, что хотят. И сверху и вокруг и внутри – всё под контролем, в том числе и денежном. И законы все на это заточены. И если поставлена задача ликвидировать СНТ, то так оно рано или поздно будет. А чего не взять- то ? Ведь первоначальные не угодья остались только в памяти уже немногих людей, многие СНТ «упакованы» лучше деревень. А необходимость решать вопрос соединения с так называемыми сельскими поселениями самими садоводам — фикция. Просто пока у государства нет для этого денег. Но можно не сомневаться – оно найдёт способ решить и этот вопрос за нас счет. А нужно ли это нам? Кому, как и мнения на этот счет у всех разные. Но это никого не волнует, вопрос времени.
nikolay
Правовые аспекты ликвидации СНТ описаны в ст. 28 217-ФЗ и ст. 61-64 ГК РФ.
Ст. 17 (пункт 23, часть 1) 217-ФЗ определяет процесс ликвидации юрлица, указывая на создание ликвидационной комиссии. В течение 3-х рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо в письменной форме сообщить об этом в регистрационные органы, то есть уведомить их о том, что СНТ находится в процессе ликвидации.
Местная администрация устанавливает алгоритм действий, определяя количество жилых домов для образования нового муниципального образования, руководствуясь местным Законом об административно-территориальном устройстве.
Возможный механизм перехода
1. Проведение общего собрания садоводов о ликвидации СНТ как юрлица и переформировании его в сельское поселение (не менее 2/3 голосов от общего количества членов СНТ).
2. Утверждение на ОС ликвидационной комиссии, которая будет представлять интересы СНТ во всех гос.органах без доверенности.
3. Уведомление ИФНС о ликвидации СНТ.
4. Произведение полного расчета по договорам, заключенным от имени упраздняемого юрлица.
5. Составление и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
6. Направление заявления в Росреестр об отказе от права собственности на ЗОП, согласно ст. 56 «Особенности осуществления гос.регистрации прекращения права собственности на ЗУ или земельную долю вследствие отказа от права собственности» 218-ФЗ, с одновременной подачей документов для регистрации ликвидации СНТ и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ (с уплатой госпошлины).
7. Направление заявления в Энергосетевую компанию о принятии на баланс электросетей как бесхозяйных и переход на прямые договора с пониженным сельским тарифом.
8. Направление заявления в муниципалитет о решении ОС с приложениями всех остальных заявлений для изменения Плана территории и внесения в него вновь образованного образования.
Обоснование ликвидации СНТ и переформирования его в сельское поселение
• решение ОС членов СНТ,
• значительное увеличение стоимости возведения и ремонта объектов общей инфраструктуры (электросетей, газопровода и скважин),
• долги по земельному и иным налогам и платежам из-за нежелания садоводов оплачивать членские и целевые взносы,
• невозможность ведения совместной деятельности в рамках одного юрлица из-за конфликта вследствие массовых злоупотреблений членов СНТ.
Плюсы такого перехода.
Во-первых, не надо оплачивать членские и целевые взносы, а также налог на ЗОП.
Во-вторых, электросети автоматически передаются в энергосбытовые компании как бесхозяйные, а все пользователи переводятся на прямые договора с энергосбытом. Таким образом, исчезает необходимость оплаты потерь и расходов на общее имущество (фонари, насосы и т.п.). Снизится тариф на электроэнергию (для сельского поселения он ниже).
Содержание дорог и их освещение ложится на плечи муниципалитета.
Если к вашему СНТ не ходил автобус, то теперь муниципалитет должен организовать транспортную доступность до вновь образованного поселка.
Вы официально получаете адрес и прописку, прикрепляетесь к определенной поликлинике, а ваши дети — к детсаду и школе.
Минусы ликвидации СНТ
1. Если муниципалитеты не изыщут денег на развитие нового поселка, то найдут УК, которая будет заниматься тем же, чем и правление СНТ, но только плату за свое обслуживание будет собирать ежемесячно. На выходе может получиться сумма больше, чем вы уплачивали ранее в СНТ.
2. Механизм перевода земель из категории для садоводства в категорию ИЖС достаточно длителен. А если вы так и останетесь в категории земель для садоводства, то у муниципалитета не будет никаких законных прав и обязанностей заниматься благоустройством вашей территории.
3. Заброшенные участки могут скупить коммерческие организации, которые построят на них гостиницы, автомойки и т.п., уничтожив тихую загородную жизнь.
4. Если все земли СНТ будут переведены в ИЖС, то, соответственно, возникнет необходимость построить дом в течение 3-10 лет («Собственник ЗУ, предназначенного для ИЖС, должен приступить к использованию его по назначению в течение 3 лет», ст. 284 ГК РФ) во избежание начисления штрафных санкций, согласно КоАП.
И кому это надо?
evgenik
Какие же все умные. А Овчинникова всех за дураков держит. Такая важная информация а на официозе ничего подобного нет. Виноват. Детскую площадку убрали и объявление написали чтоб не сорили. Дело хорошее но обыденное.Входит в обязанности правления. Только вот в следующий раз убирающимся перчатки нужно выдать. А то кто то из бутылок пьёт, а кто то их руками за это самое облизанное горлышко убирает. Да и объявление на площадке повесить, а не на сайте. Ведь кто там не бывает тот не не сорит.
А за законами надо следить и людей информировать. Если законы знать и исполнять, тогда критиковать будет не за что и не кому.
Несколько вопросов к Закону о ведении гражданами садоводства и огородничества
Хотелось бы снова обсудить со специалистами несколько вопросов, касающихся Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ).
1) Согласно ст. 3 Закона № 217-ФЗ:
имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;
земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;
территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
Согласно ст. 23 Закона № 217-ФЗ в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
находятся в собственности учредителей товарищества;
составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
При подготовке документации по планировке территории для такого товарищества в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества.
В соответствии с п. 2.1, 3 ст. 123.12 ГК РФ имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанный земельный участок. Аналогичные нормы есть и в Законе № 217-ФЗ.
Во-первых, получается, что на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд могут быть определены земельные участки общего назначения только тогда, когда в отношении такой территории утверждена документация по планировке? А при подготовке документации по планировке территории в границы территории товарищества можно включать только те земельные участки, которые находятся в собственности учредителей товарищества? А что, если на момент вступления в силу Закона № 217-ФЗ у нас существует ситуация, в которой в отношении территории товарищества утверждена документация по планировке, в ней обозначены земельные участки общего назначения, но эти земельные участки не принадлежат ни товариществу, ни учредителям товарищества, ни кому-либо из членов товарищества, а принадлежат на праве частной собственности третьему лицу? Это означает, что у товарищества нет земельных участков общего назначения? А если в отношении этих земельных участков установлен публичный сервитут для прохода и проезда и частный сервитут для размещения инженерных коммуникаций – это что-то меняет?
Во-вторых, в описанной мной ситуации, если третье лицо – частный собственник земельных участков общего назначения категорически отказывается продавать их, сдавать в аренду, добровольно предоставлять сервитут и т.п., что делать? Механизмы принудительного прекращения права собственности в этой ситуации не работают. Принудительно установить можно только сервитут, но решит ли он все проблемы?
В-третьих, можно ли вывести из норм ГК РФ и Закона № 217-ФЗ запрет на отчуждение отдельных земельных участков на определенной территории без одновременного отчуждения земельных участков общего назначения (или долей в праве собственности на них)? То есть может и дальше работать схема, в которой некое лицо – собственник большого земельного участка делит его на части, создает поселок с отдельными земельными участками и земельными участками общего назначения, продает отдельные земельные участки третьим лицам, а земельные участки общего назначения оставляет за собой?
2) Согласно ст. 4 Закона № 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
И еще есть много интересных норм в гл. 6 Закона № 217-ФЗ. Например, о том, что управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с данным законом. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (ст. 24).
Во-первых, можно ли создать несколько товариществ на одной территории, если в отношении этой территории не утверждена документация по планировке? Буквальное толкование ст. 3 и 4 Закона № 217-ФЗ позволяет предположить, что можно.
Во-вторых, что делать, если на момент вступления в силу Закона № 217-ФЗ на одной территории уже создано несколько товариществ? Обратимся к уже приведенному мной примеру, когда на территории товарищества отдельные земельные участки с домами на них принадлежат членам товарищества, а вот земельные участки общего назначения (например, дороги) оказались в собственности третьих лиц – не членов товарищества. И собственники отдельных земельных участков создали СНТ № 1, а собственники дорог – СНТ № 2. Какое из СНТ должно продолжить свое существование после вступления в силу Закона № 217-ФЗ? И как прекратить существование «конкурирующего» СНТ?
Стоит ли верить акиматам, не принимающим документы по «земельному вопросу» — юрист
Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы наших читателей по земельным проблемам, которые они прислали на “горячую линию”. Сегодня юрист Бакытжан БАЗАРБЕК подробно объясняет, как разобраться с целевым назначением участков, можно ли жить на дачах и стоит ли верить чиновникам акиматов, которые не принимают документы.
Ограничения и выкуп
– Мой родной брат купил земельный участок с целевым назначением ИЖС. В графе “Ограничение” указано: обеспечить проезд по участку. Как с этим быть? Насколько это серьезное ограничение? Со слов продавца, это осталось, еще когда там было поле.
С уважением Ерамир
– Согласно статье 68 Земельного кодекса, физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках. При этом, если земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен или частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через него, если это не причиняет вреда частному собственнику или землепользователю.
Другими словами, если, согласно идентификационному документу, есть такое ограничение, как обеспечение проезда по участку, значит, нужно соблюдать это требование. По Земельному кодексу вы обязаны обеспечить свободный проезд через свой участок, если иной возможности проезда нет.
– Здравствуйте! Проблема такого рода: мне достался участок с домом от бабушки. У нее был старый госакт, в котором значилось 12 соток земли. На самом деле после переизмерения там оказалось 18 соток. Участок неделимый. Аким говорит, что я должен купить эти 6 соток. Можно как-то решить эту проблему? И хотел добавить: бабушка принимала от деда 18 соток, есть от нотариуса свидетельство о праве на наследство по закону от 1.04.1993 г. Есть план земельного участка, где указано 18 соток.
Вaсилий Шмойлов
– Дорогой Василий! Во-первых, непонятно, у вас 18 соток с каким целевым назначением? Для индивидуального жилищного строительства либо под эксплуатацию индивидуального жилого дома, согласно Земельному кодексу, отводится 0,10 гектара, другими словами, 10 соток. Есть личное (подсобное) хозяйство, где участки на орошаемых угодьях отводятся в размере – 0,15 гектара. Если участок отведен под дачное строительство, там стандартный размер, согласно ЗК РК, 0,12 гектара. В вашем случае так и выходит, если остальные 6 соток вынуждают выкупить. При этом у вас участок неделимый, а они, согласно статье 51 Земельного кодекса, разделу не подлежат. Разве что путем изменения целевого назначения. Юрист по земельному праву Базарбек ответил на самые острые вопросы читателей "Каравана"
Непонятно вещное право на землю (вы указали о наличии свидетельства права на наследство – в те годы существовало право пожизненного наследуемого владения). Поэтому необходимо вам дать уточнение по этим вопросам. Могу сказать, что акимат вам выдаст безвозмездно целевое назначение, скажем, под обслуживание индивидуального жилого дома на размер, предусмотренный законодательством. В случае если размер будет превышать, то вам придется оплачивать выкуп на превышающую часть земли. Согласно базовым ставкам платы за земельные участки с учетом поправочных коэффициентов, утвержденных местными представительными органами.
Дачные проблемы и мораторий
– Кто и на основании какого документа в компетенции присоединить земли дачных кооперативов и садоводческих товариществ к населенным пунктам? Нужно ли для этого менять целевое назначение земель с ЛПХ на ИЖС? Много казахстанцев живут на дачах, это их постоянное и ЕДИНСТВЕННОЕ место жительства, им приходится за свой счет обустраивать инфраструктуру – протягивать свет (устанавливать столбы и тянуть кабель), собирать деньги на строительство дорожного полотна, о центральном водопроводе и газе речи вообще быть не может. Если же присоединить дачи к населенным пунктам, появится возможность строить инфраструктуру за счет бюджета. Может, начальники специально ввиду повсеместного сокращения бюджета не делают этого?
Данияр
– Необходимо отметить, присоединение земель дачных кооперативов и садоводческих товариществ (ДК и СТ) к населенным пунктам осуществляется на основе градостроительной документации. При этом все это зависит от статуса населенного пункта.
Согласно пункту 1 статьи 108 Земельного кодекса, установление и изменение границ (черты) населенных пунктов производится на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации по совместному представлению соответствующих органов землеустройства, архитектуры и градостроительства.
Если речь идет о городах республиканского значения и столице Республики Казахстан, то устанавливаются и изменяются границы правительством Республики Казахстан. Если о городах областного значения – то совместным решением областных представительных и исполнительных органов по согласованию с правительством Республики Казахстан.
Границы поселков и сел устанавливаются и изменяются совместным решением районных (городских) представительных и исполнительных органов.
Относительно того, как сложно приходится людям, проживающим на дачных и садоводческих участках. Если начистоту, на таких участках запрещается проектирование и строительство индивидуального жилого дома. Но в условиях безысходности граждане забывают о нецелевом использовании, а контролирующие органы в связи с массовым характером данного явления стараются не прибегать к изъятию.
Согласно статье 108 Земельного кодекса, граждане, являющиеся собственниками земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединяться в простые товарищества, садоводческие или иные потребительские кооперативы, правовое положение которых определяется законами Республики Казахстан. Изъятие земель для госнужд это узаконенное вмешательство в частную собственность — юрист
Такая форма кооперации в условиях, когда местные исполнительные органы отказывают в изменении целевого назначения, может быть полезна в части взаимодействия кооператива с властями, территориальными органами по вопросам обустройства, благоустройства местности, обеспечения инженерных сетей. Нужно работать с акиматами бок о бок, так вы можете реализовать свои права. Но требовать что-либо не можете – целевое назначение земли не позволяет…
– Добрый день. У нас проблема с оформлением дачного участка. На данный момент участок относится к дачному кооперативу, мы хотели его оформить на себя, чтобы в будущем не было проблем с продажей. Участок находится в Акшийском районе Алматинской области. Собрав все документы, пришли в акимат, а нам объявили, что сейчас мораторий на оформление, и даже не сказали, когда можно будет прийти. Они вообще вправе нам отказать? Или это очередная бюрократическая контора, которая не хочет шевелиться бесплатно. Буду рада за любые советы и ссылки на статьи кодекса.
Спасибо! С уважением Екатерина Лысенко
– Уважаемая Екатерина! Согласно пункту 4 статьи 102 Земельного кодекса, граждане, являющиеся собственниками земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединяться в простые товарищества, садоводческие или иные потребительские кооперативы. Так что объединялись в дачный кооператив, по всей видимости, вы либо до вас прошлый владелец добровольно.
В Генплане и планах детальной планировки и застройки эти районы, где расположены ваши дачи, обозначены как дачный кооператив, скажем, “Юбилейный”. По всей видимости, они отведены вам на право землепользования, раз вы пользуетесь.
Что касается отказа акиматов, то действительно в прошлом году после известных событий был принят Закон о наложении моратория на применение некоторых статей Земельного кодекса. Согласно закону, было наложено ограничение в предоставлении, выкупе, сегментации, изменении целевого назначения, перепродаже земель сельскохозяйственного назначения. Пока мораторий действует до декабря 2021 года, но мы надеемся, что по отношению к гражданам Республики Казахстан примут послабления. Конечно, если переоформление вашего дачного участка подпадает под юридическую силу данного закона, то акиматы обязаны вам отказать.