Management-study.ru

Студия менеджмента
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях

Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях

Все части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания: при союзной связи обычно запятыми, при бессоюзной – запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно отделяется запятыми с обеих сторон.

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.С. Пушкин). [ , (откуда), ].

Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется.

Частица или сочинительный союз перед подчинительным союзом

Если придаточное предложение следует за главным и перед подчинительным союзом или союзным словом стоит частица не или союзы и, либо, или, ни – ни и т.п., придаточное предложение не отделяется от главного.

Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь, ни что ему было нужно. Важно не когда начнется концерт, а кто будет петь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоят слова особенно, в частности, то есть, например, просто и т.п., запятая после этих слов не ставится.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед подчинительным союзом стоят частицы только, как раз, лишь, исключительно и т.п., запятая ставится перед ними (хотя при произнесении таких предложений пауза перед частицей не делается).

Я приду, только чтобы лишний раз убедиться в бесполезности этого предприятия.

Сложные подчинительные союзы

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока и т.д.) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что и т.п.).

Доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею. (М.Ю. Лермонтов) Он был испачкан и, прежде чем пойти на трибуну, долго мыл в конторе лицо и руки. Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но независимо от одобрения или неодобрения покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали. (И.Ильф, Е.Петров). Дело в том, что по договоренности с бригадиром мы должны были собрать яблоки с одной старой яблони, с тем чтобы половину урожая отдать колхозу, а половину себе. (Ф.Искандер)

Но бывает, что первая часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению, как будто возвращая себе значение указательного слова (иными словами, происходит расчленение сложного союза); тогда запятая ставится перед второй частью союза (а перед первой уже не ставится!).

Самым разумным было бы, конечно, кричать до тех пор, пока кто-нибудь не придет, и потом сдаться пришедшему в плен. (И.Ильф, Е.Петров)

Расчленение сложного союза обычно происходит,

если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово;

. И, может быть, именно потому, что она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. (В.В. Набоков); Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно. (М.Ю. Лермонтов); При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости. (Л.Н. Толстой);

если первая часть включена в ряд однородных членов или параллельных конструкций;

Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, чтобы не утратить руководства игрой, так и для того, чтобы не выйти из состояния игралища. (В.В. Набоков) Но от сильного волнения или, как уточняют другие, оттого, что у него были скользкие после персика руки, он никак не мог расстегнуть кобуру. (Ф.Искандер). Яшка уговаривал меня остаться на ночь, но я отказался. И потому, что спешил, и потому, что оскорбил бы этим наших, к которым не зашел. Он сказал, что снова напоминает об этом не для того, чтобы упростить подвиг Колчерукого, а для того, чтобы молодежь лишний раз убедилась в преимуществе смелых решений. Но или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов. (Л.Н. Толстой).

Если придаточное предложение предшествует главному, запятую перед второй частью союза ставить нельзя.

В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ. (Л.Н. Толстой) С тех пор как грозный судия мне дал всеведенье пророка, в сердцах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Ю. Лермонтов)

Читайте так же:
Наследники семейный кодекс
Упражнения

1. На месте каких цифр нужны запятые?

Греки считали (1) что у их обожаемого Гомера (2) был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду (3) о том (4) как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не (5) потому (6) что Гомер был хуже (7) а (8) потому (9) что его поэмы о войне (10) а Гесиод воспевал мир.

Ответ. 1, 4, 6, 7, 9, 10.

2. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) После того, как затихла история с анонимным письмом, родственник Колчерукого снова через одного человека осторожно напомнил ему насчет телки. (Ф.Искандер)

2) Напоследок он передал, чтобы его родственник прислушивался и присматривался к окружающим, с тем, чтобы при первом же подозрении дать ему, Колчерукому, сигнал. (Ф.Искандер)

3) Эта категория посещает музеи именно потому, что они расположены в прекрасных зданиях. (И.Ильф, Е. Петров)

Стык двух союзов

Если в предложении подряд следуют два союза, то запятая между ними обычно ставится; при этом придаточное, которое начинается со второго по порядку союза, можно опустить или перенести в другое место:

Мне приходит в голову, что, пока мы их ищем, они вернулись на наше место и ждут нас.

(Ср.: Мне приходит в голову, что они вернулись на наше место и ждут нас.) К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Скажи ему, что, если я скоро умру, можно будет ему приходить без подношенья. (Ф.Искандер)

Но если нельзя изъять придаточное, начинающееся со второго союза, без перестройки всего предложения, то запятая между союзами не ставится; обычно это бывает, если у второго подчинительного союза есть вторая часть (если. то, когда. то, хотя. но).

Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

(Если изъять второе придаточное, получится Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что то надо будет отдать). Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь. (М.Ю. Лермонтов) Воробьянинов оказался бездарным железнодорожным зайцем, и так как попытки его сесть в поезд оказались безуспешными, то ему пришлось выступить около «Цветника» в качестве бывшего попечителя учебного округа. (И.Ильф, Е.Петров).

Если придаточное предложение идет после присоединительного союза (в начале предложения, после точки), то запятая никогда не ставится после союза а, обычно не ставится после и, обычно ставится после союза однако и может ставиться или не ставиться после союза но.

А если к сказанному добавить, что Глав. Экс. вез в Москву большую корзину божественных персиков, нежных и желтых, как свежевылупленные цыплята, все становится еще более понятным и человечным. И хотя все, безусловно, знали, что поезд приближается именно к Москве, напоминание диктора было приятно. (Ф.Искандер) И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья. Но так как он обитает на третьем этаже, а служебный день уже окончился, он быстро бежит вниз и покидает учреждение. (И.Ильф, Е.Петров)

Однородные части сложных предложений

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительной связью и при этом имеют какой-либо общий элемент: общий член предложения, общее придаточное или общее главное предложение для двух или нескольких придаточных. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах, в частности, не ставится запятая между однородными частями, если они соединены одиночным союзом и, или, либо.

Примеры сложноподчиненных предложений с однородными придаточными.

Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.

[ ], (что), (когда) и (когда).

Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

Пока «Скрябин» готовился к дальнейшему плаванью, пока капитан переговаривался в трубку с машинным отделением и топки пылали, грея воду, духовой оркестр снова сошел на берег и, к общему удовольствию, стал играть танцы.

Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась_ и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника». (И.Ильф, Е.Петров)

Примеры сложносочиненных предложений с общим для двух частей членом.

Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, которого волокли за ноги на кухню. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель». (И.Ильф, Е.Петров)

Пример сложной синтаксической конструкции (предложения с сочинительной и подчинительной связью), где у двух частей, соединенных сочинительной связью, есть общее придаточное предложение:

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее_ и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

Читайте так же:
Какие стены можно сносить в панельном доме

(по мере того как), [ ] _ и [ ].

Придаточное, состоящее из одного слова

Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова – относительного местоимения или наречия, оно не отделяется запятой от главного.

Не знаю для кого, но вас я воскресил. (А.С. Грибоедов) «Я не знаю почему», – продолжала она, оправившись. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями, сами не зная куда. (Л.Н. Толстой)

Упражнения

1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Когда прошло минут пять после звонка (1) и никто еще не входил (2) наступило такое предчувствие счастья (3) что, казалось, сердце не выдержит (4) если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется (5) и географ, по привычке своей почти бегом, влетит в класс. (В.В. Набоков)

Ответ. 2, 3, 4.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. . Поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. (А.П. Чехов)

2. . Иван Иваныч идет к Петру Петровичу, и все в городе знают зачем. (И.А. Гончаров)

3. А хуже всего было то, что когда он произнес эту свою шутку богатого гуляки, я заметил, что она улыбнулась в уже пригубленный стакан. (Ф.Искандер)

4. Я успеваю сообразить, что, если она ужаснется от стыда или отвращения, когда я ее поцелую, я постараюсь объяснить это своим невменяемым состоянием. (Ф.Искандер)

5. Но судьба судила так, что, прежде чем свидеться с Эрнестом Павловичем, Остапу пришлось задержаться часа на два для подписания небольшого протокола. (И.Ильф, Е.Петров)

3. Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна.

Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

Ответ. 3, 6, 7, 8; 4.

Ответьте на вопросы:

1) Можно ли поставить запятую перед второй частью сложного подчинительного союза, если придаточное предложение предшествует главному?

2) На какие сложные предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах?

Как правильно расставлять запятые

zapyatiye-v-predlozheniyah

В перечислениях однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми.

В его коллекции были испанские, немецкие, китайские и даже мадагаскарские монеты.

Здесь запятыми отделены все однородные прилагательные, кроме последних — «китайские и даже мадагаскарские». Их связывает союз «и», и тут знаки препинания не нужны. То же правило относится к союзам «или» и «да».

Щи да каша — пища наша.

Он уехал домой или отправился в гости.

Но если союзы повторяются, то запятая перед ними нужна.

В его коллекции были и испанские, и немецкие, и китайские, и даже мадагаскарские монеты.

В этом примере союз «и» повторяется перед каждым однородным членом, поэтому возникает необходимость поставить запятые.

Однородными членами бывают не только отдельные слова, но и группы слов. В таком случае каждая группа считается отдельным однородным членом.

В его коллекции были монеты из разных стран: испанские и немецкие, китайские и мадагаскарские.

Примечание: Запятыми не разделяются однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если они являются частью устойчивых выражений.

Измученный ночными кошмарами, он поднялся с постели ни свет ни заря.

Несмотря на повторяющиеся союзы «ни … ни», запятая здесь не ставится. Тот же принцип работает в устойчивых выражениях «ни пуха ни пера», «ни рыба ни мясо» и многих других.

Запятые между прилагательными

Идущие подряд прилагательные могут быть однородными определениями (если они характеризуют одно и то же свойство предмета) или неоднородными (если рассматриваются разные свойства предмета).

Когда мы имеем дело с однородными определениями, запятая нужна, а если с неоднородными — запятую ставить не надо.

В его коллекции были испанские, немецкие, китайские и даже мадагаскарские монеты.

Тут приводятся однородные определения: они указывают на один и тот же признак — происхождение монет.

А здесь характеризуются разные признаки — возраст и внешний вид:

В его коллекции были красивые старинные монеты.

Запятые в вводных конструкциях

Вводные слова или фразы веделяются запятыми.

К несчастью, он попал в пробку и опоздал на собеседование.

Запятыми выделяется вводная конструкция «к несчастью».

Примечание: В зависимости от контекста, одни и те же слова могут как быть вводными, так и не быть. Во втором случае запятые не нужны:

Если садиться пьяным за руль, это может привести к несчастью на дороге.

Еще один пример:

Шеф пребывал, надо сказать, в самом отвратительном настроении.

Здесь «надо сказать» — вводная конструкция, поэтому запятые ставятся.

Надо сказать об этом Петровичу.

В этом примере «надо сказать» — полноправный член предложения, так что выделение запятыми не требуется.

Читайте так же:
Что входит в техобслуживание дома

Есть слова, которые иногда по ошибке причисляют к вводным конструкциям: “авось”, “вряд ли”, “вдобавок”, “вдруг”, “даже”, “наверняка” и т.п. Тут знаки препинания не нужны.

Авось получится заночевать у знакомых.

Запятая при обращении

– Я не понимаю, Серёжа, на что ты надеешься.

Обращение «Серёжа» с двух сторон выделяется запятыми.

В самом обращении, состоящем из нескольких слов, знаки препинания не нужны:

Что бы мы без вас делали, дорогой Леонид Ильич!

После “дорогой” запятая не ставится.

Запятыми отделяются простые предложения, входящие в состав сложного

Пока она складывала вещи в сумку, он ей не мешал.

Стемнело, и они решили разойтись по домам.

Он так и не придумал, что сказать в своё оправдание.

Если в сложноподчинённом предложении придаточное предложение состоит из одного слова, необходимость в запятой отпадает.

Он давно собирался ей во всём признаться, но до сих пор не знал как.

Если у главного предложения есть несколько придаточных, действует тот же принцип, что и с однородными членами: нет союзов – ставим между ними запятые, есть одиночный союз “и”, “или”, “да” – запятые не ставим.

Ему стало понятно, что обида ещё не прошла и что любые оправдания вызовут только озлобление.

Ему стало понятно, что придется запастись терпением или вовсе забыть о Маше.

Ему ничего не оставалось делать, как ехать в город да покупать новые сапожки.

Запятые в предложениях с причастиями и деепричастиями

В причастных оборотах расстановка запятых зависит от того, где стоит определяемое слово: если перед причастным оборотом – нужны запятые, если после – не нужны.

После отпуска, потраченного на всякую ерунду, она не чувствовала себя отдохнувшей.

Определяемое слово «отпуск» идет перед причастным оборотом «потраченного на всякую ерунду», так что выделяем его запятыми.

После потраченного на всякую ерунду отпуска она не чувствовала себя отдохнувшей.

Здесь «отпуск» идет после причастного оборота, поэтому запятую не ставим.

Деепричастные обороты в любом случае выделяются запятыми:

Вломившись в комнату, они устроили обыск.

Они устроили обыск, вломившись в комнату.

Примечание: Одиночные деепричастия не выделяют запятыми, если они характеризуют само описываемое действие.

Следователь не торопясь перелистывал дело.

Деепричастие «не торопясь» поясняет, как именно следователь листал дело, и здесь оно ближе по значению к наречию. Запятую не ставим.

Однако запятая ставится, если одиночное деепричастие указывает на какое-то другое, отдельное действие:

Следователь, нахмурившись, принялся перелистывать дело.

Здесь два действия – «нахмурился» и «принялся перелистывать». Деепричастие надо выделить запятыми.

Запятая перед союзами

Есть союзы, перед которыми запятая ставится в обязательном порядке: “а”, “но”, “как”, “что”, “чтобы”. Однако в некоторых устойчивых выражениях – вне зависимости от союзов – запятая не нужна.

Он был мужик что надо.

Три года он где-то шлялся, а потом явился как ни в чём не бывало.

Устойчивые выражения «что надо» и «как ни в чём не бывало» не предполагают наличия запятых.

Запятая перед “как”

В сравнительных оборотах или в оборотах, схожих по смыслу с вводными словами, перед союзом “как” ставится запятая.

Автобус, как всегда, пришёл с двадцатиминутным опозданием.

Оборот «как всегда» выполняет ту же роль, что и вводные слова, – ставим запятую.

Его взгляд был мутный, как вода в придорожной луже.

Сравнительный оборот – ставим запятую.

А вот в устойчивых выражениях запятая не нужна:

Ожидая его прихода, она сидела как на иголках.

Если “как” входит в состав сказуемого, запятую тоже не ставим:

Убийца был очень высокого роста, это я вам как эксперт-криминалист говорю.

Вводное слово «например» и пунктуация при нём

Немалую важность в словах, словосочетаниях и предложениях, для выражения тех или иных оттенков чувств либо самого отношения к сообщению автора, играют вводные слова. Они помогают нам показать:

  • степень уверенности («кажется», «несомненно»);
  • порядок мыслей («наконец», «итак»):
  • либо акцентировать внимание на источнике сообщения («говорят», «по мнению»).

Однако, способствуя эффективному и более точному выражению своей мысли, вводные слова нередко вызывают сомнения в расстановке пунктуации при их написании.

Обособление запятыми вводных слов, таких как «правда», «например», «однако», «значит» и др. или вовсе их отсутствие зависит от нескольких условий. Интуитивное определение правильности расстановки знаков – способ малоэффективный.

На пунктуацию влияет смысл предложения, определяющий принадлежность к той или иной части речи, и его структура, диктующая место для загадочного слова. Определить уместность запятых поможет лишь чёткое понимание контекста, и места расположения спорного слова.

Пунктуация при вводных словах

Прежде чем изучить расстановку знаков препинания при использовании вводных слов, следует убедиться, являются ли они таковыми.

В случае, если убрав исследуемое слово из синтаксической конструкции, смысл и грамматическое строение не меняется, перед нами вводное слово, и, следовательно, расстановка пунктуации выполняется, применяя соответствующие правила.

В большинстве случаев, на письме вводные слова выделяются запятыми, однако существуют и варианты использования других знаков препинания, либо вовсе их отсутствие. Вводное слово выделяется пунктуацией по следующим признакам:

  • Если стоит в начале или в конце обособленного оборота, то в таком случае запятыми выделяется весь оборот, а не отдельная словоформа.
  • Если вводное слово стоит перед перечислением однородных членов, то ставим после него двоеточие, если стоит после – тире.
  • Для обособления вводных конструкций и предложений, используем скобки и тире.
Читайте так же:
График документооборота для учетной политики - образец

Ставим запятую с обеих сторон

Расстановка запятых перед и после слова «например» обязательна, если связка находится в середине предложения.

Она умилялась видя, например , маленького котёнка.

Часто, дополняя по смыслу вводное слово « например », в качестве дополнительного вводного слова рядом употребляется союз «так». Эта пара не образует общей конструкции, а является двумя самостоятельными вводными словами, разделёнными между собой запятой.

Знаки препинания перед «так» зависят от предшествующей части предложения, после «так» — от последующей части предложения. Связка преимущественно употребляется в начале или в середине предложения.

  • Он был жесток, – так, например , убитая собака не вызвала никаких эмоций. Слову «так» предшествует тире в силу сложносочинённой связи двух независимых предложений, объединённых в одно. Применяется для усиления завершённости мысли первого;
  • Мои родные чтут традиции. Так, например , отец до сих пор собирает всю семью за пятничным ужином. Здесь мы видим простое предложение, имеющее в своём начале два вводных, обособленных слова.

Оба предложения включают в себя связку из двух вводных слов, дублирующих друг друга. Их совместное применение в речи объясняется усилением последовательности мысли автора.

По аналогии в речи может употребляться равнозначная вводная конструкция «к примеру». Она выделяется запятыми целиком, в остальном на неё распространяются те же правила пунктуации.

Активный отдых, к примеру, не для меня.

Пунктуация со словами «как», «например»

Как мы уже выяснили, вводное слово может фигурировать не только индивидуально, но и входить в состав вводной конструкции с союзом « как ». Если формулировка предполагает наличие перед ней обобщающего слова, а после – идет перечисление, то запятая ставится перед всей конструкцией.

Я знаю поистине талантливых поэтов, как например : Пушкин, Лермонтов, Есенин.

Я слышал жуткие звуки, как например : стук по крыше, скрип окон, шёпот старухи.

В структуру каждого предложения входит вводная конструкция из двух слов, объединённых одной задачей – выражать порядок мыслей. Необходимо ставить запятую перед всей конструкцией. Двоеточие после неё объясняется последующим перечислением. В случае использования одиночного « например » в предложении с обобщением и перечислением, пунктуация аналогична.

Если в тексте перечислений нет, то меняется и картина знаков препинания. В этом случае «как» не входит в водную конструкцию, а играет индивидуальную роль сравнительного союза. Выполняя разные задачи в предложении, слова отдельно выделяются запятыми.

Я знаю поистине талантливых поэтов, как, например , Пушкин.

Комфортные условия, как, например , тёплый пол, подняли ему настроение.

В обоих случаях видно, как запятые выделяют сравнительный союз и вводное слово.

Запятая перед «например»

Выражая последовательность мыслей автора, в начале или в конце предложения, вводное слово выделяется с одной стороны. Ему характерно отсутствие подчинения членам предложения и связи с содержанием в целом, что и является причиной постановки знаков.

Из десертов я предпочитаю желе, например . (Перед стоящим в конце предложения вводным словом ставится запятая)

В том случае, когда в предложении присутствует обособленный присоединительный член предложения, то запятой от вводного слова он не выделяется.

Он слушал лишь военные песни, например звучащие из части по соседству. (Здесь мы имеем дело с дополняющим причастным оборотом)

Запятая после «например»

Запятая после « например » обязательно ставится, когда исследуемое вводное слово стоит в начале предложения, но после которого нет перечисления, либо на конце обособленного оборота.

Он часто приходил на этот берег озера, вчера например , был.

В России тоже есть выдающиеся исторические города. Например , Санкт-Петербург.

«Например» без выделения запятыми

По правилам русского языка словоформа « например » не требует выделения запятыми в случае, если используется в начале или конце уже обособленного оборота. Чаще всего оборот служит уточнением или пояснением, дополнением основного предложения. В этом случае само слово выступает в качестве присоединительного союза.

Я возьму только один подарок, духи например . (В структуру входит уточняющий оборот, выделенный запятыми).

Если ваша речь подразумевает употребление предлога «на» и существительного «пример», то их обязательно пишут раздельно и не выделяют запятыми, если после существительного нет никакого оборота.

  • Девочка с недоумением смотрела на пример в тетради. В предложении нет оборотов, запятые не нужны;
  • На пример, подразумевающий своей сложностью двойку в журнале, Иванов не хотел даже смотреть. После существительного «пример» стоит причастный оборот, требующий обособления, только поэтому стоит запятая;
Читайте так же:
Как сдать квартиру в аренду официально и правильно оформить договор? 2022 год

Мы убедились, что одно и то же слово может являться разными частями речи, входить в конструкции и окружать себя различной пунктуацией. Чтобы не ошибиться с последней, важно чётко понимать смысл написанного текста, который складывает картинку принадлежности, и иметь знания, объясняющие постановку той или иной запятой. В противном случае между автором и читателем может возникнуть недопонимание.

Не стоит преуменьшать значение пунктуации в письменной речи. Ведь чаще всего она имеет решающий смысл, как в пресловутом «Убить нельзя, помиловать!» Не утонуть в сомнениях, к которым всё же нужно прислушиваться, и вывести письменную речь на более высокий уровень поможет чтение и разбор собственных ошибок. Имеет смысл прибегать только к официально опубликованным источникам, где исключены ошибки. Грамотность к лицу любому!

Дистант в ВУЗах и школах. Будет ли введен 16 декабря 2021: что известно сейчас?

Дистант в ВУЗах и школах. Будет ли введен 16 декабря 2021: что известно сейчас?

Дистант в ВУЗах и школах. Будет ли введен 15 декабря 2021: что известно сейчас?

Министр здравоохранения Михаил Мурашко назвал такую цифру: в настоящее время в России почти 60 тысяч детей болеют коронавирусом. При этом у половины из них наблюдается яркая клиника заболевания. Основные симптомы коронавируса у детей слабость и вялость. В первые дни температура может подниматься до 39 градусов. Потом жар немного спадает, но все равно держится и не сбивается двое-трое суток.

Перенос дат допустим. Карантин в Вузах и школах декабрь 2021

Решение о сроках каникул принимается на местном уровне. Каждое учебное заведение может скорректировать учебный процесс. Министерство просвещения рекомендует каникулярное время. Школы, гимназии, лицеи могут самостоятельно внести изменения, но должны придерживаться общих правил:

Каникулы для школьников должны начинаться в понедельник. Перенос дат допустим не более двух недель в любую сторону. С учетом выходных период составляет не меньше недели. По времени суммарное количество каникулярных дней не должно превышать месяц. Обо всех изменениях в распорядке учебного плана необходимо оповещать заранее. Общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно устанавливать даты каникул. Поэтому в школах даже одного города отдых может начинаться в разное время.

С какого числа по какое пройдут зимние каникулы

Многие эксперты призывают к введению нового локдауна, власти вряд ли на это пойдут. Ожидать нового локдауна в ноябре-декабре 2021 года не стоит. Однако, в январе 2022 года нас как обычно ждут длинные выходные, а это значит, что власти могут воспользоваться ситуацией и продлить их например до 15 января, тем самым разорвав цепочки заражений. Зимние каникулы запланировано пройдут с 27 декабря 2021 года по 9 января 2022 включительно. Сроки этого периода редко подлежат корректировке. Это связано с общероссийскими выходными и всеми любимым праздником Новым годом. Две недели дадут возможность ребятишкам отдохнуть и настроиться на самую длинную четверть. Младшие классы могут отправиться на отдых на несколько дней раньше. Это будет зависеть от качества учебного процесса и погодных условий в регионах

Вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате

«С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением дистанционных технологий», отмечается в документе. Руководство университетов обязано контролировать качество выполненных работ. Студенты должны иметь бесперебойный доступ к интернету, чтобы не возникало никаких проблем с обучением.

Дистант до какого срока ввели Вузы

Например, УрФУ будет проводить обучение для тех групп, где больше 25 человек, в удаленном формате. Такое решение было принято в связи с тем, что количество заболевших гриппом и коронавирусом увеличилось.

Высшая школа экономики также вернулась к дистанту, который продлится до 30 декабря 2021 года. Так, начиная с 8 ноября, все занятия в университете, в том числе сессия будут проводиться в режиме онлайн при помощи современных технологий дистанционного обучения. И только для тех занятий, которые нельзя проводить удаленно, студенты небольшими группками по 15 человек смогут посещать вуз, соблюдая все санитарные нормы.

В МГТУ с 8 ноября 2021 года будет введен QR-код, чтобы у студентов была возможность посещать спортивные, культурные и другие мероприятия. Учащиеся сами придумали себе код. Его смогут получить те, кто младше 18 лет, а также студенты, которые сделали первую прививку. А уже с 25 ноября «Бауманский QR код» оставят только тем, кто не достиг совершеннолетия.

В удаленном формате продолжат обучение с 8 ноября и крымские вузы. Как долго продлится дистант, пока неизвестно. Все зависит от того, какая будет эпидемиологическая обстановка в регионе.

Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге будут находиться на дистанционном обучении до конца года. До 30 декабря, занятия в основном будут проводить через Интернет. Очными будут лишь те, «которые невозможно провести с использованием дистанционных технологий

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector