Права детей до 18 лет, связанные с образованием: памятка для детей, родителей и учителей
Закон о первом высшем образовании
У наших детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность, смену имени и свободный труд. Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят штрафы. В этой памятке расшифровали основные права детей, связанные с безопасностью и образованием.
Право ребенка: учиться за счет государства
Бесплатное образование можно получить в государственных и муниципальных организациях (не в частных). Дошкольное, основное и среднее профессиональное образование за счет бюджетных денег могут получить все. Другими словами, учеба в детских садах, школах и колледжах — бесплатная. Но только учеба. Содержание ребенка в саду и питание в школе — это все оплачивают родители.
Первое высшее образование пока тоже можно получить бесплатно, но только по итогам конкурсного отбора. Если не пройти по конкурсу, бюджетное место не дадут.
Второе высшее — за свой счет.
Право ребенка: учиться по месту жительства
Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой. Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок. Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.
В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.
Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться. Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса.
Право ребенка: учиться дома
Наш закон разрешает родителям и ребенку самим выбрать, как получать основное образование. Можно ходить в школу, а можно учиться дома — то есть получать образование в семейной форме. Учиться дома могут не только дети, которые болеют и не могут посещать занятия, но и те, кто просто считает школу не самым лучшим вариантом получить знания.
Право ребенка: выбирать школу, форму обучения и язык
Ребенку не имеют права навязать какую-то конкретную школу. Он и его родители могут сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. Но с учетом рекомендаций медико-педагогической комиссии, если оно требуется по медицинским показаниям.
По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Учтите, что ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников.
Право ребенка: отказаться от факультативов и олимпиад
В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей и с которой родители имеют право познакомиться. Для родителей это бесплатно, платит за всё, что необходимо для усвоения этой программы — государство. При этом по закону любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг обязаны быть в открытом доступе: официально публиковаться на сайте школы.
Иногда детям и родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия, услуги, факультативы и олимпиады — только добровольно и с вашего согласия.
Право ребенка: требовать уведомления родителей при задержании
Полиция может задерживать детей и доставлять их в полицию. В МВД с ними работают подразделения по делам несовершеннолетних — ПДН. Когда сотрудник полиции может это сделать?
Если ребенок что-то нарушил — кража в магазине или даже подозрение на неё, распитие спиртных напитков, курение, вандализм и так далее
Нахождение в общественном месте без взрослых после наступления комендантского часа (в каждом регионе он свой)
Если считают ребенка беспризорником
Нарушение правил ЧП
В такой ситуации первым делом ребенок должен потребовать уведомить своих родителей о том, где он находится и что с ним случилось. Родители разберутся, законны ли действия полиции и что делать дальше.
Ребенок имеет право, чтобы через три часа его отпустили. Однако для этого родители должны его забрать. Если найти родителей невозможно или они далеко живут, ребенка могут поместить в социально-реабилитационный центр или центр временного содержания.
Статья 173 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям, — 15 календарных дней;
работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации — 15 календарных дней;
работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Комментарии к ст. 173 ТК РФ
1. Работникам, проходящим обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения, гарантируется предоставление дополнительного (учебного) отпуска.
2. Дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка предоставляется работникам, обучающимся в учреждениях высшего профессионального образования, при наличии определенных условий: образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, обучающийся в нем работник успешно осваивает учебные дисциплины.
3. Государственная аккредитация образовательных учреждений высшего профессионального образования независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
4. Работники считаются успешно обучающимися в учреждениях высшего профессионального образования, если у них нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу промежуточной аттестации они сдали все зачеты и выполнили все работы (контрольные, курсовые и т. п.) по предметам, вынесенным на сессию.
5. Комментируемая статья гарантирует предоставление следующих оплачиваемых отпусков:
отпуска для прохождения промежуточной аттестации;
отпуска на время подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов;
отпуска на период сдачи итоговых государственных экзаменов. Продолжительность отпуска зависит от его конкретной цели (промежуточная аттестация, сдача итоговых государственных экзаменов и т.п.), от курса, на котором обучается работник, срока освоения образовательных программ (обычный или ускоренный).
Отпуска предоставляются для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах — соответственно по 50 календарных дней;
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 мес.;
сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 мес.
6. Помимо предоставления оплачиваемых отпусков комментируемая статья обязывает работодателей предоставлять дополнительные (учебные) отпуска без сохранения заработной платы работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, продолжительностью 15 календарных дней; работникам, являющимся слушателями подготовительных отделений при учреждениях высшего профессионального образования, для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней.
7. Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. В связи с этим ст. 173 ТК установила гарантии и для этой категории обучающихся, которые позволяют им успешно сочетать обучение в вузе с трудовой деятельностью.
Работодатель обязан предоставлять студентам очной формы обучения дополнительный (учебный) отпуск для:
прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году;
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 мес.;
сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 мес.
8. Дополнительные отпуска предоставляются на основании справки-вызова образовательного учреждения. С ее получением у работника возникает право требовать своевременного предоставления учебного отпуска, а у работодателя — обязанность предоставить ему отпуск.
Приказом Минобразования России от 13 мая 2003 г. N 2057 утв. формы справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Такие справки предоставляются лицам, обучающимся в высших учебных заведениях по заочной и очно-заочной (вечерней) формам. Причем одна справка служит основанием для получения дополнительного отпуска с сохранением заработной платы в связи с выполнением лабораторных работ, сдачей зачетов и экзаменов, другая — в связи с подготовкой и защитой дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов или сдачей государственных экзаменов.
9. Дополнительные отпуска, предоставляемые в связи с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования без отрыва от работы, имеют определенное целевое назначение и должны быть предоставлены и использованы только в установленные сроки. В том случае, если студент не участвовал в промежуточной аттестации и не использовал отпуск, он теряет на него право.
Студенты высших учебных заведений, оставленные по уважительным причинам на повторный курс обучения и не пользовавшиеся за данный курс учебным отпуском для прохождения промежуточной аттестации, имеют на него право при условии, если они за второй год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план.
10. Студентам разрешено сдавать зачеты, выполнять лабораторные работы в межаттестационный период. Они могут использовать учебный отпуск по частям. Продолжительность предоставленного вразбивку отпуска не должна превышать установленной в учебном году общей продолжительности отпуска за соответствующий курс обучения.
11. Студентам последних курсов, обучающимся по заочной форме обучения в высших учебных заведениях, которые проходят (согласно учебному плану) теоретический курс в объеме 1 семестра и участвуют в 1 промежуточной аттестации, учебный отпуск предоставляется в половинном размере.
12. На период сдачи итоговых экзаменов учебный отпуск обычно предоставляется единовременно, лишь тогда, когда государственные экзамены проводятся в два срока, он предоставляется по частям. Но и в этом случае учебный отпуск не должен превышать продолжительность, определенную для него законом.
13. Согласно ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительный учебный отпуск по просьбе студента может быть присоединен к его ежегодному отпуску. Коллективным договором или трудовым договором могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы (п. 5).
14. Заработная плата за время учебного отпуска выплачивается перед его началом, а не по возвращении студента после прохождения промежуточной аттестации, в размере, определяемом из расчета среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном для ежегодных отпусков (см. ст. 139 ТК и комментарий к ней).
Если студент не сдал положенные по программе зачеты и экзамены, никакие удержания из его заработной платы не должны производиться.
15. Студентам, обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, 1 раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи итоговых государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломной работы (ст. 17 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Если обучающийся имеет право на 2 различных отпуска в данном календарном году, например отпуск для прохождения промежуточной аттестации за последний курс и отпуск для сдачи итоговых государственных экзаменов, то проезд в указанном выше порядке оплачивается дважды.
Поскольку учебный отпуск имеет строго целевое назначение, время, необходимое на проезд от места жительства до места нахождения заочного высшего учебного заведения для прохождения промежуточной аттестации и обратно, не должно включаться в общую продолжительность этого отпуска.
16. По желанию работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, им может быть установлена сокращенная на 7 ч рабочая неделя в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи итоговых государственных экзаменов. В 10-месячный срок включаются только учебные месяцы, а каникулярные месяцы из подсчета исключаются.
17. Комментируемая статья допускает сокращение продолжительности рабочего дня в течение недели работникам, сочетающим трудовую деятельность с обучением в вузах, либо предоставление таким работникам 1 свободного от работы дня в неделю. Порядок предоставления гарантии в виде сокращения рабочего времени определяется по соглашению сторон трудового договора.
18. По общему правилу суммирование свободных от работы дней, предоставляемых работникам в связи с обучением в высших учебных заведениях, не допускается. Исключение, в частности, установлено для учителей, для будущих специалистов рыбной промышленности.
По просьбе учителей, обучающихся в высших педагогических учебных заведениях, свободные от работы дни предоставляются суммарно в каникулярный период (Постановление Совета Министров РСФСР от 15 марта 1962 г. N 295).
Студентам вузов, осуществляющих подготовку специалистов для рыбной промышленности, разрешено в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи итоговых государственных экзаменов свободные от работы дни суммировать и использовать в удобное для них время по договоренности с работодателями (Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 10 сентября 1985 г. N 637).
19. Предусмотренные в ст. 173 ТК гарантии и компенсации не распространяются на работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, которые не имеют государственной аккредитации. Таким работникам успешное сочетание трудовой деятельности с обучением может быть обеспечено гарантиями и компенсациями, установленными в коллективном договоре или предусмотренными в трудовом договоре.
С учетом финансово-экономического положения работодателя для работников, сочетающих работу с обучением, могут быть установлены более высокие гарантии и компенсации (дополнительный отпуск большей длительности, оплачиваемый отпуск вместо отпуска без сохранения заработной платы и т.д.).
Особенности нормативно-правового регулирования создания и деятельности частных образовательных учреждений
Особенности создания и деятельности частных образовательных учреждений (далее — ЧОУ) определяются положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности, положениями статей 123.21 и 123.23, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (соучредительство нескольких лиц не допускается). Учредитель после принятия решения о создании частного учреждения приобретает статус его собственника и осуществляет (может осуществлять) функции по управлению учреждением. С учетом ч. 2 ст. 25 Закона об образовании сведения об учредителе частного образовательного учреждения подлежат указанию в уставе.
Исходя из положений п. 5 ст. 23 Закона об образовании наименование образовательного учреждения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип. Типы образовательных организаций установлены статьей 23 Закона об образовании. Каждому типу образовательной организации соответствует строго определенный набор образовательных программ, которые перечислены в частях 2 и 3 статьи 23 Закона об образовании.
Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Для реализации дополнительных образовательных программ, создаются следующие типы образовательных организаций:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Образовательные программы, предусмотренные частью 4 статьи 23 Закона об образовании, реализуются частными образовательными учреждениями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.
Так, для дошкольных образовательных организаций таковыми могут являться — дополнительные общеразвивающие программы; для общеобразовательных организаций — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; для профессиональных образовательных организаций — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для образовательных организаций высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для организаций дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; для организаций дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Указание в наименовании двух типов образовательной организации не допустимо.
По желанию учреждения в его наименовании могут быть указаны особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская , технологическая деятельность и другие).
Исходя из совокупности ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, положений Закона об образовании устав частного образовательного учреждения должен содержать следующие сведения:
- о наименовании;
- об организационно-правовой форме;
- о его месте его нахождения;
- об учредителе;
- о предмете и целях деятельности;
- о типе образовательной организации;
- о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
- о порядке управления деятельностью, структуре и компетенции органов управления частного образовательного учреждения, порядке их формирования и сроках полномочий, порядке принятия ими решений и выступления от имени ЧОУ;
- о филиалах и представительствах;
- об источниках формирования имущества;
- о порядке внесения изменений в учредительные документы;
- о порядке использования имущества в случае ликвидации;
- о порядке принятия локальных нормативных актов;
- о порядке участия педагогических работников, обучающихся и родителей в управлении ЧОУ;
- о правах и обязанности руководителя ЧОУ, его компетенции в области управления учреждением;
- о порядке утверждения положения о структурном подразделении.
При этом в уставе исчерпывающе должны быть определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом).
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В учреждениях права по управлению и контролю за деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления. ГК РФ выделена исключительная компетенция собственника, которая не может быть передана другим лицам. Так, в соответствии со ст. 123.21 и 123.23 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, по его решению могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Высший орган управления учреждения может быть как единоличным в лице собственника или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа управления учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения.
Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях и включает решение следующих вопросов:
1) изменение устава некоммерческой организации;
2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
7) участие в других организациях;
8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Если высшим органном управления учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.
При определении порядка управления частного образовательного учреждения необходимо также руководствоваться статьями 26 и 51 Закона об образовании.
Так, Закон об образовании устанавливает обязательное наличие единоличного исполнительного органа образовательной организации, которым является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Требования, предъявляемые к руководителю образовательной организации, определены пунктом 2 статьи 51 Закона об образовании. К таким обязательным квалификационным требованиям относится наличие высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Следует учитывать, что приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н и от 11.01.2011 № 1н утверждены единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» соответственно. Исходя из данных квалификационных требований в организациях осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего или дополнительного профессионального образования, руководителем может быть лицо в должности ректора или директора, тогда как в образовательных организациях, реализующих иные программы образования (обучения), в должности руководителя может быть директор, заведующий или начальник такой организации.
Также статьей 26 Закона об образовании определено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).
Названная статья Закона об образовании предусматривает право образовательных организаций на формирование попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и других коллегиальных органов управления. Таким образом, отсутствие данных органов в уставе образовательной организации не будет являться нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в ЧОУ:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Локальные нормативные акты, принимаемые образовательной организацией, регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Таким образом, указание вышеперечисленных сведений в уставах образовательных организациях не является обязательным требованием.
Относительно определения в уставе порядка использования имущества в случае ликвидации ЧОУ следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 102 Закона об образовании при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.
Начальник отдела
по делам некоммерческих организаций
Винокурова Л.Г.
Урок 1. Основы образовательного права
Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).
Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.
Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению.
Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр» . Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
Специалитет – уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста.
Конституция РФ – основной закон государства.
ФГОС – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Ключевые слова
Бакалавриат, исполнитель, Конституция РФ, магистратура, образование, образовательное право, уровни образования, потребитель, специалитет.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
- Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
- Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В современном мире образование играет важную роль в жизни граждан. В России, как и во многих других государствах сложилась целостная система правовых норм в области образования. Для регулирования отношений в этой области выделяют отдельную отрасль права – образовательное право.
Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.
Что такое образование? Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.
Образование делится на определенные уровни. Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
В России выделяют следующие уровни образования: общее и профессиональное. Общее образование в свою очередь подразделяется на:
— начальное общее образование;
— основное общее образование;
— среднее общее образование
Профессиональное образование имеет следующие уровни:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование — бакалавриат;
— высшее образование — специалитет, магистратура;
— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 10 июля 1992 года), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, а также международными нормативно-правовыми актами (Конвенция о правах ребенка).
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом в законе речь идет об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.
Дошкольное образование становится общедоступным, если родители имеют возможность поместить своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу — в первый класс.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по общему правилу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом сдачи экзамена.
Образовательные организации высшего образования устанавливают минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение. Образовательные организации высшего образования вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей принимаются в вузы вне конкурса (на льготной основе), а также инвалиды I и II групп, если согласно заключению врачебно-трудовой экспертизной комиссии им не противопоказано обучение в вузах.
В последнее время на потребительском рынке пользуются большим спросом платные образовательные услуги. Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
Исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).
Платные образовательные услуги оказываются на добровольной основе и по желанию обучающегося.
К таким услугам относятся услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.
Образовательный процесс включает в себя участников образовательных отношений. Ими являются обучающиеся, родители, педагоги. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами и обладают определенными обязанностями.
Школьники имеют право на:
— получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;
— обучение по индивидуальному учебному плану;
-ускоренный курс обучения;
-бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
— получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
Помимо прав школьники несут и определенные обязанности:
— соблюдение Устава школы;
— добросовестное отношение к учебе;
— бережное отношение к имуществу;
— уважение чести и достоинства других обучающихся, работников школы;
— выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.
За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
— дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
— знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
— защищать права и законные интересы обучающихся;
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
— обеспечить получение детьми общего образования;
Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.
Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами:
— свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
— свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
— право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях.
Разбор типового тренировочного задания
Установите соответствие между определениями и понятиями.
процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями
отрасль права, регулирующая образовательные отношения
уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста
основной закон государства
ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению
завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований
Разбор типового контрольного задания
Вставьте в текст пропущенные слова.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от _____, расы, национальности, социального и должностного положения. Таким образом, не допускается какая-либо ________ в праве на получение образования. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в ________.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу.