Нововведения в законе о мусоре в сельской местности
Нововведения в законе о мусоре в сельской местности
Уже несколько месяцев в стране действует реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Для жителей деревень закон о мусоре в сельской местности в новинку. Ведь частично твердые бытовые отходы (ТБО) они утилизируют самостоятельно. Следует разобраться, в чем состоит отличие проводимых мероприятий для селян.
Сбор и вывоз мусора в сельской местности: законодательство и нормативные акты, регулирующие каждый этап деятельности
«Мусорная реформа» на селе проводится в рамках действующего законодательства.
Правовое поле создается:
- Основным Законом об обращении с ТКО от 31.12.2017 г. Он прописывает понятия, которые используются в дальнейшем. Его дополнили поправками в 2018 году, а вступление в силу отсрочили до 01.01.2019.
- Федеральным законом от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Этот документ регламентирует основные понятия, касающиеся экологии. Самые масштабные изменения «мусорной реформы» касаются именно этого законодательства: вводится понятие автоматизированной системы контроля выбросов, вредящих окружающей среде.
- Федеральным законом от 04.05.2011 г. «О лицензировании деятельности» № 99-ФЗ. Деятельность компаний, которые занимаются сбором и утилизацией ТКО 1-4 класса опасности, регулируется новыми требованиями, которые включены в этот документ.
- Законом от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ. Правительство утвердило новые положения о санитарно-защитных зонах. Они внесены в этот документ.
Наибольшие изменения коснулись документа, который регламентирует собственно обращение с отходами. Это закон от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. Коррективы добавлялись к нормативному акту в июле и в декабре 2018 года. Но действовать они начали только с 1 января 2019 года.
Закон о вывозе мусора из деревни, как таковой, не существует. Правила обращения с ТКО прописаны в основных нормативных актах.
Наиболее важные положения нового законодательства
Новый закон внес серьезные изменения в жизнь сельских жителей. ТКО, с учетом всех поправок, признаются коммунальными отходами. Тарифы на них устанавливаются государством, а не управляющими компаниями.
Раньше в деревнях, удаленных от крупных населенных пунктов и автомобильных магистралей, вывоз мусора не проводился годами. Часть ТКО жители утилизировали самостоятельно. Остальное сваливали в овраги или на опушки леса.
С вступлением в силу законов, регламентирующих проведение реформы, такие свалки исчезнут. И ликвидировать их должны собственники территорий, а при их отсутствии — сами региональные операторы. Жители же начнут собирать мусор в контейнеры, которые будут установлены либо на их частной территории, либо на территории муниципалитетов.
Реформа коснется и горожан, которые имеют дома в деревнях. Раньше они не обязаны были заключать договор на вывоз мусора, если в доме никто не зарегистрирован. Теперь же собственники должны заключить договор и платить по установленному тарифу.
Реформа коснется и владельцев коттеджей, расположенных на селе и сдающихся внаем. Раньше хозяева отказывались вступать в правовые отношения с компанией, вывозящей ТБО. Они заставляли платить за вывоз отходов арендаторов. А последние также не горели желанием увеличивать расходы. В результате, мусор вывозился бесплатно. Теперь же арендодатели заключат договор в установленном законом порядке.
Важно помнить: жители деревень сохранят имеющиеся льготы, предусмотренные законом, на оплату услуг регоператоров. И горожане, которые проживают в доме не постоянно, тоже будут оплачивать только дни фактического нахождения в селе. Для этого они должны предоставить документы.
Нужно ли заключать договор на вывоз мусора, если на участке в деревне еще нет дома?
В соответствии с понятиями, установленными Законом, заключать договор должен собственник жилого помещения или его части. Если в собственности или аренде находится только земельный участок, то и договор на вывоз мусора заключать не требуется.
Но в соответствии с теми же законами, собственник или арендатор земли не освобождается от обязанности содержать прилежащую территорию в чистоте. Значит, мусор, возникающий в процессе пользования земельным участком, должен утилизироваться самостоятельно с соблюдением всех норм, установленных законодательством:
- Листья и отмершую наземную часть растений следует закапывать в грунт.
- Ветки и мелкие части деревьев требуется измельчать в шредере и использовать в качестве мульчи.
- Стволы спиленных деревьев использовать в качестве дров для приготовления барбекю или шашлыка.
- Для вывоза строительного мусора рекомендуется заказать контейнер у регионального оператора по обращению с ТКО.
Прочие отходы следует забирать с собой в город и выбрасывать в контейнер, установленный на придомовой территории.
Можно ли сократить количество отходов из «частного жилого сектора»?
Бережное отношение к окружающей среде предполагает уменьшение бытовых отходов.
Жители деревень могут сократить количество выбрасываемого в контейнер мусора, если:
- Часть кухонных отходов и несъеденные продукты будут отдавать домашним животным (курам, поросятам).
- Закапывать или компостировать листву и растительные остатки. При этом важно соблюдать правила организации компостной ямы: запах от нее не должен беспокоить соседей.
- Спиленные деревья использовать на дрова для приготовления шашлыка или барбекю.
- Часть бумажных отходов (упаковку, коробки) вполне можно сжигать в домовой печи. Исключение составляют асептические пакеты от сока и молока, пластиковые контейнеры. При горении они выделяют токсины.
Важно понимать: грамотная самостоятельная утилизация ТКО не только уменьшит оплату за вывоз мусора, но и позволит получить ценные органические и минеральные удобрения (компост, золу).
Как должен быть организован сбор мусора в частном секторе?
В частном секторе сбор мусора определяется теми же законами, на которые опирается «мусорная реформа». Но из-за особенностей инфраструктуры села, отличия все-таки имеются.
Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату
Договор заключается регоператором с одной стороны и собственником жилого помещения или его части с другой. Если дом не находится в собственности, то договор заключается с зарегистрированными в нем гражданами.
Тарифы устанавливаются государством на несколько лет и в течение этого периода не меняются. Расчет суммы платежа производится путем умножения величины тарифа на количество зарегистрированных в доме граждан. Оплачивать услуги регоператора обязан гражданин, заключивший договор.
Правила заключения коллективного договора
Для жителей села имеется возможность заключить коллективный договор. В этом случае хозяева домов нескольких улиц или переулков объединяются в Территориальное Общественное Самоуправление (ТОС). Правление ТОС и заключает публичный договор на вывоз мусора для жителей частного сектора.
Уполномоченным лицом может стать старший по улице или переулку. Он заключает коллективный договор и производит оплату по квитанции. Деньги же собираются отдельно с каждого домовладения. Иногда функцию уполномоченного лица выполняет местная администрация.
Порядок обращения с ТКО и ТБО
Ранее действующие нормативные акты предполагали обращение с ТБО.
К этим отходам относили:
- Биологический мусор.
- Небиологический мусор.
Теперь вводится понятие ТКО.
- Отходы, которые накапливаются во время жизнедеятельности людей.
- Мусор, который образуется в результате деятельности ИП и юридических лиц.
После того, как житель деревни заключит договор с региональным оператором по обращению с ТКО, начинается процесс обращения с мусором. Он регламентируется законом о сборе мусора в сельской местности.
Последовательность действий такова:
- Житель складывает отходы на специально отведенную контейнерную площадку. При этом учитывается, производится ли раздельный сбор отходов.
- Региональный оператор забирает отходы и утилизирует их. График забора ТКО прописан в договоре.
- Житель оплачивает услуги по обращению с ТКО по квитанции, которую присылает регоператор.
Важно помнить: при отсутствии жителя в течение нескольких дней производится перерасчет. Для этого требуется предоставить документальное подтверждение.
Правила вывоза строительного мусора
До 2019 года законом о мусоре в частном секторе 2018 не были предусмотрены штрафные санкции за самовольную утилизацию строительного мусора.
Сегодня для грамотного вывоза строительного мусора требуется выполнить определенные условия:
- Предварительно рассортировать отходы. Куски пластика сложить в строительные мешки, бумагу аккуратно связать в рулоны, кирпичи и плитку упаковать в мешки отдельно.
- Обратиться к регоператору за предоставлением услуги. Если мусор планируется вывозить несколько раз, целесообразно заключить с регоператором срочный договор. После оплаты выставленного счета, регоператор предоставит услугу.
Некоторые жители деревни пытаются утилизировать строительный мусор самостоятельно. Но для этого им требуется оплатить выгрузку ТКО на полигон и найти спецтранспорт для вывоза.
Проблема раздельного сбора мусора
На региональных операторов возложена обязанность перехода на раздельный сбор мусора к 2022 году. Некоторые регионы (Татарстан) работают по этому принципу с 2016 года.
Но для сельского населения регионов раздельный сбор мусора является проблемным:
- Часть ТКО жители утилизируют самостоятельно.
- Не все владельцы участков готовы устанавливать на своей территории несколько контейнеров.
- Власти на местах не всегда грамотно организуют площадки для раздельного сбора мусора.
Получается, что региональный оператор готов принимать сортированные ТКО, а контейнерных площадок, приспособленных для раздельного сбора мусора на местах нет. И организовать их регоператор самостоятельно не может.
Реформа избавит село от стихийных свалок. Окрестности станут чище, но за оборот ТКО жителям деревень отныне придется платить.
Вывоз мусора в сельской местности (2 видео)
Заключение договоров на тбо 2022
Спасибо!
С января 2022 года меняется порядок обращения с отходами I и II классов опасности
В соответствии с законом № 225-ФЗ Федеральный экологический оператор (ФЭО) будет учитывать, собирать, обезвреживать, перемещать, обрабатывать и утилизировать эти отходы по всей России, выстраивая полную и работоспособную цепочку управления. Пока в стране перерабатывается только 1,5 % из образующихся ежегодно 350 тыс. т таких отходов.
Федеральный классификатор причисляет к I и II классам опасности 444 вида отходов. Среди них — свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы).
Новые принципы обращения
В новой схеме три типа участников. Первый — федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО, входит в «Росатом»). В старой схеме федерального оператора не было. Второй тип — операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Третий — предприятия (ИП и юрлица), деятельность которых приводит к возникновению отходов. Назовем их для простоты создателями отходов.
Создатели отходов могут утилизировать их самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии — всего пять видов, но можно оформить и одну общую. Лицензии означают, что у создателя отходов обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга.
Если нет желания или возможности управлять отходами, предприятие заключает договор с ФЭО. Услуги платные, тарифы утвердит уполномоченный орган — ФАС. Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев — дальше это уже считается размещением. «По закону размещение определяется как хранение для последующей утилизации. Поэтому должна быть программа действий, а в ней — конечная цель и способы переработки», — объясняет первый заместитель гендиректора ФЭО по реализации экологических проектов Максим Корольков.
Операторы — компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов. «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батарейки мы не будем у себя перерабатывать, потому что эти мощности уже в России существуют, — уточняет Максим Корольков. — Мы будем заниматься отходами, которыми сейчас практически не занимаются: ртутьсодержащими, органическими горючими и неорганическими».
Отсутствие инфраструктуры для их утилизации приводит к тому, что отходы сваливают где попало, даже в жилых зонах. Так, в Костроме в январе 2020 года завели уголовное дело на компанию, которая собиралась построить дома и детский сад на территории бывшего химзавода. Грунт на площадке не соответствовал санитарно-эпидемиологическим нормам. Но, вместо того чтобы утилизировать, его развезли по нескольким улицам и разровняли, сымитировав благоустройство. Во Владимирской области в первом полугодии прошлого года выявили 125 нарушений при обращении с опасными отходами. В декабре 2020 года обнаружили, что одна из брянских школ не заключила договор об утилизации ртутьсодержащих ламп, не определила место для их размещения. Это лишь несколько примеров нарушений. «До сих пор основная масса отходов I и II классов опасности попадает в природную среду, в результате чего экологический ущерб постоянно увеличивается», — говорит ректор РХТУ им. Менделеева Александр Мажуга.
Закон ужесточает контроль за обращением с отходами, компаниям-операторам запрещено передавать переработку субподрядчикам.
Семь заводов
Перерабатывать отходы I и II классов опасности ФЭО планирует на семи заводах. Четыре комплекса для уничтожения химоружия — в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии — перепрофилируются. Это «Михайловский», «Мирный», «Щучье» и «Камбарка» соответственно. Одна из трех новых площадок — экотехнопарк на территории «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы. Еще две площадки проходят процедуры согласования. Совокупная производственная мощность семи заводов будет составлять около 350 тыс. т в год.
На предприятиях ФЭО планируют использовать физико-химическую обработку и высокотемпературное обезвреживание. Например, гальванические растворы обработают химреагентами, потом выпарят воду. Итог — чистая вода и безопасные твердые соли.
Поскольку заводы будут специализироваться на определенном виде загрязнителей, перед создателями отходов встанет вопрос, что дешевле: оплата услуг ФЭО по транспортировке и переработке отходов или расходы на самостоятельную утилизацию. «Когда вы строите завод условно в Калининграде и понимаете, что отходы оттуда поедут в Иркутскую область, где у ФЭО расположены мощности для переработки вашего вида отходов, вы должны оценивать свои инвестиционные риски. У вас есть предусмотренное законом право самостоятельно утилизировать эти отходы. Если вы видите, что выгоднее построить цех по их переработке у себя на площадке, — отлично. Если выгоднее передать на переработку, значит, пользуемся той инфраструктурой, которая существует», — объясняет Максим Корольков.
Портал в помощь
В соответствии с законом № 225-ФЗ ФЭО также стал оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК). Это платформа сбора актуальной информации о создателях отходов и операторах, видах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и проч.
Система позволяет заключать договоры по самому бюджетному варианту, делать аналитику, контролировать движение отходов. Автоматическая оптимизация маршрута от места создания отходов до места переработки снижает затраты на транспортировку.
В 2020 году большая часть функционала ГИС ОПВК проработана, началось тестирование модулей системы, чтобы переход к новым правилам был для пользователей максимально комфортным. С сентября к тестированию подключились предприятия из 42 регионов. Внесение данных в ГИС ОПВК и заключение договоров в системе станет обязательным с четвертого квартала 2021 года.
Задача ФЭО — обеспечить до конца 2024 года переработку 65 % переданных ему отходов, самостоятельно и с помощью операторов, и вернуть бывшие отходы в новый цикл использования. Эти показатели заложены в нацпроекте «Экология», рассчитанном на 2019–2024 годы.
Бийская компания начала заключать договоры на вывоз мусора
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Спецобслуживание – Центральное», по результатам проведенного конкурсного отбора Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), 23.05.2018 г. подписано соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Алтайского края по Бийской зоне, в соответствии с которым, ООО «Спецобслуживание – Центральное» наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональный оператор).
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, в Бийскую зону межмуниципальной системы Алтайского края по обращению с отходами входят сельские поселения двенадцати муниципальных районов: Алтайский, Бийский, Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Красногорский, Петропавловский, Смоленский, Советский, Солонешенский, Солтонский, Целинный, а также двух городских округов – города Бийск и Белокуриха.
Региональный оператор приступает к исполнению обязательств по соглашению не ранее дня утверждения единого тарифа на услуги Регионального оператора. Тариф подлежит утверждению управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Статус регионального оператора присвоен ООО «Спецобслуживание – Центральное» на три года. Дата начала обращения с ТКО региональным оператором не позднее 01.01.2019 г.
Информирование потребителей о едином тарифе на услугу регионального оператора осуществляется путем размещения публикаций в средствах массовой информации, на официальном сайте управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, а также на сайте Регионального оператора, адрес: http://spo-center.ru.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления, ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели), обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Кроме того, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176 – ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой, и подлежит внесению на счет Регионального оператора при наличии утвержденного единого тарифа.
В соответствии с Порядком заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. От 15.09.2018)), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) – 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мусорные операторы пожаловались на уклонение клиентов от заключения договоров на вывоз ТКО
Все компании, образующие коммунальные отходы, обязаны заключать договор на вывоз мусора с местным региональным оператором. Об этом, пишут «Ведомости», напомнил Росприроднадзор в разъяснении, опубликованном накануне. Отказаться от этого могут только компании, у которых в распоряжении есть полигон для захоронения отходов. При этом отходы должны производиться в непосредственной близости от него (на том же или соседнем земельном участке), пишет Росприроднадзор.
Появление региональных операторов отходов — часть мусорной реформы. Каждый регион должен был разработать схему, как собирать и что делать с мусором, и выбрать оператора. Сделать это успели не все, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 г. Тем не менее в России действует уже порядка 200 региональных операторов. Но они столкнулись с финансовыми сложностями: не могут собрать деньги ни с населения, ни с компаний.
У 90% компаний образовался существенный кассовый разрыв — более 50 млн рублей, сообщал весной гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, в первом полугодии 2019 года собираемость платежей колебалась от 20 до 90%, в среднем — менее 60% в месяц. Закрыть кассовый разрыв с помощью кредитов не всем удается: или банки отказывают, или ставка приближается к 20%.
Минприроды и Минфин отказались дотировать регионы, в которых буксует «мусорная реформа»
Компании не только не платят, они уклоняются от заключения контракта, что гораздо хуже, считает директор ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Операторы практически никак не могут на это повлиять, они пишут письма с просьбой заключить договор, но их просто игнорируют. Чаще всего это малый, средний бизнес — парикмахерские, небольшие магазины на первых этажах домов, им гораздо проще выбросить мусор в контейнер у дома, объясняет он. У нас есть обязанность, но нет ответственности за незаключение договора, сетует Губайдуллин.
Внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые установили бы штрафы за уклонение или отказ заключать договор с региональными операторами, предложил еще в начале года Минстрой. Для должностных лиц штрафы могут составить от 20 до 50 тыс. рублей, а для организаций — от 100 до 300 тыс. рублей.
Ситуация, когда население де-факто платит за компании, несправедлива, согласен представитель РЭО. Нужно ввести штрафы за незаключение договоров компаниями, считает он. Также должна появиться обязанность заключать договор в письменной форме, уточняет он. Ее сейчас нет, обязанность появляется уже по факту предоставления услуги, но именно поэтому региональным операторам особенно сложно доказать в судах свою правоту, объясняет он.
Названа пятерка регионов, жители которых чаще всего жалуются на проблемы с вывозом ТКО
Уклонение — не единственная проблема, возникающая у операторов отходов с компаниями, комментирует Губайдуллин. Компании все чаще выдают коммунальные отходы за производственные (их не должен вывозить оператор) и количество мусора у оператора становится меньше, чем прогнозное (при расчете тарифа), знает он. Надо установить административную ответственность не только за уклонение от оплаты услуг и незаключение договора, но и за заключение договора не с региональным оператором, а с другой компанией, и за прием на полигонах отходов не от региональных операторов или их подрядчиков, предлагает Губайдуллин.