Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».
В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.
На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.
На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.
Однако, с 2021 года ситуация изменилась.
В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).
Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».
В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.
Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.
Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?
Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:
- провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
- направить претензию в страховую компанию;
- обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
- обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
- получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.
Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…
Кто уведомляет: виновник или потерпевший?
И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.
С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).
Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.
Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.
Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.
Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП
Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.
Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.
А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.
Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.
Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.
Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.
Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.
Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.
В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.
Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.
Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.
И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.
Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия
Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.
Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.
Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.
Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.
Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.
А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.
Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.
В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.
Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.
Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.
Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.
В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.
Как получить выплату по ОСАГО после ДТП?
Цель страхового возмещения по ОСАГО — компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, которые пострадали от использования транспорта другими людьми. Такие лица называются потерпевшими.
В качестве потерпевшего может выступать водитель, пассажир или пешеход. При этом в случае, когда речь идет о водителях, получить выплату может только невиновный. Исключение — при обоюдной вине в ДТП, когда каждый водитель выступает в том числе и потерпевшим, поэтому имеет право на возмещение по ОСАГО.
ВАЖНО! Не обладает правом на самостоятельное получение страхового возмещения (в свою пользу) в счет ущерба, причиненного авто, лицо, использующее автомобиль на основании договора аренды или доверенности.
Рассмотрим для примера несколько типичных ситуаций и возможность получения возмещения в разных условиях:
- Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, а у потерпевшего он есть, вопрос о том, как получить выплаты по ОСАГО, сразу снимается. Ущерб должен возместить виновник — добровольно или на основании судебного решения.
- Если виновник не вписан в полис ОСАГО, а страховка ограниченная, пострадавший имеет право на возмещение, но сумма возмещения будет в дальнейшем взыскана страховой с виновника.
- Если у виновника есть полис ОСАГО, а у потерпевшего его нет по какой-либо причине (авто только что куплено, истек срок страховки и т. д.), потерпевший вправе получить возмещение.
Доступные формы страхового возмещения
Вред жизни и здоровью, а также имуществу, не являющемуся транспортом, компенсируется только деньгами. Для компенсации же вреда, причиненного автомобилям, законодательство об ОСАГО предусматривает 2 формы страхового возмещения (п. 15 ст. 12 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ):
- Денежную выплату.
- Ремонт транспортного средства.
По общему правилу собственник авто может выбрать, что он хочет получить. Это касается всех автовладельцев, кроме физических лиц — владельцев легкового транспорта. Эта категория граждан может претендовать лишь на ремонт авто, если только конкретная ситуация не подпадает под какое-нибудь исключение, сделанное законом.
Как получить выплату по ОСАГО после ДТП вместо ремонта
Перед обращением в страховую компанию гражданам — владельцам легковушек нужно понимать, на что можно претендовать (на деньги или ремонт), т. к. форма возмещения должна сразу же указываться в заявлении.
Ремонт таким автовладельцам будет назначен всегда, за исключением ситуаций, когда (п. 16.1, п. 15.2 ст. 12 закона № 40-ФЗ):
- Не может быть выполнено хотя бы одно обязательное требование к ремонту в сервисе страховой. Таковых 3:
- авто старше 2 лет чинятся только у официальных дилеров;
- срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
- автосервис не может находиться далее 50 км от места аварии или проживания владельца (не учитывается при транспортировке авто к месту ремонта страховщиком).
В отсутствие этих условий при согласии автовладельца может быть назначен ремонт, при несогласии возможна только выплата (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона № 40-ФЗ).
Это исчерпывающий перечень случаев, когда ремонт может или должен быть заменен выплатой. Если ваша ситуация в перечне не описана, вы можете рассчитывать только на ремонт.
Лимиты страховых выплат
За каждую аварию, в которой был причинен вред с использованием застрахованного автомобиля, страховая компания обязана выплатить каждому потерпевшему (ст. 7 закона № 40-ФЗ):
- до 400 000 руб. за поврежденное имущество;
- до 500 000 руб. за вред жизни и здоровью.
ВАЖНО! При оформлении ДТП по европротоколу максимальный лимит выплат составляет 100 000 руб. Требовать от страховой суммы выше этого предела в таком случае нельзя.
Что же можно сделать, если вдруг выяснится, что устранение повреждений стоит больше? Ничего. Только автовладельцы, которым установлен приоритет ремонта, смогут получить вместо него деньги. Именно поэтому следует как можно тщательнее оценивать ущерб перед оформлением ДТП без ГИБДД.
Сумма ущерба, превышающая указанные лимиты, выплачивается виновником. Если он не делает этого добровольно, нужно обращаться в суд.
Виды ущерба, возмещаемого по обязательному автострахованию
Лица, получившие в ДТП вред здоровью, получают возмещение всех расходов, связанных с его восстановлением. Это расходы:
- на реабилитацию;
- лекарства;
- посторонний уход;
- протезирование и т. д.
В возмещение включается и сумма утраченного потерпевшим вследствие нетрудоспособности заработка.
ВАЖНО! Компенсация морального вреда по ОСАГО не выплачивается. Ее обязан выплатить виновник ДТП — добровольно (в согласованном размере) или принудительно (в размере, определенном судом).
При гибели потерпевшего выплачивается максимальная сумма. Она распределяется так:
- 25 000 руб. выплачивается как компенсация расходов на погребение тем, кто фактически их понес;
- 475 000 руб. получают определенные в законе родственники погибшего.
Компенсация вреда имуществу по ОСАГО не ограничивается только выплатами за ущерб машинам. Всем потерпевшим должен быть компенсирован также вред их имуществу — предметам, находящимся в авто и при них (например, испорченной одежды). Вред, причиненный наличным деньгам, ценным бумагам, предметам искусства и прочим объектам интеллектуальной собственности, в рамках ОСАГО не компенсируется.
Потерпевшие автовладельцы могут не только рассчитывать на сумму, соответствующую стоимости ремонта транспортного средства, но и требовать от страховщика возмещения расходов:
- на эвакуацию авто с места ДТП;
- хранение поврежденного автомобиля;
- доставку пострадавшего в медучреждение;
- ремонт дорожных знаков, ограждений и т. д.
Причем все это должно быть компенсировано и в случаях, когда по закону потерпевшему полагается не выплата, а ремонт.
Куда подавать заявление о страховой выплате
С потерпевшими пассажирами и пешеходами все понятно: они всегда обращаются в страховую организацию виновника ДТП. С водителями же все не так однозначно, причем обращение не в ту компанию повлечет отказ в выплате.
Сначала определяется, есть ли основания для так называемого прямого возмещения убытков, которые предполагают, что:
- пострадали только автомобили (в количестве 2 и более);
- все авто были застрахованы по ОСАГО;
- ДТП произошло в результате столкновения этих машин.
Если соблюдены все перечисленные условия, потерпевший обращается в собственную страховую организацию. В противном случае обращаться нужно к страховщику виновника ДТП.
Возможна и ситуация, когда аварию оформили по европротоколу (то есть пострадали только автомобили), потерпевший получил компенсацию в своей страховой и лишь спустя некоторое время обнаружил расстройство здоровья, вызванное аварией. В этом случае он должен обращаться в страховую организацию виновника.
Действия для получения выплаты, заявление на выплату по ОСАГО: образец заполнения
Заполнение извещения об аварии должно стать первым действием после ДТП — получение выплаты по ОСАГО без этого документа невозможно. Бланки извещений выдаются при заключении договора страхования. Если водители оформляют происшествие с участием полиции, то до обращения в страховую нужно получить от сотрудников ГИБДД все документы, касающиеся аварии. Важно проследить при этом, чтобы в них было зафиксировано, кто управлял автомобилями, что явилось причиной аварии, кто нарушил правила.
Для получения выплаты нужно в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП подать в страховую заявление о страховом возмещении убытков или прямом (в зависимости от того, в какую страховую он обращается). К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 3.10 положения о правилах страхования гражданской ответственности автовладельцев, утвержденного Банком России от 19.09.2014 № 431-П):
- нотариально удостоверенную копию паспорта;
- извещение о ДТП;
- справку о ДТП и документы, подтверждающие возбуждение дела об административном правонарушении или отказ в возбуждении такового (если ДТП оформляла полиция);
- реквизиты счета (если для получения выплаты выбран безналичный расчет);
- доверенность (если заявление подписано и/или подается представителем потерпевшего);
- документы, подтверждающие расходы на восстановление здоровья (если был причинен вред здоровью).
Заявление о страховой выплате по ОСАГО заполняется по форме, установленной в приложении 6 к положению № 431-П. С формой данного документа можно ознакомиться на нашем сайте.
Как происходят выплаты по ОСАГО. Оценка ущерба, сроки возмещения
Перед тем как получить выплаты по ОСАГО, нужно провести осмотр поврежденного автомобиля. Это необходимо для определения суммы выплаты или затрат на ремонт и должно быть сделано в течение 5 рабочих дней (либо в этот же срок страховщиком должно быть выдано направление на экспертизу).
Потерпевший обязан авто предоставить для осмотра и/или экспертизы, а страховщик — осмотреть. Дата осмотра определяется по согласованию. Рассмотрим возможные проблемы при этом:
- Страховщик не явился на осмотр. В таком случае потерпевший имеет право провести экспертизу ущерба за свой счет, после чего страховая обязана возместить расходы на нее.
- Потерпевший уклоняется от осмотра. В этом случае страховщик сначала согласовывает новую дату осмотра, а при повторном непредоставлении транспорта уведомляет о невозможности возмещения до тех пор, пока авто не будет осмотрено.
Экспертиза — это необязательное мероприятие. Она проводится, только если на стадии осмотра стороны не придут к соглашению по поводу размера ущерба. Помимо экспертизы авто потерпевшего страховщик вправе также осмотреть авто виновника аварии в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления на возмещение.
Предельный срок перечисления выплаты или выдачи направления на ремонт — 20 календарных дней с момента обращения в страховую компанию. В случае направления на ремонт в сторонний автосервис срок выдачи увеличивается до 30 рабочих дней.
Оправданием увеличения этих сроков могут быть только неправомерные действия потерпевшего: уклонение от предоставления авто для осмотра, представление неполного комплекта документов и т. д. В иных случаях страховщик должен будет уплатить штраф в размере 1% суммы выплаты (стоимости ремонта) за каждый день просрочки.
Как видно из изложенного выше, получить именно деньги по ОСАГО возможно не всегда. При этом в любом случае для получения возмещения обязательно оформить и собрать ряд документов, правильно определить страховую компанию и не пропустить срок обращения за выплатой.
Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.