Management-study.ru

Студия менеджмента
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Документация по организации и осуществлению воинского учета

Документация по организации и осуществлению воинского учета

Предлагаемая инструкция разработана в целях оказания методической помощи должностным лицам организаций, на которых возложены обязанности по организации и ведению воинского учета работающих граждан из числа призывников, солдат, матросов сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров запаса. Основным разработчиком предлагаемой инструкции является работник военного комиссариата с многолетним опытом работы.

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях. В настоящей инструкции рассмотрим не все, а основные требования к воинскому учету и порядок его осуществления. Второстепенные требования к воинскому учету в настоящей инструкции не рассмотрены. Это не означает, что эти требования не обязательны к выполнению. С выполнением этих требований военно-учетный работник (далее – ВУР) справится самостоятельно.

По мнению автора, из всего перечня руководящих документов, ВУРу малочисленной организации, будет достаточно руководствоваться двумя основными из них для организации и ведения воинского учета граждан:

— Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

— Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные 11.07.2017.

К настоящей инструкции приложены эти вышеперечисленные руководящие и другие отдельные документы.

Для организации воинского учета граждан, а также для дальнейшего его ведения, прежде всего, необходимо изучить требования этих руководящих документов! Порядок работы с приложенными отдельными документами изложен ниже в соответствующем разделе.

В целях упрощения, настоящая инструкция разработана для малочисленных организаций, ведущих только воинский учет (без бронирования граждан, пребывающих в запасе).

Для организаций осуществляющих бронирование граждан, пребывающих в запасе, необходимо дополнительно уточнить порядок в военном комиссариате.

I. Общие положения

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) осуществляют воинский учет граждан по месту их работы.

Обязанности по организации и ведению воинского учета граждан определены в следующих руководящих документах:

— Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);

— Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение);

— Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Организации обязаны выполнять работы по воинскому учету граждан.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ( приложение № 20 к Методическим рекомендациям).

В настоящей инструкции порядок организации и ведения воинского учета граждан в организации изложен пошагово. Итак, с чего начинать?!

Издание приказа об организации воинского учета граждан. (приложение № 4, п. 39 к Методическим рекомендациям)

Каждая организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатывает (издает) приказ об организации воинского учета граждан (на год).

Комментарии:

Приказ представляется в военный комиссариат в 2 (двух) экземплярах и согласовывается с военным комиссаром. Согласованный экземпляр приказа хранится в документах у ВУР.

При перемещении (увольнении) ВУР в течение года, возникновении необходимости переложить обязанности по ведению воинского учета граждан на другое должностное лицо издается новый приказ. В новом приказе не нужно вновь организовать воинский учет граждан, потому что он уже был организован. Достаточно внести изменения в п. 2 и п.3 предыдущего приказа (изменить должностных лиц).

Новый приказ представляется в военный комиссариат также в 2 (двух) экземплярах и согласовывается с военным комиссаром.

Важно:

обратите внимание на дату издания приказа (годового), дата должна быть декабрь текущего года;

обратите внимание на наличие пункта 3 в приказе;

храните приказы до очередной плановой проверки ведения воинского учета граждан военным комиссариатом.

Разработка плана работы по осуществлению воинского учета граждан. (приложение № 17, п. 37, 39 к Методическим рекомендациям)

Каждая организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатывает план работы по осуществлению воинского учета граждан (на год).

Комментарии:

Перед составлением плана необходимо получить в военном комиссариате выписку из Плана военного комиссариата (за район), где будет установлен срок проведения ежегодной сверки в следующем году (ориентироваться по сроку выполнения п. 20 варианта предлагаемого плана);

Читайте так же:
Обязанности инспектора ДПС при остановке транспортного средства

После получения выписки из плана в военном комиссариате, этот срок, установленный для сверки в следующем году, необходимо вставить в п. 8 варианта предлагаемого плана);

обратите внимание: в пункты 7, 9, 11 варианта предлагаемого плана необходимо проставлять сроки в соответствии с установленным в выписке из плана сроком. Например в полученной в военном комиссариате выписке из плана, срок для сверки в следующем году установлен на август. Тогда в п. 7, 9, 11 проставляются те же сроки, т.е.- август, это при небольшом количестве состоящих на воинском учете гражданах. Если же количество состоящих на воинском учете граждан большое, тогда в п. 7, 9 разумно проставлять сроки июль или июнь-июль;

План представляется в военный комиссариат в 1 (одном) экземпляре и согласовывается с военным комиссариатом. Согласованный экземпляр плана хранится в документах у ВУР.

Важно:

план не будет согласован военным комиссаром в случае расхождения запланированного срока проведения сверки с Планом военного комиссариата (за район);

планы, невостребованные после согласования с военным комиссариатом, храниться в военкомате долго не будут, нужно забрать не позднее февраля;

не забывать в установленный в п. 8 срок провести сверку и представить окончательные результаты сверки в срок, установленный в п. 11;

все запланированные в году мероприятия должны быть выполнены и об этом должны быть проставлены отметки в гр. 5 плана;

храните планы до очередной плановой проверки ведения воинского учета граждан военным комиссариатом.

Заполнение карточки учета организации ф. № 18 (приложение отдельные документы)

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Комментарии:

Карточка учета организации ф. № 18 составляется:

в отделе кадров отбираются личные карточки работающих граждан, подлежащих воинскому учету (с учетом требований п. 14, 15 Положения и п. 1, 3 ст. 8 Закона) и заполняется раздел II личной карточки (с учетом рекомендаций – приложение № 7 к Методическим рекомендациям );

Карточка учета организации ф. № 18 представляется в военный комиссариат в 2 (двух) экземплярах вместе со списком военнообязанных и призывников (в приложении отдельные документы). Экземпляр карточки учета организации ф. № 18 с отметкой военного комиссариата хранится в документах у ВУР.

Важно:

заполнить все необходимые сведения в полном объеме;

в п. 4 указать данные из свидетельства регистрации о создании юридического лица;

в п. 9 коды ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД заполнить дополнительно текстовую расшифровку;

п. 12 не заполнять;

в дальнейшем карточка учета организации ф. № 18 представляется в военный комиссариат при представлении отчета о проведенной ежегодной сверке, а также не позднее 1 ноября ежегодно (по состоянию на 31 декабря года) вместе со списком военнообязанных и призывников.

Постановка на воинский учет граждан, подлежащих воинскому учету (приложение № 7, п. 23-27,28 к Методическим рекомендациям)

Комментарии:

Для постановки на воинский учет граждан, подлежащих воинскому учету необходимо в отделе кадров отобрать личные карточки работающих граждан, выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет (с учетом требований п. 14, 15 Положения и п. 1, 3 ст. 8 Закона) и заполнить раздел II личной карточки (с учетом рекомендаций – приложение № 7 к Методическим рекомендациям);

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы необходимо заполнять личные карточки формы № Т-2 в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет (п.п. б) п.27 Методических рекомендаций).

Важно:

проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности ( приложение N 8 к Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (п.п. а) п.27 Методических рекомендаций);

личные карточки формы № Т-2, заполненные в целях постановки граждан на воинский учет ведутся и хранятся в соответствии с требованиями, установленными в приложение № 7 к Методическим рекомендациям;

не допускать типичную ошибку и знать, что личные карточки формы № Т-2, заполняются в целях постановки граждан на воинский учет, ведутся и хранятся по отдельным требованиям, в отличии от личных карточек, ведущихся в организации в целях кадрового, бухгалтерского и другого учета!

Читайте так же:
Что делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО?

Выполнение отдельных обязанностей по осуществлению воинского учета граждан. (раздел III Методических рекомендаций)

Должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях, выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 26 Методических рекомендаций)

После постановки граждан на воинский учет необходимо выполнять требования п.29 Методических рекомендаций.

Комментарии:

В последующем, требования по постановке на воинский учет граждан, подлежащих воинскому учету выполняются по мере принятия (поступления) граждан на работу (в образовательные учреждения);

При увольнении с работы личные карточки уволенных (отчисленных из образовательных организаций) военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив;

Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе.

Важно:

обратите внимание на п.п. а), д). е) п. 29 Методических рекомендаций. Военкомат при проведении проверки ведения воинского учета контролирует их выполнение.

Шаги, необходимые для организации и ведения воинского учета, практически, сделаны. Что дальше?

Дальше, подведем краткий итог и дадим некоторые разъяснения и пояснения.

Ежегодно к 1 ноября необходимо представить в военный комиссариат карточку учета организации ф. № 18 (по состоянию на 31 декабря) со списком.

В декабре провести мероприятия по организации воинского учета на следующий календарный год, которые включают в себя подготовка приказа об организации воинского учета граждан и согласование его с военным комиссаром, разработка плана работы по осуществлению воинского учета граждан и также согласование его с военным комиссаром.

Следует напомнить, что перед разработкой плана работы по осуществлению воинского учета граждан, необходимо в военном комиссариате (в сроки с 10-го по 25 декабря) получить выписку из плана за район, в которой будет установлен срок проведения сверки сведений о воинском учете граждан в личных карточках формы № Т-2 с документами воинского учета военных комиссариатов. Указанный в выписке срок и включается в план организации.

Далее согласованные экземпляры приказа и плана необходимо получить в военном комиссариате в сроки до 15 (кто не успел — до 31) января следующего года. Невостребованные планы в военном комиссариате храниться не будут!

По изучению руководящих документов:

В своей работе ВУР должен руководствоваться, как минимум, Положением и Методическими рекомендациями. Понимая занятость ВУР по основной работе в Положении желтым цветом обозначены 2 обязательных для изучения раздела.

Далее по приложенным отдельным документам:

Для удобства пользования предлагается перечень военных комиссариатов Ростовской области с адресами и телефонами;

Прилагается перечень документов для ведения воинского учета, где в левой стороне указаны необходимые для ведения воинского учета граждан документы, а в правой стороне полезные подсказки к ним;

Журнал проверки осуществления воинского учета граждан. Его предлагается сделать следующим способом. Для титульного листа вырезать из предлагаемого образца слова

проверок осуществления воинского учета граждан

затем скопировать их на титульный лист, вставить наименование организации.

Оставшаяся таблица подравнивается для максимального использования площади листа и распечатывается. Количество не более 10 – 15 листов. Это количество листов хватит на 15 лет. Далее поверх всех листов приложить титульный лист и все прошнуровать, пронумеровать, опечатать, заверить подписью руководителя организации и зарегистрировать.

Аналогичным порядком сделать журнал сверок. Количество листов необходимо рассчитывать исходя из количества военкоматов в которых будет проводиться сверка. Если для ежегодной сверки понадобится 1 или 2 листа, рекомендуется 15 – 30 листов.

Следует представлять в военкомат журнал проверки только во время проверки и только для внесения результатов проверок!

Следует представлять в военкомат журнал сверки только для внесения записей о результатах проведенной ежегодной сверки!

Проверка военкомата в организации в 2021 году

В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

В целях контроля достоверности сведений об интересующих военкоматы гражданах и правильности ведения воинского учета военные комиссариаты осуществляют:

  1. Сверку сведений, которая проводится в порядке, установленном приложением № 12 к Методическим рекомендациям.
  2. Проверку ведения воинского учета, которая осуществляется по правилам, установленным в приложении № 1 к Методическим рекомендациям.
Читайте так же:
Как узнать кому принадлежит земельный участок

Сверка данных

Указанная процедура проводится 1 раз в год (подп. «д» п. 29 Методических рекомендаций). Суть ее состоит в сопоставлении сведений из личных карточек работников, состоящих на воинском учете, с информацией военных комиссариатов. Дату и время сверки назначает комиссариат, на территории которого, как правило, и проходит весь процесс. До похода в военкомат следует уточнить имеющиеся в организации сведения у самих работников. В частности, узнать, не изменилось ли семейное положение гражданина, место жительства, номер телефона. Также по военному билету надо проверить данные, отраженные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки.

После сличения информации работник военкомата простым карандашом ставит соответствующую отметку на карточке. По завершении сверки в полном объеме делается запись в журнале проверок.

Если работающие на предприятии граждане состоят на воинском учете в военкомате другого района или города, данные о них направляются в виде специально установленного списка (п. 5 приложения № 12 к Методическим рекомендациям).

Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в организации в течение 1 года.

Проверка воинского учета на предприятии

В отношении воинского учета на предприятии проверка осуществляется со следующей периодичностью:

  • на предприятиях с военнообязанными работниками в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года;
  • на предприятиях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно.

Проверку проводят обычно в самой организации. При этом на практике в маленькие фирмы никто не приходит: все производится на уровне обмена документами. Должностное лицо при проверке обращает внимание на следующие параметры:

  1. Документальное оформление, которое включает:
    • составление приказа об организации воинского учета с назначением ответственных лиц;
    • план мероприятий по осуществлению воинского учета;
    • правильное и достоверное ведение личных карточек;
    • папку делопроизводства по вопросам воинского учета (выдача расписок, переписка и др.);
    • журнал проверок.
  2. Организацию хранения персональной информации (выделено ли помещение, есть ли сейф).
  3. Наличие воинского уголка с телефонами военкоматов и иной справочной информацией по вопросам учета.

По окончании проверки предприятию ставят оценку, которая определяется по критериям приложения № 1 к Методическим рекомендациям. При этом оценку «удовлетворительно» получит компания, в которой:

  • организован воинский учет;
  • разработаны все необходимые документы;
  • план мероприятий выполнен на 70%;
  • успешно проведена сверка.

При выявлении нарушений в области воинского учета на предприятии на ответственное должностное лицо может быть наложен штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1, 21.2, ч. 3 ст. 21.4 КоАП).

Проверка ГО и ЧС в организациях

Организацию мероприятий по ГО и ЧС на предприятиях, как и проверку, не стоит путать с деятельностью по воинскому учету, так как эти сферы курируют разные ведомства: воинский учет — Министерство обороны РФ, организацию ГО и ЧС — Министерство по чрезвычайным ситуациям.

При этом организация ГО и ЧС вообще — это довольно объемная тема, достойная отдельной статьи, поэтому здесь мы можем только кратко рассказать о проверках в данной области, которые проводятся МЧС РФ как планово, так и внепланово.

Под плановые проверки обычно подпадают компании, отнесенные законодательством к соответствующим категориям (например, предприятия, которым подведомственны объекты ГО).

На сайте МЧС России запущен электронный сервис, позволяющий самостоятельно определить категорию риска предприятия и узнать периодичность проведения плановых проверок.

Для внеплановых же необходимы веские причины (например, предписание прокуратуры).

Основное, на что обращают внимание проверяющие в ходе таких проверок:

  • прохождение обучения в специализированных центрах руководителем компании и ответственным по ГО и ЧС;
  • оформление документов (приказ о назначении инженера по ГО и ЧС, программы вводного инструктажа, курсового обучения, журнал обучения и др.);
  • наличие уголка или кабинета ГО и ЧС;
  • исправность систем оповещения.

Более полная информация об организации ГО и ЧС на предприятии содержится в законе «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

В заключение осталось сказать, что проверки со стороны военкоматов касаются всех организаций и могут включать сверки (сличение сведений о военнообязанных) и проверки (контроль за правильностью ведения воинского учета на предприятии). В случае обнаружения нарушений в рассматриваемой области на должностных лиц компании может быть наложен штраф (гл. 21 КоАП РФ).

Равнение на право. Военные юристы вновь станут офицерами

Министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение о включении воинских должностей юридического профиля в частях и соединениях Российской армии. Сейчас такие должности, как правило, занимает гражданский персонал или государственные гражданские служащие. АиФ.ru разбирался, почему на юристов потребовалось надевать погоны.

Читайте так же:
За ксенон и светодиоды перестанут лишать прав

Решение о замене ряда офицерских должностей гражданским персоналом было принято в 2008 году. Тогда в рамках сокращения армии сокращались все офицерские должности, которые не были связаны с непосредственным управлением войсками. Считалось, что гражданский специалист с юридическим образованием сможет разобраться в хитросплетениях военно-юридической службы. Теперь концепция изменилась.

Оказание медицинской помощи и эвакуация раненных с поля боя во время тактико-специальных учений «Очаг-2016» на полевой базе Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в Красном Селе.

Произошло это после того, как выяснилось, что юристы с «гражданки» не до конца понимают, что такое армейская специфика и суровый армейский быт. Выяснилось, что гражданского специалиста с юридическим образованием в случае необходимости невозможно перевести к новому месту работы без его согласия. Работает такой юрист строго в рамках заключенного с ним договора и без переработок. Кроме того, юристы необходимы во время миротворческих миссий армии, а также во время военных конфликтов, где военных кто-то должен консультировать по вопросам международного гуманитарного права и военной администрации. Понятно, что гражданских непросто уговорить поехать в зону боевых действий.

И вот теперь военные юридические должности возвращают в армию. Принято решение о включении воинских должностей юридического профиля в войсковом звене «соединение — объединение», а также в главных командованиях видов и командованиях родов войск Вооруженных сил, управлениях флотов и региональных управлениях правового обеспечения.

Нехватка юридических кадров может быть восполнена и за счет выпускников гражданских юридических вузов, в том числе и тех, где нет военной кафедры. Затем офицеры смогут получить дополнительное образование на базе вузов Минобороны.

Министерство обороны РФ.

Основатель Российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия», адвокат Олег Жердев, считает, что это современное решение, однако на первом этапе возникнут кадровые проблемы.

«Такое решение принято в связи с текучкой кадров среди военных юристов, зарплаты которых на самых высоких должностях не превышали 20 тысяч рублей. Кроме того, их статус был значительно снижен относительно прежнего (раньше они имели статус помощников командиров) и они не могли оказывать действенную юридическую помощь командованию. Надеюсь, что система будет восстановлена. Одна из основных возможных проблем — кадровая. Раньше юрисконсультов выпускал Военный университет, в последние годы набор был значительно сокращен. Также непонятно, как у военных юристов будет происходить кадровый рост».

Воинский учет и гражданская оборона: на что надо обратить внимание

Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Регуляторная гильотина является не только устойчивым словосочетанием, но и надеждой на уменьшение документов юридических лиц. Но у регуляторной гильотины есть и обратная сторона: ревизия правовых актов позволяет выявить сферы деятельности, пренебрегаемые существенным количеством работодателей. К таким сферам деятельности, в частности, относятся воинский учет и мероприятия по гражданской обороне (ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» в обязанности организаций, их должностных лиц, в частности, в области обороны вменяет не только мобилизационные мероприятия, воинский учет работников, предоставление для нужд обороны зданий, сооружений, транспорта с последующей компенсацией понесенных расходов, но и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне. Привычно можно «отмахнуться» от данных обязанностей, но в эпоху тотальной цифровизации это сделать так просто не удастся.

Воинский учет: особенности работы

Свидетельством внимания государственных органов к воинскому учету являются изменения:

  • Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»,
  • Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,
  • Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне».

Конечно, основная масса изменений затрагивает полномочия, обязанности территориальных структур — поселений, муниципальных и городских округов, но именно территориалы имеют прямую возможность повлиять на хозяйствующий субъект, задав прямые и предвзятые вопросы о неведении или ненадлежащем ведении воинского учета.

Ко второму чтению Госдумой подготовлен проект Федерального закона N 620700-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/637094-7), ужесточающий ответственность в сфере воинского учета и увеличивающего штрафные санкции на ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ответственных за воинский учет. Но пока закон не вступил в силу, у специалистов есть время восстановить воинский учет, не нанося значительного финансового ущерба (планируется увеличение штрафов до10 000 руб.).

Обратите внимание! Кроме увеличения ответственности, планируется увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения порядка воинского учета с двух месяцев до трех лет.

Читайте так же:
Узнать окпо ип

Гражданская оборона: рекомендации для специалистов

Регулирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется не только в рамках обороноспособности страны, но и как отдельная сфера безопасности хозяйствования, определенная Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Статья 9 Федерального закона обязывает организации планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне с созданием, содержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Порядок реализации требований по гражданской обороне определен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны». Согласно данному постановлению, юридические лица:

  • проводят курсовое обучение в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
  • разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Требования к мероприятиям по гражданской обороне определяются и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», очередная новая редакция которого вступила в силу. Пункт 5 статьи 4.1. данного Федерального закона включает мероприятия гражданской обороны в комплекс единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для реализации требований по гражданской обороне создаются специальные структурные подразделения или назначаются должностные лица.

Что конкретно должно быть на предприятии структурное подразделение или только должностное лицо, определяется категорией юридического лица по гражданской обороне (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»).

Наличие специалиста или подразделения по гражданской обороне должно отражаться в штатном расписании с подчинением его только руководителю предприятия (пункт 8 Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»). Количество работников по гражданской обороне организации определяется численностью персонала компании со всеми ее представительствами и филиалами.

Все специалисты по гражданской обороне должны пройти специальное обучение с выдачей документа о квалификации, вносимом в Федеральный реестр сведений о документах (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»).

Отсутствие сведений о выданных документах об обучении, об оплате обучения прямо отражается в сведениях о юридическом лице соответствующих государственных информационных систем. Это упрощает надзорным органам проведение мониторинга соответствующих сфер деятельности (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»).

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите населения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ст. 20.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Действия юридического лица для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, требований к ведению воинского учета более подробно изложены в информационных материалах, подготовленных специалистами ИБ «КонсультанПлюс», например:

  • Как организовать обучение по гражданской обороне в организации (номер в ИБ 227155).
  • Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации (номер в ИБ 859).

Воинский учет в 2021 году

Получите доступ к необходимым документам и инструкциям — активируйте доступ к КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно.

Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Приглашаем на конференцию «Территория права»

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector