Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства

Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства

Бутакова, О. Ф. Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства / О. Ф. Бутакова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13510/ (дата обращения: 05.12.2021).

Следует отметить, что важнейшим событием в сфере государственного регламентирования вопросов гражданства и миграционных процессов в Российской Федерации стал специально изданный Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 [3], который содержит информацию об упразднении Федеральной миграционной службы и, как следствие, передаче функций указанного органа Главному управлению по вопросам миграции МВД РФ (далее по тексту Главное управление). В силу п.2.1. Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ, утвержденного специальным Приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 [4], на Главное управление возложена функция обеспечения производства по делам о гражданстве РФ, соответствующей подготовки и выдачи основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ.

Вопросы гражданства традиционно относятся к числу основополагающих в механизме государственного управления, поскольку затрагивают безопасность и будущее развитие государства как такового. Вместе с тем, следует констатировать, что в настоящее время Главное управление при решении вопросов гражданства сталкивается с многочисленными проблемами, связанными, в том числе, как представляется, с несовершенством законодательной базы в рассматриваемой сфере.

Одной из наиболее распространенных проблем в сфере получения гражданства РФ является проблема фиктивного вступления в брак с гражданкой (или гражданином) Российской Федерации, дающего право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Получение подобным образом российского гражданства имеет ряд преимуществ. Прежде всего, в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации» [1] сокращен срок рассмотрения заявления о получении гражданства. Срок пребывания в браке для граждан бывшего СССР до подачи соответствующего заявления составляет три года (п.2 ст.14 Закона о гражданстве). В рассматриваемом случае законодатель не требует постоянного проживания на территории России на протяжении пяти лет.

Наличие большого количества фиктивных браков, используемых в целях упрощенного получения российского гражданства, подтверждается органами ЗАГСа. В настоящее время очень часто в различного рода социальных сетях можно встретить объявления о заключении фиктивных браков, стоимости и сроках предоставления указанных услуг, а также подробное описание способов заключения таких браков для мигрантов.

Безусловно, факт заключения фиктивного брака достаточно сложно доказать. Это может быть выявлено через продолжительное время. В данной ситуации предлагаем увеличить срок пребывания в браке с трех лет хотя бы до пяти лет. При этом в случае отсутствия детей у пары названный срок пребывания может быть и гораздо больше. Если же у пары имеется ребенок, то срок пребывания в браке может составлять три года. Отсутствие детей является одним из признаков фиктивности вступления лиц в брак.

Многочисленные проблемы возникают при решении вопросов предоставления гражданства в упрощенном порядке так называемым «носителям русского языка» (п.2.1. ст.14 Закона о гражданстве).

В научной литературе и на практике неоднократно высказывалось мнение за либерализацию доступа соотечественников к гражданству Российской Федерации. Вместе с тем, только известные события, произошедшие в Украине, привели к указанным изменениям в законодательстве о гражданстве.

Статья 33.1 Закона о гражданстве определяет условия, при наличии которых конкретное лицо может быть признано носителем русского языка:

1) успешное прохождение собеседования;

2) владение русским языком, а также повседневное использование русского языка в культурной и семейно-бытовой областях;

3) родственники указанных лиц по прямой восходящей линии или сами данные лица ране постоянно проживали либо постоянно проживают в настоящее время на территории России или на территории, ранее относившейся к СССР либо Российской империи, в пределах соответствующей государственной границы.

Считаем, что подобного рода формулировка статьи 33.1 Закона о гражданстве не является вполне корректной. Понятие носителя русского зыка, как представляется, — это, прежде всего, понятие, которое должно определяться соответствующим уровнем знания нашего языка. Данное понятие не может быть связано с место жительства родственников какого-либо лица либо непосредственного конкретного лица. Полагаем, что указанную норму необходимо сформулировать таким образом, чтобы место жительства конкретного лица (или же его родственников) выступало бы в качестве дополнительного условия в целях получения российского гражданства в упрощенном порядке для лиц, которые являются носителями русского языка.

Читайте так же:
Зарплата учителей в 2022 году в России: последние новости, изменения, увеличится

Помимо этого, в настоящее время не совсем понятно, как указанные в рассматриваемой статье Закона о гражданстве лица смогут доказать факт жительства своих родственников в границах территории, которая ранее относилась к СССР и даже Российской империи. К сожалению, для многих лиц это станет неразрешимой проблемой, так как во время Великой Отечественной войны большое количество архивов на оккупированных территориях были утеряны или просто уничтожены.

Следует также отметить, что с позиции корректности юридической техники целесообразнее дать определение понятия носителя русского языка в ст.3 Закона о гражданстве.

Определенные проблемы возникают и в процессе признания конкретного лица носителем русского языка.

Так, Комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка после принятия соответствующего заявления от иностранного гражданина не позднее пяти дней назначает соответствующие дату и время проведения собеседования. Однако какой-либо максимальный срок такого ожидания не определен Законом о гражданстве, следовательно, оставлен на усмотрение самой Комиссии. Получается, что определенная дата собеседования зависит от графика заседаний самой Комиссии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца [5].

Закон о гражданстве предусматривает, что заявление о признании носителем русского языка в случае временного пребывания иностранных граждан на территории Росси должно быть подано в Комиссию не позднее 15 суток до истечения такого срока временного пребывания. Однако в случае истечения срок временного пребывания в РФ иностранный гражданин должен выехать на пределы нашей страны, при этом подача рассматриваемого заявления о признании носителем русского языка не служит основанием для какого-либо продления срока временного пребывания иностранного гражданина [2]. Основываясь на вышесказанном, решение о признании либо непризнании конкретного лица носителем русского языка в случае принятия соответствующего заявления должно быть принято до истечения рассматриваемого срока временного пребывания, поскольку он может быть лишен в противном случае физической возможности пройти подобного рода собеседование просто по причине своего отсутствия на российской территории. Решение о признании конкретного лица носителем русского языка является основанием для получения специальной визы на въезд для целей получения российского гражданства. Итак, возможное затягивание срока проведения предусмотренного законом собеседования может послужить препятствием для реализации в разумные сроки права на признание носителем русского языка. Полагаем необходимым определить на законодательном уровне максимально возможные сроки с момента подачи заявления в Комиссию и непосредственно до проведения собеседования применительно к временно пребывающим, временно проживающим, а также имеющим вид на жительство иностранным гражданам, поскольку их правовой статус различен. В конечном итоге, это послужит укреплению правовых гарантий права наших соотечественников на гражданство.

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством, которые приходится решать Главному управлению, многочисленны. Во многом они обусловлены несовершенством действующего законодательства о гражданстве. От решения указанных вопросов на законодательном уровне будет зависеть эффективность работы Главного управления.

ФМС переведена в подчинение МВД

Упразднение ФМС (данная аббревиатура служила обозначением федеральной миграционной службы) имеет существенное значение не только практически для всех граждан нашей страны, но и иностранных гостей нашего государства. Перспективы ФМС оказались для государственной власти туманны, в связи с чем это ведомство перестало существовать, а государственные функции по вопросам миграционной политики перешли в ведение иного учреждения. Разберемся, с какого момента произошло упразднение ФМС, на основании какого документа, к ведению какого органа теперь относятся вопросы миграции, и какие государственные услуги он оказывает и какие функции осуществляет.

Когда и зачем была упразднена

Упразднение ФМС было осуществлено президентом Российской Федерации 5 апреля 2016 года, с этого момента перспективы ФМС как самостоятельного ведомства перестали существовать, начался процесс ее ликвидации. Данное решение было оформлено приказом с порядковым номером 156.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом ликвидация ФМС и иные мероприятия, указанные в документе, должны были быть завершены до 1 июня того же 2016 года. Фактически упразднение ФМС состоялось к назначенной указом дате, потому с июня 2016 года вопросы миграционной политики данным органом не осуществляются.

Читайте так же:
Роль технические регламенты и стандарты 2022

Причины, по которым была упразднена ФМС, кто-то искал во внутреннем конфликте властных структур или иных конспирологических теориях, мы же рассмотрим основания, послужившие тому, что перспективы ФМС как независимого учреждения перестали существовать, которые лежат на поверхности. Среди таковых причин можно обозначить:

  • Необходимость совершенствования осуществления государственной функции по миграционным вопросам (с которыми, по мнению государственной власти, УФМС справлялись не в полном объеме).
  • Экономия расходов, т.к. перспективы ФМС не предполагали возможности существенного сокращения штата и, тем самым, экономии государственных (бюджетных) средств (была бы необходимость отдельной бухгалтерии, отдельного обслуживающего персонала, большие площади для размещения и т.д.), в то время как упразднение ФМС предполагало 30-типроцентное сокращение штата сотрудников данного органа.
  • Ужесточение контроля за деятельностью сотрудников, осуществляющих предоставление таких государственных услуг, как регистрация граждан и иностранцев, выдача паспортов и т.д. в связи с участившимися случаями злоупотреблений и др.

В то же время множество экспертов сходится во мнении, что перспективы ФМС все-таки имеются и представляются достаточно ясными. Лишь вопрос времени и налаживания взаимодействия с правоохранительными органами, когда данная служба в качестве самостоятельного органа возникнет снова.

Правопреемник – компетентный орган по вопросам миграции

Упразднение ФМС предполагало, что его функции перейдут к иному органу, коим в соответствии с вышеупомянутым указом было определено министерство внутренних дел РФ. Начиная с июня 2016 года функции упраздняемых отделений федеральной службы, в том числе, по решению государственных вопросов в области миграции населения перешли в руки министерства.

Такое положение дел не ново для нашей страны, т.к. еще не столь давно данные функции полицией (а тогда милицией) и осуществлялись, еще в ходу паспорта, выданные отделами внутренних дел, так называемыми паспортными столами.

Упраздненная федеральная миграционная служба фактически вошла в состав министерства внутренних дел, которое и стало официальным ее правопреемникам по всем вопросам. Структура МВД в связи с такими нововведениями потребовала соответствующих изменений, и указом президента в Положение министерства и структуру его центрального аппарата было дополнительно внесено главное управление по вопросам миграции (сокращенное данное подразделение называется ГУВМ МВД России).

Помимо того, что была изменена структура в соответствии с новыми реалиями, правительству было поручено осуществить передачу имущества и перераспределить те бюджетные ассигнования, которые были предусмотрены на обеспечение деятельности ФМС. Что и было выполнено в установленные сроки, таким образом завершив процедуру перехода полномочий и оформив надлежащим образом полное правопреемство.

Подразделение по вопросам миграции: контакты

После того, как произошло упразднение ФМС, все их интернет контакты хотя и продолжили существовать (по крайней мере, какой-то промежуток времени), но утратили свою актуальность. В связи с тем, что вопросы миграции теперь находятся в ведении подразделения полиции, то их сайт (а точнее, страница) переехал на адрес министерства, и теперь все интересующие вопросы этого ведомства можно найти по адресу.

Кроме того, для удобства населения был создан сайт, содержащий полезные информационные сервисы, с помощью которых можно:

  • Проверить готовность ряда документа (удостоверяющих личность, предоставляющих право на проживание в стране иностранцам).
  • Сформировать и распечатать (или сохранить на компьютер) квитанцию для оплаты обязательного государственного сбора за оказание той или иной услуги.
  • Записаться на прием в территориальный орган ГУВМ.
  • Проверить действительность заграничного паспорта (данный сервис актуален для тех паспортов, которые не имеют чипа и выдавались на срок в 5 лет).

По всем прочим вопросам необходимо обращаться к странице ведомства на сайте МВД, куда также можно попасть при помощи запроса в поисковой системе «ГУВМ МВД России». Телефонные же контакты и адреса в большинстве случаев остались неизменны, лишь за редким исключением миграционные органы переехали в здания полиций в целях экономии бюджетных средств. Актуальные контакты можно почерпнуть на официальном сайте.

Функции Главного управления по вопросам миграции

После того, как упразднённая служба перестала существовать, к подразделению полиции перешли все ее основные функции, и в настоящее время в данном органе можно получить следующие виды государственных услуг:

  • Пройти процедуру регистрации по месту жительства, временного пребывания.
  • Получить удостоверение личности российского гражданина, достигшего возраста 14 лет. отнесена к ведению МВД в совокупности с другими функциями и полномочиями.
  • Получить статус вынужденного переселенца или беженца.
  • Приобрести вид на жительство или разрешение на временное пребывание.
  • Оформить визу для граждан государств, которым для въезда и пребывания в стране необходимо специальное разрешение.
  • Получить разрешение на работу гражданина иностранного государства.
  • Оформить приглашение для въезда в страну иностранцу и получить другие услуги.
Читайте так же:
Оставление иска без движения ✔ в гражданском процессе 👉 как устранить недостатки

Иными словами, все государственные услуги, за получением которых ранее следовало обращаться к миграционной службе, в настоящее время можно получить в подразделении полиции, ведающем данными вопросами.

Таким образом, для рядовых граждан упразднение миграционной службы как самостоятельного государственного органа прошло практически незаметно (за исключением некоторых временных затруднений в получении консультаций). Все функции в области миграции перешли к министерству внутренних дел, но обратиться за их получением можно, как правило, по тем же адресам и телефонам, процедуры получения государственных услуг также остались прежними.

Информационный сайт ГУВМ МВД России (ранее – официальный сайт ФМС России)

В соответствии с Указом Президента РФ № 156 от 5 апреля 2016 года все вопросы миграции перешли в компетенцию Министерства внутренних дел России (точнее — Главного управления по вопросам миграции МВД России), а Федеральная миграционная служба (ФМС) России упразднена.

Официальный сайт ФМС России прекратил работу с мая 2016 года, вся юридически значимая информация теперь публикуется на официальном сайте ГУВМ МВД — https://гувм.мвд.рф.

Коммерческие проекты, использующие доменные имена и дизайн, схожие с ранее действовавшим официальным сайтом бывшего ФМС России (и его территориальных органов), а также с действующим в настоящее время сайтом ГУВМ, официальными сайтами не являются и имеют своей целью таким образом вызвать доверие посетителей к размещенной на них информации.

В отличие от расформированной ФМС России, в настоящее время свой официальный сайт имеет только Главное управление по вопросам миграции МВД России, который един для всех территориальных органов (ранее свои официальные сайты имели и территориальные органы ФМС России).

Адрес официального сайта ГУВМ МВД РФ, наряду со сведениями о руководителе, адресом, телефоном и др., имеется на портале Госуслуги (вкладка «Информация и контакты»)

Адрес официального сайта ГУВМ МВД РФ

Главная страница официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России https://гувм.мвд.рф:

Главная страница официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России

Ниже будет изложена полезная информация о работе с официальным сайтом гувм.мвд.рф, в том числе перечень государственных услуг для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляемых в электронной и неэлектронной форме.

Полный список государственных услуг, предоставляемых ГУВМ МВД России, имеется:

  1. На официальном сайте по адресу:
    Полный список государственных услуг, предоставляемых ГУВМ МВД России
  2. На портале «Госуслуги»:
    Полный список государственных услуг, предоставляемых ГУВМ МВД России

Государственные услуги и информационные сервисы ГУВМ МВД для граждан РФ

Список электронных сервисов представлен на главной странице сайта ГУВМ МВД РФ.

Гражданам РФ предлагается проверить:

  1. готовность заграничного паспорта нового и старого образца;
  2. действительность заграничного паспорта сроком на 5 лет (старого образца).

Проверка готовности и действительности загранпаспорта

Кроме того, можно сформировать квитанцию для оплаты госпошлины за выдачу и замену внутреннего паспорта, а также за оформление заграничного паспорта.

Сформировать квитанцию для оплаты госпошлины за паспорт

На главной странице официального сайта также имеется ссылка на полезные сервисы МВД России.

Полезные сервисы МВД России

Помимо вышеперечисленного, граждане РФ могут:

  1. Записаться на прием в режиме онлайн (через портал Госуслуги)
    Записаться на прием в режиме онлайн
  2. Провести проверку по списку недействительных внутренних российских паспортов
    Под недействительными понимаются паспорта:
    1. утраченные (похищенные);
    2. оформленные на утраченных (похищенных) бланках паспорта;
    3. выданные в нарушение установленного порядка;
    4. признанные недействительными.

    На портале Госуслуги граждане РФ могут получить следующие электронные услуги, относящиеся к компетенции ГУВМ МВД РФ:

    • Подать заявление на выдачу или замену внутреннего паспорта.
    • Подать заявление на оформление заграничного паспорта нового поколения и старого образца для себя и (или) ребенка.
    • Встать на регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания.
    • Получить адресно-справочную информацию в отношении физического лица и др.
      Электронные услуги ГУВМ МВД РФ

    Государственные услуги и информационные сервисы ГУВМ МВД для иностранных граждан и лиц без гражданства

    На сайте ГУВМ МВД РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут проверить готовность РВП, вида на жительство, а также сформировать квитанцию для оплаты госпошлины.

    Информационные сервисы ГУВМ МВД для иностранных граждан и лиц без гражданства

    До недавнего времени на сайте ГУВМ функционировал очень востребованный сервис «Проверка готовности гражданства РФ». В настоящее время он не функционирует.

    На сайте МВД РФ для иностранных граждан доступны следующие миграционные сервисы:

    1. Высококвалифицированные специалисты. Подача ходатайства.
      Высококвалифицированные специалисты. Подача ходатайства.
    2. Высококвалифицированные специалисты. Поиск ходатайств.
      Высококвалифицированные специалисты. Поиск ходатайств.
    3. Проверка действительности разрешений на работу и патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.
      Проверка действительности разрешений на работу и патентов
    4. Проверка действительности приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
      Проверка действительности приглашений на въезд в Российскую Федерацию
    5. Проверка наличия оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по линии МВД России
      Проверка наличия оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации

    Требуют личного присутствия заявителя в подразделении по вопросам миграции МВД РФ следующие государственные услуги: подача заявлений на разрешение на временное проживание, вид на жительство в России, оформление разрешений на работу и патентов для иностранцев.

    Информацию по ним смотрите:

    • Получение гражданства РФ по программе переселения соотечественников – здесь >>>.
    • Получение гражданства РФ носителями русского языка – здесь >>>.
    • Получение гражданства РФ по четырехстороннему соглашению – здесь >>>.
    • Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке – здесь >>>.
    • Как получить вид на жительство в РФ — здесь >>>.
    • Как получить разрешение на временное проживание в РФ – здесь >>>.

    Адреса и телефоны подразделений в регионах

    Главное управление по вопросам миграции МВД РФ расположено по адресу:

    101000, Москва, Чистопрудный бульвар, 12а, стр.1

    Адреса структурных подразделений по вопросам миграции МВД РФ имеются на:

    1. Сайте МВД РФ (Главная > МВД России > Структура Министерства > Главные управления > Главное управление по вопросам миграции > Подразделения в регионах):
      alt=»Адреса и телефоны подразделений в регионах» />
    2. Портале государственных услуг (Министерство внутренних дел Российской Федерации > Главное управление по вопросам миграции МВД России > «Территориальные органы и подведомственные организации»):
      alt=»Адреса и телефоны подразделений в регионах Госуслуги» />

    Телефоны «горячей линии» по вопросам миграции размещены на официальном сайте:

    Предварительно потребуется указать на карте необходимый регион.

    Телефоны «горячей линии» по вопросам миграции

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по г. Москве

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по г. Москве

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по Московской области

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по Московской области

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

    «Горячая линия» УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

    Рекомендуем предварительно подготовиться к разговору с оператором по «горячей линии», найти правовое обоснование ваших законных требований к тем или иным должностным лицам и спокойно, без лишних в данном случае негативных эмоций, изложить их.

    Подать обращение или жалобу

    Наравне со звонком на «горячую линию» при возникновении конфликтных ситуаций с должностными лицами подразделений по вопросам миграции МВД РФ вполне целесообразно будет параллельно подготовить и направить обращение в вышестоящий орган.

    Его можно отослать почтовым отправлением по следующим адресам:

    • Главное управление по вопросам миграции МВД России
      101000, город Москва, Чистопрудный бульвар, 12а, стр. 1
    • Общественная приемная
      107078, город Москва, Боярский переулок, 4, стр. 1.

    Обращение в форме электронного документа может быть подано через:

    1. Сервис приема обращений на сайте МВД РФ (не забудьте указать получателя — «Главное управление по вопросам миграции»)):
      Сервис приема обращений на сайте МВД РФ
    2. Портал государственных услуг:
      Сервис приема обращений на Портале государственных услуг

    Независимо от избранного способа подачи обращения или жалобы на подготовку ответа сотрудникам дается 30 дней.

    Обращаем внимание, что ваше обращение необходимо формулировать юридически грамотно, чтобы в результате не получить обычную «отписку».

    Если затрудняетесь сделать это самостоятельно – задавайте вопросы в комментариях к этой статье, поможем!

    Главное управление по вопросам миграции МВД России

    Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России, также Миграционная служба) — подразделение МВД России, самостоятельное структурное оперативное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел, реализующее государственную политику в сфере миграции. Подчиняется Министру внутренних дел.

    5 апреля 2016 года указом Президента России В. Путина Федеральная миграционная служба была упразднена, а её функции и полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. С 13 апреля 2016 по 31 декабря 2018 года обязанности начальника управления исполняла полковник внутренней службы О. Е. Кириллова [1] [2] [3] . С 8 февраля 2019 года начальником ГУВМ МВД России является Казакова Валентина Львовна [4] .

    Содержание

    Функции и задачи

    Функции ГУВМ МВД — реализация государственной политики в сфере миграции (эмиграции, иммиграции), в том числе противодействия незаконной миграции, гражданства, регистрации физических лиц, беженцев и иных категорий мигрантов, предусмотренных законодательством.

    Основными задачами являются также правоприменение нормативно-правовых актов в сфере регистрационного учёта, выдачи и замены основных документов, удостоверяющих личность гражданина России, в том числе за пределами территории РФ, приобретения гражданства РФ и отказа от него, контроля за пребыванием на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Является правопреемником ФМС России.

    История

    Создание паспортно-визовой службы

    Создание Паспортно-визовой службы тесно связано с учётом населения в СССР. В соответствии с декретом ВЦИК от 25 июня 1919 года все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста были обязаны иметь трудовую книжку с характерным лозунгом «Не трудящийся да не ест». В трудовой книжке указывалось место работы, а также прописка.

    По завершении периода военного коммунизма и с началом НЭПа паспортно-визовые правила были существенно либерализованы. Декрет января 1922 года предоставил право беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР всем гражданам страны. 20 июня 1923 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» с 1 января 1924 года были введены специальные срочные (на 3 года) удостоверения личности, получение которых не являлось обязательным, а паспорта, другие виды на жительство и трудовые книжки аннулировались.

    4 мая 1923 года НКВД РСФСР утверждено положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР», которые создавались при городских управлениях милиции для ведения регистрации и учёта населения, а также выдачи адресных справок.

    В связи с учреждением на основании Постановления СНК от 3 мая 1923 года «Об упрощении структуры и сокращении штатов Народных Комиссариатов и подведомственных им органов» 13 августа того же года Центрального административного управления (ЦАУ) НКВД РСФСР, приказом по Комиссариату от 31 августа 1923 года, утвердившим положение об управлении, организация работы по учёту и контролю пребывания советских и иностранных граждан приказом возложена на отдел милиции ЦАУ НКВД РСФСР [5] .

    Постановление СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» предусматривало обязанность в 48 часов с момента прибытия граждан зарегистрировать запись об этом в домовой книге в соответствующем отделении милиции.

    В июле 1927 года новым Декретом «Об удостоверении личности», отменившим Декрет 1923 года, введено удостоверение личности, единое по территории РСФСР. В этом удостоверении указывались: имя, фамилия, отчество гражданина, дату и место рождения, адрес, род занятий, отношение к воинской обязанности, наличие иждивенцев и документ, по которому выдано удостоверение личности. Кроме того, право удостоверять личность распространено на ряд иных документов: метрические выписки, справки домкомов, служебные пропуска, военные и ученические билеты.

    Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года «О ликвидации народных комиссаров внутренних дел союзных и автономных республик» и последующим Постановлением ЦИК и СНК СССР от 31 декабря того же года «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» обеспечение задач по приёму в советское гражданство и выдаче заграничных паспортов возложено на президиумы исполкомов местных Советов народных депутатов.

    В связи с проведением индустриализации, приведшей к массовой миграции трудоспособного населения, 27 декабря 1932 года председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта. Сельское население страны паспортами не обеспечивалось (за исключением проживавших в десятикилометровой пограничной зоне).

    Одновременно с указанным постановлением ЦИК и СНК СССР 27 декабря 1932 года было издано и постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР». Этот орган создавался для общего руководства работой управлений рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства задач паспортизации страны.

    Этот день и считается днем основания паспортной (паспортно-визовой) службы.

    Упразднение паспортно-визовой службы

    В соответствии с указом президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 все правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, возложенные на Паспортно-визовую службу МВД России, передаются Федеральной миграционной службе. Окончательное расформирование службы произошло 1 января 2006 года с образованием территориальных органов ФМС России.

    Упразднение ФМС России

    5 апреля 2016 года указом президента Российской Федерации ФМС России упразднена, а её функции и полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector