Management-study.ru

Студия менеджмента
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопрос 2Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Вопрос 2Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание».

Роман «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским». Но образ Петербурга создавали в своих произведениях ещё и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали всё новые и новые его грани. Пушкин восхищался, гордился городом, любил его. У Гоголя Петербург таинственный, полный чертовщины, нереальный, блистательный. Некрасов же показывает город не фантастическим, а прозаично-реальным. В своих произведениях описывает трущобы Петербурга, жизнь бедных людей. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60 – 70 годы, в пору стремительного развития капитализма. В это время Петербург быстро разрастался за счёт доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург символизирует жизнь ненормальную. Здесь больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения. Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет. Он является символом духоты, какой-то ненормальности. Жёлтого цвета и обои, мебель в комнате старухи-процентщицы, и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и каморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Пейзаж Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота – всё это присутствует в городе. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков… анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Комната Раскольникова была похожа «крошечную клетушку». В ней было мало мебели. Обои пожелтевшие, пыльные, отставшие в некоторых местах от стены. Бывший студент жил в крайней бедноте. Квартира Мармеладова была проходной. Внутри помещения царил полный беспорядок. Из мебели было два стула, ободранный диван да стол. Случайный прохожий с первого взгляда на эту комнатушку был бы уверен, что в ней живёт беднейшая семья. Жилище Сони Мармеладовой мало чем отличается от предыдущих двух: низкое, походило на сарай. Почти нет мебели. Жёлтые, обшмыганные обои на стенах. У кровати даже не было занавесок. Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, который убеждён, что в бедноте ещё можно сохранить честь, в нищете – нельзя, а «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Пьяный, опустившийся, полубезумный, он ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его всё же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьёй – всё это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу: он встречает женщину-утопленницу, пьяную девочку. Жизнь Раскольникова превратилась в кошмарный сон, но, к сожалению, здесь нельзя проснуться, чтобы всё исчезло и забылось.
Итак, капиталистический уклад жизни предстаёт как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Судьбы людей говорят о преступности мира, в котором возникают конфликты между человеком и обществом, потому что человеку некуда уйти от своих страданий. Но всё-таки в романе звучит мечта о прекрасной жизни Петербурга – это момент, когда Раскольников идёт на преступление и думает о постройке фонтанов.

Читайте так же:
Как поменяются правила регистрации машин с 1 января 2022 года

Билет 3

Вопрос1Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».(см Билет2,вопрос1)

Вопрос 2 Своеобразие лирики А.А. Фета (анализ одного-двух стихотворений).

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт и лирик. Автор многочисленных стихотворений, темы которых способны привлечь и заинтересовать читателя своей глубиной, неуловимостью и умением трогать сердца. Афанасий Фет способен был рассказать читателю о многих несущих проблемах или погрузить его в мир красоты, грез и воспоминаний. Одним из наиболее понравившихся и запомнившихся мне стало стихотворение «Деревня». Стихотворение «Деревня» написано в 1842 году и относится к раннему периоду творчества поэта, когда он был студентом Московского университета. Главной темой этого стихотворения является любовь к родине и близким к сердцу местам. Тема родины в художественной литературе вечна и каждый поэт и автор по-особенному и по-своему передает эти радостные, мелодичные и светлые чувства:

Люблю я приют ваш печальный,

И вечер деревни глухой.

Строчка за строчкой автор рассказывает о самом любимом и дорогом: о природе, людях, домашней работе, предметах быта. Деревня в его представлении становится целым миром и большой семьей, которую он любит и с трепетом вспоминает каждые детали. Будь это «старушки чепец и очки» или «прощанье смолкающих пташек».

Для того чтобы раскрыть тему автор использовал различные художественные средства, например, анафора «люблю», которая повторяется в начале каждой новой фразы. Эпитеты «вечер деревни глухой», «овса золотые злачки», которые помогают создать живое представление. А благодаря метафоре «прохлады вечерней струю» Афанасий Фет повышает эмоциональную выразительность своего стихотворения. Таким образом, Афанасия Афанасьевича Фет один из выдающихся русских поэтов XIX века, своеобразие лирики которого заключается в том, что он способен передать тончайшие оттенки настроения описывая детали. У него — собственный взгляд на происходящее, поэтому он так легко и непринуждённо способен передать все свои эмоции читателю.

Читайте так же:
Справка о заработной плате в произвольной форме

Билет 4 Вопрос1 Нравственные проблемы в пьесах А.Н. Островского (на примере одного произведения

. В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.

Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.

Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».

Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или . уж и не знаю».

Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомнева ется, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.

Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отеутстние надежды на прощение толкает ее нп самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».

Петербург Ф.М.Достоевского

Ф.М.Достоевский — великий писатель XIX века. Одно из главных произведений его жизни — роман "Преступление и наказание".
О Петербурге писали и его собратья по перу: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь.
В романе Ф.М.Достоевский описывает свой город Петра. Читатель может проникнуться атмосферой города через пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер и даже через запахи и цвета. С первой страницы романа мы сразу же переносимся в комнату Родиона Раскольникова, но даже комнатой это нельзя назвать. Это "каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру". Потом мы попадаем в комнату Мармеладова "огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. все было разбросано и в беспорядке. дверь в дальнейшие помещения или клетки. " Также в романе присутствует описание чуть-чуть другого "жилища" — это квартира старухи-процентщицы. "Небольшая комната. все было очень чисто". А комната дочери Мармеладова — Сонечки похожа на сарай. Ф.М.Достоевский также показывает и общественные места, например, распивочная. "Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Он уселся в темном грязном углу, за липким столиком. "
В описании интерьера сразу можно заметить и главный цвет — желтый. "С желтыми обоями. мебель вся очень старая и из желтого дерева. грошовых картинок в желтых рамках" (квартира старухи). "Желтоватые обои" (комната Сони).
Опять же с первых страниц читатель видит и различный пейзаж Петербурга. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкня, всюду известка, леса, кирпичь, пыль. отвратительный и грустный колорит картины". Обилие питейных заведений. Даже картины зелени и свежести переходили в болезненные и раздражающие. На главных улицах Петербурга, где возвышались разные дворцы, Раскольникову становилось неуютно и холодно. Находясь на улице, Раскольников чувствует резкие запахи. От кабаков и пьяных дурно пахнет, всюду вонь, духота, черная пыль. читатель, путешествуя вместе с главным героем, становится участником различных бытовых ситуаций. Везде ходят пьяные и ругаются нецензурной бранью. Когда Родион проходил по К-му бульвару, то увидел впереди идущую шатающуюся женщину. "Он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. перед ним было черезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати. на ней было. платьице, но тоже как-то очень дурно надето. разорванное. " Но за девочкой наблюдал странный тридцатилетний мужчина. Еще Раскольников был очевидцем самоубийства женщины. "Он почувствовал, что кто-то стал подле него. увидел женщину. она глядела на него прямо, но. ничего не видела. вдруг она облокотилась правою рукой о перила. и бросилась в канаву. "
Вот таким предстает перед нами величественный город. Петербург душит, угнетает и ломает личность. Люди, дома, бытовые сцены сильно впечатляют Раскольникова. Петербург влияет на человека и оставляет неизгладимый след. Петербург Достоевского — трагичный город. Ф.М.Достоевский не описывает его пышность и великолепие, а обращает внимание на другую сторону — с самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.

Читайте так же:
Со скольки лет продают водку в россии

35007 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Ф.М.Достоевского

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. У Достоевского контрасты эти особенно обострены, что объясняется не только характером его мировосприятия, но и обострением этих контрастов в самой жизни города в 60-70-е годы XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий. Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим. Оттого-то ему больше по сердцу нищая Сенная площадь. В этой части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту.

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами. Они создают фон, на котором развертывается трагичная жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это — доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

Читайте так же:
Газовое оборудование в авто: регистрация ГБО в ГИБДД в 2022 году

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи.

Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Писателя неотступно преследует мысль об их судьбах, его сердце особенно остро ранят их страдания.

Однако Петербург в романе Достоевского — это не только город униженных и оскорбленных, но и город людей «деловых», «положительных», промышляющих кто чем может. Образцы этих людей постоянно появляется на страницах «Преступления и наказания»: мошенник Кох, скупающий у старухи процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин (он «закладчик и краденое прячет») купец Юшин, который содержит дешевые номера — «грязь, вонь, да и подозрительное место»; Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами.

Образ Петербурга в романе символичен. С одной стороны, он является фоном, на котором разворачиваются события, а с другой — это тоже действующее лицо, соучастник страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание» многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города. Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что если бы Летний сад распространить на все Марсово поле и соединить с Дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная

И одновременно мы видим, что этот город довольно-таки мрачный, больной, сырой, хотя и столь прекрасный. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Читайте так же:
Купили квартиру как переоформить квитанции

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит

Действие романа происходит большей частью на улице. В переулке у Сенной щегольская коляска раздавила бедного Мармеладова; его жена, которая давно больна чахоткой, истекала кровью на улице; на улице же застрелился Свидригайлов, на Сенной площади Раскольников пытается покаяться перед народом. Все эти уличные сцены тесно связаны с переживаниями Раскольникова. Герой романа «Преступление и наказание» мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Однажды, зайдя в распивочную, Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера. Они говорят о той самой старухе, которую замышляет убить Раскольников. «Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» — рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице. Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям.

Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения. В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин — закладчик и краденое прячет… купец Юшин содержит дешевые грязные номера, Дарья Францевна торгует женщинами.

В романе Достоевского главное место действия, основная торговая точка Петербурга — Сенная площадь. Ее окружают мрачные улицы и переулки, населенные мелким чиновным людом, торгашами, ростовщиками, показана жизнь бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов. В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переулок, в нем 16 домов и 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, это посетители покидают кабаки.

Ф. М. Достоевский подробно знакомит нас с обстановкой, в которой живут его герои. Каморка Раскольникова до того мала, что можно, лежа на кровати, без особых усилий открыть защелку двери. Комнаты Разумихина и Мармеладова почти такие же. Комнаты их точь-в-точь темные, сырые гробы. В них вечно царит полутьма, что под стать серости жизни. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления.

Автор не зря несколько раз упоминает о жаре в Петербурге. Эта тяжелая погода приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова, он ходит по Петербургу словно в бреду. Жара и духота тоже в какой-то мере дают толчок к преступлению. Петербург играет важную роль в романе, обилие внешних деталей, подробности городской жизни, сцены уличной толкотни, жалкие интерьеры — все это создает общее ощущение города, который враждебен человеку, теснит, давит на него, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector