Страховой номер индивидуального лицевого счёта
Страховой номер индивидуального лицевого счёта
Страховой номер индивидуального лицевого счёта, СНИЛС — уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Он указывается в уведомлении о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта (форма АДИ-РЕГ) (с апреля 2019 года [1] ), в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (ССОПС) (выдавались в период 2003—2019 годов — см. Постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п [2] и Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ [3] ) или в страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования (ССГПС) (выдавались в период 1996—2002 годов) — документе, выдаваемом застрахованному лицу, подтверждающем его регистрацию в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
ССОПС/ССГПС предоставлялось его владельцу в виде зелёной ламинированной карточки (в некоторых регионах свидетельства изготавливались в виде пластиковой карточки стандартного размера). С апреля 2019 года зелёные карточки отменены [4] . Вместо них выдаются уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта на бумажном носителе и в электронной форме.
СНИЛС необходим для упорядочивания индивидуальных сведений о работнике и о суммах, которые перечисляет работодатель на индивидуальный пенсионный счёт работника в счёт будущей пенсии. СНИЛС также используется для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций [5] , в том числе на портале государственных услуг [6] , а ранее также в обязательном порядке указывался на оборотной стороне универсальной электронной карты [7] . С 1 января 2018 года СНИЛС указывается для однозначной идентификации учредителей — физических лиц в выписках из реестра зарегистрированных средств массовой информации (которые отныне выдаются вместо отменённых свидетельств о регистрации), так как СНИЛС не меняется в течение жизни, в отличие от адреса проживания или номера паспорта.
СНИЛС является уникальным и принадлежит только одному человеку. На индивидуальный лицевой счёт заносятся все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчёте пенсии. Присвоение страхового номера носит технологический характер и осуществляется в целях упрощения порядка и ускорения процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
СНИЛС есть у всех работающих граждан — большинство россиян (за исключением военнослужащих) получают его на первом месте работы, однако, возможно и его самостоятельное оформление на себя или на своего несовершеннолетнего ребёнка.
Формат СНИЛС: «ХХХ-ХХХ-ХХХ YY», где X,Y — цифры, причём первые девять цифр ‘X’ — это любые цифры, а последние две ‘Y’ фактически являются контрольной суммой, вычисляемой по особому алгоритму [8] из последовательности первых 9 цифр.
СНИЛС для временно пребывающих иностранцев [ править | править код ]
С января 2012 года появилась новая категория лиц, подлежащих пенсионному страхованию, — временно пребывающие иностранцы, которые работают по бессрочному трудовому договору или по срочному, заключённому на срок не менее шести месяцев (непрерывный срок). На данную категорию граждан представляются документы для анкетирования в Пенсионный фонд РФ и уплачиваются страховые взносы.
Для того, чтобы отчитаться по персонифицированному учёту, компания-страхователь должна получить СНИЛС для таких сотрудников. Однако граждане многих стран могут находиться в РФ без визы только три месяца в течение полугода, что делает невозможным заключение трудового договора на срок более трёх месяцев.
Корректировка индивидуального лицевого счета пенсионного страхования: обязанности
Актуальным вопросом в настоящее время является корректировка данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Данные учета отражают, в том числе, стаж и условия трудовой деятельности граждан, непосредственно влияющие на их пенсионное обеспечение — возраст выхода на пенсию и размер пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды занятости работника на работах с вредными или опасными условиями труда засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в случае, если работодателем начисляются и уплачиваются страховые взносы по тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Досрочный выход на пенсию является достаточно распространённым предметом разбирательства в судах. Вместе с тем судами принимаются различные позиции по поводу прав и обязанностей как работодателя, так и органов Пенсионного фонда РФ.
Практика свидетельствует, что органы ПФР не обладают энтузиазмом по поводу самостоятельного изменения данных индивидуального лицевого счета пенсионного страхования. Более того, при рассмотрении дел в судах настаивают на позиции, что являются ненадлежащим ответчиком, либо заявляют об обязательности досудебного порядка корректировки лицевого счёта. При решении вопроса о досрочном выходе граждан на пенсию органы ПФР руководствуются исключительно данными персонифицированного учёта.
Вместе с тем существующее законодательство и судебная практика позволяют обязать органы Пенсионного фонда РФ внести необходимые изменения в индивидуальный лицевой счет. Кроме того, дискуссионным для судов остаётся вопрос о привлечении в качестве ответчика организации — работодателя.
В настоящей статье мы рассмотрим права и обязанности лиц, участвующих в формировании сведений персонифицированного учёта — работодателей (страхователей), работников, органов Пенсионного фонда РФ.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон № 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в том числе, требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Кроме того, органы Пенсионного фонда РФ обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В настоящее время действует инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утверждённая Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н).
Согласно п. 41 Инструкции № 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, действующее законодательство обязывает органы ПФР осуществлять по заявлению застрахованного лица корректировку ведений персонифицированного учета, при этом взаимодействие со страхователем осуществляется органами ПФР.
В силу абз. 4 ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ, застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Следовательно, при невозможности корректировки данных счёта в досудебном порядке, ответчиком должны выступать органы ПФР, при этом обязательное использование досудебного порядка изменения данных счёта не предусмотрено.
О законности требований к органам ПФР по внесению изменений в данные счёта свидетельствует судебная практика судов субъектов РФ:
1. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 января 2015 г. № 33-49-2015.
Фабула дела: А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше» о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением УПФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы с вредными условиями труда.
Суд указал, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 Федерального закона № 27-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Удовлетворяя требования истца, суд учёл также, что работодатель является надлежащим ответчиком по делу, т.к. в обязанности работодателя входит предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета и их корректировка .
Кроме того, данная обязанность работодателя не снимается в связи с тем, что документы работника сданы в архив, поскольку работодатель не лишен возможности истребовать из архива необходимую информацию .
2. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17 февраля 2015 г. по делу № 33-1177/2015.
Истец обратился в суд с исковым заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в Мошковском районе Новосибирской области, управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, поскольку решением органов ПФР в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
Изучив представленные доказательства, суд удовлетворил требования истца об обязании ПФР назначить досрочную пенсию по старости, а также на орган ПФР возложена обязанность внести изменения в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца в связи с работой в особых условиях труда.
Что особенно важно, суд отклонил доводы органов ПФР о невозможности внесения изменений в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца, в связи с отказом работодателя предоставить необходимые сведения, поскольку органы ПФР в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, должны осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Показательной является также позиция суда в ситуации, когда сведения в данных персонифицированного учёта отсутствуют, а работодатель ликвидирован.
Определение Самарского областного суда от 14 октября 2010 г. по делу № 33-10466/10:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области», Мэрии г. Тольятти о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о периоде работы за 2000 год и перерасчете пенсии.
В перерасчете пенсии истцу было отказано ввиду того, что от работодателя сведения о заработной плате по установленной форме для их учета на индивидуальном лицевом счете не поступали, а для перерасчета пенсии заработная плата должна быть подтверждена сведениями персонифицированного учета на основании выписки из индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Предоставить данные сведения в настоящее время не имеется возможности, так как работодатель к настоящему времени ликвидирован.
Суд в своём решении отмечает, что корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется, в частности, в случае обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 года.
Таким образом, получив дополнительные сведения о страховом стаже истца и о размере оплаты его труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета.
Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию .
Судебная практика в отношении рассматриваемых споров в настоящее время только формируется, при этом судами также принимаются позиции, отличные от рассматриваемых. Вместе с тем полагаем необходимым ориентироваться на вышеприведённые доводы при решении вопросов, связанных с корректировкой индивидуальных лицевых счетов, поскольку они в полной мере соотносятся с действующим законодательством.
Таким образом, по вопросу корректировки данных индивидуального лицевого счета действующее законодательство и позиции судебных органов позволяют сделать следующие выводы.
Права и обязанности работодателя (страхователя):
1. Страхователь обязан своевременно предоставлять достоверные сведения о застрахованных лицах, в том числе по требованию органов Пенсионного фонда РФ, в двухнедельный срок.
1) За непредставление в установленные сроки запрошенных сведений органы Пенсионного фонда РФ могут в судебном порядке взыскать сумму, определённую ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
2) Страхователь обязан предоставлять в органы Пенсионного фонда РФ также сведения об условиях труда работников, воспользовавшихся правом досрочного выхода на пенсию.
2. Страхователи вправе дополнять и уточнять переданные ими сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ:
1. Предоставлять сведения из индивидуального лицевого счета пенсионного страхования по заявлению застрахованного лица.
2. Органы Пенсионного фонда РФ вправе по своей инициативе осуществлять корректировку сведений персонифицированного учёта и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
3. Органы Пенсионного фонда РФ обязаны п ри обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки направлять страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (страхователь обязан выполнить это требование в двухнедельный срок).
4. Если расхождения не устранены, орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
5. Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, работодателям рекомендуется уточнять в целях соблюдения законных интересов работника сведения персонифицированного учета, направляя их в орган Пенсионного фонда РФ, а также по запросу органов Пенсионного фонда РФ в целях избежания штрафных санкций.
При этом следует помнить, что застрахованные лица (работники) могут в судебном порядке обязать работодателя предоставить соответствующую информацию в органы Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем принятие решения о досрочном назначении пенсии и её выплата является обязанностью только органов Пенсионного фонда РФ, который обязан, в случае ликвидации страхователя или непредставления им сведений, самостоятельно внести изменения в лицевой счёт застрахованного лица.
Изменения в законодательстве по вопросам персонифицированного учета
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ). Внесение изменений обусловлено в том числе передачей функций по администрированию страховых взносов в налоговые органы. В связи с чем работодатели с 01.01.2017 сдают отчетность по страховым взносам – в ФНС, по персонифицированному учету – в ПФР. Рассмотрим наиболее важные изменения, касающиеся вопросов индивидуального (персонифицированного) учета.
Так, с 1 января 2017 года сведения персонифицированного учета, перечисленные в п. 2.2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ и представляемые по форме СЗВ-М, представляются в ПФР в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее крайним сроком являлось 10-е число месяца, следующего за отчетным месяцем.
Срок предоставления отчетности может быть перенесен в соответствии с нормами налогового законодательства. В пункте 7 статьи 6.1 Налогового кодекса указано следующее: «…в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день». Для некоторых ситуаций Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрены особые сроки представления формы СЗВ-М (п. 3 ст. 11). Так, при ликвидации страхователя-юридического лица отчетность должна быть представлена в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве ИП). И, в любом случае, это нужно сделать не позднее дня представления в налоговый орган документов для государственной регистрации факта ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП).
Обращаем внимание, что отчетность, предоставляемая в ФНС и ПФР, содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС). В связи с чем, важно при формировании отчетности учитывать во взаимосвязи анкетные данные работников со СНИЛСом и ИНН. С вступлением в силу 05.03.2017 постановления Правления ПФР от 11.01.2017 №3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений… (СЗВ-ИСХ), порядка их заполнения и формата сведений» (далее – постановление №3п), введены новые формы персонифицированного учета.
«Сведения о страховом стаже застрахованного лица» по форме СЗВСТАЖ представляются на всех застрахованных лиц, с которыми заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры, договоры авторского заказа и др. Представляются страхователями ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, впервые страхователи должны представить данную форму, отчитываясь за 2017 год, не позднее 1 марта 2018 года. Данная форма включает сведения:
•о страхователе – регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП, наименование;
•о периодах работы застрахованных лиц с указанием ФИО и СНИЛС работников;
•о факте начисления и уплаты страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (да/нет).
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ представляются с «Типом сведений»: «Исходная», «Дополняющая». Данная отчетность формируется в пакет документов и сопровождается описью по форме ОДВ-1. Опись является документом, содержащим сведения в целом по страхователю.
Также форма СЗВ-СТАЖ может быть представлена на застрахованное лицо в связи с назначением пенсии. В графе «Тип сведений» указывается «Назначение пенсии». Страхователями направляется эта форма для учета периода работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил (п. 2.1.5 постановления №3п). Представляются данные сведения в территориальные органы ПФР в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю (п. 2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ).
Необходимо обратить внимание, что сведения о факте начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование заполняются только для форм СЗВСТАЖ с типом сведений «Назначение пенсии».
«Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица» по форме СЗВИСХ представляется за отчетные периоды до 2017 года страхователями, нарушившими законодательно установленные сроки предоставления отчетности.
«Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица» по форме СЗВ-КОРР представляются с целью корректировки данных, учтенных на индивидуальном лицевом счете, на основании отчетности, ранее представленной страхователями. Данная форма имеет несколько «Типов сведений»: «Корректирующая» (КОРР), «Отменяющая» (ОТМН) и «Особая» (ОСОБ). На основании формы с типом сведений ОТМН данные, учтенные на ИЛС, будут отменены. Форма с типом ОСОБ представляется на застрахованное лицо, по которому сведения отсутствовали в отчетности, ранее представленной страхователем.
С 19.02.2017 вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н «Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (далее – Инструкция). Данной Инструкцией определен порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, порядок представления и сроки приема и учета ПФР сведений о застрахованных лицах, порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Страхователи, уклоняющиеся от представления достоверных и в полном объеме сведений по персонифицированному учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Это касается сведений (п. 2 ст. 8, п. 2, 2.2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ) представляемых:
•по форме СЗВ-СТАЖ (в том числе межотчетная форма при обращении застрахованного лица за назначением пенсии);
•в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000руб. (ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ).
К должностным лицам организации (индивидуальному предпринимателю) за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций ПФР вправе взыскать задолженность по штрафам в судебном порядке (ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ).
При несогласии с требованием об уплате штрафных санкций страхователь может обратиться в вышестоящий орган с заявлением, которое будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ОТДЕЛЕНИЕМ ПФР ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 7 (177) дата выхода от 20.07.2017.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Индивидуальный персонифицированный учёт в системе ПФР
Согласно положениям Пенсионной реформы, работодатель обязан отчитаться перед контролирующими органами информацией о трудящихся гражданах. Данные предоставляются по каждому из сотрудников.
Что такое персонифицированный учет и зачем он нужен
Под этим понятием понимается система сбора информации о лицах, являющихся застрахованными в системе ПФР. Ведением учета занимается работодатель (как юридическое, физическое лицо, ИП). На работодателя возложена обязанность передачи сведений ПФ в письменной или электронной форме.
Учет необходим для назначения пенсий лицам по итогам трудовой деятельности, систематизации данных о работе и доходе для установления величины выплат при назначении. Это важно при формировании информационной базы, заинтересованности страхователей в уплате взносов на будущее обеспечение. Установленные правила позволяют контролировать выплаты, строить прогнозы.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) является программой на государственном уровне, действующей с 2002 года после реформы. У граждан трудоспособного возраста формируется накопительная часть пенсии и в ее счет осуществляются взносы.
До 2002 г. действовала распределительная система, а после реформирования ввели распределительно-накопительную. С 2002 г. у граждан, родившихся до 1967 года началось создание накопительной части — 6 % от ежемесячного дохода.
Человек должен быть зарегистрирован системой. Правильное и своевременное предоставление информации и уплата страховых взносов за время трудовой деятельности упрощает порядок назначения обеспечения гражданам по достижению установленного возраста.
ПФР при внедрении персонификации учета ставит цели создания метода учета прав для каждого гражданина. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете системы ОПС» указываются правовые основы функционирующего порядка.
К остальным целям относятся: получение и применение сведений, проверка поступления взносов, наличие информационной базы по сбору информации, прозрачность сведений по начислению, возможность информирования застрахованного о состоянии его лицевых счетов.
Российские и иностранные граждане, проживающие или ведущие деятельность на территории России, должны быть зарегистрированы в системе ОПС с присвоением ИЛС. Страховщиком является Пенсионный фонд страны, управляющий денежными средствами (пенсионными отчислениями), расходы и доходы которых отображаются в бюджете.
На основании ИПУ определяется страховой стаж для расчета будущей пенсии; производится расчет баллов, рассчитывается размер выплат.
Независимо от места работы за разные периоды жизни, по совместительству, сведения о стаже и взносах поступают в ПФ и хранятся как индивидуальные данные. Информация является секретной и хранится с соблюдением правил, предъявляемых к персональным данным.
Уникальный номер персонального счета СНИЛС используется как идентификатор данных о физических лицах. С его помощью формируются регистры граждан на получение государственных социальных услуг и льгот, а ведомства запрашивают друг у друга документы.
Это экономия времени на оформление справок, прочей документации и госуслуг. СНИЛС также применяется для идентификации пользователя на сайте государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Номер-идентификатор ИЛС является специфичным, принадлежит только одному человеку.
Обязательства страхователя
Функционирующая система ОПС предусматривает участие трех основных субъектов: страховщика, страхователя и застрахованного лица. Страховщиком выступает ПФР, гарантирующий выплаты при достижении установленного возраста. Застрахованное лицо — физическое лицо, работающее официально по трудовому договору или на подрядной основе. К этой категории относятся самозанятые.
Работодатель выступает страхователем по отношению к застрахованным сотрудникам компании, поэтому отчисляет страховые взносы согласно нормативно-правовой базе. Обязанностями работодателя-страхователя являются: исчисление, выплата страховых взносов, сдача отчетности по ним в ПФР и ФНС, а также ведение ИПУ лиц.
Самозанятые лица (предприниматели или адвокаты) сочетают функции застрахованного лица и страхователя. Как страхователь, ИП начисляет и переводит в госказну страховые взносы, как застрахованное лицо — является получателем страховых выплат при возникновении страхового случая.
Права застрахованных граждан
Эта категория населения своевременно получает пенсионное обеспечение при наступлении страхового случая, по достижении возраста. Законодательной базой предусмотрены другие права: распоряжение собственными накоплениями пенсионного характера, формирование накопительной части будущих мер поддержки.
Человек вправе защищать свои интересы в суде, бесплатно заменять свидетельство страхования, бесплатно и беспрепятственно получать у работодателя выписку о состоянии индивидуального пенсионного счета, число баллов, размер платежей.
С какого года начался персонифицированный учет?
Понятие возникло в 1998 году, когда органы государственной власти решили вести учет безработных или трудящихся граждан, стаж, оплачиваемые взносы. Новая система облегчила осуществление пенсионной реформы в 2002 г, а также задачу страхования.
Согласно ФЗ №27 новый проект системы персонификации вводился с начала 1996 г. благодаря наличию индивидуального счета отслеживались начисления, движение денежных средств граждан. ПФР регистрирует в системе ОПС граждан страны. С 01.04.2016 г. страхователи обязаны каждый месяц предоставлять ПФР индивидуальные сведения, формирующиеся из кадровых документов, бухгалтерского учета.
Как производится учет сведений о застрахованных лицах?
Для использования системы персонификации сведений, человек регистрируется в единой системе ПФ. Конфиденциально фиксируется полный период трудовой деятельности застрахованного лица, сведения для формирования выплат: стаж, период и место работы.
Для работоспособности системы учета руководители предоставляют данные о работниках с указанием личных данных. Сюда относится информация об отпусках без сохранения заработной платы, прохождение курсов повышения квалификации, размер страховых взносов. С 2018 данные персонифицированного учета распределяются в отчете СВМ-М, содержащем информацию о застрахованном лице: ФИО, ИНН.
Участники обязательного пенсионного страхования, их права и обязанности
Эта система включает страхователей, страховщиков, а также застрахованных граждан. Страхователи:
- ИП.
- Компании, юридические лица.
- Организации, занимающиеся частной практикой.
Обязанности заключаются в верной регистрации физических лиц, перечислении взносов. Основные права страхователя: правовая поддержка, перечисление дополнительных взносов на накопительную часть пенсии сотрудникам.
Страховщиком является государственный или негосударственный фонд. Эти организации являются гарантом по обязательствам ПФР, поэтому устанавливают факты выплат и перерасчета гражданам. Они проводят контроль всех участников, требуют устранения раскрытых нарушений в поставленные сроки, сотрудничают с ФНС.
К застрахованным относятся граждане, официально трудоустроенные, за которых работодатель отчисляет взносы в ПФ. Для полноценного назначения, а также выплаты нужно вовремя предоставлять достоверные данные страховщику.
Граждане могут получать сведения о личных сбережениях, перечисленных руководителем, получать страховое обеспечение из фонда, распоряжаться денежными средствами на счетах.
Предоставление сведений персонифицированного учета в ПФР
Руководитель компании, предприниматель (страхователь), имеющий наемных сотрудников, персонифицировано отчитывается перед ПФР. Сведения ИПУ подаются в двух формах — СЗВ-М и КНД 1151111.
Раз в год до 1 марта информацию по страховому стажу сотрудников передают в ПФ. Устраиваясь на работу, соискатель предоставляет полную информацию своему работодателю, подтверждая ее документально. На бумажном, электронном носителе специалисты отдела кадров или директор заполняют основные сведения по каждому сотруднику.
Консолидированные сведения обо всех работниках отправляются в ПФ. Граждане, временно находящиеся без работы, получающие социальное пособие, находящиеся в местах лишения свободы, обеспечены господдержкой за счет будущих пенсионных выплат.
Страхователь до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, отправляет индивидуальные сведения по официально трудоустроенным застрахованным гражданам в ПФР, ФНС. Главным основанием является расчет бухгалтерской финансовой отчетности компании или ИП.
Данные должны постоянно обновляться и быть актуальными. Обязательно уведомление работодателя о смене фамилии, изменении прочих сведений.
Государственный или негосударственный ПФ может потребовать проведения проверки документации.
- Фамилия, имя, отчество.
- Данные о месте, дате рождения.
- Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
- СНИЛС.
- Общая годовая сумма доходов за 12 месяцев.
- Период трудового стажа.
Компании составляют, затем передают форму СЗВ-М. Документ включает основную информацию по отдельному сотруднику. Данным в РСВ-1 выделен раздел 6 «Сведения о сумме выплат или иных вознаграждений, страховом стаже застрахованного лица».
Здесь заполняется бланк на каждого работника, которому в отчетном периоде совершали выплаты (по договорам, гражданско-правовым документам). Форма КНД входит в бланки, предоставляемые руководителем. РСВ содержит обширную информацию о размерах взносов, начисленных, перечисленных компанией за каждое застрахованное лицо.
Контроль, полноту, своевременность предоставления данных осуществляют компетентные подразделения ПФ. При нарушении подачи, недостоверности или наличии неверной информации к работодателю применяется административная ответственность — 500 рублей за каждое застрахованное лицо.
Добросовестное исполнение работодателем своих обязанностей обеспечивает гарантии будущей пенсии сотрудников, трудящихся на благо компании.