Management-study.ru

Студия менеджмента
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научная статья по теме ЕДИНСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Государство и право. Юридические науки

научная статья по теме ЕДИНСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Государство и право. Юридические науки

ЕДИНСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Аграрное и земельное право

Текст научной статьи на тему «ЕДИНСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ»

Правовой режим земель

ЕДИНСТВО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Введение в действие в 1994 г. Гражданского кодекса Российской Федерации узаконило в новых рыночных отношениях принцип неразрывности объектов недвижимости с земельным участком. Гражданское законодательство РФ положило в основу деления вещей на движимые и недвижимые вещи неразрывную связь объектов с землей. Правовой механизм реализации указанного принципа заложен как в общих разделах Гражданского кодекса РФ (ст. 128, 130, 135), так и в специальных разделах Гражданского кодекса РФ (ст. 552, 553 и др.). В свою очередь, ГК РФ в ст. 128 разделил вещи на вещи, созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющие естественное происхождение. Проведенное деление вещей на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК РФ) позволило законодательно обосновать последующую зависимость происхождения вещи и основания возникновения права собственности (ст. 219, 229, 261, 263, 271) на вещь. Например, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу переходит право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, каким обладал прежний собственник недвижимости.

Земельный кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 3 определил соотношение норм гражданского и земельного законодательства РФ в пользу последнего, в том числе и в сфере регулирования имущественных правоотношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними.2 А определение выбора со-

1 СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 3301.

2 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

ответствующих норм и требований отраслей права и законодательства РФ при применении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты природопользования и, прежде всего, земельные участки3.

Правило, определенное в п. 3 ст. 3 ЗК РФ, не согласуется с правилом п. 2 ст. 3 ГК РФ, в силу которого нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В п. 1 ст. 2 ГК РФ указывается, что гражданское законодательство РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства и др. Очевидно, что отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними входят в предмет гражданского законодательства РФ, как он описан в ст. 2 ГК РФ. Согласно Гражданскому кодексу РФ, земельным законодательством РФ может быть ограничен оборот земли и других природных ресурсов (ст. 129). Вместе с тем ГК РФ не предусматривает введения иного механизма регулирования права собственности, иных вещных прав, сделок с объектами гражданских прав. Таким образом, возникает коллизия норм гражданского и земельного законодательства РФ в указанной сфере.

В процессе применения норм о правах на земельные участки, об их обороте необходимо искать пути примирения обнаруженных коллизий.

3 Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. М., 2006. С. 35-36.

Попробуем провести анализ нормы, определяющий недвижимое имущество ГК РФ. Статья 130 ГК РФ говорит, что «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».

Характеризуя понятие недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, понимаются ее признаки: это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), требующий введения определенных ограничений его оборото-способности, так как необходимо строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований; это связь объектов недвижимости с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению либо является крайне дорогостоящим (вне связи с землей эти объекты недвижимостью не считаются); это индивидуализация объектов недвижимости. Причем индивидуализация объекта недвижимости определяется, в первую очередь, своим местонахождением на определенном земельном участке. Нельзя не сказать, при определении характера (типа) недвижимости, о единстве единого функционального назначения и использования как самого объекта (здания, строения, сооружения), так и земельного участка.

Читайте так же:
Проверка просроченной налоговой задолженности, оплата без комиссии

Право на земельный участок обычно занимает центральное место в регулировании оборота недвижимости, поскольку в силу правила «принадлежность следует главной вещи» все строения и иные объекты, тесно связанные с земельными участками, следуют за правом собственности на земельный участок. Таким образом, права на землю становятся определяющими для всего строя прав на недвижимость.

Однако законодатель, устанавливая перечень вещных прав, не нашел необходимым (или возможным) введение такого вещного права, в силу которого все, построенное на земельном участке, принадлежит собственнику

участка. Таким образом, действующее гражданское законодательство РФ допускает возможность принадлежности земельного участка и находящейся на нем недвижимости разным собственникам. Однако такое решение, связанное с очевидными осложнениями и неудобствами, не может считаться окончательным. Видимо, можно ожидать, что в течение определенного времени будет постепенно происходить переход к установлению правила: собственнику земли принадлежит на праве собственности все, что прочно связано с принадлежащим ему земельным участком.

В частности, именно в таком направлении происходят изменения правила, первоначально сформулированного в ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.1 (ныне утратившего силу): вместе с правом собственности на строение, сооружение переходит и право на земельный участок. Аналогичное правило закреплено и в ст. 273, 552 ГК РФ, регулирующих переход права на землю при продаже объекта недвижимости.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого такие объекты следуют судьбе земельных участков, поскольку иное не установлено федеральным законом, закреплен в ст. 1 ЗК РФ. В развитие этого принципа введена норма, запрещающая отчуждение здания, строения, сооружения без земельного участка, кроме некоторых исключений (п. 4 ст. 35 ЗК РФ).

Таким образом, налицо движение от правила: земельный участок следует за строением (иным объектом недвижимости) — к правилу: строение составляет единый объект с земельным участком. Однако в настоящее время можно говорить только о тенденции, не завершившейся пока созданием соответствующего вещного права. Принцип «единой судьбы» сам по себе правом быть не может.

Подтверждение данного принципа нашло отражение в п. 7 ст. 3 Земельного кодекса РФ о том, что приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без од-

1 ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.

Правовой режим земель

новременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, и основано, в том числе, на принципе, установленном ст. 1 ЗК РФ, согласно которой единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с установленной нормой, приобретение недвижимого имущества в собственность на основании законодательства РФ о приватизации государственного или муниципального имущества должно сопровождаться приобретением в собственность (приватизацией) земельного участка, на котором это недвижимое имущество расположено. Положение п. 7 комментируемой статьи согласуется с нормами Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, согласно которым (ст. 28) приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков, находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, участков, занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Кроме того, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» установил обязанность собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности,

1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4863.

либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При соблюдении нормы, установленной п. 8 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом, предоставление земельных участков, как действие соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления по передаче участка лицу на основании указанного права (в этом случае основанием приобретения права является решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении его пользователю), следует отличать от приобретения права постоя

Читайте так же:
Алименты в 2022 году: новое в законе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Отмена пенсионной реформы в обмен на QR-код: Какие шансы?

Может ли власть пойти на уступки народу для снижения напряжения из-за ковидных ограничений?

Дмитрий Родионов

Отмена пенсионной реформы в обмен на QR-код: Какие шансы?

В ряде российских регионов с 1 декабря начала действовать система QR-кодов. При этом в разных местах сферы, где в обязательном порядке потребуется предъявить QR-код, разнятся.

Не нужно быть оракулом, чтобы предвидеть, что ужесточение ограничительных мер неизбежно повлечет за собой всплеск недовольства граждан, что, в свою очередь, может выразиться в рост протестной активности. Конечно, до выборов еще далеко, но столкнуться с проблемой власти могут уже завтра. На этом фоне появляются все новые и новые инициативы относительно того, как успокоить общество.

Так, депутат Госдумы Михаил Делягин считает, что успокоить протесты россиян против QR-кодов могла бы отмена пенсионной реформы. По его словам, сейчас «восстановление человеческого пенсионного возраста» является стандартным намерением, чтобы подавить протестные настроения в обществе.

Однако, уверен парламентарий, даже этого будет недостаточно. Снизить напряженность в общество позволит арест спецпредставителя президента РФ по связям с международными организациями Анатолия Чубайса.

В то, что посадят Чубайса, верится совсем уж с трудом. Впрочем, в то, что власти пойдут на отмену пенсионной реформы — тоже. Однако резкий рост протестной активности общества может изменить ситуацию и вынудить власть идти на уступки… Вопрос в том — на какие.

— Повышать пенсии и понижать пенсионный возраст необходимо не для снижения протестных настроений, а ради благополучия граждан России, — считает член бюро политсовета партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.

— Также нужно ликвидировать Пенсионный фонд, который снимает все сливки с пенсионных накоплений россиян, оставляя людям жалкие гроши. То есть нужна реальная пенсионная реформа в интересах народа, а не это бюрократическое мошенничество!

Государство должно обеспечить динамичный и ощутимый рост доходов граждан, создавать достойные рабочие места для россиян, отказавшись от избыточной и криминогенной иностранной трудовой миграции. Достойная жизнь станет лучшей защитой от деструктивных протестов в стране.

Что же касается самой протестной активности, то ее основной ресурс — вовсе не пенсионеры и не бюджетники предпенсионного возраста, а молодежь и так называемый средний класс, который давно стал в российском обществе вымирающим видом. И здесь проблема кроется в отсутствии перспектив для самореализации. Поэтому активная молодежь и высококлассные специалисты продолжают уезжать за границу. А политически активные граждане держат для власти фигу в кармане и выходят на протестные акции. Не из-за QR-кодов и других ограничительных мер по борьбе с пандемией, а из-за ощущения полнейшей бесперспективности и пустоты.

Антироссийская прозападная оппозиция использует этот растущий в обществе негатив в качестве топлива для нового госпереворота и очередной политической оккупации России. А часть системной оппозиции фактически солидаризируется с правящей бюрократией, предлагая лишь способы выпустить протестный пар.

— Да, ограничения вызовут недовольство, поскольку они не обоснованы, вся система аргументации непонятна людям, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— Однако недовольство населения ни к чему позитивному не приведет. Власть будет давить недовольство на корню, и вслед за ограничениями начнет вводить систему наказаний — штрафов и уголовного преследования.

«СП»: Как бы вы оценили предложение Делягина? Это теоретически возможно? Можно ли ожидать попытки внесения соответствующего законопроекта?

— Делягин рекламирует предложения своей партии, которые, конечно же, не будут приняты. Зачем власть будет отменять пенсионную реформу, если у нее есть Росгвардия, более 2-х миллионов чиновников и огромная орава пропагандистов государственных СМИ. В ближайшие годы власть задавит любой протест. К тому же внешние силы (МВФ) не разрешат разворачивать пенсионную реформу вспять

«СП»: По-вашему, что народ бы у нас выбрал: QR -коды или пенсионную реформу? QR — это же временно…

Читайте так же:
Где получить инн на ребенка

— QR-коды — не временно. Их система будет нарастать. Равно как наступление на пенсионеров. Для власти важно имитировать пенсионную реформу и борьбу с эпидемией. На самом деле нет и не будет ни пенсионной реформы, ни борьбы с эпидемией. Пенсионная «реформа» будет происходить только в одну сторону — удушения пенсионеров, равно как и борьба с эпидемией будет набором имитационных мер и фальсификацией статистики.

«СП»: По словам Делягина, сейчас «восстановление человеческого пенсионного возраста» является стандартным намерением, чтобы подавить протестные настроения в обществе. Однако даже этого будет недостаточно. Поэтому Делягин предлагает снизить напряженность в общество путем ареста Чубайса. Это уже троллинг? Какие у власти есть реальные способы снизить напряженность? Или их уже не осталось?

— Чубайс переживет и Делягина, и нас с вами. Он — один из «смотрящих» за Россией. Ему позволено всё. Нам с Делягиным не позволено ничего. Еще раз повторю — превращение населения страны и прежде всего пенсионеров в крепостных — это глобальный тренд, и никакие депутаты его изменить не смогут… Не туда смотрим. Надо понимать, что уготовлено России в глобальном измерении, и какую роль должны сыграть в этом нынешние российские элиты, подсаженные на множество зарубежных крючков. В стране формируется колониальная диктатура.

— Несмотря на то, что ограничительные меры неизбежно вызовут всплеск социального недовольства, сколько-нибудь крупных протестных акций, на мой взгляд, ожидать не стоит, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Во-первых, практически все популярные медиа, в том числе связанные с оппозицией, поддерживают, пусть и с некоторыми оговорками, введение ограничений. А политические силы, способные помочь организации массовых протестных акций, попросту отсутствуют.

Во-вторых, участие в протестной активности сегодня связано со значительным личным риском, а потому массовые протесты станут возможны только в том случае, если люди почувствуют, что ограничительные меры угрожают их собственному социальному благополучию. Угроза протестов возникнет только в том случае, если жесткие ограничения, ведущие к резкому снижению экономической активности, будут сохраняться в течение двух-трех месяцев.

В-третьих, власти удалось создать успешно работающую пропагандистскую машину, а потому часть общества будет активно поддерживать действия власти, что также будет мешать организации протестов.

«СП»: Может ли власть пойти на такие меры, как отмена пенсионной реформы?

— Власти выгодно то социальное напряжение, которое вызывают в обществе QR -коды, поскольку оно позволят отвлечь внимание от социально-экономической проблематики. Кроме того, разногласия между сторонниками и противниками ограничительных мер, которые есть во всех социальных группах, раскалывают общество, снижают его способность к сопротивлению.

Поэтому мне непонятно, зачем власти может понадобиться снижать социальное напряжение, которое вызовут ограничения, да еще посредством уступок в таком важном для власти вопросе, как пенсионная реформа. Власти нужно только успеть снять ограничения до того времени, когда вызываемое ими социальное раздражение достигнет критического уровня. В ее распоряжении есть, по меньшей мере, два месяца. Этого вполне достаточно для принятия мер, направленных на борьбу с распространением коронавируса.

«СП»: Еще предлагают посадить Чубайса. А если серьезно, есть ли способы гарантированно остановить рост социального недовольства?

— Мне кажется, что власть уже не сможет остановить рост социального недовольства без принятия каких-то чрезвычайных мер, направленных на повышение уровня оплаты труда и возвращения гражданам России перспективы роста социального благосостояния. Поскольку действующая власть принципиально не способна на подобные действия, рост социального недовольства будет продолжаться. Но, как мне кажется, опасного для власти уровня он достигнет не раньше, чем через два-три года.

Статья 130 УК РФ. Утратила силу.

Статья 130. Утратила силу — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Статья перенесена в КоАП — смотрите статью 5.61 КоАП РФ: Оскорбление.

Комментарий к Статье 130 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — честь и достоинство гражданина.

2. Потерпевшим является частное лицо. Оскорбление представителя власти, судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, военнослужащими друг друга при исполнении служебных обязанностей влечет УО по соответствующим статьям УК РФ (ст. 297, 319, 336).

3. Объективная сторона выражается в действиях, содержащих отрицательную обобщенную оценку личности потерпевшего в неприличной форме и унижающих его честь и достоинство. Для состава преступления безразлично, соответствовала или нет действительности отрицательная оценка личности потерпевшего. Важно лишь, что эта оценка была дана в неприличной форме.

Читайте так же:
Можно ли вернуть деньги, если перевел мошенникам, АНО Систематика, Яндекс Дзен

4. Неприличная форма рассчитана на то, чтобы вызвать у потерпевшего чувство обиды и унижения, она противоречит общепризнанным правилам поведения людей в обществе. При решении вопроса о том, выражена ли отрицательная оценка в неприличной форме, суд исходит из норм нравственности общества, а не из ее восприятия самим потерпевшим, ибо он может обладать повышенным самомнением и любые критические высказывания в свой адрес считать оскорбительными.

5. Оскорбление совершается путем активного поведения: устно, письменно, действием (пощечина, срывание головного убора или одежды, плевок в лицо, непристойные жесты и т.п.).

6. Оскорбление может быть в присутствии третьих лиц, потерпевшего или в его отсутствие. В последнем случае виновный должен осознавать, что нанесенное оскорбление будет известно потерпевшему.

7. Преступление окончено (составами) в момент оскорбительного высказывания или жеста в неприличной форме относительно личных или социальных качеств потерпевшего.

8. Субъективная сторона — прямой умысел. По субъективной стороне оскорбление отличается от хулиганства. Мотивы оскорбительных высказываний и действий обусловлены личными неприязненными отношениями, а мотивы хулиганства (административного правонарушения или преступления) — озорством, явным неуважением к обществу.

9. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

10. Квалифицирующие обстоятельства идентичны указанным в ч. 2 ст. 129.

11. УД об оскорблении возбуждается только по заявлению потерпевшего или его представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (статья 20 УПК).

12. Оскорбление отличается от клеветы тем, что честь и достоинство лица унижаются путем оскорбительных выражений общего характера («вор», «мошенник» и т.п.) или путем обвинения потерпевшего в том или ином пороке, в то время как при клевете распространяются ложные сведения о конкретных фактах («украл вещи», «выманил деньги», «избил гражданина» и т.п.)

13. В отличие от побоев (ст. 116) при оскорблении действием виновный преследует цель унизить честь и достоинство потерпевшего, а не причинить физическую боль или вред его здоровью.

Статья 130 Конституции России

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 130 Конституции Российской Федерации

1. Пункт первый комментируемой статьи, развивая нормы ст. 3, 12 Конституции о местном самоуправлении как одной из основ конституционного строя, содержит понятие местного самоуправления и его основную цель — обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.)*(701), законами субъектов Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения с учетом статуса муниципальных образований разграничены указанным Федеральным законом на вопросы местного значения поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15) и городского округа (ст. 16).

При этом органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

Читайте так же:
Как бороться с шумными соседями по закону

2. В муниципальном образовании прямое, непосредственное представительство местного сообщества выражается через выборные органы и через выборных должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся, прежде всего, депутаты представительных органов местного самоуправления и сами представительные органы, а также главы муниципальных образований, избранные гражданами, иные выборные должностные лица, избранные населением.

Примером опосредованного представительства являются главы муниципальных образований, главы администраций муниципальных образований, избранные либо назначенные представительными органами; органы местной администрации, сформированные главами муниципальных образований, главами администраций муниципальных образований; муниципальные избирательные комиссии, члены с решающим голосом которых назначены представительными органами.

Нормами Федерального закона от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»*(702) регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих*(703).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо обязательного, согласно Федеральному закону от 1995 г.*(704), представительного органа местного самоуправления, в структуре органов местного самоуправления предусматривается (ст. 34) глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Народ, обладая всей полнотой власти, при формировании представительных органов и иных выборных должностных лиц, поручая им ежедневное осуществление властных функций в законом установленных рамках, не отчуждает ее от себя. Наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Таким образом, в местном самоуправлении органически сочетаются формы непосредственной и представительной демократии, что является одним из основных принципов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в ст. 3 и 130 определяет основные институты непосредственной демократии, которые обеспечивают населению муниципальных образований реальную самостоятельность при принятии им решений по вопросам местного значения. Она относит к таким институтам местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления расширен*(705).

К другим формам прямого волеизъявления граждан, помимо выборов и референдума, законодатель отнес:

отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (консультативный референдум);

сходы, собрания, конференции граждан, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан, обращения граждан.

Законом предусмотрены другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации. К этой группе форм непосредственной демократии можно отнести следующие формы непосредственного народовластия, используемые в субъектах Российской Федерации: наказы избирателей, отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, народное обсуждение проектов нормативных правовых актов, собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и иные не противоречащие законодательству формы прямого волеизъявления.

Муниципальная власть — самостоятельный уровень публичной власти. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ Конституционный Суд РФ распространяет понятие публичной власти не только на государственную власть, но и на местное самоуправление: «в соответствии со ст. 130 (часть 2) Конституции РФ местное самоуправление — как публичная… власть осуществляется…» (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 2 апреля 2002 г. N 7-П*(706)); «…организация публичной власти на местах, вне зависимости от того, осуществляется она органами государственной власти местного уровня или муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти…» (п. 4 мотивировочной части определения Конституционного Суда от 11 июня 1999 г. N 105-О*(707).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector