Пример 14. 2 СРАВНЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО И ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Пример 14.2 СРАВНЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО И ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Трансформационное лидерство начинается с образа. Трансформационный лидер рисует картину изменений, побуждает последователей их добиваться и инкорпорирует эти изменения в ткань организации.
Харизматическое лидерство начинается с человека. Харизматический лидер завоевывает доверие людей и заставляет их принять его ценности и цели посредством личного контакта и своей индивидуальности. Отношения с этим лидером и идентификация с его миссией способствуют повышению самооценки его последователей. Многие считают, что Джон Ф. Кеннеди был лидером такого типа.
Возможности характерологических теорий (теорий «черт») лидерства
Старый подход к лидерству, использующий перечень характеристик, оказывается практически бесполезным, когда возникает потребность в более эффективных лидерах, но допущение, что эффективные лидеры отличаются от других людей по некоторым идентифицируемым и основополагающим качествам, по-прежнему широко используется современными организационными психологами (например, Kirkpatrick amp; Locke, 1991). Отличаются ли удачливые лидеры более высокими интеллектуальными способностями? Присуща ли им большая жажда власти? Обладают ли они преимущественно маскулинными, а не фемининными качествами? Имеют ли они схожие личностные черты, но такие, которые отличают их от неудачливых лидеров? Эти и родственные вопросы по-прежнему волнуют исследователей во всем мире.
Вновь проявившийся интерес к личности как переменной организационно-психологических исследований побудил ряд специалистов заняться вопросом лидерских характеристик. Среди прочих результатов этого направления исследований исследователи сообщают о том, что эффективные лидеры получают более высокие баллы, чем средний человек, при оценке таких качеств, как добросовестность, экстравертность, доминирование, энергичность, покладистость, интеллект, готовность экспериментировать и эмоциональная устойчивость (Kets de Vries, 1994).
Подводя итог, можно сказать, что поиск характеристик лидера приблизил организационных психологов и других исследователей к пониманию лидерства. Возможность провести четкую грань между индивидуальными характеристиками эффективных и неэффективных лидеров продолжает интриговать исследователей, но черты личности, как их традиционно рассматривают, сами по себе не позволяют ее провести. Необходимо также изучить поведение людей, занимающих лидерские должности.
Поведенческие подходы к изучению лидерства
Ранние подходы к изучению поведения лидеров сохраняли связь с характерологическими теориями в следующем: они акцентировали внимание на том, что, как считалось, является базовыми контрастирующими различиями в моделях поведения лидеров, в основе которых лежали личность и личностные философские системы. Наиболее известная из этих типологий — это разграничение между авторитарным, демократичным и либеральным стилями лидерства, предложенное Куртом Левином и его коллегами.
Авторитарное, демократичное и либеральное лидерство
Основные различия между этими тремя стилями лидерства, описанными Левином, Липпиттом и Уайтом (Lewin, Lippitt amp; White, 1939), связаны с тем, кто принимает решения, касающиеся действий группы (последователей). Авторитарный лидер сам принимает все решения и передает их для исполнения. В отличие от него демократичный лидер побуждает членов группы участвовать в принятии всех решений и помогает им в этом. Либеральный лидер занимает позицию стороннего наблюдателя и не принимает никакого участия в выработке решений, если только его специально об этом не попросят.
Указанные различия в поведении лидеров служили в качестве операциональных определений во многих ранних исследованиях влияния лидерского стиля на поведение. Исследование, описанное в рубрике «Исследования крупным планом», — хорошо известное изыскание в данной области, хотя этот эксперимент вовсе не был исследованием лидерства в организациях. Левин, Липпитт и Уайт (Lewin, Lippitt amp; White, 1939) изучали зависимость между: а) социальным климатом, связанным с манипулированием поведением лидера (независимая переменная), и б) моделями социальных интеракций испытуемых (зависимая переменная). Но явная параллель с организационным лидерством привлекла внимание многих организационных психологов, и этот эксперимент считается теперь классическим в этом направлении исследований.
В ходе последующих исследований авторитарного, демократического и либерального стиля лидерства изучалось влияние этих моделей поведения на такие критерии эффективности традиционного лидерства, как выполнение задания и удовлетворенность подчиненных. Некоторые из этих исследований подтвердили выводы Левина, Липпитта и Уайта, что людям больше нравится демократичное лидерство — идея, которая в последнее время снова обрела популярность в таких формах, как самоуправляемые рабочие бригады, упрощенная организационная иерархия и концепция предоставления работникам больших прав. В результате исследователи снова занялись уточнением особенностей демократичного стиля лидерства (Gastil, 1994).
Другие исследования типологии, предложенной Левином и его коллегами, показали, что оптимальный стиль лидерства зависит от ряда обстоятельств, особенно в том, что касается выполнения задания (например, Vroom amp; Mann, 1960). В частности, авторитарное лидерство, по-видимому, связано с более высокой производительностью труда, когда ситуация в силу каких-то причин вызывает у работников состояние повышенного напряжения (например, Rosenbaum amp; Rosenbaum, 1971). Если удовлетворенность связана с успешным достижением цели, люди в этой ситуации, как правило, больше ценят авторитарное лидерство. Однако другие связывают авторитарный стиль с более высокой производительностью, но меньшей удовлетворенностью работой (например, Smither, 1993).
Содержание — Харизматическое лидерство
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. [c.521]
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью лидера влиять на последователей в силу своих личных качеств и стиля руководства. Большинство ученых определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Это легло в основу концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. [c.179]
Концепции харизматического лидерства опираются на ряд интересных эмпирических исследований, однако многие авторы считают их слишком описательными и недостаточно точными, а также не раскрывающими психологические механизмы формирования харизмы и всего комплекса отношений лидера — ведомых. В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера. [c.79]
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора. [c.523]
Центральную роль в концепции коллективного харизматического лидерства играет вера в собственные компетентность и способность решать трудные задачи. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей. Причем индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов от каждого работника и всех членов трудового коллектива. Высокая коллективная уверенность в своих силах влияет не только на ведомых, но и на лидера, который проявляет готовность к кооперации с членами группы для достижения общих целей. Харизматический лидер способен повышать уверенность ведомых в успехе индивидуальных и коллективных усилий. [c.78]
Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или атрибутивная теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения. [c.481]
Такой взгляд на лидерство зафиксирован в концепции харизматического лидерства М. Вебера, а также просматривается в позиции Ч. Барнарда, Г. Саймона и Д. МакГрегора. Так, по мнению последнего, только с признанием за руководителем особых лидерских качеств или свойств (умение ставить новые цели, предложить пути и способы их достижения, способность контролировать эмоции и реакции подчиненных и др.) связано исполнение подчиненными распоряжений и решений руководителя. [c.401]
Концепция харизматического лидерства имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке подчиненных приписать лидеру почти магические качества. Харизматиче- [c.463]
Особый интерес представляют следующие новые концепции лидерства концепция атрибутивного лидерства, концепция харизматического лидерства и концепция преобразующего лидерства, которые подробно раскрыты в работе О.С. Виханского и А. И. Наумова Менеджмент [4]. [c.177]
Некоторые авторы концепций харизматического лидерства (Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М.Б. Артур) трактуют лидерство не столько как дуалистический, т.е. как влияние одного человека на другого, сколько как коллективный процесс. В его основе лежит склонность сотрудников идентифицировать себя с группой и высоко ценить принадлежность к ней. Харизматический лидер повышает такую социальную идентификацию тем, что связывает соответствующие [c.77]
Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений понятие преобразующего, или реформаторского, лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует подчиненных путем повышения уровня их сознательного восприятия важности и ценности поставленной цели, представления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью организации, создания атмосферы доверительности и убеждения подчиненных в необходимости саморазвития. Модель преобразующего лидерства предполагает наличие у лидера и подчиненных определенного поведения, пригодного для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. [c.464]
Особой, достаточно современной труп-Концепции пой концепций лидерства, примы-харизматического кающей к теории черт, являются кон-лидерства цепции харизматического лидерства. [c.77]
Концепция харизматического лидерства
Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Этика и харизма
Неэтический харизматический лидер
Этический харизматический лидер
Использует власть только в личных интересах
Использует власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение
Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес
Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих решений
Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении от себя вниз
Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей
Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов
Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т. п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.
Лидерство. Харизматический лидер
Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство»появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века. Почему? Вероятно до этого времени в нем не было необходимости, то есть не существовало такого явления, которое необходимо было бы обозначить именно этим словом. Дело в том, что в XVIII веке во время промышленной революции происходит усложнение социально-экономической структуры общества, дифференциация производственных функций, а значиттребует изменений и процесс управления обществом, трудовой деятельностью и т.д. Для характеристики которого уже не достаточно одного лишь понятия — «управление», ибо управленческий процесс усложняясь требует и специальных терминов, которые бы отражали различие между его элементами. Вот и появились такие слова как «администрирование», «лидерство», «менеджмент».
Проблема лидерства как объект научногоисследования выявляется в начале ХХ столетия. После Второй мировой войны интерес к ней усиливается, а само понятие «лидер» постепенно проникает в разные языки мира. Связано это было с тем, что начиная с этого времени большую роль в мировой политике стали играть Соединенные Штаты Америки. Внедряя элементы своей «демократической» модели в других государствах, они, вместе с тем, способствовали проникновению вполитический лексикон понятий и смыслов, характерных для американских реалий. Так понятия «лидер», «менеджер» и др. наполненные новым содержанием проникли из-за океана, например, в России, Украину.
В настоящее время в русском языке понятие «лидер» наиболее широко известно в значении: «глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группылюдей». Такое его определение появилось лишь в ХХ столетии. Само понятие «лидер» употреблялось в России и раньше, но в конце XIX – начале ХХ века в него вкладывался иной смысл, связанный с британскими политическими и культурными реалиями и оно крайне редко употреблялось для описания политических событий внутри страны, часто неся в себе эмоционально негативный оттенок.
В современной философской,социально-политической и психологической литературе существует около 300 различных определений лидерства. Однако, несмотря на видимые различия, между определениями у разных авторов, существует и некоторое сходство, что позволяет привести их в более или менее четкую систему.
Еще в 1974 году Р.Стогдилл объединил основные определения, характерные для моделей прошлого и настоящего в 11 групп:
1. лидерство как центргрупповых процессов,
2. лидерство как проявление личностных черт,
3. лидерство как искусство достижения согласия,
4. лидерство как действие и поведение,
5. лидерство как инструмент достижения цели или результата,
6. лидерство как взаимодействие,
7. лидерство как умение убеждать,
8. лидерство как осуществление влияния,
9. лидерство как властные отношения,
10. лидерство как результатдифференциации ролей,
11. лидерство как инициация или введение структуры.
Классификацию Стогдилла можно дополнить ее еще тремя группами определений, которые наиболее часто встречаются у современных исследователей и лежат в основе ценностных теорий лидерства, наиболее актуальных на Западе в настоящее время. К ним относятся определения лидерства:
— как проявления эмоциональной зрелости;
— как виденияперспективы;
— как следования особым ценностям.
-Лидерство как проявление эмоциональной зрелости.
Некоторые исследователи связывают определение эффективного лидерства с достижением человеком (лидером) некой эмоциональной зрелости. Зрелый лидер, по мнению У.Бенниса и Б.Нануса, принимает людей такими, какие они есть, подходит к оценке действий своих последователей и.