Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников — один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа — спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа — Мармеладова, Сони, и Дуни — также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы. что значит, когда уже некуда больше идти. ” — от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня — жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
61813 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:
Поиски истины и смысла жизни героями русской литературы
Многие писатели и поэты в своих произведениях затрагивали тему истины и смысла жизни. Но, так же, как и в жизни, героям их произведений очень трудно найти этот смысл, открыть хоть частичку этой божественной тайны.
Читая такие произведения невольно собираешь воедино все взгляды и мировоззрения как положительных, так и отрицательных героев. И складывается общая картина твоего собственного мировоззрения, складывается твоё видение мира, твоё отношение к тому или иному событию.
Особенно необычно, страшно и противоречиво находит истину герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». С самого начала Родион Раскольников, герой времени, бывший студент, мечется по улицам Петербурга в какой-то невыразимой тоске и исступлении. Его гонит мысль о каком-то деле, которая зародилась в нем месяц назад и не даёт ему покоя. К осуществлению этой мысли он так близок теперь. Мысль эта – убить старуху-процентщицу, у которой он вынужден был заложить колечко – подарок сестры. Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли? Если проанализировать ситуацию, выясняется, что он мечется в поисках смысла жизни, в поисках справедливости и истины. Раскольников в это время – уже давно не студент, а «праздно шатающаяся личность». От праздности он ударяется в поиски, создает свою теорию, и пока она остается только теорией.
Что же происходит дальше, когда Раскольников уже замышляет убийство? Нечаянно услышанный разговор офицера и студента в трактире о том, что старуха наживается на чужом горе и слезах, укрепляет уверенность Раскольникова в том, что «старушонка вредна». Но он не понимает, что, убив старуху, он не избавит себя и других от страданий, т.к., действительно, жизнь ее значит «на общих весах… Не более как жизнь вши». Он считает, что, совершив это убийство, он сотворит благое дело для многих людей, что приблизит мир к истине и справедливости своим поступком. Но он забывает о многом, упускает из виду то, что такие старухи были, есть и будут, и нельзя убить всех плохих людей во имя хороших – уничтожив плохое, потеряешь и хорошее.
Полгода назад, когда Раскольников вынужден был уйти из университета, он, бывший студент-юрист, пишет статью «О преступлении», где рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Он говорит в статье о том, что люди по закону природы разделяются «на два разряда»: низший и высший, что во имя идеи и справедливости высшему разряду людей можно совершить преступление. Вот она, его ужасающая теория справедливости, вслед за которой последует проверка её на практике…, но она опровергнет теорию.
Сам Раскольников – личность очень противоречивая. Недаром Достоевский наделил его такой фамилией. Действительно, душа Раскольникова как-бы «расколота» на две части. Одна из них – хладнокровная, равнодушная, она дает о себе знать постоянно. Именно она и создает теорию. Но есть и другая, полная сострадания и доброты. Эта другая половинка и совершает хорошие поступки: отдает семье Мармеладова последние деньги, помогает старому отцу погибшего товарища, вытаскивает детей из горящего дома. Эти два очень разных свойства его души постоянно противоречат друг другу.
Из-за этого Раскольников страдает, до последнего момента не зная точно, как все-таки лучше поступить. Но нищета, голод, долги, письмо матери, всеобщие нужда и горе толкают Раскольникова на преступление, но это не просто убийство старухи и Елизаветы. «Это я себя убил» — скажет он Соне Мармеладовой. Какого же Раскольникова он убил? Того ли, что создал теорию и совершил убийство, или того, кто помогал Мармеладовым?
Месяц от убийства до признания проходит у Раскольникова в напряженной борьбе с самим собой. И все-таки он признается. Соня говорит ему, что только чистосердечное признание искупит вину его, она пробуждает его к жизни, растапливает лед в его душе.
Что же после признания? Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы? Открылась ли для него частица истины?
На первый взгляд, Раскольников изменился, стал читать Евангелие, спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно, нельзя забыть то, что с ним произошло, но… тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью? Быть может, он отказался от поисков истины, устал от жизни, понял, что истину не найдешь… И пришел к выводу, что именно такая «смиренная» жизнь и дает ответы на все вопросы?
Итоговое сочинение на тему: Всегда ли за преступлением следует наказание?
Всегда ли за преступлением следует наказание? На самом деле это не такой уж простой вопрос. Если внимательно рассмотреть примеры из жизни, истории и литературы, то мнения здесь могут разделиться. Взять к примеру итоги Второй мировой войны. После её окончания многие нацистские преступники, убийцы и палачи, избежали наказания, укрывшись в Америке, Канаде, Испании и других странах. Некоторые из них были разоблачены и отданы под суд гораздо позднее, а другие спокойно дожили до старости и закончили жизнь в своих уютных домах.
Выходит, не каждое преступление заканчивается наказанием? В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» главный герой — хитрый, изворотливый и совершенно безнравственный человек. Он совершает крупную аферу ради собственного обогащения. И хотя в конце произведения о его преступлениях становится известно, Чичиков спокойно уезжает из города, не встретив никаких препятствий. Это происходит потому, что местные чиновники сами нечисты на руку. Они бесчестные и корыстные люди и поэтому легко поддаются уговорам Павла Ивановича насчёт продажи мёртвых душ. Их главная цель — обогащение, а нравственные принципы им не знакомы. Таким образом, преступление становится всеобщим и безнаказанным. С другой стороны, всем известно, что Н.В. Гоголь написал второй том своего произведения, который не сохранился. Как знать, возможно, во втором томе возмездие настигло бы этих персонажей! Но об этом мы теперь не узнаем.
Ф.М. Достоевский, напротив, в своих произведениях преимущественно говорит о неотвратимости наказания за содеянное. В романе «Преступление и наказание» писатель изображает различные типы преступников. Родион Раскольников лишает жизни человека ради великой идеи. Аркадий Иванович Свидригайлов — развращает и убивает ради собственного удовлетворения. Но и тот, и другой наказаны за свои преступления. И это не только уголовное наказание. Самая страшная кара за грехи — это одиночество, духовная гибель. После содеянного оба персонажа теряют связь с близкими, не могут испытать радость жизни. И если Раскольников, благодаря поддержке родных и Сони Мармеладовой, находит в себе силы признаться в чудовищном поступке и начать жизнь сначала, то Свидригайлов решается на самоубийство. Он понимает, что в этом мире его уже ничто не держит и никто не сможет полюбить.
В итоге я не могу дать однозначного ответа на поставленный вопрос. Но мне более близка позиция Фёдора Михайловича Достоевского. Я думаю, что, совершив преступление, человек уже не может остаться прежним, жить спокойно и беззаботно. Раскольников отдалился от своих родных людей, потому что считал себя недостойным их любви, боялся «замарать» их своим общением. Совершая грязные дела, посягая на жизнь и спокойствие других людей, человек не может не ощущать своей ущербности, вынужден жить в страхе и сам обрекает себя на одиночество. И даже если не наступает уголовное наказание, то тяжёлая ноша лежит на каждом преступнике и не даёт ему быть счастливым человеком и полноценным членом общества.
Мар 18, 2019 | 0 комментариев
Маленький человек в романе Преступление и наказание
Маленькие люди — это одна из центральных тем многих русских произведений. Ее пытались раскрыть такие писатели как Пушкин, Чехов. Особенно ярко раскрыта тема маленького человека Гоголем. Его традицию продолжил в своем творчестве Достоевский, описывая с болью и любовью в своих философских работах социального характера, маленького человека, проживающего в несправедливом, холодном, жестоком мире. Как писал Достоевский: Все мы вышли из гоголевской шинели.
Очень ярко раскрыта Достоевским тематика маленьких людей в романе Преступление и наказание, в котором перед читателем сменяются картины извечной нищеты. То видит читатель бросающуюся из моста женщину, то пьяную девочку, за которой плетется толстый франт. Видит читатель и Мармеладова, который ушел в мир иной, оказавшись слабее жестокого общества. Измученная нищетой Екатерина Ивановна — жена Мармеладова. Соня, которой пришлось идти на панель, Раскольников со всем своим семейством. Все эти персонажи и есть маленькие люди, о которых мы поговорим в сочинении.
Преступление и наказание: маленькие люди
Тема маленького человека в романе Преступление и наказание — одна из основных. Все персонажи являются незначительными. Чтобы в этом убедиться, давайте разберемся, кто такой маленький человек? Это скромный, забитый, бедный человек, не имеющий статуса, ничего из себя не представляющий, которому приходится терпеть несправедливость и невзгоды. Это люди ведут вечную борьбу с несправедливостью, страдают от безразличности окружающего мира. Их судьба всегда сложная и тяжелая. Такая судьба наблюдается и у героев романа Преступление и наказание, где читатель познакомился с семьями Раскольникова и Мармеладовых. Лизавета, служанка Настасья, студент Разумихин — все они маленькие люди со сложной судьбой, которым приходится выживать.
Так, Мармеладов живет на грани нищеты. Отставной чиновник ничего не собирается менять, пытаясь найти забытье в алкоголе. Он понимает, что из-за него страдает жена, а Соне приходится заниматься проституцией, но не находит в себе сил и ломается под гнетом обстоятельств.
Катерина Мармеладова, став в свои тридцать дважды вдовой, борется с чахоткой, и не выдерживает, выбирая смерть.
Соня берет ответственность за семью на себя. Из-за нищеты и желания помочь родителям, продает свое тело, чтобы никто не голодал.
Семья Раскольниковых также бедна. Мать живет на скромную пенсию, Дуне приходится работать гувернанткой, а чтоб спасти семью от нищеты, решается даже на ненавистный ей брак с Лужиным. Раскольников тоже маленький человек, едва сводящий концы с концами.
Судьба героев, представленных в романе, печальна и убога, персонажи живут в полном отчаянии, у них совершенно незначительные потребности, а возможности еще меньше. По теории Раскольникова, они относятся к тварям Божьим.
Несмотря на то, что Раскольникова мы относим к маленьким людям, он отличается от других. Этот герой попытался изменить судьбу, не побоялся пойти против закона. Он убил, но раскаялся. Он попробовал вырваться из нищеты, не покорился, противостоял и выстоял. Пусть не без помощи Сонечки, которая в романе тоже маленький человек.
Познакомившись с работой Достоевского, мы увидели отличия романа от работ других авторов, поднимающих тему маленьких людей. Если Гоголь показывал бесправие маленьких людей, Пушкин делал акцент на их несчастной судьбе, то Достоевский показал, что даже маленькие люди способны на перерождение и противостояние. Главное, надеяться на победу, на лучшее будущее и не сдаваться.