Пенсионная реформа оставит МВД без оперов; ловить бандитов будет некому
Пенсионная реформа оставит МВД без оперов — ловить бандитов будет некому
Как следует из отчета МВД России о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2018 год, уровень укомплектованности внутренних органов личным составом сократился до 92,6%. Это минимальное значение с момента запуска данной госпрограммы в 2012 году, при том, что вообще-то укомплектованность системы МВД кадрами в 2018 году должна была по плану составить 95%.
По мнению аудиторов Счетной палаты, подготовивших заключение на эту госпрограмму, столь мощный «исход» сотрудников из системы МВД объясняется серьезными опасениями последних, что государство повысит пенсионный возраст для сотрудников ведомства, таким образом стаж выслуги лет для получения права выхода на пенсию увеличится.
С одной стороны, у силовиков вроде бы нет никаких причин полагать, что государство пойдет на этот шаг.
Да, первый вице-премьер Антон Силуанов в июне 2018 года на брифинге в Белом доме заявлял: «Мы говорили о том, что сегодня есть стаж выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений». Но с тех пор, как неоднократно заявляли в приватных разговорах с «СП» некоторые полицейские чины, «прошла целая жизнь», и по итогам начавшейся пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста для «гражданских», военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии и ФСИН по-прежнему имеют возможность выйти на пенсию по выслуге лет, если их стаж составляет не менее 20 лет.
— Не могу сказать, насколько оправданы ожидания полицейских относительно увеличения срока выхода на пенсию по выслуге лет, однако они вполне логичны, — предположил независимый эксперт по социальной экономике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Поскольку товарищи, работающие в органах, всегда имели хорошие носы, вернее, отлично держали их по ветру, то, полагаю, они начали так поступать не без определенных оснований. Ведь все это полностью укладывается в канву происходящего с нашей пенсионной системой.
— Посмотрите, что уже было сделано. Сначала повысили пенсионный возраст и увеличили продолжительность срока выслуги для получения пенсии для госслужащих. Потом все то же самое сделали по общим основаниям. Следовательно, вполне логично предположить, что теперь абсолютно то же самое будет сделано и в отношении спецслужб и силовых структур.
— Потому что есть желание уменьшить расходы бюджета.
«СП»: — При чем тут бюджет?
— У них же нет собственной пенсионной системы. Да и страховые взносы они никакие не платят. Их пенсия выплачивается, исходя из бюджета МВД. А этот самый бюджет пополняется исключительно из регионального и федерального бюджетов. Местные бюджеты в этом не участвуют, потому что для них это непосильная ноша. Так что ребята «наверху», видимо, быстро все прикинули и решили, что им это [сохранение прежнего стажа по выслуге лет] больше не надо. Тем более если учесть, что силовики с 2014 года, насколько мне известно, не имели возможностей для повышения оклада денежного содержания. Пока это получили только госслужащие, однако силовики все еще никак этого не дождутся.
В этих словах эксперта есть определенный резон. Ведь подписал же в августе 2019 года Владимир Путин закон об увеличении предельного возраста пребывания сотрудников органов внутренних дел на службе на 5 лет. Согласно этому документу, для майоров и подполковников полиции он был поднят до 55 лет, для полковников — до 60 лет, а для генералов — до 65 лет. Таким образом уволившиеся в прошлом году из органов товарищи, в принципе, получили косвенное подтверждение своих опасений. Правда, при этом нормы по выслуге лет оказались не затронутыми, да и речь в законе шла не об обязанности, а лишь о праве служить дольше. Однако всем россиянам (и полицейским в том числе) очень хорошо известно, как быстро право может стать обязанностью, если речь идет об увеличении продолжительности трудовой деятельности.
Тем более что кое-какие шаги в этом направлении, по всей видимости, государством уже были предприняты. Ведь чем еще можно объяснить сделанное в феврале 2019 года Пенсионным фондом России заявление об отказе засчитывать в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии за длительный стаж, службу в армии по призыву? Ведь для многих силовиков именно срочная служба и становится отправной точкой их трудового пути в органах внутренних дел.
«Это есть крайне четкий случай рассогласования нашей системы, — продолжает тему Андрей Гудков — Парень сразу же после школьной скамьи попадает в армию, потом из армии он идет в институт, колледж или другое учебное заведение. И остается в итоге без зачета этого срока в страховой стаж. С точки зрения гражданина это вполне можно расценить как элементарное, простите за выражение, кидалово. И, между прочим, служба в армии не так давно была не один год, а два. А на флоте так вообще служили три года. По отношению к минимальному стажу, дающему вообще право на страховую пенсию, это одна пятая часть. Двадцать процентов! Будут эти периоды в страховой стаж включать или нет? И это, на самом деле, очень серьезные ухудшения. Изменения маленькие, но вот последствия далеко идущие».
Впрочем, помимо серьезных опасений за свое определенное пенсионное будущее, у полицейских есть и иные, не менее серьезные причины расставаться со службой при малейшей возможности. О них в последнее время в среде силовиков распространяться не принято. Так что если еще в 2015 году руководство МВД в качестве объяснения недоукомплектованности штатов рассуждало о сокращении финансирования ведомства и снижении предельной штатной численности органов внутренних дел согласно указу президента России, то уже с 2017 года никаких обоснований отклонения фактического значения от планового министерством больше не предоставляется.
Между тем частично их озвучил председатель московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. Он заявил: нынешние сотрудники внутренних органов стремятся как можно быстрее уйти из системы из-за того, что их могут вызвать на работу в любое время суток вне зависимости от графика работы, утром, днем или ночью. Кроме того, им могут отказать в предоставлении отгула или отпуска, а уж о том, чтобы выехать за границу на отдых, речь теперь вообще не идет. Естественно, такие условия мало кому понравятся.
«С тех пор, как милицию переименовали в полицию, нагрузка на сотрудников только растет, а нехватка кадров настолько острая, что кадровики вынуждены закрывать глаза на многое, лишь бы укомплектоваться, — рассказал корреспонденту „СП“ на условиях анонимности один из оперуполномоченных столичного региона Сергей М-ов (данные изменены). — Мы по горло завалены работой, причем не всегда своей. Помимо раскрытия преступлений от нас требуют, например, заполнения всевозможных отчетов и прочих бумаг. Так что даже если в твой законный выходной тебя не выдернули на службу, не факт, что весь этот день ты проведешь с женой и детьми. Это очень сильно бьет по нервам, ведь помимо постоянных скандалов с домочадцами из-за переработок ты попадаешь на крючок к начальству из-за того, что бумажки требуется нередко заполнять с нарушениями. Руководство, конечно, на это закрывает глаза, но при малейшей возможности начинает тебя использовать в личных целях, угрожая внеплановой проверкой твоей деятельности».
А еще полицейских, как выяснилось, все чаще начинает заедать совесть.
«За последний год-полтора, с тех пор как у нас запустили «мусорную» и пенсионную реформы подняли пенсионный возраст, мы неоднократно выезжали на оцепление и разгон стихийных митингов, — также при условии соблюдения анонимности поделился с «СП» старший лейтенант одного из подразделений полиции в Московской области Максим П. — И вот ты выходишь с дубинкой и щитом против больных дедушек с бабушками и думаешь — а как и за что их, собственно, разгонять? Их же, по сути, реально обманули. Всю жизнь обещали безбедную старость, а по факту выходит все наоборот.
Шестеро моих друзей, крепких парней, прошедших горячие точки, после десятка таких выездов просто молча пошли и уволились в знак протеста. Скоро и я за вслед ними отправлюсь. Мы, конечно, негласно с сослуживцами договорились по возможности уклоняться от таких выездов в своем районе, но ведь нас по приказу в другие области теперь гоняют, а там-то такие же старики митингуют за свой кусок хлеба в старости. Ну как их разгонять, они же не преступники".
Зарплата полиции в 2022 году
Зарплата полиции в 2022 году волнует всех сотрудников правоохранительных органов, так как правительством не раз обсуждались возможные изменения в правилах начисления заработков. Но как будут обстоять дела на самом деле? Разберемся в этом.
Особенности формирования довольствий
Заработок любого российского полицейского официально именуется денежным довольствием и состоит из составляющих:
- Фиксированного, то есть основного должностного оклада. Это базовая зависящая от занимаемой должности часть, и именно она ежегодно подвергается индексации в зависимости от уровня инфляции в каждом отчетном периоде. Наверняка данная составляющая будет планово проиндексирована и в 2022-ом году.
- Региональных коэффициентов. В разных российских субъектах предусматриваются разные коэффициенты. Так, в северных местностях в связи с усложненными условиями несения службы полицейские получают больше, чем в южных. В центральных регионах заработки также повышенные из-за высокой плотности населения и, соответственно, увеличенных объемов работы и обязанностей.
- Надбавок за звания, присвоенные полицейским. Чем выше звание, тем больше фиксированная полагающаяся работнику правоохранительных органов ежемесячная плата.
- Прибавок за стаж, то есть выслугу лет. Соответственно, чем дольше полицейский работает, тем больше государство прибавляет к его фиксированному заработку.
- Надбавок за класс, присвоенный конкретному сотруднику. Чем выше классность (уровень квалификации), тем больше итоговая назначаемая полицейскому зарплата.
- Доплат за особые условия осуществления трудовой профессиональной деятельности. Под особыми условиями подразумевается ненормированность рабочего графика (ночные или дополнительные смены, частые срочные вызовы на службу), сложность выполнения должностных обязанностей, а также повышенные риски угрозы здоровью или жизни.
- Размеров назначаемых премий. Премиальные денежные вознаграждения назначаются не каждый месяц по усмотрению руководства за получение медалей или наград, какие-либо достижения, отличное выполнение профессиональных обязанностей.
- Надбавок за получение высшего образования.
На 2022-ый год не запланированы глобальные изменения, затрагивающие формирование заработков полицейских. То есть все компоненты зарплаты должны остаться прежними, если не будут приняты корректирующие правила начисления законы.
Подробнее обо всех составляющих заработка
В России заработки полицейских могут сильно различаться из-за сложности порядка их формирования. Поэтому каждую составляющую денежного довольствия стоит рассмотреть отдельно.
Начнем с должностных фиксированных окладов. Рассмотрим основные неизменные части заработков по должностям для разных категорий российских субъектов на 2021-ый год:
Занимаемая полицейским должность | Фиксированные оклады в рублях | ||
В Москве, Санкт-Петербурге и прочих регионах с численностью населения свыше 2,5 миллионов людей | В субъектах, где проживает менее 2,5 млн., но более 100 тыс. россиян | В иных малозаселенных местностях | |
Полицейский | 14,101 | 11,931 | 9,762 |
Старший полицейский | 14,643 | 12,474 | 10,304 |
Младший инспектор | 15,186 | 13,016 | 10,847 |
Заместитель командующего взводом | 15,728 | 13,559 | 11,389 |
Следователь | 17,898 | 16,813 | 16,271 |
Старший следователь | 18,983 | 17,898 | 16,813 |
Начальник отдела | 23,322 | 22,237 | 20,610 |
Начальник отделения | 21,152 | 18,983 | 17,898 |
Региональные коэффициенты могут устанавливаться местными муниципалитетами, и чаще они назначаются в регионах со сложными географическими или климатическими условиями. Например, это северные или удаленные субъекты.
К должностному окладу прибавляется и фиксированная выплата за присвоенное работнику звание. Данная часть от региона несения службы никак не зависит и на 2019-ый прошлый год до запланированной на 2021-ый индексации имеет следующие размеры по отдельным званиям:
Присваиваемые полицейским звания | Размер доплаты в рублях |
Рядовые | 5,423 |
Сержанты | 7,050 |
Старшины | 8,135 |
Прапорщики | 8,677 |
Лейтенанты | 10,847 |
Капитаны | 11,932 |
Майоры | 12,474 |
Полковники | 14,101 |
Генералы | 27,118 |
Что касается прибавок за выслугу, то они зависят от количества отработанных полицейским лет. Так, при несении службы в правоохранительных органах в течение периода от двух до пяти лет к совокупному окладу прибавляется десять процентов каждый месяц. Если стаж длится от пяти до десяти лет, то полагаются ежемесячные прибавки к заработку по 15%. При выслуге в 10-15 лет прибавляется 20%, при сроке службы от 15-и до 20-и лет – 25%. Если полицейский служит от 20 до 25 лет, он получает дополнительно к окладу 30 процентов. При выслуге 25 лет или больше прибавка будет составлять целых 40%.
Зарплата увеличивается и в зависимости от класса, который присвоен сотруднику. Так, всем специалистам третьего класса полагается 5%-ная надбавка к окладу. Если уровень классности второй, то доплачивается по 10% каждый месяц. Полицейским первого класса назначается по 20% к окладу. А сотрудники, являющиеся мастерами, получают дополнительно по 30 процентов.
Также предусматриваются и надбавки к заработкам за осуществление трудовой деятельности в особых условиях. Такие доплаты измеряются в процентных долях от должностных окладов и в некоторых случаях достигают 100%, то есть увеличивают денежное довольствие сразу вдвое. Перечень всех условий, относящихся к категории особых, устанавливается на правительственном уровне, как и размеры самих надбавок. Например, гарантированные надбавки положены работникам некоторых отдельных подразделений. Рассмотрим эти суммы в таблице:
Подразделения | Размер надбавок, измеряемый в процентах |
Летный состав, относящийся к авиационной полиции | 50 |
Спецподразделения (все должности) | 100 |
Оперативные подразделения | 20 |
Участковые подразделения (уровней районов) | 20 |
Отделы дознания, следствия | 20 |
Дежурные части | 10 |
Патрульно-постовые службы, вневедомственная охрана, дорожно-патрульные службы | 20 |
Некоторые полицейские располагают доступом к сведениям, относящимся к категориям секретных: их разглашение запрещено и приравнивается к преступлению. Из-за повышенной ответственности эти сотрудники также получают определенные надбавки, зависящие от конкретного уровня доступа, а также длительности стажа. Наглядно размеры демонстрирует таблица:
Уровень имеющегося доступа | Размеры положенных надбавок в процентах | Дополнительные прибавки к доплатам за стаж (зависящие от длительности периода службы) | ||
От года до пяти лет | От пяти лет до десяти | Свыше десяти лет | ||
Особая важность | 25 | 10 | 15 | 20 |
Совершенно секретные материалы | 20 | 10 | 15 | 20 |
Секретные данные | 10 | 10 | 15 | 20 |
К особым условиям относится также и выполнение либо сложных (требующих определенных навыков и знаний), либо опасных (угрожающих здоровью или жизни) заданий. Например, работники отделов шифрования имеют доплаты от 5 процентов до 30-и. А полицейские, решающие юридические вопросы, дополнительно получают до 50%. Участники контртеррористических операций могут рассчитывать на прибавки, равные двум окладам, но при службе в составе специальных силовых структур или органов гос. власти.
Величины премий устанавливаются руководящим составом, по усмотрению которого поощрительные выплаты назначаются. Премиальные начисления бывают ежемесячными и полагающимися за достижения (например, за выполнение устанавливаемых планов), единовременными разовыми при присвоении медали или награды полицейскому, а также периодическими и выдаваемыми при отличном выполнении обязанностей. А что касается положенных за высшее образование доплат, то они не превышают 20% от оклада и полагаются только в период прохождения обучения полицейским.
В 2021-ом году, скорее всего, сохранятся прежние размеры большинства составляющих заработков полицейских. Но фиксированные оклады за присваиваемые должности и занимаемые звания будут меняться с учетом запланированной индексации, призванной покрывать темпы инфляции.
Средние зарплаты полицейских на 2021 год
Каковы средние размеры заработков полицейских в нынешнем 2021-ом году? Как уже стало понятно, они зависят от разных факторов, так как складываются из нескольких компонентов. Но стоит привести несколько примеров для наглядности.
Работающий от пяти лет следователь ежемесячно получает в среднем 42 тысячи рублей. Работник ППС, не имеющий опыта и недавно устроившийся в правоохранительные органы, имеет ежемесячный заработок, равный минимально 18 тысячам руб. Средняя зарплата полицейского в России составляет порядка 32-40 тысяч российских рублей при труде без рисков.
К сведению! Относительно недавно для российских полицейских перестали действовать некоторые полагавшиеся ранее привилегии. Также их лишили так называемых «тринадцатых» зарплат.
Более внушительные денежные довольствия получают полицейские со значительной выслугой лет, имеющие высокие звания и занимающие ответственные должности. К примеру, следователь по особо важным делам, являющийся специалистом 1-го класса и трудящийся уже десять лет, имеет ежемесячно по 72 тыс. р. в среднем. Старшему полицейскому с двадцатипятилетней выслугой, званием прапорщика и высшей мастерской квалификацией выплачивается примерно чуть меньше 43 тысяч каждый месяц.
Ожидается ли повышение в 2022 году
Будет ли в 2022-ом году повышение заработков полицейских? Этот вопрос очень актуален для всех работников правоохранительных органов, ведь темпы инфляции довольно высоки, цены повсеместно растут, и жизнь неизбежно дорожает.
Так когда повысят заработки всех полицейских? Во-первых, они планово увеличиваются ежегодно в рамках регулярной индексации. Индексирование предполагает повышение зарплат с учетом реальной инфляции, то есть темпа роста стоимости основных продовольственных и непродовольственных товаров, а также обязательных услуг (коммунальных и прочих).
Заработки «бюджетников», к которым относятся полицейские, планово и ежегодно индексируются. И индексация осуществляется в октябре. То есть ближайшее увеличение состоится первого октября текущего 2021-го года. При этом размер индексационной прибавки зависит от уровня плановой инфляции, составляющего 3,8%. В 2022-ом году запланирована индексация на 4%. Но такой показатель может быть скорректирован, если темпы реальной инфляции будут отличаться от предполагаемых и ожидаемых.
Полезная информация! В рамках госпрограммы, призванной регулировать обеспечение денежными довольствиями служащих МВД, в бюджет уже заложено более 615 млрд. рублей на 2021-ый год и свыше 639 млрд. на 2022-ый. В такие суммы включены и повышения в рамках индексации.
Во-вторых, продолжают выполняться предписания «майских» президентских указов, изданных и подписанных Путиным в 2012-ом году. Согласно им, заработки работников бюджетной сферы должны возрастать повсеместно в России. И для работников правоохранительных органов с 2012-го года запланировано повышение на 150%, то есть в полтора раза. Пока заданная планка не была достигнута, но уже активно реализуется реформа МВД, предполагающая обязательные переаттестации для всех работников и массовые сокращения штатов. В результате должны остаться только квалифицированные полицейские, которые будут получать обещанные увеличенные зарплаты.
В-третьих, последние новости гласят, что новым сформированным в начале 2021-го года по инициативе Путина правительством РФ устанавливается 100%-ное, то есть двукратное повышение окладов для работников МВД, несущих службу в столице и Санкт-Петербурге. Но действующий премьер-министр Мишустин также пообещал, что к 2022-ому году увеличение заработков должно затронуть и подразделения МВД в других российских субъектах.
Точные размеры заработков работников полиции на 2022-ый год пока неизвестны, хотя уже есть некоторые данные. Остается проверять актуальные новости и отслеживать изменения в законодательстве, затрагивающем оклады полицейских.
Реформа МВД в 2020 году
В 2017 году было объявлено о надвигающейся реформе в МВД. Она начала действовать в 2019 году, а продлится до 2024 года. Далее последние новости о том, что изменится в ближайшее время.
Изменения в 2020 году
Так как структура данного министерства очень обширная, то далеко не все отделения занимаются активной борьбой с преступностью, а также охраной общественного порядка. Это приводит к тому, что новая реформа, которая начинает действовать, должна ограничить число сотрудников правоохранительных органов, а также перевести многих в другие ведомственные структуры, которые не относятся к МВД.
Более того, к этому добавится также и увеличение выслуги лет, чтобы человек смог уйти на пенсию. Если раньше этот срок составлял 20 лет, то сейчас его планируют постепенно увеличить до 25-30 лет. Первое изменение произойдет уже в начале 2020 года. Сотрудникам необходимо будет получить выслугу в 25 лет, чтобы иметь возможность выйти на заслуженный отдых.
Пенсионная реформа
Сумма пенсий, которые начисляются бывшим сотрудникам МВД, рассчитывается по определенному алгоритму. Главный показатель — срок выслуги. Теперь минимальный порог будет установлен на отметке в 25 лет. Также, в расчет берутся и другие показатели, такие как:
- Обучение, которое сотрудник проходил до начала службы. Его пересчитывают в коэффициентах 2:1 – 2 месяца обучения — 1 месяц стажа;
- Сколько времени сотрудник замещал кого-либо, в том числе берется и испытательный срок при приеме на работу;
- Командировки;
- Время приостановления службы, если это требовалось в связи с работой в другой государственной структуре;
- Замещение должности, если это касается прокуратуры и человек имеет определенный чин;
- Если человек работал судьей, а также на таможне или в следственном комитете, с учетом наличия специального образования.
Конечно же, пенсионная реформа, которая будет действовать с 2020 года, будет иметь небольшой льготный период, который позволит выйти сотрудникам на заслуженный отдых с стажем меньше, чем 25 лет. Эта возможность будет доступна для тех, кто служит в специальных подразделениях, а также в особых условиях труда.
Предпосылки
Реформа МВД, которая проходит в данный момент, необходима по нескольким основным причинам:
- Сокращение финансирования и экономия государственных средств, с целью экономии средств на выплату пенсий.
- Повышение зарплаты сотрудникам, введение дополнительных льготных программ, для увеличения стимула работы;
- Сокращение сотрудников из-за введения современных технологий, позволяющих уменьшить количество человеческого труда.
Также изменения коснутся и самой структуры МВД. Некоторые ведомства объединят между собой, а такие как МГБ, вновь примутся за работу. Также, сотрудники, такие как психологи, бухгалтера и кадровые менеджеры будут переведены на гражданскую службу. Это позволит снизить нагрузку на финансирование МВД. Конечно, некоторые новые решения еще будут корректироваться, чтобы последствиями не стали многочисленные увольнения сотрудников из-за повышенной нагрузки.
Какие новости о переаттестации?
Переаттестация, которой проводилась в 2019 году, перенесется на 2020. Она будет осуществляться в два этапа. На первом будет электронная проверка знаний, которые касаются должностей, основных законов, прав и обязанностей. Второй тап будет заключаться в сдаче необходимых нормативов по физической подготовке сотрудника.
Результаты данной переаттестации позволят уменьшить количество сотрудников силовых ведомств, за счет негативных результатов части из них. Также это станет дополнительным стимулов для других людей работать более качественно и улучшать свои навыки, знания.
Единственное, что данное сокращение не коснётся сотрудников, которые достигли срока выслуги в 20 лет, ели они самостоятельно кормят семью, содержат пожилых родителей или родственников, а также постоянно повышают свою квалификацию, держат знания на высшем уровне и занимаются физической подготовкой.
Благодаря всем этим изменениям, увеличится пенсионная выплата всем сотрудникам, так как реформы позволят увеличить финансирование именно этой части МВД. Кроме того, изменятся выплаты заработной платы, так как уменьшится число сотрудников.
Урезание "силового блока". Минфин предложил реформы силовых ведомств
Сокращение кадров, отмена индексации "военных" пенсий сверх уровня инфляции, увеличение выслуги лет и многое другое предлагает Министерство финансов в рамках реформы МВД и Минобороны. Эти реформы могут сэкономить бюджетные деньги, но, скорее всего, негативно повлияют на желание россиян работать в армии и МВД. Ведомства не поддерживают предложенные реформы, но что будет, если их все же реализуют?
В середине октября Министерство финансов направило в Совет безопасности проект реформы вооруженных сил, основанный на оптимизации бюджета. Одно из предложений Минфина – сократить численность сотрудников на 10%. Согласно указу президента от 2018 года, численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек. Соответственно, речь идет о сокращении порядка 100 тысяч должностей. Это предлагается сделать за счет вакансий и перевода на гражданскую службу тех, кто не связан с выполнением боевых задач: медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.
Также Минфин предлагает убрать ежегодную индексацию "военной" пенсии на 2% сверх уровня инфляции и увеличить срок максимальной выслуги с 20 до 25 лет. Сейчас учеба в военном вузе входит в срок выслуги, Минфин предлагает это отменить. Таким образом, в общей сложности на 10 лет увеличится период, необходимый офицерам для выхода на пенсию за выслугу лет. Может быть увеличен срок службы, необходимый для получения военного ипотечного счета: до пяти лет для офицеров (после окончания вуза) и до восьми лет для контрактников. Сейчас для офицеров он открывается сразу после окончания вуза, а для контрактников – через три года.
Кроме этого, Минфин предлагает увеличить сроки использования вещевого имущества или заменять его денежной компенсацией. Питанием контрактников планируют обеспечивать только в полевых выходах и на боевом дежурстве.
Схожие реформы Минфин предлагает провести и в Министерстве внутренних дел. Согласно документу, с которым ознакомилось издание "Известия", ведомство предлагает следующее:
- Сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода на гражданскую службу сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций.
- Передать координацию программы по переселению соотечественников в Минтруд, а контрольно-разрешительные функции в сфере легального оборота наркотиков – в Минздрав.
- Оптимизировать управленческий аппарат за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных по принципу "елочки".
- Создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения "силового блока" для централизации финансово-хозяйственной деятельности.
- Создать на основе МВД единый правоохранительный орган, включающий в себя функции и задачи Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) с одновременным сокращением численности.
- Увеличить срок носки вещевого имущества.
- Установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления "военных" пенсий, не выше 80% (сейчас 73,68%).
- Исключить из законодательной нормы обязательную индексацию "военных" пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
- Увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, не включая при этом срок учебы.
Председатель партии "Гражданская инициатива" и бывший глава Минэкономики Андрей Нечаев в целом поддерживает предложенные Минфином реформы:
"Более того, я считаю, что вообще надо ставить вопрос о существенном сокращении госаппарата, который сейчас стал больше, чем он был в Советском Союзе, хотя там было бюрократизированное административное государство и были такие органы, как партийный контроль, народный контроль, комсомол, пионерия, партийные организации и так далее. У нас сейчас госчиновников относительно больше, чем было в Советском Союзе. Поэтому, безусловно, это статья бюджетных расходов, которая допускает очень серьезные сокращения, на мой взгляд".
В 2019 году сообщалось, что, согласно проекту федерального бюджета на 2020–2022 годы, расходы Минобороны РФ на 2020 год вырастут на 6,6%. В документе указано, что расходная часть бюджета, выделенная Минобороны на 2020 год, составляет 1,894 трлн рублей. В 2019 году расходы Министерства обороны составили 1,776 трлн. А на МВД в 2021 году было предусмотрено свыше 765,5 млрд рублей, в 2022-м – почти 790 млрд рублей.
"Бюджет испытывает большие сложности, – говорит Андрей Нечаев. – С одной стороны, резкое падение так называемых нефтегазовых доходов, во-вторых, рост антикризисных расходов. И профицитный бюджет, который у нас был еще недавно и планировался таковым на 2021–22 годы, стал остродефицитным. А тратить резервы они пока боятся. Поэтому правительство испытывает острую нужду в деньгах, активно выходит на заимствования, и Минфин по должности ищет, где можно сэкономить. Хорошо, если они в итоге решат сэкономить именно на этих статьях, а не на медицине, образовании и пенсионерах".
Также стало известно, что аналогичные предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии, сообщает издание "Известия". Они дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованы главе Росгвардии Виктору Золотову. Ранее в проекте федерального бюджета был запланирован рост расходов на Росгвардию: в 2021 году – 255,5 млрд рублей, в 2022 году – 263,7 млрд. Численность Росгвардии, по информации издания "Проект", составляет примерно 300–400 тысяч человек.
"Я вообще не уверен, что такой институт [Росгвардия] нам нужен, – говорит Андрей Нечаев. – Он создавался для обеспечения безопасности, а пока в основном мы видим, что росгвардейцы занимаются разгоном мирных протестов. Поэтому я думаю, что вполне можно объединить их с соответствующими подразделениями МВД с резким сокращением численности. Тут единственный вопрос состоит в том, как эти сокращения будут проводиться в целом. Если оставят аппарат, который занимается перекладыванием бумажек, и сократят, например, оперативников и людей, которые занимаются расследованиями, то такая реформа, конечно, принесет только вред, хотя, может быть, и даст экономию бюджетных средств. Или если будут увольнять людей за нелояльность, в этом тоже нет ничего хорошего. Поэтому важно, чтобы такого рода сокращения проходили гласно и под максимальным общественным контролем".
Председатель Профсоюза сотрудников и ветеранов правоохранительных и силовых структур Алексей Лобарев отрицательно оценивает предложенные Минфином реформы, предсказывая увольнения сотрудников МВД:
"Я знаю на нашем опыте, что любая реформа приводит к сокращениям кадров, сокращениям ветеранского движения – нашего золотого фонда. Потому что они после перестановок увольняются. А сегодня преступность все-таки совершенствуется, особенно в области мошенничеств, краж у граждан собственности, и нам нужны профессионалы в этой области, люди, которые долго работают на одном месте, по 7–8 лет минимум. Только тогда мы можем говорить о квалифицированном, профессиональном поиске и задержании преступников. Наоборот, этот блок нужно профинансировать побольше, чтобы там не было некомплекта. Сокращения и некомплект – это самое тяжелое: сотрудники не удерживаются или из-за маленькой зарплаты, или из-за очень большой нагрузки; круглосуточно, без выходных они работают и уходят из этих подразделений, и получаются вакантные должности, а эти вакантные должности еще и сокращают.
Наверное, надо медленно проводить какие-то перестановки. Органы внутренних дел – это как живой организм, у него есть и уши, и глаза, и ноги, чтобы бегать и догонять преступников, и если вдруг одну руку, правую, отрезали, то надо ее восстанавливать, надо из других подразделений брать людей. Нельзя так психологически мотать сотрудников и настраивать на то, что "может, вас не будет, пройдет сокращение; может, вы пенсию не получите или получите в другом объеме". Надо грамотно проводить реформу, надо психологически готовить сотрудника, чтобы он не переживал о том, что у него не будет пенсии".
Алексей Лобарев предполагает, что можно было бы сначала реализовать "пилотный вариант" реформ в каком-то отдельном регионе и посмотреть, как это будет работать. Таким образом пробовали создать муниципальную милицию в нескольких регионах, но не получилось, и отрицательный опыт не стали распространять на остальные регионы.
Как отмечает Лобарев, загруженность у сотрудников правоохранительных органов на данный момент очень большая, особенно у тех, кто работает с населением.
"Вот по Москве сегодня около 3–4 миллионов приезжих, а штат только на Москву. 4 миллиона – это целый Питер приехал к нам, на них не хватает сотрудников. Поэтому сегодня надо не просто им отдать приказ, а смотреть, какая загруженность, и исходя из этого уже принимать какие-то решения".
За последние 10 лет в МВД уже проходили реформы и сокращения сотрудников. Например, в 2011–2012 годах в ходе реформы численность сотрудников была сокращена на 20%, а милиция была переименована в полицию. По мнению Лобарева, у этих изменений были негативные последствия:
"Все эти реформы показывают, что, прежде чем их утверждать, надо сначала все просчитывать по несколько раз".
Военный обозреватель и шеф-редактор онлайн-портала "Ежедневный журнал" Александр Гольц считает, что Минфин выступил с запросной позиции, и вряд ли все предложения ведомства будут приняты и выполнены.
"Запросная позиция – это термин, используемый в дипломатии, когда на переговорах вы намеренно завышаете свои требования, понимая, что они абсолютно неприемлемы, и чтобы в ходе торговли, как на базаре, доторговаться до каких-то уступок со стороны партнера. Говорят, что когда-то Путин высказался, что он не хочет быть Гайдаром для российского офицерского корпуса, играть ту же роль для российской армии, какую Гайдар сыграл для страны. Вот в предложении Минфина содержится нечто подобное", – говорит Гольц.
Официальная численность войск в России – порядка одного миллиона человек, однако, по предположению Гольца, реальная численность армии в лучшем случае составляет около 900 тысяч.
"Из этого следует, что сокращение можно сделать, просто сократив штатную численность, не сокращая конкретных людей. Сокращение пройдет относительно безболезненно, как мне представляется, потому что есть много пустых клеточек в штатных расписаниях.
Последние лет 15 я пытаюсь бесконечно выяснить, на чем основана вот эта магическая цифра – миллион военнослужащих. Никаких внятных объяснений на сей счет не существует. Поэтому чисто психологически было бы интересно, если бы российское руководство отказалось от цифры, которую оно само для себя по непонятным причинам придумало".
При этом из-за секретности неизвестно, предполагается ли сокращение в другой части военного бюджета, а именно тех средств, которые расходуются на вооружения.
"Там уж точно размер средств больше, чем те средства, которые расходуются на содержание Вооруженных сил, – говорит Гольц. – Нужна серьезная дискуссия (например, в российском парламенте, который полностью отказался от этой своей функции) о возможности перераспределения средств внутри военного бюджета. Все-таки мы тратим 2 триллиона рублей на содержание вооруженных сил, это гигантская сумма, и вполне возможно, что значительные средства можно было бы экономить, задумавшись о том, нужно ли России участвовать в гонке вооружений. Наш президент регулярно радует россиян рассказами о том, что у нас есть та техника, те вооружения, которых нет у любой другой стране мира. Вот нужно ли это России и нельзя ли здесь сэкономить? Было бы очень любопытно, если бы такой разговор произошел, но это практически невероятно".
Если предложения Минфина все же будут выполнены, количество желающих работать в армии и МВД, вероятно, сократится. Военный обозреватель предполагает, что если контрактников в армии станет меньше, то Минобороны может набирать больше срочников, но и здесь есть определенные лимиты.
"Ежегодно не более 600 тысяч молодых людей достигают 18-летнего возраста, ежегодный призыв – ориентировочно 260–270 тысяч. То есть мы сейчас выбираем едва ли не половину людей, достигших 18-летнего возраста, больше они просто не могут взять: это надо менять законодательство, ужесточать. Что, кстати говоря, неоднократно предлагали такие ура-патриотические депутаты, но все-таки у правительства хватало разума этого не делать".
Как стало известно изданию "Коммерсант", в МВД готовится отрицательный отзыв на инициативу Министерства финансов. А в Минобороны считают предложение Минфина неприемлемыми. В заявлении, опубликованном в газете "Красная звезда", ведомство подчеркнуло, что численность и структура Вооружённых Сил Российской Федерации установлена Верховным Главнокомандующим Российской Федерации и определена исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства.
"Предложение Минфина России по сокращению должностей приведёт к "нулевому" экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность", – говорится в публикации.