Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужна ли школе пятидневка

Нужна ли школе пятидневка?

— С одной стороны, я — за пятидневку. Ведь когда по субботам дети вынуждены идти в школу, а у родителей выходной, это в какой-то мере несправедливо. Два выходных — это, конечно, более полноценный отдых. Но меня здесь беспокоит вот какой момент: сумеем ли мы, родители, эти два выходных дня организовать таким образом, чтобы они прошли с пользой для интеллектуального и физического развития ребенка?

«Мы за пятидневку!» Фото Александра ВАСИЛЬЕВА.

Помню, в 90-х годах мы уже вводили пятидневку. Но именно те, кто ратовал за это, через какое-то время вернули школу в привычный режим. Оказалось, что редкие семьи занимались детьми: кто-то был занят формированием семейного бюджета, у кого-то много домашних дел, у третьих просто не было желания. В итоге оказалось, что эти два дня дети были предоставлены сами себе. А из школы ушел воспитательный аспект, потому что учителям надо было в первую очередь выполнить учебный план. И это было самым главным доводом для возвращения шестидневной рабочей недели.

Конечно, нельзя сравнивать те времена и сегодняшние. Хотя бы уже потому, что тогда не было над школой дамоклова меча под названием ГИА. Ученик сознательно идет на высокий результат, загружен не только учебной программой, но и огромным количеством дополнительных заданий и занятий. Ему надо хорошо потрудиться и на уроке, и заниматься самостоятельно. Школа вынуждена сегодня переходить на профильное и углубленное изучение предметов, чтобы ребенок в огромном поле информации мог детально определиться с теми предметами, которые ему будут необходимы в дальнейшем. И уже сегодня при шестидневке у наших старшеклассников есть и по семь уроков, и по восемь. А еще и домашние задания.

На мой взгляд, проблема даже не в том, сколько дней учится ребенок. А в том, насколько он справляется с существующей нагрузкой. Ведь у нас по СанПиНу подросток занимается в школе по 6 часов в день, плюс 4 часа на подготовку домашнего задания. Итого получается 10 часов ежедневной нагрузки для формирующегося организма. И ведь мы говорим только о нормах. А ни для кого не секрет, что на деле нагрузка оказывается и по 12, и по 16 часов — из-за факультативов, занятий, не стоящих в расписании, чрезмерного объема домашних заданий. Родители должны знать о существующей ситуации. И понимать, что важнейший критерий в выборе места учебы — возможности ребенка. Есть дети, которые могут выдержать и не сорваться. А есть те, которым большие нагрузки не по силам. Если ребенок постоянно болеет, родителям стоит подумать, продолжать учебу в профильном классе или перейти в обычный класс и сохранить здоровье сына или дочери. Мы должны оценить риски и сделать правильный выбор: гимназия, лицей, профильная школа или обычная общеобразовательная. Это, конечно, касается в первую очередь старшеклассников.

В начальной и основной школе, думаю, можно говорить о пятидневке. Но у нас в гимназии ребята уже с пятого класса углубленно изучают английский язык и литературу. Поэтому, если мы в 5-6 классах уменьшим количество часов на углубленное изучение этих предметов или придётся чем-то точно жертвовать, то наши родители, да и ученики, думаю, будут «против».

Лично я сейчас не вижу той формы организации учебного процесса, которая не приводила бы к переутомлению учащихся. Ведь объем информации за это время увеличился в разы. И некоторые отдельные попытки модернизации образования не меняют саму систему. Поэтому наиболее безболезненно может перейти на пятидневку начальная школа. Но еще раз повторю: отдельно взятая школа проблему не решит. Надо, чтобы на законодательном уровне были проработаны основания для такого перехода.

Однако, если большинство родителей наших учеников выберут пятидневку, то, возможно, гимназия уже на следующий год будет искать возможность перехода на пятидневную рабочую неделю. Только бы не навредить!

Вот вам и качество!

Александр Андреев, директор Канского педколледжа, председатель комиссии горсовета по социальной политике и местному самоуправлению:

— Конечно, я за пятидневку. Много лет назад пятидневку уже пытались вводить, потом ее упразднили, а теперь снова возвращаемся к этому вопросу. Такая непредсказуемость образовательной политики приводит к непредсказуемым результатам. Самое главное, что обсуждать, на мой взгляд, вообще не стоит, — это то, что основное воспитание детей происходит не в школе — ей и не надо брать на себя воспитательные функции — а в семье. Если такого воспитания нет, то никакая, даже самая лучшая школа семью заменить не может.

Читайте так же:
Обогрев зеркал своими руками

Пятидневка в школе принята во всем мире. Во многих странах по субботам торговые центры и супермаркеты закрыты — считается, что дети в этот день должны быть с семьей, а родители должны быть с детьми. У нас пока такой культуры нет, ее надо прививать. И как раз пятидневка в этом может помочь.

Есть мнение, что при пятидневке упадет качество образования. Но я беседовал со многими педагогами и выяснил, что уберутся как раз те часы, которые вообще надуманы, их и не надо проводить. А в целом уровень образования сегодня и так упал «ниже плинтуса». Об этом говорят результаты ЕГЭ 2014 года в целом по стране. Если бы Рособрнадзор вовремя существенно не понизил минимальный порог оценки ЕГЭ, то 20, а то и 30% выпускников в стране не получили бы аттестаты. Вот вам и качество. Между тем, многие учителя считают, что если больше часов дадут на предмет, то и качество знаний повысится. И никто не говорит о самостоятельной работе школьников. Тогда как мировая практика, например, вузовская, предполагает 60% самостоятельной работы, а 40% отводится на лекции и семинары. К нам в колледж приходят выпускники школ, которые вообще не владеют навыками самостоятельной работы, потому что зачастую у учителей школ такая работа сводится к одному: «Прочитайте параграф».

Здоровых детей почти нет

Елена Лихота, заведующая дошкольно-школьным отделением детской поликлиники:

— Пять дней в школе вместо шести — это хорошо, но при одном условии: если субботняя нагрузка не упадет на все остальные пять дней недели и расписание существенно не уплотнится. Конечно, ученикам начальной школы в этом смысле проще — у них уроков мало, а вот нагрузка на старшеклассников однозначно будет больше. Например, не по шесть уроков, а по семь. Это дополнительная нагрузка на нервную систему, что может привести к снижению сопротивляемости организма, болезням. От длительного сидения будет страдать и опорно-двигательный аппарат. Дети в школах и так перегружены. У многих садится зрение, наблюдается лор-патология, нарушение осанки, гастриты. Сейчас абсолютно здоровых школьников практически нет. Наверное, выход в том, чтобы, заботясь о здоровье детей, пересматривать учебные программы, возможно, сокращать их.

Правила СанПиН. Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

1 класс — не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

2-4 классы — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

Пятидневка!

Об этом 31 июля сообщил глава муниципалитета Андрей ИВАНОВ:

Перед тем как перейти на пятидневную систему обучения, была проведена большая работа по данному направлению совместно с Министерством образования Подмосковья. На уровне региона в школьном электронном журнале был проведен опрос о готовности родителей и детей учиться пять дней в неделю. По итогам голосования было принято это решение.

Андрей Иванов добавил, что директора образовательных учреждений поддержали переход на пятидневку. Субботы планируют задействовать для кружков и дополнительных занятий.

Начальник муниципального управления образования Алексей ПОЛЯКОВ отметил, что такое решение было непросто принять учреждениям с углублённым изучением отдельных предметов: лицеям, гимназиям и школе №17. Чиновники будут работать с каждой школой индивидуально, чтобы ученики не были перегружены.

Эксперты сомневаются в возможности отказа от шестидневки

В ноябре 2015 года в Подмосковье прошло областное родительское собрание по вопросу пяти- или шестидневной учебной недели в школах. Более 50 тысяч родителей и учителей приняли участие в онлайн-опросе на эту тему. Министр образования Марина ЗАХАРОВА сообщила, что 94% родителей поддержали пятидневку. В качестве главных аргументов у родителей были: «ребёнок должен отдохнуть, выспаться», «одного выходного дня недостаточно», «выходные дети должны проводить с родителями».

Читайте так же:
Что входит в капремонт многоквартирного дома

Однако эксперты приводят аргументы и в пользу шестидневной учебной недели. помимо того, что она позволяет сделать короче каждый учебный день. Главный из них — возможность сократить количество детей, которые учатся во вторую смену. Кроме того, руководители учреждений с углублённым изучением предметов выражают опасение тем, что в случае перехода на пятидневку станет невозможным изучение двух языков одновременно.

ОЛГ «Круглая школа», ОЛГ «Круглая школа»

Специалисты в сфере образования отмечают, что принудительный перевод на ту или иную систему сразу всех школ может привести к негативным результатам — необходимо использовать гибкую систему: шестидневную для старших классов, пятидневную для младших.

«Школьный референдум» провалился

В феврале 2018 года Мособлизбирком назначил на день президентских выборов проведение «школьного референдума», предложив ученикам школ выбрать между пятидневной или шестидневной учебной неделей. Однако Центризбирком отменил референдум, а глава ЦИК Элла ПАМФИЛОВА назвала идею «бездарным и примитивным злоупотреблением выборами».

Увеличение нагрузки и проблема второй смены

Шестидневная учебная неделя — единственная возможность распределить предметы учеников 6-11 классов с учётом всех современных требований и норм к школьному расписанию. Не углубляясь в тонкости лишь несколько примеров:

  • математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки
  • предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры
  • в один день нельзя перегружать школьников несколькими сложными предметами (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний)
  • учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается)
  • предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом

Теперь же уроки с субботы перенесут на другие дни. Дети будут вынуждены проводить больше времени в переполненных зданиях образовательных учреждений, где грубо нарушаются санитарные нормы, в частности по максимальному количеству учеников в классах. В такой ситуации принудительный переход на пятидневку значительно увеличит нагрузку на школы, учеников и педагогов.

Несмотря на это в Одинцовском районе принято решение перевести все образовательные учреждения на пятидневку.

Предвыборный популизм?

А может цель вовсе не улучшение качества и условий обучения, а банальный предвыборный популизм накануне губернаторских выборов 9 сентября? Ну, а последствия будем разгребать уже после переизбрания Андрея ВОРОБЬЁВА.

Губернатор регулярно заявляет о необходимости ликвидации второй смены. Однако в Подмосковье один за другим появляются новые жилые комплексы, не обеспеченные образовательными учреждениями. Постоянно увеличивается население и количество детей, но не школ. По состоянию на март 2017 года в регионе во вторую смену учились более 55 тыс. детей из 68 муниципалитетов, и только в 22 не было второй смены.

Поддерживаете ли вы введение пятидневки? Участвуйте в опросе и делитесь своим мнением в комментариях!

Пятидневка или шестидневка?

Сколько дней должна длиться учебная неделя? Погодите, не торопитесь отвечать. Если вы – школьник, я и так с вероятностью предположу, каков будет ответ: «Чем меньше, тем лучше».

Я тоже в свое время с радостными криками встретила в середине восьмидесятых переход нашей школы с шестидневки на пятидневку. Так обидно было раньше: у родителей выходной, а у тебя – снова ранний подъем и тернистый путь в родную школу. Введение пятидневной учебной недели устранило эту историческую несправедливость… однако не уменьшило количество учебной нагрузки. Сидеть за домашней работой приходилось и в субботу и даже в воскресенье. Та же история происходила и с моим ребенком – учебный «гнет» в школе и дома не давал ему полноценно использовать «лишний» выходной день. Так что, если спросить меня, то я даже и не знаю, как лучше учиться – пять дней или шесть?

Голосуй, а то…

Начало этого года школы Подмосковья встретили с этой же дилеммой. Школьникам Московской области и их родителям предложили ответить на вопрос «Пятидневка или шестидневка?» с помощью онлайн голосования на портале «Голосование-2018.рф». Голосование шло с 15 по 18 марта. По опубликованным в СМИ данным, в основном школы голосовали за пятидневную учебную неделю. Причем – со значительным отрывом. Согласно законодательству, решение о количестве учебных дней в школе принимает общественный совет школы. В школах Москвы пятидневная учебная неделя была введена в 2014 году. Подмосковье – на очереди.

Читайте так же:
Выращивание раков как бизнес

На официальном сайте школ московского региона преподаватель одной из подмосковных школ по ссылке убеждает родителей и учеников голосовать именно за пятидневку. И такая «агитация» имеет под собой определенную основу: большинству учителей и родителей удобна «нерабочая» и «неучебная» суббота. Да и школьники, согласно нескольким интернет-исследованиям, согласны с тем, что лучше учиться больше, но получить два выходных.

Впрочем, далеко не все родители в восторге от грядущей пятидневной учебной недели. Отец двух школьников (3 и 6 класс). Роман Яковлев из города Электросталь аргументирует позицию за шестидневку следующими словами: «Если у нас будет пятидневка, ситуация с загруженностью детей значительно ухудшится. Мы видим, что сегодня в Москве некоторые школьники делают «домашку» до десяти вечера. Каждый день там по 6-7 уроков. Даже если тинейджер пойдет работать, занятость может оказаться меньше — для трудоустройства несовершеннолетних свои нормы. А здесь получается, что школьник пашет практически по 40 часов в неделю».

6 дней: показания и противопоказания

Зачем вообще предлагают ввести шестидневную рабочую неделю, чем мотивируют? Дело в том, что загруженность учащихся средних и старших классов сегодня такова, что практически невероятно «разбросать» все нужные уроки по пятидневному расписанию, с учетом всех санитарных требований и коэффициентов.

Что за требования такие? Например, уроки по таким дисциплинам как иностранные языки, физика, математика нельзя делать первыми или последними. Те предметы, где особенно важно, чтобы ученик был усидчив и внимателен, не должны оказываться в расписании после физкультуры. Учитель-предметник не должен читать более трех уроков без перерыва – хотя это требование оказывается нарушенным достаточно часто. Перечислять все нормы не будем – достаточно уточнить, что правильно разделить учебную нагрузку согласно этим требованиям гораздо проще на шесть дней, чем на пять.

Итак, что в идеале должны получить дети, у которых шестидневная учебная неделя? Вот «плюсы» шестидневки:

• Более щадящая учебная нагрузка

• Меньший объем домашней работы

• Уроки начинаются раньше и заканчиваются позже.

Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что эти преимущества могут оказаться очень полезными для здоровья школьника – если школьник их действительно получит: «Ребенку, особенно в условиях современной реальности, очень важно правильно распределять учебную и физическую нагрузку, а так же уделять достаточное время полноценному отдыху. Принцип лучше — не значит больше, имеет здесь первостепенное значение. Учеба по 6- дневной программе несет в себе именно такую цель — снять излишнюю нагрузку с программы буднего дня ( сократить количество уроков с 8 до 6 ежедневно), но к сожалению, это не всегда получается. В таком случае это приносит большой вред психическому и физическому здоровью ребенка, и как следствие идея 5-дневной программы более здорова и рациональна. Помимо процессов эмоционального выгорания (что проявляется в нестабильном внутреннем состоянии, повышенной агрессии, нарушении ночного сна и аппетита ), так же может нарушаться и физическое состояние(снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания и аллергические реакции), что по итогу не способствует развитию полноценной и здоровой личности ребенка».

Шестидневка: гладко было на бумаге…

Да, «минусов» у шестидневной учебной недели тоже хватает. Например, существуют конфессии, где работать и учиться в субботу неприемлемо. Праздничные дни, в случае, если они попадают на субботу, не будут переноситься, как это делается в учреждениях, где установлена пятидневная рабочая неделя.

Кроме того, случается и так, что сами «плюсы» шестидневной рабочей недели нивелируются негативным отношением учеников и родителей к учебе в субботу. Вот что говорит Е.Н. Лыткина, преподаватель английского языка в одной из подмосковных школ:

Читайте так же:
Пособие на первого ребенка с 2022 года

«Наша школа на шестидневке уже несколько лет. Это решение было принято исходя из того, что сложно вместить все уроки в пятидневный график. И что сейчас? Каждую субботу достаточно много тех, кто отсутствует. Я не говорю даже о прогулах, но многих «отпрашивают» родители — на соревнования, на дачу, в поездку. Я бы не переживала так, если бы английский был у нас каждый день. А в случае, когда в неделю только 2-3 урока и один из них «попадает» на субботу — сразу возникают сложности. Учителя ведь в ответе за непройденный материал в связи с пропущенными субботами и переносом праздников».

«Пять дней» – это отлично?

Главное преимущество пятидневного учебного графика, о котором говорят ученики, родители, и педагоги одно – свободная суббота.

День, который ученик может провести дома, в семье. Получая ту «роскошь человеческого общения», которой ему так не хватало всю неделю: с работы приходят усталые родители, помогают делать домашнее задание усталому ребенку, какое уж тут общение? Не разругаться бы…

Есть еще один аспект – за один выходной и взрослому то сложно восстановить силы перед новой рабочей неделей, что говорить о ребенке или подростке? А лишний день позволит ему больше общаться не только с родителями, но и с друзьями, ездить на экскурсии, ходить на «кружковые» занятия. Хобби – это ведь тоже отдых.

Так что же важнее для психологического состояния школьника – возможность «разгрузить» учебу или отдохнуть, побыть с родителями. Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что однозначного ответа на этот вопрос нет:

«Важно и то, и другое и желательно – вкупе со здравым смыслом. Теряя контакт с родителями, ребенок не формирует полноценного «примера для подражания», не получает заботу и любовь, которая ему так необходима. А разгружает ли на самом деле 6-дневная система психику ребенка это еще очень большой вопрос — неимоверное количество домашних заданий и интенсивная подготовка к экзаменам может больше разрушить, чем развить полноценные адаптационные навыки, несмотря на атмосферу «родного дома».

Так какая же учебная неделя предпочтительней? Как видим, аргументы pro и contra есть и для шестидневки и для пятидневки. Однако Подмосковье голосует за пять дней учебы. Более того, сегодня в СМИ активно обсуждается информация о том, что уже в текущем году все школы страны будут переведены на пятидневную учебную неделю. Правда, это или нет, пока сложно определить. Но эта новость отрадна хотя бы и потому, что, по мнению большинства учеников, педагогов, родителей и даже психологов у «пятидневки» – больше «плюсов», чем «минусов».

Стоит ли пензенским школам переходить на пятидневку: за и против

В Институте регионального развития Пензенской области прошел круглый стол, на котором обсудили плюсы и минусы перехода на пятидневную учебную неделю в школах.

Дискуссии о том, сколько дней в неделю должны учиться школьники, ведутся не первый год. Не раз высказывались и продолжаются звучать призывы отказаться от шестидневки и дать детям еще один выходной. Правда, оформить их на законодательном уровне не получилось – в 2015 году Госдума отклонила соответствующие поправки в закон об образовании. Вопрос снова стали активно обсуждать с августа прошлого года, когда только вступившая в должность министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что переход на пятидневку в начальной и общей школе все-таки состоится (а в 10-11 классах – нет).

Сейчас продолжительность учебной недели выбирает сама школа, обязательно ориентируясь на СанПин, устанавливающий требования к максимально допустимой учебной нагрузке, и прислушиваясь к мнению родительской общественности, в которой, впрочем, нет единодушия по этому вопросу.

В Пензе по пятидневке учатся все первые классы, более 50% учеников 2-4 классов. Дальше этот процент снижается до 15-17% – в основной школе и до 13% – в старшей, отмечает ректор Института регионального развития Пензенской области Ольга Федосеева.

«По сути, вопрос — не в том, какая неделя должна быть в школе — пятидневная и шестидневная, а в том, как обучающимся лучше и более качественно усвоить образовательную программу», – считает она.

Читайте так же:
Реквизиты для уплаты государственной пошлины

По ее словам, часто вопрос с еще одним выходным днем для детей решают так: уроки, которые должны быть в субботу, «раскидывают» по другим дням недели.

«По сути, получается, что интенсивность и нагрузка на ученика не уменьшаются, а концентрируются», – отмечает Ольга Федосеева.

Депутат Законодательного Собрания Пензенской области Яна Куприна, сама, кстати, выступающая за переход на пятидневку, провела в соцсетях опрос: какой режим работы лучше? Абсолютное большинство тех, кто принял в нем участие (около 90% из более чем 500 человек), выступают за пятидневку.

«Дети пишут, что если грамотно сделать расписание уроков и звонков, то их не будет «убивать» нагрузкой; уроки можно собирать в пары – это, в свою очередь, даст школьникам понимание того, как происходит обучение в вузах. К тому же, спаренные уроки не будут увеличивать количество домашних заданий», – передала Куприна мнения школьников.

Она сказала, что в освободившийся день – субботу дети, которые высказали свое мнение в рамках опроса, предпочтут сходит к репетитору, заняться любимым делом или, что она подчеркнула особенно, заняться подготовкой к олимпиаде.

Многие родители учеников, напротив, выступают за равномерное распределение нагрузки на школьных уроках с понедельника по субботу.

«На пятидневку мы сможем перейти только тогда, когда в школах Пензенской области вообще не останется вторых смен. Распространенное среди родителей мнение, «классика жанра»: если будет пятидневка, по семь-восемь уроков, то наши дети будут приходить домой никакие. Особенно тяжело это для 10-11 классов», — добавила Яна Куприна.

Директор школы 65/23 города Пензы Элина Маткова обратила внимание, что в связи с переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам встает вопрос о соответствии их санитарным нормам.

«Есть очень сложный законодательный момент, потому что санитарные нормы, которыми мы пользуемся, совершенно не соответствуют ФГОСам. Связано это с тем, что, внедряя внеурочную занятость, мы все равно увеличиваем нагрузку на ребенка», — отметила она.

По ее словам, большой плюс пятидневки – это возможность для ребенка побыть дома с родителями.

«По нашему анализу, который проводился в прошлом году, 78% родителей – однозначно за пятидневную учебную неделю. Для них очень важно побыть с ребенком дома в субботу», — добавила она.

Элина Маткова подчеркнула, что в рамках шестидневки у школьника фактически нет выходных, потому что в воскресенье он готовит уроки на понедельник.

«Сложности [перехода на пятидневку] в том, чтобы организовать этот процесс, грамотно перераспределить программу. Но эти сложности в большей степени – для педагогического коллектива и администрации. Но если мы говорим о здоровье ребенка и качестве образования – мы стоим на введении пятидневки в основной и начальной школе точно», — сказала Элина Маткова.

Еще один минус шестидневной недели, отмечают учителя, — это невозможность для школьника при таком расписании ходить на занятия к репетиторам.

«Информатика, химия, физика требуют индивидуальных занятий с педагогом, от этого никуда не деться. Подготовить качественно по таким предметам на уроке практически невозможно. Наши дети высказываются за то, чтобы в старших классах была пятидневка, чтобы иметь возможность готовиться профильно», — считает директор школы в селе Вазерки Бессоновского района Ольга Коновалова.

По ее словам, в школе, где она работает, был опыт, когда все классы учились пять дней в неделю. Показатели, характеризующие качество образования, — процент поступления детей в вузы, количество медалистов и др. – при этом не страдают, утверждает Коновалова.

«Наверное, нет смысла торопиться и менять то, что уже сложилось. Но если вы принимаете решение изменить ситуацию, это ваше право. Убедитесь только, что вы все взвесили, все оценили и четко знаете, как будете «выруливать» из индивидуальных нюансов нового рабочего режима», — отметила в заключении первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector