Тематика занятий курса
тематика занятий курса
Понятие проекта, признаки проекта и его отличие от исследования. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов.
урок 4. Тема и проблема проекта
Выбор темы проекта, требования к ее формулировке. Понятие «проблема» проекта и методы погружения в проблему. Проблема исследовательская и практическая. Типичные ошибки в формулировании проблем проектов.
урок 5. МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ
Причины затрудений при поиске проектных решений. Метод морфологического анализа, провокационная операция и метод фокальных объектов. Разбор примеров применения данных методов генерации идей.
урок 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
Логика реализации этапов проекта: от создания проектного замысла к его вопрощению и защите результатов проекта. Действия на каждом из этапов и различия в цикле социального, исследовательского и бизнес- проектов.
урок 6. желаемый результат проекта
Цель как образ желаемого результата проекта, требования к формулировки цели: конкретность, измеримость, достижимость. Критерии эффективности проекта.
видеоуроки
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ»
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КУРСА
урок 2. типология проектов
Информационные, социальные, бизнес-проекты, инженерные, исследовательские, творческие, прикладные проекты. Особенности содержания и специфика результатов. Требования к исследовательской работе обучающегося.
урок 7. способы целеполагания
О требованиях к целям проекта, типичные ошибки в формулировках цели и задач проекта, способы целеполагания и наглядные примеры как должны выглядеть цели и задачи проектной деятельности.
урок 8. план реализации проекта
Требования к плану проекта, способы планирования. Что гарантирует план и как сделать сделать, чтоб план досрочно сбывался? Важные моменты организации работы по проекту, для его подготовки к запуску!
урок 9. Ресурсы, команда проекта
Виды ресурсов, источники их привлечения. Как реализовать проект с привлечением минимума ресурсов? Что такое соц. капитал и краудфандинг? нужна ли команда для индивидуального проекта?
урок 10. время реализации проекта
Рациональное использование времени проекта, техники тайминга и самоорганизации в проектной деятельности. Как грамотно подготовить себя к тайм-менеджменту? Какие общие рекомендации в управлении временем?
Урок 11. теоретические методы пид
Методы познания, необходимые в проектно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, моделирование и абстрагирование. Анализ документов и источников. Абстрагирование и моделирование.
урок 12. эмпирические методы пид
Особенности научного наблюдения, рекомендации к составлению анкеты как метода социологического исследования, а так же обязательные компоненты эксперимента, план его реализации в рамках проекта
урок 13. социальный проект
Специфика реализации социального проекта: источники для анализа социально значимой проблемы, критерии её оценки, механизм реализации соц.проекта и особенности процедур оценки его результативности.
урок 14. бизнес-проект
Бизнес-проект, особенности его структуры и алгоритм создания. О том, как выглядит ученический бизнес-проект, какие рекомендации по отношению к его разработке пригодятся. Ссылки на доп.ресурсы по теме.
урок 15. исследовательский проект
Об особенностях исследовательского ученического проекта, о требованиях к его структуре и содержанию. Как корректно обосновывать проблему, ставить цель исследовательского проекта и конструировать гипотезу.
урок 18. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ В проектЕ
Функция контроля в жизненном цикле проекта, с чего начинается контроль качества реализации проекта, инструменты контроля индивидуального и командного исполнения проектных работ.
урок 16. ИНФОРМАЦИОНный проект
Примеры информационных проектов, рекомендации IT-специалистовля анализа социально значимой проблемы, критерии её оценки, механизм реализации соц.проекта и особенности процедур оценки его результативности.
урок 17. ИНЖЕНЕРНЫЙ проект И ТРИЗ
Особенности инженерного проекта, шаги на пути к собственному ноу-хау. Информационная копилка, паспорт объекта в модели ЭИЗ, приёмы технического творчества. Идеальный конечный результат
урок 19. оценка эффективности проекта
Система оценки эффективности проекта: критерии, показатели, параметры. Требования к критериям оценки: объективность, валидность, измеримость.
урок 20. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
О необходимых документов к защите индивидуального итогового проекта, требования к оформлению текста проекта, списка литературы и других элементов готового продукта.
урок 21. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЗАЩИТА проектА
Приемы и способы подготовки своего выступления на защите проекта, требования к презентации и структуре доклада на защите.
урок 22. как проходит предЗАЩИТА проектного замысла
Предзащита проектного замысла — это процедура обоснования актуальности проекта и самой идеи проекта, механизма решения проблемы.
урок 23. актуальность, объект и предмет проекта
Бонус к уроку 4 по проблеме проекта. Раскрываются аспекты обоснования актуальности проекта, требования к формулировке объекта и предмета.
урок 24. ДОРОЖНАЯ КАРТА проекта
Как стимулировать доработку проекта на стадии завершения. Создаем дорожную карту проекта за 3 месяца до защиты!
урок 26. ресурс сетевой поддержки
Где взять ресурсы для преодоления препятствий, возникших в ходе решения проектных задач. Как освоить ресурс сетевой поддержки в своем классе
урок 25. agile планирование
Инструменты гибкого планирования в ситуации неопределенности. Раунды планирования на стадии реализации проекта. Приемы постановки задач.
Как сделать проект на компьютере в школу
Подготовка проекта в школе, умение учеником грамотно представить свою работу — это результат требований современной образовательной программы. В современной школе проекты требуют выполнять на компьютере. Как создать школьный проект.
Предполагается, что проектная деятельность раскрывает в ребенке способность мыслить и действовать творчески, формирует самостоятельность в поиске информации и ее обработке, учит ребенка готовить презентацию и представлять ее публике.
Чтобы понять, с чего начать школьный проект, нужно выбрать его тип. Школьные проекты бывают:
- исследовательские — изучают, рассматривают тему под разными углами; подготавливается, как научное исследование (выдвигают и проверяют гипотезу);
- практические, практико-ориентированные — результатом становится решение конкретной задачи, которое можно использовать в жизни;
- творческие — результатом становится творческий продукт, смонтированное видео, плакат, театрализованное представление, новая развивающая игра, спортивная игра;
- информационные — содержат в себе результаты сбора информации, которую затем представляют публике;
- ролевые — проекты, в которых распределяют роли, устанавливают правила взаимодействия между участниками. Результат такой работы становится известным только по окончанию, ученики пробуют себя в новых ролях и ситуациях, учатся разрешать конфликты, находясь в образе выбранной роли.
Материалы, презентация, то, из чего состоит и как выглядит школьный проект, будет напрямую зависеть от выбранного типа проекта.
Как написать проект в школе
Все начинается с выбора темы и понимания конечной цели. Она должна быть понятной, четкой и ясной. Чтобы работа продвигалась быстро, ученику тема должна быть интересна. Иначе никакой пользы от проектной деятельности не будет. Не получится успешно защитить проект, который не интересен даже ее создателю.
- Подготовительный. Определяемся с темой и целью.
- Планирование. Выясняем, что нужно для проекта в школе, с какими источниками информации будем работать, как будем ее собирать и анализировать. Решаем, в каком виде будем представлять результаты работы.
- Исследование. Собираем и уточняем информацию, выполняем исследовательские задачи.
- Выводы. Анализируем информацию, формулируем выводы.
- Оформление. Учителя каждого конкретного образовательного учреждения выдвигают свои требования, как составлять проекты в школе, и выдают образцы оформления.
На этапе планирования решают, в каком виде представить информацию. Тогда же и определяются, какая нужна программа для создания школьного проекта на компьютере. В школе для проектов в рамках учебного класса достаточно использовать графический редактор Word. В нем набирают текст, дополняют его картинками.
Как оформить проект
Оформление проекта в младших классах
Чем младше класс, тем меньше текста и больше картинок. Ведь ребенок не только сдает распечатанный проект, но и должен уметь рассказать, о чем в нем написано, ответить на вопросы.
- Титульный лист. В самом верху пишут полное название образовательного учреждения. В середине листа, по центру пишут слово «Проект». Ниже жирным крупным шрифтом пишут название проекта. Под ним, в правом углу указывают, кто выполнил: имя и фамилию ученика, класс. Затем руководителя: фамилию, имя и отчество. Внизу посередине листа пишут город и год выполнения проекта.
- На втором листе размещают оглавление.
- Затем идет введение. Здесь прописывают цели и задачи.
- Основная часть. В этой части раскрывают тему, можно писать пошагово: «Свою работу я начал с…», «Затем я приступил к…», «В своей работе я столкнулся с такими проблемами…».
- Заключение.
Оформление проекта в старших классах
Чем старше ученик, тем более строгие требования выдвигают к содержанию, качеству, количеству информации, отображенной в проекте, и к его оформлению.
Как сделать проект для школы в 9 класс, пошагово
Проект должен иметь четкую структуру:
- титульник;
- содержание;
- введение с описанием цели, области, в которой ведется работа, с указанием способов, которыми эта цель будет достигнута;
- описание работы, процесса со всеми стадиями, составляющими, всеми этапами;
- анализ хода работы, что происходило, с какими проблемами столкнулись, как их преодолели;
- заключение, где оценивают и анализируют конечный результат; рассматривают перспективы применения работы, как и где можно использовать результаты проекта;
- библиография — указать все использованные в работе источники и ссылки;
- приложения (если необходимы).
Когда работа будет готова, ученик переходит к подготовке презентации. Презентацию удобно делать в программе PowerPoint — это простой, комфортный инструмент, отлично подходящий для подобных целей. В презентации школьник отражает основные аспекты проекта, наполняет ее графикой. Опираясь на презентацию с текстом и картинками, гораздо легче донести мысли до слушателей. Такой формат презентации удобен для докладчика: ключевые фразы текста перед глазами не дают разбежаться мыслям, даже если что-то забудется от волнения.
Что нового в проектной деятельности в школе? Часть 1
Важно, чтобы ребенок самостоятельно выбрал интересующую его тематику и определил, какие учебные дисциплины будут затронуты им в ходе исследований. В противном случае, пропадет желание ответственно подходить к выполнению задания и добиваться хороших результатов. Тема должна быть уникальной, необычной и простой, доступной для восприятия.
При выполнении первых проектов ребенку, безусловно, необходима помощь взрослых. Однако, он тоже должен вносить посильный вклад при выполнении этого задания. Желательно, сделать работу быстро, так как детям в этом возрасте сложно длительное время сосредотачивать свое внимание на чем-то одном.
Кроме того, если преподаватель знает, что именно интересно отдельно взятому ученику, то он может помочь ему определиться с темой, либо дать готовое задание. Но, лучше, если ребенок примет решение самостоятельно. Хотя, скорее всего, родителям придется взять на себя большую часть работы при создании проекта (например, если ребенок учиться в первом классе).
Для подбора интересных тем для проектной деятельности можно воспользоваться учебником, например, по природоведению. Просмотреть изучаемый материал и выбрать привлекательную для исследования область. В некоторых учебных пособиях темы проектов уже представлены, что немного облегчает задание. Возможно, ребенок захочет предложить направление, которое не затрагивается в процессе обучения (свободная тема). После утверждения учителем темы исследования, приступаем к разработке этапов.
Видео
Вы серьёзно забили на ЦА?
Короткий ответ: конечно, нет.
KYC (know your client) — это правило. Другой вопрос, что я очень скептично отношусь к исследованиям ЦА своими руками, особенно, когда это делает 1-2 методиста, ещё хуже, если у них нет социологической и стат. базы хоть какой-нибудь. Опыт работы с социологами сильно портит впечатления от таких «исследований». «Кое-что лучше чем ничего» при таком подходе может быть даже опасно. Тем не менее, без этого нельзя. Что делать? Растить компетенции в исследованиях и понимать их специфику.
Как мы вышли из положения? Как обычно: мы ищем адекватные исследования, которые делают профессионалы, собираем информацию в разрезе интересующих нас вопросов о ЦА + работаем самостоятельно «в поле» с учетом наших ограничений и по принципам «настоящих» соц. исследований.
Пример исследования, часть информации которого мы использовали при проектировании.
‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies. Исследование McKinsey. 2018
В поле мы мы выясняем запрос и проблемы, это обязательный минимум. Не минимум: структурируем по категориям с точки зрения ложных установок и убеждений, чтобы проектировать изменение в процессе программы. Если владеете инструментами, есть возможность и время.
Анализ аудитории для построения траекторий прохождения курса
Здесь немного про педагогов) Посмотрев на исследования по педагогам, проведя серию интервью, проанализировав их опыт (Мск, регионы, разный стаж) Кроме того, я не так давно из среды, работала в школе более 10ти лет, хотя на мой взгляд это может мешать исследованию, приходилось очень сильно следить за выводами, чтобы не допускать искажений на основе собственных представлений.
1) нет времени для работы с командами;
2) нет материалов для организации уроков по проектной деятельности;
3) нет материалов по актуальным инструментам и методам проектной работы, адаптированных для учителей;
4) нет навыков и знаний по профессиональному ведению проектов (и это нормально);
5) нет навыков и инструментов организовать работу команд над проектами.
Большинство учителей не работают с проектами профессионально, они не погружены в современную работу продакт и проджект менеджеров. И это нормально, потому что это не компетенции учителя, как их представляли себе 10 лет назад и даже сейчас.
Купить рекламу Отключить
Изначально я предполагала, что раздел аудитории пройдёт по границе владения цифровыми инструментами. Но, как оказалось, это было не главное. Цифровым инструментам готовы учиться и те, кто уже хорошо ими владеет и те, кто только знакомиться с цифровой средой обучения.
Зато с точки зрения мотивации явно выделились 2 категории:
“Хочу увидеть то, что позволит мне поднять результаты учеников” и “Хочу чувствовать себя современным профессионалом”. Мотивационные высказывания коррелировали с профессиональными позициями, которые демонстрировали учителя в интервью «Я профессионал, хорошо разбираюсь в теме» и «Я хочу узнать новое». По блокам мотивации и позиционирования я выделила 2 группы, с которыми дальше работаем по отличающимся сценариям, поскольку триггерами в обучении для них будут разные ситуации. Мы собрали ложные убеждения и фразы для каждой из групп, а дальше дело техники и фантазии.
Треки прохождения, запросы у этих категорий совершенно разные. А ещё разные заблуждения, ложные установки, цели. И строить переход к верному в нашем понимании применению проектных методик нужно по разному. Через разные сценарии: через разные кейсы, проблемные задачи и разные ситуации. Насколько здорово, когда в команде есть люди с очень разными опытом, в том числе педагогическим школьным: строить вместе намного веселее)
Часто важнее смотреть опыт не ЦА вашего курса, а совершенно других групп, но об этом проще писать в контексте «Как создавать принципиально новые продукты на рынке образования»
Для каждой целевой аудитории мы построили арки трансформации, которые как раз позволила проявить триггерные ситуации, собрала под эти ситуации кейсы. Упаковали в историю. К слову, история для учителей отражает то же, что происходило в детском курсе, но со стороны учителя. Я использовала собственные инструменты, которые позволяют это реализовать арку эффективно, понятно и главное, технологично, помогают подобрать инструменты и элементы образовательного опыта, формировать среду, процессы и элементы образовательной программы (или не программы). Сейчас с командой мы строим ещё 1 курс с помощью этих инструментов, пока получается не плохо. Как только у нас будут ещё примеры, обязательно проведу отдельный мастер-класс.
К слову, как говорит Таня, трансформации может и не случится, какие бы ты инструменты не давал)
Как мне кажется, здесь всё должно быть супер очевидно.
Что такое индивидуальный проект
По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.
Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.
Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.
Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.
Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.
Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.
Из чего тем план будем собирать?
И главный вопрос: что с тематическим планированием. Про то, что я могу приготовить тем планирование очень разными способами мало кого удивишь, важно не количество, а тот самый верный, которые отвечает целям обучения (и студентов) является наиболее актуальным на данный момент и не ломает learning progression.
И ещё немного усложнений: мы проанализировали проекты и выделили несколько типов, которые имеют особенности в разработке. А ещё заказчик хотел исследование, а это совсем другая история. Но тоже нужно.
С детским курсом было понятно: курс должен помочь ребёнку выполнить проект, поэтому просто идём по процессу от А до Б. Но по всем этим типам, процессы в которых различались.
С учителями было сложнее: кроме непосредственно этапов проектной деятельности нужно было добавить организацию взаимодействия, организацию уроков, объяснение, зачем проекты в школе, роли учителя и учеников в проектной деятельности.
С анализа этапов проектной деятельности и их особенностей в разных сферах начались разговоры с экспертами, мы провели 6 глубинных интервью по этапам разработки. Получили объёмный материал, структурированный по этапам с описанием процессов, результатов по каждому этапу.
На первых этапах казалось, что это невозможно сметчить. Мы немного перетряхнули и получилась красивая матрица. Картинки вдохновляют всех, и даже нас первый час сборки, но собирать 6 разный подходов в одну рамку было не очень здорово. Тем не менее, мы собрали то, что хорошо включается, выделили дополнительные шаги или уникальные элементы для каждого уникального шага. Ещё раз проверили на реализуемость в школе и на основе этих собранных этапов можно было уже составлять тематическое планирование. Кроме того, мы формирую первую матрицу проектов мы сразу учитывали соотнесение с HADI-циклом, как один из мета-фреймворков разработки чего угодно.
Матрица этапов при разработке проектов (для 5ти типов проектов), на основе которой будем формировать тем. план
Ура, у нас появился глобус! — дело за малым: натянуть наши компетенции на глобус тем. плана)
Как только собрали, можно было выдохнуть: в условиях асинхронного курса контент — единственное, с чем взаимодействует студент. С одной стороны это значительно упростило разработку, с другой ограничения платформы не позволяющие делать достаточно интерактивным то, что хочется сделать интерактивным.Про собственно контент, его формирование и немного методики в следующей серии.
структура и оформление проектной работы
Исследовательская работа состоит из введения, 2-3 параграфов, заключения, списка литературы. При необходимости работа может включать приложения.
Работа должна быть написана научным языком. Местоимение «я» в научных работах не употребляется. При изложении собственных взглядов автора следует использовать такие выражения, как «по мнению автора», «по нашему мнению», «автор считает» и т.д. Недопустимо использование газетных выражений и штампов, односложных предложений и т.п.
При заимствовании любых теоретических положений, данных, используемых для анализа, необходимо привести ссылку на используемый источник. В обязательном порядке ссылка на литературу приводится в том случае, если автор работы прямо ссылается на мнение другого исследователя.
Определение понятия, представленное автором в источнике [8], звучит следующим образом «. . . «.
Работа должна содержать рисунки и таблицы. Название таблицы обязательно. После каждой таблицы необходимо провести анализ данных, представленных в таблице. Ссылка, где ызята или на основании чего построена.
Во введении , общим объемом 1-2 страницы, необходимо:
— обосновать актуальность выбранной темы (обосновывается значимость выбранной темы),
— определить цель работы (в соответствии с названием работы),
— определить задачи , подлежащие решению в процессе написания работы (формулировка осуществляется на основе содержания параграфов. При этом используются такие ключевые слова, как «провести исследование . «, «выявить сущность . «, «провести анализ . » и др.).
В 1-м параграфе необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить поставленные задачи. Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. На основе сравнения и сопоставления различных точек зрения необходимо обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Желательно провести анализ существующих теоретических положений, обосновать и аргументировано выбрать наиболее подходящие концепции и теории.
Во 2-м параграфе необходимо представить практические результаты, полученные в результате экспериментов, опросов и т.д.
В заключении приводятся основные выводы. Заключение целесообразно начать фразой: «В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы: . «. В заключении, так же, как и во введении, не допускается наличие таблиц, графиков, ссылок на литературу.
В состав списка литературы включается вся литература, изученная в процессе написания работы.
Работа выполняется на листах формата А;, на компьютере. Сдается в сброшюрованном виде в пластиковой папке. Общий объем работы 25 — 30 листов. Страницы нумеруются. Номер страницы на титульном листе не ставится.
работа должна быть выполнена на компьютере через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 12.
Приложения в общий объем работы не входят.
Глава начинается с новой страницы. Между название главы и параграфа никакой текст не пишется.