Обоснование закупок при формировании плана по 44-ФЗ
Обоснование закупок при формировании плана по 44-ФЗ
Согласно статье 18 44-ФЗ все закупки государственных и муниципальных организаций должны быть обоснованы. На стадии формирования плана и план-графика заказчики обязаны привести аргументы в пользу необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг. При нарушении установленных правил оформления такого обоснования заказчик привлекается к ответственности.
Что такое обоснование закупок и в какие сроки оно оформляется
Под обоснованием закупки понимается документ, составленный на официальном бланке организации. Он становится неотъемлемой частью плана и план-графика. В этом документе приводятся аргументы, подтверждающие целесообразность выбранного способа приобретения товаров и услуг. Все изменения, которые в последующем будут вноситься в план или план-график должны в обязательном порядке отображаться в обосновании.
Обоснование должно быть сформировано совместно с планом закупок. Конкретные сроки зависят от заказчика:
- Для государственных организаций федерального значения сроки определяются Правительством России. Документы должны быть оформлены в течение 10 дней с момента выделения бюджетных средств.
- Заказчикам, которые находятся в ведомстве отдельных субъектов РФ, сроки устанавливает высший исполнительный орган власти региона. Составить план и обоснование необходимо в течение 10 дней с момента визирования плана финансово-хозяйственной деятельности.
Законодательно не устанавливается перечень конкретных аргументов, которыми можно обосновать выбранный способ проведения закупки. Считается, что все их просто невозможно предусмотреть заранее, так как жизненные обстоятельства и экономические условия в стране часто меняются.
Обоснование при формировании плана закупок
Во время составления плана закупок на последующий финансовый период заказчик обязан привести обоснование приобретения каждого товара или услуги. Указывается цель, которую преследует закупка. Возможны следующие варианты: приобретение товаров и услуг для обеспечения реализации государственных и муниципальных программ, исполнение международных обязательств, обеспечение функционирования органов власти и так далее.
Обоснование составляется в форме таблицы. В нее обязательно должна быть включена следующая информация:
- Идентификационный код закупки.
- Наименование объекта приобретения.
- Наименование программы, в рамках которой проводится закупка.
- Аргументы в пользу соответствия объекта закупки требованиям международного договора (при необходимости).
- Наименование, дата принятия и номер соответствующего нормативно-правового акта, который устанавливает требования к отдельным видам товаров или услуг.
Необходимость формирования обоснования закупки объясняется стремлением правительства исключить факт приобретения предметов роскоши. С этой же целью вводятся ограничения покупок отдельных видов товаров, по ценам выше установленных.
Обоснование при составлении план-графика
При составлении план-графика заказчик обязан обосновать следующую информацию:
- Начальную стоимость контракта. Заказчик приводит методику, при помощи которой производился расчет НМЦК и непосредственно сами подсчеты.
- Способ выбора поставщика или подрядчика.
- Дополнительные требования, которые выдвигаются к потенциальным поставщикам.
В документе необходимо прописывать идентификационный код закупки, параметры объекта закупки, требования к участникам, дату начала проведения закупочной процедуры, данные о размере обеспечения контракта, а также о банковском сопровождении сделки.
Примеры обоснования закупок
Одним из самых сложных и ответственных считается обоснование приобретения товаров или услуг у единственного поставщика. Среди основных аргументов, которыми можно объяснить выбор этого способа закупки выделяют:
- Необходимость срочно получить товар или услугу. При этом придется пояснить, почему именно нет возможности ждать, пока пройдут конкурентные процедуры.
- Отсутствие конкуренции. Это актуально для продукции монополий или в ситуации, когда привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно.
- Отсутствие интереса к заключению сделки у потенциальных поставщиков.
- Проведение выбранным поставщиком распродажи, что дает возможность заказчику получить товары или услуги по ценам ниже минимальных.
- Реализация дополнительной закупки.
При формировании обоснования закупки важно помнить, что общий объем товаров и услуг, закупаемых у единственных поставщиков не должен превышать 5% от годового объема или 50 миллионов рублей.
Сложности при составлении обоснования нередко вызывает и приобретение программного обеспечения, иностранного производства. Согласно действующему постановлению правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 государственным и муниципальным учреждениям приказано проводить импортозамещение и при закупках отдавать предпочтение продукции отечественных производителей. Покупка иностранного ПО допускается только в исключительных случаях, когда российских аналогов не существует. При этом заказчику придется обосновать необходимость приобретения именно этих программ. Придется провести следующие мероприятия:
- Анализ существующего реестра программ и определить, к какой категории относится необходимое ПО.
- Получить информацию из госреестра о наличии российских аналогов.
- При обнаружении аналогов провести их анализ на предмет соответствия требуемым характеристикам.
Если подобранные аналоги не удовлетворяют потребностям заказчика, необходимо внести эти сведения в обоснование закупки иностранного ПО. При этом указываются причины невозможности соблюдения требований законодательства об импортозамещении и технические характеристики приобретаемого софта.
Обоснование закупок — важная часть планирования. В ходе регулярного мониторинга и аудита в сфере закупок контролирующие органы проводят проверку всех составленных заказчиком документов. При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение. Заказчик привлекается к административной ответственности в установленном законе порядке.
Закупка канцтоваров по 44- ФЗ. На что стоит обратить внимание.
Закупать канцтовары заказчикам приходится регулярно, так как эти товары используются в ежедневной работе и необходимы в больших количествах. Давайте рассмотрим, как проходит закупка канцтоваров по 44-ФЗ, как обосновать целесообразность такой закупки и составить техническое задание для нее.
Канцелярские товары входят в перечень товаров, закупка которых оформляются в электронной форме. Проводить закупку по закону можно несколькими способами. Но чаще всего канцелярские товары закупают без конкурса и у единственного поставщика. Такие закупки называются неконкурентными.
Это упрощённая форма может применяться, когда:
1.Контракт дешевле 100 тысяч рублей, а годовой объём средств не выходит за рамки 5 процентов или не превышает 2 млн. рублей;
2.Речь идёт о контракте с образовательными организациями с ценой ниже 400 тысяч рублей;
3.Ранее уже были проведены конкурентные торги, и процедуру признали несостоявшейся.
Как составляется тех. задание на покупку канцтоваров.
Когда заказчик понял, что и в каком количестве ему нужно, составляется заявка на канцтовары. Она ещё может называться тех. заданием. В «шапке» заказчик прописывает, для чего ему необходимы данные товары. Например, для обеспечения гранта, для управленческих или хозяйственных нужд предприятия. Указывается подразделение и должностное лицо.
Заказчику важно уделить составлению технического задания особое внимание, потому что участники тендеров часто жалуются на качество этих документов. Составить техническое задание можно двумя способами: перечислить лишь технические параметры или же указать определённую марку с пометкой «или эквивалент»
Техническое задание на закупку канцелярии.
В ТЗ обычно вносят таблицу с наименованием товара, необходимым количеством и требованиями. Например: «Блокнот на пружине. Обложка: однотонный твёрдый картон. Блок: белый офсет, плотность не менее 70г/кв.м (клетка). Крепление: металлический гребень. Формат — А4. Количество листов – не менее 60». И так для каждого товара.
Многие канцелярские компании упрощают работу своим постоянным гос. заказчикам, и формируют таблицы с готовыми формами. Клиенту остаётся только поставить галочки напротив нужных характеристик.
Так же заказчик указывает точный адрес поставки товара. Может потребоваться от участника размещения заказа, который подаёт заявку, указать товарный знак продукции, которую предлагают к поставке.
Часто заказчики допускают ошибку: устанавливают в документации к аукциону требование о поставке товара конкретной торговой марки, а в техническом задании это требование не прописывают или же просят указать лишь производителя товара. Это нередко становиться причиной спорных ситуаций.
Обоснование целесообразности закупки канцтоваров.
Обоснование происходит, когда формируются и утверждаются планы и планы-графики закупок. Необходимо объяснить, почему была выбрана такая цена контракта и те или иные объекты закупки. Существует форма обоснования закупок при составлении плана. В ней необходимо прописать, соответствуют ли товары, которые планируется закупать, мероприятиям какой-либо госпрограммы или функциям и полномочиям муниципального или государственного органа.
1.Канцтовары нам нужны, к примеру, для нужд Департамента культуры. Прописываем функции учреждения.
2.Там, где нужно указывать наименование госпрограммы, под которую попадает закупка, в случае отсутствия таковой пишем: «Непрограммная деятельность».
3.В графе «обоснование функциям и полномочиям учреждения» пишем: «Канцелярские товары необходимы для обеспечения нормального функционирования отделов и управлений Департамента культуры».
Или: «Для обеспечения функционирования учреждения в рамках Уставной деятельности».
Может быть и такое, что заказчик закупает канцтовары под конкретное мероприятие. Не будем отходить от культурной сферы и возьмем для примера мероприятие в Областной библиотеке. Формулировка обоснования закупки может быть такой: «Для проведения культурно-массового мероприятия «___», способствующего повышению имиджа библиотеки, в соответствии с государственным заданием». Есть также форма обоснования при составлении плана-графика. В ней необходимо обосновать начальную цену контракта, способ определения поставщика и установление дополнительных требований к участникам закупки.
Есть также форма обоснования при составлении плана-графика. В ней необходимо обосновать начальную цену контракта, способ определения поставщика и установление дополнительных требований к участникам закупки.
ОКВЭД и ОКДП на канцтовары
Один из самых частых вопросов — в чем разница между ОКВЭД и ОКПД? Первый классификатор – это сборник кодов по видам экономической деятельности, второй – по перечням товаров и услуг, которые выпускают и оказывают организации. Проще говоря, по коду ОКВЭД мы узнаем, чем занимается фирма, а по коду ОКПД – что она производит. Важно понимать, что они не заменяют, а дополняют друг друга.
Сначала разберемся с ОКВЭД на канцтовары.
- Код ОКВЭД 17.23 – производство бумажной канцелярии (бумага, блокноты, бланки);
- Код ОКВЭД 22.29 – производство канцелярских товаров из пластмассы;
- Код ОКВЭД 23.13.4 – производство стеклянных и хрустальных канцелярских принадлежностей;
- Код ОКВЭД 25.99.22 – производство настольного оборудования (ящиков, лотков);
- Код ОКВЭД 25.99.23 – металлическая канцелярия (детали для скоросшивателей и папок);
- Код ОКВЭД 46.18.2, код ОКВЭД 46.49.33 – оптовая поставка канцтоваров .
- Код ОКВЭД 47.62.2 – розничная торговля в специализированных магазинах.
Теперь поговорим об ОКПД на канцтовары.
- 7.12 — бумага и картон (например, 17.12.14.116 – бумага для глубокой печати);
- 22.29.25.000 – пластмассовые канцелярские принадлежности;
- 25.99.22 – канцтовары из металла, лотки для бумаг и ручек;
- 46.18.12.000 – оптовая поставка канцтоваров ОКПД;
- 47.62.20.000 — услуги по розничной продаже канцтоваров в спец. магазинах.
Зная изнутри концепцию составления заказчиком заявки на поставку канцтоваров, можно составить удобное и выгодное предложение, которое выделит Вашу фирму среди конкурентов и, возможно, привлечёт новых клиентов в лице государственных учреждений.
Пример обоснования закупки
В прошлой статье мы рассказали о том, что мешает отделу закупок стать полноценным инструментом увеличения прибыли компании.
Каждый из упомянутых в прошлой статье факторов снижает эффективность отдела закупок. Если вы обнаружили сходство сразу по нескольким позициям в отношении вашей компании, положение можно считать критическим.
Возникает вопрос →
Что делать руководителю компании и CFO в такой ситуации?
Практика показывает, что выйти из кризиса можно только за счет продуманных пошаговых преобразований.
Шаг первый. Оценка эффективности отдела закупок
Проведите аудит и составьте объективную картину происходящего в Закупках:
- изучите текущий документооборот;
- выделите ТОП-20 категорий и суммы затрат по ним;
- обозначьте лиц, ответственных за закупку данных категорий;
- уточните количество и функционал сотрудников, вовлеченных в процесс закупки;
- оцените уровень экспертизы в закупках по категориям.
Шаг второй. Фокус закупок на стратегических вопросах
Освободите Закупки от непрофильной работы, сфокусировав сотрудников на стратегических вопросах:
- анализ рынка;
- подготовка технического задания;
- проведение тендера/переговоров;
- подготовка и внедрение контракта.
2. Управлении взаимодействием с поставщиками:
- оценка деятельности поставщиков путем опроса внутренних клиентов и анализа рынка;
- налаживание обратной связи;
- рекомендации поставщикам, как сделать их сервис более эффективным;
- внедрение инноваций.
3. Категорийном менеджменте:
1) Всесторонний анализ по категориям:
- процесса закупок и потребления;
- коммерческих условий;
- спецификаций.
2) Создание долгосрочной категорийной стратегии и новых закупочных схем. Например, переход на операционный лизинг или аренду автомобилей вместо покупки транспорта в собственность.
Обеспечьте полное покрытие Закупками стратегических категорий затрат
Стратегические категории — категории, критично влияющие на ваш бизнес. Такие категории (упаковка, сырье, транспорт, товары и услуги для маркетинга), как правило, составляют бо’льшую часть бюджетных расходов.
Спотовые (разовые закупки с небольшой стоимостью – покупка 10 ноутбуков, поиск офиса под аренду, покупка мебели для офиса и др.) и операционные закупки (обработка заявок на товары для офиса, расходные материалы для магазинов, размещение и отслеживание заказов у поставщиков) выделите в отдельную операционную функцию. Для этого создайте сервисный центр в регионе с низкой стоимостью труда либо передайте операционные функции на аутсорсинг.
Если данные процессы оставить инициаторам, велика вероятность обнулить экономию, достигнутую в ходе сорсинга
Причины таких потерь:
- отсутствует мотивация для повышения эффективности процесса и достижения экономии
- у инициаторов есть возможность самостоятельно определять поставщика и условия размещения заказа
- Закупки контролируют договорные условия;
- инициатор определяет потребность и размещает заявки;
- сервисный центр обрабатывает заявки и отслеживает заказы, организует оплату счетов
Шаг третий. Сильная экспертиза
Сосредоточьте экспертизу в отделе закупок на стратегических категориях затрат.
- нанимать профильных специалистов по каждой конкретной категории;
- увольнять «уставших» – тех, кого нельзя мотивировать;
- обучать сотрудников (тренинги, референц-визиты и пр.);
- накапливать знания, полученные со стороны поставщиков и компаний из той же индустрии.
Шаг четвертый. Четкие цели
Поставьте перед Закупками четкую цель: оптимизировать затраты по конкретным закупочным категориям. Достижение экономических показателей поручите Финансам. А чтобы эффективно потратить сэкономленные благодаря сорсинг-мероприятиям средства, корректируйте бюджет ежеквартально.
Важно:
Финансы учитывают не расчетную, а фактически полученную экономию
Шаг пятый. План сорсинг-мероприятий
Согласуйте с отделом закупок план сорсинг-мероприятий, рассчитанный на год, а лучше на два ближайших года. Это позволит оценить масштаб экономии и задействовать необходимые трудовые ресурсы.
Шаг шестой. Подписание и отслеживание SLA (соглашений об уровне сервиса)
Обязательно разработайте и подпишите SLA между Закупками и другими подразделениями компании.
Раз в квартал замеряйте эффективность отдела закупок.
Обратной связи можно добиться посредством опросов, помогающих выяснить →
- Довольны ли инициаторы сервисом поставщиков?
- Насколько руководители подразделений удовлетворены сервисом отдела закупок?
- Каковы плюсы и минусы работы службы закупок?
Мы в своей работе используем ресурс surveymonkey.com.
Регулярно обсуждайте возникающие проблемы между инициаторами и Закупками, отслеживайте реализацию намеченных мероприятий. Это позволит сократить сроки согласования тендерных решений и проведения закупок, а также поможет достичь экономии согласно сорсинг-плану
Шаг седьмой. Выведение закупок из зоны комфорта
Выведите закупки из зоны комфорта!
Попробуйте подыскать новые возможности для сокращения затрат.
Одна из таких возможностей — создание консорциумов по закупкам с другими компаниями. К сожалению, сегодня многие компании не консолидируют закупки даже в рамках собственной организации/группы компаний или даже одного подразделения, что отражается на их результатах.
При поддержке руководства специалисты по закупкам могут консолидировать все объемы группы компаний и провести сорсинг-мероприятие на более высоком уровне
Поставщики пойдут навстречу: они заинтересованы в подписании контракта на больший объем в рамках одного мероприятия.
Шаг восьмой. Используйте бенчмаркинг
Проведите бенчмаркинг — сравнение текущих условий компании с условиями других участников рынка. К примеру, в отношении мобильной связи нужно сравнить затраты на одного пользователя в месяц.
Бенчмаркинг помогает стимулировать Закупки и позволяет оценить потенциал снижения затрат. Кроме того, дает ориентир при переговорах с поставщиками: к какому уровню стоимости нужно стремиться.
Шаг девятый. Вовлеките Закупки в покрытие всех запросов
Требуйте от Закупок, чтобы они покрывали все закупочные категории – прямые и непрямые.
Участие Закупок в процессе принятия стратегических решений повышает их эффективность и конкурентные преимущества, а инициаторам позволяет формулировать запросы корректней и четче
Служба закупок вовлекается с самого начала в проекты компании, где планируются большие затраты.
Шаг десятый. Контроль со стороны финансовой функции
Задачи Финансов:
- вовлекайте Закупки в процесс формирования бюджета;
- ставьте перед Закупками агрессивные цели по бюджетной экономии;
- контролируйте достижение этих целей;
- участвуйте в аудите закупочной деятельности.
Финансы должны ставить цель экономии и перед инициаторами. Это вынуждает инициаторов сотрудничать с Закупками при выборе поставщиков даже в тех категориях, в которых Закупки ранее не участвовали.
Шаг одиннадцатый. Руководитель компании — основное заинтересованное лицо
Вы, как никто другой, понимаете, что результаты службы закупок напрямую влияют на достижения компании. Поэтому в ваших интересах стать основным заинтересованным лицом, спонсором функции закупок.
CEO должен регулярно (раз в квартал):
- оценивать итоги деятельности Закупок совместно с другими функциональными руководителями;
- получать достоверный отчет о достижениях/проблемах в области закупок;
- получать отчет о результатах Закупок в сравнении с аналогичными компаниями.
Важно:
закупки касаются деятельности всей компании и всех функциональных руководителей, поэтому необходим контроль и заинтересованность со стороны CEO. По этой причине в международных компаниях руководитель функции Supply (снабжения) нередко подчиняется CEO напрямую
Подведем итоги
Если вы хотите получить от отдела закупок максимальный результат, создайте конкурентную среду, в которой Закупки будут соревноваться внутри своей команды, с другими службами в рамках компании и со службами закупок иных организаций. Иначе деятельность Закупок останется хаотичной и не принесет ощутимого результата.
В международных компаниях CEO и CFO вовлечены в стратегические вопросы управления закупками. Объясняется это тем, что закупки увеличивают прибыль компании наравне с продажами.
В России закупки долгое время оставались на вторых ролях, так как последние 15 лет наблюдался рост потребления и продаж. Неэффективность в закупках не принималась во внимание руководством в погоне за сверхприбылью и благодаря отсутствию конкуренции.
Закупки становятся конкурентными, если руководство компании в этом заинтересовано, ставит перед Закупками стратегические цели и отслеживает их выполнение
Пришло время изменить фокус. Вы наверняка сможете многое и с пользой изменить в функции закупок в вашей компании! Если вам нужен практический совет, свяжитесь с нами напрямую.
Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
Обоснование НМЦК — это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Разобрали все этапы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, примеры, в том числе и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.
Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей не менее 7 дней.
С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.
Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.
Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.
НМЦК на этапе планирования
Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график. Обоснование НМЦК в плане-графике на 2019 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).
Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.
Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.
Образец обоснования НМЦК для госконтракта с единственным поставщиком
Методы обоснования
Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.
26.02.2019 на официальном сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал уведомление о разработке новых Методических рекомендаций. Текста проекта приказа пока нет.
Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен».
Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.
Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.
Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.
Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ
Иные варианты расчета
В ситуации, когда невозможно применить установленные Законом о контрактной системе и Методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.
Например, в ходе закупок у единственного поставщика стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Данный способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены.
Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.
Для полного понимания изучите образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) у единственного поставщика, который мы предлагаем ниже.
Пример расчета НМЦК для закупки у единственного поставщика
Автор:
Юдина Ольга
Информационный портал «Госконтракт» (https://goscontract.info)
Информационный портал для тех, кто занимается госзакупками. Ежедневно мы публикуем практические материалы, которые помогут избежать ошибок и ответят на возникающие во время работы вопросы.
Подробнее об авторе
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Каждое воскресенье мы будем присылать вам лучшие материалы за неделю.
Так же за нашими статьями и новостями Вы можете следить в соцсетях:
Copyright © 2008-2021, TenderGURU
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp , Skype , Telegram
Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа. Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика, Google Analytics и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.