Работа Владимира Путина на посту президента России
Работа Владимира Путина на посту президента России
Владимир Путин занял высший государственный пост в 2000 году, в 2004 году он был переизбран на второй срок. Тогда, согласно Конституции РФ, президент России избирался на четыре года. В 2008 году вступили в силу поправки в Конституцию РФ об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет.
Владимир Путин, занимавший в 2008-2012 годах пост премьер-министра России, в 2012 году вновь был избран президентом. Впервые высший руководитель страны вернулся на свой пост после перерыва. Такого не было ни в современной, ни в советской, ни в дореволюционной России.
Первый президентский срок (2000-2004)
31 декабря 1999 года первый президент России Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста главы государства. Исполняющим обязанности главы государства стал Владимир Путин. 13 января 2000 года во время посещения Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Путин объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России.
26 марта 2000 года Владимир Путин был избран президентом Российской Федерации в первом туре. За него было подано 39 740 434 голоса (52,94%).
Первые годы своего президентства Путин посвятил решению главной задачи того периода — выводу страны из социально-экономического кризиса и созданию единого правового поля внутри страны.
Был взят курс на укрепление центральной власти. В 2000 году были созданы федеральные округа, в каждом из них появился полномочный представитель президента. Губернаторы потеряли представительство в Совете Федерации, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность.
Сотрудничество президента и парламента России позволило в 2000-2002 годах осуществить ряд правовых реформ — принять важнейшие кодексы: налоговый, административный, трудовой, гражданский и др. В декабре 2000 года президенту удалось добиться принятия новой государственной символики России, которую парламент не утверждал ранее из-за идеологических разногласий.
Российская армия решала задачу подавления вооруженных сепаратистов в Чечне, которые представляли, по словам Путина, главную угрозу целостности страны.
В этот период крупный бизнес утратил контроль над высшим чиновничеством (как это было в 1990-х годах). Кроме того, резкую реакцию высшей власти стали вызывать действия бизнесменов, которые открыто проявляли политические амбиции, подкрепленные значительными финансовыми ресурсами.
Первый президентский срок Путина был отмечен экономическими успехами России: средний годовой прирост ВВП составлял 6,5%, внешний долг уменьшился с 50% ВВП до 30%, имел место профицит бюджета и внешней торговли, выросли валютные резервы, повысился уровень благосостояния населения.
Во внешней политике Путин сумел укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО. Он установил доброжелательные отношения с президентом США Джорджем Бушем-младшим, премьер-министром Великобритании Тони Блэром, канцлером Германии Герхардом Шредером. После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Путин поддержал антитеррористическую позицию руководства США, в мае 2002 года президенты России и США подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Во время первого президентского срока Владимира Путина появились традиционные телевизионные «прямые линии» (первая состоялась 24 декабря 2001 года) и большие ежегодные пресс-конференции (первая состоялась 18 июля 2001 года).
Второй президентский срок (2004-2008)
18 декабря 2003 года во время «прямой линии» с президентом России Владимир Путин объявил о намерении баллотироваться в президенты России на второй срок. 14 марта 2004 года Путин был избран на второй срок, получив в первом туре 49 565 238 голосов избирателей (71,31%).
Второй президентский срок Путина характеризовался усилением государственного контроля в сферах экономики и информационной политики, наступлением на позиции олигархов, региональных элит и оппозиционных сил.
13 сентября 2004 года, выступая на расширенном заседании правительства, Путин объявил о намерении отказаться от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы стали назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях.
26 мая 2004 года, выступая с посланием к Федеральному Собранию, Путин провозгласил три «национальных проекта»: преодоление бедности, модернизация вооруженных сил и жилищная реформа.
1 января 2007 года вступил в силу Закон о материнском капитале. В соответствии с ним, женщинам, родившим или усыновившим второго и последующих детей, на счет перечислялось 250 тысяч рублей. Размер капитала индексировался, в 2017 году он составил 453 тысячи рублей.
В период с 2004 по 2008 год были решены многие социальные проблемы. Возрастающие доходы от продажи энергоносителей позволили направить значительные средства на перевооружение военной составляющей РФ, повысить зарплаты военнослужащим, начать решение жилищных проблем, продолжить создание профессиональной армии, сократив призыв на военную службу до одного года.
В начале первого президентского срока Владимир Путин поставил перед правительством амбициозную задачу удвоения ВВП за десять лет. За восемь лет этот рост составил около 70%, промышленность выросла на 75%. Прекратился отток капитала из страны, составлявший десятки миллиардов долларов, а инвестиции выросли на 125%.
В области внешней политики наметилось ухудшение отношений со странами Запада. 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности Путин выступил с жесткой критикой внешней политики США и идеи однополярного мироустройства. Путин резко выступил против планов расширения НАТО и размещения в Восточной Европе объектов американской противоракетной обороны.
В соответствии с Конституцией РФ, одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
1 октября 2007 года на съезде партии «Единая Россия» Путин объявил о своем согласии возглавить партийный список на парламентских выборах 2007 года. По итогам выборов, состоявшихся 2 декабря 2007 года, 64,3% голосов избирателей получила «Единая Россия». 10 декабря четыре партии — «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила» — выдвинули кандидатуру Дмитрия Медведева на пост президента. Путин эту инициативу поддержал и 17 декабря согласился стать главой правительства. По итогам президентских выборах, прошедших 2 марта 2008 года, Медведев получил 70,28 % голосов. 8 мая 2008 года Государственная Дума утвердила Путина в качестве председателя правительства РФ.
30 декабря 2008 года вступили в силу поправки в Конституцию РФ, увеличившие срок президентских полномочий с четырех до шести лет.
Третий президентский срок (2012-2018)
24 сентября 2011 года на съезде партии «Единая Россия» действующий президент РФ Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину баллотироваться в президенты. 27 ноября 2011 года партия «Единая Россия» утвердила Путина кандидатом в президенты РФ от партии.
На выборах 4 марта 2012 года Путин в третий раз был избран президентом РФ, получив поддержку 45 602 075 голосов избирателей, что составляет 63,60%. Третий президентский срок Путина заканчивается весной 2018 года.
В 2012 году Владимир Путин начал свою работу на посту президента с подписания так называемых «майских указов» — широкой программы развития социальных гарантий.
Президентский срок прошел в условиях вынужденного решения геополитических и антикризисных задач.
17 марта 2014 года Владимир Путин подписал указ «О признании Республики Крым», учитывая волеизъявление народов Крыма, высказанное на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта того же года.
С возвратом полуострова в состав России, на основании федерального закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года, глава государства обеспечил себе значительное место в истории, но позиция Москвы стала причиной ухудшения отношений России и Запада.
В 2014 году США, Евросоюз и ряд других стран ввели первые санкции против России. На фоне ухудшающегося конфликта на Украине и разных точек зрения на происходящее в республике санкции против РФ начали усиливать, распространяя их на крупные отрасли, в том числе добывающую. В ответ на это Россия ввела ограничения на поставки некоторых продовольственных товаров из этих стран. Продовольственное эмбарго, введенное Россией, дало новые возможности отечественным сельхозпроизводителям.
Агропромышленный комплекс России растет третий год подряд, став драйвером всей экономики страны. Российские производители активно наращивают производство как в своих привычных нишах, так и в новых, ранее занятых импортной продукцией. Страна собирает высокие урожаи зерновых, кукурузы, картофеля, нарастила вылов рыбы, производство мяса и мясной продукции и так далее. Российские продукты занимают все большую часть прилавка. Растет и наш экспорт.
В третий президентский срок начался процесс омоложения губернаторского корпуса, получила развитие электронная экономика.
Российские власти уделяют значительно внимание вопросам борьбы с коррупцией внутри страны. В рамках борьбы с коррупцией прошли задержания чиновников высокого уровня: губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, главы Коми Вячеслава Гайзера, губернатора Кировской области Никиты Белых, экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева.
При Владимире Путине появился новый образ вооруженных сил — сильных, современных, хорошо обученных и качественно оснащенных.
В связи с угрозами, исходящими от современного терроризма, Путин перешел от ликвидации боевиков внутри локальных пространств к международной борьбе с ними. Для этого Россия участвует в урегулировании ситуации в Сирии, авиация ВКС помогает освобождать города Сирийской Арабской Республики от террористов ИГ* и других группировок.
При активном участии России была разрешена иранская ядерная проблема и заключено соответствующее соглашение в 2015 году. Путин заявляет, что Москва будет активно поддерживать ту договоренность. К мнению России прислушиваются и в контексте ситуации вокруг КНДР, которая в последнее время обострилась в связи с ракетными испытаниями Пхеньяна.
Страна стала организатором целого ряда престижных международных турниров, в том числе Олимпиады 2014 года в Сочи, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в октябре 2017 года, в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу.
*Террористическая организация, запрещенная в России
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Сроки президентства в США в настоящее время: тонкости
Президент США может находиться у власти согласно Конституции не более 8 лет, то есть два президентских срока. Это значит, что действующий президент может выставлять свою кандидатуру в плане избрания его на второй срок подряд.
В соответствии с Конституцией США, которая была принята в 1787 году Конституционным Конвентом, глава государства может избирается на 4 года.
Американский президент Франклин Д. Рузвельт избирался 4 раза, после его смерти в последний срок президентства, в основной закон (Конституцию) была внесена поправка под номером 22, согласно которой, пребывать на высшей должности более двух сроков (8 лет), запрещено. Причем, не имеет значения наличие перерыва между ними.
Сроки президентства в США в настоящее время: тонкости
Принятие Конгрессом 22-й поправки
состоялось в 1947 году, однако, она вступила в законную силу только в 1951 году. Кроме того, принимается во внимание 12-я поправка, запрещающая, чтобы Президент и вице-президент являлись жителями одного штата.
Президент США
Важно знать, что американский президент имеет право накладывать запрет на неугодные законопроекты, принимаемые Конгрессом США. Введение должности президента Америки впервые было утверждено Конституцией в год ее принятия. Первым, кто был избран на этот пост стал Джордж Вашингтон. Он приступил к исполнению обязанностей 30 апреля 1789 года. Когда выбирается кандидат на этот пост, то основным требованием является факт рождения в Америке, а также проживание на ее территории не менее 14 лет.
Большая часть штатов страны (кроме Род-Айленда и Коннектикута) разделены на отдельные графства. Выборы вице-президента осуществляются Коллегией выборщиков, в которую входит 538 участников. Каждый штат предоставляет такое число выборщиков, которое в пропорции соответствует числу жителей, обладающих правом голоса и проживающих на данной территории. Применяется формула, которая учитывает число выборщиков и депутатов, выдвигаемых в конгресс от определенного штата, плюс еще два человека.
Избирательная система США уникальна, человеку не осведомленному, понять сразу ее сложно. Это процедура предусматривает несколько ступеней голосования, праймериз, колеблющиеся штаты, а также коллегию выборщиков. Сроки выборов длятся порядка полутора лет. Обсуждение кандидатур предполагаемых претендентов начинается за год до начала самих выборов.
Претендента на пост президента имеет право выдвинуть любая партия. Возможно самостоятельное участие в выборах, как независимого кандидата. В действительности же, настоящая борьба разворачивается между представителями двух партий (республиканской и демократической).
Для того, чтобы нахождение на посту президента было максимально продуктивным, предусмотрено ограничение на срок полномочий президента. По мнению основателей Соединенных штатов пребывание на посту главы государства свыше 8 лет грозит перерасти в диктатуру.
Понятие праймериз
Система праймериз — это, по сути, предварительный процесс голосования с целью определения претендента на пост президента от демократов и республиканцев.
В каждом штате действует своя система организации первичных выборов и способы голосования. Однако, смысл выборов, в любом случае, единый: необходимо выбрать делегатов, которые будут принимать решение кто именно достоин представлять их партию на съезде и выбирать президента США.
Надо сказать, что делегаты могут отдавать голоса за другого кандидата, а не за того, за кого избиратели голосовали на первичных выборах. Бывают случаи (хотя, крайне редко), когда делегаты меняют свой лагерь на противоположный. Чаще всего это происходит, когда ни один из претендентов на пост президента не может набрать себе наибольшее число делегатов.
Есть понятие, так называемый, супервторник. Это означает, что в первый вторник февраля проходят первичные выборы одновременно в каждом из штатов.
Праймериз растягивается на период с февраля по июнь. А граждане Америки отслеживают промежуточные итоги, подобно европейским футбольным фанатам, следящим за результатами турнирной таблицы чемпионата.
Основной этап выборов
Относительно сроков выборов президента Америки, то они не меняются с момента их установления. Большая часть американцев и правительство США соблюдают законы и не намерены менять установившиеся порядки и традиции. Выборы президента Соединенных Штатов проводятся в первый вторник ноября, как было установлено еще в 1845 году.
Вызывает интерес, почему был выбран именно вторник? Дело в том, что в 19-м столетии Америка была аграрной страной и большая часть граждан относилась к выходцам из сельскохозяйственных территорий страны. Для того, чтобы попасть на избирательный участок, людям требовалось иногда более суток. А воскресные дни в США предназначались для посещения церкви. Отсюда и вытекает. Что вторник самый оптимальный день недели.
Выборщики
В отличие от Европы и России, американская избирательная система функционирует совершенно иначе. Президентские выборы исключают принцип прямого голосования. Голосуют выборщики, которых избрали граждане. Именно на них ложится ответственность за результаты выборов будущего главы государства. Выборы президента и вице-президента происходят на федеральном уровне, что свидетельствует о масштабности мероприятия.
Каждый американский штат высоко ценит свои права. Исходя из этого, и создана сложная система, в соответствии с которой президента избирают представители от каждого штата, а не обычное большинство голосов. Это исключает возможность густонаселенных территорий диктовать свою волю другим штатам. К примеру, Барак Обама на выборах проиграл по голосам, однако, занял пост президента США благодаря системе.
Сроки службы и некоторые тонкости
По окончанию общенациональных выборов в стране, устанавливается коллегия выборщиков. В декабре делегаты на местах собираются в день, который установлен Конституцией, чтобы провести процесс формального голосования. Утверждается протокол, который отправляется в Конгресс США, где заседает комиссия, уполномоченная в закреплении результатов голосования.
После утверждения Сенатом и Конгрессом нового главы государства, он приступает к исполнению обязанностей, после этого следует церемония инаугурации президента США.
Срок полномочий президента может быть сокращен в связи:
— С окончанием срока полномочий. Надо сказать, что самый долгий срок полномочий был у Франклина Д. Рузвельта и составил 12 лет.
— Со смертью: четыре президента умерли (среди них, 9-й президент США Уильям Гаррисон, у которого самый короткий срок президентства — всего 31 день), находясь на должности и четверо были убиты).
— С отставкой по доброй воле (этим правом воспользовался только президент Никсон, под угрозой импичмента).
— С отстранением от должности по причине импичмента (за совершенные преступления, в том числе и измена государству).
На сегодня, ни одна попытка объявления импичмента не увенчалась успехом (к примеру, избежал импичмента президент Трамп, которого впоследствии сменил на посту действующий президент Джо Байден).
В США существует традиция отказа от нахождения на посту президента в течение 3 сроков. Примером служит первый американский президент Джордж Вашингтон, а также Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон. Их позиция заключалась в том, что необходимо исключить возможность долгого удержания власти, дабы избежать возможности получить статус пожизненного правителя.
Что могут президенты
На начало этого года в мире насчитывалось 195 независимых государств (члены ООН и Ватикан), из которых около 150 имеют президентскую форму правления
Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер представляет страну в международно-правовых отношениях, всем остальным занимается федеральный канцлер / Фото REUTERS
Сегодня институт президентства — неотъемлемый элемент политических систем многих стран, хотя функции и роль фактического (или формального) главы государства везде различны. В мире существует множество исторически сложившихся форм государственного управления. Но все они подразделяются на две принципиальные модели: парламентарную (глава государства — номинальный, не имеющий реальной исполнительной власти, которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту) и президентскую (глава государства обладает полномочиями, равными или большими, чем у других институтов госуправления).
В президентских республиках президент избирается внепарламентским путем — посредством косвенных (США) или прямых (Россия) выборов и обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. В парламентарных он избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции почти всех парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром…
ШТАТНАЯ СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
Несмотря на то, что впервые должность президента появилась в Великобритании, первой полноценной моделью института президентства является американская, сложившаяся за 200 лет истории США, предоставляющая главе государства значительные полномочия, поскольку он в одном лице совмещает еще и обязанности руководителя правительства (впрочем, эта значительность проявляется лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти). При этом существующая в Штатах система разделения властей с большим числом так называемых сдержек и противовесов не позволяет ни одной из властных ветвей захватить полное управление государством в свои руки.
Так, президент независим от конгресса США, не может его распустить, но и конгресс не может отправить в отставку правительство. Зато конгрессмены имеют право через процедуру импичмента отрешить президента и других должностных лиц (в том числе федеральных судей) от должности. Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента, но верхняя палата конгресса (сенат) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру. Помимо этого, президент не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.
Конгресс обладает всей полнотой законодательной власти (принимая законы, обязательные к исполнению всеми должностными лицами, в том числе президентом), которая, однако, ограничивается президентским правом вето, преодолеваемым 2/3 голосов конгресса, а также правом верховного суда США признать неконституционным любой закон. В свою очередь, у конгресса нет полномочий признавать неконституционными указы президента, связанные с осуществлением полномочий федеральными органами исполнительной власти, хотя такое право есть у верховного суда. Президент США является верховным главнокомандующим вооруженными силами, но их финансовое обеспечение, а также вопросы объявления войны и заключения мира находятся в ведении конгресса, с разрешения которого в стране также может вводиться чрезвычайное положение. А подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению сенатом.
В результате ни один американский президент за всю историю США не смог существенно влиять на вопросы внутренней или внешней политики, не заручившись поддержкой парламентского большинства. Что особо наглядно подтверждает пример Дональда Трампа.
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСТВО
Специфичная модель президентства сформировалась в Европе, где системы правления являются полупрезидентскими или парламентскими. В первом варианте наиболее характерным примером является Франция, где президент, являющийся главой государства, не осуществляет руководство правительством (главу которого утверждает парламент), хотя и обладает рядом возможностей по влиянию на его политику, утверждая или нет правительственные правовые акты и обладая правом вето на законы. Также он может ввести чрезвычайное положение в стране, распустить парламент и назначить референдум. Кроме того, как верховный главнокомандующий осуществляет определение и проведение внешней политики.
При парламентской модели у президента практически отсутствуют полномочия в области исполнительной власти. Хотя президенту могут предоставляться права назначать главу правительства, распускать парламент, назначать парламентские выборы, представлять страну на международной арене, все они возможны лишь по согласованию с руководителем правительства, который, в свою очередь, подотчетен парламенту, имеющему право отправить его и правительство в отставку. Здесь, по сути, президент лишен реальных властных полномочий (как монарх при конституционной монархии), выполняя представительские функции. Например, конституция ФРГ так определяет статус президента: «Федеральный президент представляет федерацию в международно-правовых отношениях». А основным действующим лицом в стране является федеральный канцлер как глава исполнительной власти.
Однако в современных условиях западных демократий даже в таком статусе всенародно избранный глава государства имеет политические влияние и авторитет, позволяющие так или иначе влиять на формирование внутренней и внешней политики (Чехия).
Во многих государствах президент выполняет роль своего рода посредника, арбитра между различными политическими силами и ветвями власти. Согласно конституции Франции, «президент… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства». По конституции Румынии, «президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом»…
Статус президента имеет свои отличия и в исламских государствах. Так, в Иране верховная власть принадлежит не президенту, а рахбару, Верховному руководителю страны (с персидского эта «должность» дословно переводится как «защитник-богослов», «владыка-богослов»), который является высшим религиозным иерархом.
Кроме функций высшего арбитра, он — верховный главнокомандующий Вооруженными силами, имеет право назначать руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радиоканалов, председателей судов, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей Конституции, влиятельнейшего контрольного органа, который может блокировать решение любой из трех ветвей власти. Рахбар избирается Советом экспертов, состоящим из 86 муджтахидов (авторитетных мусульманских законоведов), избираемых населением на восьмилетний срок. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему. С июня 1989 года и поныне Верховным руководителем является Али Хосейни Хаменеи.
Президентский пост в Иране был введен после того, как страна стала республикой в результате свержения монархии в 1979 году. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырехлетний срок (не более двух раз подряд) и является вторым по значимости должностным лицом в Иране. Он — гарант Конституции и глава исполнительной власти, имеющий право назначать членов Совета министров и координировать работу правительства (при этом вице-президентов и 21 министра правительства утверждает парламент). С августа 2013 года президентом является Хасан Рухани.
Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии.
РОССИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ЕДИНИЧНАЯ
Современную форму правления в России одни эксперты определяют как смешанную, предлагая считать ее индивидуальной (единичной), а другие — одной из разновидностей президентской, характеризующейся сильной президентской властью.
Полномочия Президента России четко прописаны в Основном законе страны. В частности, глава государства имеет право назначать председателя Правительства РФ (с согласия Госдумы) и отправлять в отставку кабинет министров; предлагать Госдуме кандидатуру на пост главы Центробанка РФ или освобождать его от этой должности; по предложению председателя Правительства назначать или освобождать его заместителей и федеральных министров; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ, Генпрокурора РФ и его заместителей (и об их увольнении), назначать судей других федеральных судов и прокуроров субъектов РФ; назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации; формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Также президент страны осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает референдумы и выборы Государственной Думы или распускает палату в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и утверждает военную доктрину РФ. В случае внешней агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент России вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию. Или — чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом.
Помимо этого, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции страны, федеральным законам или международным обязательствам.
В Конгресс США внесена резолюция о непризнании Владимира Путина российским президентом после 2024 года
Шанс на то, что документ примут, высок – он уже получил поддержку обеих партий.
18 ноября сопредседатель Хельсинской комиссии демократ Стив Коэн и член Хельсинской комиссии республиканец Джо Уилсон внесли в Конгресс США проект резолюции о непризнании Владимира Путина президентом России после 2024 года. На пятистраничном документе американские конгрессмены подробно излагают причины того, почему новый срок Владимира Путина в качестве президента России не может считать легитимным в соответствии с российскими законами и взятыми ею на себя международными обязательствами.
В резолюции говорится, что голосование по поправкам к Конституции России, проведенное в 2020 году и обнулившие президентские сроки Владимира Путина, не может считаться легитимным из-за многочисленных нарушений — от голосования на скамейках и в багажниках автомобилей, до сообщений о массовых фальсификациях — до 27 млн голосов по данным организации Голос*, признанной Минюстом иностранным агентом, до независимых опросов общественного мнения, по которым против поправок об обнулении президентских сроков Путина выступали 47% респондентов, до цензуры в СМИ. В резолюции также протицированы слова высокопоставленного республиканца, члена Комитета по международным отношениям Сената Джима Риша о том, что «фиктивное голосование, замаскированное под референдум, смело все остатки легитимности Путина».
Таким образом, как говорится в проекте резолюции, отмена ограничений президентских сроков в результате поправок к Конституции России незаконна, а Владимир Путин не должен признаваться президентом страны после 7 мая 2024 года, когда истекает его второй срок.
Кремль считает проект резолюции конгрессменов США недопустимым вмешательством во внутренние дела России. Об этом сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
При этом Песков назвал инициативу американского Конгресса крайне неудачной и не требующей ответных заявлений.
Американист Михаил Таратута объяснил в интервью «Эху», что резолюции Конгресса США далеко не всегда имеют юридические последствия.
В Кремле инициативу американских конгрессменов назвали неприемлемой.
Общественный деятель Владимир Кара-Мурза считает проект резолюции конгрессменов США «началом международного тренда на непризнание де-юре узурпации власти Владимиром Путиным после 7 мая 2024 года». Об этом он сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Как пояснил В.Кара-Мурза, «этот проект резолюции констатирует факт о том, что так называемые поправки в Конституцию России в 2020 году были приняты с многочисленными нарушениями как российского законодательства, так и международных обязательств нашей страны, в частности, в рамках ОБСЕ».
«Например, нарушен российский закон о том, что поправки в Конституцию должны вноситься по отдельности, либо взаимосвязано между собой, но уж никак не 206 поправок на самые разные темы одним пакетом. Известно, что никак нельзя менять или искажать смысл первых двух глав Конституции без созыва конституционного собрания, а это было фактически сделано», — уточнил он. В.Кара-Мурза отметил, что, «если сами поправки, в том числе поправка Терешковой об обнулении президентских сроков, приняты с нарушением законных процедур, они не имеют юридической силы». «Таким образом, нынешний срок Путина является последним, и любое продление его полномочий на посту президента после 7 мая 2024 года, с юридической точки зрения, будет незаконной узурпацией. Во внесенном проекте резолюции американские конгрессмены констатируют этот факт», — подчеркнул он.
В.Кара-Мурза напомнил, что ранее аналогичная резолюция была принята в Европарламенте. «Очень отрадно видеть, что есть еще люди в политической элите, которые готовы руководствоваться не так называемой Realpolitik, не какими-то циничными сиюминутными соображениями, а принципами», — заявил он.
В.Кара-Мурза считает, что этот проект резолюции стал для Кремля «холодным душем». «Мы видим, как залихорадило и администрацию президента, и Совет Федерации. Не проходит и часа, чтобы не поступило какого-то грозного заявления о том, что это провокация и вмешательство в наши внутренние дела. Видимо, попали в точку. Думаю, это только начало международного тренда на непризнание де-юре узурпации власти Путиным после 7 мая 2024 года», — заключил он.