Государственность РФ. Президент Российской Федерации
Государственность РФ. Президент Российской Федерации
Администратор 12 августа 2019
Государственность РФ. Президент Российской Федерации.
Пост Президента был введен в России в 1991 году на основе референдума (март 1991г.). Четвертый внеочередной съезд в мае 1991 года утвердил Закон «О президенте РСФСР», принятый Верховным Советом. По закону 1991 года Президент – высшее должностное лицо, глава исполнительной власти, избирался всенародно на 5 лет, в возрасте от 35 до 65 лет, одно и то же лицо могло быть Президентом не более 2 сроков подряд.
Полномочия Президента РСФСР по закону 1991 года:
1.Президент получил право законодательной инициативы, подписи и обнародования законов, право вето;
2. Стал назначать главу Правительства с согласия Верховного Совета (утверждал его Съезд), назначал и освобождал от должности членов Правительства, принимал отставку Правительства с согласия Верховного Совета;
3.Стал назначать и отзывать дипломатических представителей, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других стран, вести переговоры, подписывать от имени России международные договоры;
6.Был обязан не реже одного раза в год представлять Доклады Съезду.
Дополнительные полномочия:
В августе 1991г. в связи с путчем Верховный Совет России принял постановление «О дополнительных полномочиях Президента по обеспечению законности деятельности Советов в условиях ликвидации последствий государственного переворота в СССР». Президент Ельцин получил право по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти на уровне субъектов (за исключением республик). Вместо исполкомов Советов он создал областные, краевые администрации и стал назначать глав этих администраций. В связи с началом экономических реформ в России (с января 1992г. – либерализация цен) V Съезд народных депутатов дал президенту Б.Н.Ельцину право самому возглавлять Правительство России, издавать указы по реформированию экономики (эти дополнительные полномочия были даны до декабря 1992г.).
Порядок отрешения от должности по закону 1991 года.
Президент мог быть отрешен от должности Съездом народных депутатов России 2/3 голосов в случае нарушения Конституции, законов, присяги, на основе заключения Конституционного суда.
Президент Российской Федерации. Конституция 1993 года.
Согласно Конституции 1993г. Президент Российской Федерации стал главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
По закону 1991 года Президент избирался на 5 лет, по Конституции 1993 года стал избираться на 4 года, с 2012 года избирается на 6 лет.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2 сроков подряд (отменена верхняя граница возраста).
Усиление полномочий Президента в отношении Парламента:
Президент получил право роспуска Государственной Думы, нижней палаты парламента.
Усиление полномочий Президента в отношении Правительства:
Назначая с согласия Госдумы Председателя Правительства, Президент может трижды настаивать на своей кандидатуре, угрожая Думе роспуском;
Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
Принимает решение об отставке Правительства самостоятельно (ранее – с согласия Верховного Совета).
Усиление полномочий Президента в отношении госвласти субъектов:
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов. В случае недостижения согласованного решения может передать разрешение спора в суд;
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В сфере внешней политики Президент РФ:
Осуществляет руководство внешней политикой РФ;
Ведет переговоры и подписывает международные договоры;
Подписывает ратификационные грамоты;
Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ:
Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
При определенных обстоятельствах вводит чрезвычайное положение, сообщая об этом обеим палатам парламента;
Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
Утверждает военную доктрину Российской Федерации;
Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ:
Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, но не должны противоречить Конституции и Федеральным законам.
Президент РФ с 2004г. руководит следующими министерствами, службами и федеральными агентствами:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
Министерство иностранных дел РФ;
Министерство юстиции РФ;
Служба внешней разведки РФ;
Федеральная служба безопасности РФ;
Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия);
Федеральная служба охраны РФ;
Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Федеральное архивное агентство;
Главное управление специальных программ Президента РФ;
Управление делами Президента РФ;
Государственная фельдъегерская служба РФ.
Президент РФ обладает неприкосновенностью, приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги.
Президент может прекратить исполнение полномочий досрочно:
В случае отставки по собственному желанию;
Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
Может быть отрешен от должности.
Мотивы отрешения Президента от должности:
В случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления.
Процедура отрешения:
Выдвигает обвинение в этом Госдума 2/3 голосов (сначала собираются подписи не менее 1/3 депутатов Думы – инициаторов отрешения, затем создается специальная комиссия Госдумы, которая формулирует пункты обвинения). Отрешает Президента от должности Совет Федерации 2/3 голосов, но нужны подтверждающие заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключение Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.Решение об отрешении Президента должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения.
Администрация Президента.
Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента.
Администрация играет важную роль в политической жизни страны.
В Администрации Президента готовятся законопроекты, создаются проекты указов, распоряжений, обращений, ежегодных посланий Президента; Администрация контролирует и проверяет исполнение законов, указов, распоряжений, поручений Президента и предоставляет ему соответствующие доклады;
Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами, госорганами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями;
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и в мире; обращения граждан, предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обработки материалов готовятся доклады Президенту.
Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.
Президенты РФ.
1. БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЕЛЬЦИН (1931—2007).
Сроки полномочий:
10 июля 1991 — 9 августа 1996
9 августа 1996 — 31 декабря 1999
Бори́с Никола́евич Е́льцин (1 февраля 1931, село Бутка, Буткинский район, Уральская область, РСФСР, СССР — 23 апреля 2007, Москва, Россия) — советский и российский партийный, государственный и политический деятель. Первый президент Российской Федерации (1991—1999)]; в ноябре 1991 — июне 1992 года одновременно возглавлял «правительство реформаторов»]. С марта по май 1992 года исполнял обязанности министра обороны Российской Федерации.
2. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН (род. 1952).
Сроки полномочий:
7 мая 2000 — 7 мая 2004
7 мая 2004 — 7 мая 2008
Влади́мир Влади́мирович Пу́тин (род. 7 октября 1952, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский государственный и политический деятель, действующий Президент Российской Федерации, Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года.
Первым лицом государства стал 31 декабря 1999 года, когда по решению президента Российской Федерации Бориса Ельцина был назначен исполняющим обязанности президента Российской Федерации — в связи с уходом первого президента России в досрочную отставку. Впервые избран президентом Российской Федерации 26 марта 2000 года. Переизбирался на пост главы государства в 2004, 2012 и 2018 годах. Перед выборами 2012 года срок президентских полномочий был конституционно увеличен с 4 до 6 лет.
3. ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ МЕДВЕДЕВ (род. 1965).
Сроки полномочий:
7 мая 2008 — 7 мая 2012
Дми́трий Анато́льевич Медве́дев (род. 14 сентября 1965, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский государственный и политический деятель. Председатель Правительства Российской Федерации с 8 мая 2012 года.
Президент Российской Федерации с 7 мая 2008 по 7 мая 2012. Председатель партии «Единая Россия» с 26 мая 2012 года. В 2000—2001, 2002—2008 гг. — председатель совета директоров ОАО «Газпром». C 14 ноября 2005 года по 7 мая 2008 года — первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, куратор приоритетных национальных проектов.
4. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН (род. 1952).
7 мая 2018 — Срок истекает: 7 мая 2024
Действующий президент.
ЛИТЕРАТУРА:
1.А.М.Сафронова. История государственных учреждений России 1917 – 2000-е гг. Учебное пособие // Изд-во Урал. ун-та, 2017
2.Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 «О Президенте РСФСР» 10 июля 2018 г.
Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место
Ахъядов, Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/11882/ (дата обращения: 05.12.2021).
Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В Конституции РФ нет четкого указания, кто возглавляет исполнительную власть в стране. Согласно ст. 110 Конституции РФ и Федеральному конституционному закону № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве РФ» Правительство РФ лишь осуществляет эту власть, являясь коллегиальным органом государственной власть, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Для определения места Правительства РФ в системе органов исполнительной власти рассмотрим различные подходы к определению понятия правительство.
По мнению С. Ю. Кашкина, правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной властью, т. е. административной деятельностью в стране.
Правовое государство как политическая идея и практика зарождалось в древности с поисков форм и конструкций установления взаимосвязей государственной власти, гражданского общества и права. Идеология и направленность действий при построении правового государства в первую очередь должны включаться в его управленческую деятельность, в функционирование основных ветвей государственной власти, ее высших и центральных органов. Одним из таких важнейших и определяющих государственно-властных структур является Правительство, воплощающее высшую исполнительную власть в государстве.
Существующая структура федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента РФ № 341 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», характеризуется множественностью их видов, разноплановостью компетенции и разнонаправленностью подчиненности тех или иных видов федеральных органов исполнительной власти. Это обусловливает необходимость определения места Правительства РФ в системе органов исполнительной власти.
Природа, характер, особенности статуса Правительства РФ определяет особые интерес и подход к анализу этого одного из важнейших органов исполнительной власти РФ, разновидности органа государственной власти РФ.
Данная тема о положении Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти стала интересной и для меня. В своей работе я приведу различные подходы к понятию правительства, раскрою порядок образования Правительства РФ, организацию его деятельности, его основные права и обязанности во взаимоотношениях с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Роль исполнительной власти в жизни общества исключительно велика. Именно в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления значительной по объему и направленности распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан.
Исполнительная власть, а конкретнее — ее «силовые» министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений своих законных прав и свобод. Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Выполняя в целом, безусловно, полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, а также коррупции и чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.
Как свидетельствует мировой опыт, исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства (президентом) или главой правительства (премьер-министром). Правительство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет и т. д.), но обычно оно представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители других ведомств.
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебной властью. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.
- О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 51. — Ст. 5712.
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 341 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 11. — Ст. 945.
- Регламент Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 23. — Ст. 2313.
Похожие статьи
Правовые проблемы использования ноотропов | Молодой ученый
исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.
О конституционно—правовом статусе Правительства.
Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное управление.
исполнительная власть, Российская Федерация.
исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.
Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной.
Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ.
Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший исполнительный орган, высший орган, научный подход, орган. К вопросу о месте Президента Российской Федерации.
Конституционные и законодательные основы Центрального.
Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный орган исполнительный орган Российской Федерации, которому подчинены министерства и ведомства, а в ст.
Конституционно—правовой механизм выражения недоверия.
Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.
Сущность государства в статусе органов государственной.
государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание. Роль прокуратуры в механизме государственной власти.
Некоторые проблемы законодательного регулирования.
Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший исполнительный орган, высший орган, научный подход, орган. Подпишитесь на нашу рассылку
Система разделения властей в Российской Федерации.
публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.
Подчинённые президенту органы
Президенту Российской Федерации подчиняются органы исполнительной власти. Президент непосредственно осуществляет руководство их деятельностью, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Федеральная миграционная служба
Федеральная миграционная служба (ФМС России) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна Правительству РФ.
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России. Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Подведомственно Президенту по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Возглавляется министром иностранных дел.
Россотрудничество
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. В системе органов военного управления государства Минобороны России является центральным органом управления Вооружёнными Силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества.
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Федеральное агентство специального строительства
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.
Министерство юстиции Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.
Федеральная служба судебных приставов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Поддерживает обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее — корреспонденция): Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти,органов прокуратуры Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления по решению Правительства Российской Федерации; членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; Минобороны России, органов управления видов Вооружённых Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов, флотов, региональных командований войск МВД России, территориальных органов ФСБ России; администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации; доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи; доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации; управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями (далее — подведомственные организации), созданными для решения возложенных на ГФС России задач.
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — основной орган внешней разведки Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) — федеральная служба Российской Федерации, находящаяся в непосредственном ведении Президента России. Главная цель деятельности ФСКН — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) — с 30 апреля 1998 года федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), осуществляющее функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Ранее, согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1413, — федеральный государственный орган при Президенте Российской Федерации.
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), организующий и непосредственно осуществляющий материально-техническое обеспечение и социально-бытовое обслуживание деятельности федеральных государственных органов власти. Управление делами также организует и непосредственно осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Создано 15 ноября 1993 года распоряжением Президента Российской Федерации № 735-рп вместо Главного социально-производственного управления Администрации Президента Российской Федерации (ГСПУ). Со 2 августа 1995 года имеет статус федерального органа исполнительной власти.
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) (федеральный орган исполнительной власти)
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации.
Государственный резерв предназначен для:
— обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации
— обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
— оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке
— оказания гуманитарной помощи
— оказания регулирующего воздействия на рынок.
Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит правительство Российской Федерации. Повседневная деятельность президента обеспечивается его Администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.
Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).
Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.
Законодательная власть в Российской Федерации
Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.
Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.
Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.
Исполнительная власть в Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.
Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Компетенции Правительства РФ
– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).
– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.
Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.
Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.
Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.
Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ
– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.
Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.
Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.
Структура судебной власти в РФ
• Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.
• Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.
• Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:
– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.
Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится
1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью