Management-study.ru

Студия менеджмента
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей

Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей

Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.

Законодательная база

Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

О чем нужно проинформировать шофера

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).

Правила пдд для водителя автобуса

п 22.1 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» или подкатегории «С1» в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D».

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

п 22.2 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

Читайте так же:
Кто является нетрудоспособным наследником

п 22.2(1) ПДД. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

п 22.3 ПДД. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

п 22.4 ПДД. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

п 22.5 ПДД. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

п 22.6 ПДД. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

п 22.7 ПДД. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

п 22.8 ПДД. Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

п 22.9 ПДД. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX <*>, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
———————————<*>
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Комментарий к Разделу 22 Правил дорожного движения РФ

22.1.

Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях предусматривает, что военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. После этого им выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Такое удостоверение действительно только на период воинской службы.

Читайте так же:
Как узнать ОКОНХ по ИНН онлайн

22.3.

Правила не уточняют расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля, но общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность ТС и в любом случае все пассажиры должны сидеть на оборудованных местах, так как дополнительная посадка людей на пол запрещается.

22.4.

Ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки, высадки, размещения пассажиров в кузове грузового автомобиля возлагается на водителя. Поэтому перед началом движения он должен лично провести инструктаж пассажиров, запретить стоять во время движения или садиться на борт и т.п. В процессе движения водитель по возможности должен контролировать поведение пассажиров в кузове.

22.5.

Когда в груженном ТС перевозится сопровождающее лицо (люди), груз должен быть надежно закреплен, чтобы его перемещение не создало опасности для пассажиров в кузове.

22.6.

1 января 2014 года введен новый правовой документ — Правила организованной перевозки детей автобусами. Перевозка групп детей должна выполняться, в соответствии с этими правилами, только на автобусах.

При остановке таких автобусов водители других ТС обязаны снизить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу.

22.7.

В автобусе водитель может сам управлять закрытием-открытием дверей. В кузове грузового автомобиля все зависит от самих пассажиров. Поэтому предварительно они должны быть ознакомлены с правилами посадки и высадки, так как эти действия до полной остановки ТС могут привести к получению травм.

22.8.

22.9.

Поскольку маленьких детей невозможно пристегнуть обычными ремнями безопасности, предусмотрены специальные детские кресла, которые значительно снижают риск получения серьезных телесных повреждений при ДТП.

Правила пдд для водителя автобуса

Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Водители, живущие в крупных городах, практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда во время движения по своей полосе справа, от остановки общественного транспорта, на дорогу начинает выруливать автобус или маршрутка.

К сожалению, многие водители до сих пор не знают, как нужно вести себя в этом случае. Сегодня мы разберем эту ситуацию с юридической точки зрения с тем, чтобы, прочитав эту статью, вы четко знали, кто должен уступить — автобус или автомобиль.

Автобус отъезжает от остановки — кто должен уступить?

Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.

Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.

Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу

Нужно ли уступать дорогу автобусу

Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП ?

Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.

Читайте так же:
Алгоритм начисления заработной платы

Хотите получить ценный совет автоюриста относительно конкретного ДТП? Задайте вопрос онлайн-консультанту нашего сайта, опишите свою ситуацию, оставьте контактные данные и дождитесь ответа

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос — нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах , где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Не уступил дорогу автобусу – какой штраф?

А теперь поговорим о мере ответственности, которая ждет водителя, не уступившего дорогу автобусу, троллейбусу или маршрутке, которая отъезжает от остановки.

Для ответа на этот вопрос обратимся к статье 12.17 КоАП РФ, которая гласит, что непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству влечет предупреждение или штраф 500 рублей.

Какое из двух указанных видов наказания применять к нарушителю – остается на усмотрение должностных лиц ГИБДД, которые уполномочены выносить постановления по данной категории дел.

Нужен профессиональный совет автоюриста по теме статьи? Задайте свой вопрос онлайн-консультанту нашего сайта и дождитесь ответа! Это бесплатно!

Особенности ПДД для водителей автобусов

Водители транспортных средств, перевозящих пассажиров, обязаны внимательно следить за соблюдением Правил дорожного движения. Их нарушение чревато попаданием в дорожно-транспортное происшествие и нанесением вреда не только водителю, но и пассажирам.

Нюансы работы водителей автобусов

Основные положения работы водителей пассажирских автобусов заключаются в следующем:

  • Повышенный риск привлечения к ответственности по статье 12.24 КоАП и статье 264 УК РФ ввиду того, что перевозятся большие группы людей;
  • Обязанность регулярно проходить предрейсовые, послерейсовые и периодические медицинские осмотры на основании части 3 статьи 23 ФЗ № 196 «О безопасности…»;
  • Режим труда и отдыха регламентируется Приказом Минтранса № 15 «Об утверждении…»;
  • Водители автобуса проходят профессиональный отбор и профобучение в порядке, установленном Приказом Минтранса № 59 «Об утверждении…».

Перечисленные нюансы обязательны к исполнению водителями автобусов.

ПДД для водителей автоубсов

Как определить вид транспорта и колонны?

В Правилах дорожного движения нет чёткого определения автобуса, но есть понятие маршрутного ТС – транспортного средства общего пользования, предназначенного для перевозки граждан по заранее установленному маршруту и с чётко определёнными местами для остановок.

Читайте так же:
Что должен знать кадастровый инженер

К категории маршрутных ТС относится не каждый автобус. В ПДД имеется отдельное понятие школьного автобуса – специального транспортного средства, принадлежащего ДОУ или общеобразовательной организации, соответствующего требованиям безопасности, предъявляемым законодательством РФ к транспортировке несовершеннолетних лиц.

Автобусы могут передвигаться в составе организованной колонны – группе из трёх или более транспортных средств, следующих друг за другом по одной полосе проезжей части, возглавляемой специальным ТС с нанесёнными на кузов цветографическими схемами и включёнными проблесковыми маячками.

Организованная транспортировка группы детей – отдельное понятие, подразумевающее перевозку детей в количестве свыше 8 человек без сопровождения родителей или законных представителей, осуществляемую одним или более транспортных средств.

Знаки движения автобусов

Водители автобусов должны придерживаться действия всех дорожных знаков, перечень которых приведён в Приложении 1 к ПДД. Лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предупреждающим знакам и знакам приоритета. Для водителей автобусов не предусмотрено никаких преференций.

Действие некоторых знаков не распространяется на автобусы, либо даёт определённые преимущества перед другими участниками дорожного движения.

На маршрутные транспортные средства (за исключением школьных автобусов или автобусов, движущихся в составе колонны) не распространяется действие следующих указателей:

  • «Въезд запрещён»;
  • «Движение запрещено»;
  • «Движение механических транспортных средств запрещено»;
  • 1 и 3.18.2;
  • «Разворот запрещён»;
  • «Остановка запрещена»;
  • 1-4.1.6 и прочих.

Знаки особых предписаний устанавливают определённые режимы движения в отношении автобусов:

  • 1 – выделенная полоса для маршрутных транспортных средств, по которой троллейбусы и автобусы движутся навстречу общему потоку;
  • 14 – попутная выделенная полоса для маршрутных транспортных средств;
  • Знак «Автобусная остановка» — место остановки автобуса или троллейбуса, может применяться вместе с разметкой 1.17.

Остальные знаки распространяются на всех участников дорожного движения, в том числе на водителей автобусов.

Правила заезда и выезда с остановки

Водитель автобуса должен заезжать на остановку с соблюдением определённых правил:

  • Снизить скорость;
  • Включение сигнала поворота;
  • Остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

С остановки водитель должен выезжать только после того, как убедится, что все пассажиры вышли или зашли в автобус. Перед началом выезда подаётся сигнал поворотником.

Водитель не должен начинать движение, пока не убедится, что другие водители уступают ему дорогу.

Приоритет водителя автобуса

В черте города у автобуса есть преимущество при выезде с остановки: водители обязаны уступать ему дорогу при начале движения от места, обозначенного знаком 5.16.

Граждане транспортируются в соответствии с рядом общих правил:

  • Перевозка осуществляется только водителем, у которого есть трудовой договор с организацией-перевозчиком, прошедшим предрейсовый медицинский осмотр и соответствующим профессиональным требованиям;
  • Обязательно наличие путевого листа;
  • У водителя при себе должны быть все документы;
  • Пассажиры, находящиеся в салоне, во время движения должны быть пристёгнуты ремнями безопасности, если таковые предусмотрены конструкцией автобуса;
  • Посадка и высадка должны проводиться только со стороны тротуара или обочины. Если таковое невозможно, то водитель должен убедиться, что пассажиры, выходящие из автобуса, не будут мешать другим ТС.

Водителю запрещено осуществлять перевозку:

  • Людей, находящихся снаружи автобуса;
  • Людей, количество которых превышает предусмотренное конструкцией транспортного средства.

Перевозка пассажиров регламентируется Постановлением Правительства № 112 «Об утверждении…». Данный нормативный акт содержит следующие положения:

  • Автобусные перевозки могут быть как регулярными, так и осуществляемыми по договору фрахтования;
  • Расписание перевозок должно размещаться на каждом остановочном павильоне;
  • Водитель должен уведомлять пассажиров об остановочных пунктах, остановка на которых осуществляется по требованию;
  • На правой стороне лобового стекла автобуса и на заднем окне должны размещаться указатели регулярного маршрута;
  • Водитель, обнаруживший в салоне забытые вещи, должен передать их должностному лицу автовокзала с составлением акта, а при обнаружении подозрительных предметов – вызвать специализированные службы по обезвреживанию.
Читайте так же:
Тюрьма для пожизненно заключенных

Перевозка детей в количестве 8 или более человек в отсутствие родителей или законных представителей регламентируется отдельным законодательным актом – Постановлением Правительства № 1177 «Об утверждении…».

Упомянутый нормативный акт содержит следующие положения:

  • Несовершеннолетних разрешается перевозить только на транспортных средствах не старше 10 лет, оснащённых тахографом и оборудованием системы ГЛОНАСС;
  • К перевозке несовершеннолетних допускаются водители, имеющие водительское удостоверении категории D, стаж вождения не менее 1 года, отсутствие административной ответственности в виде лишения прав или ареста;
  • Осуществлять организованную перевозку запрещено в период с 23 часов вечера до 6 часов утра. Исключение – случаи, когда перевозка осуществляется к аэропорту, ж/д вокзалу или от них;
  • В автобусе должен присутствовать медицинский работник, если осуществляется междугородняя перевозка, и общее время пути превышает 3 часа;
  • Перевозка детей должна проводиться с участием сопровождающих – взрослых граждан, обязанностью которых является обучение или воспитание детей;
  • Количество сопровождающих должно быть равно количеству дверей в автобусе;
  • При перевозке детей в составе организованной колонны, старший сопровождающий и медработник должны находиться в автобусе, замыкающем группу;
  • В автобусе должен находиться сухой паёк и питьевая вода в достаточном количестве, если перевозка детей будет длиться 3 часа или более;
  • Перевозить детей младше 7 лет запрещается, если транспортное средство будет находиться в пути более 4 часов.

Перечисленные требования должны соблюдаться водителями автобусов.

Нюансы ПДД для водителей автобусов

Что делать, если водитель автобуса нарушил ПДД?

Условия конкретной ситуации влияют на определение лица, ответственного за соблюдение водителем нормативных положений ПДД.

На водителя, нарушившего правила при осуществлении регулярных пассажирских перевозок, в первую очередь жалуются перевозчику – юридическому лицу или ИП, ответственного по договору перевозки пассажира. Информация о перевозчике размещается внутри транспортного средства. Дополнительно можно пожаловаться по телефону доверия территориального подразделения ГИБДД.

Нарушение водителем ПДД маловероятно, если он организованно перевозит несовершеннолетних, поскольку автобус в таком случае сопровождается экипажем ДПС.

При допущении нарушений свидетель может обратиться:

  • К фрахтовщику – перевозчику – или фрахтователю – образовательной организации;
  • К старшему сопровождающему.

При неоднократном нарушении водителем Правил дорожного движения жалоба направляется в орган, осуществляющий надзор в транспортной сфере – Минтранс. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней.

Что делать, если человека зажало дверью?

Водитель перед закрытием дверей и началом движения должен проверить и убедиться, что все пассажиры, намеренные войти или выйти из автобуса, сделали это. Несмотря на это, бывают случаи, когда человека зажимает дверью.

Водитель должен предпринять следующие действия:

  • Незамедлительно остановиться;
  • Выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию;
  • Открыть двери, зажавшие пассажира;
  • Вызвать ДПС и скорую медицинскую помощь;
  • Оказать пострадавшему первую помощь.

Пассажир должен выполнить следующие действия, если водитель открыл двери, зажавшие гражданина, но покинул место происшествия:

  • Вызвать скорую помощь, если нет возможности самостоятельно двигаться;
  • Записать или запомнить государственный регистрационный знак автобуса;
  • Получить медицинскую справку о количестве и характере повреждений;
  • Написать к компании-переводчику письменную претензию с требованием компенсации вреда;
  • Обратиться в суд, если на претензию не дали ответа. Работодатель водителя выступит ответчиком по гражданскому делу.

Ущерб будет возмещён страховой компанией, если автобус застрахован по ОСАГО.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector