Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положения о структурных подразделениях

Положения о структурных подразделениях

Структурные подразделения выделяют в установленном порядке как часть предприятия. Ни них возлагают самостоятельные функции, задачи и ответственность. Подразделения не обладают признаками юридического лица и не являются обособленными.

Критерий, по которому выделяют в отдельную структуру некоторую часть предприятия или работников, — наделение ее особыми задачами и функциями. За подразделением закрепляют особые полномочия, необходимые для решения поставленных задач.

Исходя из практики управления, эффективная организация работы и контроля возможна в том случае, если у одного руководителя в подчинении находится не больше 10 сотрудников. Таким образом, крупные подразделения желательно делить на более мелкие:

  • Отделы – на участки, сектора и отделения.
  • Цеха – на участки и сектора.
  • Управление – на службы и отделы.

Самая важная часть положений – упорядочение взаимосвязей между отдельными подразделениями, а также разграничение зон ответственности. Анализ круга вопросов взаимодействия показывает дублирующих друг друга связей. То есть, не вся поступающая в определенный отдел информация ему нужна. Разработка положений направлена на упорядочение этих информационных потоков, уменьшение времени их прохождения между руководителем и исполнителем, на повышение качества и скорости принятия решений.

Разработка

Разработка положения о структурном подразделении включает:

  1. Определение задач, решением которым будет заниматься вновь созданное структурное подразделение. Они должны быть реальными, то есть в принципе выполнимыми. Процесс комплектации подразделения сотрудниками происходит исходя из их возможностей решения поставленных задач. После этого принимается решение привлечь специалистов со стороны или справиться с задачами усилиями собственных подобранных сотрудников. На данном этапе планируется обучение персонала.
  2. Определение необходимых функций подразделения для решения поставленных задач.
  3. Группировка однотипных функций по отдельным направлениям, определение количества необходимого персонала (функции распределяются среди виртуальных работников и рассчитываются нормы времени на их выполнение, либо используют другие методы), анализ возможности контроля руководителем структурного подразделения за выполнением функций. В ходе анализа определяется степень необходимости создания более мелких структурных единиц внутри подразделения.
  4. Определение служебных взаимосвязей с другими подразделениями.

По окончанию данной работы, проект «Положения» отдают заинтересованным подразделениям (определяются на предыдущем этапе работы) на согласование. Далее анализируются собранные замечания и предложения. При необходимости собирается «согласительная комиссия», которая решает разногласия по содержанию.

После этого проект передают в юридический отдел, где проверяется его соответствие действующему законодательству. При положительном ответе, документ утверждается у руководителя.

В некоторых организациях (зачастую это государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения) разработка и утверждение Положений закреплено отдельным документом, а именно «Инструкцией о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях».

Можно использовать и другой метод. За основу берут «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Основные функции и задачи могут быть производными от обязанностей специалистов, руководителей, и наоборот. Но при этом функции и задачи в обязательном порядке уточняют и дополняют в соответствии с конкретной организацией.

К разработке Положений лучше всего применять неформальный подход. Типовые, штампованные формулировки приводят к тому, что сотрудники обращаются к таким документам только при приеме на работу в рамках ознакомления, то есть, в дальнейшем не опираются на него при работе.

Обязанности разработки Положений возлагаются на отдел организации и оплаты труда. Если же он отсутствует, то этим занимается юридический отдел или отдел кадров.

Содержание

В положении определяется: правовое положение и порядок создания подразделения; его структура и штатная численность; права и ответственность, задачи, функции, порядок взаимодействия с другими структурами организации.

Таким образом, Положение может включать следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Структуру и штатную численность.
  3. Функции.
  4. Задачи.
  5. Права.
  6. Ответственность.
  7. Взаимодействие.

Данная структура документа носит рекомендательный характер. На практике в Положении может быть как больше разделов (добавляют условия оплаты труда, имущество и средства и т.д.), так и меньше.

Положение о структурном подразделении «Учебный центр»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР»
П.С. Батищев
«01» декабря 2017 г.

Положение о структурном подразделении «Учебный центр»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение о структурном подразделении, осуществляющем учебно-производственную деятельность, (далее – положение) разработано на основании Устава ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» и в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Учебный центр (далее – УЦ) является структурным подразделением ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» и подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

1.3. Учебный центр создаётся и ликвидируется приказом генерального директора ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

1.4. Учебный центр возглавляет руководитель УЦ, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

1.5. На время длительного отсутствия руководителя УЦ (отпуск, болезнь, командировка и т.п.) руководство УЦ осуществляет заместитель руководителя УЦ в соответствии с приказом генерального директора ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

Читайте так же:
Как продлить парковку по смс Москва

1.6. Специалисты Учебного центра назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом генерального директора ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» по представле­нию руководителя УЦ.

1.7. Учебный центр осуществляет виды деятельности, закрепленные в уставе ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» и лицензии на осуществление образовательной деятельности, полученной с учетом специфики определенных видов деятельности в порядке, установленном действующим законодательством.

1.8. Настоящее Положение регулирует учебно-производственную и финансово-хозяйственную деятельности Учебного центра ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР», обеспечивающих подготовку обучающихся по профилю соответствующей образовательной программы.

1.9. Учебный центр в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ в области образования, настоящим Положением, Уставом и локальными актами ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

1.10. Учебный центр не имеет обособленного лицевого счета и печати.

1.11. Учебный центр не имеет обособленного имущества и пользуется в своей деятельности имуществом ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР».

1.12. В настоящее положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

2.1. Проведение дополнительного профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации отечественных специалистов в области кадастровых отношений, геодезии и картографии.

2.2. Учебно-методическое, нормативно-организационное и организационно-консультативное обеспечение и сопровождение учебного процесса и образовательной деятельности.

2.3. Сотрудничество с правовыми, учебными, научными и иными организациями РФ в целях изучения и использования опыта по организации дополнительного профессионального образования специалистов.

2.4. Разработка учебных планов и современных обучающих программ, методических материалов, лекций и учебных пособий.

2.5. Автоматизация управления учебным процессом и внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

2.6. Создание предпосылок для обучения и самореализации личностных способностей обучающихся.

2.7. Развитие инновационных форм и методов обучения.

2.8. Формирование среды, обеспечивающей развитие интеллектуального потенциала.

2.9. Подготовка справочных, отчетных и других документов о показателях деятельности УЦ в органы управления образованием, другие государственные и общественные структуры.

В соответствии с задачами Учебный центр ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» выполняет следующие функции:

3.1. Подготовка коммерческих предложений для участия в переговорах с контрагентом по организации обучения.

3.2. Участие в организации и проведении выставок, ярмарок, презентаций, конференций и семинаров по проблемам научно-технического и инновационного развития кадров.

3.3. Организация приема и обучения специалистов и контроль учебного процесса.

3.4. Совершенствование методов, приёмов и форм обучения слушателей.

3.5. Организация контроля качества преподавания и учебно-методического обеспечения.

3.6. Проведение обучения в соответствии с утвержденными образовательными программами и установленной для всех видов аудиторных занятий продолжительностью академического часа в 45 минут.

3.7. Организация мероприятий при проведении итоговой аттестации (проверки знаний).

3.8. Выдача документов об обучении.

3.9. Обеспечение защиты сведений и выполнение организационных мероприятий по обеспечению конфиденциальности информации, содержащей сведения, отнесенные в установленном порядке к коммерческой тайне или к информации ограниченного распространения.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1. В соответствии с функциями и задачами сотрудники УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» имеют право:

— в установленном порядке готовить предложения по структуре и штатному расписанию, по форме и размерам оплаты труда временно привлекаемых работников, осуществлять подбор кадров;

— формировать учебные программы и планы подготовки слушателей по всем направлениям дополнительного профессионального образования;

— повышать профессиональную квалификацию;

— запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию УЦ;

— создавать экспертные и рабочие группы по программам;

— проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке переговоры со сторонними организациями;

— использовать средства, выделяемые на финансирование, для закупки научно-технической и учебной литературы;

— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию УЦ, в виде новых образовательных программ и научных проектов.

4.2. В соответствии с функциями и задачами сотрудники УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» несут ответственность за:

— ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных положением и должностной инструкцией, в пределах, определённых Трудовым кодексом РФ;

— правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

— причинение материального ущерба в пределах, определённых действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

— разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной по службе и иным путем;

— техническую и пожарную безопасность, за чистоту и порядок в помещениях УЦ.

5. РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

5.1. Руководитель УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» обязан:

— осуществлять организацию, руководство и координацию деятельности УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР»;

— соблюдать соглашение о конфиденциальной информации и осуществлять контроль сохранности сотрудниками Учебного центра конфиденциальности служебной информации;

Читайте так же:
Академия подготовки владельцев гражданского оружия

— организовывать и контролировать ведение делопроизводства в соответствии с действующими инструкциями;

— по поручению руководства представлять УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» в вышестоящих и сторонних организациях по любым вопросам в рамках своей компетенции;

— разрабатывать и выполнять цели Учебного центра в области обучения на текущий год (ежегодно);

— устанавливать показатели, критерии и методы оценки результативности выполняемого образовательного процесса с ежегодным улучшением;

— обеспечивать соблюдение работниками Учебного центра правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5.2. Руководитель Учебного центра ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» имеет право:

— осуществлять руководство, организацию и координацию учебного процесса;

— выпускать распоряжения и давать указания относительно организации учебного процесса, обязательные как для слушателей, так и для сотрудников УЦ;

— запрашивать и получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для работы УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР»;

— вносить предложения руководству ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» о направлении сотрудников Учебного центра в командировки, на курсы повышения квалификации, семинары, выставки и т.д.;

— вносить предложения руководству ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» о поощрении сотрудников Учебного центра.

5.3. Руководитель Учебного центра несет персональную ответственность за:

— качество и своевременность выполнения функций Учебного центра;

— соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом;

— составление, утверждение и предоставление достоверной информации о работе УЦ;

— ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей подчиненными в пределах, определенных должностными обязанностями.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

6.1. Структуру и штатную численность УЦ ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» утверждает генеральный директор ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» исходя из условий и особенностей деятельности организации по представлению руководителя УЦ.

6.2. Положения о подразделениях Учебного центра (бюро, секторах, группах, лабораториях, пр.) утверждаются генеральным директором ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР», а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится руководителем УЦ.

6.3. Для выполнения функций и реализации прав Учебный центр взаимодействует с другими структурными единицами ООО «ПРОГРАММНЫЙ ЦЕНТР» в соответствии с Уставом и инструкциями.

Статьи

Положения о структурных подразделениях не являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации.

Требования к содержанию Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

В любом случае при разработке Положения исходите из того, что в нем должны быть указаны:

  • место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т. д.);
  • какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия);
  • структура подразделения;
  • непосредственный руководитель подразделения;
  • основные задачи подразделения;
  • функции, права, ответственность подразделения.

Для того чтобы избежать споров о компетенции и ответственности за выполнение тех или иных функций, тщательно продумывайте содержание Положения о структурных подразделениях и составляйте его как можно более подробным.

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

СТАНДАРТ РАЗРАБОТКИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, а также общие правила разработки, принятия и регистрации, внесения изменений и пересмотра Положений о структурных подразделениях Общества (далее — Положений о подразделениях, Положений).

Настоящий стандарт применяют все подразделения Общества.

2. Назначение и статус Положений о подразделениях

  • Положение о подразделении — внутренний организационный документ, разрабатываемый с целью организационно-правового закрепления за подразделением функций управления, рационального разграничения полномочий, установления прав, обязанностей и ответственности руководителя подразделения.
  • Положения о подразделениях являются составной частью документации Общества.
  • Положения о подразделениях являются основанием для разработки типовых и, при необходимости, персональных должностных инструкций сотрудников подразделений.
  • Положения о подразделениях разрабатывают в соответствии с действующими организационно-управленческими документами и настоящим стандартом.

Для подразделений, непосредственно подчиняющихся генеральному директору, Положения утверждаются приказом генерального директора. Для других подразделений Положения утверждаются директором, в компетенции которого в соответствии с утвержденной организационной структурой и распределением полномочий находятся данные подразделения

3. Общие требования к построению, содержанию и оформлению Положений о подразделениях.

3.1. Положения о подразделениях в общем случае включают следующие структурные элементы и разделы:

  • титульный лист;
  • наименование;
  • основное назначение;
  • нормативные основания деятельности;
  • структура подразделения;
  • функции подразделения и распределение ответственности;
  • взаимодействия;
  • материальное и информационное обеспечение;
  • обеспечение условий труда и безопасности персонала;
  • делопроизводство и конфиденциальность.

3.2. Состав и порядок расположения разделов Положения, наименования отдельных разделов могут быть изменены с учетом специфики подразделения.

3.3. В разделе «Основное назначение» указывают:

  • место подразделения в структуре предприятия (подразделение может быть как самостоятельным, так и входить в состав более крупного подразделения);
  • подчиненность подразделения (кому подчиняется подразделение — непосредственно генеральному директору или директору по направлению, начальнику управления, службы, отдела и т. д.);
  • целевое назначение (основные задачи) подразделения;
  • порядок создания и ликвидации подразделения (при необходимости).
Читайте так же:
Что значит свободная продажа квартиры

3.4. В разделе «Нормативные основания деятельности» приводят перечень внешних и внутренних нормативных документов, в соответствии с которыми разработано данное Положение, 3.5. В разделе «Структура подразделения» в соответствии со спецификой подразделения указывают:

  • структуру подразделения, порядок ее формирования и утверждения;
  • порядок назначения на должность, снятия и замещения руководителя подразделения (при необходимости указывают квалификационные требования к руководителю — образование, стаж, квалификационную категорию);
  • основные задачи руководителя подразделения;
  • наличие заместителей, их количество, порядок распределения между ними основных задач подразделения (должностных обязанностей);
  • порядок утверждения Положений о структурных единицах подразделения, утверждения должностных инструкций работников;
  • порядок формирования штата подразделения.

Структуру подразделения отражают:
текстовым способом — путем перечисления структурных единиц (подразделений либо групп работников, выполняющих работы по отдельным направлениям, либо отдельных работников) и описания взаимосвязей между ними;

  • графическим способом —- в виде схемы, на которой отражены структурные единицы подразделения, административные (сплошные линии) и, по возможности, функциональные (пунктирные линии) взаимосвязи между ними.

3.6. В разделе «Функции подразделения и распределение ответственности» отражают:

  • основные действия или виды работ, которые выполняет подразделение для решения поставленных перед ним основных задач;
  • распределение функций (обязанностей) и ответственности между работниками подразделения;
  • должностные обязанности, персональные права и ответственность руководите ля подразделения в соответствии с действующим законодательством (при необходимости).
  • Функции излагают в порядке значимости или очередности выполнения.
  • В Положениях о подразделениях, как правило, указывают, что ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями.

3.7. В разделе «Взаимодействия» описывают:

  • взаимодействие подразделения с другими подразделениями и должностными лицами на уровне материальных (работы, материальные ценности) и информационных (документы) потоков;
  • периодичность и сроки выполнения работ, предоставления информации, документов, материальных ценностей;
  • порядок разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

3.8. В разделе «Материальное и информационное обеспечение» описывают:

  • внутренние и внешние источники и порядок обеспечения подразделения оборудованием, мебелью, средствами оргтехники и др.;
  • организацию учета и сохранности материальных ценностей;
  • порядок обеспечения нормативными документами, литературой и другими информационными ресурсами.

3.9. В разделе «Делопроизводство и конфиденциальность» приводят номенклатуру дел, ведущихся в подразделении, и указывают должностное лицо, ответственное за делопроизводство. При большом объеме номенклатуру дел приводят в приложении. При необходимости в данном разделе устанавливают виды информации (документов) конфиденциального характера, а также правила обращения с указанной информацией.

3.10 В разделе «Обеспечение условий труда и безопасности персонала» приводят правила поддержания санитарно-гигиенического состояния закрепленных за подразделением помещений и обеспечения безопасности работ либо ссылки на нормативные документы, устанавливающие данные правила, а также указывают ответственных должностных лиц.

4. Разработка, утверждение, введение в действие и регистрация Положений о подразделениях

4.1. Разработку и согласование Положений о подразделениях структурные подразделения осуществляют самостоятельно. Разработку Положения выполняет, как правило, руководитель подразделения.

4.2. Исполнитель разрабатывает проект Положения о подразделении.

4.3. Проект Положения о подразделении согласовывают с вышестоящим руководителем и заинтересованными должностными лицами. Согласование может осуществляться, например, с:

  • руководителями подразделений, с которыми взаимодействует данное подразделение;
  • начальником управления кадров;
  • начальником юридической службы.

Конкретный состав согласующих подразделений и должностных лиц определяет руководитель подразделения,

4.4. Ознакомление сотрудников подразделения с утвержденным Положением организует руководитель подразделения.

5. Изменение, пересмотр и отмена Положений о подразделениях

5.1. Изменения в Положения о подразделениях вносят руководители подразделений в следующих случаях:

  • при плановом пересмотре Положения;
  • при реорганизации, переименовании подразделения и изменении его подчиненности, а также изменении штатного расписания;
  • при изменении нормативных оснований деятельности;
  • по инициативе руководства и сотрудников подразделения с целью улучшения деятельности.

5.2. Порядок согласования изменений к Положениям аналогичен порядку согласования Положений. Срок внесения изменений — один месяц.

5.3. При необходимости внесения большого количества изменений разрабатывают новую редакцию Положения.

5.4. Плановый пересмотр Положений осуществляют руководители подразделений не реже одного раза в пять лет.

5.5. Отмену действующего Положения о подразделении осуществляют при утверждении новой редакции или ликвидации данного подразделения. При необходимости вносят соответствующие изменения и дополнения в действующие организационно — управленческие документы Общества.

Лекция Положение методика разработки положений о структурных подразделениях

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.

Читайте так же:
Административное наказание за кражу в магазине

Начнем с того, что понимается под структурным подразделением и на какой тип подразделения разработаны приводимые ниже рекомендации.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.

Как следует из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003), разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься отдел организации и оплаты труда. Поскольку такое подразделение создается далеко не в каждой организации, то обычно эта работа поручается либо службе персонала, которая чаще всего является инициатором введения положений, либо кадровой службе (отделу кадров). К совместной работе может также подключаться юридический или правовой отдел.

В отдельных организациях принято, что каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение. Вряд ли такую практику можно назвать правильной, особенно, если компания не выработала единые правила и требования к этим локальным нормативным актам.

Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам).

Виды структурных подразделений

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);

2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.

На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;

3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;

4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.

Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;

6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.

Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).

Читайте так же:
Чем отличается дарственная от завещания на квартиру

Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.

Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц.

Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.

Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;

б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);

в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.

Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.

Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».

Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».

Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).

В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании — например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д.

В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил. Ранее государственные предприятия руководствовались официально утверждаемыми штатными нормативами численности структурных подразделений, Единой номенклатурой должностей служащих (постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443) и Номенклатурой должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций (постановление Госкомтруда СССР, Госкомстата СССР и Минфина СССР от 03.06.1988).

В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.). Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector