Почему раскольников мучается после преступления
Почему раскольников мучается после преступления
Автор: Раиса Фёдоровна | 02 Фев 2010
В одном из писем брату Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Занимаясь разгадкой тайны человека, Достоевский выступает против попытки объяснить характер человека, его мысли и чувства, его поступки через «среду». Для Достоевского невозможно объяснить преступление обстоятельствами, бедностью. Характер человека определяет его самосознание. Идея- зерно характера человека.
Герой романа «Преступление и наказание»- тоже человек с идеей, совершивший преступление.
Какое же преступление совершил Раскольников и в чем суть его? Излагая замысел романа, Достоевский писал так: «Молодой человек, живущий в крайней бедности, по легкомыслию и по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты: «Старуха глупа, глуха, больна, жадна… зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру».
Таким образом, мысль об убийстве вынашивалась Раскольниковым в то время, когда он был «задавлен бедностью», болезненно остро ощущая безвыходность и унизительность (ведь он кругом задолжался хозяйке) своего положения, мучился сознанием собственного бессилия облегчить свою судьбу и судьбу матери и сестры. Соне Раскольников говорит, что убил, «чтобы ограбить», «помочь матери»; «завладев старухиными деньгами, употребить их на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета». Однако тяжелые обстоятельства вовсе не являются единственной причиной преступления Раскольникова. Смысл его преступления не в том, чтобы разбогатеть и помочь бедной матери и сестре. Исповедуясь Соне, Раскольников со всей искренностью заявляет:
«Старушонка вздор, старуха, пожалуй, и ошибка… Я переступить поскорее хотел… узнать… и поскорее узнать… Тварь ли я дрожащая, или право имею».
Оказывается, Раскольников не простой убийца из бедности. Раскольников – мыслитель. Еще учась в университете, он написал статью. Суть её в том, что люди, по мнению Раскольникова, разделяются на два разряда: людей «обыкновенных» и «необыкновенных», вроде Наполеона, которым дозволено все: право убивать, перешагивать через кровь, не коробясь от совести.
Убийство старухи он замыслил как жизненную проверку на частном случае своей теории. Можно себе представить, сколько пролитой человеческой крови может оправдать эта теория. Кто же тогда Раскольников? Отрицательный герой? Вовсе нет. Он поистине отличается высокой человечностью, он болеет страданиями человечества. Это он в бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному бедному чахоточному студенту, это он во время пожара вытащил из огня двух маленьких детей, он отдает семье Сони последние двадцать рублей. Разве не о любви к людям говорит и символический сон об избитой мужиками до смерти тощей клячонки?
Получается как бы чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от Лужиных и Свидригайловых, но теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками. Ведь с их точки зрения, человеку тоже «всё дозволено».
Но почему же такой гуманный по природе человек, не принадлежащий к породе кровопроливцев, пытается уничтожить идею человечности. Дело в том, что эта теория пришла в результате мучительного осмысления окружавшей его действительности. Стремления Раскольникова глубоко человечны: ведь он хочет избавить людей от невыносимых страданий, он бунтует против несправедливости, но этот бунт носит индивидуалистический характер. Достоевский делает вывод, что теория Раскольникова, который пожелал «Наполеоном сделаться» и, став властелином судьбы, осчастливить «человеческий муравейник »,- эта теория могла возникнуть только в обществе, живущим по закону: «или всех грызи, или лежи в грязи».
Но жизнь по теории делать нельзя. И сама практика подтвердила несостоятельность теории Раскольникова. Но через какие этапы душевной борьбы прошёл Раскольников, прежде чем сам убедился в бесчеловечности, несостоятельности своей теории? С какой художественной убедительностью раскрывает Достоевский муки Раскольникова с того самого момента, когда он вышел делать «пробу» и до финала, когда разрушились остатки веры Раскольникова в его теорию. Итак, совершив убийство, Раскольников перевёл себя в тот разряд людей, к которому не принадлежат ни мать, ни Дуня, ни Соня. Он «как будто ножницами» отрезал себя от этих людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду людей, а, следовательно, он должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать их, ненавидеть. И почему уж, если хочешь окончательно проверить свою «избранность», не начать прямо с матери? Ведь «кто больше всех может посметь, тот и всех правее»,- таков итог, заключённый в его проклятой теории.
Душевное положение Раскольникова становится невыносимым ещё и потому, что, убив ростовщицу, чья жизнь значит «не более, как жизнь вши», Раскольников вынужден был убить смиренную, добрую Лизавету. Душевная борьба Раскольникова приводит его к какому-то тупику. С одной стороны, он верит в непогрешимость своей теории. И презирает себя за слабость. С другой стороны, он не может жить без дорогих для него людей. В этом весь ужас положения Раскольникова; человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.
И убийство Лизаветы – это следствие чего-то ужасного: преступна сама мысль Раскольникова, которая толкнула его на убийство, преступна его теория, которая с самого начала решает один вопрос – кому жить, кому не жить.
В финале романа Достоевский показывает, что герой его раз и навсегда разрушил веру в свою теорию, понял, что его теория может служить лишь оправданием беззакония и произвола. Но не сразу Раскольников пришёл к такому выводу. Даже явившись с повинной, он верит ещё в правоту своей теории, считал, что он слитком слаб, загубил идею, не надо было брать топор и кровавиться.
Лишь оказавшись в Сибири, среди каторжников, он окончательно разрушает веру в свою теорию. И сон Раскольникова, пусть несколько искаженно, но рисует нам картину будущего мира, если бы в нём восторжествовала его теория о разделении людей на два разряда. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных.
Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими… Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями… Все и всё погибало. Язва росла и продвигалась дальше и дальше…». Вот какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной, преступной может быть эта идея.
Автор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое, становится источником всё новых и новых злодеяний. Таким образом, жизнь по теории строить нельзя – всегда побеждает живой жизненный процесс, логика жизни.
Раскольников хотел иметь «свободу и власть, а главное – власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!» И эти власть он должен был получить освобождением себя от нравственного закона. Но нравственный закон оказался сильнее него, он так и остался на этой стороне. Ошибка Раскольникова была в том, что он искал логических доказательств нравственного закона и не понимал главного: он не требует доказательств, так как получает «верховную санкцию не извне, а из самого себя».
Тест с ответами: “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский
От вопиющей нищеты у главного героя рождается теория, которая призвана оправдать многие моральные аспекты жизни и спасти от бедности и других несчастий тех, кто нуждается. Суть рождённой героем теории в том, что люди от природы делятся на “великих”, тех, кто правит миром, создаёт историю; и на тех, кто просто “материал”, кто не способен на судьбоносные поступки, жизни таких людей ничего не стоят. Себя Раскольников причисляет к первой категории, он практически уверен, что является своеобразным “наполеоном”. Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни.
В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом.
Преступление
Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство.
Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.
Страдает ли герой из-за убийства старухи?
После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.
Детство Обломова в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме
Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.
Итог эксперимента
Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца.
Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.
Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.
Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше.
Почему раскольников мучает и терзает себя после современного преступления сочинение
И его теория рушится.
Узнав о судьбе Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.
- Потому, что убить человека — не комара прихлопнуть.
- Ведь он хотел принести людям, подобным себе «добро» — деньги! Но не получилось.
Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать.
Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить е в жизнь, за то, что он посчитал себя право имеющим на убийство.
«Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», — говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» является культовым и поднимает вечные вопросы, на которые каждый должен дать ответ сам себе.
Один из таких вопросов: почему Раскольников страдает, что приводит его к душевным мукам, и в чём состоит наказание?
Преступление Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности.
Сочинение: Раскольников после преступления (по роману «Преступление и наказание»)
(360 слов) Роман Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать идеологическим. Его главный герой создал теорию, которая заключается в разделении людей на два типа — обычные и «сверх личности».
Вторые имеют право совершать самосуд ради великих целей и руководить жизнью другого человека. Но чтобы проверить свою теорию, Родион решил сам испытать себя в роли «вершителя чужих судеб». После преступления начинается развенчание этой несправедливой и опасной теории.
Герой считал, что «необыкновенные люди» способны спокойно переступать через кровь. Однако сам Раскольников не прошёл это испытание.
Все пошло не по намеченному плану уже во время преступления. Герой случайно убивает беременную Лизавету вместе со старухой.
Такая неожиданная развязка совершенно выводит его из колеи. Родиона охватывал страх, «ему хотелось поскорее убежать».
Им овладела рассеянность, задумчивость, минутами он «забывал о главном». Раскольников не смог переступить через кровь без страданий.
Он переживает, мучается, находится словно в забытье. Во сне. Нервное состояние героя отражается не только в его мыслях, но и в поведении. Внутренний беспорядок совершенно не давал ему овладеть собой. В лихорадочном состоянии он приходит по повестке в контору. В диалоге с поручиком он кричит, резко отвечает на его слова.
Нервы Раскольникова на пределе: герой не может держать перо в руках, его терзают мысли о необходимости признания в содеянном преступлении. Наконец, он теряет сознание, приближаясь к выходу из конторы. Родион даже боится погони, страх полностью его охватил.
Рекомендуем прочесть: В какой металл выгоднее вкладывать
Несколько дней он провёл в беспамятстве. «Преступление и наказание» — психологический роман. Приемы изображения внутреннего мира часто появляются на страницах произведения.
Один из них — сон. После преступления Раскольникову снится, как Илья Петрович бьёт старуху. Он это принял как предупреждение — скоро его разоблачат.
«Страх, как лёд, обложил его душу», беспокойство полностью поглотило героя.
Его все больше начинает мучить мысль о признании. Следует отметить, что во сне он никак не пытался скрыться от полиции. Так, состояние Раскольникова после преступления указывает на то, что он не прошёл собственное же испытание.
Он не может отнести себя к «право имеющим», не может закрывать глаза на убийство человека. Его теория постепенно раскалывается, но осознание греха придёт к герою намного позже, на каторге.
Родион — не бездушный эгоист, он отзывчивый человек с живой душой, который помогает «униженным и оскорбленным». После преступления он по-настоящему мучается, совершенный поступок не позволяет ему прийти в себя. Многомудрый Литрекон просит своих читателей оперативно реагировать на найденные недочеты в комментариях к сочинению-рассуждению.
Автор: Анастасия Сметанова
Как и почему страдает и терзается раскольников после преступления
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину.
На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.
102273 человека просмотрели эту страницу.
Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
Почему Раскольников совершил преступление?
Он пытается противопоставить себя «обыкновенным» людям, которые не могут ничего изменить, считая, что имеет право быть подлинным двигателем истории. Сомневаясь в своем решении, он видит различные «знаки судьбы», которые еще больше приближают его к решению совершить убийство.
Он искренне считает, что преступление он совершает ради блага ближних и даже всего человечества, он видит в поступке именно ту силу, которой наделены «право имеющие».
Подслушав накануне пьяный разговор в трактире о том, что убийство Алены не было бы преступлением, если бы украденные деньги убийца раздал беднякам, Родион решает так и поступить, проверив тем самым причастность свою к категории необыкновенных людей.
Но тяжелая ноша совести оказывается не под силу Раскольникову.
Он мечется от одной мысли к другой, не справляется с осознанием того, что он совершил.
Размышляя, он приходит к выводу, что если бы он пошел на убийство из-за одного только голода, то ему было бы легче справиться с последствиями своего преступления.
Возможен ли для Раскольникова путь назад?
Итак, Раскольников страдает не потому, что совершил убийство, и даже не одно. Его страдание связано с тем, что «проба» показала, кто он есть на самом деле, а также непреодолимо отделила его от мира людей: «Разве я старуху убил? Я себя убил!»
Но это осознание и даже внешнее покаяние не изменило направление мыслей героя. Даже на каторге он не желает отступить от своей теории. Он думает, что просто у него, именно у него, не получилось. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
Но идея неподсудности героя ещё живёт в нём. Внутреннее покаяние в его душе ещё не произошло. В эпилоге романа Достоевский даёт надежду на «возвращение Раскольникова». Но это всего лишь надежда…
Еще по теме:
- Дорога ее элементы правила поведения на дороге Дорога и ее элементы 1.2.
Причины преступления Раскольникова
Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским 150 лет назад.
Главный герой романа – Родион Романович Раскольников проходит путь от студента, считающего себя «сверхчеловеком», до преступника, осознающего всю мелочность своего поступка. Так какова же главная причина преступления Раскольникова?
Родион Раскольников – главный персонаж романа.
Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.
Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором?
На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории.
Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».
Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.
Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях.
Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины. В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.
Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других.
Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.
Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.
Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра.
Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.
Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли. Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон».
Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление.
Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь. Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа. Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «».
В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него. Тест по произведению Самые популярные материалы августа для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета
Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ
Открытое Меню Категорий
Причина преступления Раскольникова
- Автор: Ф. М. Достоевский
- Произведение: Преступление и наказание
- Это сочинение списано 103 387 раз
Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна.
Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных черт: внешней привлекательностью, невероятно красивыми глазами, стройной фигурой, а также благородными поступками, бескорыстными и искренними. Для Родиона чужая боль видится намного ужаснее, чем своя собственная. Он, не задумываясь, бросается в огонь, спасая детей, отдает последнее отцу умершего приятеля. Будучи сам в стеснительном материальном положении, он решительно предлагает воспользоваться его деньгами родственникам погибшего Мармеладова, которого почти не знает. Герой презирает равнодушных к человеческим страданиям людей. Он, казалось бы, не может совершить ничего плохого. Искренне восторгаются его альтруизмом верный друг Разумихин и жертва общественного положения Соня Мармеладова. И даже информация о том, что Раскольников — убийца, не способна изменить их мнение о нем. Даже следователь Порфирий Петрович, изначально подозревающий героя в жестоком преступлении, не может скрыть своего уважения к этой личности.
Почему же человек с таким благородным сердцем и душей решается на убийство? Что ним движет? Какова причина преступления Раскольникова?
Писатель показывает нам, что герой приходит к убийству после сформировавшейся в его голове под влиянием картин социальной несправедливости и духовного тупика теории. Герой страдает от собственной нищеты, от нищеты окружающих, от униженности людей, находящихся в этом положении, из которого нет выхода. Эта антигуманная теория «крови по совести» зародилась в Раскольникове от условий его существования, а позже была проверена ним на процентщице.
Эта идея формировалась долго. Из романа мы узнаем, что некоторые положения теории были изложены студентом несколько ранее в одном из журналов. К активным действиям герой переходит после того, как жизнь сталкивает его сразу с несколькими примерами человеческой трагедии, произошедших за три дня.
Одной из них является случайное знакомство Раскольникова с горьким пьяницей Мармеладовым, с его исповедью о нищете и деградации. История о Соне, вынужденной поддерживать семью отца, продавая себя на улице, становится кульминационным моментом, поразившим Родиона до глубины души. Он тяжело переживает и не может смириться с таким положением вещей. В нем все бунтует против сложившихся обстоятельств. Человек рожден, чтобы переступать обстоятельства, бороться с ними, считает он.
Письмо матери о решении сестры Дуни выйти замуж на нелюбимого, чтобы помочь брату и матери, становится еще одним ударом судьбы. Как и Соня, Дуня намерена стать жертвой.
Последней каплей терпения можно назвать знакомство с Соней. После него Раскольников готов пойти на убийство процентщицы, которую, по его мнению, является воплощением жестокости окружающего мира.
Убийство Раскольников воспринимает как проверку своей теории. Как он пройдет испытание кровью? Тварь ли он дрожащая или право имеет? Человек он или вошь? Именно в этом причина преступления Раскольникова.
После совершенного герой страдает, анализируя свои чувства и ощущения. Согласно размышлениям, он так и не смог переступить через кровь и остаться невозмутимым, он не прошел испытание, которое сам же и придумал. Выходит, что он не может назвать себя «необыкновенным» человеком.
Писатель с невероятной психологической глубиной показывает трагедию человека, описывает его душевные муки всесторонне, во всей силе его безмерных страданий. Именно это дает основания сделать вывод, что наказанием для Раскольникова является не каторга, а муки совести. Это вызывает сочувствие к герою, старающегося найти выход из мира, полного зла и страданий, бедности и безвыходности для таких простых людей, каким является он сам.
Почему Раскольников совершил преступление? Причины преступления Раскольникова
Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне «разумного эгоизма». Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, «заботился» обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.
Смысл убийства ростовщицы
Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он – не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета – не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие – немногие – «необыкновенные» – являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.
Палач или жертва
Внутренние переживания и судьба Родиона Раскольникова отражают все острые конфликты русской жизни того времени. Они повлияли на мировосприятие персонажа, раздвоенное сознание, столкновение в его голове добра и зла.
Главный герой в начале романа предстает перед нами гордым и с ясными мыслями. Он переживает за жизнь людей вокруг него и чувствует несправедливость. Ф. М. Достоевский описывает бездушные унижения нищей прослойки общества, которые пробуждают в Раскольникове мысли о подлом устройстве мира. Он постоянно сталкивается с самодовольными и эгоистичными людьми и постепенно формирует в своем сознании решение этой проблемы.
Герой воспринимает себя «Наполеоном», однако пока только пытается убедиться в этой идее. И преступление, которое он совершает, — это попытка узнать, насколько просто ему удастся нарушить закон ради всеобщего блага и безнаказанно пролить кровь.
Совершенное героем, это следствие его великой задумки, которая появилась из-за обстоятельств жизни: нищеты, бессердечия людей, несправедливости. Раскольников сталкивается с безысходностью и отчаянием Мармеладова, трагической судьбой Сони, которой приходится заниматься проституцией, чтобы помочь семье, мучениями детей, которые растут в обществе отца-пьяницы и смертельно больной матери.
Став свидетелем всего этого ужаса, Раскольников пытается найти выход из жизненного тупика и приходит к своей великой задумке. Достоевский проводит главного героя от идеи к страстному желанию исполнить план, начертил ему путь. Но преступление Роскольникова разрывает его душу на части, и он не знает, где истина, а где бред.
Когда главный герой начинает бунтовать против закона и порядка, у него происходит отторжение веры в Бога. Объясняется это тем, что Родион считает, что это всего лишь предрассудки совести, и их можно легко отбросить. Раскольников уверен, что человек-«властелин» может переступить через любую нравственную преграду, потому что он не «тварь дрожащая».
Злодеяние как вызов обществу
Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя «обычным» людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается социальное неравенство. Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив – выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится «пассивным объектом». Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.
Отношение героя к жизни после злодеяния
Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль «необычных» людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, – способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.
Эксперимент над собой
Чтобы доказать себе, что он относится к категории «право имеющих», Раскольников решается на жестокий эксперимент. Он пытается противопоставить себя «обыкновенным» людям, которые не могут ничего изменить, считая, что имеет право быть подлинным двигателем истории. Сомневаясь в своем решении, он видит различные «знаки судьбы», которые еще больше приближают его к решению совершить убийство. Он искренне считает, что преступление он совершает ради блага ближних и даже всего человечества, он видит в поступке именно ту силу, которой наделены «право имеющие». Подслушав накануне пьяный разговор в трактире о том, что убийство Алены не было бы преступлением, если бы украденные деньги убийца раздал беднякам, Родион решает так и поступить, проверив тем самым причастность свою к категории необыкновенных людей.
Но тяжелая ноша совести оказывается не под силу Раскольникову. Он мечется от одной мысли к другой, не справляется с осознанием того, что он совершил. Размышляя, он приходит к выводу, что если бы он пошел на убийство из-за одного только голода, то ему было бы легче справиться с последствиями своего преступления.
Теория Раскольникова является главной причиной для решения совершить преступление, но плоды, которые приносит ему содеянное, далеки от тех, которые ждал герой. В спешке он не успевает забрать даже деньги, которыми хотел помочь родным и нуждающимся, а те драгоценности, которые он успел забрать – прячет под камнем. А муки, которые переживает герой после убийства, и являются его главным наказанием.
Данный текст поможет грамотно написать сочинение «Почему Раскольников совершил преступление», указав на основные причины убийства.
Причины преступления Раскольникова
Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего «такого». Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что «хотел сделаться Наполеоном», был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий «сильным мира» совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.
Преступление Раскольникова
Раскольников — студент, которому пришлось бросить учебу по причине недостатка средств. Сестра героя, Дуня, пытается помочь Родиону, устраивается на должность гувернантки к зажиточным помещикам и терпит от них постоянные унижения.
Главный повод для преступления кроется в тяжком материальном положении героя и его семьи. Признав, что старуха-процентщица ужасный человек и без нее мир станет лучше, он берет топор и приходит к ростовщице домой. Незадолго до этого происшествия Родион услышал беседу о том, что старуха ужасно обращается со своей сестрой, а завещание написала на церковный приход. Герой убеждается в правильности своего решения убить ростовщицу. Но ее сестра Лизавета неожиданно возвращается домой и почти уничтожает его задумку. Не понимающий, как лучше поступить, Раскольников убивает обеих.
Родион Раскольников — уникальный преступник, потому что совершает убийство старухи Алены Ивановны под воздействием своих философских рассуждений, которые исходят от осознания того, что не он один страдает от нищеты. И в этом герой ищет себе оправдание. Понимание такого факта способно побудить Родиона на поиск спасения от социальной несправедливости, бесправия и безысходности.
Автор изображает Родиона как очень всестороннего и глубокого персонажа, который делится своими мыслями по этому поводу еще до содеянного. Он написал материал «О преступлении» для местного издания, где рассказывает свою теорию, что люди делятся на два типа:
- Простой народ, неспособный ничего изменить, «расходный материал» на пути к великому замыслу.
- «Наполеоны», которым позволено буквально все, даже заставлять других людей унижаться.
После совершенного преступления Раскольников соотносил себя со вторым типом, потому что старуха-процентщица обогащалась за счет чужого горя, а значит избавление от нее — это прогресс на пути к цели. Так он объясняет причину свершенного им злодеяния. Однако Родион испытывает чувство вины за смерть ее сестры Лизаветы, потому что она совершенно ни в чем не провинилась, просто оказалась нежелательным свидетелем. В итоге Раскольников подвергает анализу свою теорию «сверхчеловека», а обстановка вокруг давит на психику героя и навевает неприятные мысли.
Преступление оборачивается для главного героя нравственными противоречиями, чувством вины и отдалением от семьи. Он признается в проступке только Соне Мармеладовой, которая старается поддержать его и восстанавливает в нем веру в людей и мир.