Management-study.ru

Студия менеджмента
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФГОС реестр

ФГОС реестр

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 каждое государственное учреждение образования обязано подготовить свою основную образовательную программу с учетом требований ФГОС, регионального компонента, профиля, обучения детей с ОВЗ и других особенностей.

Что такое ФГОС реестр

Вариантов примерных основных образовательных программ (далее – ПООП) существует множество. Как не ошибиться в выборе? Кто гарантирует качество выбранной за основу программы? Где с ПООП могут ознакомиться методисты, специалисты органов управления образования, родители, представители общественности? Открытость современной системы образования требует обязательно предоставить эту возможность.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.12, пункт 11) предусмотрено создание реестра ПООП http://fgosreestr.ru/ .

РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПРАВКА. ФГОС реестр – государственная информационная система Министерства образования и науки, в которой собран перечень примерных образовательных программ, сгруппированных по определенным категориям:

В базу данных программы вносятся только после прохождения нескольких, в том числе и общественных, экспертиз. Каждая из них утверждена координационным советом и приказом министерства. Все программы имеют свой паспорт и аннотацию, а текст можно скачать и просмотреть в форматах PDF и DOC (MS Word).

Это открытая база, каждый желающий может ознакомиться с любым документом без регистрации на сайте.

Как пользоваться реестром ФГОС

На сайте – удобная навигация.

В центре главной страницы выделены три рамки, в которых прописана категория:

  1. Примерные основные общеобразовательные программы.
  2. Основные образовательные программы для учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов.
  3. Архив.

В категории 1 представлены программы

  • дошкольного, начального, основного и среднего общего или профессионального образования;
  • для нетиповых образовательных организаций;
  • адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с нарушением слуха, слабовидящих, слепых, тяжелыми нарушениями речи или страдающих интеллектуальными нарушениями.

В категорию 2 включены примерные рабочие программы по предметам,

  • «Родной язык»;
  • «Второй иностранный язык»;
  • «Физическая культура»;
  • более десяти видов программ к коррекционным курсам и по отдельным учебным предметам, адаптированных для инклюзивного образования.

В 3 категории собирается архив.

Как найти и скачать нужный документ?

При клике на выбранную категорию открывается полный перечень включенных в нее документов. Справа от названия – ссылки для скачивания PDF и DOC (MS Word) и статус, когда и кем утверждено. В содержании файла PDF вы можете ознакомиться, по каким требованиями ФГОС велась разработка.

Кликнув на название, вы попадаете на страницу, где показано состояние ПООП в общественной экспертизе. Там также можно скачать полный текст.

ВНИМАНИЕ. Если вы знаете точное название документа или ключевые слова из его наименования, воспользуйтесь окном поиска в правом верхнем углу главной страницы.

Использование ФГОС реестра поможет вам в создании собственных оригинальных программ. Также вы можете предложить свою разработку для публикации в реестре, соблюдая установленный порядок .

Приложение ВСОКО — Чек-лист внутреннего аудита ООП СОО

Приложение ВСОКО - Чек-лист внутреннего аудита ООП СОО

Рабочие программы учебных предметов, курсов разработаны для всех предметов учебного плана.

3) программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

4) программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами

Организационный раздел ООП СОО

Учебный план СОО:

наличие учебного плана:

на весь период обучения по ООП,

на конкретный учебный год

Наличие пояснительной записки, отражающей особенности

формирования учебного плана

имеется/ не имеется

Максимальный объём недельной образовательной нагрузки обучающихся по учебному плану соответствует количеству часов указанных в СанПиН 2.4.2.2821-10

Читайте так же:
Как снизить кадастровую стоимость квартиры?

Разработан на конкретный учебный год с определением общего объема нагрузки и максимального объема аудиторной нагрузки на 1 год,

а также на неделю

на один или несколько различных профилей обучения: естественнонаучный,

гуманитарный,

социально-экономический, технологический, универсальный

Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей,

дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том

числе на углубленном уровне

В учебный план входят следующие учебные предметы из обязательных предметных областей:

Предметная область «Русский язык и литература, включающая учебные предметы:

«Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Родной язык и родная литература» включающая учебные предметы:

«Родной язык» «Родная литература«

Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:

«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни); «Второй

иностранный язык» (базовый и

Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:

«История» (базовый и углубленный уровни); «География» (базовый и углубленный уровни); «Экономика» (базовый и углубленный уровни); «Право» (базовый и углубленный уровни); «Обществознание» (базовый уровень);

«Россия в мире» (базовый уровень).

Предметная область» Математика

и информатика», включающая учебные предметы:

«Математика»» (базовый и углубленный уровни); «Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:

«Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый и углубленный уровни); «Биология» (базовый и углубленный уровни); «Естествознание» (базовый уровень).

Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:

«Физическая культура» (базовый уровень); «Экология» (базовый уровень);

«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).

В учебный план включен учебный предмет «Астрономия»

Учебный план профиля обучения содержит:

— 10 (11) учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО,

— в том числе общие для включения во все учебные планы учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)

10-11 классы обучаются по ФКГОС

Сентябрь, 2020 года

Наличие в учебном плане обязательной части и части,

формируемой участниками образовательных отношений

Обязательная часть ООП СОО в учебном плане составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, –

40% от общего объема ООП СОО

Наличие в учебном плане информации о формах проведения промежуточной аттестации

Наличие плана внеурочной деятельности, определяющего:

состав и структуру направлений, формы организации,

объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).

10-11 классы обучаются по ФКГОС

Сентябрь, 2020 года

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

10-11 классы обучаются по ФКГОС

Сентябрь, 2020 года

Программы курсов внеурочной деятельности содержат :

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий и видов деятельности,

3) тематическое планирование

10-11 классы обучаются по ФКГОС

Сентябрь, 2020 года

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

Читайте так же:
Трудовой договор с уборщицей (служебных помещений)

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций

Система условий реализации ООП СОО в соответствии с

требованиями ФГОС СОО должна содержать:

описание имеющихся условий:

Наличие в образовательной организации современных оценочных процедур для оценки достижений обучающихся:

механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.),

проектные, творческие исследовательские работы и др.,

иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы

Расписание основных учебных занятий:

Соответствие перечня и наименования учебных предметов, стоящих в расписании, утвержденному учебному плану образовательной организации

Соответствие количества учебных часов по учебным предметам расписания учебных занятий учебному плану

Соответствие максимальной недельной учебной нагрузки обучающихся согласно расписанию уроков максимальной учебной нагрузки, предусмотренной учебным планом ООП

Расписание дополнительных занятий:

Соответствие недельной учебной нагрузки обучающихся по реализации основных и дополнительных образовательных программ согласно расписанию уроков максимальной учебной нагрузки, предусмотренной учебным планом образовательной организации

Между началом дополнительных занятий и последним уроком в расписании занятий предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут

Организация профильного обучения

Выбор профиля образовательной организацией

Обоснованность выбора профиля в образовательной организации (на основе социального образовательного запроса, с учетом регионального рынка труда и т.д.)

В образовательной организации ведутся курсы, нацеленные на сдачу ЕГЭ по предметам профильного уровня

Обоснованность выбора обучающимися предметов по выбору при прохождении государственной итоговой аттестации

При реализации ООП используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение

ООП реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации

При реализации ООП образовательной организацией посредством сетевых форм ее реализации соблюдаются все требования законодательства об образовании

Что проверить в учебном плане на 2021/22 учебный год

Корректируйте учебный план ежегодно по каждому уровню общего образования в начале календарного, учебного года и по необходимости, чтобы учесть запросы родителей и выполнить требования законодательства. Читайте, что проверить в структуре и содержании учебного плана по ФГОС общего образования.

Что проверить в структуре учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов именно столько часов и лет обучения. Учтите, что в учебном плане надо указать только урочные занятия. Не включайте в него мероприятия внеурочной деятельности из основной или формируемой части ООП. Изложите их отдельно – в плане внеурочной деятельности. Часы на эти занятия в учебный план включать не надо. Убедитесь, что в пояснительной записке сделали об этом пометку.

Читайте так же:
Документы для прописки в частный дом: перечень документов, сколько человек можно прописать

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили:

  • время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю;
  • предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений;
  • максимальную аудиторную нагрузку.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

Соотношение частей ООП на разных уровнях образования

соотношение частей

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

ПРИМЕРЫ:

Проверьте, чтобы формы промежуточной аттестации в учебном плане соответствовали локальным актам школы о контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и разделу ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов».

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Что проверить в содержании учебного плана

ФГОС общего образования устанавливают требования к содержанию учебного плана ООП каждого уровня. Проверьте, чтобы учебный план определял состав и объем учебных предметов, курсов, их распределение по классам (годам) обучения, общий и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Перечень предметов

ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Подробности смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

Обязательная предметная область

Учебный предмет

Начальное общее образование

Русский язык и литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы мировых религиозных культур

Искусство

Технология

Физическая культура

Основное общее образование

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Иностранные языки

Второй иностранный язык

Общественно-научные предметы

Математика и информатика

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области

можно организовать,если включить отдельные тематические

блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам

общественно-научного цикла – истории,

Естественнонаучные предметы

Искусство

Технология

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

В обязательной части учебного плана среднего общего образования укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Читайте так же:
Что считается жилым домом по закону

Осенью 2022 года вступят в силу новые образовательные стандарты

alt=»Новые стандарты сделают груз знаний для школьников полегче и смогут плотнее увязать между собой теоретические знания и практические навыки. Фото: РИА Новости www.ria.ru» /> Новые стандарты сделают груз знаний для школьников полегче и смогут плотнее увязать между собой теоретические знания и практические навыки. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Скажем сразу: для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы.

Их ждали давно: по сути, приказы минпросвещения должны были выйти еще год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянула пандемия — и работа встала.

Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? Разложим все по полочкам.

Практический курс

В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.

— Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил "РГ" ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали "владеть основами математических знаний". И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.

Час speak

"Российская газета" уже писала о том, что родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах — обязательная часть программы. Обычно это два урока в неделю. По данным опроса на сайте "РГ", качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. Похоже, родительский "стон" услышан. В новых образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей. и при наличии в организации необходимых условий", — эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?

— Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, — пояснили "РГ" в министерстве просвещения.

Так что родители могут заявить директору школы: "Уберите из расписания второй иностранный язык". И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.

Финансист с пеленок

С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?

Фото: iStock

Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят.

— Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве. — Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы.

Читайте так же:
Договор найма жилого помещения - образец 2022 года

В "началке" эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов "Окружающий мир" и "Математика". Узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние.

В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: "Обществознание", "Информатика", "География" и другие.

— Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ:

— В новых документах нет разделения по годам обучения. Только требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-й классы в разрезе всех изучаемых предметов. Но есть одно "но". Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучить наизусть. Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений. Теперь это вполне "подъемная" цифра — 3-4 стихотворения. Вместе с тем, если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.

Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике — там упор сделан на решение задач, больше — в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.

Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики "Эврика":

— Утвержденные документы — это все же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, то есть дополнение к действующим стандартам. Думаю, что серьезного влияния на образование это иметь не будет, хотя декларации там довольно современные. Вообще, на мой взгляд, сам принцип ФГОСов как регулятора исключительно учебного материала устарел. Стандарты нужно принципиально "пересобрать", включив в них прежде всего финансово-организационные механизмы, упорядочив и нормировав источники финансирования, ликвидировать финансовое неравенство школ в разных регионах и заложить принципы оплаты труда, самостоятельности школ, принципы аттестации учителей. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.

Павел Северинец, директор московской школы N 1679:

— Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения. До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector