Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности
Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности
В октябре 2010 г. я получила письмо от руководителя детской общественной организации Санкт-Петербурга «Тинэйджер +» Галины Васильевны Гончаровой. Названная организация объединяет школьников Московского района нашего города в возрасте 13-19 лет и занимается разработкой и проведением различных социальных мероприятий, таких, например, как акции памяти, добра и милосердия.
Галина Васильевна пригласила меня на встречу в Интернет-клуб для пожилых граждан, который функционирует в помещении Центра социальной защиты «Альтернатива». Руководитель Центра – Леонарда Николаевна Пчелина по специальности радиоинженер, работает в Центре с 1991 г. Первоначально организация называлась Центр социальной защиты женщин «Альтернатива» и занималась оказанием гуманитарной помощи многодетным и одиноким матерям, малообеспеченным семьям, инвалидам и пожилым людям, поддерживая их и помогая выживать в те трудные годы. В настоящее время в Центре, расположенном на пр. Юрия Гагарина – 25, кипит жизнь, наполняя время и пространство энтузиазмом, энергией и теплотой человеческих взаимоотношений. Стены помещения увешаны работами участников этого клуба: вышивками, рисунками, поделками из природных материалов. Здесь проводятся творческие встречи с поэтами и музыкантами, организуются праздничные мероприятия. Большую помощь в реализации праздников и различных встреч оказывают учащиеся музыкальных школ Московского района, студенты Консерватории и Педагогического университета им. А. И. Герцена.
В 2007 г. в Центре был открыт Интернет-клуб для пожилых граждан. Одним из значимых социальных проектов является проект «Добростар», направленный на адаптацию людей старшего возраста в информационной среде. Руководитель проекта – Сергей Скороходов – студент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП). Здесь пожилые люди с помощью молодых волонтёров получают навыки пользования компьютером. Двухмесячные курсы обучения основам компьютерной грамотности проводятся бесплатно. Ежедневно, кроме выходных, желающие могут пользоваться компьютерами и Интернетом. Компьютерные курсы объясняют принцип работы с современной техникой, показывают удобные инструменты для ведения переписки, для сохранения фотографий и просмотра фильмов. Пожилые люди не очень быстро усваивают материал, медленно запоминают. Поэтому добровольцы-преподаватели должны уметь учитывать это, быть терпеливыми и внимательными.
Целью проекта является не только обучение пенсионеров компьютерной грамотности, но и налаживание взаимоотношений между молодым поколением и поколением бабушек и дедушек путём совместной технической деятельности. А, как известно, совместные занятия чем-либо всегда объединяют людей.
Пожилые люди, особенно одинокие, очень нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни.
В этом интернет-клубе я познакомилась с юными и взрослыми его «воспитанниками», увидела с каким энтузиазмом женщины и мужчины пенсионного возраста осваивают новое незнакомое им дело, добиваясь значительных успехов.
Время, проводимое в клубе, не ограничивается чисто формальным обучением. Компьютерные уроки часто заканчиваются чаепитием у самовара.
А бабушки настолько привыкают к своим внучатым учителям, что приносят испечённые дома пирожки, чтобы подкормить своих любимцев.
Фото можно увеличить щелчком мыши
В тот день, когда я посетила Центр социальной защиты «Альтернатива», на встречу приехали также Председатель правления Межрегиональной общественной организации «Информация для всех» Алексей Александрович Демидов и Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Айгистов Александр Анатольевич, который как раз прибыл в Санкт-Петербург из Москвы в командировку по своим делам. Они рассказали участникам «чайного стола» о перспективах развития информационного общества в России.
Можно с уверенностью сказать, что после окончания курсов обучения основам компьютерной грамотности пожилые люди не будут чувствовать себя одинокими, забытыми и отсталыми от современной жизни. Виртуальное общение в дальнейшем украсит и обогатит их жизнь. Кроме того, изменится в лучшую сторону их отношение к современной молодёжи, как, соответственно, меняется в процессе общения отношение молодых студентов-волонтёров к поколению пожилых людей.
Опыт реализации программы обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов
Опыт реализации программы обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов. Савина Анастасия Александровна, специалист по социальной работе ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» организационно – методического отделения, ст-ца Старощербиновская Щербиновского района Краснодарского края
Сегодня нет надобности рассуждать о необходимости информационных компьютерных технологий для старшего поколения. Это интеллектуальное и личностное развитие, возможность для творчества и, конечно же, общение. Для многих граждан пенсионного возраста это единственное «окно в мир». Компьютерная грамотность является необходимым фактором для полноценной жизни современного человека в годах.
На базе ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» с 2011 года ведет свою работу компьютерный класс для граждан пожилого возраста и инвалидов. Специалистами по социальной работе организационно – методического отделения Учреждения разработана программа «Повышение компьютерной грамотности».
Курс обучения пенсионеров и инвалидов представляет собой адаптированную программу занятий для людей старшего поколения, разработанную с учётом их возрастных психологических и физических особенностей, а также социально-правовых потребностей.
Цель программы — обучение лиц старшего возраста и инвалидов компьютерной грамотности для преодоления проблемы включения их в информационную среду. Формирование практических навыков работы на современном персональном компьютере, а также развитие интереса пользователей старшего возраста и инвалидов к Интернет-ресурсам как к важному источнику получения информации и средству коммуникации.
Несмотря на то, что занятия групповые, к каждому «особому ученику» нужен свой подход. Программа рассчитана не только на пенсионеров, которые начинают обучение с нуля, но и для тех, кто уже является уверенным пользователем персональным компьютером.
Программа включает в себя два курса: основной (для начинающих пользователей) и усиленный (для продвинутых пользователей).
Перед усиленным курсом стоят задачи:
- формирование первичных навыков работы с персональным компьютером;
- обучение основам работы в программе Microsoft Word, PowerPoint;
- обеспечение необходимым уровнем практических умений работы на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни.
Задачами усиленного курса являются:
- обучение слушателей эффективной и безопасной работе в глобальной сети Интернет;
- изучение процесса получения электронных услуг через Интернет;
- расширение возможности общения посредствам Интернета;
Структура программы включает в себя учебно-тематический план (приложение 1), содержание занятий (лекции), где обозначены ключевые понятия и практическое закрепление материала. Теоретические занятия чередуются с практическими. Занятия проводятся в группах до пяти человек, по схеме: изучение нового материала (при необходимости с мультимедийным сопровождением), его анализ (обсуждение) и закрепление с помощью выполнения практических заданий. Продолжительность занятий 1,5 часа 2 раза в неделю.
Дополнительно к основному и усиленному курсам осуществляется индивидуальное консультирование обучающихся по возникшим вопросам для закрепления пройденного материала.
Перед зачислением на курсы гражданам пожилого возраста и инвалидам предлагается пройти анкетирование (приложение 2) с целью определения курса обучения. Также обучившиеся проходят и итоговое анкетирование, которое позволяет оценить уровень освоения пройденного материала (приложение 3).
Так в 2019 году курсы компьютерной грамотности в учреждении прошли 60 человек, из 39 человек (65%) оценивающих свой уровень компьютерной грамотности как средний и 21 человек (35%) как низкий, по результатам итогового анкетирования 100% опрошенных определили свой уровень подготовки как высокий.
Диаграмма 1. Анализ уровня компьютерной грамотности
Прохождение курса обучения позволило улучшить качество жизни пожилых граждан и инвалидов, в том числе поспособствовало продлению трудовой деятельности, повышению активности лиц пожилого возраста.
Наиболее востребованными темами обучения — это освоение сети Интернет: работа с электронной почтой, регистрация в социальных сетях, проведение онлайн платежей, видео общение, работа в портале Госуслуги.
Освоив данные направления, пенсионеры получили возможность общаться в сети с родственниками и знакомыми проживающими вдали от них, оплачивать коммунальные платежи, не выходя из дома. Смогли решать насущные проблемы и вопросы намного быстрее и качественнее благодаря порталу государственных услуг.
По признанию самих пенсионеров, обучение на курсах, позволило им не только получить конкретные знания, расширить кругозор, но и приобрести новых друзей с общими интересами.
Результат проводимой работы показывает, что потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в обучении компьютерной грамотности велика, люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане проявляют желание учиться, стремление повысить свой образовательный уровень, быть активными участниками общественной жизни.
Учебно–тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Основной курс. Для начинающих пользователей | 42 | 22,5 | 19,5 | |
1 | Знакомство с компьютером | 1,5 | 1,5 | |
2 | Операционная система Windows | 1,5 | 1 | 0,5 |
3 | Настройки экрана, оформление и персонализация Windows | 1,5 | 1 | 0,5 |
4 | Стандартные программы Windows. Средство просмотра изображение. Проигрыватель Windows Media | 3 | 1,5 | 1,5 |
5 | Принцип работы и устройство usb – флешки | 3 | 1,5 | 1,5 |
6 | Основы работы в Microsoft Word | 3 | 1,5 | 1,5 |
7 | Основы работы с документами в Microsoft Word | 3 | 1,5 | 1,5 |
8 | Ввод и редактирование текста | 3 | 1,5 | 1,5 |
9 | Форматирование документа | 3 | 1,5 | 1,5 |
10 | Таблицы | 3 | 1,5 | 1,5 |
11 | Работа с графикой | 3 | 1,5 | 1,5 |
12 | Особенности работы с большими документами | 3 | 1,5 | 1,5 |
13 | Работа с гиперссылками | 1,5 | 1 | 0,5 |
14 | Печать документов | 3 | 1,5 | 1,5 |
15 | Возможности программы PowerPoint | 6 | 3 | 3 |
Усиленный курс. Для продвинутых пользователей | 21 | 10,5 | 10,5 | |
1 | Глобальная сеть интернет | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Электронная почта | 3 | 1,5 | 1,5 |
3 | Видеообщения в сети Интернет. Возможности программы Cкайп (Skypе) | 3 | 1,5 | 1,5 |
4 | Сбербанк онлайн | 3 | 1,5 | 1,5 |
5 | Портал государственных услуг GOSUSLUGI.RU | 3 | 1,5 | 1,5 |
6 | Социальные сети, Одноклассники | 3 | 1,5 | 1,5 |
7 | Социальные сети, ВКонтакте | 3 | 1,5 | 1,5 |
Анкета
для граждан пожилого возраста и инвалидов, желающих пройти
курсы повышения компьютерной грамотности
Уважаемые участники анкетирования!
Предлагаем принять участие в анкетировании, которое поможет нам определить для Вас курс обучения.
В библиотеках Владивостока пенсионеров бесплатно обучают работе на компьютере
Реализация проекта в городе Владивостоке является реальной поддержкой в формировании у жителей города навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями и открывает новые, более широкие социальные возможности для горожан. Владение навыками работы на компьютере, выхода в Интернет дает возможность широким слоям населения, в т.ч. пенсионерам, инвалидам, пользоваться государственными услугами в электронном виде. Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности в рамках проекта осуществляется на бесплатной основе.
На постоянной основе в ряде библиотек проводится индивидуальное обучение пенсионеров. Но периодически в библиотеках в каждом районе города организуется обучение в группе (до 10 человек).
На этой неделе завершились очередные курсы компьютерной грамотности для пенсионеров в библиотеке им. Н.Н. Муравьева-Амурского. Были полностью набраны 2 группы (по 10 человек). Курс состоял из 10 занятий. На первых занятиях самым главным было научить их не бояться компьютера.
В ходе обучения пенсионеры приобрели базовые навыки работы с компьютером. Изучили принципы работы с поисковыми системами, научились пользоваться электронной почтой. Ученики не стеснялись задавать интересующие их вопросы, и благодаря этому они научились пользоваться онлайн картами, а также рассмотрели онлайн покупку авиабилетов. Также на занятиях научились находить своих друзей и родственников в социальных сетях. Одна из самых сложных тем для пенсионеров — это изучение портала госуслуг, но благодаря курсам компьютерной грамотности они овладели навыками для работы с данным порталом и вполне уверенно могут им пользоваться. Также изучили работу программы Skype и еще много других менее глобальных вопросов.
В результате обучения не осталось недовольных учеников, мы рассмотрели все вопросы, которые они задавали, некоторые ученики, как например Антонина Николаевна Дядюк, не отказались бы повторить обучение «для закрепления материала и возможности задать еще больше вопросов и возможности узнать что-то новое». Не всем конечно обучение давалось легко. Как говорил Валерий Николаевич Кокарев: «В университете мне было проще понять сопромат, чем сейчас этот компьютер», однако в конце занятий он остался очень доволен своим прогрессом в работе с ним.
В итоге для всех учеников курсы не прошли зря – у всех учеников наблюдался огромный прогресс в обучении, они получили навыки работы с компьютером, и в будущем смогут самостоятельно продолжить обучение и углубляться в более сложные темы.
В ближайшие дни начнется обучение в трёх группах в центральной библиотеке им. А.П. Чехова.
Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности осуществляется в библиотеках ВЦБС на бесплатной основе. Всего в течение года обучается около 300 человек.
Обучение организовано по предварительной записи с соблюдением очередности. По вопросам обучения компьютерной грамотности обращаться:
"Основы компьютерной грамотности +55"
Особенно трудно адаптироваться к новым условиям такой возрастной группе, как пожилые люди. Но включение пожилых людей в информационную среду важно как для них самих, так и для общества.
Проект направлен на адаптацию пожилых людей в информационной среде и использование интерактивных сервисов и онлайн-площадок для реализации лицами старшего возраста своих интересов. Занятия в рамках проекта будут состоять из теоретического и практического блоков. В результате проведения обучающих мероприятий пенсионеры познакомятся с устройством компьютера, основными программами, Интернетом, электронной почтой, сайтом государственных услуг, сайтами учреждений здравоохранения, дистанционной оплатой услуг ЖКХ, возможностями Сбербанка Онлайн и др., что будет способствовать их персональному развитию, сохранению активной жизненной позиции, снизит уровень социального дискомфорта в данной возрастной категории. Также, в какой-то степени проект обеспечит культурно-досуговую деятельность пенсионеров.
Цели проекта:
Цель проекта — Обучение основам компьютерной грамотности и навыкам работы с он-лайн сервисами людей старшего поколения.
Задачи проекта:
Задачи проекта: — Набор группы обучающихся; — Подготовка методических разработок для курса; — Оснащение кабинета необходимым оборудованием и оргтехникой для открытия компьютерного класса; — Проведение 2 месячного обучения.
Как будет реализован проект:
После освещения о начале реализации проекта в средствах массовой информации, а также на интернет площадках прихода, будут сформированы 2 группы из 14 обучающихся и волонтеров проекта. Для полноценной реализации проекта будут разработаны специальные методические пособия с описанием основных тем, рассматриваемых на занятиях. Каждое занятие по обучению компьютерной грамотности состоит из двух частей: лекций и практической части, которая помогает закрепить полученный теоретический материал. Обучение проводит педагог, директор воскресной школы Прихода Серафима Саровского Гордеева Елена Геннадьевна, которая имеет опыт обучения компьютерной грамотности, а также знает все сложности обучения пожилых людей. Воскресная школа имеет 2 стационарных компьютера, оснащенных необходимым программным обеспечением.
Мероприятия проекта:
Мероприятие №1 Покупка оборудования и оснащение всеми необходимыми техническими средствами аудитории.
Мероприятие №2 Подготовка и издание методичек с описанием основных тем, рассматриваемых на занятиях.
Мероприятие №3 Проведение 16 занятий в период реализации проекта. Продолжительность одного занятия — 2 академических часа. Работа в группах по 7 (семь) человек.
Результаты, которые планируется достигнуть в рамках проекта:
Качественные результаты: проект Основы компьютерной грамотности +55 призван обеспечить достойный уровень и качество жизни благополучателей, сохранение и улучшение здоровья, повышение продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения. Кроме того, проект будет способствовать защите прав и интересов пожилых людей, повышению благосостояния и социального благополучия, созданию условий для активного участия в жизни общества за счет обеспечения доступа к информационным ресурсам. Количественные результаты: Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта — 14 человек; Количество часов занятий — 32 часа.
Партнеры, при участии которых будет реализовываться проект, и формы партнерства:
Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) окажет Информационную поддержку деятельности проекта. Татарстанское региональное отделение Межрегиональной молодежной нравственно-просветительской общественной организации Православная молодежь окажет Консультационную поддержку, а также предоставит добровольцев для реализации проекта.
Бюджет проекта:
Статья 1. Фонд оплаты труда (включая начисления на ФОТ): Педагог по компьютерной грамоте будет работать на основании договора оказания услуг (выполнение работ).Общая сумма за договор — 10000 рублей из расчета 5000 в месяц.Страховые взносы с выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам по ставке — 27,1 % — 2710
Статья 2. Оборудование: Комплект клавиатура+мышь Logitech Wireless Combo MK220 Black (920-003169). Стоимость одного комплекта — 1 300 р., для 5 штук необходимо 6500 рублей.МФУ лазерный HP LaserJet Pro M426fdn RU, серый. Необходимо — 1 шт. Стоимость — 27500 рублей.USB-флешка SanDisk Cruzer Glide 32Gb (SDCZ600-032G-G35). Стоимость одной — 900 рублей, для 5 штук необходимо 4500 рублей.Монитор LG 25UM58-P 25", черный. Стоимость одного — 11460 рублей, для 5 штук необходимо — 57300 рублей.Компьютер DELL Vostro 3670, черный. Стоимость одного — 30000 рублей, для 5 штук необходимо — 150000 рублей.
Статья 4. Расходные материалы, канцелярские принадлежности: Бумага СНЕГУРОЧКА А4, 80 г/м, 500 л. Стоимость 1 штуки 210 рублей. 5 штук- 1050
Статья 5. Типографские расходы: В рамках проекта необходимо подготовить и издать 1000 методичек с описанием основных тем, рассматриваемых на занятиях для распростронения среди студентов проекта, а также раздаче методичек всем прихожанам храма пенсионного возраста волонтерами проекта.