Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расходы на списание медикаментов с истекшим сроком годности подтверждаем документально

Расходы на списание медикаментов с истекшим сроком годности подтверждаем документально

Расходы на списание медикаментов с истекшим сроком годности подтверждаем документально

Обществом – оптовым торговцем лекарственных средств заключен договор с компанией на утилизацию лекарственных средств с истекшим сроком годности. Вправе ли ООО учесть в налоговых расходах стоимость препаратов, а также услуг по их уничтожению? Какими документами подтвердить указанные расходы?

Медикаменты с истекшим сроком годности = недоброкачественные лекарственные средства.

На законодательном уровне (см. Закон № 61‑ФЗ[1] и Правила уничтожения ЛС[2]) установлена обязанность по ликвидации лишь недоброкачественных, фальсифицированных и контрафакт­ных лекарственных средств, что в свое время внесло некоторую не­ определенность относительно обозначенного вопроса. Главное налоговое ведомство страны в Письме от 16.06.2011 № ЕД‑4‑3/9486 подчеркнуло: из определения понятий «недоброкачественные ле­карственные средства» (п. 38 ст. 4), «фармакопейная статья», «нор­мативная документация», «нормативный документ» (п. 19 – 21 ст. 4) не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недобро­качественным.
Сроком годности в силу ст. 472 ГК РФ является установленный законом или в установленном им порядке срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется:

– датой, до наступления которой товар пригоден к использованию;
– периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию.

То есть анализ норм действующего законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить действия владельца лекарственных средств по работе с «просроченными» медкаментами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств. В связи с этим ФНС попросила разъяснить, существует ли какой­-либо порядок работы владельца лекарствен­ных средств с такими медикаментами и чем он определен; мож­но ли самостоятельно принять решение в отношении уничтожения лекарств с истекшим сроком хранения; предполагает ли законода­тельство об обороте лекарственных средств право владельца просроченных медикаментов самостоятель­ного уничтожения таких лекарственных средств?

Вскоре, судя по всему, такая информация последовала, и налого­плательщики получили от специалистов налоговой службы положи­тельные ответы.

Налоговые расходы.

УФНС по г. Москве, в частности, подтвердило, что расходы в виде стоимости медикаментов с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с их уничтожением, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что таковые про­изведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены (Письмо от 12.03.2012 № 16‑15/020618@). При этом столичные налоговики сослались на нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей», согласно которому:

– на некоторые виды товаров, в том числе медикаменты, изгото­витель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – пери­од, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5);
– продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5);
– срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (п. 2 ст. 19).

При этом уточнено, что данное разъяснение подготовлено с ис­пользованием позиции Минфина.

Из разъяснений специалистов финансового ведомства сле­дует, что медикаменты с истекшим сроком годности можно отне­сти к недоброкачественным лекарственным средствам, которые в соответствии с законодательством (п. 38 ст. 4, п. 1 ст. 59 За‑ кона № 61‑ФЗ) подлежат уничтожению (Письмо от 15.04.2011
№ 03‑03‑06/1/238).

Позже Минфин продублировал свою позицию (Письмо от 04.05.2012 № 03‑03‑06/1/227).

Хранить отдельно!

Несмотря на то что законодатель напрямую не урегулировал отнесение медикаментов с истекшим сроком годности к не­доброкачественным, хранение таких лекарств с остальными лекар­ствами запрещено.

Из пункта 12 Правил хранения ЛС[3], в частности, следует, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком год­ности они должны храниться отдельно от других групп лекарствен­ных средств в специально выделенной и обозначенной (карантин­ной) зоне.
В соответствии с пп. «з» п. 5 Положения о лицензировании [4] лицензиат, осуществляющий фармацевтическую деятельность в части хранения лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать Правила хранения ЛС.

Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (п. 6 Положения о лицензировании). Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных п. 5 положения.

Оформляем списания лекарственных средств.

Списание медикаментов. Инвентаризация.

Лекарственные средства с истекшим сроком годности выявляют­ся в ходе инвентаризации, что сопровождается оформлением акта инвентаризации товарно-­материальных ценностей. Это следует из норм ст. 11 Закона № 402‑ФЗ[5], п. 22 Методических указаний по учету МПЗ[6], п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности[7].

Общие правила инвентаризации установлены разд. 2 Методических указаний по инвентаризации[8]; формы инвентаризационных описей приведены в приложениях 1 – 18.

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации. Результаты инвентаризации фиксируются в документах по утвержденным Госкомстатом (постановления от 27.03.2000 № 26 и от 18.08.1998 № 88) и Минфином (Приказ от 13.06.1995 № 49) формам. Вместе с тем ор­ганизация вправе разработать для списания медикаментов (недоброкаче­ственных лекарственных пре­паратов) свою форму документа, отразив все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона № 402‑ФЗ. Такой документ нужно утвердить внутренним ак­том организации.

В инвентаризационной описи ТМЦ рекомендуем указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности лекарственных средств.

Списание лекарственных средств.

При списании просроченных медикаментов с учета ор­ганизация – владелец медикаментов может также использовать унифицированные формы ТОРГ-­15 «Акт о порче, бое, ломе товар­но-­материальных ценностей» и ТОРГ-16 «Акт о списании товаров» при условии, что они утверждены учетной политикой организации.

Передача лекарственных средств на уничтожение.

Недоброкачественные лекарственные средства передаются на уничтожение на основании договора владельца недоброкаче­ственных лекарственных средств со специализированной органи­зацией (п. 10 Правил уничтожения ЛС), которая должна иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезврежива­нию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасно­сти (п. 8 правил).

Передача лекарственных средств такой организации оформляется первичным документом, содержащим обязательные реквизиты
указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ.

Уничтожение недоброкачественных лекарственных средств осуществляется за счет владельца таких лекарственных средств (п. 9 Правил уничтожения ЛС).

В день уничтожения недо­брокачественных лекарствен­ных средств составляется акт об уничтожении лекарственных средств (п. 12 Правил уничтожения ЛС). Указанный акт должен содержать следующие сведения (п. 11 правил):

Читайте так же:
Горюче-смазочные материалы - это

– дата и место уничтожения лекарственных средств;
– фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтоже­нии лекарственных средств, их место работы и должность;
– обоснование уничтожения лекарственных средств;
– сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наиме­нование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, се­рия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
– наименование производителя лекарственных средств;
– сведения о владельце лекарственных средств;
– способ уничтожения лекарственных средств.

Подытожим. Стоимость ликвидированных лекарственных средств с истекшим сроком годности и стоимость услуг по ликвидации уменьшают налог на прибыль как прочие расходы, связанные с про­изводством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при их документальном подтверждении. К таким документам относятся:
– акт инвентаризации ТМЦ;
– решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении;
– договор с компанией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств;
– копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности;
– первичный документ, подтверждающий передачу лекарствен­ных средств на уничтожение;
– акт об уничтожении лекарственных средств.

[1] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61­ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

[2] Правила уничтожения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафакт­ных лекарственных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 674.

[3] Правила хранения лекарственных средств, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н.

[4] Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлени­ ем Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

[5] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402­ФЗ «О бухгалтерском учете».

[6] Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

[7] Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

[8] Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

ВС объяснил правила обеспечения незарегистрированными в РФ лекарствами

Чиновники не могут отказывать детям-инвалидам в бесплатном обеспечении лекарствами, даже если они не зарегистрированы в России, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция пояснила, что отсутствие заболевания в специальном перечне Минздрава не является основанием для отказа в выдачи детям медицинских препаратов, назначенных консилиумом или комиссией врачей.

Право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение другие права и свободы, подчеркивает ВС.

До высшей инстанции с жалобой дошел житель Пензенской области, просивший обязать местный Минздрав обеспечить ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарствами бесплатно. Он указал, что три врачебные комиссии разных больниц разрешили его дочери, страдающей редким наследственным заболеванием, индивидуальное применение по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ препарата.

Однако врио министра здравоохранения уведомил истца, что диагноз дочери отсутствует в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Он направил в российское министерство просьбу разъяснить возможный вариант обеспечения ребенка препаратом «Церлипоназа альфа». Но поскольку вышестоящее ведомство на письмо не ответило, заявитель обратился в суд, отметив, что из-за отсутствия необходимого препарата у девочки наблюдаются усугубление симптоматики заболевания и отрицательная динамика, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

Ленинский суд Пензы исковые требования удовлетворил, признав право ребенка на бесплатное обеспечение лекарством. Однако областной суд отменил это решение, отказав ребенку в получении лекарственных средств за счет местного бюджета.

Доводы судебных инстанций

Суд первой инстанции исходил из того, что с учетом решений врачебной комиссии и консилиумов врачей о разрешении к индивидуальному применению «Церлипоназа альфа», не зарегистрированного в РФ, у девочки возникло право на получение данного препарата.

Государством гарантировано обеспечение детей-инвалидов всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта РФ, посчитал районный суд.

Поскольку необеспечение ребенка препаратом нарушает его фундаментальное право на жизнь и здоровье, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отсутствие лекарства в перечне жизненно необходимых и важных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программои государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом районный суд обязал выдать девочке лекарства незамедлительно.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для обеспечения девочки лекарствами за счет бюджет, поскольку, по его мнению, заболевание, которым страдает ребенок, хотя и включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности.

Областной суд также указал, что назначенный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов и лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.

Суд апелляционной инстанции также счел, что возможность обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов действующим законодательством не предусмотрена. По его мнению, бесплатно можно выдавать лишь зарегистрированные в РФ препараты.

Право на жизнь и здоровье

Верховный суд с позицией апелляционной инстанции не согласился и подробнейшим образом проанализировал российское и международное законодательство, касающееся охраны здоровья детей и обеспечения их лекарствами.

Дети имеют право на особую заботу и помощь, что закреплено во Всеобщеи декларации прав человека, напоминает ВС РФ.

Согласно Конвенции о правах ребенка государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6).

Также власти признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, стремятся к тому, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции).

Чиновники обязаны добиваться полного осуществления данного права и, в частности, принимать необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и Ь пункта 2 статьи 24 Конвенции).

Кроме того, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной Конвенции).

Читайте так же:
Какие документы нужны для загранпаспорта нового и старого образца

Гарантии на обеспечение достойной жизни и охрану здоровья закреплены и в Конституции РФ: обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов (статья ), каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статья 18 Конституции).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

«Из приведенных норм международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика России ской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья», — отмечает ВС.

Источниками финансового обеспечения охраны здоровья в том числе являются бюджетные средства (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 этого же закона).

Политика России ской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья, указывает ВС.

Обеспечение лекарствами

Российское законодательство не запрещает ввоз в страну незарегистрированных лекарств: исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Россию допускается ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи, указывает высшая инстанция.

Статьеи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Пункт 1 части 3 статьи 80 этого же закона гарантирует бесплатное получение препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств.

Кроме того, законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ установлено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарства, которые хоть и не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, но назначены врачебными комиссиями по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости «разрешенных» средств.

ВС также напоминает, что дети-инвалиды до 18 лет имеют право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно (приложение 1 постановления правительства от 30 июля 1994 года №890).

«Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов зарегистрированными на территории Россииской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения», — подчеркивает ВС.

Консилиум врачей имеет право назначить к индивидуальному применению лекарственное средство, не зарегистрированное на территории РФ, и ввоз этого препарата в страну может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций, указывает ВС.

Суд первой инстанции, разрешая спор о признании права на бесплатное обеспечение препаратом «Церлипоназа альфа» исходил из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно наличия редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса ребенка-инвалида, нуждаемости по жизненным показаниям в лечении именно этим препаратом, не зарегистрированным на территории РФ, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиумом врачей, поясняет ВС РФ.

В связи с этим районный суд и возложил на Министерство здравоохранения Пензенскои области обязанность принять меры по организации обеспечения дочери истца необходимыми лекарствами.

При этом ведомство не опровергло установленные судом обстоятельства и выводы судьи. Тем не менее, не установив каких-либо новых фактов, апелляционная инстанция отменила решение и отказала ребенку в обеспечении препаратами.

При этом суд апелляционной инстанции не учел, что несмотря на невключение имеющегося у девочки редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей с 9 июня 2017 года установлена инвалидность.

Вследствие этого она имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших, подчеркивает ВС.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 года №21/6/10/2-4878. В нем же разъяснено, что закон не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Но областной суд это указание проигнорировал.

Читайте так же:
Как заполнить производственную характеристику для МСЭ и ВТЭК: заполненные образцы

Также он оставил без внимания тот факт, что незарегистрированный препарат был назначен ребенку решением консилиума врачей.

«То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям», — подчеркивает ВС.

Суждение суда апелляционной инстанции о том, что возможность обеспечения детей-инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории РФ, за счет средств бюджета действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным, считает ВС.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что «Церлипоназа альфа» не предусмотрен стандартом медицинской помощи, ошибочна, поскольку в решении консилиума врачей указано, что назначение этого препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения девочки.

В решении областной суд процитировал положения статьи 41 Конституции Россииской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, но не применил ее во взаимосвязи с нормами законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права.

«Право на жизнь — основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага», — вновь подчеркивает ВС РФ.

Он указывает, что раз медики пришли к выводу о необходимости лечить девочку именно этим лекарством, то отказ в бесплатном обеспечении препаратом нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для отмены решения, которым чиновников обязали обеспечить ребенка лекарством, считает ВС.

В связи с чем высшая инстанция отменила определение областного суда и признала законным решение районного суда о немедленном обеспечении девочки лекарствами за счет бюджета.

Аптеки теперь смогут продавать лекарства онлайн и доставлять их на дом легально

Росздравнадзор выдал разрешения на дистанционную торговлю уже 36 аптечным организациям. Без них продавать лекарственные препараты через Интернет будет нельзя. Теперь покупателям не придется идти за безрецептурными лекарствами в аптеку или заказывать их на сомнительных сайтах

Аптеки теперь смогут продавать лекарства онлайн и доставлять их на дом легально

Росздравнадзор приступил к выдаче аптекам разрешений на розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом. Их получили уже 36 аптечных организаций. Теперь они смогут продавать лекарства через Интернет и доставлять их на дом покупателям. Дистанционная торговля запрещена только для препаратов, отпускаемых по рецепту, наркотических и психотропных лекарственных средств, для спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

Для покупателей Росздравнадзор разъяснил, что при получении заказа они обязательно должны проверять целостность транспортной упаковки, затем ее нужно вскрыть и сверить содержимое заказа с описью вложения. Также следует проверить отсутствие повреждений упаковки лекарства и общий вид товара. При получении лекарственного препарата, который требуется хранить при определенной температуре, покупатель должен попросить курьера продемонстрировать, что условия хранения товара при доставке соответствуют указанным на упаковке. В случае доставки ошибочного заказа или некачественного лекарственного препарата покупатель вправе вернуть его курьеру без оплаты товара и доставки.

Как узнать, легально ли аптека продает лекарства через Интернет?

Решение о выдаче разрешения на дистанционную торговлю Росздравнадзор принимает, только если аптечная организация имеет:

  • лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (не менее года);
  • не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории РФ;
  • оборудованные помещения для хранения сформированных заказов;
  • сайт или мобильное приложение;
  • договор со службой курьерской доставки или собственную курьерскую службу, которые должны иметь оборудование для доставки лекарственных препаратов, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима;
  • электронную систему платежей или мобильные терминалы для проведения электронных платежей в момент доставки заказа.

Проверить, работает ли электронная аптека легально, можно на сайте Росздравнадзора в разделе «Электронные сервисы». В списке сервисов надо найти Реестр выданных разрешений на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом. Реестр включает перечень аптечных организаций, которым выданы разрешения на дистанционную торговлю, адреса их сайтов и названия мобильных приложений, которые можно использовать для покупки лекарств. Кроме того, разрешение на дистанционную торговлю лекарствами должно быть размещено на сайте аптеки.

Юрист Lidings Юлия Кузьменко при выборе аптеки рекомендовала руководствоваться данными реестра выданных разрешений на сайте Росздравнадзора: «Включение в реестр является гарантией того, что аптека соответствует установленным требованиям: обладает специализированными помещениями для хранения сформированных заказов и имеет собственную или законтрактованную курьерскую службу, владеющую оборудованием для обеспечения должного температурного режима при доставке лекарственных препаратов. Все это необходимо для надлежащей реализации лекарств через Интернет».

Также юрист напомнила, что сведения об оплаченных (отпущенных) и полученных лекарствах с 1 июля будут вносить в систему мониторинга движения лекарственных препаратов, поэтому онлайн-покупки в авторизованных аптеках снизят риск приобретения фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

Поясним: Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя разработана во исполнение поручения Президента РФ от 4 февраля 2015 г. № Пр-285. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 1954 предусмотрено поэтапное внедрение системы мониторинга до 1 июля 2020 г. С этой же даты изготовители лекарственных препаратов обязаны будут маркировать их, т.е. наносить на каждую упаковку уникальный двухмерный код идентификации. Эти коды позволят соблюсти всем участникам оборота требование об обязательной передаче сведений о препаратах в систему мониторинга, что даст возможность отслеживать движение лекарств от изготовителя к поставщикам и до конечного потребителя. Реализовать немаркированные лекарства через розничную сеть легально будет невозможно: при продаже код маркировки сканируется, и информация включается в кассовый чек. Иначе онлайн-касса не разрешит продажу.

Чем грозит покупка лекарств через сайты организаций, у которых нет разрешения на дистанционную торговлю?

Юлия Кузьменко рассказала, что нелегальные онлайн-продажи приводят к бесконтрольному обращению рецептурных лекарственных препаратов. Их реализация через сайты организаций, не имеющих специального разрешения, представляет угрозу здоровью и жизни потребителей. При этом, приобретая лекарства онлайн у авторизованной аптеки, потребитель может рассчитывать на квалифицированную консультацию фармацевта по телефону или через сайт при заказе.

Читайте так же:
Как закроют малый бизнес в 2022 году, Немного обо всём, Яндекс Дзен

Партнер Law & Commerce Offer Антон Алексеев посоветовал прибегать к услугам проверенных компаний с хорошей репутацией, которые давно работают на рынке и получили разрешение на дистанционную торговлю: «Использование сайтов аптек, у которых нет такого разрешения, может привести к покупке фальсифицированных лекарственных средств или некачественного товара, который хранился или был доставлен с нарушениями требований».

О высоких рисках покупки некачественного товара у организаций, торгующих лекарствами нелегально, упомянул и руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal Вадим Резниченко. Он продолжил: «Если человек заказал лекарства в аптеке, получившей разрешение на онлайн-торговлю, но товар или услуги доставки оказались некачественными, он не останется один на один с недобросовестным продавцом, а сможет обратиться в госорганы за защитой нарушенных прав. Это касается тех случаев, когда товар был оплачен, но его не доставили, когда привезли не тот препарат или лекарство не того производителя, когда качество товара не соответствует должному, срок годности его истек и пр. В этих ситуациях покупатель будет защищен».

На что имеют право покупатели при приобретении лекарств онлайн?

Юлия Кузьменко рассказала, что реализация лекарств через Интернет осуществляется согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом 1 и с учетом правил дистанционной торговли лекарственными препаратами и их доставки 2 . Так, продавец обязан предоставить покупателю сведения об основных потребительских свойствах товара, а в момент доставки заказа – в письменной форме информацию о порядке и сроках возврата товара.

До оплаты заказа покупатель вправе отказаться от него, заплатив только за доставку. Однако уже приобретенные лекарственные препараты надлежащего качества возврату и обмену не подлежат 3 . Доброкачественный товар покупатель сможет обменять, только если фармацевт перепутал его наименование, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства. Кроме того, лекарства могут быть возвращены в аптеку в том случае, если они ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением недостоверной информации (ошибка в описании товара на сайте продавца или вводящая в заблуждение реклама).

Лекарственные препараты и медицинские изделия будут считаться некачественными, если:

  • на момент продажи истек срок годности;
  • нет обязательной информации о товаре, в том числе на русском языке;
  • не совпадают серия и срок годности на первичной и вторичной (потребительской) упаковках;
  • нет инструкции по применению препарата;
  • описание препарата в инструкции не соответствует фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
  • обнаружен брак упаковки – сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.

Юлия Кузьменко объяснила, что если был приобретен товар ненадлежащего качества, но продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый, то следует составить и направить ему претензию в свободной форме в двух экземплярах с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии можно приложить лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен в аптеке по рецепту, а также при наличии гарантийный талон и показания свидетелей.

При покупке лекарственного препарата через Интернет рекомендуется ознакомиться с сайтом аптеки и внимательно прочитать условия приобретения, доставки и возврата товаров, а при получении заказа необходимо проверять целостность и содержимое упаковки товара, срок его годности и общий вид.

Что изменится после легализации онлайн-торговли лекарствами?

По словам Юлии Кузьменко, дистанционная торговля безрецептурными лекарственными средствами уже давно волновала представителей фармацевтической отрасли. Эксперты признают, что закон не поспел за реалиями жизни. Пока законодатель думал, разрешить ли дистанционную торговлю и доставку лекарственных препаратов, цифровая инфраструктура успешно набирала обороты – у покупателей появилась возможность сформировать заказ онлайн, а после забрать товар в аптеке, оплатив его на месте. Но легальная торговля лекарственными препаратами через Интернет, подразумевающая доставку товаров на дом, все еще оставалась под запретом. Ее узаконению способствовало распространение коронавирусной инфекции: потребность в онлайн-торговле стала особенно актуальной в условиях действия режима самоизоляции. Теперь покупатели смогут получать необходимые препараты, не выходя из дома.

Кроме того, как отметила юрист, будет проще решать проблему нелегальной продажи и доставки лекарств: после обнаружения онлайн-аптеки, торгующей лекарственными препаратами без разрешения, ее сайт будет внесен в реестр запрещенных и заблокирован. Также новые правила торговли позволят повысить авторитет добросовестных аптечных организаций.

Антон Алексеев заключил: «Разрешение на дистанционную торговлю лекарствами смогут получить только те аптеки, которые соответствуют установленным требованиям. Вводя такие разрешения, правительство отсекает мелких игроков рынка и минимизирует риски недобросовестного поведения при осуществлении онлайн-торговли лекарственными препаратами».

1 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

2 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом».

3 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Новости

Как вернуть деньги за лечение и медикаменты

Эксперт Академии, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Ирина Куликова рассказывает о том, что такое социальный налоговый вычет на лечение, кто может им воспользоваться и какие документы для этого необходимы.

Что представляет собой налоговый вычет на лечение?

Согласно ст. 219 НК РФ при оплате лечения или медикаментов налогоплательщики могут рассчитывать на налоговый вычет, то есть вернуть часть потраченных денег. Если налогоплательщик официально работает и оплатил свое лечение или лечение своих родственников можно вернуть 13% от стоимости лечения.

В каких случаях можно получить налоговый вычет на лечение?

Можно получить налоговый вычет при оплате медицинских услуг, если:

  • были оплачены услуги по собственному лечению или лечению ближайших родственников (супруг, родители, дети до 18 лет), предоставленные медицинскими учреждениями России;
  • оплаченные услуги входят в специальный перечень медицинских услуг, по которым предоставляется вычет. Перечень услуг определен в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201;
  • лечение проводилось в медицинском учреждении, имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Читайте так же:
Как ответить на благодарность

Можно получить налоговый вычет при оплате медикаментов, если: медикаменты были приобретены за счет собственных средств для себя или для ближайших родственников (супруг, родители, дети до 18 лет), назначенные лечащим врачом.

Можно получить налоговый вычет при оплате добровольного медицинского страхования, если:

  • были уплачены страховые взносы по договору добровольного медицинского страхования или страхования ближайших родственников (супруг, родители, дети до 18 лет);
  • договор страхования предусматривает только оплату слуг по лечению;
  • страховая организация, с которой заключен договор добровольного страхования, имеет лицензию на ведение соответствующего вида деятельности.

Как получить налоговый вычет на лечение?

Получать социальный налоговый вычет на лечение можно двумя способами – в налоговом органе или у работодателя. Для получения вычета в налоговом органе по окончании календарного года, в котором были произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов, налогоплательщику необходимо заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Для ее заполнения может понадобиться справка о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ, которую можно получить у работодателя. Подготовить пакет документов, подтверждающих право на получение социального вычета по произведенным расходам. Подать заполненную налоговую декларацию и подтверждающие документы в налоговый орган по месту жительства.

Однако, социальный налоговый вычет можно получить и до окончания налогового периода, в котором произведены расходы на обучение, лечение и (или) приобретение медикаментов, при обращении к работодателю, предварительно подтвердив это право в налоговом органе. Для этого налогоплательщику следует подготовить пакет документов, подтверждающих право на получение социального вычета по произведенным расходам. Затем необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением и документами на получение уведомления о праве на социальный вычет. По истечении 30 дней налогоплательщик получает в налоговом органе уведомление о праве на социальный вычет, предоставляет его работодателю. Данный документ является основанием для не удержания НДФЛ из суммы выплачиваемых физическому лицу доходов.

Наиболее удобный способ заполнения налоговой декларации или заявления и представления таких документов в налоговый орган — в режиме онлайн посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Как определить размер налогового вычета на лечение?

Получить налоговый вычет на лечение возможно при соблюдении ряда условий:

Можно вернуть до 13% от стоимости оплаченного лечения или медикаментов, но не более 15 600 рублей. Это связано с ограничением на максимальную сумму вычета в размере 120 000 рублей (120 000 рублей х 13% = 15 600 рублей). При этом не обходимо помнить о том, что сумма всех социальных вычетов (обучение, лечение, пенсионные взносы), кроме дорогостоящего лечения не должна превышать 120 000 рублей. (15 600 рублей к возврату).

Следует отметить, что есть определенный список дорогостоящих медицинских услуг, на которые ограничение в 120 000 рублей или 15 600 рублей к возврату не распространяется, то есть можно получить налоговый вычет и вернуть 13% расходов с полной стоимости таких услуг в дополнении ко всем остальным социальным вычетам. Полный перечень дорогостоящих услуг определен в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Пример 3. В 2019 году Захаров П.П. прошел курс лечения зубов стоимостью 150 000 рублей и сделал платную операцию, относящуюся к дорогостоящему виду лечения, стоимостью 250 000 рублей. За 2019 года он заработал 600 000 рублей и уплатил НДФЛ 78 000. Так как лечение зубов не относится к дорогостоящему лечению, то максимальная сумма налогового вычета по нему составит 120 000 рублей. Поскольку операция относится к дорогостоящему виду лечения, то ограничений на налоговый вычет по ней нет. Таким образом, в 2020 году Захаров П.П. за 2019 год сможет вернуть (120 000 рублей + 250 000 рублей) х 13% = 48 100 рублей. Так как Захаров П.П. заплатил НДФЛ больше, чем 48 100 рублей, то он сможет вернуть всю сумму полностью.

Какие документы потребуются для получения налогового вычета на лечение?

Право на вычет нужно подтверждать соответствующими бумагами. Для возврата налога за медицинские услуги потребуются документы:

  • договор на лечение;
  • справка об оплате услуг по форме, утвержденной приказом Минздрава и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256;
  • копия лицензии медицинского учреждения, если в договоре она не указана;
  • справки 2-НДФЛ о полученных доходах.

Принимаются также расходы на лекарства, если они назначены лечащим врачом. В этом случае помимо квитанций, чеков на оплату дополнительно потребуется выписанный рецепт формы 107/1-у, на котором ставится штамп: «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика».

Допускается включать в сумму вычета уплаченные страховые взносы по договору ДМС, заключенному для лечения самого гражданина или членов его семьи, если денежные средства вносил не работодатель, а сам заявитель.

На страховые взносы по договору ДМС потребуются:

  • договор добровольного медицинского страхования или страховой медицинский полис добровольного страхования;
  • копия лицензии страховой компании, если в договоре отсутствует информация о ее реквизитах;
  • платёжные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на уплату страховых взносов (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т.п.).

Если оплата медицинских услуг производилась за родственников, потребуется документ, подтверждающий родство – свидетельство о рождении или о заключенном браке.

Существует ли ограничение по периоду обращения для получения социального вычета на лечение?

Государство ограничивает период обращения за возвратом. Заявить о вычете можно, если с момента оплаты прошло не более 3-х лет. В 2020 году можно обратиться в ИФНС с документами за 2017, 2018, 2019 годы.

После подачи декларации деньги возвращают в течение 4-х месяцев (3 месяца отводится на проведение камеральной проверки декларации и 1 месяц на возврат).

ФНС России усилит контроль на рынках

С какой целью ФНС России сформирует реестр домохозяйств в 2021 году?

ФНС России массово проверяет счета россиян за рубежом

Банки и ФНС обменяются тайнами

Прогрессивная шкала не коснется имущества граждан

Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector