Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон Об образовании в Российской Федерации с изменениями и дополнениями

Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями

закон об образовании

Новый закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения, которые возникают в сфере педагогической деятельности. Он был принят с целью обеспечения права на обучение, создания условий для его реализации. Рассмотрим далее некоторые изменения в законе «Об образовании в РФ».

Общие положения

Новый закон «Об образовании в РФ» содержит организационные, правовые и экономические основы педагогической деятельности, ключевые принципы госполитики в данной сфере, общий порядок функционирования системы. В нормативном акте также указан юридический статус участников соответствующих отношений.

Государственные гарантии

В РФ каждому обеспечивается право на образование. Каждое лицо обладает им вне зависимости от имущественного, должностного, социального положения, языка, национальности, пола и расы, отношения к религии, места проживания, принадлежности к общественным организациям, убеждений и прочих обстоятельств. В стране гарантирована бесплатность и общедоступность дошкольного, начального, среднего (профессионального в том числе) и основного общего образования в соответствии с ФГОС, а также обучения в вузе на конкурсной основе, если гражданин поступает впервые.

Условия

новый закон об образовании

Закон Российской Федерации об образовании разъясняет обязанности государственных, региональных и местных структур власти в сфере обеспечения возможностей реализации гражданами своих прав. Указанные органы должны создавать соответствующие социально-экономические условия для получения лицами обучения, расширения возможностей, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения на различном уровне на протяжении всей жизни.

Задачи уполномоченных органов

Закон Российской Федерации «Об образовании» предписывает создавать надлежащие условия без дискриминации для:

  • Обучения лиц с ограниченными возможностями.
  • Коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации.
  • Оказания ранней помощи на базе специальных педагогических подходов и максимально подходящих для указанных лиц языков, способов и методов общения.
  • Обеспечения получения ими образования конкретного уровня и направленности, социального развития, в том числе путем организации инклюзивного обучения.

Закон «Об образовании» предписывает госорганам и местным структурам власти оказывать содействие гражданам, которые проявляют выдающиеся способности и к которым относят обучающихся, показавших высокий уровень творческих умений и интеллектуального развития в определенной области научно-исследовательской, технической или учебной деятельности, сфере искусства, спорта, физкультуры. Указанные институты осуществляют частично либо полностью финансирование содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке на период получения ими образования, в соответствии с нормативными актами РФ.

фз об образовании

Структура

По ФЗ «Об образовании в РФ» педагогическая система состоит из:

  1. ФГОС, государственных требований, учебных программ разного типа, направленности и уровня.
  2. Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педработников, родителей и обучающихся.
  3. Государственных, местных и региональных органов, в функции которых входит управление педагогической сферой, а также сформированных ими совещательных, консультативных и прочих структур.
  4. Организаций, обеспечивающих образовательную деятельность, осуществляющих оценку ее качества.
  5. Объединений юрлиц, нанимателей и их ассоциаций, общественных структур, связанных с педагогической работой.

закон российской федерации об образовании

Уровни

По ФЗ «Об образовании в РФ» общее обучение включает в себя следующие ступени:

  1. Дошкольную.
  2. Начальную.
  3. Основную.
  4. Среднюю.

Профессиональное образование предполагает следующие уровни:

  1. Средний.
  2. Высший:
  • бакалавриат;
  • специалитет/магистратура;
  • подготовка специалистов высшей квалификации.

Дополнительное обучение состоит из таких подвидов, как доп. образование для взрослых и детей, а также профессиональная ступень.

последняя редакция закона об образовании

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ» определяет основы объективной оценки качества педагогического процесса. Ими выступают ФГОСы. Они обеспечивают:

  1. Единство образовательной системы страны.
  2. Преемственность основных учебных программ.
  3. Разнообразие содержания педагогических планов соответствующего уровня, возможность создания рабочих проектов разной степени сложности и направленности (согласно потребностям и способностям всех детей).
  4. Госгарантии качества и уровня образования в соответствии с едиными требованиями и условиями реализации программ по дисциплинам.

Нормативы

ФГОСы, утвержденные в соответствии с законодательством, устанавливают требования к:

  1. Условиям, в которых осуществляется реализация основных учебных программ, в том числе материально-техническим, кадровым и финансовым.
  2. Структуре образовательного процесса.
  3. Объему учебных программ.
  4. Результатам освоения дисциплин обучающимися.

Закон «Об образовании в РФ» предусматривает, что ФГОСы устанавливают сроки прохождения общего и профессионального обучения с учетом различных его форм, технологий, особенностей некоторых категорий граждан. Стандарты разрабатываются по уровням или профессиям, направлениям, специальностям. Закон «Об образовании в РФ» допускает установление специальных требований для обеспечения реализации права на обучение лицами с ограниченными возможностями.

изменения в законе об образовании

Перечни профессий

Списки направлений, специальностей с указанием квалификации, порядок их формирования утверждаются исполнительным госорганом, который осуществляет функции по выработке политики и нормативному регулированию в сфере педагогической деятельности. Закон «Об образовании в РФ» допускает установление соответствия отдельных профессий в перечнях тем, которые были указаны в предыдущих требованиях.

Учебные программы

Они определяют содержание образовательного процесса. Оно, в свою очередь, должно обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание между народами, людьми вне зависимости от их этнической, национальной, расовой, религиозной, социальной принадлежности. Содержание образования должно учитывать различие мировоззренческих подходов, содействовать реализации права на обучение, развитию способностей каждого гражданина, формированию и совершенствованию его личностных качеств. Эти задачи выполняются согласно принятым в семье обучающегося социокультурным и общественно-нравственным ценностям. Содержание профобразования должно обеспечивать приобретение гражданином квалификации.

История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

Последний закон «Об образовании» № 273 -ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Читайте так же:
Если поменял паспорт какие документы надо менять

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» № 273 , который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон № 185 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения. Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2 , статья 3 ) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95 .

90 -е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания. На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся. Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44 . Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе № 273 -ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48 .

Читайте так же:
Можно ли продать квартиру по доверенности от собственника?

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Дата подписания: 29.12.2012

Дата публикации: 31.12.2012 00:00

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

  1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
  2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

Читайте так же:
Подача заявления в полицию онлайн

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Если Вам понравилась статья (информация), пожалуйста, поделитесь ей с друзьями! Мы рады, что вы с нами!

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся.

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Читайте так же:
Минимальный гарантийный срок согласно закону

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Внесение сведений в ФИС ФРДО

В соответствии с частью 9 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273-ФЗ) для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Согласно части 10 статьи 98 ФЗ №273-ФЗ перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения ФИС ФРДО (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №729, устанавливают, что внесению в информационную систему подлежат сведения о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 года по 31 августа 2013 года включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 года, и дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения (далее соответственно — документы об образовании, сведения), и сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 4 Правил представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.

Согласно пункту 5 Правил сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 сентября 2013 года, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

Таким образом, организации, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, обязаны вносить сведения о выданных документах дополнительного профессионального образования.

За невнесение или несвоевременное внесение данных для образовательной организации предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Какими актами урегулирован порядок подключения к ФИС ФРДО?

О наличии федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее — ФИС ФРДО), свидетельствуют положения частей 9, 10 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Перечень сведений, вносимых в ФИС ФРДО, порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 Правил формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №729 (далее – Правила), на Рособрнадзор возложена обязанность формирования и ведения информационной системы, технического обеспечения функционирования информационной системы, а также обеспечения конфиденциальности и безопасности содержащихся в ней персональных данных.

Однако в целях исполнения указанной обязанности Рособрнадзором не приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок подключения к ФИС ФРДО, внесения сведений. Есть лишь Письма Рособрнадзора от 19.03.2019 №13-104 «О своевременном заполнении ФИС ФРДО», от 26.01.2018 №04-20 в адрес Центра защиты информации и специальной связи ФСБ России, которыми определено, что:

  • В настоящий момент в ФИС ФРДО ведется работа по сбору данных о высшем профессиональном образовании, среднем профессиональном образовании и среднем общем образовании, а также разработан отдельный модуль ФИС ФРДО для внесения сведений о документах дополнительного профессионального образования и о документах о профессиональном обучении;
  • С 1 января 2019 г. введен в эксплуатацию указанный модуль, куда образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения должны вносить сведения о выданных документах.
  • Органом ответственным за организацию внесения сведений в ФИС ФРДО являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
  • Органом, осуществляющим контроль по внесению образовательными организациями данных, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
  • В свою очередь Рособрнадзор ежемесячно будет проводить мониторинг своевременности заполнения образовательными организациями ФИС ФРДО. В случае незаполнения будут приняты соответствующие меры.
  • Информация о подключении к ФИС ФРДО и о проведении работ по внесению сведений о документах дополнительного профессионального образования, документах о профессиональном обучении опубликована на официальном сайте Рособрнадзора.
  • Сопровождение ФИС ФРДО ведется подведомственными Рособрнадзору учреждениями: ФГБУ «Институт оценки качества образования», ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
  • Для передачи информации в ФИС ФРДО используются средства криптографической защиты информации по технологии VIPNET.
  • В целях сокращения финансовых издержек Рособрнадзором предложена схема по предоставлению сведений в ФИС ФРДО на базе органов управления образованием на территории муниципального образования субъекта РФ, посредством предоставления образовательным организациям возможности использования рабочего места, подключенного к ФИС ФРДО.
Читайте так же:
Как узаконить гараж на придомовой территории, Вправе

На официальном сайте Рособрнадзора в рубрике «Часто задаваемые вопросы» дается ссылка на порядок подключения к ФИС ФРДО.

Необходимо отметить, что обязанность внесения сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО установлена федеральным законом, постановлением правительства РФ. Однако порядок формирования и ведения информационной системы, ее технического обеспечения, определение которого возложено на Рособрнадзор, не урегулирован правовыми актами органа.

Письма Рособрнадзора, направленные на урегулированные порядка подключения, внесения сведений в ФИС ФРДО, содержат лишь общие формулировки. Например, возможность использования на базе органов управления образованием на территории муниципального образования субъекта РФ рабочего места, подключенного к ФИС ФРДО, не уточнена в части перечня образовательных организаций, имеющих данное право.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм, а с 30.09.2019 также и в виде распоряжений, не допускается. В связи с этим строго формально письма Рособрнадзора не рассматриваются как нормативный акт.

Как подключиться к ФИС ФРДО для подачи сведений?

Шаг 1. Получить электронно-цифровую подпись.

Получить ее можно в удостоверяющем центре, который прошел тестирование и имеет право выдавать ЭЦП для работы в федеральных и государственных информационных системах Рособрнадзора.

Шаг 2. Пройти аттестацию рабочего места (АРМ) для ФИС ФРДО.

С 9 января 2020 года функции по сопровождению и развитию защищенной сети 3608, по которой идет подключение к ФИС ФРДО, были переданы ЦИТИС — Центру информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС).

Чтобы ЦИТИС согласовал подключение к сети 3608, вам нужно предоставить пакет документов:

1. Заявление на имя директора ФГАНУ ЦИТиС.

2. Копия приказа о назначении руководителя.

3. Копия документа, подтверждающего выполнение в информационной системе, подключаемой к сети 3608, требований законодательства РФ о защите информации.

4. Копия лицензии на право пользования ViPNet Сlient для сети 3608.

5. Копия лицензии на образовательную деятельность.

Для получения копии документа, подтверждающего выполнение требований о защите информации, и копии лицензии на право пользования программным комплексом ViPNet Сlient необходимо пройти процедуру подготовки защищенного рабочего места с последующей аттестацией. Подготовка и аттестация автоматизированного рабочего места для ФИС ФРДО осуществляется на коммерческой основе организациями, имеющими лицензию ФСТЭК России на техническую защиту конфиденциальной информации с пунктами «а», «б», «г» в лицензии.

Шаг 3. Отправка документов.

Указанные документы необходимо направить на электронную почту — 3608vipnet@citis.ru. В теме письма укажите «Согласование подключения краткое наименование органа или организации» (дальнейшую переписку нужно вести в рамках первого письма с сохранением истории).

Шаг 4. Получить ответ.

После рассмотрения документов (до 5 рабочих дней) придет электронное письмо о предварительном согласовании.

Шаг 5. Отправка почтой.

После получения предварительного согласования, подписанное заявление и заверенные копии документов вместе с сопроводительным письмом необходимо выслать на адрес 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1 с пометкой «Подключение к ViPNet-сети 3608».

Шаг 6. Получение дистрибутива.

После проверки оригиналов документов вам будет выслан дистрибутив ключей абонентского пункта сети 3608 (срок изготовления дистрибутива – до 5 рабочих дней) и акт приема-передачи парольной и справочно-ключевой информации для узлов защищенной сети 3608, который необходимо подписать и выслать на адрес: 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1 с пометкой «акт приема-передачи ViPNet-сеть 3608».

Шаг 7. Регистрация образовательной организации в ФИС ФРДО.

После приобретения КЭП, аттестованного рабочего места с установленным ПО для защиты информации и дистрибутива ключей от ЦИТИС, можно переходить на сайт и регистрироваться в реестре.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector