Новый закон о высшем образовании
Обзор наиболее важных изменений в законодательстве о высшем образовании, которые начинают действовать в 2021 году
Внесение изменений в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании) в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности ( 478 — ФЗ от 27 декабря 2019 года)
В связи с тем, что с 01 января 2021 года внедряется реестровая модель в сфере лицензирования, некоторые статьи 273-ФЗ были актуализированы. Предусматривается внедрение «реестровой модели» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. В частности, предполагается отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Ознакомление заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии осуществляется посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными.
Дополнение к статье 29 Закона об образовании предусматривает, что с 1 января 2021 г. образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности. Теперь не обязательно прикреплять копию лицензии на осуществление образовательной деятельности на сайт образовательного учреждения.
Аналогичные изменения были приведены в следующих статьях Закона об образовании, где было заменено понятие «Лицензия на осуществление образовательной деятельности» на «Сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности»:
1. Ч. 5 ст. 32 (Предоставление сведений педагогическим работникам при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности);
2. пункт 18 части 1 статьи 34 (Право обучающегося на ознакомление с документами);
3. пункт 3 части 3 статьи 44 (Право родителей (законных представителей) на ознакомление с документами образовательной организации);
4. часть 2 статьи 55 (Обязанность организации ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с документами);
5. часть 4 статьи 91 (Что указывается в записи в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности);
Часть 6 статьи 91 -Исключено положение о переоформлении лицензии в зависимости от основания в части или полностью.
Часть 9 статьи 91 (добавлена информация о том, что подача заявления на оформление временной лицензии с прилагаемыми документами может быть осуществлена в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Также заявление с приложениями можно предоставить на бумажном носителе или заказным письмом в лицензирующий орган или МФЦ);
Часть 21 статьи 92 (Действие гос. аккредитации прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий).
В части 7 статьи 108 и части 9 статьи 108 термин «Выдан» в отношении лицензий был изменен на «Предоставлен».
Внесение изменений в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования аспирантуры (517-ФЗ от 30 декабря 2020 года)
Начало действия документа — 01.09.2021г.
Действующая модель аспирантуры (адъюнктуры) не обязывает лиц, завершивших обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в дальнейшем защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и является одной из возможных траекторий подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, поскольку Постановлением Правительства № 842 установлен механизм защиты диссертации без освоения программ аспирантуры. В настоящее время программы аспирантуры (адъюнктуры) подлежат государственной аккредитации и из этого следует, что данные программы больше направлены на освоение образовательной программы, а не на научную деятельность и подготовку диссертации, несмотря на то, что исторически основной целью обучения в аспирантуре является подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Изменения в 273-ФЗ приведут к смещению акцента с формальной оценки соответствия ФГОСам к оценке уровня и результативности научной работы аспирантов.
Поэтому, с 01.09.2021 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» будет изменен следующим образом:
1. Требования «Федеральных государственных образовательных стандартов» будут относиться к бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки.
2. К программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будут применяться федеральные государственные требования и требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования). Т.е. не будет требования к государственной аккредитации программ аспирантуры – будут существовать самостоятельно устанавливаемые требования (не ниже федеральных государственных требований) ВУЗов из перечня, которые сейчас могут самостоятельно устанавливать образовательные стандарты.
3. Государственная итоговая аттестация для аспирантов проводиться не будет. Она будет заменена Итоговой аттестацией по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которая будет проводиться в форме оценки диссертации на соискание научной степени кандидата наук на предмет соответствия ее критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
В связи с этим, после проведения итоговой аттестации не будет выдаваться документ об образовании, то есть диплом об окончании аспирантуры. Без диплома и ГИА окончание аспирантуры не будет ознаменовать получение высшего образования, что на ступень превосходит магистратуру и специалитет. Лицам будет выдаваться заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры). Ученая степень и диплом кандидата наук будут выдаваться тем, кто успешно прошел итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитил в установленном законодательством о науке и государственной научно-технической политике порядке диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Начиная с 2021/2022 учебного года по сравнению с действующим Порядком:
1. Вводятся понятия «Многопрофильного конкурса, укрупненной группы». Это конкурс по нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки в пределах укрупненной группы специальностей или направлений подготовки. Минобрнауки поясняет, что это было сделано для того, чтобы отобрать наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курса обучения (Проводится, если контрольные цифры установлены по укрупнённой группе). Может проводиться по нескольким специальностям, по нескольким однопрофильным образовательным программам по различным специальностям или направлениям подготовки, или по образовательной программе, сформированной по нескольким направлениям подготовки.
2. Организация может устанавливать различное минимальное количество баллов по различным условиям поступления (Бюджет и контракт).
3. Указаны точные сроки завершения приема документов от поступающих на обучение по результатам дополнительной (творческой) и (или профессиональной направленности) или иных вступительных испытаний (не позднее 20 июля).
4. Изменены этапы приема, организация может проводить дополнительный прием в установленные ей сроки до 31 декабря на программы очного и очно-заочного обучения.
5. Абитуриенты могут выбрать «предмет по выбору» в списке вступительных испытаний если вуз введет альтернативу вступительного испытания.
6. Организация самостоятельно выбирает форму и перечень вступительных испытаний для лиц, поступающих на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования. Устанавливается соответствующее вступительное испытание на базе профессионального образования для каждого вступительного испытания, установленного для лиц, поступающих на обучение на базе среднего общего образования.
7. Может сдавать общеобразовательные вступительные испытания по предметам, по которым поступающий не сдавал ЕГЭ в текущем году в случае, если абитуриент в текущем или прошлом году получил документ о среднем общем образовании или получил его в иностранной организации.
8. Вузы теперь могут самостоятельно расширить число направлений подготовки и специальностей, на которые абитуриент может подать заявления, до десяти (от двух).
9. В конкурсном списке указывается только номер СНИЛС или уникальный номер, в случае, если СНИЛС не был предоставлен. Конкурсные списки должны будут обновляться не менее, чем 5 раз в день.
10. Произошло изменение порядка зачисления на программы бакалавриата и специалитета. Зачисление будет проводиться в два этапа:
28-30 июля – этап приоритетного зачисления, на котором осуществляется зачисление лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот. (день завершения приема документов 28 июля. Издание приказа — 30)
3 — 5 августа проводится основной этап зачисления, на котором осуществляется зачисление лиц, поступающих по результатам вступительных испытаний на основные места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний.
11. Подача документов в электронной форме (наряду с представлением документов лично и по почте) становится обязательным способом для вузов.
Постановление Правительства от 15.09.2020 N 1448
Вступают в силу новые правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования.
Срок действия Постановления с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г.
Устанавливается, что предельно допустимый размер сопутствующего образовательного кредита на весь период обучения определяется банком и иной кредитной организацией самостоятельно на весь период обучения и не может превышать произведения величины 2 (ранее — 7) прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте РФ по месту оказания образовательных услуг, и количества месяцев льготного периода пользования кредитом с учетом процентов за пользование сопутствующим образовательным кредитом.
Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн»
Постановление Правительства от 31 декабря 2020 г. N 2427 (начинает действовать с 14.01.2021)
В 2020 году начал работу новый механизм взаимодействия поступающих, образовательных организаций и государственных информационных систем при приеме на обучение на программы бакалавриата и специалитета на бюджетные формы обучения посредством единого портала. Было подключено 54 университета, РУДН не был участником Суперсервиса в прошлом году. Так как к 2022 году планируется подключение всех ВУЗов к данному механизму, необходимо обращать внимание на его особенности.
Образовательной организации передается уникальная информация о документе установленного образца с использованием сервиса приема посредством системы взаимодействия, в том числе с приложением электронных образов, полученных из единого портала, а также информация о наличии сведений о таком документе в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». Указанные пользователем сведения, подписанные простой электронной подписью, называются уникальным электронным заявлением о согласии на зачисление. Организация, посредством единого портала, должна будет предоставить возможность записаться на прохождение дополнительного вступительного испытания, а также информацию о вынесенном решении по итогам рассмотрения заявления. Образовательные организации должны будут работать через сервис приема (подсистема федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся), или через личный кабинет организации в сервисе приема.
Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831.
Вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года
Вводятся новые требования к структуре официального сайта образовательной организации. В частности, предусматривается, что специальный раздел сведений об образовательной организации должен содержать в числе прочего подразделы «Доступная среда» и «Международное сотрудничество»
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441
Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг
(вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.)
Новыми правилами оказания платных услуг установлено, что организации, что осуществляют свою образовательную деятельность за счет федерального бюджета сами определяют стоимость платных образовательных услуг. Исключение – услуги, оказываемые сверх государственного задания.
По-новому прописаны правила информирования об услугах, процедура заключения договоров, ответственность исполнителя и заказчика
273 закон об образовании в Российской Федерации
Все требования и условия обучения в Российской Федерации регулируются 273 Федеральным Законом. С принятием этого закона работа в образовательных учреждениях стала эффективнее, грамотных граждан стало больше, многие конфликтные ситуации, связанные с учебой, стали решаться проще и т. д. При его составлении были учтены нюансы и специфика обучения на территории Российской Федерации.
Общие сведения
ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Последние поправки и изменения в него были внесены 29 июля 2017 года.
Читайте также о последних изменениях в ФЗ N 131 здесь:
Содержание закона об образовании в Российской Федерации:
- В первой главе описываются все общие положения, основные понятия, принципы и цели составления и принятия. Тут описаны полномочия всех государственных, административных и муниципальных органов власти в сфере образования. Правоотношения и кто имеет право на получение знаний;
- Во второй главе описывается система образования. Структура, государственные стандарты, язык, на котором преподают, специальные программы и требования к учреждениям и педагогам. Даются подробные условия и требования для реализации всех стандартов, также в какой форме возможно преподавание;
- В третьей прописаны лица, имеющие право на преподавание в Российской Федерации. Даются категории учреждений и каким образом лица могут открыть свои образовательные организации, условия для открытия;
- В четвертой подробно описаны все права и обязанности учеников, студентов и других обучающихся (если они несовершеннолетние) и их родителей;
- В пятой главе подробно описаны все права и обязанности учителей, преподавателей, профессоров и других работников образовательных организаций;
- В главе номер шесть способы и причины изменений образовательных правоотношений между лицами или прекращение их. Расторжение договоров, специальные случаи, аттестации и экзамены;
- В седьмой описано общее бесплатное образование, предоставляющееся любому гражданину Российской Федерации;
- В главе номер восемь описано среднее и высшее образование, требования на приме студентов, стипендии, условия обучения и т. д.;
- В девятой описано специальное образование, аттестация специалистов, квалификация;
- В главе номер десять описаны все другие дополнительные виды образования, не входящие в какую-либо область или привычную квалификацию;
- В 11 описана каждая область образования, как искусство, спорт, наука и т. д. Специфика областей и условия преподавания и обучения. Там же оформлены способы обучения для иностранных граждан или лиц, проявивших себя, с выдающимися способностями и т. д.;
- В главе номер 12 описаны способы контроля и регламентации образования Правительством Российской Федерации. Оценка учреждений, учащихся и преподавателей;
- В 13 главе описана вся экономическая сторона образования;
- В главе номер 14 описано сотрудничество стран с Российской Федерацией в сфере образования, возможности обмена учащимися для повышения квалификации и укрепления отношений;
- В 15 прописаны все дополнительные положения и заключения.
Целью принятого закона является защита и использование прав граждан на образование. Акт считается основополагающим для сферы обучения.
Условия получения бесплатного образования в РФ по ФЗ 273
Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.
Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.
Последние поправки
Последнее изменение в законе об образовании в РФ произошло 29 июля 2017 года. Изменения произошли в ст. 4 пункт 8 — после слов «на территории свободного порта Владивосток» была дописана фраза «, на территориях инновационных научно-технологических центров».
По последней редакции в статье номер 2 описаны понятия и термины, использующиеся в дальнейшем в Законе. В этой статье дается определение терминам образование, квалификация, воспитание, уровень образования, обучение и т. д. Описывается то, в чем заключается государственный стандарт, уход за детьми, федеральные государственные требования, конфликты интересов, программа образования, правоотношения, качество, направленность и т. д. Перечисляются лица, участвующие и имеющие право на участие в образовательной программе.
По последней редакции 3 статья тоже претерпела определенные изменения. Теперь в ней перечислены важнейшие, главные принципы, по которым государство регулирует правоотношения в сфере образования. Среди этих принципов приоритет обучения для детей, свобода выбора граждан согласно их потребностям и наклонностям, право каждого человека на получение знаний и т. д.
В 9 же статье изменения произошли в пункте номер 2. Все слова «Санкт-Петербург» и указания этого города изменились на «Санкт-Петербург и Севастополь». В этом пункте речь идет о полномочиях органов городов Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в сфере образования.
В статье номер 11 Закона об образовании описаны государственные стандарты и требования, которые должны выполняться учреждениями и организациями в обязательном порядке. Так как стандарты могут меняться, в этой статье написано, что они устанавливаются и предоставляются всем учреждениям Правительством Российской Федерации. Из последних изменений в этой статье были описаны принципы работы и стандарты обучения граждан с ограниченными возможностями в связи с состоянием здоровья.
Согласно 12 статье ФЗ 273 образовательная программа каждого учреждения составляется руководством при помощи специалистов в этой сфере. Военную подготовку и военную кафедру составляют и подписывают специальные органы. Из пункта 13 исключили информацию об органах контроля над психотропными и наркотическими веществами и их оборотом.
Скачать действующую редакцию ФЗ 273
Действующая редакция закона об образовании в РФ была составлена Государственной Думой максимально эффективно и полезно для граждан страны. Он помогает контролировать, регулировать и устанавливать новые нормы в сфере образования.
Правительство РФ и Государственная Дума часто вносят в этот закон корректировки, так как образование населения — одна из важнейших областей развития.
Актуальную редакцию Федерального Закона 273 «Об образовании» Российской Федерации можно скачать по ссылке.
Комментарии к закону об образовании
Для того чтобы более подробно изучить свои права и обязанности, понять как можно защитить себя и своего ребенка, нужно изучить Законодательство. В этом помогают комментарии специалистов. Также комментарии могут помочь лицам, попавшим в конфликтную ситуацию, для того чтобы лучше понять способы реализации своих идей, защиты своих интересов в суде.
Комментарии к Федеральному Закону 273 «Об образовании» Российской Федерации можно скачать по ссылке.
Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Что он означает
Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)
Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат
Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом
Высшее образование – специалитет или магистратура
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом
Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?
Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.
Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.
Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».
В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».
А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.
Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».
С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».
Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Об изменениях в новом законе об образовании
Закон «Об образовании в Российской Федерации» объединил два действующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», а также целый ряд действующих нормативных правовых актов в сфере образования. Новое в этом законе коснулось всех уровней. В понятийном аппарате
Введено ряд новых понятий: образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организации, осуществляющие образовательную деятельность; отношения в сфере образования, участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования; конфликт интересов педагогического работника; и другие.
В дошкольном образовании
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. Оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми, т.е. учить ребенка в детском саду станут бесплатно, а за присмотр и уход нужно будет платить. Плата определяется учредителем. Малообеспеченные родители по решению учредителя могут платить меньше или не платить вообще. От платы освобождаются дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.
В сфере общего среднего образования
Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.
Изменяются наименования типов и видов образовательных организаций. О гимназиях и лицеях в законе речи не идет. Специализация образовательного учреждения может быть указана в его названии.
Право преимущественной записи в первые кассы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа.
В школы с углубленным изучением каких-либо предметов прием будет производиться индивидуально в средних и старших классах.
Определены особенности получения образования иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.
Отдельно прописано право ребенка на качественное инклюзивное образование по адаптированным программам. Школы, которые будут вводить инклюзивные программы, обязаны создать детям с ограниченными возможностями здоровья условия для получения качественного образования без дискриминации.
Введено понятие «безопасность школьной среды», что упрощает предъявление претензий к школе по причине несчастного случая с обучающимся.
Более подробно говорится о мерах дисциплинарных взысканий. К учащимся будут применяться более строгие требования по вопросу дисциплины и успеваемости, вплоть до исключения из школы, в т.ч. и в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Даны понятия сетевого и электронного обучения, которые могут быть использованы на всех уровнях образования.
Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении 4 лет.
В законе закреплен принцип светского характера образования в государственной школе и практика преподавания ОРКСЭ. Религиозные организации получили право проверять программу курса на соответствие вероучению, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.
Отдельные статьи посвящены статусу учителя и руководителя. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Что касается оплаты труда учителей, то согласно закону она не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Курсовую переподготовку учитель обязан проходить через каждые 3 года, а не раз в 5 лет.
В среднем профессиональном образовании
Профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты.
Учебные заведения получили право вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование.
Разрешено производить отбор учащихся в творческие учебные заведения по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
В сфере высшего образования
Согласно новому закону об образовании студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.
Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах. Получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (только один раз) дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя — инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств.
Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением МГУ, СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов), где придется сдавать дополнительные экзамены.
Без вступительных испытаний поступать в вуз предоставлено право победителям и призерам олимпиад. Для поступления «на бюджет» вне конкурса для детей-инвалидов установлена квота — 10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации), при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний.
Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.
В военные вузы преимущественное право поступления при прочих равных условиях предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».