Новые штрафы-2022. Что ждет водителей (суммы и нюансы)
Новые штрафы-2022. Что ждет водителей (суммы и нюансы)
Минюст совместно с другими ведомствами готовит проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который будет предписывать новые штрафы для водителей. Наказывать автомобилистов по новым статьям будут не ранее 2022 года. Проект нового Кодекса об административных правонарушениях обсуждается несколько месяцев, но из-за пандемии сроки его рассмотрения и принятия несколько раз переносились.
Как пояснили Autonews.ru в Минюсте, в штабе ведется работа над межведомственной рабочей группой по внесению изменений в Административный кодекс с привлечением заинтересованных государственных органов, научных и деловых кругов и общественных организаций. При этом уже известно, что изменения не коснутся порога скорости без штрафных санкций в +20 км / ч.
Штраф за шины, свет и другие неисправности
Как сейчас: штраф в размере 500 рублей по ст. 12.5 КоАП [1] предусмотрено для неисправностей, перечисленных в приложении к Дорожному кодексу «Основные положения по допуску к использованию транспортных средств…» [2].
Как будет: в перечень дефектов, указанных в регламенте, будут добавлены новые элементы и за большее количество технических нарушений будет наложен штраф в размере 500 рублей. Большинство новых запретов уже содержится в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесной техники» 2011 года [3]. Без соблюдения этих требований сейчас невозможно пройти технический осмотр, а штрафные санкции за такие неисправности пока не предусмотрены.
В ГИБДД намерены расширить перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Соответствующий пакет поправок был представлен в правительство весной 2021 года, сообщает «Комменсант». Предполагается, что штрафы за новые ошибки вступят в силу с 1 марта 2022 года, хотя проект нового Кодекса об административных правонарушениях на данный момент еще не может быть принят — пакет поправок ГИБДД может быть утвержден отдельно, до принятия Кодекса об административных правонарушениях. Autonews.ru направил запрос в МВД России.
Наказывать планируют за несезонную резину, изношенную резину, а также за разные шины спереди и сзади. Они также хотят оштрафовать за поврежденные бамперы и незаконные лебедки, отсутствующие подголовники, козырьки и подушки безопасности, предоставленные автопроизводителем.
В ГИБДД хотят расширить список поломок, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. (Фото: Autonews.ru)
Кроме того, водители будут оштрафованы, если в их автомобилях загорится индикатор Check Engine и на лобовом стекле есть препятствия для видимости (например, навигатор, видеорегистратор, пленки и наклейки). Отдельно прописаны штрафы за отсутствующие или неработающие омыватели фар, а также автокорректоры и ряд других проблем с внешними осветительными приборами, в том числе защитные наклейки на фары.
Штраф за езду без техосмотра
Как сейчас: штраф за отсутствие техосмотра 500-800 руб.
Как будет: за вождение без действующей диагностической карты оштрафуют на 2 тыс. Руб.
Наказание за езду без диагностической карты за прохождение технического осмотра должно быть введено с 1 марта 2022 года — инспектор ГИБДД сможет оштрафовать водителя без технического осмотра на 2 тысячи рублей. При этом ответственность за посещение СТО целиком ложится на водителя: с августа 2021 года техосмотр освобожден ОСАГО. Теперь при приобретении страхового полиса автомобилисту не нужно предъявлять диагностическую карту.
Планируется организовать запись пробега без прошедшего техосмотра с помощью дорожных камер. Также штраф не будет чаще одного раза в день.
С 1 марта 2022 года инспектор ГИБДД сможет оштрафовать водителя без технического осмотра на 2 тысячи рублей. (Фото: РБК)
«Письмо счастья» за езду без ОСАГО
Как сейчас: за вождение без ОСАП наказывать может только инспектор ГИБДД, штраф 800 рублей.
Как будет: камеры начнут штрафовать за отсутствие обязательной страховки, сумма не изменится — все те же 800 руб.
В проекте Кодекса об административных правонарушениях также есть пункты о новых штрафах за камеры дорожного движения. Например, автоматическое наказание ожидает, пока водители будут двигаться без политики CTP. Сегодня это одно из самых распространенных нарушений среди автомобилистов, а также большая проблема для водителей, попавших в незастрахованные автомобильные аварии. Дела о дорожно-транспортных происшествиях с виновными без ОСАГО рассматриваются в судах годами.
После утверждения проекта нового Кодекса об административных правонарушениях камеры смогут штрафовать за вождение без ОСАГО. Компьютер сверит номер автомобиля с базой данных полиса автострахования и проверит, застрахован ли водитель. В случае его неявки нарушителю будет назначен штраф в размере 800 рублей. Такая же сумма предусмотрена в случае устранения нарушения сотрудником ГИБДД. Один раз в день они будут оштрафованы за питание без обязательного автострахования.
Штраф для пьяных водителей с детьми
Как сейчас: за вождение в нетрезвом виде, независимо от нахождения в машине, дети оштрафованы на 30 тысяч рублей и лишены прав на 2 года.
Как будет: наказание за вождение в нетрезвом виде останется прежним, но если в машине есть дети, то наказание будет более суровым — 50 тысяч рублей и 3 года лишения прав.
Поправки, ужесточающие наказание за вождение в нетрезвом виде, вступили в силу летом прошлого года. Уголовная ответственность была усилена для автомобилистов, ранее судимых за серьезные ДТП в состоянии алкогольного опьянения со смертельным исходом и травмами. Если выяснится, что люди погибли или пострадали в первой аварии по вине водителя в нетрезвом виде, его могут посадить на срок до трех лет, а лимит возможного штрафа увеличат до 300-500 тысяч рублей.
Но в 2022 году наказание для нетрезвых водителей станет еще жестче. Правоохранительные органы давно настаивают на ужесточении ответственности автомобилистов, которые напиваются для перевозки детей в автомобилях. Одна из норм проекта нового Кодекса об административных правонарушениях предполагает, что если инспектор обнаружит в автомобиле ребенка до 16 лет, пьяный водитель будет лишен водительских прав на 3 года и оштрафован на 50 тысяч рублей.
Речь идет о ситуациях, когда водитель отказывается проходить медицинский осмотр. Сегодня, независимо от наличия пассажиров и их возраста, пьяные водители при отказе от проверки на алкоголь оштрафованы на 30 тысяч рублей и лишены прав на срок до 2 лет.
Если инспектор обнаружит в машине нетрезвого водителя младше 16 лет, водитель будет лишен прав на 3 года и оштрафован на 50 тысяч рублей. (Фото: Autonews.ru)
Превышение средней скорости
Как сейчас: за превышение средней скорости штрафуют так же, как и за превышение мгновенной скорости: минимальный штраф за 20-40 км / ч — 500 рублей, максимум за превышение 80 км / ч и выше — 5 тысяч руб.
Как есть: размер штрафов останется прежним, но оспорить их в суде будет невозможно, так как CAO пропишет определение средней скорости и штраф за ее превышение.
Российских водителей давно оштрафовали за превышение средней скорости. Для этого на участке дороги ставятся две камеры, которые рассчитывают среднюю скорость и отправляют штраф, если она оказывается больше разрешенной. Сами водители не согласны с таким положением вещей и часто оспаривают штрафы за среднюю скорость в суде, исходя из того, что в Кодексе об административных правонарушениях отсутствует понятие «средняя скорость» и штрафы за такое нарушение не имеют юридической силы.
После публикации нового черновика кодекса уже нельзя будет оспаривать штрафы за среднюю скорость. Размер штрафа за данное нарушение для водителей не отличается от размера штрафов за мгновенную регистрацию превышения скорости.
Штрафы за газоны, детские площадки и мойку во дворе
Как сейчас: за газон, детские площадки и тротуары не везде штрафуют и размер штрафа составляет 5 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц. Штрафы можно обжаловать в суде. За стирку в неположенном месте штраф не взимается.
Как это будет: федеральный штраф за мытье в неположенном месте — до 2 тысяч рублей, штраф за вождение и парковку на газоне — до 4 тысяч рублей, детские и спортивные площадки — до 5 тысяч рублей.
Год назад новый Кодекс об административных правонарушениях был изменен на штрафы за мытье автомобиля в запрещенных местах. Одно из таких мест — это, например, двор многоквартирного дома. За это водители будут наказаны штрафом в 1-2 тысячи рублей.
Они также планируют наложить штраф в 2022 году за остановку или проезд по территориям, занятым зелеными насаждениями, то есть на лужайках и клумбах. За это они будут наказаны 1,5-4 тыс. Рублей в зависимости от места и ущерба, нанесенного территории. Такие нарушения будут автоматически фиксировать неравнодушные прохожие. Фото нарушения можно будет отправить в госорганы через приложение, аналогичное московскому помощнику. Тогда размер штрафа составит 2 тысячи рублей.
За остановку или пересечение участков, занятых зелеными насаждениями, то есть газонов и клумб, будет наказано 1,5-4 тысячи рублей. (Фото: соцсеть)
2-5 тысяч рублей будут наказаны за парковку, стоянку и проезд по детским и спортивным площадкам. Некоторые региональные власти уже давно ввели такие санкции для граждан и юридических лиц и уже пишут нормативно-правовые акты в строгом и принципиальном порядке. Однако в Общероссийском кодексе об административных правонарушениях правило могло появиться только в 2022 году.
Штраф за брошенный автохлам
В нынешнем виде: в России за автомобильный мусор штрафов не взимается.
Как будет: за брошенный мусор будут наказаны до 3 тысяч рублей.
Еще один штраф, который ожидает водителей в 2022 году, также прописан в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях. Наказание ждет владельцев автомобильного мусора на стройках. Во избежание разногласий в документах четко прописано само понятие самозабвения. Это автомобили без одной или нескольких предусмотренных проектом частей кузова: капота, двери, замка кузова или двери кабины, закрытия горловин баков, крышек топливных баков. И / или отсутствуют одно или несколько стекол, внешних фонарей, колес, шин. Кроме того, сгоревший автомобиль будет считаться мусором. Владельцам такой недвижимости следует готовиться к штрафу от 1 до 3 тысяч рублей.
Изменения в ОСАГО от 25 мая 2020 года: что изменилось и когда вступает в силу
На прошлой неделе, 25 мая, был утвержден Федеральный закон № 161 о внесении изменений в закон об ОСАГО. Часть новых правил начала действовать сразу, часть вступит в силу через 90 дней с момента утверждения. Давайте разберемся, что изменилось и что еще изменится в правилах страхования автомобилей.
С 25 мая начала действовать статья 2 принятого закона. Она вносит два ключевых изменения.
- До 30 сентября для приобретения полиса ОСАГО не нужно предъявлять диагностическую карту. Это позволяет заключать договор страхования онлайн без посещения офисов страховой компании и станции технического осмотра. Однако техосмотр проходить все равно придется: закон поясняет, что страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены в регионе ограничительных мер (режима самоизоляции), но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. То есть прохождение техосмотра просто отложили до нормализации эпидемиологической обстановки. Более того, если автомобиль не застраховать в указанный выше срок не позднее одного месяца с даты отмены режима самоизоляции, то в случае ДТП по вине водителя без техосмотра страховщик имеет право взыскать с него компенсацию выплат потерпевшему по статье 14 закона об ОСАГО о регрессном требовании страховщика.
- До 30 сентября отменено право страховщиков на регрессное требование в случае ДТП к страхователям такси, автобусов и грузовиков, у которых на момент ДТП истекла диагностическая карта. Частных владельцев легковых автомобилей это не касается: подпункт «и» все равно распространяется только на владельцев такси, автобусов и грузовиков. А о том, в каких случаях страховая может требовать компенсации с обычного водителя, мы рассказывали в отдельном материале.
Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.
В августе вступят в силу изменения, касающиеся тарифов ОСАГО, – произойдет та самая либерализация тарифов, которую так давно обсуждали. Факторов, влияющих на базовые ставки тарифов, станет больше, а коэффициенты, понижающие или повышающие итоговую стоимость, изменятся.
Базовые ставки тарифов для частных лиц будут зависеть от следующих дополнительных факторов, касающихся водителей:
- административное или уголовное наказание за пьяную езду;
- наказание за отказ от медицинского освидетельствования;
- наказание за оставление места ДТП;
- наказание за ДТП с пострадавшими или погибшими;
- неоднократное наказание за проезд на красный свет;
- неоднократное наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- неоднократное наказание за выезд на встречную полосу;
- иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.
Неоднократные нарушения учитываются за полный год, предшествующий дате заключения договора, – то есть, если лихач остепенится и перестанет нарушать, ставка ОСАГО в следующем году снизится. А вот «иные факторы», пока крайне размыто обозначенные в законе, будут определены Банком России ближе к дате вступления поправок в силу.
Отдельные коэффициенты, применяемые сейчас, уйдут в прошлое: например, возможность управления автомобилем с прицепом больше не включена в список. В остальном ключевые коэффициенты на первый взгляд кажутся практически теми же:
- территория использования, определяемая по месту прописки;
- количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис (так называемый КБМ);
- технические характеристики автомобиля;
- ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
- срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
- иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.
На практике коэффициенты еще могут быть скорректированы: к примеру, возраст и стаж водителей в качестве коэффициентов по-прежнему не упомянуты, и их могут убрать из «иных обстоятельств». А вот сами эти «иные обстоятельства» тоже будут окончательно сформированы Банком России позднее, до конца лета.
Потерпевших в ДТП обязали информировать страховщика о месте, дате и времени независимой экспертизы, которую они организовывают в случае, если сам страховщик не организовывает ее в установленные законом пять рабочих дней со дня поступления заявления.
Оформление электронного полиса ОСАГО с участием посредников теперь официально включено в подпункт «ф» пункта 1 статьи 26 закона об ОСАГО: они обеспечивают «обмен информацией между страхователем и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа».
А еще с конца апреля МВД будет передавать страховщикам данные о нарушениях водителей, влияющих на размеры базовых ставок страховых тарифов – то есть утаить от страховщика штрафы не получится.
В завершение отметим, что некоторые грядущие изменения еще не конкретизированы: неясно, какие «иные факторы» будут влиять на базовые ставки и применяться в качестве коэффициентов. Поэтому мы вернемся к вопросу, когда Банк России сформирует четкий список, и окончательно разберемся с тем, от чего будет зависеть стоимость полиса ОСАГО с конца лета.
Какие изменения ждут водителей в 2022 году. Обзор поправок в Правила дорожного движения
Министерством транспорта совместно с Министерством внутренних дел подготовлен пакет поправок в Правила дорожного движения (ПДД). Предполагается, что поправки начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Изменения в ПДД в 2022 году. Предполагаемые поправки
Штраф за отсутствие техосмотра
Штраф в размере 2 000 рублей за управление транспортным средством без диагностической карты, разрешающей участие в дорожном движении, был утвержден законом от 26 июля 2019 года №219-ФЗ. Вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Заметим, что в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), разработанного Министерством юстиции, разрешается назначение штрафа при фиксации езды без техосмотра дорожными камерами (не чаще одного раза в сутки).
Ужесточение техосмотра с 1 марта 2022
Минтранс подготовил проект Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» , где изменил форму диагностической карты техосмотра, оставив 59 пунктов проверки (раньше было 82).
По новой диагностической карте у легковых автомобилей будут проверяться, например, следующие параметры:
- эффективность тормозной системы, устойчивость транспортного средства при торможении, подтеки тормозной жидкости, герметичность гидравлического тормозного привода;
- люфты, самопроизвольные повороты рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе;
- углы регулировки и сила света фар;
- стеклоочистители и стеклоомыватели — их способность подавать жидкость в зоны очистки;
- трещины на дисках и ободьях колес, рисунок протектора не должен быть сильно истерт, шины должны быть одинаковыми;
- двигатель, его системы;
- не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзор водителя.
При условии подписания документа поправки вступят в силу с 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2027 года.
Штраф за неисправности
Подготовленные МВД поправки в «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» в соответствии с действующими нормами регламента Таможенного союза 2011 года «О безопасности колесных транспортных средств» расширят применение статьи 12.5 КоАП.
Штрафовать теперь смогут за следующие нарушения:
- неисправности двигателя (сигнал Check Engine) или АКПП, сохраненные в памяти бортового компьютера;
- отсутствующие (неработающие) фароочистители, автокорректоры уровня фар;
- защитные пленки на стеклах фар ;
- отсутствие козырьков против солнца и подушек безопасности, предусмотренных производителем;
- закрывающие обзор водителя навигаторы, видеорегистраторы, пленки, наклейки;
- конструкции из стали или аналогичных материалов, выступающие перед бампером, например, лебедки, которые часто устанавливают любители бездорожья;
- бампер, деформированный при ДТП, внутренняя железная часть которого выступает за габариты автомобиля и может нанести травму пешеходу;
- зимние шипованные шины летом — с июня по август или летние шины зимой — с декабря по февраль. Временной диапазон запрета может быть скорректирован по решению региональных властей;
- отсутствие зимних шин и цепей противоскольжения у водителей грузовиков в зимний период — вводится по решению региональных властей.
Утверждение поправок позволит применить наказание, предусмотренное по статье 12.5 КоАП — штраф от 500 рублей.
Ужесточение штрафов за езду в пьяном виде с детьми
В 2022 году ужесточается наказание для нетрезвых водителей.
Изменения в проекте нового КоАП: если в машине есть несовершеннолетние до 16 лет, нетрезвого водителя оштрафуют на 50 000 рублей (сейчас 30 000 рублей) и лишат прав на три года (сейчас два).
Федеральный закон от 1 июля 2021 №258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264-1 Уголовного кодекса РФ» так же ужесточает наказание за езду в нетрезвом виде. Дела водителей, подвергнутых только административному наказанию, при повторном нарушении в течение года будут рассматриваться уже по Уголовному кодексу:
- Судом может быть назначен штраф до 300 000 рублей, принудительные работы до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет.
- Ранее судимые по статье 264-1 Уголовного кодекса водители подвергаются наказанию в виде штрафа до 500 000 рублей либо принудительным работам на срок до трех лет, либо лишению свободы на срок до трех лет.
Отмена госпошлины за права с 1 января 2022 года
1 января 2022 года законную силу приобретет Федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий от госпошлины за водительское удостоверение (поправки внесены и в Налоговый кодекс):
- призывников, прошедших программу подготовки водителей по направлению военного комиссариата;
- граждан, проходящих военную службу по призыву, подтвердивших право на управление транспортными средствами категорий D и D1.
Регулирование СИМов и электронные документы
Отметим еще некоторые предполагаемые и обсуждаемые сейчас изменения ПДД в проекте поправок Минтранса и МВД.
Поправками было предложено ввести термин «средство индивидуальной мобильности (СИМ)»: электросамокаты, моноколеса, сигвеи и прочие устройства с электродвигателями. СИМы будут считаться транспортными средствами вне зависимости от мощности. Права и обязанности владельцев СИМов, разделенных на три категории — до 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет:
- 25 км/ч — максимальная скорость движения;
- запрет движения по автомагистралям;
- движение СИМов регулируется сигналами светофора с силуэтом пешехода или велосипеда;
- при выезде из жилой зоны СИМы уступают дорогу.
Нарушения будет регулировать статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Штраф от 1 000 до 1 500 рублей, если нарушение совершено в пьяном виде.
Предполагается также, что изменится пункт 2.1.1 ПДД, обязывающий водителей иметь с собой СТС, права, полис ОСАГО. Пункт будет снабжен сноской «документы, предусмотренные в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством, предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
Мобильное приложение «Госуслуги.Авто», запущенное ГИБДД и Минцифры, генерирует QR-код — электронный образ СТС. Поскольку система работает в экспериментальном режиме, иметь при себе бумажный аналог документа сейчас необходимо.
Изменения в ПДД с 2022 года
Новый календарный год принесет водителям России целый ряд важных изменений – предлагаем детально разобрать, какие нововведения и поправки внесли в ПДД, и также какие новые правила необходимо будет исполнять с 1 января 2022 года.
Электронные документы водителя
6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.
По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.
Следующий на очереди документ — водительские права. Их перевод в электронный вид планируется после успешного завершения эксперимента с СТС.
Также согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов. До конца 2021 года должен выйти законопроект, закрепляющий возможность формирования путевых листов в электронной форме.
Открытая база нарушителей ПДД
Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.
Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.
Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.
Запуск базы переносится на 2022 году. Планируется, что база будет интегрирована в портал Госуслуг, а доступ к ней в первую очередь получат службы такси и каршеринга.
Медосмотр для получения прав подорожает
Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:
- определение наличия психоактивных веществ в моче;
- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.
Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.
Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.
Автоматическое лишение прав по медпоказаниям
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
- медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования. Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав. Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.
Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В случае его утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года.
Отмена госпошлины за права
Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
Система «Народный инспектор»
Ранее в Госавтоинспекции сообщали о возможности появления в РФ системы «Народный инспектор». Предполагалось, что благодаря ей любой человек, находящийся в России, сможет зафиксировать нарушение ПДД с помощью своего смартфона и передать соответствующее видео в ГИБДД.
Президент РФ Владимир Путин поручил до 1 июня 2022 года внедрить возможность штрафовать за нарушения правил дорожного движения (ПДД) на основе фото и видео, получаемых через специальное мобильное приложение. Поручение дано правительству РФ. Кабмин также должен проработать передачу регионам отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Срок исполнения поручения установлен до 1 июня 2022 года.
Для обычных автомобилистов такие новые правила означают, что уже в 2022 году сообщать о нарушениях ПДД сможет любой автомобилист, подкрепив свое заявление фото и видео правонарушения, совершенного другим участником дорожного движения. Для этого необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, скачать приложение для мобильного телефона, а также указать время и координаты съемки. Планируется, что привлекать к ответственности с помощью «Народного инспектора» будут только владельцев автомобилей, которые систематически нарушают ПДД.
Ограничения для шипованных шин
Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:
- ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
- дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
- ввести ограничения скорости для машин с шипами — 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
- ввести обязательный знак «Шипы» на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.
При этом водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.
Светофоры нового типа
В России в скором времени появятся светофоры нового типа. Использование таких устройств предусматривает масштабный проект поправок к правилам дорожного движения, которые разработал Минтранс.
От обычных устройств новый светофор отличается дополнительной белой секцией с пешеходом. Он указывает поворачивающим направо под зеленую стрелку водителям о том, что сначала надо пропустить пешеходов. По задумке, нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения.
Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивающих направо. Об этом их информирует дополнительная секция с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета.
Обязательные тахографы для автобусов
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн).
Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
Новые штрафы
Для водителей готовят не только целый ряд важных изменений в ПДД, а и новые штрафы, которые могут стать реальностью уже в 1 января 2022 года. Так, для автомобилистов придумали сразу несколько новых поводов для взысканий, а также решили ужесточить наказание за целый ряд нарушений. Такие нововведения содержатся в проекте измененного Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который предлагает Минюст.
Так, новые правила ПДД, которые могут стать актуальными уже с 1 января 2022 года, предполагают такие размеры штрафов:
Нарушение | Штраф |
Езда в пьяном виде с ребенком в салоне | 50 тыс. руб. и лишение прав до 3 лет |
Управление автомобилем лицом, не имеющим права на управление ТС (повторно) | 20-30 тыс. руб. или обязательные работы 40-60 часов |
Управление автомобилем лицом, лишенным прав | 30 тыс. руб. или обязательные работы до 60 часов |
Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции во время погони (если это создало угрозу жизни или здоровью граждан) | 40 000 руб. |
Незаконная тонировка авто (повторно) | 5 000 руб. или лишение прав до 3 мес. |
Езда с нечитаемым или грязным номером (повторно) | 5 000 руб. или лишение прав до 3 месяцев |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2-5 тыс. рублей или лишение прав до 6 мес. |
Стоянка вне специального кармана | 1 000 — 3 000 руб. |
Перевозка ребенка без автокресла | 3 000 — 5 000 руб. |
Езда по проезжей части на снегоходах, болотоходах или мотоблоках (новый штраф!) | 1 000 — 2 000 руб. |
Опасное вождение ( новый штраф! ) | 3 000 руб. |
Систематическое грубое нарушение ПДД, 3 и более нарушений в течение года ( новый штраф! ) | 10 000 – 30 000 руб. или лишение прав |
Мойка авто на газоне ( новый штраф! ) | 1 000 — 3 000 руб. |
Управление автомобилем после временного ограничения прав ( новый штраф! ) | 1 000 — 3 000 руб. |
Сброс мусора из автомобиля ( новый штраф! ) | 2 000 — 3 000 руб. |
Порядок покупки «красивых» номеров
Минэкономразвития подготовило поправки о порядке покупки красивых автомобильных номеров.
Изначально (в 2020 году) было решено, что за красивый госномер владельцу придется платить увеличенную госпошлину или же можно будет купить его на аукционе. Покупка прорабатывалась в режим онлайн, при помощи портала Госуслуг.
Тогда же были озвучены предварительные цены (от 5 до 650 тыс. рублей). Но осенью 2021 году Минэкономразвития направило пакет данных поправок на рассмотрение Правительства. В обновленном варианте содержится сразу 13 вариантов тарифов на красивые госномера. Теперь номера формата А777АА стоят уже от 600 тысяч до 6 миллионов рублей.
Кроме того, если ранее продажу красивых госномеров через портал Госуслуг планировалось запустить с 1 января 2021 года, то теперь речь идёт уже о запуске с 2022 года.