Management-study.ru

Студия менеджмента
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

Особенности рассмотрения заявлений в ОВД.

В указанной статье подробно остановимся на особенностях рассмотрения заявлений граждан в ОВД, в данном случае в полицию.

У сотрудников компании «ЮниТра» большая практика оказания юридической помощи гражданам и юридическим лицам в указанном направлении деятельности. Эта практика заключается в том, что на протяжении десятилетий отдельные наши сотрудники служили в милиции, а затем в полиции, и не понаслышке знают «кухню» рассмотрения заявлений и других обращений граждан.

В чем же особенности рассмотрения Вашего заявления в полиции?

Одна из них – это юридическая, чисто правовая. Граждане должны знать, что каждое заявление должно пройти регистрацию по дежурной части ОВД.

Другая особенность – все вопросы, скажем уточняющие, гражданину сотрудники ОВД должны задавать после регистрации заявления и вручения заявителю соответствующего талона.

И, наконец, важная особенность – это результаты рассмотрения заявления и принятие того или иного процессуального решения.

Теперь рассмотрим выше перечисленные особенности рассмотрения заявлений в ОВД более подробно.

Первое. Юридические особенности.

Правовым источником рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о преступлениях является Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (УПК), а также остановимся на такой особенности поданного Вами заявления как на сроках его рассмотрения.

Цитируем статью 144 УПК. «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении»

«Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. ».

Небольшой комментарий. Законодатель четко определил срок в трое суток для принятия процессуального решения. Не больше. Это говорит о том, что в Вашем заявлении уже говорится о совершенном преступлении, и здесь решение принимается по факту, т.е. возбуждается уголовное дело.

Изучаем далее указанную статью УПК.

«Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов…» и т.д., «…прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток…». Сроки рассмотрения, в большинстве своих случаев, продлеваются в основном по заявлениям граждан или юридических лиц по преступлениям экономической направленности.

И вот это, Вам скажем по опыту работы в системе ОВД сотрудников нашей компании, «лазейка» для отдельных недобросовестных сотрудников (дознаватели, следователи и те же прокуроры). А «лазейка» начинается с мотивированного рапорта или постановления. Конечно, много есть обоснованного, но вместе с тем отдельные товарищи в ОВД ищут в этом свою материальную выгоду.

Если хотите, скажем так: с продлений сроков принятия решения по заявлениям, также начинается коррупция в системе ОВД. Но это отдельный и более обстоятельный разговор, просто ремарка по УПК в части особенностей рассмотрения заявлений.

В частности, согласно ч.6 ст. 141 УПК РФ заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Вы спросите, что граждане обращаются в полицию не только с заявлениями о преступлениях, но и с другими разного рода сообщениями.

Отвечаем. Работа с обращениями граждан в МВД России должна вестись в соответствии Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.

Во исполнение указанного Закона приказом МВД России № 707 от 12 сентября 2013 г. была утверждена Инструкция «Об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД».

Указанная Инструкция утверждена для того, чтобы в ОВД был единый порядок рассмотрения обращений граждан, цитируем: «…В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказываю…».

В соответствии с названной Инструкцией, в органах внутренних дел регистрируются все поступающие предложения и заявления.

Второе. Реагирование ОВД на поступившее заявление.

Поступившие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, должны круглосуточно приниматься в любом органе внутренних дел. Сообщения могут поступать в ОВД лично от заявителя, нарочным, по почте, телефону, телеграфу, факсимильной связи и иным видам связи.

Сообщения о происшествиях, поступившие в делопроизводственное подразделение ОВД по почте, иным средствам связи регистрируются по правилам делопроизводства, передаются на рассмотрение начальнику ОВД и затем по указанию начальника передаются в дежурную часть для регистрации в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).

Это значит, что заявление для начала регистрируется, а потом по нему начинается соответствующая работа.

И если Вы обратились в ОВД с заявлением, а с Вами хотят поговорить, уточнить кое-какие детали до регистрации, знайте: сотрудники ОВД нарушают указанную Выше Инструкцию и действуют незаконно.

Третье. Результаты рассмотрения заявлений, как особенность.

В соответствии с действующим законодательством протокол принятия устного заявления, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии со ст. 141 ,142 и 143 УПК РФ.

Как мы говорили выше, решение по заявлению должно быть принято не позднее 3 суток с момента поступления в ОВД. По решению руководителя срок может быть продлен до 10 суток.

На практике проверка продляется практически по всем заявлениям. Срок исчисляется в сутках, праздничные или выходные — не имеет значения.

Во многих случаях заявления пересылается в другой ОВД, срок начинает исчисляться сначала, с момента его регистрации в ОВД, в которое он адресован.

Это, также Вам скажем, очень важная для сотрудников ОВД «лазейка». В этом случае начинается обыкновенный «футбол», и этому нет ни конца, ни края.

Представьте, что заявления «футболят» из одного города или региона в другой. Здесь, увы, как показывает практика, логическое завершение по заявлению найти очень трудно. И это, также, своего рода особенность работы ОВД в части рассмотрения поступивших заявлений.

Также, Вы должны знать, что по результатам рассмотрения заявления Вам должно поступить письменное сообщение из ОВД о результатах его рассмотрения и принятого решения.

В любом случае, обращайтесь в компанию «ЮниТра» и мы окажем Вам необходимую квалифицированную помощь.

Порядок рассмотрения обращений граждан, организация приема граждан в органах внутренних дел

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в системе МВД России установлен Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в органы внутренних дел (полицию) и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Обращение гражданина – обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: – прием и первичную обработку обращений;

– регистрацию и учет обращений;

Читайте так же:
Документы для оформления ОСАГО в 2022 году

– принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;

– рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;

– подготовку и направление ответов на обращения;

– хранение обращений и материалов по их рассмотрению;

– личный прием граждан;

– анализ рассмотрения обращений;

– контроль за рассмотрением обращений.

В письменном обращении и интернет-обращении должна быть изложена суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.

К рассмотрению принимаются обращения:

1) направленные посредством:

– операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел;

– федеральной фельдъегерской связи и специальной связи;

– дежурной части территориального органа МВД России;

– почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.

2) полученные в ходе личного приема.

Все обращения, поступившие в орган внутренних дел подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его гражданину или лицу, представляющему его интересы.

Письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, докладываются руководителю территориального органа и с его поручением передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения. В КУСП оперативным дежурным делается отметка о дате и номере регистрации обращения в подразделении делопроизводства.

Зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).

Запрещается направлять обращение на рассмотрение в орган внутренних дел, иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которых обжалуются.

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно.

По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений:

– принять к рассмотрению по существу;

– направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства;

– направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган;

– приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено;

– не проводить проверку по обращению, если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена, либо если обращение признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину. Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя.

Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

– представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

1) письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов;

2) письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:

– об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин;

– о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;

3) принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение.

Порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях в органах внутренних дел определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным Приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140.

В территориальных органах МВД России осуществляются:

1. Прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:

а) о преступлении: заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

б) об административном правонарушении: заявление гражданина, должностного и иного лица, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

в) о происшествии: заявление гражданина, должностного и иного лица либо рапорт сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с которым требуется проведение проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо повода для возбуждения дела об административном правонарушении (о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях).

2. Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:

а) о преступлении: сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Читайте так же:
Что такое ЕГИССО?

б) об административном правонарушении: сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

в) о происшествии: изложенное в устной форме заявление гражданина, должностного и иного лица, которое требует проведения проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо события административного правонарушения, а также сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом подразделением вневедомственной охраны особо важном объекте, объекте повышенной опасности и жизнеобеспечения, объекте, подлежащем обязательной охране полицией.

Заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии – в устной форме.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.

Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, сообщает в дежурную часть территориального органа (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого (полученного) заявления (сообщения) для незамедлительной регистрации в КУСП.

По результатам рассмотрения заявления о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче по подследственности или по подсудности в суд по делам частного обвинения.

По результатам рассмотрения заявления об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

По результатам разрешения заявления иных происшествиях принимаются следующие решения:

1) о передаче заявления (сообщения) о происшествии в иной территориальный орган МВД России по территориальности;

2) о приобщении заявления (сообщения) о происшествии к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;

3) о приобщении заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела;

4) о передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Анализ работы с обращениями граждан в отделе полиции

Особое место в деятельности любого государственного учреждения занимает работа с обращениями граждан. В настоящее время, несмотря на развитие электронных услуг и возможности получить ответы на свои вопросы по электронным каналам, граждане России достаточно часто обращаются к различным должностным лицам с помощью писем или на личном приеме.

Обращения, как известно, выполняют три главные функции <1>:

  • это средство защиты личных прав и свобод граждан;
  • это форма реализации конституционного права на участие граждан в управлении государством, а следовательно, одна из форм выражения народовластия;
  • это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью.

Работа с обращениями граждан и организаций в отделе полиции (ОП) УМВД России по г. Пензе регламентируется в первую очередь Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <2> и целым рядом Приказов МВД России. Основной ведомственный нормативный акт — это Приказ "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации (далее — Инструкции)" <3>.

<2> Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изм.).
<3> Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 26.02.2015).

В Инструкции отражены все основные аспекты работы с обращениями граждан, прописанные в Федеральном законе и в приказах МВД России.

Работой с обращениями граждан в отделе полиции (ОП) N 3 занимается делопроизводитель отдела делопроизводства и режима (ОДИР). Кроме вышеназванных актов он в своей работе опирается на Приказ МВД России по Пензенской области "О порядке представления сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны" <4>. Обращения и ответы на них поступают в ОП N 3 от граждан и различных структур. Соотношение адресантов показаны на рисунке 1: от граждан и организаций — 46%; из подразделений УМВД России по г. Пензе — 22%; от органов исполнительной власти — 18% и из Отдела делопроизводства и режима УМВД России по Пензенской области — 14%.

<4> Приказ МВД России по Пензенской области от 15.11.2013 N 1808 "О порядке представления сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны".

Соотношение адресантов письменных обращений Рис. 1

Свои обращения граждане могут как излагать в письменной форме, так и приходить на личный прием в отдел полиции и любые органы внутренних дел.

Рассмотрение обращений граждан в ОП N 3 включает в себя следующие этапы, которые соответствуют Инструкции:

  • прием и первичную обработку обращений;
  • регистрацию и учет обращений;
  • принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
  • рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
  • подготовку и направление ответов на обращения;
  • хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
  • личный прием граждан;
  • анализ рассмотрения обращений;
  • контроль за рассмотрением обращений.

Допустимыми каналами поступления письменных обращений считаются почта, электронная почтовая связь, факсимильная связь, личный прием (п. п. 27 — 28 Инструкции).

В соответствии с Инструкцией делопроизводитель перед вскрытием почтового отправления проверяет соответствие его доставки указанным на нем адресным данным. Почтовые конверты сохраняются вместе с обращениями.

При первичной обработке письменных обращений граждан делопроизводитель сортирует полученные письма на две группы:

  • обращения, содержащие предложения и жалобы;
  • обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (они в дальнейшем регистрируются в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП), об административных правонарушениях и происшествиях с гражданами (АППГ)).

На рисунке 2 показано соотношение вопросов, затрагиваемых в обращениях граждан, регистрируемых в КУСП. При этом больше всего волнуют граждан противоправные деяния против общественного порядка и общественной безопасности (за 2014 г. — 60 обращений или 63%). О нарушениях в сфере экономики в 2014 г. было 23 обращения (24%), о преступлениях против личности — 10 обращений (11%).

Соотношение вопросов, затрагиваемых в обращениях граждан Рис. 2

Все письменные обращения, поступившие в ОП N 3, подлежат обязательной регистрации независимо от того, кому они адресованы, и рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.

Форма журнала регистрации соответствует Инструкции (рис. 3).

Форма журнала учета письменных обращений граждан

Регистрационный номер, вид обращения и способ доставки

Количество листов обращения и приложений

Характеристики обращения (повторное, аналогичное, типовое, неоднократное и др.)

Фамилия и инициалы гражданина, его адрес, название организации, ее адрес, дата и исходящий номер

Читайте так же:
Как безопасно получить деньги при продаже квартиры

Классификация по тематике

Краткое содержание обращения, кому оно адресовано, дата, указанная гражданином в обращении

Резолюции по обращению с указанием их дат, фамилий и инициалов руководителей

Наименование подразделения, фамилия, инициалы лица, ответственного за рассмотрение по существу и уполномоченного на подписание ответа, фамилия и инициалы непосредственного исполнителя, дата и подпись в получении обращения

Информация об осуществлении текущего контроля

Информация о выезде на место

Принятое по существу обращения решение

Результаты рассмотрения обращения с указанием даты ответа (уведомления), фамилия и инициалы должностного лица, его подписавшего

Результаты служебной проверки и сведения о привлечении к ответственности сотрудников, виновных в нарушении прав и законных интересов граждан

Сведения о месте хранения материалов по обращению

После регистрации делопроизводитель передает обращение начальнику ОП N 3. Начальник ОП N 3 накладывает на обращение резолюцию, в которой прописывается что, кому, и к какому сроку необходимо сделать по данному обращению.

В соответствии с наложенной резолюцией обращения передаются на исполнение. Со стороны делопроизводителя ведется контроль за исполнением обращения. Для ведения контроля заводится контрольная карточка по обращению (рис. 4 — не приводится).

Рис. 4 — Форма контрольной карточки по обращению Рисунок не приводится.

Контроль организуется в целях своевременного и в полном объеме рассмотрения обращений, а также принятия мер по выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, вызывающих поступление повторных жалоб (ст. 212 Инструкции).

По окончании рассмотрения обращений граждан составляется заключение в произвольной форме, состоящее из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (п. п. 106 — 112.3 Инструкции). Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку, согласовывается непосредственно с руководителем и утверждается должностным лицом, уполномоченным на подписание ответа.

Личный прием граждан регламентируется гл. 11 Инструкции.

В ОП N 3 личный прием проводится начальником и заместителем начальника с участием делопроизводителя, который документирует весь процесс. Проведение личного приема проводится в соответствии с графиком. Предварительная запись на личный прием производится в специальной тетради. В ней фиксируется дата записи, к какому должностному лицу хочет попасть заявитель (если есть конкретное желание), его адрес и телефон, по какому вопросу он хочет обратиться (рис. 5).

Копия тетради для записи граждан на личный прием Рис. 5

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Во время личного приема делопроизводитель заполняет карточку личного приема. В карточку личного приема вносятся сведения (частично повторяющие записи в тетради, показанной на рисунке 5):

  • дата приема;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • при необходимости — почтовый адрес для направления письменного ответа;
  • фамилия, инициалы должностного лица, осуществляющего прием;
  • содержание обращения в устной форме на личном приеме (п. п. 186 — 187 Инструкции);
  • результат приема (излагается ответ или рекомендация о необходимости письменного обращения).

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (рис. 6). В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Копия карточки личного приема Рис. 6

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией.

Личный прием граждан в УМВД России по Пензенской области организован в соответствии с требованиями законодательства. Заявители, пришедшие на личный прием, в обязательном порядке сопровождаются сотрудниками отдела делопроизводства и режима в целях визуального контроля за самочувствием граждан, оказания необходимой помощи и консультирования.

Руководством органов внутренних дел в Пензенской области в 2014 г. принято всего 1115 человек (АППГ — 1072; +4,0%) из них 696 человек (АППГ — 569; +22,3%) приняты лично руководителями.

Результаты личного приема:

  • по 610 обращениям даны необходимые гражданам разъяснения по существу их вопросов;
  • от 392 граждан приняты письменные обращения для более детального рассмотрения ситуации;
  • по 94 обращениям принято положительное решение в ходе приема;
  • 19 обращений не поддержано, ответ дан в ходе приема.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращения, поступающие с личного приема руководства УМВД, ставятся на особый контроль отдела делопроизводства и режима УМВД.

По официальным сведениям, полученным на официальном сайте УМВД России по г. Пензе за 12 месяцев 2014 г. в органах внутренних дел Пензенской области зарегистрировано 14472 письменных обращений граждан, из них об АППГ — 12 240, в том числе:

  • 3816 — о недостатках в работе органов внутренних дел;
  • 2999 — о возможном нарушении гражданами действующего законодательства;
  • 2417 — об организации дорожного движения;
  • 316 — о несогласии с отказом в возбуждении уголовного дела;
  • 171 — по вопросу социального обеспечения;
  • 167 — о нарушении законности сотрудниками, с наличием формальных признаков уголовно-наказуемого деяния;
  • 117 — по кадровым вопросам;
  • 33 — о необоснованном уголовном преследовании;
  • 4436 — по иным вопросам.

За 2014 г. рассмотрено 11 844 (АППГ — 10 900) обращений, из них заявлений — 8462 (71,4%), жалоб — 3204 (27,0%), предложений — 178 (1,6%).

При этом по 7181 обращению инициатива заявителя поддержана (рис. 7).

Итоги рассмотрения обращений в УМВД России по г. Пензе Рис. 7

Из общей массы обращений 2014 г. 3070 обращений затрагивали тему неудовлетворенности работой органов внутренних дел. Из них 831 (27,1%) обращения по результатам рассмотрения поддержано, в отношении сотрудников приняты меры реагирования.

На протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция роста количества обратившихся, так за 10 месяцев 2015 г. в ОП N 3 и в УМВД России по г. Пензе в целом получено обращений столько же, сколько за весь 2014 г. Это свидетельствует о возрастающем доверии населения к системе МВД в целом и настроенности руководства органов внутренних дел в Пензенской области к тесной взаимосвязи с гражданами. Именно через работу с обращениями граждан реализуется документная коммуникация органов МВД всех уровней с населением.

Работа с обращениями граждан обеспечивает обратную связь в системе управления органов МВД, позволяет понять, какие управленческие решения эффективны, а также какие проблемы волнуют население.

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел

Шевченко, А. Е. Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел / А. Е. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56268/ (дата обращения: 05.12.2021).

Обращение в органы внутренних дел Российской Федерации является способом защиты законных интересов граждан и их прав. Быстрое и качественное рассмотрение поступивших жалоб позволяет не только обнаружить нарушение законодательства, но и предупредить и пресечь противоправные действия, преступления, восстановить нарушенные права заинтересованных лиц, а также способствует формированию благоприятного общественного мнения о деятельности МВД России.

Актуальность такого направления работы определяется особой значимостью сферы общественных отношений, которые связаны в свою очередь с реализацией гражданами своего права на обращение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации могут обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, которые связаны с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В настоящее время именно этот законодательный акт является основным, определяющим направление работы с обращениями граждан в структуре МВД России.

Читайте так же:
Ответ на рекламацию образец

Приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 также регулируется порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях.

Понятие «обращение» рассматривается в ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [2]. В соответствии с Законом все обращения делятся на три вида, а именно: предложения, заявления, жалобы.

«Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений и улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление — это просьба гражданина о помощи в реализации его конституционных прав и свобод, либо это сообщение о нарушении законов и нормативных правовых актов, а так же о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо же это критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» [2].

По правилам административного производства по жалобам и заявления подаются в вышестоящий (по отношению к органу, действия которого обжалуются) орган исполнительной власти либо тот орган, к ведению которого относится решение данного вопроса. Если же жалоба поступает в государственный орган, не компетентный ее решать, то этот орган обязан направить ее и уведомить об этом гражданина в компетентные органы. Как правило, это дежурные части ОВД.

Дежурные части — самостоятельное структурное подразделение, призванное руководить и контролировать деятельность разнообразных по функциям служб и аппаратов в целях борьбы с преступностью и эффективной охраны общественного порядка.

Одной из задачей по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан, решаемые дежурными частями является — прием, регистрация поступивших в дежурные части заявлений и сообщений обо всех видах преступлений и своевременное реагирование на них, т. е. обязательное всестороннее рассмотрение.

Одним из основных пунктов доверия общества к государству можно назвать активность граждан, и их готовность к защите своих гражданских прав.

Это можно увидеть из анализа работы подразделений и подчиненных территориальных органов и организаций УМВД России по Хабаровскому краю по рассмотрению жалоб и обращений граждан за 9 месяцев 2017 года, подготовленный отделом делопроизводства и режима УМВД России по Хабаровскому краю.

Работа с обращениями осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 2013 года.

За 9 месяцев 2017 года в органы внутренних дел края поступило 25079 (АППГ — 23268, +7,8 %) обращений граждан и организаций. Из них заявлений — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %), жалоб — 5603 (АППГ — 4954, +13,1 %).

Большую часть в структуре обращений занимают заявления — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %).

Тематический анализ обращений показал, что заявителей наиболее интересовали вопросы:

а) противодействия преступности, находящиеся в компетенции органов внутренних дел — 4290 (АППГ — 3924, +9,3 %), из которых:

противодействие преступным проявлениям в сфере экономики — 1277 (АППГ — 1255, +1,8 %), из них совершенным с использованием сети «Интернет» — 113 (АППГ — 131, –13,7 %);

противодействие преступным проявлениям против личности — 812 (АППГ — 1038, -21,8 %);

противодействие преступным проявлениям против общественной безопасности и общественного порядка — 600 (АППГ — 785, –23,6 %);

б) противодействие правонарушениям, находящимся в компетенции органов внутренних дел — 1273 (АППГ — 1107, +15 %);

в) организации и обеспечения безопасности дорожного движения — 2360 (АППГ — 2081, +13,4 %);

г) вопросы миграции — 1085 (АППГ — 36).

Кроме этого, обращения в подразделения Управления поступали из:

Администрации Президента Российской Федерации — 498 (АППГ — 319, +56,1 %);

Правительства Российской Федерации — 62 (АППГ — 60, +3,3 %);

органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации — 1109 (АППГ — 646, +71,7 %);

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -3425 (АППГ — 3244, +5,6 %).

Таким образом, видно, что механизм реализации права на подачу обращений в ОВД характеризуется объемностью и многоплановостью. Обращения граждан в органы внутренних дел являются началом сохранения общественного порядка и общественной безопасности. Взаимодействие граждан, в виде обращений, заявлений, предложений в ОВД с одной стороны, и прямого обращения к гражданам ОВД с другой стороны, имеют одну общую цель — сохранение и приумножение законности и правопорядка.

Возвращаясь к основному правовому акту, регулирующему порядок работы с обращениями, — федеральному закону № 59-ФЗ, следует отметить конечное число разновидностей обращений граждан, которые в соответствии со статьей 4 федерального закона № 59-ФЗ подразделяются на предложения, заявления и жалобы. Не редко на практике при получении, рассмотрении и работе с обращениями возникают проблемы, не решаемых законодательством, но которые можно решить фактически именно исполнителями, которые отвечают за рассмотрение обращений граждан, и которые вынуждены брать на себя ответственность:

1. В ФЗ — 59, в ст. 9 говорится, что «обращение, которое поступает в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению». Формулировка вынужденно заставляет зарегистрировать и передать на рассмотрение должностному лицу любое обращение, независимо от его содержания и соблюдения заявителем выдвигаемых требований.

2. Еще один немаловажный вопрос, который возникает на практике, является: что же сделать с теми обращениями, которые не поддаются классификации и не проявляют себя как:

− как рекомендации гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

− как просьба гражданина о помощи в реализации его прав и свобод;

− как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Например, это может быть обращения, некорректные по содержанию, по изложению и по форме — то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, лишенные логики и смысла, неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах.

Возможность их классификации зачастую исключена, но принять их к рассмотрению должностные лица обязаны.

С целью преодоления вышеизложенных проблем, целесообразно:

− дать возможность государственным органам в процессе рассмотрения обращений уточнять психическое здоровье граждан, их дееспособность;

− установить взаимосвязь закона об обращениях с административным и уголовным законодательством;

− выявить взаимосвязь статей ФЗ-59 в области обязательности рассмотрения обращений граждан, а также выявление технологий принятия решений о безосновательности повторного обращения и прекращение с гражданином переписки;

− установить четкую ответственность граждан и должностных лиц при несоблюдении законодательства об обращениях.

Читайте так же:
Образец ттн на перевозку груза

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

К рассмотрению принимаются обращения, направленные посредством:

1.Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.

2. Официальных сайтов.

3. Факсимильной связи.

4. Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.

5. Дежурной части территориального органа МВД России.

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.

Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются начальником территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).

Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация:

1. Дата и время поступления заявления (сообщения).

2. Фамилия, имя и отчество заявителя.

3. Адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя.

4. Форма фиксации заявления (сообщения) (письменное заявление, протокол явки с повинной и другие):

— На принятом заявлении о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

— При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

— Устное сообщение о ранее незарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с частью пятой статьи 141 и статьей 143 УПК.

Сообщения о ДТП с пострадавшими (вне зависимости от степени тяжести причиненного вреда здоровью), если они требуют проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, поступившие непосредственно в подразделения Госавтоинспекции, а также информация о принятых по ним решениях и мерах неотложного реагирования незамедлительно передаются в соответствующую дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи).

Сообщения о преступлении, об административном правонарушении, поступившие по "телефону доверия", входящему в систему "горячей линии МВД России" по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, регистрируются в журнале учета сообщений, поступивших по "телефону доверия", оформляются рапортом, который регистрируется в КУСП.

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Если рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не относится к компетенции органов внутренних дел или преступления, административные правонарушения, происшествия, относящиеся к компетенции органов внутренних дел, произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются:

1. С заявлением (сообщением) о преступлении — в другой орган предварительного расследования или дознания (в том числе в иной территориальный орган МВД России) по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

2. С заявлением (сообщением) об административном правонарушении, о происшествии — в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности либо в иной территориальный орган МВД России по территориальности. Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или административного правонарушения, а также охране места совершения преступления, административного правонарушения или места происшествия.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Талоны-корешки остаются в дежурной части и используются при сверках полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел.

При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии иными способами (не лично заявителем в отделе полиции) либо от сотрудника органов внутренних дел, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии по телефону, талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется, о чем в КУСП делается соответствующая отметка.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1. О возбуждении уголовного дела.

2. Об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector