Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Характеристика организационных моделей местного самоуправления

Матвеева, С. В. Характеристика организационных моделей местного самоуправления / С. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15492/ (дата обращения: 05.12.2021).

Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки организационных моделей местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, система органов местного самоуправления, организационные модели местного самоуправления.

The article is devoted to the main organizational models of local government. This article explores the methods of forming local governments used on the territory of the Russian Federation. The advantages and disadvantages of organizational models of local government are also identified.

Keywords: local government, local government system, organizational models of local government.

В науке муниципального права понятие «модель» обычно применяют при описании взаимоотношений государственных и муниципальных начал (американская модель местного самоуправления и европейская модель местного самоуправления). Когда говорят о территориальной организации в виде двух уровней местного самоуправления (поселения и муниципальные районы) также используют термин «модель». Применительно к системе органов местного самоуправления такой термин встречается достаточно редко.

Организационная модель местного самоуправления представляет собой систему организации местной власти в муниципальном образовании. Данная система предполагает наличие разграничения полномочий органов местного самоуправления, механизм сдержек и противовесов, а также различные способы взаимодействия между органами местного самоуправления.

Содержание и классификация организационных моделей местного самоуправления рассматриваются, как правило, только в зависимости от порядка формирования и характера взаимоотношений органов местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие главы муниципального образования (высшего должностного лица муниципального образования), представительного органа муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством».

Различные формы взаимодействия этих трех устойчивых элементов позволяет выделить шесть основных организационных моделей местного самоуправления, но две из них могут утверждаться в определенных муниципальных образованиях (к примеру поселениях с численностью менее 100 человек, небольших сельских муниципальных образованиях и т. д.). Мы рассмотрим только 4 основные организационные модели.

Модель 1. (рис. 1) Данную модель можно назвать традиционной. Она может утверждаться в муниципальных образованиях всех типов. Глава муниципального образования избирается населением путем всеобщего равного тайного голосования, а также является главой местной администрации. В данной модели представительный орган избирается на муниципальных выборах (в муниципальных районах может формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений), также из числа депутатов избирается председатель представительного органа. Таким образом, высший должностной орган сосредоточивает в своих руках основные представительские и административные функции. Основным плюсом первой модели является предоставление широких возможностей для населения в формировании органов муниципальной власти и высших должностных лиц местного самоуправления.

В настоящее время, органы местного самоуправления многих регионов отказались от первой модели в пользу более управляемых вариантов организации. Таким образом, они стремятся к снижению политических рисков.

Модель 2. (рис. 2) Население избирает главу муниципального образования, который входит в состав представительного органа, избираемого путем всеобщего равного тайного голосования на муниципальных выборах (в муниципальных районах может формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений) и является его председателем. В данной модели глава администрации назначается на должность по результатам проведенного конкурса при заключении контракта. Таким образом, несмотря на то, что система выборов сохраняется, очевидно, что роль участия граждан в формировании органов муниципальной власти снижается.

Модель 3. (рис. 3) Представительный орган избирается на муниципальных выборах (в муниципальных районах может формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений), также из числа депутатов представительного органа избирается глава муниципального образования, который является председателем представительного органа. В данной модели глава администрации назначается на должность по конкурсу по контракту. Таким образом, усиливается исполнительная власть и персонифицируется в главе администрации. В рамках данной политики участие граждан в формировании органов местного самоуправления становится значительно меньше. Прямые выборы сохраняются лишь для представительного органа муниципального образования.

В последний год в России наблюдается тенденция стремительного перехода на данную модель. Популярность данной модели на момент 2019 года не снизилась. В таких крупных административных центрах Приволжского федерального округа, как Уфа (исходя из ст. 22 и ст. 23 Устава городского округа города Уфа Республики Башкортостан), Киров (исходя из ст. 7 и ст. 30 Устава города Кирова), Йошкар-Ола (исходя из ст. 44 и ст. 53 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола»), Пенза (исходя из ст. 24 и ст. 30 Устава города Пензы) и Чебоксары (исходя из ст. 25 и ст. 42 Устава муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики) утверждена именно эта организационная модель местного самоуправления.

Модель 4. (рис. 4) Данная модель организации муниципальной власти появляется в законодательстве в 2015 году. Представительный орган, избираемый путем всеобщего равного тайного голосования на муниципальных выборах (в муниципальных районах может формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений), его председатель избирается из своего состава. Также представительный орган формирует конкурсную комиссию, которая из числа претендентов назначает главу муниципального образования, который является главой администрации. Глава муниципального образования назначается по итогам конкурсных процедур либо сельским сходом (в сельских поселениях численностью до 300 чел.) и в случае избрания из депутатов представительного органа покидает его. Особенность данной модели — концентрация властных полномочий у назначаемого по конкурсу высшего должностного лица, являющегося также главой администрации, тем самым усиливается влияние исполнительной власти.

Читайте так же:
Выписаться и прописаться

В настоящее время модель становится самой распространённой в регионах России. Например, исходя из уставов, большинство административных центров Приволжского федерального округа перешли на данную модель организации власти, когда представительный орган формируется путем делегирования, а глава муниципального образования назначается представительным органом по результатам конкурса. Ст. 24 и ст. 37 Устава городского округа Саранск свидетельствуют о наличие 4 организационной модели в городе Саранск. Устав муниципального образования «город Ульяновск» содержит в себе ст. 28.1 и ст. 31, которые указывают на наличие в городском округе 4 модели. Также модель установлена в таких муниципальных образованиях Приволжского федерального округа, как Ижевск (исходя из ст. 29 и ст. 35 Устава муниципального образования «город Ижевск»), Казань (исходя из ст. 33 и ст. 41 Устава муниципального образования города Казани), Саратов (исходя из ст. 30 Устава муниципального образования «город Саратов»), Самара (исходя из ст. 24 Устава городского округа Самара Самарской области), Пермь (исходя из ст. 44 Устава города Перми), Оренбург (исходя из ст. 32 Устава муниципального образования «город Оренбург») и Нижний Новгород (исходя из ст. 38 Устава города Нижнего Новгорода). Также все муниципальные районы республик (к примеру Дагестан, Кабардино-Балкария и т. д.) и областей (к примеру Волгоградская области, Ленинградской области, Новгородской области и т. д.) используют именно эту организационную модель.

Анализ представленных характеристик организационных моделей и их используемости позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, явно прослеживается тенденция на сокращение выборности органов местного самоуправления и предпочтение отдается моделям, в которых органы местного самоуправления формируются иными способами. Регионы, придерживаясь двух последних моделей организации местного самоуправления, минимизируют участие населения при формировании органов муниципальной власти и ее высших должностных лиц, заменяя его системой делегирования и механизмом назначения по результатам конкурса при непосредственном участии региональной власти. Положительным моментом данных моделей является снижение общественно-политических рисков, тем самым повышается прогнозируемость выборных процессов.

Во-вторых, самой правильной является традиционная организационная модель местного самоуправления, то есть первая. Согласно ст. 32 Конституции РФ закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Уставы муниципальных образований, предусматривающие 3 и 4 организационные модели, лишают граждан активного и пассивного избирательного права, хотя исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем гарантированное в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов местного самоуправления, их полномочиями т. п. В свою очередь, законодательное регулирование общих принципов организации местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации [5]. Именно первая модель организации местного самоуправления лучшим образом иллюстрирует конституционное право избирать и быть избранным, так как данный вариант применим в муниципальных образованиях всех типов, население избирает представительный орган и главу муниципального образования, которая также является главой администрации.

Таким образом, определение порядка формирования органов местного самоуправления невозможно без учета мнения населения муниципального образования, выраженного непосредственно. Организационные модели, в которых не предусмотрено участие населения путем всеобщего равного тайного голосования противоречат Конституции РФ, нарушают конституционные права граждан и основным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Муниципальное правительство в Канаде — Municipal government in Canada

В Канаде муниципальное правительство — это тип местного органа власти, который предоставляет местные услуги, удобства, безопасность и инфраструктуру для сообществ. В Канаде существует три уровня правительства: федеральное , провинциальное и муниципальное. Согласно разделу 92 (8) Закона о Конституции 1867 года , « Законодательный орган каждой провинции может принимать законы исключительно в отношении… муниципальных учреждений провинции». В Канаде около 3700 муниципальных органов власти. Муниципальные органы власти создаются на уровне провинций / территорий.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Как и многие канадские политические институты, муниципальное правительство уходит корнями в средневековую систему правления в Англии. Известно, что город Винчестер получил свой устав в 1185 году, а предоставление свобод было подтверждено Великой хартией вольностей , подписанной в 1215 году. Первым официальным муниципалитетом в Канаде был город Сент-Джон в Нью-Брансуике , получивший королевское одобрение. в 1785 году. Для муниципального управления это началось с почти 50-летнего перерыва в получении одобрения правительства, закончившегося в 1830-х годах, когда этот вопрос был снова включен в повестку дня. В 1835 году британский парламент принял Закон о муниципальных корпорациях , который определил, как муниципалитеты должны были функционировать и быть избранными. Идеи от этого закона были переданы в Канаду лорда Дарь, который представил доклад тогдашнего генерал — губернатор , лорд Сайденхему . В конце 1840 — начале 1841 годов правительства Канады в то время приняли различные законы, которые установили муниципальное управление во всех областях страны.

В 1849 году Законодательное собрание провинции Канады одобрило канадскую версию Закона о муниципальных корпорациях, часто называемую Законом Болдуина, в честь его создателя Роберта Болдуина . Он делегировал полномочия муниципальным органам власти, чтобы они могли повышать налоги и принимать подзаконные акты . Он также установил иерархию типов муниципальных органов власти, начиная с городов и заканчивая поселками, деревнями и, наконец, поселками. Изменения в границах этих новых правительств могут быть сделаны путем обращения в провинциальный муниципальный совет или через законодательный орган.

К началу 20 века Канада была глубоко вовлечена в период муниципальной реформы. Произошла попытка провести различие между муниципальным правительством и провинциальным законодательным органом, и муниципальные органы власти сравнивали с советом директоров — эта форма правления была не для продвижения взглядов определенной политической партии, а для того, чтобы сесть и управлять ею « как бизнесом ». ‘. Таким образом, идея о том, что в более крупном муниципалитете должно быть больше членов совета, была такая же, как наличие большого совета директоров для более крупной компании, то есть функционально невозможна.

Читайте так же:
Извещение ZK письмо заказное от кого - как узнать?

Между 1920-ми и 1960-ми годами муниципалитеты получали увеличенное финансирование от своих провинциальных правительственных родителей. Частично это было связано с Великой депрессией , но дальнейшие дискуссии о реформе поднялись в 1970-х годах. Во многих городах система нескольких очень больших отделений, охватывающих самые разные слои населения, была заменена одним отделением для каждого района с разным демографическим составом; это должно было гарантировать, что у советников не будет конфликта интересов между обеспеченными и не очень. Споры по поводу реформы муниципального управления продолжаются, о чем свидетельствует недавний спор по Закону о городе Торонто 1997 года.

Типы муниципального управления

Муниципальные органы власти являются подразделениями своей провинции . Хотя муниципалитет имеет автономию в принятии большинства решений, все подзаконные акты, принятые этим муниципальным правительством, могут быть изменены правительством провинции в любое время.

Пример типичной структуры муниципального правительства можно найти в Нью-Брансуике , который в 1785 году принимал первое муниципальное правительство в Канаде в Сент-Джоне .

Региональные муниципалитеты

В некоторых провинциях несколько муниципалитетов в определенном районе также являются частью верхнего уровня муниципального управления, которое предоставляет услуги в большей степени, ориентированные на регион. В зависимости от провинции этот второй уровень может называться уездом , региональным муниципалитетом , региональным округом или региональным уездным муниципалитетом .

В Новой Шотландии три муниципалитета определены как «региональные муниципалитеты». Региональный муниципалитет — это единое муниципальное правительство, охватывающее весь исторический округ, включая все ранее включенные города в пределах округа. В трех региональных муниципалитетах такие обозначения, как «город» и «городок» существуют только как неофициальные обозначения для исторически зарегистрированных городов и городов, которые существовали до создания регионального муниципалитета.

Местные муниципалитеты

В Канаде типы муниципального управления различаются в зависимости от провинции, хотя все они выполняют одни и те же функции. Общая иерархия была установлена ​​в 1849 году с принятием Закона о муниципальных корпорациях. Крупнейшие муниципалитеты обычно называют городами , а их правительства — городскими советами. Меньшие правительства обычно называют городами , деревнями , приходами , сельскими муниципалитетами , поселками и хутором . Некоторые из них также могут быть прямо обозначены как муниципалитеты, а не как особый тип муниципалитета, но этот термин по-прежнему считается включающим в себя все местные органы власти независимо от их статуса.

Термин «район» ранее использовался в столичном Торонто , Онтарио , для обозначения пригородных муниципалитетов. Район Восточный Йорк был последним муниципалитетом, получившим этот статус, отказавшись от него после того, как 1 января 1998 года стал частью правительства города Торонто .

В Квебеке нет юридического различия между городами и поселками — хотя англоговорящие могут наблюдать неформальное и субъективное различие, юридически все «города» и «поселки» в Квебеке имеют одинаковый статус вилл .

Сублокальные подразделения

В Квебеке термин « городок» обычно используется в переводе на английский язык « округ» , имея в виду административное деление муниципалитета. Только восемь муниципалитетов в Квебеке разделены на районы. (См. Список районов в Квебеке .)

Некорпоративные районы

Некоторые районы в Канаде не имеют юридического статуса , что означает, что в них вообще нет муниципального управления. Любые государственные услуги в некорпоративном районе предоставляются либо местным агентством, например, Советом по местным услугам или местным районом обслуживания , либо самой провинцией.

Полномочия и функции

Хотя многие муниципальные органы власти имеют разные функции по сравнению с другими (городские или сельские и т. Д.) И различаются от провинции к провинции, большинство услуг и функций, которые они выполняют, фактически одинаковы. Функции муниципальных органов власти могут включать:

  • Управление местных полицейских и пожарных частей. Хотя в некоторых областях это находится в юрисдикции правительства провинции, нередко можно увидеть муниципальную полицию и пожарные депо.
  • Транспорт. Хотя муниципальные органы власти могут не нести ответственности за большие автомагистрали, небольшие дороги и колеи обычно переходят под их контроль. Кроме того, муниципальные органы власти могут управлять автобусами и поездами.
  • Управление образованием или финансирование школьных советов. Во многих муниципалитетах за школьный совет косвенно голосуют люди, а само муниципальное правительство финансирует его за счет собираемых им налогов.
  • Планирование и развитие. Например, чтобы надстроить пристройку к дому, может потребоваться разрешение муниципального правительства или свидетельство об одобрении. Они также несут ответственность за управление промышленными, жилыми и коммерческими зонами.
  • Финансы и сбор муниципальных налогов. Большинство муниципалитетов (за исключением некоторых сельских) имеют право собирать налоги для предоставления услуг, упомянутых в этом списке. Почти 10% национального ВВП расходуется на услуги муниципального правительства, и, когда правительство не финансируется правительством провинции, необходимо взимать налоги.
  • Коммунальные и другие услуги. Обычно за парками ухаживают муниципальные власти, а иногда и за канализацией, водопроводом и т. Д.
  • В Квебеке, Онтарио и Альберте спектр услуг местного самоуправления расширен за счет включения электричества, телефона и газа.

Структура и финансирование

Большинство местных органов власти формируется на основании устава или акта, выданного провинцией или территорией . Местные органы власти не упоминаются в Конституции Канады, за исключением того, что они находятся в ведении провинций. Следовательно, муниципалитеты могут создаваться, объединяться или распускаться по прихоти правительства провинции, которое их контролирует. Они также ограничены во взаимодействии с федеральным правительством, поскольку это нарушит сферу юрисдикции провинции . Федеральное правительство финансирует довольно много проектов во многих городах, таких как строительство крупных транспортных сетей и дорог. Эти средства поступают из различных федеральных программ, таких как P3 Canada, где частная компания / консорциум делает процент от проекта, строительства, эксплуатации, технического обслуживания, финансирования и проектирования, Фонд Building Canada Fund, где крупные проекты могут получать федеральные средства на проект. В отличие от многих проектов и городов США, большинство проектов получают только примерно четверть своих средств от федерального правительства, и они не обязаны, чтобы определенный объем работы выполняли канадцы или канадские компании.

Читайте так же:
Статья коап РФ за тонировку 2022

Поскольку каждая провинция отвечает за создание органов местного самоуправления на своей территории, названия, функции и полномочия местных органов сильно различаются по стране. Местные органы власти, как правило, обладают ограниченными полномочиями, а именно устанавливать местные подзаконные акты и налогообложение ( налог на имущество ).

Как правило, муниципальное управление состоит из одного мэра (иногда Reeve или староста ) и установленное количество гласных (иногда олдермен ). В одном совете обычно 10-20 советников; однако исключением из этого правила является Монреаль с более чем 50 советниками. Члены совета могут представлять округа, называемые приходами .

В Канаде 83% доходов муниципальных органов власти поступают из их собственных источников, и по закону их счета не могут быть дефицитными, что предохраняет провинции от непреднамеренного гарантирования долгов муниципальных органов власти. Большая часть финансирования канадских муниципальных органов власти поступает за счет налогов на недвижимость . Дополнительные источники финансирования включают продажу товаров и услуг, штрафы и налоговые переводы от правительства провинции.

Выборы

Из-за контроля, который провинции имеют над своими муниципальными властями, сроки полномочий советников варьируются от провинции к провинции. В отличие от большинства провинциальных выборов, муниципальные выборы обычно проводятся в фиксированный день.

Общая информация Поделиться в социальных сетях

До принятия Федерального закона от 08.05.11 № 83-ФЗ, стимулы к оптимизации и повышению эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений были не эффективны, что было вызвано, в том числе, сметным финансированием, объемы которого определялись от фактически сложившихся расходов без увязки с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения. Многие государственные (муниципальные) учреждения получали доходы от приносящей доход деятельности, которая в некоторых случаях осуществлялась в ущерб основной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ, решает данную проблему, создавая условия и механизмы, обеспечивающие взаимосвязь объемов услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного задания, и объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания. При этом стоит учитывать, что не для всех типов учреждений целесообразно финансовое обеспечение выполнения государственного задания в форме субсидии, что послужило одной из причин разделения учреждений на три типа: казенное бюджетное и автономное. Финансовое обеспечение казенных учреждений производится, как и ранее, в соответствии со сметой, бюджетные и автономные учреждения получают финансовое обеспечение в форме субсидии.
Учитывая важность формирования перечней государственных услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, Минфин России рассматривал и давал заключения на Ведомственные перечни федеральных органов исполнительной власти, рассмотрел тему формирования перечней услуг (работ) в комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов российской федерации, органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Минфин России проводит анализ перечней услуг (работ) оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями Субъектов (муниципалитетов) Российской Федерации. Подробнее о государственном (муниципальном) задании, финансовом обеспечении его выполнения, типах государственных (муниципальных) учреждений можно ознакомиться в разделе «Информационные материалы».

Понятие государственной (муниципальной) услуги.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) — это услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Принято следующее разделение государственных услуг и государственных работ
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.

В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также обществу в целом.

Читайте так же:
Как распечатать со Сбербанка Онлайн квитанцию, Финансы как просто, Яндекс Дзен

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – Ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и, как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в Ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010г. № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – Базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям Базовых перечней.

Следовательно, функции Базового и Ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются c целью определения государственного задания федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании Базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона Минфин России рекомендовал высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применятся в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх государственного (муниципального) задания . Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Сверх установленного государственного (муниципального) задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.

Местное самоуправление без мэров и муниципалитетов

Внесение в Конституцию положения, связывающего государственную и муниципальную власти, повлечёт за собой кардинальную перестройку российского законодательства. Эту работу необходимо провести в сжатые сроки. «Октагон» первым узнал, чего губернаторам и мэрам ждать от новой реформы и как будут пресекать попытки неповиновения на местах.

Стартовавшая реформа местного самоуправления не стала неожиданностью ни для федеральной, ни для местной элиты. О её неизбежности глава России Владимир Путин несколько раз предупреждал ещё в октябре-ноябре 2019 года. И тон высказываний президента раз за разом становился всё более категоричным.

Сначала он обратил внимание экс-премьера Дмитрия Медведева на торможение исполнения социальных нацпроектов и неэффективное расходование выделяемых на них средств из-за расстыковки двух уровней власти. Затем критика положений Конституции о независимости муниципальных структур от государственных прозвучала на встрече Владимира Путина с председателем ЦИК Эллой Памфиловой. Спустя пару недель в ходе разговора с жителями Калининградской области президент впервые анонсировал корректировку действующего законодательства.

«Муниципальный уровень управления должен иметь определённую степень самостоятельности. Этого мы не можем нарушать и не будем. Но какая-то связка между различными уровнями управления должна быть».

Владимир Путин | президент РФВладимир Путин
президент РФ

В ноябре прошлого года Владимир Путин дал понять, что без корректировки Конституции РФ поднятую им проблему не решить. Отвечая на заседании президентского совета по русскому языку на вопрос о причинах плохого состояния сельских школ и больниц, он сказал: «Мы взяли на себя обязательства международные (имеется в виду ратификация Госдумой РФ в 1998 году Европейской хартии местного самоуправления. – τ.), но как-то уж больно рьяно начали их исполнять и такую норму заложили в Основной закон страны».

И уже в декабре была сформулирована правовая идея, способная сблизить два уровня власти без нарушения положений хартии МСУ. Она заключалась в введении в Конституцию термина «единая система публичной власти» и положения о вхождении в эту систему как государственных, так и муниципальных структур. Именно в таком виде нововведение появилось в статье 132 Основного закона страны и было утверждено в ходе состоявшегося 1 июля общероссийского голосования.

Мэр – вице-губернатор

Официальных вводных о следующих этапах реформы МСУ политикам и управленцам всех уровней власти пока не поступало. По этой причине опрошенные «Октагоном» представители Госдумы, Совета Федерации и подавляющее число мэров воздержались от комментариев. Лишь глава Екатеринбурга Александр Высокинский открыто выразил готовность принять участие в разработке поправок к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если такое предложение поступит ему от вышестоящих уровней власти.

Читайте так же:
Нужен ли техосмотр на новый автомобиль

Источники «Октагона» на условиях анонимности пояснили, что сейчас обсуждаются несколько подходов к корректировке закона. Все они – на стадии согласования. Но один из сценариев при этом считается наиболее перспективным.

Согласно этому сценарию, главы административных центров субъектов РФ будут автоматически включаться в состав региональных правительств. Считается, что наиболее эффективным станет их назначение на посты вице-губернаторов. Статус позволит главам регионов напрямую давать задания мэрам крупнейших городов, требовать с них отчёты и накладывать взыскания за неисполнение данных поручений.

Евгений Куйвашев (на фото справа) включил в правительство действующего главу Екатеринбурга Александра Высокинского (на фото слева).Евгений Куйвашев (на фото справа) включил в правительство действующего главу Екатеринбурга Александра Высокинского (на фото слева). Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Подобная практика уже на протяжении трёх десятилетий применяется в Свердловской области. Ещё в начале 90-х годов прошлого века экс-глава региона Алексей Страхов ввёл в состав областного правительства бывшего мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. В 2018 году по тому же пути пошёл губернатор Евгений Куйвашев, включив в правительство действующего главу Екатеринбурга Александра Высокинского. Он стал министром без портфеля – не получил права голоса на заседаниях правительства.

Последний шаг не обеспечил политической стабильности в мегаполисе – на протяжении почти двух лет группа депутатов городской думы добивается отставки градоначальника.

Вариант максимум – отмена муниципалитетов

В течение нескольких последних месяцев в частных разговорах в Кремле с представителями регионов обсуждается более радикальный способ создания связки между двумя уровнями власти. Он предполагает преобразование столиц субъектов РФ в государственные структуры с особым статусом. Если реформа пойдёт по этому пути, то глав административных центров будет назначать губернатор.

Муниципальное самоуправление при реализации этого сценария спустят на уровень городских районов: избирателям предложат формировать райдумы, депутаты которых, в свою очередь, будут избирать районных глав.

Схожая многоступенчатая система действовала в 90-е в отдельных городах национальных республик РФ. Сегодня она реализована в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Но есть большая разница – руководители городов федерального значения избираются на всенародных выборах.

Многоступенчатая система сегодня реализована в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов (слева направо).Многоступенчатая система сегодня реализована в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов (слева направо). Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Как сообщил «Октагону» представитель одного из регионов, в отношении данного варианта реформы высказывается много критики. Считается, что настолько кардинальные изменения в системе власти крупных городов могут обострить межэлитные конфликты, которые осложнят подготовку к выборам депутатов Госдумы и президента РФ.

Массовое слияние муниципалитетов

Ещё одним ожидаемым изменением станет массовое слияние муниципалитетов. Собеседник «Октагона» в правительстве одного из регионов уверен, что федеральная власть должна признать ошибочность одного из принципов предыдущей реформы МСУ: в результате во многих субъектах РФ появились сотни муниципалитетов, большая часть которых не имела достаточных ресурсов для наполнения собственных бюджетов.

В число лидеров по этому показателю вошла Курская область, где образовано 540 муниципальных образований, подавляющее большинство которых – сельские поселения.

Только на содержание большого числа администраций и дум уходят миллиарды рублей. На местах, особенно в отдалённых сёлах, крайне сложно укомплектовать штат квалифицированных специалистов, способных качественно реализовывать социальные нацпроекты и другие масштабные программы.

Осенью прошлого года Госдума уже дала губернаторам инструмент для решения этой проблемы. Палата внесла в закон № 131-ФЗ поправку, вводящую новую форму муниципальных образований – муниципальный округ. Она позволяет объединять в границах округа несколько городов и сельских поселений.

Однако начать масштабное слияние действующих муниципалитетов на местах пока не могут из-за предписанной законодательством сложной процедуры принятия решений. В регионах ждут, что в закон № 131-ФЗ будет внесена норма, существенно упрощающая данную процедуру.

Легализация «советской системы»

Источники «Октагона» не ждут радикального изменения системы избрания глав муниципальных образований. Действующий закон № 131-ФЗ предусматривает четыре схемы выборов: на сходе граждан, на прямых выборах, муниципальной думой из числа депутатов, муниципальной думой из числа внесённых конкурсной комиссией кандидатов.

Наибольшее распространение получила последняя схема, которую неофициально принято называть советской.

В связи с тем, что половина состава конкурсной комиссии формируется губернатором, она позволяет региональной власти держать процедуру выборов мэров под полным контролем.

Действующее законодательство также даёт губернаторам право выступить с инициативой об отставке главы любого муниципалитета в связи с утратой доверия.

– Нет никакого смысла идти на обострение отношений с Советом Европы и с элитами на местах, отменяя норму о выборности мэров. Действующее положение вещей вполне устраивает всех. Единственное, что, возможно, может появиться в законе, – это упоминание о «советской» схеме как о более предпочтительной по сравнению со всеми другими, – пояснил «Октагону» представитель федерального парламента.

Всё тормозится из-за отсутствия денег

По словам источников «Октагона», внесение поправок в закон № 131-ФЗ задерживается из-за непонимания того, каким именно образом обеспечить финансовое наполнение работы местного самоуправления.

О том, что пересмотр действующей системы неизбежен, свидетельствует одобренная в ходе всенародного голосования поправка к статье № 133 Конституции.

Она гарантирует «компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий».

– В последние годы сложилась порочная практика, когда муниципалитетам передаются полномочия, не имеющие реального финансового подкрепления. Включение данной нормы в Конституцию – благо для местной власти, но головная боль для регионов, которым придётся теперь платить по счетам. И закон № 131 должен пошагово описать эту процедуру. Но при этом необходимо учитывать и реальную ситуацию в экономике, – пояснил представитель федеральной власти.

Ожидается, что поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поступят в Госдуму в октябре-ноябре. Но этот срок могут сдвинуть на 2021 год.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector