Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности возбуждения прокуратурой уголовных дел

Особенности возбуждения прокуратурой уголовных дел

Полномочия прокурора

В 2007 г. законодательством РФ были сокращены полномочия прокуратуры в досудебном производстве. Так, стало невозможным возбуждение уголовного дела прокурором. Однако, позднее, ситуация несколько изменилась. Может ли сегодня прокурор возбуждать производство по уголовному делу и какими полномочиями он наделен по УПК РФ, рассказано ниже в статье.

Возбуждение прокуратурой уголовного дела

В 2007 г. Законом РФ № 87-ФЗ была постановлена точка в вопросе, имеет ли прокурор право возбудить уголовное дело. Так, приведенным законом у прокуратуры были отобраны полномочия по возбуждению такого рода дел.

Однако, уже в 2010 г. был принят Закон РФ № 404-ФЗ, по которому прокуратуре был дан новый повод для возбуждения дел по УК РФ. Так, она получила возможность оформления прокурорского постановления о направлении необходимых материалов по делу следователю (дознавателю) в случае обнаружения установленных УК РФ признаков преступления.

Также, важные изменения в УПК РФ были внесены и Законом РФ № 499-ФЗ от 27 декабря 2019 г. Основной же целью данных поправок являются предупреждение и устранение выявленных нарушений российского законодательства при рассмотрении, регистрации или приеме сообщений потерпевших о преступлении.

Может ли это быть сделано

В настоящее время прокуратура не может возбуждать уголовное дело. Однако, по закону, прокурор вправе инициировать уголовное преследование:

  1. При выявлении фальсификации материалов доследственной проверки — по постановлению о передаче соответствующих материалов дознанию (следствию) на основании ч. 2 п. 2 ст. 37 УПК РФ .
  2. По прокурорскому постановлению о передаче томов дела дознанию (следствию) — на основании ч. 4 п. 1 ст. 140 УПК РФ.

Причем, по закону, прокуратура вправе отказать в утверждении обвинительного постановления дознания (заключения следствия) и вернуть уголовное дело в эти инстанции. Тем сам она признает проведенное уголовное расследование неудовлетворительным.

Участие прокурора в досудебном расследовании

Законом РФ № 499-ФЗ от 27 декабря 2019 г. были расширены прокурорские полномочия в досудебном производстве. Так, приведенным законом был уточнен термин «сообщение о преступлении». Теперь таковым сообщением считается не только явка с повинной, заявление о преступления (так, о вымогательстве) или рапорт о наличии состава преступления, но и прокурорское постановление о передаче всех томов дела дознанию (следствию) для начала осуществления уголовного преследования.

Иные прокурорские функции в уголовном судопроизводстве установлены ст. 37 УПК РФ.

Функции прокурора во время уголовного судопроизводства

В соответствии с российским законодательством, прокурор наделен различными полномочиями по уголовному судопроизводству. Например, он вправе осуществлять уголовное преследование. Кроме того, на досудебном этапе он может:

  • проводить проверку исполнения следствием (дознанием) норм законодательства РФ при поступлении к ним сообщений от потерпевших о преступлениях;
  • оформлять постановление о передаче дела следствию (дознанию) для начала осуществления уголовного преследования — при наличии у прокуратуры фактов нарушения положений УК РФ;
  • требовать от следствия (дознания) незамедлительного устранения выявленных прокуратурой нарушений норм российского законодательства — если нарушения закона были допущены дознанием (следствием), а также, при рассмотрении следователем (дознавателем) устных и письменных сообщений от потерпевших о преступлениях;
  • давать дознанию отдельные указания о ходе расследования и о выполнении иных необходимых действий;
  • давать официальное согласие на обращение дознавателя в суд с ходатайством изменить на другую, отменить или избрать определенную меру пресечения;
  • отменять акты (постановления) нижестоящей прокуратуры (дознания) — если они являются необоснованными (незаконными);
  • рассматривать сообщение о несогласии следствия с требованиями прокуратуры и принимать по такой информации необходимое решение;
  • принимать участие в судебном заседании — когда решается вопрос об отправлении гражданина за решетку, о продлении ареста в СИЗО (ИВЛ) или об изменении ранее избранной меры пресечения на другую или о снятии ареста;
  • ходатайствовать о продлении судом запрета конкретных действий, а также домашнего ареста или срока содержания в СИЗО (ИВЛ) — при назначении судом медицинских мер на основании ст. 104 УК РФ;
  • отменять через суд постановления о закрытии дела или о завершении уголовного преследования обвиняемого в случае, приведенном в п. 1 ст. 214 УПК РФ;
  • разрешать самоотводы дознавателя и отводы, если они заявлены ему;
  • отстранять уполномоченное лицо от ведения дела — при нарушении дознавателем требований УПК РФ;
  • изымать у дознавателя все тома дела и перенаправлять их следствию;
  • направлять дело или его материалы по сообщениям пострадавших о преступлении из одного подразделения следствия (дознания) в другое;
  • утверждать поступившее от дознания обвинительное постановление или о закрытии дела;
  • утверждать поступившее от следствия обвинительное заключение;
  • возвращать дело уполномоченному сотруднику дознания, следователю — с соответствующими указаниями для этого;
  • проводить проверки по обращениям физлиц, поданным на основании ст. 123 УПК РФ.

По закону прокурор поддерживает гособвинение. При этом обязательно должно быть обеспечено правовое обоснование и законность выдвинутого им обвинения.

Причем прокурор может отказаться от уголовного преследования обвиняемого. При этом он обязательно должен указать мотивы этого решения.

Установленными ст. 37 УПК РФ полномочиями наделены городские (районные) прокуроры, их замы и вышестоящие.

Права и обязанности

В уголовном процессе у прокурора есть различные права и обязанности. Так к одним из таких обязанностей относится надзор за уголовным преследованием, осуществляемым органами следствием и дознанием. Кроме того, он вправе:

  1. Беспрепятственно входить в любые помещения органов, приведенных в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ , проводить проверку и иметь доступ к их документации и материалам по делу — после получения прокуратурой сведений о фактах правонарушений и при предъявлении прокурорского служебного удостоверения.
  2. Требовать от руководства (сотрудников) СК РФ и других органов, приведенных в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, предоставления необходимой документации и материалов по делу или их ксерокопий, статистики и других сведений.
  3. Вызывать в прокуратуру физлиц и должностных лиц — для дачи объяснений после выявления нарушений ими законодательства РФ.
Читайте так же:
Увеличение уставного капитала проводки

Зам или сам прокурор вправе привлечь правонарушителя к иной установленной законодательством РФ ответственности или выслать им предостережение о недопустимости нарушения законодательства РФ.

В случае же выявления фактов нарушения требований законодательства РФ должностными лицами (органами), приведенными в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, прокурор или его зам:

  • выносит соответствующее постановление — по данному акту задержанные освобождаются от административного кратковременного задержания, осуществленного на основании незаконных решений несудебных инстанций;
  • подает протест на противозаконные правовые акты;
  • идет в суд и заявляет требование о признании неправомерных актов недействительными;
  • вносит прокурорское представление о немедленном устранении выявленных прокуратурой нарушений российского законодательства.

Гаврилова Ольга

Что может служить основанием для возбуждения дела

Чтобы возбудить уголовное дело, прокурор обязан проверить, есть ли у следствия (дознания) законные основания для этого. Это может быть (ст. 140 УПК РФ):

  • явка обвиняемого (подозреваемого) с повинной;
  • заявление потерпевшего (пострадавшего) о преступлении;
  • сообщение о подготовке (совершении) преступления, поступившее из других источников;
  • прокурорское постановление о передаче томов делу дознанию (следствию) — при разрешении вопроса о необходимости уголовного преследования.
  • фактические данные, удостоверяющие наличие состава преступления.

Однако, уголовное дело не может возбуждаться только после подачи физлицами декларации о своих счетах в банке. Причем декларация подается в соответствии с ФЗ № 140 от 08.06.2015 г.

Также, не может возбуждаться и уголовное дело по ст. 228.1, 228.4 УК РФ в части сбыта наркотиков, психотропов и иных аналогичных запрещенных веществ, если установлен сам факт нахождения гражданина в наркотическом опьянении, или если в его организме обнаружены наркотики или иные запрещенные вещества. Возбудить производство по делу можно только при наличии достаточных данных, удостоверяющих факт передачи запрещенных веществ в нарушение ФЗ № 3 от 08.01.1998 г.

В итоге, помимо иных процессуальных действий в уголовном процессе, прокурор выполняет и функцию уголовного преследования. При этом он не вправе самостоятельно возбуждать новое уголовное дело. Однако, он может направить уполномоченному следователю (дознавателю) соответствующее постановление. Причем уголовное дело может быть открыто только по законным основаниям, приведенным в УПК РФ и Законе РФ № 2202-1-ФЗ.

Практические и теоретические ситуации, касающиеся деятельности прокурора

Основные направления прокурорской деятельности. Проверка исполнения законов о труде и технике безопасности в учреждениях. Порядок освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации в случае возбуждения против него уголовного дела.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.12.2013
Размер файла12,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Решение задач

Участок прокурорской деятельности характеризуется следующими признаками:

1. наличием особого отдельного объекта (предмета) прокурорской деятельности;

2. этот объект (предмет) образует не деятельность государственных и негосударственных органов и лиц, а общественные отношения;

3. особой значимостью для общества и государства общественных отношений, образующих объект (предмет) надзорной деятельности;

4. наличием этих общественных отношений во всех основных направлениях и отраслях прокурорского надзора.

Руководствуясь указанными признаками, приведите пример отдельного участка прокурорской деятельности:

Примером отдельного участка прокурорской деятельности является надзор прокурора за исполнением законов о несовершеннолетних. Общественные отношения, связанные с несовершеннолетними, присутствуют в деятельности всех органов и лиц, являющихся объектами (предметами) прокурорского надзора. Иначе говоря, эти отношения присутствуют во всех отраслях и направлениях прокурорской деятельности.

Прокурор в силу особой значимости этих отношений для общества и государства уделяет особое внимание охране и защите прав и интересов несовершеннолетних, причем независимо от того, осуществляется ли уголовное преследование в отношении них, отбывают ли они наказания, или же происходит судебное рассмотрение вопроса с их участием или в отношении них.

В результате, в каждом направлении прокурорской деятельности (отрасли) можно выделить отдельные участки, связанные с обеспечением прав и свобод несовершеннолетних, которые в своей совокупности образуют отдельный участок прокурорской деятельности независимо от отраслевой принадлежности прокурорского надзора или иного направления его деятельности.1 1 Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. — Томск: Изд-во: НТЛ. — 2007г. — С. 76.

В отношении Генерального прокурора РФ возбуждено уголовное дело. Должен ли Генеральный прокурор быть отстранен от должности? Если должен, то кем? Каков порядок освобождения от должности Генерального прокурора?

Согласно статье 42 пункту 1, Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»: Да, должен, на период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

Читайте так же:
Замена паспорта после регистрации брака

Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. 2 2 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [от 17.01.1992г. — № 2202-1] в ред. от 25.11.2013г. // Российская газета. — № 229 от 25.11.1995г. Статья 42, п.1.

Что касается порядка освобождения от должности Генерального прокурора, то он прописан в статье 185 и 186 Постановления СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в ред. от 30.10.2013г.

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента Российской Федерации.

Предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения.

Рассмотрение вопроса об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Президента Российской Федерации либо по его поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Затем слово предоставляется председателям, первым заместителям председателей или заместителям председателей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для оглашения заключений комитетов.

При рассмотрении вопроса об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать Генеральный прокурор Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

В ходе обсуждения члены Совета Федерации задают вопросы Президенту Российской Федерации или полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, докладчикам от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Генеральному прокурору Российской Федерации. Они высказываются за освобождение или против освобождения Генерального прокурора Российской Федерации от должности.

Если предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации соответствующего постановления.1 1 Постановление СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 30.01.2002г. — № 33-СФ в ред. от 30.10.2013г. // Собрание законодательства РФ», 18.02.2002г. — № 7. — Ст. 185,186.

Прокуратура района проводила проверку исполнения законов о труде и технике безопасности в трамвайно-троллейбусном управлении. В результате проверки был установлен ряд нарушений: отсутствие ограждений моторов в аккумуляторном цехе, неполное расходование средств, отпущенных на мероприятия по технике безопасности, большая загазованность помещений.

В связи с этим прокурор района обратился к начальнику управления с требованием о принятии необходимых мер. Его заместитель усомнился в обоснованности проведенной проверки, считая, что она представляет собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность управления. Прокурор решил отозвать акт реагирования.

Кто прав в этой ситуации? Будет ли проведение этой проверки являться вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность? Какой акт реагирования прокурора адекватен выявленным нарушениям?

На мой взгляд, в данной ситуации в части выявленных нарушений, а именно: отсутствия ограждений моторов в аккумуляторном цехе, неполное расходование средств, отпущенных на мероприятия по технике безопасности, прав заместитель начальника. Т.к. это действительно можно рассматривать как прямое вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность управления, что незаконно со стороны прокуратуры и охраняется законом «О прокуратуре РФ», статьей 26, п. 2: Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.1 1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [от 17.01.1992г. — № 2202-1] в ред. от 25.11.2013г. // Российская газета. — № 229 от 25.11.1995г. Статья 26, п2.

Что же касается большой загазованности помещений, в этой части прокурор прав, и этот акт реагирования прокурора адекватен выявленным нарушениям.

За неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей на 10 суток в карцер водворен обвиняемый Гаврилов, а в одиночную камеру помещен обвиняемый Зеленков. При плановой проверке исполнения законов при содержании обвиняемых под стражей прокурор выявил отсутствие в материалах личного дела медицинского заключения о возможности по состоянию здоровья Гаврилова содержать в карцере, а в материалах дела Зеленкова отсутствовало постановление на помещение его в одиночную камеру.

Читайте так же:
Как выписать умершего человека из квартиры, Яндекс Дзен

Должен ли прокурор реагировать на это? Если да, то в какой форме?

Думаю, что да, должен реагировать, руководствуясь статьей 33, п.2 Федерального закона «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в ред. от 2013г.: Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

А так же статьей 40 того же закона: Начальник места содержания под стражей имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания в карцере либо досрочно освободить подозреваемого или обвиняемого из карцера с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершил нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.1 1 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [от 15.07.1995г. — № 103-ФЗ] в ред. от 25.11.2013г. // Собрание законодательства РФ от 17.07.1995г. — № 29. — Ст. 2759. Статья 33,40.

2. Ответы на тесты

Верные варианты подчеркнуты.

1. Меру пресечения в виде заключения под стражу избирает:

· Руководитель следственного органа;

· Следователь или дознаватель с согласия прокурора.

2. К компетенции прокурора относится:

· Возбуждение уголовного дела;

· Применение меры пресечения в виде заключения под стражу;

· Дача дознавателю указаний о производстве процессуальных действий;

· Отстранение следователя от производства по уголовному делу в связи с нарушением УПК РФ.

3. Решение о производстве обыска и выемки в жилище гражданина принимается:

· Следователем или дознавателем самостоятельно;

· Следователем или дознавателем с согласия прокурора.

4. За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность прокурор, осуществляет:

5. Укажите не правовое решение прокурора:

· Изъял у органа дознания уголовное дело и передал следователю;

· Отстранил дознавателя от дальнейшего производства расследования в связи с нарушением УПК РФ;

· Прекратил уголовное дело, поступившее от следователя с обвинительным заключением;

· Отменил необоснованное постановление нижестоящего прокурора.

6. Прокурор возбудить уголовное дело:

· Может, но только прокурорской подследственности;

· Не может, так как это является прерогативой суда.

прокурорский уголовный закон

Список литературы и нормативно-правовые акты

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Принят Гос. Думой РФ 22 ноября 2001г. — № 174) в ред. от 25.11.2013г. // Собрание законодательства РФ от 24.12.2001г. — № 52 (ч. I), ст. 4921.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [от 17.01.1992г. — № 2202-1] в ред. от 25.11.2013г. // Российская газета. — № 229 от 25.11.1995г.

3. Федеральный закон «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [от 15.07.1995г. — № 103-ФЗ] в ред. от 25.11.2013г. // Собрание законодательства РФ от 17.07.1995г. — № 29. — Ст. 2759.

4. Постановление СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 30.01.2002г. — № 33-СФ в ред. от 30.10.2013г. // Собрание законодательства РФ», 18.02.2002г. — № 7. — Ст. 635.

5. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. — Томск: Изд-во: НТЛ. — 2007г. — 192с.

6. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: Пособие / Под ред. Н.В. Крючковой, А.В. Паламарчука, А.Е. Русецкого. — Изд-во: М.: «Мир энциклопедий Аванта плюс». — 2012г. — 384с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела. Надзор прокурора за исполнением законов. Порядок возбуждения и отказ в возбуждении дела. Возникновение и развитие уголовно-процессуальных отношений между участниками уголовного судопроизводства.

контрольная работа [38,2 K], добавлен 05.02.2013

Стадия возбуждения уголовного дела и ее значение в уголовном судопроизводстве. Органы и лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела. Проверка заявлений и сообщений о преступлении. Судебный контроль прокурора за законностью возбуждения уголовных дел.

курсовая работа [64,4 K], добавлен 25.12.2017

Характеристика стадий возбуждения уголовного дела. Признаки преступления, порядок возбуждения дел публичного и частного обвинения. Надзор прокурора за законностью возбуждения дела. Процессуальная самостоятельность следователя при производстве допроса.

курсовая работа [96,2 K], добавлен 13.07.2015

Организация и методика деятельности прокурора по надзору за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела. Осуществление надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб о преступлениях.

дипломная работа [96,6 K], добавлен 05.11.2015

Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса: в стадии возбуждения дела, на дознании и предварительном следствии. Порядок подготовки прокурора к судебному разбирательству, степень его участия и значение в судебном следствии.

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела

Company

Отказ в возбуждении уголовного дела – это процессуальное решение, которое принимается сотрудниками правоохранительных органов по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

После регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП (заявление потерпевшего, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора и т.д.) начинается доследственная проверка, целью которой является проверка данного сообщения на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления.

Срок доследственной проверки – 3 дня, но в определенных случаях он может быть продлен и до 30 дней. По истечению указанного срока должно быть принято одно из следующих решений:

Читайте так же:
Узнать номер предыдущего водительского удостоверения по фамилии

✔возбуждение уголовного дела;
✔отказ в возбуждении уголовного дела;
✔передача материала проверки по подследственности.

Как правило, решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается
в случае, когда в ходе доследственной проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступлении. Но существуют и другие основания отказа в возбуждении уголовного дела, о которых мы поговорим далее.

Отказ оформляется в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, копия которого должна направляться заявителю и прокурору в течение
24 часов после его вынесения (требование ч.4 ст.148 УПК РФ).

Основания отказа в возбуждении уголовного дела

В возбуждении уголовного дела может быть отказано только по основаниям, указанным в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Итак, давайте их перечислим и разберем:

1. Отсутствие события преступления. Данное основание применяется тогда, когда отсутствует сам факт какого-либо события, наступившего в результате преступных действий человека.

Пример № 1. Гражданин обращается в полицию с заявлением о краже кошелька с денежными средствами. После чего указанный кошелек был найдем самим гражданином в принадлежащем ему автомобиле, поскольку заявитель просто забыл о его местонахождении. То есть фактически кражи кошелька не было.
В возбуждении уголовного дела будет отказа за отсутствием события преступления.


Пример № 2. На улице обнаружен труп молодого мужчины. Зарегистрирован материал проверки по факту обнаружения трупа. В ходе судебно-медицинской экспертизы установлено, что причиной смерти является острая коронарная недостаточность, то есть естественная смерть человека. В возбуждении уголовного дела будет отказано за отсутствием события преступления.

2. Отсутствие состава преступления. Чтобы понять, что такое состав преступления, необходимо немного углубиться в теорию уголовного права.

Итак, состав преступления включает в себя:

а) объект (общественные отношения, на которые посягает преступление);
б) субъект (лицо, совершающее преступление);
в) объективную сторону (действия, последствия, причинно-следственная связь между ними);
г) субъективную сторону (психическое отношение лица к совершаемому преступлению).

Состав преступления образуется при наличии всех необходимых элементов.
В случае отсутствия хотя бы одного из элементов – деяние не образует состав преступления и в возбуждении уголовного дела будет отказано.

Пример № 1. Подросток в возрасте 13 лет совершил кражу денежных средств в крупном размере. Согласно ч.2 ст.20 УК РФ уголовная ответственность за кражу наступает с 14 лет. Тринадцатилетний подросток в силу закона не может являться субъектом преступления, в связи с чем в данном случае мы имеем только три из четырех элементов состава преступления: объект (преступление против собственности), объективную сторону (хищение чужого имущества, ущерб), субъективную сторону (прямой умысел на совершение преступления
, желание завладеть чужим имуществом). Таким образом, фактически преступление совершено, но поскольку отсутствует один из элементов состава преступления – субъект, то в возбуждении уголовного дела будет отказано.

Пример № 2. Совершеннолетний пешеход случайно задел автомобиль, сломал боковое зеркало и разбил стекло. Владелец транспортного средства обратился в полицию с заявлением о преступлении по факту умышленного повреждения чужого имущества (ст.167 УК РФ). В ходе доследственной проверки было установлено, что пешеход не имел умысла на повреждение имущества, ущерб был причинен случайно при падении. В данном случае в действиях пешехода не было умысла на совершение преступления. Таким образом, отсутствует один из элементов состава преступления и в возбуждении уголовного дела будет также отказано.

3. Истечение сроков давности уголовного преследования. Сроки уголовного преследования зависят от тяжести совершенного преступления. Данные сроки установлены в ст.78 УК РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года по преступлениям небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

При этом категория преступления определяется на основании положений
ст.15 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что срок давности считается со дня совершения преступления и до дня вступления приговора суд в законную силу.

Пример. В отношении гражданина было совершено преступление, предусмотренное ч.1 ст. 159.6 УК РФ, то есть мошенничество в сфере компьютерной информации. Потерпевший обратился с заявлением о преступлении по данному факту. По материалу проверки неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые
в последующем отменялись, как незаконные и необоснованные. При проведении дополнительной доследственной проверки был достоверно установлен факт совершения преступления и личность подозреваемого. Однако, на момент принятия процессуального решения по материалу проверки истекли сроки привлечения к уголовной ответственности, поскольку ч.1 ст.159.6 УК РФ является преступлением небольшой тяжести, а с момента совершения преступления прошло более двух лет. В указанном случае в возбуждении уголовного дела будет отказано в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

4. Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

5. Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению. В России уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Указанные виды уголовного преследования регламентированы ст. 20 УПК РФ. В соответствии с требованиями данной нормы уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Соответственно, отсутствие данного заявления является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

Читайте так же:
Должностные обязанности агронома

Пример. В дежурную часть полиции поступил звонок от соседа о том, что на лестничной площадке произошла драка. Указанное сообщение о преступлении было зарегистрировано оперативным дежурным в книге учета сообщений о преступлениях. На место происшествия отправлен наряд полиции. По приезду на место происшествия сотрудниками полиции было установлено, что гражданин И. в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений причинил гражданину А. телесные повреждения. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы имеющиеся у гражданина А. телесные повреждения не причинили вреда здоровью. Таким образом, действия гражданина И. должны быть квалифицированы по ст.116 УК РФ (побои). Указанное преступление в соответствии с ч.3 ст.20 УПК РФ относится к уголовным делам частно-публичного обвинения и возбуждаются по заявлению потерпевшего. При этом от потерпевшего заявление о привлечении гражданина И. к уголовной ответственности не поступало, каких-либо претензий к нему потерпевший не имеет. В указанном случае в возбуждении уголовного дела будет отказа по основанию, предусмотренному п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть за отсутствием заявления потерпевшего.

6. Отсутствие заключения или согласия компетентных органов на привлечение к уголовной ответственности отдельных категорий лиц.

Уголовно-процессуальным законодательством в отношении некоторых лиц предусмотрен особый порядок производства по уголовным дела. К данным лицам относятся Президент Российской Федерации, депутаты, судьи, следователи, адвокаты и т.д. Полный перечень данных лиц перечислен в ст.447 УПК РФ.

Для возбуждении уголовного дела в отношении ряда вышеуказанных лиц требуется заключение суда о наличии в их действиях признаков преступления либо согласия компетентных органов (к примеру, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного суда РФ) на возбуждение уголовного дела.

При отсутствии данных документов в возбуждении уголовного дела будет отказано по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24 УПК РФ.

В данной статье мы рассмотрели все основания для отказа в возбуждении уголовного дела. Если Вы не согласны с принятым процессуальным решением, то Вы можете обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа, прокурору или в суд. О порядке обжалования мы поговорим в другой статье. Следите за новостями в блоге!

«Процесс возбуждения уголовных дел будет более профессиональным»

Адвокат Андрей Шугаев — о намерении вернуть прокурорам право возбуждать уголовные дела

Прокуратуре могут вернуть право возбуждать уголовные дела. Этой возможности она лишилась в конце 2000-х. Об этом в Екатеринбурге заявил глава комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. «По прокуратуре — в случаях, предусмотренных законом, они сами смогут возбуждать дела. Скорее всего, в законе “О прокуратуре” это будет», — сказал депутат. О том, насколько назрела необходимость давать прокуратуре такие полномочия в эфире “Ъ FM” рассказал адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Мне как бы рассуждать на эту тему достаточно привычно, поскольку я работал в органах прокуратуры следователем и сейчас практикующий адвокат. В свое время, когда Следственный комитет забрал эти полномочия у прокуратуры, я, конечно, был немного удручен, поскольку, на мой взгляд, все же у нее эти функции должны присутствовать. Более того, новому генеральному прокурору Игорю Краснову, я думаю, эта идея понравится, поскольку прокуратура должна все-таки более жестко и более эффективно надзирать над органами расследования.

Более того, все-таки возвращение таких полномочий, на мой взгляд, отразится позитивно на соблюдении законности в целом, поскольку в органах прокуратуры работают профессиональные специалисты, имеющие большой опыт.

И я считаю, что такие полномочия должны быть, безусловно, возвращены, и полностью поддерживаю идею Павла Владимировича Крашенинникова.

В то же время многое будет зависеть от того, как будет сформулированы эти новые полномочия органов прокуратуры. Я практически исключаю возможность того, что будет какой-то конфликт интересов между органами прокуратуры и Следственным комитетом, поскольку они выполняют все-таки одну и ту же функцию — их деятельность направлена на надлежащее расследование уголовных дел и соблюдение законности при рассмотрении их разрешения. Поэтому я не вижу здесь никаких противоречий, не вижу того, что они начнут какой-то дележ полномочий, дележ функций. Считаю, что эта идея давно назрела, я о ней неоднократно говорил, выступал в различных средствах массовой информации, и думаю, что это ни в коей мере не отразиться на соблюдении законности в целом в стране.

Я думаю, что после возвращения прокуратуре этого права, процесс возбуждения уголовных дел будет более продуманным, более последовательным, более профессиональным. На стадии предварительного расследования на сегодняшний момент у органов прокуратуры очень мало полномочий. Если речь идет о дознании, то — да, а если речь идет о предварительном расследовании, то полномочия весьма и весьма скудные.

И я думаю, что это первый шаг на пути того, чтобы вернуть органам прокуратуры определенные полномочия, которые у нее были всегда изначально, испокон веков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector