Прожиточный минимум
Прожиточный минимум
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в государственной Думе прошел первое чтение законопроект (№ 1027748-7), по которому с 1 января 2021 года МРОТ и прожиточный минимум будут рассчитываться исходя из медианной зарплаты и медианного дохода. Исходя из проекта, прожиточный минимум на душу населения в целом по России составит 44,2% медианного дохода, что равно 11653 рубля. В дальнейшем прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.
Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения и величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается в размере 109 %, пенсионеров – 86 %, для детей – 97 %.
Региональная величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается в соответствии с коэффициентом соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, утвержденным Правительством.
Прожиточный минимум в РФ
Период | Величина прожиточного минимума (руб.) | ||||
---|---|---|---|---|---|
на душу населения | для трудоспособного населения | для пенсионеров | для детей | ||
3 квартал 2020 | 11606 | 12542 | 9519 | 11580 | от 31.12.2020 г. № 987н |
2 квартал 2020 | 11468 | 12392 | 9422 | 11423 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 542н |
1 квартал 2020 | 10843 | 11731 | 8944 | 10721 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2020 № 372н |
4 квартал 2019 | 10609 | 11510 | 8788 | 10383 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) от 20 февраля 2020 г. N 72н г. |
3 квартал 2019 | 11012 | 11942 | 9090 | 10838 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.11.2019 г. № 738н |
2 квартал 2019 | 11185 | 12130 | 9236 | 11004 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.08.2019 № 561н |
1 квартал 2019 | 10753 | 11653 | 8894 | 10585 | Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.07.2019 № 461 |
4 квартал 2018 | 10213 | 11069 | 8464 | 9950 | от 20.02.2019 № 102н Приказ Минтруда России |
3 квартал 2018 | 10451 | 11310 | 8615 | 10302 | от 12.11.2018 № 695н |
2 квартал 2018 | 10444 | 11280 | 8583 | 10390 | от 24.08.2018 № 550н |
1 квартал 2018 | 10038 | 10842 | 8269 | 9959 | от 25.06.2018 № 410н |
4 квартал 2017 | 9786 | 10573 | 8078 | 9603 | от 13.04.2018 № 232н |
3 квартал 2017 | 10328 | 11160 | 8496 | 10181 | от 08.12.2017 № 1490 |
2 квартал 2017 | 10329 | 11163 | 8506 | 10160 | от 19.09.2017 № 1119 |
1 квартал 2017 | 9909 | 10701 | 8178 | 9756 | от 30.03.2017 № 352 |
4 квартал 2016 | 9691 | 10466 | 8000 | 9434 | от 30.03.2017 № 352 |
3 квартал 2016 | 9889 | 10678 | 8136 | 9668 | от 01.12.2016 № 1275 |
2 квартал 2016 | 9956 | 10722 | 8163 | 9861 | от 06.09.2016 № 882 |
1 квартал 2016 | 9776 | 10524 | 8025 | 9677 | от 09.06.2016 № 511 |
4 квартал 2015 | 9452 | 10187 | 7718 | 9197 | от 10.03.2016 № 178 |
3 квартал 2015 | 9673 | 10436 | 7951 | 9396 | от 30.11.2015 № 1291 |
2 квартал 2015 | 10017 | 10792 | 8210 | 9806 | от 28.08.2015 №902 |
1 квартал 2015 | 9662 | 10404 | 7916 | 9489 | от 04.06.2015 №545 |
Прожиточный минимум по регионам
По состоянию на 26.03.2021 прожиточный минимум принят: на 4 квартал 2021 в 1 (1%) регионах, на 4 квартал 2020 в 77 (91%) регионах, на 3 квартал 2020 в 7 (8%) регионах.
Прожиточный минимум в России: таблица по регионам
Прожиточный минимум в целом по России на 2019 год представляет собой стоимостное выражение основных затрат, рассчитанных на одного человека. По сути, это количество денег, которое требуется на обеспечение жизнедеятельности среднестатистического жителя России. В него входят:
- затраты на приобретение продуктов питания;
- расходы на медикаменты;
- траты на покупку одежды, обуви;
- издержки на приобретение необходимых бытовых услуг;
- оплата коммунальных услуг и платежей;
- уплата обязательных налогов и сборов.
Итоговое значение — это расчетная стоимость потребительской корзины, а также сумма обязательных платежей, сборов и взносов. Ключевое назначение — определить минимальные затраты россиян на обеспечение нормальной жизнедеятельности. Прожиточный минимум показывает, сколько нужно одному человеку на покупку еды и одежды, оплаты коммунальных платежей и налогов, приобретение бытовых услуг и работ.
Сфера применения
Это не просто усредненный показатель, используемый для расчетов и выкладок. Это основа всей социально-экономической политики страны. От его значения зависят все виды пособий и выплат.
Прожиточный минимум влияет на:
- МРОТ. Прожиточный минимум за первый квартал 2019 года сравнялся с МРОТ. Это значит, что любой трудящийся россиянин не может получать заработную плату ниже, чем МРОТ или ПМ. При условии, что работник трудится на полную ставку и отработал весь месяц.
- Детские пособия. Выплаты мамочкам, а также пособия на содержание малышей выплачиваются из расчетного значения ПМ. Причем лимит устанавливается региональными властями. Для каждого субъекта действует свой уровень прожиточного минимума. Новая выплата на первого ребенка от президента, доплата на второго ребенка за счет средств материнского капитала назначаются в зависимости от прожиточного минимума. Пособие назначат, если совокупный доход семьи не достигает 1,5-кратного размера лимита на человека.
- Социальные и страховые пенсии. При назначении пенсионных выплат престарелым гражданам расчет производится с учетом ограничения прожиточного минимума. Пенсия не может быть ниже. Если сумма меньше, то пенсионеру назначат доплату. При расчете учтут все виды надбавок и компенсаций, причитающихся пожилому россиянину.
- Стипендии. Если совокупный доход семьи студента не дотягивает до прожиточного минимума, то абитуриенту назначается социальная стипендия. Помимо стипендии, учащиеся с низкими доходами могут рассчитывать на дополнительные льготы и компенсации.
- Иные категории льгот для малоимущих и многодетных семей. Практически все виды гарантий и компенсаций для этой категории населения определяются в зависимости от прожиточного минимума.
Расчет и повышение прожиточного минимума
Величина исчисляется за квартал года, предшествующий году применения показателя. Прожиточный минимум с 1 января 2018 года в России:
Что входит в прожиточный минимум в России?
В числе наиболее значимых индикаторов в современных национальных экономиках, включая российскую, — уровень прожиточного минимума. В чем его сущность? Что входит в прожиточный минимум в России?
Рассмотрим данный вопрос в двух аспектах:
- изучение трактовок понятия прожиточного минимума, присутствующих в законодательстве и экспертной среде;
- исследование структуры соответствующего экономического индикатора.
Начнем с первого пункта.
Понятие прожиточного минимума
«Прожиточный минимум» — термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно — в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.
Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:
- набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
- непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.
Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии — имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.
Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах — актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:
- особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
- национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.
Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге — 8 697,2 руб., в Севастополе — 4 628,2 руб., в Адыгее — 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, — 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.
ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.
Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:
- исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
- реализации социальной политики властей субъектов РФ;
- предоставления помощи нуждающимся гражданам.
Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.
Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.
Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.
Структура прожиточного минимума
Итак, основа исследуемого экономического показателя — потребительская корзина. Собственно, понятие прожиточного минимума и указанный термин часто рассматриваются как синонимы. Но главный критерий их разграничения мы уже отметили в начале статьи. Прожиточный минимум — это стоимостный показатель, то есть «потребительская корзина в рублях». Но в повседневном общении россиян между собой, в публикациях СМИ оба термина могут полностью отождествляться. Поэтому особой ошибкой не будет называть состав потребительской корзины структурой прожиточного минимума.
Основные источники права, которые мы будем задействовать при изучении элементов рассматриваемого экономического индикатора, — ФЗ № 134 и Постановление № 56. В положениях данных правовых актов состав потребительской корзины наиболее детально регулируется, как мы отметили выше, в части продуктового набора. Изучим его подробнее.
Состав продуктового набора потребительской корзины
В Приложении № 1 к Постановлению № 56 содержатся сведения о минимальном наборе продуктов питания, включаемом в прожиточный минимум. Следует отметить, что составлен он в корреляции с 3 категориями граждан — трудоспособным населением, пенсионерами, а также детьми. Показатели по количеству продуктов, которые должны употреблять россияне, относящиеся к той или иной социальной группе, могут сильно разниться.
В структуре продуктовой корзины, утвержденной в Постановлении № 56, присутствует 11 категорий продовольствия. Рассмотрим их.
Первая категория продовольствия — хлебные продукты (включая макароны, крупы, бобовые). Расчетное годовое потребление соответствующих товаров:
- для трудоспособных граждан — 126,5 кг;
- для пенсионеров — 98,2 кг;
- для детей — 77,6 кг.
Конкретные продукты, которые относятся к рассматриваемой категории:
- бобовые изделия;
- пшеничная мука;
- рис;
- иные крупы;
- хлеб (пшеничный, ржаной);
- макароны.
Вторая категория продовольствия, включенная в продуктовую корзину, — картофель. Расчетное годовое потребление его плодов составляет:
- для трудоспособных граждан — 100,4 кг;
- для пенсионеров — 80 кг;
- для детей — 88,1 кг.
Третья категория продовольствия — овощи и бахчевые. Их должны потреблять:
- трудоспособные граждане — в количестве 114,6 кг в год;
- пенсионеры — 98 кг в год;
- дети — 112,5 кг в год.
К данной категории принято причислять:
- капусту (свежую, квашеную);
- огурцы, помидоры (свежие, соленые);
- корнеплоды, относящиеся к столовым;
- иные плоды.
Четвертая категория продовольствия — свежие фрукты. Законодатель ожидает, что их должны потреблять:
- трудоспособные граждане — в объеме 60 кг в год;
- пенсионеры — 45 кг в год;
- дети — 118,1 кг в год.
Пятая категория продуктов — сахар и кондитерские товары в пересчете на него. Ожидаемое их годовое потребление:
- трудоспособными гражданами — 23,8 кг;
- пенсионерами — 21,2 кг;
- детьми — 21,8 кг.
В состав рассматриваемой категории продовольствия входят:
- собственно сахар;
- конфеты;
- печенье.
Шестая категория продовольствия в структуре прожиточного минимума — мясопродукты. Таковых должны потреблять в годовом исчислении:
- трудоспособные граждане — 58,6 кг;
- пенсионеры — 54 кг;
- дети — 44 кг.
Виды продуктов, включенные в данную категорию:
- говядина;
- баранина;
- свинина;
- мясо птицы.
Седьмая категория продуктов, составляющих продовольственную корзину, — рыба. Расчетное ее годовое потребление:
- трудоспособными гражданами — 18,5 кг;
- пенсионерами — 16 кг;
- детьми — 18,6 кг.
Данную категорию законодатель классифицирует на 2 вида товара:
- свежую рыбу;
- сельдь.
Восьмая категория продовольствия — молоко, а также продукты на его основе. Их должны употреблять в год:
- трудоспособные россияне — 290 кг;
- пенсионеры — 257,8 кг;
- дети — 360,7 кг.
Основные виды продовольствия в рамках рассматриваемой категории:
- молоко;
- кефир;
- сметана;
- масло;
- творог;
- сыр.
Девятая категория продовольственных товаров — яйца. Их должны употреблять:
- трудоспособные россияне — в количестве 210 штук в год;
- пенсионеры — 200 штук в год;
- дети — 201 штуку в год.
Десятая категория продовольствия — жиры (растительное масло, маргарин и иные подобные продукты). Ожидаемый законодателем объем потребления данных продуктов:
- трудоспособными гражданами — 11 кг в год;
- пенсионерами — 10 кг в год;
- детьми — 5 кг в год.
Основные виды товаров в рамках данной категории:
- маргарин и иные жиры;
- растительное масло.
Одиннадцатая категория продовольствия, включенная в структуру продуктовой корзины, — так называемые прочие товары. К ним относятся:
- соль, которую, как ожидается, могут употреблять трудоспособные граждане в количестве 3,7 кг в год, пенсионеры — 3 кг в год, дети — 2,4 кг в год;
- чай, ожидаемое потребление которого составляет для трудоспособных граждан и пенсионеров 0,5 кг в год, для детей — 0,4 кг в год;
- специи, которые, в соответствии с расчетами законодателя, должны употребляться россиянами всех социальных категорий в количестве 0,7 кг в год.
Мы изучили структуру прожиточного минимума в контексте продовольственных товаров. Но как быть с непродовольственными изделиями и сервисами?
Непродовольственные изделия и сервисы в составе прожиточного минимума
Выше мы отметили, что в законодательстве, действовавшем до марта 2013 года, состав рассматриваемых расходов регулировался весьма детально. Все, что сказано в источниках права, действующих на данный момент, — так это то, что доля непродовольственных товаров и сервисов в величине прожиточного минимума должна составлять порядка 50 % для всех категорий граждан.
С чем могут быть связаны, с одной стороны, упрощение детализации структуры прожиточного минимума, с другой — неясность в определении сущности соответствующих расходов?
Полезно будет рассмотреть отдельно точку зрения экспертов, сформировавшуюся в отношении оценки позиции законодателя по непродовольственным товарам, а также ту, что коррелирует с политикой властей относительно услуг.
Что касается непродовольственных изделий, по мнению ряда юристов, упрощение их структурирования законодателем может быть обусловлено слишком большой разницей в ценах для одних и тех же видов товаров, выпускаемых разными брендами. В Постановлении Минтруда РФ № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, которые ранее регулировали состав прожиточного минимума, указано, что к непродовольственным товарам относятся, в частности, куртки, джинсы, платья. Понятно, что их стоимость в зависимости от производителя способна различаться в десятки раз. То же можно сказать, к примеру, о телевизорах, утюгах, стиральных машинах — данные товары также присутствуют в указанных правовых актах. Возможно купить ТВ за 10 тысяч рублей с базовыми функциями, а возможно и за 100 тысяч с экраном UltraHD или 4K.
Подобное положение дел, в свою очередь, не характерно для рынка продуктов питания. Разница в цене между теми или иными видами продовольствия, конечно, может наблюдаться. Но довольно редко — в тех же пропорциях, что в случае с одеждой или бытовой техникой при сравнении цен между изделиями экономичных и премиальных брендов либо товарами, различающимися по уровню поддержки высокотехнологичных функций.
Что касается услуг, входящих в прожиточный минимум, то в Постановлении Минтруда № 36 присутствует следующий их перечень:
- плата за жилье;
- оплата отопления, горячей, холодной воды, канализации, электричества, газа;
- оплата проезда в городском автобусе.
В свою очередь, в текущем законодательстве отсутствует даже такая, не самая подробная, детализация сервисов, которыми может пользоваться гражданин. Отмечена только их расчетная величина в корреляции с расходами на продукты питания: так же как и в случае с непродовольственными товарами, она ожидается на уровне 50 %.
Отказ законодателя от конкретизации сервисов — хотя бы на том же уровне, что присутствует в Постановлении Минтруда № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, — некоторые эксперты объясняют разностью динамики потребления соответствующих услуг гражданами. Так, кто-то может тратить порядка 20-25 кубометров воды в месяц, каждый день принимая ванну, другому достаточно будет 7-8, чего хватит для более или менее комфортного мытья в душе.
Итак, что входит в прожиточный минимум? Российский законодатель в современных источниках права определяет, что в его структуре должны присутствовать:
- установленный объем и состав продуктов питания;
- непродовольственные товары, расчетная стоимость которых — порядка 50 % от расходов по первому пункту;
- услуги, расходы по которым, в соответствии с ожиданиями законодателя, также составляют порядка 50 % издержек по затратам на продукты питания.
Конкретные величины по второму и третьему пунктам могут зависеть от индивидуальных особенностей потребления каждого гражданина. В аспекте предпочтения по брендам, функционалу, комфорту пользования — касательно непродовольственных товаров, в зависимости от динамики пользования — касательно сервисов.
Прожиточный минимум для пенсионеров в 2021 году
Какой прожиточный минимум у пенсионеров — 10 022 рубля на федеральном уровне и особый в разных регионах РФ. Этот социальный показатель прямо влияет на размер пенсии.
Что такое прожиточный минимум пенсионера
В современном законодательстве установлен специальный социальный показатель «прожиточный минимум» (ПМ). Уже из самого названия ясно, что это та минимальная сумма денег на месяц, без которой невозможно нормально жить. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-ФЗ от 24.10.1997 этот показатель устанавливается не только в среднем на душу населения, но и по отдельным социальным группам: для трудоспособного населения, лиц пенсионного возраста и детей. Его утверждают ежегодно постановлением правительства. В 2020 году методика подсчета изменилась, и на 2021 год ПМ рассчитывали по новым правилам.
Традиционно минимальный прожиточный минимум пенсионера устанавливают ниже, чем для трудоспособных граждан. Чиновники не только считают, что у пожилых людей меньше потребностей, но и не хотят нести лишние расходы, поскольку величина ПМП прямо влияет на размер минимальной пенсии, регулируя федеральную или региональную доплату.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить пенсию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как считают прожиточный минимум пенсионера
Новая методика подсчета, введенная Минтруда России с 2021 года, устанавливает ПМ как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения по всей Российской Федерации и величины медианного дохода в размере 44,2%. Иначе говоря, теперь ПМ зависит не от расходов, которые среднестатистический человек осуществляет ежемесячно, а от медианного среднедушевого дохода, который, в том числе, определяется на основании статистических данных о стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых человеку для жизни. Вот примерный список, что входит в прожиточный минимум пенсионера в 2021 году:
- одежда и обувь;
- оплата услуг ЖКХ;
- проезд на общественном транспорте;
- бытовая химия и другие непродовольственные товары;
- лекарства;
- продукты питания.
Но этот перечень не применяется сам по себе. Все это имеет определенные нормы потребления, которые рассчитываются на один месяц и составляют стоимость потребительской корзины. Ее состав зависит и от региона проживания. Например, в холодных регионах России закладывают большую сумму на теплую одежду, обувь и отопление жилья. Но это не значит, что жители южных регионов нуждаются в меньшей сумме для нормальной жизни, просто у них другие потребности. То, какие расходы входят в прожиточный минимум для пенсионеров в 2021 году на региональном уровне, устанавливают власти субъектов РФ отдельными нормативно-правовыми актами. На основании этих расходов, уровня инфляции, средней заработной платы по региону и других показателей определяют минимальные потребности для каждой группы граждан. И это соотношение к медианному ПМ.
Главная проблема заключается в том, что реальная сумма для удовлетворения минимальных жизненных потребностей не совпадает с расчетной. Это происходит по двум причинам:
- для определения стоимости потребительской корзины берут средние статистические цены, а не реальные;
- этот социальный показатель, влияющий на пенсии и пособия, устанавливается один раз в год, и цены за этот период успевают вырасти.
На 2021 год правительство установило для пенсионеров большую сумму, чем на прошлый, но ее все равно не хватит для полноценной жизни без поддержки со стороны.
Пенсий ниже федерального прожиточного минимума не бывает
Ежемесячного пенсионного пособия любому человеку должно хватать на удовлетворение базовых потребностей. Если пенсия ниже ПМ, ее не хватит на все необходимое. Действующий закон о прожиточном минимуме пенсионера предусматривает , что те пенсионеры, у которых страховая пенсия с учетом всех остальных доходов оказалась ниже ПМ, получают федеральную или региональную доплату. Это означает, что пенсия до прожиточного минимума пенсионера поднимается за счет бюджетных средств, а не за счет средств Пенсионного фонда, поскольку такую доплату финансирует государство или местный бюджет субъекта РФ.
Размер прожиточного минимума пенсионеров в 2021 году
Этот показатель предусмотрен как на федеральном, так и региональном уровне. Из закона ясно, что такое федеральный прожиточный минимум пенсионера — величина, утвержденная правительством и действующая во всех субъектах РФ. Но региональные власти вправе самостоятельно формировать социальную политику и устанавливать размер ПМ. В связи с этим он отличается в разных субъектах РФ. На 2021 год по всей России ПМП утвержден Постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 и составляет с 01.01.2021 10 022 рубля.
Когда увеличат ПМП в каждом конкретном регионе, зависит только от внутренней экономической ситуации. Обычно его пересчитывают ежеквартально, и если есть инфляция, показатель закономерно растет. Для доплат к пенсиям и социальным пособиям в 2021 году на федеральном уровне применяется сумма 10 022 рублей, то есть почти на 2000 рублей больше, чем в прошлом году. В регионах разброс сумм достаточно большой. В некоторых ПМП оказался ниже федерального, и пенсионеры получат федеральную доплату. Для удобства мы собрали все показатели в таблицу, чтобы было видно, ниже какой суммы нельзя платить пенсионерам в этом году.
Регион РФ | Сумма ПМ в рублях |
---|---|
Республики | |
Саха (Якутия) | 15 438 |
Ингушетия | 9 020 |
Калмыкия | 8 973 |
Чувашия | 8 466 |
Хакасия | 9 986 |
Крым | 9 546 |
Адыгея | 8 540 |
Коми | 12 645 |
Дагестан | 9 020 |
Татарстан | 8 423 |
Башкортостан | 9 605 |
Чеченская | 10 020 |
Удмуртия | 8 917 |
Северная Осетия — Алания | 9 100 |
Карачаево-Черкесия | 9 020 |
Марий Эл | 8 719 |
Тыва | 9 485 |
Алтай | 9 539 |
Мордовия | 9 020 |
Бурятия | 10 372 |
Карелия | 12 783 |
Кабардино-Балкария | 10 198 |
Области, края и АО | |
Саратовская | 8 566 |
Новгородская | 10 096 |
Псковская | 10 113 |
Нижегородская | 9 360 |
Самарская | 9 320 |
Рязанская | 9 321 |
Вологодская | 10 221 |
Ростовская | 9 445 |
Приморский край | 12 119 |
Мурманская | 15 873 |
Ненецкий автономный округ | 19 353 |
Орловская | 9 409 |
Пензенская | 9 020 |
Оренбургская | 9 020 |
Ставропольский край | 8 646 |
Тамбовская | 9 396 |
Смоленская | 9 782 |
Ханты-Мансийский АО | 14 044 |
Челябинская | 9 794 |
Новосибирская | 10 378 |
Омская | 8 932 |
Сахалин | 13 604 |
Свердловская | 9 521 |
Тверская | 9 875 |
Томская | 10 436 |
Тульская | 9 997 |
Тюменская | 9 958 |
Ульяновская | 9 247 |
Хабаровский край | 13 205 |
Чукотский АО | 19 312 |
Ямало-Ненецкий АО | 14 033 |
Ярославская | 9 231 |
Липецкая | 8 811 |
Краснодарский край | 9 922 |
Красноярский край | 10 963 |
Курганская | 9 248 |
Курская | 9 144 |
Ленинградская | 10 359 |
Костромская | 9 734 |
Кировская | 9 348 |
Кемеровская | 9 147 |
Калужская | 10 002 |
Камчатский край | 18 148 |
Магаданская | 17 560 |
Московская | 10 648 |
Калининградская | 10 378 |
Иркутская | 10 540 |
Воронежская | 9 020 |
Волгоградская | 9 020 |
Алтайский край | 9 573 |
Владимирская | 9 800 |
Амурская | 11 272 |
Архангельская | 12 014 |
Астраханская | 9 621 |
Брянская | 9 860 |
Еврейская АО | 13 526 |
Забайкальский край | 11 256 |
Ивановская | 9 521 |
Белгородская | 8 659 |
Пермская | 9 613 |
Города федерального значения | |
Москва | 13 496 |
Санкт-Петербург | 10 280 |
Севастополь | 9 862 |
Законодательно определено, на что влияет прожиточный минимум для пенсионеров, — всем, кто получает меньше с учетом всех назначенных пособий, устанавливается федеральная или региональная доплата к пенсии. Например, в Москве она существенно выше ПМ и составляет 17 500 рублей. Федеральная доплата больше установленного ПМ не предусмотрена.