Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному
Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному
Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.
Кто определяет категорию субъекта предпринимательства?
К какой категории субъекта предпринимательства будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.
Чем подтверждается категория субъекта предпринимательства?
Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.
Получить электронную справку можно, воспользовавшись государственной услугой «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» на портале «Электронное правительство» или на портале «Электронное лицензирование». Порядок выдачи справки регулируется Правилами оказания государственной услуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства».
Справка выдается только в отношении того субъекта, который обращается с запросом.
Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?
На статус субъекта предпринимательства влияют:
- среднегодовая численность работников;
- среднегодовой доход;
- в некоторых случаях — виды деятельности.
Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.
Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства
Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.
К субъектам малого предпринимательства относятся
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:
- со среднегодовой численностью работников не более 100 человек
- и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного действующего на 1 января соответствующего финансового года.
(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)
Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторскую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность кредитных бюро;
- охранную деятельность;
- деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).
К субъектам среднего предпринимательства относятся:
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:
- среднегодовая численность работников от 101 до 250 человек;
- и (или) среднегодовой доход выше 300 000-кратного МРП, но не превышает 3 000 000-кратного МРП включительно.
(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).
К субъектам крупного предпринимательства относятся:
— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:
Субъекты малого предпринимательства в 2021 году: кто к ним относится?
Президент РФ В. Путин утвердил новые лимиты для малого бизнеса на 2021 год. Кто теперь может быть субъектом малого предпринимательства (СМП), как получить этот статус и чем помогает государство таким организациям, читайте в нашей статье.
Кто считается субъектом малого предпрнимательства в 2021 году
Стать представителем малого и среднего бизнеса могут коммерческие предприятия, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели, кроме государственных (муниципальных) унитарных или некоммерческих организаций.
Условия получения статуса малого или среднего предприятия устанавливает государство. Они касаются выручки, количества работников и долей других лиц в уставном капитале. В ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 прописаны критерии, которым должен соответствовать бизнесмен, чтобы стать СМП.
Среднесписочная численность работников
Первый показатель, на который нужно ориентироваться — сколько работников трудилось на предприятии в прошлом календарном году. Согласно ст. 4 Закона № 209-ФЗ среднесписочная численность работников (ССЧ) не должна превышать следующих предельных значений:
- на микропредприятиях — 15 человек;
- на малых предприятиях — от 16 до 100 человек;
- на средних предприятиях — от 101 до 250 человек.
Для расчета среднесписочной численности сначала определяют ССЧ кадров, имеющих полную занятость, а потом тех, кто имеет частичную занятость. При этом если у ИП нет работников, то его статус определяется только по размеру дохода. Кроме того, все предприниматели на патентной системе автоматически относятся к микропредприятиям.
Какой должна быть выручка
Второй критерий — это выручка. Доход предприятия за прошлый календарный год со всех видов деятельности не должен превышать предельного значения, установленного Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016:
- микропредприятия — 120 млн руб.;
- малые предприятия — 800 млн руб.;
- средние предприятия — 2 млрд руб.
Сумма годового дохода фирмы определяется налоговиками автоматически на основе поданных деклараций — УСН, ЕСХН и налогу на прибыль. Отдельно подтверждать доход теперь не требуется.
Доли в уставном капитале
Процент членства других фирм в уставном капитале тоже имеет значение. Если в хозобществе или товариществе есть такие участники как Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, общественная организация, то в общей сложности их доли не должны занимать более 25% всего уставного капитала фирмы.
Если же в составе предприятия есть другие российские или иностранные организации (не СМП), то их суммарная доля не может быть более 49%. Однако когда зарубежная фирма-участник уставного капитала не является офшорной и по нашим российским меркам доходности и численности работников тоже относится к субъектам малого и среднего бизнеса, то размер ее доли не ограничен и не повлияет на получения статуса СМП.
В остальных случаях, чтобы стать представителем малого бизнеса, компании нужно иметь минимум 51% уставного капитала, который состоит из физических лиц или организаций СМП.
Отдельно отметим, что малыми могут быть и предприятия, если их участниками являются общероссийские общественные объединения инвалидов или их территориальные подразделения. Однако у них среднесписочная численность инвалидов должна быть не меньше 50% по отношению к другим работникам, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Сводная таблица критериев отнесения бизнеса к субъектам малого предпринимательства в 2021 году:
Среднее
предприятие
Реестр СМП
Все предприятия, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, заносятся в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП). Теперь данные о новых СМП поступают в реестр 10-го числа каждого месяца, а не раз в год, как было ранее.
Вы можете проверить, находитесь ли среди субъектов малого предпринимательства. Введите ИНН, ОГРН (ОГРНИП) или наименование организации в поисковую строку на главной странице Реестра. Система покажет, являетесь ли вы субъектом, какой статус вам присвоен, период нахождения в реестре и т. д.
Основанием внесения фирмы в реестр являются поступившие документы от организаций и ИП — сведения о величине дохода, среднесписочной численности работников и т. д. Налоговики, получив информацию из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и отчетности, автоматически присваивают статус и заносят предприятие в реестр. От вас не требуют дополнительной информации, поскольку необходимые данные есть в стандартной отчетности. Однако если перестанете ее сдавать, можете «вылететь» из реестра и потерять привилегии.
Однако если субъект превысит допустимые нормы по доходу или среднесписочной численности работников, то статус малого предприятия сохранится за ним еще 3 года. Но по истечении этого срока он лишится его и станет средним или крупным предприятием в зависимости от предельных значений, которые теперь у него есть.
Льготы для СМП
Предприятия малого и среднего бизнеса получают неплохие привилегии. Они могут вести учет на спецрежимах по пониженным налоговым ставкам (УСН, ЕСХН, ПСН). Например, региональные власти вправе снижать ставки на УСН-«доходы минус расходы» с 15% до 5%. Государство поддерживает малый бизнес грантами, безвозмездными субсидиями, может возместить затраты по лизингу или проценты по кредитам и т. д.
Субъекты СМП имеют право вести упрощенный бухучет. Можно не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе, а если уже установлен, можно отменить приказом руководителя (п. 2 Указания ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014).
Можно вести упрощенный документооборот, исправлять ошибки в бухучете после утверждения годовой отчетности, использовать упрощенный план счетов и отражать проценты по кредитам как прочие расходы. Малое предприятие имеет право на прочие региональные льготы по выбранному спецрежиму или налоговые каникулы.
Для малого бизнеса сокращен срок проверок государственными органами — всего 50 часов в год. Действуют каникулы, освобождающие от плановых проверок (за исключением ФНС и ФСС) до конца 2021 года (Постановление Правительства РФ № 1969 от 30.11.2020).
Полезная информация от КонсультантПлюс
Узнайте о «коронавирусных» мерах поддержки представителей малого и среднего бизнеса — организаций и ИП (это бесплатно).
НКО предлагается приравнять к микропредприятиям, с распространением соответствующих льгот и преимуществ
17 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1022523-7 об установлении особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями. Как указано в пояснительной записке, проект изменений в Трудовой кодекс подготовлен в рамках исполнения перечней поручений Президента и Правительства РФ, предусматривающих распространение на социально ориентированные некоммерческие организации регулятивных льгот и преимуществ, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Содержание поправок
Законопроектом предлагается дополнить ч. 2 ст. 59 ТК новым абзацем о том, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям – некоммерческим организациям с численностью работников не более 35.
Как указали разработчики поправок, это позволит НКО заключать срочные трудовые договоры по аналогии с субъектами малого предпринимательства с объемом дохода за предшествующий календарный год до 800 млн руб. Законодатель объяснил новеллу тем, что НКО зачастую необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, реализуемых в том числе в рамках президентских грантов на развитие гражданского общества. «Соответственно, заключение срочного трудового договора обеспечит гибкость в привлечении сотрудников и не повлечет каких-либо негативных последствий на рынке труда», – сообщается в пояснительной записке.
Новая редакция ст. 309.1 ТК предусматривает распространение на НКО, соответствующие критериям, установленным законодательством для микропредприятий (максимальная среднесписочная численность работников – 15 чел., объем дохода за предшествующий календарный год – 120 млн руб.), нормы, аналогичные гл. 48.1 ТК. Если НКО перестала соответствовать указанным требованиям, то не позднее чем через четыре месяца с даты размещения соответствующих изменений в интернете согласно требованиям п. 1.1 ст. 102 НК РФ трудовые и иные связанные с ними отношения у данного работодателя регулируются без учета особенностей гл. 48.1 Трудового кодекса.
Разработчики поправок отметили, что в соответствии с указанной нормой НК соответствующая информация размещается на сайте ФНС России в режиме открытых данных, позволяющем осуществлять поиск сведений об организации как по наименованию, так и по ИНН. «Таким образом, сведения о среднесписочной численности работников и суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются общедоступными и уже с 1 января 2020 г. могут быть получены проверяющими органами, иными заинтересованными организациями и гражданами без дополнительных запросов с целью проверки отнесения некоммерческой организации к категории, имеющей право регулировать трудовые отношения локальными нормативными актами и заключать срочный трудовой договор», – указано в пояснительной записке.
Это, по мнению законодателя, позволит обеспечить прозрачность данных, в соответствии с которыми НКО ведут упрощенный документооборот. При этом обращается внимание, что указанная информация является предметом регулирования налогового законодательства и, соответственно, не может быть определена в ТК.
Поправками в ст. 309.2 Кодекса предусмотрено, что НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и о премировании, график сменности и т.д.) – эти условия должны быть включены в трудовые договоры с работниками.
Типовую форму трудового договора, заключаемого работодателем – НКО, предлагается закрепить в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».
Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2021 г.
Адвокаты оценили предлагаемые изменения
По мнению адвоката, члена Совета АП Калининградской области Екатерины Казаковой, суть изменений в ТК сводится к одному предложению – приравнять некоммерческие организации к работодателям – субъектам малого предпринимательства, отнесенным к микропредприятиям, распространив на них применение соответствующих регулятивных льгот и преимуществ. Очевидно, добавила эксперт, что установление срока трудового договора для таких работодателей – объективная необходимость, поскольку их финансово-экономическое положение сильно зависит как от конъюнктуры рынка и внешних обстоятельств, так и от участия в проектах, предусматривающих целевое финансирование в течение некоторого периода времени. Однако, по ее мнению, эта проблема разрешима и в рамках ныне действующей редакции ст. 59 ТК.
Освобождение от обязанности издавать локальные акты – т.е. общие правила для всех работников, добавила Екатерина Казакова, обусловлено незначительным количеством самих работников. «При этом законопроект предусматривает заключение трудовых договоров с работниками в соответствии с типовой формой, утверждаемой правительством. Таким образом, меры профилактики трудовых споров законодателем предусмотрены, а работодатель-НКО может пользоваться типовой формой, не занимаясь локальным правотворчеством, которое на практике либо отсутствует полностью, либо локальные акты не имеют реального регулирующего эффекта. Таким образом, проект является актуальным», – считает адвокат.
Однако, несмотря на положительный «заряд», добавила Екатерина Казакова, законопроект, как и многие иные в последние годы, сформулирован таким образом, что вызывает две ассоциации. «Первая: он напоминает детское стихотворение “Дом, который построил Джек”, поскольку каждый абзац заканчивается одной и той же фразой, содержащей устойчивые словосочетания, из-за которых неподготовленному правоприменителю добраться до смысла нормы совсем непросто. Вторая: создается впечатление, что законодатель старался максимально усложнить задачу тем, кто будет применять новые нормы ТК. Текст поправок содержит невероятное количество отсылочных норм, поэтому чтобы понять, кто сможет применять предложенные нормы ТК, юристу следует изучить не только Трудовой, но и Налоговый кодекс, а также специальные законы, постановления правительства и приказы ФНС. Учитывая, что предлагаемые изменения коснутся не всех НКО, а только социально ориентированных, то для того, чтобы узнать критерии отнесения к ним, для начала необходимо изучить Закон о некоммерческих организациях и постоянно отслеживать соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность», – заключила она.
В комментарии «АГ» адвокат Санкт-Петербургского АБ «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Татьяна Заседателева отметила, что не готова поддержать позицию законодателя о том, что указанные в законопроекте меры будут направлены на снижение бремени по разработке, утверждению и изменению дополнительной кадровой документации поддержать. «Как видно из текста проекта, нормы локальных нормативных актов все равно должны включаться в трудовой договор, – т.е. работодателю придется эти нормы разработать и прописать», – подчеркнула адвокат. Более того, добавила она, последующее изменение таких договоров будет гораздо более сложной процедурой, чем изменение локальных актов работодателя.
Комментируя «АГ» законопроект, руководитель практики трудового права АБ «ЕПАМ» Анна Иванова отметила изменения, которые могут коснуться адвокатских образований, в частности возможность заключать срочные трудовые договоры с работниками, если численность штата некоммерческой организации не превышает 35 человек. «Нововведением смогут пользоваться многие адвокатские образования – численность штата у них зачастую невелика, поскольку адвокаты не работают по трудовому договору и в этом лимите не учитываются», – пояснила она.
Адвокатские образования, у которых в штате состоит не более 15 человек и годовой доход составляет менее 120 млн руб., по мнению Анны Ивановой, смогут отказаться от принятия локальных нормативных актов, прописав все необходимое в трудовом договоре. «Для работодателя предложение не представляется заманчивым, поскольку условия трудового договора могут меняться только с согласия работника, в то время как изменение локального нормативного акта такого согласия не требует – надо всего лишь ознакомить с ним работника», – обратила внимание адвокат.
Более того, добавила она, законодатель навязывает типовую форму трудового договора для таких организаций. «Действия законодателя непоследовательны – с одной стороны, он предъявляет меньше формальностей для маленьких компаний (что правильно), с другой, – обязывает использовать форму договора, к содержанию которой конкретные организации не будут иметь отношения», – считает Анна Иванова.
Частой ошибкой подобных изменений, по мнению эксперта, является то, что работодателям не оставляют выбора, а он здесь необходим. «Маленькая организация сама должна определить, без вмешательства государства: составлять ли ей локальные нормативные акты и трудовые договоры либо не делать ничего и пользоваться навязанной типовой формой. Полагаю, итоги такого выбора будут очевидны», – заключила Анна Иванова.
Какие организации относятся к малым предприятиям
До недавнего времени при определении субъекта МП учитывался объем получаемой выручки. Например, компания, которая получала доход сверх лимита, не включалась в перечень СМП. Но с 2016 года порядок изменили. Теперь в расчет берется не сумма полученной выручки, а общий объем доходов от предпринимательской деятельности. Отдельный алгоритм и критерии отнесения к малому предприятию 2020 закреплены Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265.
Единые критерии отбора СМП
На законодательном уровне закреплены отдельные факторы или критерии малого предпринимательства. Чтобы фирмы могли пользоваться специальными льготами и привилегиями, необходимо выполнить три условия:
- не превышать допустимые рамки в отношении лимита по доходам от предпринимательской деятельности. К примеру, обороты в год малого бизнеса не должны быть больше 800 млн рублей, а микропредприятия — 120 млн рублей;
- численность малого предприятия не должна превышать допустимое для него количество работников, принятых в штат;
- соблюдать требования в отношении долей участия других организаций в уставном капитале субъекта.
Какой-либо привязки в организационно-правовой форме и статусе чиновники не предусмотрели. Следовательно, к малым предприятиям относят не только организации, но и ИП. В ыбранный режим налогообложения тоже не играет роли. Малым считают субъект, применяющий специальные режимы обложения (УСН, ЕНВД, ПНС, ЕСХН) или ОСНО.
Главные факторы, по которым предприятие относят к определенному типу, — доход и среднесписочная численность работников. Например, критерии микропредприятия 2020 года: доход до 120 млн рублей и максимальная среднесписочная численность — 15 человек. А вот ограничения по уставному капиталу для микропредприятий такие же, как и для малых. Единая таблица критериев малого предприятия 2020 года объединила все требования.
Для среднего предприятия
Для малого предприятия
Лимит по доходам от ПД
2 миллиарда рублей
800 миллионов рублей
120 миллионов рублей
Лимит по численности наемных работников
От 101 до 250 человек
До 100 работников
Не более 15 наемных сотрудников
Лимит по долям участия в УК
Доля участия гос. и мун. образований, общественных, религиозных организаций и фондов — не более 25% в совокупности.
Доля участия обычных юридических лиц, российских и иностранных, — не более 49% в совокупности.
Доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства (юрлиц) не ограничена.
Следовательно, вот кто относится к малым предприятиям в 2020 году:
- ИП;
- юридические лица;
- хозяйственные общества (с 01.12.2018).
Но только при условии, что субъект выполняет все заявленные условия (Письмо ФНС от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@). Инструкция, как определить размер предприятия (микро/малое/среднее) на редкость проста. Уточните размер годового дохода и среднесписочной численности и сверьтесь с таблицей. Ориентируйтесь по наибольшему показателю.
Как определять лимиты
Факторы и их значения определили. Чтобы правильно просчитать критерии отнесения к малому и среднему бизнесу 2020, учитывайте рекомендации, которые собраны в таблице.
Лимит по доходам от ПД
С 01.08.2016 в подсчете учитываются все доходы экономического субъекта, а не только кассовая выручка, как это было ранее. Определяя, относится ли компания или ИП к льготной категории налогоплательщиков, следует рассчитывать доходы по налоговым декларациям за прошедший год.
Например, берите сумму из декларации по УСН за прошедший год, если компания или ИП на упрощенке. Или считайте лимит по декларации налога на прибыль, если фирма применяет ОСНО.
Лимит по численности наемных работников
Численность работников определяется в соответствии с ежегодной налоговой отчетностью по форме «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» (КНД 1110018).
Лимит по долям участия в УК
Доли в уставном капитале формируются в соответствии с ФЗ № 209 от 24.07.2007. Закон предусматривает некоторые исключения. К примеру, указанные лимиты не распространяются на:
- участников проекта «Сколково»;
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- предприятия, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- предприятия, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Единый перечень малых и средних предприятий
ФНС ведет отдельный реестр тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2020 году. Для включения в реестр компании или бизнесмену ничего делать не нужно. Перечень формируется инспекцией самостоятельно на основании деклараций и прочей отчетности, полученных от налогоплательщиков.
Проверяйте, включен ли субъект в указанный реестр ФНС, на официальном сайте налоговой. Для проверки достаточно ввести ИНН компании или ИП или иной идентификационный реквизит. Например, ОГРН, ОГРНИП или наименование.
Если сведения на сайте ФНС некорректны, то фирма вправе обратиться в инспекцию с заявкой об изменении информации. Например, расширить сведения, дополнив данные из базы ФНС информацией о производимой продукции, заключенных контрактах, об участии в государственных программах и прочее.
Обратите внимание, если компания или бизнесмен не включены в реестр СМП, то рассчитывать на льготы или дополнительную поддержку от государства бессмысленно. В таком случае придется обратиться в ФНС за разъяснениями, по какой причине фирму не включили в реестр.
Льготы и привилегии
Факторы СМП и критерии микропредприятия в 2020 определяются с одной целью — получения права на отдельные льготы и освобождения. Например, в этом году субъекты малого и среднего предпринимательства вправе воспользоваться следующими послаблениями:
- Можно не устанавливать лимит кассы. Норматив закреплен п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Малые предприятия вправе хранить в кассе предприятия неограниченное количество денежных средств, и никто их за это не накажет. Но есть исключения. Если в учреждении установлен лимит кассы, то его отменяют. В противном случае превышать установленное ограничение нельзя. Предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП РФ.
- Можно вести упрощенный бухучет и подавать упрощенные формы бухотчетности. Конечно, ИП освобождены от ведения бухучета. Правила установлены п. 4 ст. 6 ФЗ № 40. Обратите внимание, что ООО и АО с доходом 800 миллионов и выше не разрешено воспользоваться льготой по ведению бухучета в упрощенном порядке. Для них установлена обязательная ежегодная аудиторская форма контроля.
- Имеется освобождение от ежегодного участия в статистическом наблюдении. СМП подают информацию по статнаблюдениям один раз в пять лет в выборочном порядке.
- Имеется возможность получить государственную помощь в виде субсидий, грантов и иного целевого финансирования.
- В отношении малого предпринимательства предусмотрены значительные послабления в части налогообложения. Например, региональные власти предусматривают расширенный перечень льгот и снижают ставки в отношении малого бизнеса.
- В отношении мелкого предпринимательства установлены отдельные привилегии в сфере проведения государственных и муниципальных закупок (закон № 44-ФЗ).
- За СПМ закреплено преимущество на приобретение государственной и мунсобственности (ФЗ от 29.06.2015 № 158).
- Микропредприятия вправе совсем не утверждать локальные нормативы. Например, микрофирма работает без положения о внутреннем распорядке, положения о премировании, при сменном графике и так далее. Содержание документов переносится в пункты трудовых договоров.
Проверки малого бизнеса
Отдельный вид льгот для субъектов мелкого предпринимательства — это ограничение контрольной деятельности со стороны государственных структур. Если фирма включена в реестр СМП, то контролеры должны соблюдать установленные нормы по продолжительности проверки. Например, для микропредприятия длительность контроля со стороны одного ведомства не должна превышать 15 часов в год. Для среднего бизнеса — не более 50 часов в год.
В дополнение чиновники ввели особые надзорные каникулы. Это два года, в течение которых малый бизнес освобожден от ревизий и выездных проверок (Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Отметим, что надзорные каникулы — это не полное освобождение от контроля. Некоторых видов проверок избежать не удастся. Например, проверок МЧС, Росалкогольрегулирования и прочих ведомств.
Помимо этого, предприятия, ведущие деятельность, требующую обязательного лицензирования, получают право на надзорные каникулы. Например, банки, ЧОПы, страховщики и фармацевты освобождаются от солидной части ревизий.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.