Международная безопасность понятие принципы
ТЕМА 14. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:
— международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;
— безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом.
Роль МП в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач:
а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира, который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка;
б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности.
Выполнение этих задач связано как с процессом правоприменения, так и нормотворчества.
Право международной безопасности — это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.
Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как:
1) Основные принципы МП:
— неприменение силы или угрозы силой;
— мирное разрешение международных споров;
— невмешательство во внутренние дела;
— разоружение;
— сотрудничество государств.
2) Специальные принципы права международной безопасности:
— равная безопасность;
— ненанесение ущерба;
— равенство и одинаковая безопасность;
— неделимость международной безопасности.
2. Международно-правовые средства обеспечения безопасности
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.
Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:
1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.
2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.
Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:
а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);
б) мирные средства разрешения споров;
в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;
г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;
д) неприсоединение и нейтралитет;
е) меры по укреплению доверия между государствами и др.
Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится:
I. Коллективная безопасность — означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.
Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:
— не прибегать к силе и угрозе силой;
— разрешать споры исключительно мирными способами;
— активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:
— меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
— меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
— меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
— меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
— меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
— временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
— принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
— принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
— участие только государств одного политико-географического района;
— действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;
— акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
— СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.
Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:
а) мирные средства предотвращения войны;
б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава ООН — коллективная самооборона);
в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.
В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.
II. Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст. 1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗА СБСЕ 1975 г. и др.
Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН:
— непосредственные переговоры;
— добрые услуги и посредничество;
— смешанные комиссии — следственные и согласительные;
— международная арбитражная и судебная процедура;
— разрешение споров в международных организациях.
Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.
Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.
Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.
III. Разоружение — это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
Общая международно-правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН:
— ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования вооружений и выносит рекомендации в этой области СБ ООН и членами организации (ст. 11);
— СБ ООН несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования разоружения (ст. 26);
— Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБ ООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений и возможному разоружению (ст. 47).
Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:
1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);
3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем.
В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:
— запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;
— ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;
— сужение возможности качественного совершенствования оружия;
— сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.
Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется:
а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства);
б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)
В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием МП.
Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:
Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); в южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.); на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его какими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы.
Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся:
— межконтинентальные баллистические ракеты;
— тяжелые бомбардировщики;
— атомный подводный флот.
Регулированием ядерных стратегических вооружений в основном занимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.; Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений1979 г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).
К оружию массового уничтожения относятся также химическое и бактериологическое оружие.
Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом:
— запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление;
— запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или переработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать, не производить, не накапливать:
— микробиологические и другие биологические агенты или токсины, независимо от их происхождения и производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;
— оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.
Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем.
Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели.
Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г.
После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового уничтожения также оказался под полным запретом.
Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США приняли решение о прекращении производства химического оружия, сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер, способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.).
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника:
— не разрабатывать, не производить и не накапливать химического оружия;
— не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.) начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;
— процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.
Вопросы:
1. Назовите предмет регулирования права международной безопасности и правовые институты, существующие в данной отрасли.
2. Дайте характеристику источников права международной безопасности.
3. Перечислите международные организации, действующие в сфере обеспечения международной безопасности.
4. Назовите полномочия СБ ООН, которые могут быть реализованы в случае угрозы международному миру и безопасности.
5. Перечислите подходы международного права и мирового сообщества к проблеме запрещения оружия массового уничтожения.
Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.
Право международной безопасности — отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих
военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира
и международной безопасности1. Нормы данной отрасли направлены на
обеспечение как международной, так и национальной безопасности.
Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.
Помимо общепризнанных принципов международного права право
международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы.
Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.
Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля — небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты гесно взаимосвязаны. При
современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой
кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы,
вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу
же негативно сказывается в других его частях.
Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая
в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства — один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества,
обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.
В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути
развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство
должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями
обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности.
Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности
ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным
и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности.
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы
Коллективная безопасность как система поддержания международного мира
В начале XXI в. проблемы обеспечения безопасности приобрели для большинства государств мира особую актуальность. Общеизвестно, что важными критериями определения состояния безопасности государства является стабильность внутригосударственной социально-политической системы и стабильное положение в геополитическом пространстве. Изначально государства решали вопросы своей внешней защищенности самостоятельно (в одиночку или коалиционно). На сегодня проблема обеспечения безопасности государства приобрела интернациональный характер. Стало невозможным обеспечить безопасность одного государства, не затрагивая безопасность мирового сообщества, тем более строить безопасность одного государства в ущерб безопасности других стран. Так, профессор С. А. Егоров считает, что «в современных условиях под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своему существованию, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимосвязи с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира»
Как отмечается в литературе, в рамках становления и развития отрасли права международной безопасности прослеживается общий порядок действий: «Государства постепенно переходят от одностороннего метода решения тех или иных вопросов к двухстороннему и многостороннему методам — вплоть до универсального (глобального)».
Под международной безопасностью следует понимать состояние, достигаемое путем реализации системы индивидуальных и коллективных мер, которые предпринимают субъекты международного права с целью обеспечения стабильности мирового сообщества, предотвращения или ликвидации опасности войны, либо иного посягательства, ставящего под угрозу суверенное, независимое развитие, а также существование самой земной цивилизации. Международная безопасность реализуется через индивидуальные и коллективные усилия государств, согласующиеся с основными принципами международного права.
Общее стремление государств к сохранению мира и правопорядка способствовало созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность понимается как система действий, предпринимаемых государствами совместно в целях поддержания международного мира и безопасности (предотвращения и устранения угрозы миру), подавления актов агрессии и иных возможных нарушений мира, борьбы с международным терроризмом. Коллективная безопасность как система совместных действий включает ряд элементов:
1. Общепризнанные принципы международного права. Важнейшие из них — принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности, принцип невмешательства во внутренние дела.
2. Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии. Осуществляются международной организацией, группой государств в силу имеющихся полномочий для поддержания и восстановления мира и безопасности.
3. Коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений.
4. Коллективные меры по противодействию терроризму.
Отправной идеей существования коллективной безопасности служит принцип неделимости мира. Содержание данного принципа заключается в опасности военных конфликтов для всех государств мира. Государства должны реагировать на все нарушения мира и угрозы безопасности во всех регионах мира, принимать посильное участие в совместно проводимых действиях в соответствии с Уставом ООН в целях предотвращения и устранения угрозы миру.
С точки зрения наличия технических возможностей ведения войны современный мир принято называть как ядернокосмический век. На сегодняшний день членами «ядерного клуба» являются такие страны, как 4 : США (с 1945 г.), Россия (с 1949 г.), Великобритания (с 1952 г.), Франция (с 1960 г.), Китай (с 1964 г.), Индия (с 1974 г.), Пакистан (с 1998 г.), КНДР (2006 г.). Имеющим ядерное вооружение считают и Израиль. Неофициальными ядерными державами являются Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды, Канада, Япония, Южная Корея, на их территории дислоцируется ядерное оружие США. При определенном стечении обстоятельств, ослаблении контроля со стороны США эти государства могут воспользоваться данным видом вооружений. До середины 90-х годов прошлого века на территории Казахстана, Украины и Белоруссии находилась часть ядерного потенциала СССР, который в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 г. был передан в Российскую Федерацию. Ядерное оружие имела и ЮАР до начала 1990-х годов, отказавшаяся от него ввиду ликвидации режима апартеида. Единственно легитимными членами «ядерного клуба» являются пять государств — США, Россия, Великобритания, Франция и Китай, это «старые» ядерные державы. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г. законными обладателем ядерного оружия являются страны, которые произвели и взорвали ядерное оружие и другое взрывное устройство до 1 января 1967 г. Договор запрещает распространение только военного компонента ядерных технологий. Что же касается мирного использования ядерной энергии, то договор, напротив, приветствует обмен соответствующими научными знаниями в этой области. И как результат договора — порядка 60 государств строят или эксплуатируют атомные реакторы (иные научно-производственные объекты), около 40 имеют научный и промышленный потенциал, который позволит в случае необходимости создать ядерное оружие массового поражения. Ряд государств (около 15) уже имеют военные наработки и свои ядерные программы развития оружия массового поражения. Как было указано ранее, одна из современных угроз международной безопасности — терроризм. По данным ООН, за десятилетие документируется порядка 200 случаев незаконного оборота ядерных материалов, что делает реальной возможность применения ядерных компонентов при организации террористических актов.
В этих условиях любой, даже локальный вооруженный конфликт, содержит потенциальную опасность трансформации в широкомасштабные военные столкновения с участием большого количества государств.
Как показывает практика локальных вооруженных конфликтов последних 5-6 десятилетий, как международных, так и конфликтов немеждународного характера (события во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Украине и др.), выйти из войны после начала боевых действий достаточно сложно. Поэтому любой вооруженный конфликт, пусть даже малый, должен рассматриваться как угроза миру и безопасности всего человечества.
С исторической позиции становление права международной безопасности связывается с 1-й и 2-й Гаагскими конференциями мира, прошедшими в 1899 г. и 1903 г. соответственно, на которых были приняты конвенции о мирном разрешении международных столкновений. Большая заслуга в проведении конференций принадлежит российским юристам, в частности профессору Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартенсу. С учреждением по окончании Первой мировой войны Лиги Наций развитие идеи мира вышло на новый этап — создание в рамках Лиги Наций первой модели коллективной безопасности. Учредительный документ организации — Статут заложил правовую основу системы коллективной безопасности. В дальнейшем она получила развитие в: Женевском протоколе о мирном урегулировании международных конфликтов 1924 г., Декларации об агрессивных войнах 1927 г., Парижском пакте об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Лондонских конвенциях об определении агрессии 1933 г., двухсторонних договорах о нейтралитете, ненападении, дружбе и др. Однако модель международной безопасности Лиги Наций не смогла противостоять германскому нацизму, и человечество получило одну из самых кровопролитных войн 1939-1945 гг., в которую было втянуто 61 государство из 73 существовавших на тот момент (около 80% населения Земли). Война велась на трех континентах. Первый и единственный раз в войне было использовано ядерное оружие.
Современная система международной безопасности заложена Уставом ООН 1945 г. Главная особенность, отличительная черта модели безопасности ООН заключается в том, что международное право не только содержит запрет на ведение агрессивных войн, но и механизмы принуждения возможного агрессора к миру, средства мирного разрешения между народных споров. Создание ООН связано с принципиально новой задачей в отличие от довоенной — обеспечение мира и безопасности на универсальной коллективной основе. Устав организации придал особый статус пяти государствам, постоянным членам одного из главных органов ООН — Совета Безопасности, великим державам — возложив на них основную ответственность за международный мир и безопасность. Помимо Устава ООН, правовой основой современной модели международной безопасности явились: Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г., Североатлантический договор 1949 г., Варшавский договор 1955 г. (до роспуска организации), Договор о коллективной безопасности ЛАГ 1955 г., Хартия ОАЕ 1963 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Договор о коллективной безопасности 1992 г. и др.
Универсальная система коллективной безопасности организована на принципах и нормах Устава ООН, предусматривает действия в соответствии с решениями организации. Главная ее особенность — ранее не существовавший масштаб универсальности, обязательное применение санкций в случае необходимости, сохранение существующего положения между государствами-членами, отсутствие разногласий при реагировании на агрессию. Система универсальной безопасности носит нормативный характер — предписывает, как государства должны реагировать на нарушение мира и безопасности. Свою историю универсальная система коллективной безопасности ведет с организации антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны (Декларация Объединенных Наций от 1 января 1942 г.). Изначально созданная для ведения войны против блока стран-агрессоров, коалиция постепенно приобрела статус организации, цель которой — сохранение мира.
Главная цель ООН как всемирной системы обеспечения коллективной безопасности — «избавить грядущие поколения от ужасов войны». Система возможных мер и способов поддержания международного мира и безопасности по Уставу ООН предусматривает:
— абсолютное запрещение угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами;
— мирное разрешение международных споров;
— осуществление широкого сотрудничества в разрешении экономических, гуманитарных, культурных и иных проблем;
— ограничение вооружений и разоружение;
— создание региональных систем безопасности;
— временные меры по пресечению нарушений мира;
— принудительные меры без использования вооруженных сил (временный разрыв экономических отношений (полный или частичный), разрыв средств сообщения (морских, железнодорожных, авиационных, почтовых, телеграфных, радио и др.), разрыв дипломатических и консульских отношений);
- «
- Первая
- предыдущая
- 1
- 2
- следующая
- Последняя
- »
Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.
§ 1. Понятие международной безопасности
Особое значение в решении проблемы войны и мира имела состоявшаяся в 1899 г.
Гаагская конференция 1899 г. не достигла своей изначальной цели. Вместе с тем она явилась, по существу, первой попыткой решения вопроса о разоружении на базе многосторонней дипломатии. Впервые вопрос о разоружении увязывался с проблемой обеспечения мира1.
В 1919 г. была учреждена Лига Наций — первая в истории межгосударственная организация по поддержанию мира. Создание Лиги Наций внесло существенные изменения в систему международных отношений. Впервые в истории была предпринята попытка заменить практику создания военно-политических союзов государств, основанных на балансе сил, системой коллективной безопасности. Статут Лиги Наций, не только ограничившим право государств — членов Лиги прибегать к войне, но и предусмотревший применение санкций в отношении тех членов, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений, стал важным этапом формирования принципа неприменения силы, запрещения агрессивной войны. Впрочем, Статут не запретил обращение к войне как крайнему средству разрешения спора, а лишь строго урегулировал его применение.
Значительным шагом вперед по сравнению со Статутом Лиги Наций в направлении запрета применения войны как средства разрешения международных споров стало подписание в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. В Договоре говорилось, что его участники «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики» (ст. 1). При этом они признали, что урегулирование споров и конфликтов между ними, каковы бы ни были их характер и происхождение, «должно всегда изыскиваться только в мирных средствах» (ст. 2).
Важным этапом нормативного развития в данной области явились две идентичные конвенции об определении агрессии, заключенные 3 и 4 июля 1933 г. по инициативе СССР с участием ряда государств, располагавшихся по его периметру. Опережая свое время, они определили основные элементы акта агрессии, которому не может служить оправданием «никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка» (ст III). Примечательно, что главный обвинитель от США на Международном военном трибунале в Нюрнберге Р. Джексон в своей вступительной речи на процессе назвал эти положения «одним из наиболее авторитетных источников международного права в данном вопросе».
В Уставе ООН принцип неприменения силы получил свое дальнейшее развитие. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях «от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести-мым с целями Объединенных Наций».
Появление ядерного оружия, а с ним угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира. Концепция всеобъемлющей международной безопасности, с идеей которой в середине 1980-х гг. выступил СССР, явилась своего рода ответом на это требование.
Становилось все более очевидным, что человечество стоит перед новым пониманием безопасности. В современных условиях под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своему существованию, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимосвязи с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира. Объективный научный анализ характера и особенностей современных методов и средств ведения военных действий свидетельствует о невозможности обеспечить национальную безопасность только военно-техническими средствами, созданием мощной обороны.
Важным вкладом в формирование новой концепции безопасности явилась концепция глобального развития, выдвинутая Римским клубом, а также предложения комиссий О. Пальме, В. Брандта, X. Брундтланд и других, в том числе отечественных, политиков и юристов.
Пакет предложений по обеспечению коллективной безопасности в XXI в. содержался в докладе «Более безопасный мир’ наша общая ответственность», представленном в декабре 2004 г Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, уч-режденной Генеральным секретарем ООН. В доклад^ и июлено новое видение системы коллективной безопасности в XXI в. В нем определены следующие шесть блоков угроз междуна-родному миру и безопасности, которыми необходимо заниматься сейчас и в предстоящие десятилетия: войны между государствами; насилие внутри государств, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид; нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация; ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие; терроризм; транснациональная организованная преступность.
В докладе содержатся: четкое объяснение и подтверждение права на самооборону; руководящие принципы в отношении применения силы, которые должны помочь Совету Безопасности в случае необходимости действовать более решительно и своевременно; единое мнение относительно определения тер-роризма; предложения, направленные на предотвращение ла-винообразного ядерного распространения и на повышение уровня биологической безопасности.
На основе доклада Группы высокого уровня Генеральный секретарь подготовил собственный доклад «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека», представив его Всемирному саммиту 2005 г. К международной безопасности как к явлению комплексному, многоаспектному, эволюционирующему под воздействием новых вызовов и угроз подошли собравшиеся на этот форум главы государств и правительств государств — членов ООН.
Задача обеспечения международной безопасности в конечном счете сводится к решению проблем, связанных с выработкой и реализацией политико-правовых средств предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания или восстанов-ления международного мира. В самом широком плане весь нормативный материал современного международного права направлен на решение этих проблем. В более узком смысле решению задачи обеспечения мира служат нормы права международной безопасности, основное назначение которых так или иначе связано с реализацией принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.
Следует заметить, что в теории и практике международных отношений не существует какой-то единой концепции безопасности. Выделяют, в частности, такие ее разновидности, как национальная безопасность, глобальная безопасность, всеобщая безопасность, международная безопасность. Каждая из них подразумевает охват особого комплекса социальных отношений, имеет различные исторические, идейно-политические и правовые истоки.