Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меры административного предупреждения — Студопедия

Меры административного предупреждения — Студопедия

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Индивидуальные предприниматели

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Чека из магазина для НДС-вычета недостаточно

С 1 января 2022 года транспортную накладную нужно будет заполнять на обновленном бланке и по новым правилам

Когда стоимость патента на следующий год может оказаться сюрпризом

Восстановить НДС означает начислить к уплате сумму налога, которая ранее была принята к вычету

Расширена возможность зачета налоговой переплаты

На допросах главная задача налоговиков — получить выгодный для себя ответ

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 4338
Комментариев: 181

Понятие и классификация мер предупреждения преступности

Автор: Методический материал

Понятие и классификация мер предупреждения преступности

Понятие предупреждения преступности
Составным элементом предмета криминологии является проблема предупреждения преступности.

Криминология призвана не только выявить причины и условия преступности, объяснить происходящие в ней изменения, но и помочь государству найти пути и средства воздействия на преступность, обеспечить научные основы этой работы.

Предупреждение преступлений может употребляться в широком (социально-правовом) или узком (специально-криминологическом) смысле.

Предупреждение преступности в широком (социально-правовом) понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему объективных и субъективных предпосылок преодоления этого негативного явления, реализующихся путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по использованию максимальных возможностей для устранения, уменьшения и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

Суть данного понятия состоит в применении разработанной системы государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности.

Под специально-криминологическим предупреждением преступности понимается целенаправленная деятельность специальных субъектов, ориентированная на обнаружение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания.

Такого рода предупреждение преступлений связано главным образом с реагированием соответствующих органов на факт уже совершенного деяния и осуществляется в рамках уголовно-процессуального законодательства.

В последнее время утвердилось справедливое мнение, что специальное предупреждение преступлений — это самостоятельная, многоаспектная деятельность, которая включает в себя предотвращение, пресечение и профилактику уголовно-наказуемых деяний.

Предупреждение (предотвращение) преступления — это совокупность мероприятий по выявлению и недопущению замышляемых конкретных преступных действий.

Пресечение преступления — совокупность мероприятий по недопущению перерастания начавшегося преступления в оконченное на стадии приготовления или покушения на него.

Профилактика — это система мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. В отличие от первых двух понятий, профилактика не связана ни с обнаружением умысла на совершение преступления, ни с приготовлением или покушением на преступление.

Тем не менее, термины “профилактика” и “предупреждение” употребляются в большинстве случаев как синонимы и в них вкладывается содержание термина “профилактика”.

Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости, научной обоснованности.

Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой задач.

Первая — профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом, т.е. социальная профилактика.

Вторая — предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни, предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц, т.е. криминологическая профилактика.

Третья задача — предупреждение совершения преступлений отдельными лицами, т.е. индивидуальная криминологическая профилактика.

Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью деятельности всего общества и государства.

2. Классификация мер предупреждения преступности
В криминологической литературе предлагаются различные варианты классификации мер профилактики. Наиболее удачной представляется классификация по следующим основаниям:
1. По уровню предупредительной деятельности выделяют две группы мер — общесоциального и специального (криминологического) характера.

Общесоциальная профилактика последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры, укрепления законности, социальной защиты населения.

Эти меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам.

Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, совершивших или могущих совершить преступление.

Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами, общественными организациями, частными предприятиями, другими организациями и гражданами. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.

В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Общесоциальные меры создают соответствующую основу для реализации мер социальной профилактики.

2. По объему и направленности применения предупредительных мер в соответствии с задачами профилактики преступности различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.

Читайте так же:
Санкция ч 6 ст 264 ук является

Общие профилактические меры направлены на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности в целом.

Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений (например, совершаемых н/летними, рецидивистами, корыстных, насильственных и т.д.) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляющих спиртныминапитками, наркоманами, занимающихся проституцией и т.д.; т.е. представляющими «группу риска»).

Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер. Она подразделяется на непосредственную и раннюю профилактику.

Такое деление обусловлено тем, что совершению преступления, как правило, предшествует антиобщественное поведение личности, порой длительное.

Таким образом, возникает необходимость осуществления не только непосредственной профилактики, когда объектом профилактического воздействия выступает лицо, поведение которого дает основание ожидать с его стороны преступных деяний, но и ранней профилактики, когда лицо еще не стало на путь правонарушений, но находится в таких условиях, которые могут привести его на этот путь.

Т.е. индивидуальная профилактика проводится в отношении отдельных лиц, которые:
а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под их влиянием могут совершить такие действия;
б) ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно наказуемые деяния, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, а также подготовкой к нему;
в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца;
г) совершили преступление и могут допустить рецидив.
3. По масштабу меры предупреждения преступности могут быть общегосударственными, осуществляемыми на территории субъекта РФ, местными, осуществляемыми в пределах района, нас.пункта, конкретного объекта (микрорайона, предприятия, учебного заведения).
4. По механизму действия на преступность выделяют меры социально-экономического характера, организационно-управленческие, идеологические, технические и правовые.

К социально-экономическим относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровления экономики в целом.

Организационно-управленческие меры предупреждения преступности направлены на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью, поскольку эти ошибки и упущения являются криминогенными факторами.

В группу организационно-управленческих входят также меры совершенствования специальной профилактики преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения.

К идеологическим относятся меры предупреждения преступности, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном сознании нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте; возникновению пожаров и т.п. (измерительные приборы, средства сигнализации, автоматические запирающие устройства и т.д.).

Правовые меры профилактики преступности включают:
а) совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного, трудового, административного и других отраслей законодательства;
б) наличие правовых запретов и ограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.);
в) правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики; г) воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению;
д) воспитание профилактической активности личности.

Административная деятельность полиции

Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения

Под мерами административного предупреждения (административно- предупредительными мерами) понимаются установленные законом способы, приемы и действия, состоящие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица и направленные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение (исключение возможности совершения) правонарушений, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправного поведения человека или при возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного или техногенного характера.

По целям применения эти методы можно подразделить на две подгруппы.

Меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления вреда. Это меры, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

1. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию (п. 2).

2. Удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов противоправного деяния (п. 7).

3. Вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (п. 12).

4. Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств 1 Часть 1 ст. 27.7 и ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ определяют понятия досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства как обследование соответственно вещей и транспортного средства, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, метрополитене (п. 16).

Читайте так же:
Кто подлежит воинскому учету в организации

5. В целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории проведения мероприятия 2 В данном случае речь идет не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании) лиц и находящихся при них вещей, но и, например, об открытии сумок, пакетов в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к проносу в места проведения мероприятий (оружие, взрывчатые, ядовитые вещества, колющие, режущие предметы, стеклянная посуда, горны и иные предметы, создающие шум). (п. 18).

6. Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях (п. 20).

7. Временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения (п. 20).

8. Проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов и ряд иных действий (п. 27).

9. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки (п. 37).

Полиция также имеет право:

  1. входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечения преступления; установления обстоятельств несчастного случая (ст. 15 Федерального закона «О полиции»);
  2. проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий и др. (ст. 16 Федерального закона «О полиции»). Также данная мера может применяться, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом. При этом полицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения.

Меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений. Административно-предупредительные меры, относящиеся ко второй подгруппе:

  1. контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»);
  2. приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, которое производится органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности, а также аннулирование выданных разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение гражданского и служебного оружия (п. 23 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Методы административного пресечения

Под мерами административного пресечения, применяемыми в административной деятельности полиции, следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые сотрудниками полиции для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Суть мер административного пресечения состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок 3 См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 137. .

Меры административного пресечения в зависимости от способа воздействия подразделяются на общие (обычные) и специальные (особые).

Дисциплинарный проступок и взыскание: полный гид для кадровика с образцами документов

Что такое дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
  • строгий выговор (например, к госслужащим, сотрудникам органов внутренних дел) (ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • предупреждение о неполном служебном соответствии (например, к прокурорам, таможенным работникам) (ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ; подп. 4 п. 32 приказа ФТС России от 24.12.2008 № 1658).

Также Трудовой кодекс не допускает нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания. За такие действия установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 70 000 рублей.
Читайте так же:
Обучение финансовой грамотности

Вместе с тем наказание должно быть соизмеримо тяжести проступка, его последствиям и учитывать обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления № 2).

На практике замечание является более распространенной мерой ответственности, чем выговор.

Увольнение в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей — наиболее строгая форма. Трудовой кодекс содержит перечень оснований для ее применения, например (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):

  • прогул;
  • появление сотрудника на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • разглашение государственной, коммерческой, служебной и иной тайны, в том числе разглашение персональных данных другого работника, и т. д.

Таким образом, по мнению автора, мерой наказания за грубое обращение с клиентом может служить замечание, если действия работника не имели тяжелых последствий для компании (например, таких, как потеря клиента, отказ потенциального клиента от заключения выгодного договора с финансовыми показателями и т. п.).

Основания для дисциплинарного взыскания

Кроме того, правила могут быть подробно прописаны в отдельном документе, например кодексе поведения, этических норм и делового общения, и включать следующие обязанности работника:

  • соблюдать вежливый тон в общении с клиентами и коллегами, проявлять уважение и терпимость;
  • не допускать нецензурных, оскорбительных и грубых слов, категоричных высказываний, некорректного тона в общении;
  • быть внимательным и доброжелательным;
  • не допускать конфликтных ситуаций, не совершать провоцирующие поступки;
  • своевременно разрешать спорные вопросы, при этом использовать конструктивный метод диалога, деловой переписки;
  • способствовать формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
  • поддерживать и развивать инициативу коллег.

Обратите внимание, что установленные правила не должны ухудшать положение работников относительно трудового законодательства, коллективного договора (если он есть) и должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии в организации) (ст. 8 ТК РФ). В противном случае они могут быть признаны недействительными, а наложение дисциплинарного взыскания за несоблюдение правил — неправомерным.

Доказать совершение работником дисциплинарного проступка — обязанность компании. Помимо этого она должна доказать наступление последствий, к которым привели действия работника, и размер причиненного ущерба.

Наложение дисциплинарного взыскания и доказательства

Факт нарушения работником трудовой дисциплины фиксируется письменно, например, в докладной записке на имя руководства, акте, решении комиссии по результатам проверки, поскольку в случае судебного разбирательства работодателю необходимо будет представить доказательства совершения проступка (пп. 38, 43, 49, 53 Постановления № 2).

Образец докладной записки

авваы

Документальное основание для взыскания должно описывать, что и когда совершил работник, какой пункт какого локального нормативного акта нарушил, какие последствия повлекли его действия. Также можно дать рекомендации относительно меры дисциплинарного воздействия на нарушителя.

Обратите внимание, что обязанность ознакомить работника с данными документами трудовым законодательством не установлена.

После того как компании стало известно о дисциплинарном проступке, ей следует запросить у работника письменное объяснение его действий. Данную просьбу желательно задокументировать, то есть составить уведомление о предоставлении объяснений и передать работнику под подпись с указанием даты ознакомления на копии документа и подписи в получении.

Образец уведомления о предоставлении объяснений

зж

Работник должен предоставить письменные объяснения в течение двух рабочих дней, которые считаются с даты, следующей за днем предъявления требования (ст. 191 ГК РФ). Лишение его такого права может являться основанием для признания дисциплинарного взыскания незаконным (определение Московского областного суда от 19.08.2010 по делу № 33-14897).

Обратите внимание, что при исчислении срока для предоставления объяснений не принимается во внимание индивидуальный график работы сотрудника (определение ВС РФ от 30.07.2008 № 36-В08-23).

Если по истечении двух рабочих дней объяснения отсутствуют, компания составляет акт об отказе в их предоставлении. Например, если объяснения затребованы в понедельник, следующие два дня компания их ожидает и в случае их непредставления в четверг составляет соответствующий акт.

Отсутствие объяснений не препятствует наложению дисциплинарного взыскания.

Если представленные объяснения работодатель сочтет уважительными, дисциплинарное взыскание может не применяться.

Важно соблюсти сроки наложения дисциплинарного взыскания. Оно применимо в течение месяца с момента выявления проступка (с момента, когда работодатель узнал или должен был узнать о данном факте), не считая времени болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).

Считается, что компания узнала о совершении дисциплинарного проступка с момента, когда о нем стало известно непосредственному руководителю работника.

В Трудовом кодексе прописан срок ограничения наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ):

  • в течение шести месяцев с момента совершения проступка;
  • если о проступке стало известно в ходе ревизии или проверки — в течение двух лет с момента совершения проступка.

Унифицированной формы приказа о наложении дисциплинарного взыскания законодательством не предусмотрено. Документ должен содержать следующую информацию: Ф. И. О. работника; его должность и структурное подразделение; описание совершенного проступка; пункты каких локальных нормативных актов работодателя были нарушены; ссылки на докладные и объяснительные записки, акты, решение/протокол заседания комиссии расследования и их реквизиты; какой вид дисциплинарного взыскания применяется.

Читайте так же:
Журнал учета выданных доверенностей за 2022 г

Образец приказа о наложении дисциплинарного взыскания

лл

Если работник отказывается письменно ознакомиться с приказом, необходимо составить соответствующий акт.

В личную карточку работника (форма № Т-2, утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) запись о дисциплинарном взыскании вносить необязательно. Но при необходимости (для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить в разделе Х «Дополнительные сведения».

В трудовую книжку запись о дисциплинарном взыскании также не вносят, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ч. 4 ст. 66 ТК РФ).

Работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной трудовой инспекции, в комиссии по трудовым спорам и в суде (ч. 7 ст. 193, ст. 382 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если этого не произошло, работник имеет право перенести рассмотрение заявления в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Срок обжалования в суде составляет три месяца с момента вынесения приказа о применении дисциплинарного взыскания и месяц в случае, если работник был уволен за дисциплинарный проступок (ст. 392 ТК РФ). При этом дело о восстановлении на работе должно быть рассмотрено до истечения месяца со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включено в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (п. 7 Постановления № 2; гл. 14 ГПК РФ).

Обратите внимание, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Если работник пытается обжаловать увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, а срок обжалования предыдущих дисциплинарных проступков истек, суд не удовлетворит его просьбу о восстановлении на работе (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2007 года, утв. пост. Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

В заключение отметим, что важно соблюсти все требования законодательства относительно процедуры наложения дисциплинарного взыскания. В противном случае у работника будут основания взыскать с компании компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ), а если он был уволен — восстановиться в должности и, соответственно, получить зарплату за весь срок вынужденного отсутствия с учетом процентов (денежной компенсации) за ее задержку (ст. 236 ТК РФ).

Министерство труда и социальной защиты РФ указало, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия (письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888).

В судебной практике имеются примеры, когда суд не расценивает неэтичные действия работника и высказанное мнение, отличное от позиции руководства, как нарушение трудовой дисциплины (определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.04.2013 № 33-5330, апелляционное определение Омского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33-7037/13).

Право на свободу мысли и слова гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Работник вправе свободно выражать свое мнение, критиковать действия других лиц, если его действия не носят оскорбительного характера и не унижают честь и достоинство личности.

С другой стороны, для ряда профессий невыполнение этических норм и правил служебного поведения является дисциплинарным проступком. Например, это касается сотрудников муниципальных служб, полиции, педагогов (определение Московского городского суда от 10.04.2012 № 33-8753/2012).

Во избежание описанных в статье ситуаций компании необходимо ввести корпоративную культуру, которая:

  • включает нормы поведения в офисе;
  • призывает соблюдать и придерживаться установленных правил в любой ситуации;
  • обязывает руководителей быть примером для своих подчиненных;
  • культивирует уважительное отношение между сотрудниками;
  • позволяет отслеживать обратную связь по совместной работе в команде и периодически исследовать уровень удовлетворенности клиентов.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Предупреждение, как вид административного наказания — профилактика совершения противоправных поступков

Административное предупреждение рассматривается как наиболее мягкое наказание по нормам КоАП РФ. Данный вид санкций может назначаться сразу при рассмотрении дела, а по отдельным составам КоАП РФ – путем направления ходатайства о замене иного вида наказания. В этом материале разберем законные основания для вынесения предупреждений, а также порядок применения этой санкции.

Административное предупреждение

Что это такое

Целью любого вида административных санкций является не только наказание за фактически совершенное правонарушение, но и пресечение последующего противоправного поведения. Если проступок совершен гражданином впервые, и не повлек негативных последствий, закон позволяет ограничиться специальной мерой воздействия – предупреждением.

Читайте так же:
Через сколько надо менять паспорт после замужества

Предупреждение рассматривается основной и единственной мерой наказания за совершение проступка. Его суть заключается в официальном порицании правонарушителя от имени государства. Выделим ключевые особенности, которыми характеризуется данный вид санкций:

  • предупреждение выносится в форме письменного документа – судебного акта, постановления должностных лиц и уполномоченных ведомств;
  • указанный вид наказания применяется в отношении правонарушителей, совершивших проступок впервые;
  • использовать предупреждение можно только при отсутствии вреда общественным и частным интересах, а также угрозы такого ущерба;
  • вид наказания в форме предупреждения включается в содержание статьей Особенной части КоАП РФ, либо применяется путем замены штрафа на основании ходатайства правонарушителя.

Кому может выноситься предупреждение

Санкция в форме предупреждения распространяется на все категории правонарушителей – физических и юридических лиц. Применение такого наказания входит в компетенцию судебных органов и иных лиц, рассматривающих административное дело. Если в тексте статьи Особенной части КоАП РФ содержаться несколько санкций, вынесение предупреждений является правом, а не обязанностью.

Закон допускает подать ходатайство о замене административного штрафа предупреждением. Данное правило применяется только при следующих условиях:

  • подать ходатайство могут субъекты малого и среднего предпринимательства (ИП и организации), либо их штатные сотрудники; должен быть наложен по итогам проверок со стороны контрольных и надзорных органов (МЧС, Ростехнадзор, прокуратура, трудовая инспекция и т.д.);
  • удовлетворение ходатайство допускается, если действия или бездействие правонарушителя не повлекло вреда, либо отсутствует угроза причинения ущерба.

Для отдельных составов КоАП РФ, даже соответствие перечисленным условиям не дает оснований заменить штраф предупреждением. Эти составы перечислены в ст. 4.1.1 КоАП РФ. Например, замена будет невозможна за неповиновение законному распоряжению сотрудника МВД (ст. 19.3 КоАП РФ). При отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением ходатайство оставляется без удовлетворения с вынесением письменного акта.

Рассмотрим, в каких случаях устанавливается указанный вид санкций, и какие последствия влечет предупреждение.

Как назначается предупреждение

Ключевым условием для вынесения предупреждения статья 3.4 КоАП РФ указывает отсутствие любого вреда или угрозы его причинения, в том числе:

  • жизни и здоровья граждан; ;
  • объектам культурного наследия;
  • интересам безопасности страны;
  • угрозы ситуаций чрезвычайного характера (природные, техногенные и иные ситуации);
  • любые формы имущественного вреда.

Проверка этих обстоятельств осуществляется при составлении процессуального протокола и в процессе рассмотрения дела. Если будет выявлено причинение любого вида вреда, правонарушитель не сможет рассчитывать на столь мягкую меру воздействия.

Процедура привлечения к ответственности с возможным вынесением предупреждения выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется процессуальный протокол – в нем фиксируются все обстоятельства проступка, в том числе наступившие негативные последствия и угроза причинения вреда;
  • если должностное лицо, выявившее нарушение, обладает полномочиями по рассмотрению дела, предупреждение может быть назначено без передачи материалов в суд – в этом случае санкция фиксируется в тексте постановления, которое выдается на руки правонарушителю;
  • если полномочиями по рассмотрению дела обладает суд, будет проводиться разбирательство на основании процессуального материала – о месте и времени заседания правонарушитель извещается в письменной форме;
  • судебный процесс может проводиться без участия нарушителя, если он уведомлен о месте и времени заседания;
  • если обстоятельства дела допускают возможность ограничиться предупреждением, санкция фиксируется в форме судебного постановления – копия этого документа направляется по адресу правонарушителя или выдается ему на руки.

Если по итогам надзорной или контрольной проверки назначен штраф с ИП, предприятия, либо их сотрудников, правонарушитель может обратиться с ходатайством об изменении санкции на предупреждение. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • подать ходатайство могут ИП или организации, отнесенные к субъектам малого и среднего бизнеса – с максимальной численностью до 100 человек (малые предприятия) или 250 сотрудников (предприятия среднего бизнеса, а также при максимальной выручке до 800 млн. руб. (МП) или 2 млрд. руб. (СП);
  • замена штрафа допускается только в случае, если предупреждение изначально отсутствовало в виде санкций по статье Особенной части КоАП РФ – в ином случае решение о выборе вида наказания принимается непосредственно при рассмотрении дела;
  • при замене штрафа на предупреждение суд, либо иное уполномоченное лицо, должны проверить отсутствие вреда или угрозы его причинения от выявленного нарушения.

Для подтверждения статуса малого и среднего бизнеса ИП или предприятие должны представить отчетность о среднесписочной численности штата, а также о выручке за предыдущий календарный год. Рассматриваться будут только официальные документы, поданные в ИФНС и иные контрольные органы.

Замена штрафа на предупреждением происходит путем издания официального акта суда или иного органа, который вручается правонарушителю. Если на момент замены было возбуждено исполнительное производство для принудительного удержания штрафа, оно подлежит прекращению. Также при замене аннулируются иные виды дополнительных наказаний, ранее назначенных за совершение проступка.

Последствия назначения предупреждения

По правилам статьи 32.1 КоАП РФ, санкций в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления нарушителю копии постановления. Это должен сделать суд, либо иной уполномоченный орган, рассматривавший дело. С момента вручения или направления акта наказание считается исполненным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector