Ведение воинского учета работников в организации
Ведение воинского учета работников в организации
Каждая организация обязана вести воинский учет работников, вне зависимости от того, пребывают ли они в запасе или будут призваны на воинскую службу. Специалист по кадрам на предприятии постоянно обеспечивает сведениями военный комиссариат о количестве и качественном состоянии граждан, которые являются работниками организации.
В случае непредставления достоверной информации предусматривается административное взыскание за невыполнение должностных обязанностей кадровым работником.
Воинский учет в организации: главные особенности
Воинский учет в организации осуществляется в целях обеспечения обороноспособности страны, ведь грамотное ведение документации позволит вести борьбу с уклонистами от воинской службы и в экстремальных ситуациях иметь достоверные данные о состоянии человеческих ресурсов.
Военкомат по месту регистрации организации сверяет данные о гражданах со сведениями, предоставляемыми сотрудником, ведущим военно-учетную работу на предприятии. В случае изменения местожительства или женитьбы, все сведения фиксируются в соответствии с предоставляемыми документами.
При устройстве на работу гражданин РФ обязан стать на учет в военкомате. Отдел кадров в течение двух недель обязан предоставить сведения обо всех устроившихся на работу и уволенных из организации в местный военкомат. Основанием для работы станут документы, а именно:
- ;
- паспорт с отметкой об отношении к воинской обязанности;
- приказ о приеме на работу, либо увольнении;
- сведения из личной карточки работника об изменении семейного положения или местожительства, образования, или подразделения в организации.
Ответственность организаций
Административная ответственность предполагает наложение штрафа за несвоевременное предоставление сведений организацией. Кроме того, администрация предприятия обязана обеспечить возможность явки в военкомат работника по вызову по повестке, освободив его от выполнения должностных обязанностей на время посещения военного комиссариата.
Документация на предприятиях должна храниться в несгораемом сейфе. Все сведения о работниках помещаются в отдельные папки. Личные карточки офицеров запаса или военнообязанных женского пола, либо призывников должны быть сформированы в алфавитном порядке.
Строгое ведение отчетности в организации позволит избежать волнений во время проверки документации, а также наложения штрафов. В случае возникновения спорных моментов, необходимо обратиться к нормам законодательства. Грамотная юридическая консультация будет кстати.
Кто подлежит воинскому учету в организации?
Любые нарушения приводят к наказаниям, но они должны быть обоснованы и выявлены компетентными органами. В должностной инструкции кадрового работника должны быть прописаны обязанности и ответственность за их ненадлежащее выполнение.
Ведение воинского учета в организации распространяется на граждан, которые:
- не прибывают в запасе – призывников от 18 до 27 лет;
- находятся в запасе и являются военнообязанными;
- уволены с военной службы и зачислены в запас;
- закончили обучение в военных учебных заведениях или в ВУЗах с военной кафедрой;
- освобождены от призыва;
- имеют отсрочку или не призваны в армию по достижении ими 27 лет;
- прошли альтернативную службу.
Военнообязанные женщины также подлежат воинскому учету.
Руководители предприятий должны направлять копию приказа о назначении работника по ведению воинского учета в военный комиссариат для полноценного сотрудничества и контроля выполнения всех законов, нормативных актов. Достоверность всех сведений о военнообязанных работниках позволит избежать конфликтов и приведет к обеспечению человеческими ресурсами страну в период мобилизации.
Кто подлежит воинскому учету в организации?
За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.
Нужно ли вести воинский учет в организации?
Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ).
Когда надо согласовать план работ по воинскому учету с военкоматом?
4 ст. 20 ТК). Ежегодно до 31 декабря каждая организация обязана составлять и согласовывать с военкоматом план работы по воинскому учёту на следующий календарный год. За основу берётся типовая форма, утверждённая Генштабом ВС РФ в 2017 году.
Кто подлежит бронированию в организации?
Кого бронируют
военнообязанные граждане, которые забронированы организациями, органами власти. Часто это руководители и высококлассные специалисты; находящиеся на службе в органах МВД, пожарной службе, в УИС и органах по контролю за оборотом наркосредств.
Как поставить организацию на воинский учет?
С чего и как начать воинский учет Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления: Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо. Согласуйте ответственного в военном комиссариате.
Можно ли не вести воинский учет?
Не вести воинский учет нельзя, исключений в законе нет. Какие организации обязаны вести воинский учет сотрудников. Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников (подп. 6 п.
Как узнать военнообязанный я или нет?
Военнообя́занный, в военном деле России термин имеет следующие значения: лицо, состоящее в запасе Вооружённых Сил (ВС) государства; юноши и девушки допризывного и призывного возрастов, состоящие на воинском учёте (в государствах, имеющих призывную или смешанную систему комплектования);
Для чего нужен военный учет?
Зачем нужен воинский учёт
Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны. Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Кто не состоит на воинском учете?
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ.
Кто не должен состоять на воинском учете?
Не обязаны состоять на воинском учете граждане:
проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; постоянно проживающие за пределами РФ.
Какой воинский учет ведут военные комиссариаты и органы местного самоуправления?
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения). . Осуществление первичного воинского учета организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.
Кто занимается бронированием?
Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Какие профессии подлежат бронированию?
- Квалификация работников:
- Агент по снабжению
- Аппаратчик химводоочистки
- Бухгалтер ЕТКС
- Бухгалтер по заработной плате
- В каком случае проводится квалификационный экзамен
Кто подлежит воинскому учету в Украине?
Согласно положениям статьи 14 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», приписка допризывников к призывному участку проводится ежегодно — в период с января по март. Приписке к призывным участкам подлежат все юноши, которым в этом году исполняется 17 лет.
СОСТАВ И КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ
В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Методические рекомендации). Методические рекомендации конкретизируют положения нормативных правовых актов, возлагающих на работодателей обязанности по ведению воинского учета в организациях, перечисленные в Федеральных законах от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон о воинской обязанности) и упомянутом Положении.
Согласно п. 3 Методических рекомендаций основными целями и задачами воинского учета являются:
— обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа работающих в этих органах и организациях граждан, пребывающих в запасе;
— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
— документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние мобилизационных людских ресурсов (граждан, которые пребывают в запасе и подлежат воинскому учету) и призывных людских ресурсов (подлежащих воинскому учету граждан, не пребывающих в запасе).
Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной службой безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (работодателями).
В соответствии с Методическими рекомендациями организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями, другими должностными лицами организаций:
— по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;
— по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
— по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания, в том числе содействия в обеспечении своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из следующих норм, установленных п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
Количество работников, которые состоят на воинском учете | Численность работников, которые ведут воинский учет |
Менее 500 | Один работник, выполняющий обязанности по совместительству |
От 500 до 2000 | Один освобожденный работник |
От 2000 до 4000 | Два освобожденных работника |
От 4000 до 7000 | Три освобожденных работника |
На каждые последующие 3000 | По одному освобожденному работнику |
Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организации, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, по состоянию на 31 декабря предшествующего года.
Если в организации воинский учет ведут два работника или более, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол. Работодатель обязан предоставить этим работникам специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан, определяются приказом работодателя. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, ведущим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. Методическими рекомендациями предусмотрено, что кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования. Ему же направляются копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы).
При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет граждан, работодатель должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
См. образец заполнения приказа.
Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, помимо закрепления в трудовых договорах должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях.
См. образец заполнения должностной инструкции.
Ситуация из практики.Можно ли работнику отдела кадров поручить ведение воинского учета в организации? Обязательно ли устанавливать доплату за его ведение?
Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы (пп. "а" п. 12 Положения о воинском учете). Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.
Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а в случае совершения аналогичного нарушения повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
СОСТАВ И КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ
Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение о воинском учете):
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ. К ним относятся граждане:
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса и окончившие указанные образовательные организации;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
— не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
— не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетную специальность. Перечень военно-учетных специальностей приведен в Приложении к Положению о воинском учете и Приложению N 2 к Методическим рекомендациям.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):
1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;
2) проходящие военную службу;
3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
5) постоянно проживающие за пределами РФ;
6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
Ситуация из практики. Должен ли работодатель вести воинский учет в отношении работников-совместителей?
Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.
Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:
1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):
— лица, пребывающие в запасе;
— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;
2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
— лица, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.
Проводим аудит по воинскому учету
Хотите узнать, правильно ли в вашей компании организован воинский учет сотрудников[1]? Проведите для этого специальный аудит. И тогда у военного комиссара не будет к вам претензий. В этой статье мы обратим внимание на отдельные моменты, которые помогут вам успешно справиться с указанной процедурой. Также расскажем об ошибках, которые допускают кадровики при проведении воинского учета, и о том, как их избежать. Напомним об ответственности за неисполнение требований военкомата.
Определимся с целями
Начнем с того, что цели и задачи, с которыми компания проводит аудит воинского учета работников, могут быть абсолютно различными. Во-первых, определить, насколько соответствует процедура ведения такого учета законодательным правилам и нормам. Во-вторых, выявить, эффективно ли организована работа военно-учетного стола[2]. В-третьих, понять, есть ли проблемы, ошибки, злоупотребления при проведении мероприятий, оценить работу сотрудника, ответственного за ведение воинского учета.
Кто может проводить аудит?
К выбору аудитора (аудиторов) стоит подойти очень ответственно. Прежде всего эти специалисты должны быть «в теме». То есть хорошо разбираться в предмете и целях проверки. Для проведения «инспекции» можно пригласить как специалистов со стороны, так и обойтись собственными силами. Учитывая, что в настоящий момент финансовое положение большинства компаний достаточно сложное, лишних денег нет, целесообразнее провести аудит самим. Если такое решение принято, следует создать комиссию, состоящую, например, из юриста организации, секретаря и начальника отдела кадров. Однако необходимо помнить, что внутренним аудиторам предстоит работать с персональными данными сотрудников, и они в своей деятельности должны руководствоваться нормами законодательства, регулирующими использование и обработку персональных данных работников (ст. 86–88 ТК РФ). Защита персональных данных работников от их неправомерного использования или утраты должна быть произведена за счет средств работодателя.
Цитируем закон
- обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях;
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации; документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.
ведению воинского учета в организациях
Проверка по Порядку
Ведение воинского учета в организации предполагает создание специальной системы регистрации лиц призывного возраста и состоящих в запасе, сбор и анализ сведений об их количестве в организации, также учет изменений персональных данных военнообязанных лиц. Таким образом, в ходе проверки главное удостовериться, что сбор, хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках проходят в строгом соответствии с установленным порядком. А порядок ведения воинского учета определен в Положении о воинском учете, а также в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях[3]. Обо всех перемещениях и увольнениях сотрудников, занимающихся учетной работой, необходимо сообщать в военкомат по месту нахождения организации (п. 22 Методических рекомендаций).
Кто подлежит воинскому учету
Воинскому учету подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А также граждане мужского пола, пребывающие в запасе. Например, уволенные с военной службы с зачислением в запас или прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. К числу лиц, подлежащих учету, также относятся женщины, имеющие военно-учетные специальности (например, врач, связист).
Проверяем полномочия сотрудника, ответственного за воинский учет
Как правило, воинским учетом в организации занимается сотрудник (или несколько сотрудников) отдела кадров. Но вправе ли он заниматься этой работой? Чтобы ответить на этот вопрос, в ходе проверки нужно посмотреть, должным ли образом оформлены его полномочия. То есть отражена ли указанная функции в его трудовом договоре и в должностной инструкции. Если в бумагах ничего подобного нет, нужно обязательно исправить ситуацию, оформив дополнение к трудовому договору или приняв должностную инструкцию в новой редакции.
Естественно, что работник, ответственный за ведение воинского учета (как и любой другой сотрудник компании) может какое-то время отсутствовать на работе. Причин тому множество: очередной отпуск, больничный командировка. В соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций на этот период руководитель обязан обеспечить ему замену и временно назначить приказом работника, ответственного за воинский учет[4].
В ходе проверки также обязательно нужно проверить, правильно ли оформлялась временная замена.
Документы, на которые нужно обратить внимание
Теперь о документах, которые составляют предмет проверки. Прежде всего на приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, и картотеку личных карточек (формы № Т-2)[5] на сотрудников, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на военную службу.
Посмотрите, чтобы в приказе об организации воинского учета быть определены состав и обязанности работников по ведению учета и бронированию граждан. Кроме того, необходимо убедиться, правильно ли разработан и утвержден План работы по ведению воинского учета на текущий год. Учтите, этот документ необходимо было согласовать с военным комиссариатом по месту нахождения компании, для того чтобы взаимодействие с военкоматом происходило без осложнений[6]. Такой документ должен охватывать все мероприятия с указанием точных сроков их проведения[7].
Также в компании должен быть журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе. Следует проверить и наличие расписки в приеме документов воинского учета, положения (инструкции) о служебном делопроизводстве по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (этот документ должен быть разработан в каждой организации)[5].
Проверяем личные карточки
На каждого нового сотрудника в отделе кадров заводится личная карточка (форма № Т-2). В специальном разделе этого документа, отведенном для воинского учета (раздел II), указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника. Посмотрите, заполнен ли этот раздел. Обратите внимание на требования Генштаба[8] в отношении оформления данного раздела личной карточки. Он не должен содержать помарок и неустановленных сокращений, заполнять его следует четким и разборчивым почерком. Записи делают чернилами или шариковой ручкой черного или синего цвета.
Об ошибках
Если в процессе проведения аудита были обнаружены какие-либо нарушения или недочеты, их следует немедленно устранить, но до этого нужно составить специальный акт, в котором зафиксировать все найденные нарушения, такой акт обезопасит вас при проверке контролирующими органами. После того как акт составлен, приступайте к ликвидации нарушений – оформляйте недостающие документы и представляйте в военкомат все необходимые сведения.
Следует отметить, что на практике часто выявляются нарушения, не относящиеся строго к ведению учета. Например, некоторые компании отказывают в приеме на работу специалистам призывного возраста или принимают их на работу по условиям гражданско-правового договора. Отказать в приеме на работу только по данному основанию нельзя (ст. 64 ТК РФ)!
Также достаточно часто работодатели пытаются «сохранить» сотрудников, призванных в армию, и не расторгают с ними трудовые отношения. Учтите, что если сотрудника вашей организации призвали на военную службу, то вы обязаны расторгнуть с ним трудовые отношения по правилам, предусмотренным статьей 83 Трудового кодекса. При этом место работы за ним не должно сохраняться.
Как могут наказать?
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления могут проверить ведение воинского учета в организациях с численностью более 500 сотрудников раз в год, а в остальных компаниях – не реже одного раза в три года. Таким образом, если вовремя не подготовиться к проверке, то компания может быть привлечена к административной ответственности. Так, за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также за необеспечение возможности своевременной явки по вызову налагается штраф в размере от 500 до 1000 рублей, за несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих на воинском учете, – в размере от 300 до 1000 рублей[9] за каждого работника. Основанием к приказу об увольнении сотрудника является предоставленная им повестка о призыве на военную службу.
А как у вас?
Мы обратились к работодателям с вопросом:
Как в вашей организации обстоят дела с воинским учетом?
Наталья Викторовна,
менеджер по персоналу, коммерческий банк (г. Воронеж):
– Пару месяцев назад по решению правления банка проводился полный аудит всей кадровой документации, в том числе и ведения воинского учета. Приглашали специалистов из аудиторской компании, но они никаких нарушений и неточностей не выявили. У нас все четко!
Мария Николаевна,
начальник отдела кадров конструкторского бюро (г. Чита):
– Все требования законодательства мы стараемся выполнять безукоризненно. Но один момент все же упустили. При смене работника, ответственного за ведение учета, сами провели проверку и оказалось, что план работы по ведению воинского учета есть, но не согласован ни с руководством бюро, ни с военкоматом. Хорошо хоть вовремя сами обнаружили и исправили!
Арина,
инспектор по кадрам центра социологических исследований (г. Москва):
– Так сложилось, что в нашей компании на постоянной основе работали всегда только женщины, молодые люди нанимались в основном на разовые акции по гражданским договорам. Поэтому о ведении воинского учета мы не задумывались. Но моя коллега мне подсказала, что нужно проверить, какое у наших сотрудниц образование, может быть их тоже надо на воинский учет ставить.
[1] О том, как следует организовать воинский учет сотрудников, читайте в № 2, 2009.
[2] При наличии в организациях двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол (в рамках кадровой службы компании) (п. 19 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении положения о воинском учете» (далее – Положение о воинском учете)).
[3] Утверждены Генштабом Вооруженных сил РФ (далее – Методические рекомендации).
[4] Такая замена может быть оформлена, например, как совмещение профессий или как временный перевод на другую работу по правилам ст. 602 или ст. 722 ТК РФ.
[5] Пункт 39 Методических рекомендаций.
[6] Пункт 37 Методических рекомендаций.
[7] При проверке плана работ вы можете использовать производственный календарь на 2010 год, который вы получили с № 1, 2010.
[8] Критерии оценки полноты и достоверности сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, см. в п. 6 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям.