Management-study.ru

Студия менеджмента
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ текста Конституции РСФСР 1918 г

Анализ текста Конституции РСФСР 1918 г.

В.И. Ленин прямо говорил, что никакой "чистой демократии" никогда не было, нет и быть не может. "Если не издеваться над здравым смыслом и над историей, — указывал Ленин, — то ясно, что нельзя говорить о "чистой демократии", пока существуют различные классы, а можно говорить только о классовой демократии".[5] История знала демократию рабовладельческую, феодальную, буржуазную. На смену последней пришла пролетарская демократия.

В этом отношении (но только в этом!) советская демократия не отличается от всякой иной. Она тоже есть классовая демократия. Что же касается коммунистического общества, говорил Ленин, то с отмиранием классов отомрет и демократия. Идея же "чистой демократии" придумана для одурачивания рабочих, маскировки эксплуататорской сущности буржуазного государства, которое, по словам Энгельса, "есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии"[6]

В целом в Конституции закреплено несколько основных принципов:

1. Классовость советской демократии. (В Основном Законе неоднократно подчеркивается высший принцип диктатуры пролетариата — его союз с трудящимся крестьянством. Статья 1 объявляет Россию "Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Эта же идея подчеркивается и развивается ст. 7. Статья 9 говорит о задаче установления "диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства".)

2. Интернационализм. (ст. 22: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия".)[7]

3. Равноправие женщины с мужчиной.(Конституция не содержит общего положения о равноправии женщины с мужчиной, но формулировки ее статей исходят из этого принципа. Согласно ст. 10 "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России". Под "всеми трудящимися" следует понимать, конечно, и женщин. Статьи 13-17 говорят об обеспечении политических прав "за трудящимися", т.е. и за женщинами. Статья 18 провозглашает "труд обязанностью всех граждан Республики". Так же надо толковать и ст. 20 и 21, которые говорят о правах иностранцев. В одном случае закон специально подчеркивает равноправие женщины с мужчиной — в избирательном праве. В соответствии со ст. 64 правом избирать и быть избранными в Советы пользуются граждане обоего пола. Кстати, из этой статьи видно, в каком смысле закон употребляет слово "граждане" — общее понятие для граждан мужского пола и гражданок).

4. Последовательность советской демократии. (Конституция РСФСР предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Конституционные права и обязанности советских граждан являлись юридической формой выражения свободы и ответственности личности в социалистическом государстве и в своей совокупности составляли содержание советской демократии).

5. Гарантированность советской демократии. (В.И. Ленин в качестве характернейшей черты советской демократии отмечал ее гарантированность, обеспеченность целой системой гарантий. Важнейшими из них являются материальные гарантии. В.И. Ленин подчеркивал, что господство пролетариата не только записано в Конституции, но и материально подкреплено. Главную гарантию политической власти Ленин видел в овладении средствами производства. Советская демократия была обеспечена и политическими гарантиями — диктатурой пролетариата, мощью пролетарского государства, положением Коммунистической партии как правящей. Советская демократия обеспечивалась также идеологическими гарантиями — все расширяющимся влиянием марксистско-ленинской идеологии, пролетарской морали, создающей определенное общественное мнение, правосознание, взгляды на правомерность или неправомерность поведения того или иного субъекта.)

Читайте так же:
Юридические услуги в нижнем новгороде

6. Сочетание прав граждан с их обязанностями. (Конституция РСФСР не только закрепляет за трудящимися определенные права, но и возлагает на граждан республики основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.)[8]

Также Конституция закрепляла вертикальную систему высших органов власти:

Особое место в Конституции занимает раздел об избирательном праве. Необходимость раздела об избирательном праве в Конституции была очевидна с самого начала. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК об этом говорил Магеровский.[9]

"Учреждение Советов" не могло не считаться с твердо установившимся на практике классовым принципом избрания Советов, с лишением эксплуататоров избирательных прав. Поэтому в нем записано, что "Советы избираются трудовыми классами населения".[10] В специальных статьях дается перечень лишенцев. Сюда относится прежде всего буржуазия (хозяева промышленных, торговых, финансовых и иных предприятий). Мелкие торговцы, не применяющие наемного труда, избирательным правом пользовались. Лишались избирательных прав также лица, владеющие землей в размерах, превышающих среднюю губернскую норму. [11]

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Она закрепила основные принципы советской демократии, организации государственного единства, демократическую структуру государственного механизма, наиболее демократичную для своего времени избирательную систему.

Конституция Советской России была вместе с тем законом переходного от капитализма к социализму периода, законом первого этапа истории Советского государства, государства диктатуры пролетариата. Она отмечала наличие эксплуататоров в нашей стране и ставила задачу их беспощадного подавления, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, установление социалистической организации общества. Авторы Конституции заглядывали и дальше — они рассчитывали и на перспективу полного устранения деления общества на классы и победы социализма во всех странах.

Тема № 12. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА

в) V Всероссийский съезд Советов и проблема принятия Конституции 1918 года, вопрос об авторстве окончательного текста.

2. Основные черты советской демократии по Конституции 1918 года:

а) интернационализм и классовый характер Конституции;

б) особенности избирательного права в РСФСР, проблемы гражданского равноправия и гражданского неравенства в Конституции;

в) проблема гарантированности демократических прав граждан и их реализации.

3. Принципы федерализма в Конституции РСФСР 1918 года:

а) особенности возникновения федеративных отношений в Советской России и порядок формирования автономии внутри ее;

б) основные принципы "нового федерализма" в РСФСР;

в) принцип "демократического централизма" в тексте Конституции и его толкование;

г) взаимоотношения органов местного самоуправлении по Конституции с органами центральной власти.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержащиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного Закона. Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11. В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных

наций". Статья 8 отмечает стремление создать "действительно свободный и добровольный. союз трудящихся классов всех наций России". Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии — права наций на самоопределение вплоть до отделения. Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти. Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В.И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее "шагом вперед" в деле разрешения национального вопроса. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве.

Читайте так же:
Может ли собственник квартиры выписать прописанного родственника

Национальная политика большевиков привела к созданию на территории бывшей империи беспрецедентной в мировой истории по числу и сложности устройства системы национально-территориальных автономий.
• СССР представлял собой федерацию (союз) советских социалистических республик, которые составляли первый уровень автономии.
• Внутри советских социалистических республик выделялись национально-территориальные автономии второго порядка. Такими внутренними автономиями располагали не только РСФСР, но и Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан.
• Национально-территориальные автономии внутри советских социалистических республик имели свою собственную иерархию. Одни приобрели более высокий статус АССР — автономных советских социалистических республик. Другие назывались автономными областями и входили в состав более крупных регионов. Третьи получили еще более низкий статус, назывались национальными (позднее — автономными) округами и также входили в состав более крупных регионов.
• На самом низком территориальном уровне существовала система национальных районов и сельсоветов .
В РСФСР федеративные начала были подчеркнуты уже на этапе ее создания как первой "большой" советской республики — Российской. Как было записано в декларации и, далее, в Конституции 1918 г., "Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик". Однако на том этапе представление о "субъектах федерации" было весьма расплывчатым. Скорее речь шла о федеративных отношениях, на основании которых те или иные территории могли присоединяться к России.
Так, в соответствии с Конституцией "советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". В роли субъектов федерации выступали "автономные областные союзы", но на практике ими стали автономные республики, которые были провозглашены в составе РСФСР. В 1918 г. как раз и начинается формирование системы АССР в границах РСФСР.

Подчеркивается, что именно национальный принцип заложен в основу федеративных отношений на территории России: "признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящихся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую федеративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объединяется с этими национальностями путем образования в составе Российской социалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей".

АССР официально определялись как советские социалистические национальные государства .У них были свои конституции и органы власти с названиями, соответствующими уровню союзных республик (Верховный Совет, Совет министров, Верховный суд). Подразумевалось наличие ограниченного суверенитета и условного гражданства.. На самом деле государственный статус АССР был сильно ограниченным.
В 1918—1922 гг. в процессе установления советской власти и завершения гражданской войны в рамках РСФСР были созданы восемь АССР.
1. Туркестанская АССР
2. Башкирская АССР

Читайте так же:
Бухгалтерские проводки для начинающих с ответами: таблица, как составлять и вести

3. Татарская АССР
4. Киргизская

5. Горская АССР
6. Дагестанская АССР
7. Крымская АССР

8. Якутская АССР

Принцип демократического централизма. Если принципы добровольности и национально-территориальный являются специфическими для советских федеративных государств, то принцип демократического централизма был присущ и любой унитарной социалистической республике. Разница состоит лишь в том, что в федеративных и унитарных социалистических государствах на основе этого принципа связь между различными субъектами осуществляется: в первом случае между национальными государствами — членами федерации и ею самой, во втором — между государством и его составными частями — административно-территориальными единицами.

В.И. Ленин еще до революции писал: "Демократический централизм не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого"

В.И. Ленин был убежденным централистом. "Централизованное крупное государство, — писал он, — есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всего мира. Но непозволительно было бы забывать, что, отстаивая централизм, мы отстаиваем исключительно демократический централизм"*(269).

Эти ленинские идеи дают возможность сформулировать сущность принципа демократического централизма применительно к федерации. Она состоит в гармоническом сочетании интересов государства в целом с интересами отдельных членов федерации, ее составных частей.

Именно эта идея и закреплена в Конституции. Статья 49 отмечает, что ведению высших всероссийских органов — съезда Советов и ВЦИК — "подлежат все вопросы общегосударственного значения. ". Далее в статье шел длинный перечень конкретных прав (17 пунктов), которыми обладают эти органы. Статья же 50 еще больше расширяла эти права: "Сверх перечисленных вопросов, ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению".

Вместе с тем Конституция предоставляла широкие права членам федерации. Статья 8 давала возможность нерусским народам самим определить форму взаимоотношений с центром, права автономных образований.

Эти нормы осуществлялись и на практике. Советская Россия становилась мощным централизованным государством. Вместе с тем права создаваемых в ней автономий, а тем более их фактическая реализация были весьма широки.

Органам власти и управления в Основном законе посвящен специально раздел третий, озаглавленный "Конструкция Советской власти". Конституция 1918 г. не называет Советы политической основой РСФСР, но они ею были фактически, ибо вся власть исходила только от них, а весь государственный аппарат выступал как производный от Советов.

Конституция РСФСР 1918 г. как правовой источник. Государственное устройство Советской республики в 1917-1920 гг.

Декларация прав народов России была принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей.

Декларация осуждала политику царизма, основанную на национальном неравенстве и шовинизме, и провозглашала политику добровольного и честного союза народов России на основе их взаимного доверия.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята 12 (25) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем 18 (31) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов.

Декларация провозгласила Россию республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, вся власть в которой должна принадлежать трудящимся и их уполномоченному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Устанавливался федеративный принцип устройства Советского государства как свободного союза свободных наций.

Читайте так же:
Где оплатить госпошлину за замену водительского удостоверения

В Декларации были закреплены основные принципы советской внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов. Были одобрены провозглашенные Советом Народных Комиссаров независимость Финляндии, вывод войск из Ирана, объявление свободы самоопределения Армении и закон об аннулировании займов, заключенных царским и буржуазным Временным правительствами.

В дальнейшем, в немного измененном виде Декларация была включена в Конституцию РСФСР 1918 г. в качестве ее первого раздела.

Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 года: Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Читайте так же:
Как успокоиться после развода с мужем

Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы, в сельские и городские Советы.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Конституция РСФСР 1918 г. как правовой источник. Государственное устройство Советской республики в 1917-1920 гг.

Конституция РСФСР 1918 г. как правовой источник. Государственное устройство Советской республики в 1917-1920 гг.

Конституция РСФСР 1918 г. как правовой источник. Государственное устройство Советской республики в 1917-1920 гг.

История отечественного государства и права: Шпаргалка.

41. «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ». РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 Г. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г.

«Декларация прав народов России» была принята 2 ноября 1917 г. Она имела важное значение для реализации на практике права наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства, провозглашенного I и II Всероссийскими съездами Советов. Это создало правовую основу для последующего признания независимости Финляндии и советских социалистических республик, возникших на окраинах Российской империи.

Решение о разработке Конституции РСФСР было принято III Всероссийским съездом Советов (январь 1918 г.).

30 марта 1918 г. Центральный Комитет большевистской партии принял решение поручить Свердлову провести через Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет организацию комиссии для разработки Конституции (Основного закона) Российской Республики. Вскоре Свердлов, бывший председателем ВЦИК, возглавил Конституционную комиссию В нее, помимо большевиков, входило несколько эсеров. В состав комиссии были включены также крупные ученые-юристы и государствоведы, видные государственные деятели.

Первая советская Конституция была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Свердлова. Тексту Конституции 1918 г. предшествовала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Отвергнутая Учредительным собранием в январе 1918 г. но принятая III Всероссийским съездом советов.

Ограниченность советской демократии проявилась в положениях Конституции о том, что Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм: «РСФСР, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector