Management-study.ru

Студия менеджмента
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профицит бюджета РФ за 9 месяцев 2021 года составил 1,4 трлн рублей

Профицит бюджета РФ за 9 месяцев 2021 года составил 1,4 трлн рублей

Еще

По предварительной оценке[1] исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 года составило:

— объем поступивших доходов17 922 889,0 млн рублей или 95,5% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Федеральный закон);

— исполнение расходов16 479 212,1 млн рублей или 76,6% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом и 70,3% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных изменений;

профицит1 443 677,0 млн рублей.

Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период составило (-) 1 427 806,5 млн рублей и (-) 15 870,4 млн рублей соответственно.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти — администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой службой – в сумме 11 364 016,8 млн рублей, или 93,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2021 год;

Федеральной таможенной службой – в сумме 4 809 876,6 млн рублей, или 96,4% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2021 год;

Другими федеральными органами – в сумме 1 748 995,6 млн рублей, или 110,3 % к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2021 год.

Фонд национального благосостояния

По состоянию на 1 января 2021 года объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 13 545 663,0 млн рублей.

В январе 2021 года в соответствии с приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1387 «О Порядке проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния» часть средств Фонда национального благосостояния на счетах в Банке России в сумме 67,2 млн долл. США, 55,1 млн евро и 11,0 млн фунтов стерлингов была реализована за 11 051,3 млн рублей, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета в целях финансирования его дефицита.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле и июле 2021 года часть средств Фонда национального благосостояния на счетах в Банке России в сумме 32,6 млн евро и в золоте в обезличенной форме в количестве 0,2 кг была реализована за 3 004,8 млн рублей, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.

Читайте так же:
Можно ли сделать перепланировку в ипотечной квартире

В июле 2021 года в соответствии с пунктом 12 Правил проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 699, и приказом Минфина России от 30 июня 2021 г. № 295 «Об использовании средств федерального бюджета на формирование Фонда национального благосостояния» средства в иностранных валютах в суммах 196,6 млн долларов США, 162,4 млн евро и 32,0 млн фунтов стерлингов, приобретенные за счет средств федерального бюджета в пределах объема корректировки оценки нефтегазовых доходов за декабрь 2020 года, зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния за январь-сентябрь 2021 года составила (-) 390 692,8 млн рублей, в том числе по:

– остаткам средств на счетах в иностранной валюте и в золоте в Банке России – (-) 382 762,1 млн рублей;

– средствам, размещенным в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности – (-) 3 344,7 млн рублей;

– номинированным в иностранной валюте ценным бумагам российских эмитентов, связанным с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации – (-) 4 586,0 млн рублей.

Где взять деньги на 2022-2024 годы: о чем говорят цифры проекта бюджета страны

Что в доходе? Социальная политика, здравоохранение и экономическое развитие заявлены в качестве основных приоритетов проекта бюджета 2022-2024. Рассмотрим основные направления поступления и расходования средств. Доходы запланированы: на 2022 год — в размере 25,02 трлн руб., на 2023 — 25,54 трлн руб., на 2024 — 25,83 трлн руб. (табл. 1). Расходы: 23,69 трлн руб. на 2022, 25,24 трлн руб. на 2023 и 26,35 трлн. руб. на 2024 год.

В проекте заложен прогноз роста инфляции на 4%, а экономики — на 3%. Валютный курс планируется в следующих размерах: в среднем 72,1 руб. за доллар в 2022, 72,7 руб. — в 2023, и 73,6 руб. — в 2024 году. В 2022-2023 годах планируется профицит в 1,33 трлн руб. и 0,3 трлн руб., в 2024 году ожидается дефицит в 0,52 трлн рублей. Нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – 44,2, 45,0 и 45,9 долларов за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

Доходы федерального бюджета на 2022-2024 годы (млрд рублей)

Table1.jpg

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

В 2021 году в сфере добычи полезных ископаемых выпуск продукции сохраняется более чем на 2% ниже допандемических уровней. Иная ситуация в несырьевых отраслях. В 2021 году объёмы выпуска продукции в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве уверенно превышает допандемические уровни. В последующие годы, по прогнозам, сохранятся устойчивые темпы производства в этих отраслях.

Читайте так же:
ЛК ФЛ - Личный кабинет налогоплательщика

Налогов — больше. В связи с ожидаемым ростом поступлений внутренних налогов (налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций) из-за прогнозируемого улучшения экономической динамики планируется рост ненефтегазовых доходов на 11,6% к 2024 году (по сравнению с 2022 годом). Динамика поступления данного вида доходов планируется в корреляции с динамикой роста ВВП страны и заложена на уровне 11,6%-11,4%. В доходах федерального бюджета рост ненефтегазовых доходов планируется с 61,9% в 2022 году до 66,8% в 2024 году.

Законодательное введение новых размеров ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов, за исключением морских млекопитающих, по прогнозу, позволит увеличить в 10 раз (с 2,2 до 21 млрд руб.) налоговые поступления от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в бюджетную систему.

На что потратим? Структура расходов бюджета на 2022 – 2024 годы не претерпела особо значимых изменений. Так, например, доля расходов на образование предусмотрена на уровне 0,9% ВВП, что соотносимо с показателем 2021 года. В качестве основной идеи положено достижение целей национальных интересов и развития. Основная доля затрат запланирована на здравоохранение (от 1,1% ВВП в 2021-м до 0,8% ВВП в 2024 году) и социальную политику (от 4,4% ВВП в 2022-м до 4,2% ВВП в 2024 году). Это вызвано, в первую очередь, необходимостью лечения и последующего восстановления людей, заболевших COVID-19.

Особое внимание уделяется разработке новых материалов, электромобилей, исследованиям водорода, цифровой трансформации, развитию новой энергетики (то есть составляющим «зеленой» экономики), на что планируется выделить около 1 трлн рублей. Также важная статья расходов — обеспечение прямых поручений Президента РФ в сфере национальной обороны и безопасности государства.

Новые инвестиции. Для стимулирования экономического роста запланировано инвестирование Фонда национального благосостояния (ФНБ). Учитывая, что ФНБ — важный элемент сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, необходимо поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть фонда. При этом нужно сохранить сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Также важно реализовать принцип возвратности средств и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий.

Предполагаемая новация основана на планируемом расходовании почти 2,5 трлн руб. из ФНБ, что ранее ни один из суверенных фондов благосостояния не осуществлял. Главные направления финансирования из ФНБ затронут проекты автодорожной и железнодорожной инфраструктуры и т.д. Основные поступления в ФНБ планируются за счёт нефтегазовых доходов (табл. 2). При этом Минфин планирует возврат к бюджетному правилу: все нефтегазовые доходы, полученные при цене на нефть выше базового уровня (44,2 долл. за барр.), будут направлены в ФНБ. Подобное возвращение к параметрам бюджетного правила нейтрализует эффект воздействия высоких цен на нефть.

Читайте так же:
Грузинские фамилии, Georgia, Official ™, ВКонтакте

Прогноз объёма Фонда национального благосостояния (млрд руб.)

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Что с госдолгом? В 2019 году величина чистого государственного долга России была отрицательной, однако к лету 2020 он превысил ликвидные резервы государства и к концу 2020-го вырос почти на 40% (до 18,99 трлн руб. или 17,7% ВВП). В 2021 году он увеличится, по прогнозам, до 22,104 трлн руб. В 2022-м его рост запланирован до 25,925 трлн руб., в 2023-м — до 28,765 трлн руб. и в 2024-м — до 31,939 трлн. руб. Но возможно и сокращение объёма размещений госдолга.

Марина Данилина, научный сотрудник лаборатории «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Расходы федерального бюджета на здравоохранение снизятся в 2022 году на 9%

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2022 год. Общие расходы на здравоохранение снизятся на 9% и составят 1,2 трлн руб. В 2021 году, согласно бюджетной росписи на 1 сентября 2021 года, они составили 1,4 трлн руб.

На официальном портале Госдумы опубликован проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023—2024 гг.». Документ внесло в парламент правительство 30 сентября. Общие расходы федерального бюджета на здравоохранение снизятся с 1,36 трлн руб. в 2021 году (согласно бюджетной росписи на 1 сентября) до 1,25 трлн руб. в 2022-м.

Доля расходов раздела «Здравоохранение» в бюджете по отношению к объему ВВП в 2022 году будет 0,9%. В общем объеме расходов федеральной казны доля здравоохранения также уменьшится с 5,8% в 2021 году до 5,3% в 2022-м.

В последующие годы расходы на здравоохранение будут снижаться. В 2023 году они составят 1,21 трлн руб. (0,9% от ВВП, 4,9% от общих расходов), в 2024-м – 1,23 трлн руб. (0,8% от ВВП, 4,9% от общих расходов).

При этом на 17% вырастут расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность (2,1% от ВВП, 11,8% в общих расходах), на образование – на 8% (0,9% к ВВП, 5,2% от общих расходов). На социальную политику расходы снизятся на 6% (4,4% от ВВП, 24,6% в общих расходах).

На госпрограмму «Развитие здравоохранение» в 2022 году планируется потратить 991,7 млрд руб. Это на 14% меньше по сравнению с 2021 годом. По данным бюджетной росписи на 1 сентября, объем программы составил 1,15 трлн руб.

Читайте так же:
Временная регистрация без прописки

Больше всего снизятся расходы на федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (входит в нацпроект «Здравоохранение») – на 64%, с 3,3 млрд до 1,2 млрд руб. На 33%, с 8,1 млрд до 5,5 млрд руб., сократятся расходы на проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», на 21%, с 16,6 до 13,1 млрд руб., – на проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ».

Вырастут затраты на «Борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (+26%, с 19,9 млрд до 25,1 млрд руб.), а также на «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (+18%, с 12,3 млрд до 14,6 млрд руб.).

Расходы на проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» останутся примерно на уровне 2021 года – 182,8 млрд руб.

В нацпроекте с 2022 года появится проект «Модернизация первичного звена здравоохранения», на который потратят 90 млрд руб.

В расходы федерального бюджета на следующий год включены затраты на углубленную диспансеризацию в размере 8 млрд руб. и проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» в размере 9,2 млрд руб. Также из казны планируется выделить 26 млн руб. на внедрение новой классификации болезней – МКБ-11.

Как следует из пояснительной записки к проекту бюджета, в 2021 году разовые расходы на предотвращение последствий COVID-19 составили 27,7 млрд руб. На 2022 и последующие два года на эту статью расходов денег не заложено.

Также в документе говорится, что в текущем году на развитие инфекционной службы потрачено 7,3 млрд руб. В дальнейшем на это направление бюджетные деньги расходовать не планируется.

Что не так с российским бюджетом?

ИА SakhaNews. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. В итоге Россия получит бюджет, пролоббированный Минфином, – стагнационный и недостаточно социально ориентированный, пишет «Царьград».

Доходы бюджета РФ в 2022 г. составят 25,021 трлн рублей, в 2023 г. — 25,540 трлн, в 2024 г. — 25,831 трлн рублей. Расходы запланированы в 2022 г. на уровне 23,694 трлн рублей, в 2023 г. — 25,241 трлн и в 2024 г. — 26,354 трлн рублей. В соответствии с законом, в следующие два года бюджет будет профицитным.

Экономист Валентин Катасонов в комментарии «Царьграду» заявил, что нормальный бюджет должен быть сбалансированным, иначе это чревато плохими последствиями.

«Меня всегда удивляли проекты бюджетов либо с большим дефицитом, либо с большим профицитом. Я об этом много говорил и писал, что несбалансированный бюджет – это, мягко говоря, халатность, непрофессионализм. А зачастую это и признаки каких-то преступных замыслов. Потому что, как вы сами понимаете, дефицит – это всегда какие-то кредиты, проценты, которые, как правило, оказываются за пределами бюджета. С профицитом то же самое.

Профицит означает, что где-то размещаются избыточные средства, имеет место определённая сделка с банками, но в данном случае банки выступают уже не как кредиторы, а как институты, открывающие депозиты для этих самых казённых денег. Так что в обоих случаях я вижу признаки злоупотреблений. К сожалению, прокуратура и Счётная палата очень слабо обращают внимание на это. В большинстве случаев, полагаю, вполне можно обходиться без этих дисбалансов. То есть бюджет у нас должен быть абсолютно сбалансированным. В Советском Союзе практически все бюджеты за все года существования были именно сбалансированными», — заявил он.

По мнению Катасонова, повышение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, о котором бодро рапортовали все эти дни парламентарии от правящей партии, едва ли станет серьёзным подспорьем для простых граждан.

«Эти деньги – смешные суммы. Россия – уникальная страна, где есть и прожиточный минимум, и МРОТ. Это какая-то шизофрения. Я другой такой страны не знаю», — сказал экономист.

Только две фракции – КПРФ и «Справедливая Россия» – отказались поддержать документ, заявив, что этот план не соответствуют национальным целям и может привести к глубокому кризису, сообщает «Новый День».

В частности, выступавший от имени фракции «Справедливая Россия – За правду» депутат Валерий Гартунг обратил внимание, что таким бюджетом не решаются цели, поставленные президентом РФ Владимиром Путиным.

«Первая задача – добиться темпов экономического роста выше мировых. Добились? Нет. Второе – добиться снижения уровня бедности. Добились? Нет. Дальше. Есть прямое указание президента обеспечить повышение пенсий военным пенсионерам на два процента выше инфляции еще в 13-м аж году. Выполнено? Нет. Дальше. Нам тут говорят, что этим бюджетом обеспечено выполнение всех обязательств перед гражданами. Тогда почему мы заморозили статьи законов, которые фактически возлагают на государство обязательства перед гражданами?» – заявил парламентарий, приведя в пример заморозку выплат по вкладам граждан и капремонта при приватизации жилья за счет государства.

Как заявил депутат от КПРФ Михаил Щапов, в бюджет заложены «неверные приоритеты», которые могут привести страну к «глубокому кризису». В этой связи депутат отметил, что деньги от нефтяных сверхдоходов не направлены на развитие экономики, нет реальных мер по борьбе с ростом цен. При этом, по его словам, действует несправедливое изъятие федеральным центром доходов у регионов РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector