Оформление покупки автомобиля с рук: особенности. Как оформить покупку подержанного автомобиля
Оформление покупки автомобиля с рук: особенности. Как оформить покупку подержанного автомобиля
Автомобиль в современном мире, где все куда-то спешат, давно перестал быть роскошью — это всего лишь средство передвижения. Многие люди предпочитают покупать автомобили с рук, а не из салона. Так значительно дешевле. После того как в апреле 2011 года начали действовать новые правила, оформление покупки автомобиля с рук стало еще и намного проще. Согласно этим правилам, ответственность за оформление документов при покупке подержанного авто полностью переложена на покупателя. Продавцу при этом остается только получить денежные средства и отдать ключи. Как правильно оформить машину с рук, чтобы потом не было никаких проблем, будет идти речь в этой статье.
Где купить авто с пробегом
Понятно, что подержанное авто уже когда-то имело прежнего хозяина и определенный пробег. Купить его можно не только у самого хозяина, но и у перекупщиков, а также в автосалонах, которые торгуют такими авто. Порядок действий при покупке подержанного автомобиля в автосалоне будет немного отличаться от оформления нового. Самым проблемным вариантом приобретения авто с пробегом считается — у перекупщиков. Теперь об этом немного подробнее.
Порядок покупки авто с рук
Этот вариант покупки, пожалуй, самый надежный. А при условии, что продавец является вашим знакомым, вообще не должно возникнуть никаких проблем. Обычно продавец ставит в известность покупателя о слабых сторонах своего средства передвижения и цена при этом вполне приемлемая. К тому же договор купли-продажи, по вступившим в силу новым правилам, можно не заверять у нотариуса и не снимать машину с учета.
Как оформить покупку подержанного автомобиля? Порядок действий изложен ниже:
- Скачать договор купли-продажи теперь можно и из интернета. Далее, в двух экземплярах его необходимо распечатать.
- Эти бланки заполняются на компьютере или от руки — это значения не имеет. При заполнении все необходимые графы нужно внимательно заполнить. В договор вносится вся информация, касающаяся продавца, покупателя, а также транспортного средства (ТС). Номер двигателя нужно сверить с данными из ПТС.
- Затем этот договор подписывается продавцом и покупателем. Продавец получает деньги и сделка считается завершенной.
- Желательно, чтобы продавец и покупатель ТС обменялись контактными данными (телефонами). Это нужно для того, чтобы бывший хозяин смог проконтролировать перерегистрацию ТС на нового владельца. Для чего это нужно, расскажем чуть ниже.
Вообщем-то миссия продавца на этом заканчивается и он спокойно может идти заниматься своими делами. А новому хозяину еще нужно пройти процедуру регистрации приобретенного авто в отделении ГИБДД.
Как оформить купленное подержанное ТС на себя
После того как у ТС появился новый владелец, ему нужно с договором купли-продажи, ПТС и своим паспортом проследовать в отделение МРЭО. Там оформляется регистрация автомобиля. В ГИБДД при покупке автомобиля с рук проходит переоформление свидетельства о регистрации ТС на нового владельца. Но до того необходимо оформить страховку на ТС. Если продаваемое ТС не снимать с учета, то при решении вопроса о том, как оформить приобретение подержанного авто, обычно сложностей не возникает.
Зачем нужны контактные данные покупателя
Возможно, покупатель окажется не совсем порядочным человеком. Если он не станет делать оформление покупки автомобиля с рук на себя, то старому владельцу будут приходить все штрафы и транспортный налог на это ТС. А если на этом автомобиле будет совершено ДТП и будут пострадавшие, то бывшего владельца вполне могут привлечь и к уголовной ответственности. И в суде придется доказывать свою невиновность. Это занимает много времени и сил.
Чтобы таких неприятностей избежать, прежний хозяин для своего же спокойствия может проконтролировать переоформление ТС. Для этого и нужны контактные данные нынешнего хозяина авто. Конечно, налоговые органы должны ставить в известность прежнего хозяина о перерегистрации его автомобиля на другого владельца, но, к сожалению, это происходит не всегда.
Что делать если новый владелец не торопится оформлять купленное ТС
Бывают ситуации, когда автомобиль уже продан, а налоги на него продолжают приходить прежнему хозяину. Что делать в этом случае?
Если новый хозяин авто по истечении 30 дней не оформил ТС на себя и связаться с ним невозможно, то прежний владелец имеет право подать заявление в отделение ГИБДД с просьбой о прекращении регистрации ТС. В заявлениии указывается причина — местонахождение автомобиля неизвестно. Для этого достаточно предъявить паспорт, который подтвердит, что вы до сих пор являетесь владельцем авто. Приобретатель ТС потом сможет самостоятельно восстановить регистрацию.
Но можно поступить и по-другому. Предъявив свой паспорт и подтвердив, что вы собственник автомобиля, можно его снять с учета. В этом случае приобретатель уже не сможет восстановить регистрацию, т.к. данная процедура проводится только в одностороннем порядке, а ТС оказывается списанным в утиль.
Нужен ли нотариус
Если люди, совершающие сделку по купле-продаже ТС, хорошо знакомы, то ее у нотариуса можно не заверять. В противном случае сделку лучше нотариально заверить. Это обезопасит продавца от штрафов и налогов, если покупатель не переоформит на себя ТС. Заверенный у нотариуся договор обойдется всего около 1000 рублей, и все больше людей предпочитают его оформить, чтобы избежать в будущем неприятных последствий.
Покупаем авто снятое с учета
В случае если продавец и покупатель ТС оказываются посторонними людьми, надежнее всего будет оформить покупку авто со снятием его с учета. Для этого тот, кто желает продать свое авто, может обратиться в ГИБДД с просьбой снять ТС с учета. Для этого понадобятся:
- Паспорт.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- ПТС.
- Доверенность, нотариально заверенная, нужна в случае, если процедуру снятия с учета ТС осуществляет не сам владелец, а его доверенное лицо.
Сотрудники ГИБДД проверят, не числится ли данное авто в угоне, сверят номер двигателя со сведениями, указанными в ПТС, и оформят необходимые документы. После того как ТС снято с учета, его можно выставлять на продажу. Приобретателю такого автомобиля ничего не останется, как только поставить его на учет и зарегистрировать на себя. Таким образом, прежний владелец будет спать спокойно и не опасаться, что штрафы и налоги на проданный автомобиль будут приходить к нему.
Покупка подержанного авто. Юридическая сторона
Какие действия пребуется совершить при покупке подержанного авто, снятого с учета? Ему необходимо сначала оформить полис ОСАГО на приобретенный автомобиль, а затем обратиться в МРЭО ГИБДД и иметь при себе следующие документы:
- Паспорт.
- Водительское удостоверение.
- Договор купли-продажи.
- ПТС.
- Полис ОСАГО, его необходимо купить в течение 10 дней со дня покупки ТС.
- Транзитные номера (если они присутствуют).
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Заявление о постановке ТС на учет. На нем сотрудник ГИБДД, осматривавший машину, должен поставить соответствующую отметку.
- Грузовая таможенная декларация или ее копия (в случае если авто вывезено из-за границы).
- Доверенность заверенная у нотариуса нужна, если ТС ставит на учет доверенное лицо владельца.
После того как инспектором ГИБДД будут проверены все документы и сверены номера двигателя с информацией, содержащейся в ПТС, новому хозяину машины будут выданы государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации ТС. Зарегистрировать авто на себя новый хозяин должен в течение 10 дней со дня оформления договора купли-продажи, т.е. за это время нужно успеть пройти техосмотр, в случае если отсутствует диагностическая карта или она просрочена, купить полис ОСАГО и поставить ТС на учет в ГИБДД.
После всех этих формальностей оформление покупки можно считать завершенным, и какие бы то ни было претензии и штрафы со стороны ГИБДД покупателю не грозят.
Зачем нужны транзитные номера
Если машина снята с учета и продавец уверен, что в течение пяти дней он сможет продать ТС, то транзитные номера можно не получать. Сейчас по закону именно такой срок можно ездить на авто без регистрационных номерных знаков.
Покупателю, если он планирует купленное ТС перегонять в другой регион и там ставить на учет машину, лучше получить транзитные номера. Они действительны 20 дней, продлить их нельзя. Но если за это время покупатель не успел произвести оформление покупки автомобиля с рук, ему необходимо будет получить новые транзитные номера и снова заплатить госпошлину.
Нужно ли менять старые номерные знаки на новые
При продаже авто прежний хозяин может оставить номерные знаки у себя и впоследствии установить их на новенькое ТС. Для этого пишется заявление в отделение ГИБДД с просьбой оставить регистрационные номерные знаки. Это возможно при условии, что номера находятся в хорошем состоянии, т.е. цифры и буквы на них хорошо читаются, не имеют потертостей, нет сколов и деформации, а также имеются только штатные отверстия и отсутствуют дополнительные.
Покупатель также может оставить старые номера себе на таких же условиях. Дополнительное условие — регистрация обеих сторон (покупателя и продавца) в одном регионе. Госпошлину за номерные знаки все равно придется заплатить.
Должен ли насторожить дубликат ПТС
Что нужно знать при покупке автомобиля с рук? Поговорим о дубликате ПТС — основном документе ТС. Из этого документа можно узнать всю информацию приобретаемого автомобиля, в том числе и сведения о его прежних владельцах. Но при продаже подержанного авто может быть предоставлен как оригинал ПТС, так и его дубликат. С оригиналом все ясно, по нему хорошо прослеживается вся история автомобиля. А как же быть с дубликатом?
Если предоставляется дубликат, должно ли это насторожить покупателя авто? С одной стороны, ничего страшного. Ведь оригинал может износиться или быть утеряным, тогда взамен его хозяину ТС выдают дубликат ПТС. С другой стороны, его вполне могут предоставить покупателю мошенники. Они оформляют дубликат ПТС на авто, находящееся в угоне или в залоге у банка, якобы взамен утерянного. А фактически автомобиль им вовсе не принадлежит, и если это ТС будет впоследствии продано, то пострадавшей стороной окажется покупатель.
Если автомобиль находится в залоге у банка, то реальный владелец (банк) вполне может потребовать вернуть принадлежащую ему собственность через суд. В этом случае обманутый покупатель потеряет приобретенное ТС и деньги ему не вернут.
Таким образом, чтобы оградить себя от подобных неприятностей, лучше перед сделкой проверить покупаемый автомобиль по базе находящихся в залоге и угоне ТС. Можно потребовать у продавца ксерокопию прежнего ПТС, добросовестные владельцы авто обычно их сохраняют. Пометка на дубликате ПТС «взамен утерянного» должна особенно насторожить.
Оформление покупки автомобиля с рук пройдет гладко, только в том случае, если все возникшие вопросы у вас сняты и предъявленные на машину документы не вызывают подозрений. Будьте бдительны, ведь вы отдаете свои деньги, и если продавец окажется мошенником, вернуть свои денежные средства часто оказывается очень трудно и не всегда возможно.
Россиянам советуют отложить покупку новых авто на год: позже машины станут выгоднее
Вы этого не знали, но за это вы можете остаться без прав: неявные причины из-за которых российских водителей лишают ВУ
Смазал колесные шпильки у нового автомобиля — слетел с гарантии. Когда такие меры лишние?
Лучше купить Carnival: корейцы раскритиковали новый минивэн Hyundai Staria для России
Популярное за неделю
Представлен совершенно новый УАЗ Хантер 2021-2022. Он стал полной заменой стал копией дорогому Jeep Wrangler
Первое кросс-купе УРАЛ-4320 2021-2022 представили на фото: теперь России больше не нужен Nissan X-Trail
Возьмите эти правила вождения на заметку и вы никогда не окажетесь в кювете. Все они для зимы
Kia вновь обновила Sportage 2022, но он разочаровал первых же владельцев. Что не так с кроссовером?
Защитите ваш кузов автомобиля перед зимой только так и с ним никогда ничего не случится: есть хитрый способ
Ситуация на автомобильном рынке в России, как в целом и экономическое положение в стране, продолжает оставаться нестабильной. Дефицит новых машин способствует увеличению цен, а также толкает соотечественников на поиск вариантов на вторичном рынке. Однако здесь ситуация обстоит аналогичным образом. Расценки на машины стремительно растут и ни про какую стабильность речь не идет. Некоторые автомобили с вторички теперь стоят дороже, нежели покупались владельцами новыми с автосалонов, если говорить про свежие модели последних лет выпуска.
По мнению экспертов, в этой обстановке следует повременить с приобретением транспортного средства. Как показывает практика, большинство россиян могут позволить себе только подержанную машину с вторичного рынка. При этом из-за стремительного роста цен чаще всего приходится обращать внимание на откровенный автохлам или брать в расчет более старые варианты ниже классом. Нужно учитывать, что не все осведомлены о нестабильной ситуации на вторичке, из-за чего как никогда активизировались перекупы.
На данный момент под видом живых автомобилей с достаточно высокой ценой продается откровенный автохлам на колесах, который поголовно имеет проблемы как по технической части, так и по кузову. Что касается дефицита новых моделей, то его связывают с недостатком запасных частей и различного рода расходных элементов, которые закупаются заводами для финальной сборки. Примечательно, что такая обстановка складывается не только на территории России, но и в других странах. Правда, за границей рост цен не такой стремительный.
В свою очередь, автомобильные эксперты отговаривают россиян от покупки автомобиля в течение ближайших 1,5 — 2 лет. Специалисты предполагают, что ситуация должна стабилизироваться. Безусловно, расценки на автомобили вниз к прежним значениям уже не вернутся, однако за это время можно будет подкопить, чтобы в конечном итоге действительно можно было рассматривать стоящий вариант. На данный момент вторичный рынок неуклонно следует по стопам авторынка свежих машин.
При этом эксперты не исключают, что на вторичные модели расценки будут увеличиваться сильнее, нежели на новые автомобили. В Сети можно уже сейчас найти тысячи объявлений о продаже машин, которые довольно сложно назвать исправными. Это откровенный автохлам, который не стоит запрашиваемой суммы денег. Однако владельцы и перекупы уже не стесняются завышать ценник, несмотря даже на состояние ТС, так как покупатели сметают все и не принимают во внимание даже техническое состояние.
Как альтернативу, эксперты предлагают продолжительную долгосрочную аренду. Это подойдет тем автомобилистам, кто действительно нуждается в приобретении машины, но имеет в наличии денежные средства лишь на покупку ТС с вторички. Прибегнув к услугам аренды, автомобилист сможет сэкономить денежные средства и забыть на весь срок использования ТС про обслуживание, ремонт и смену резины, так как эти моменты полностью возлагаются на владельца транспортного средства или на соответствующую компанию.
Специалисты предполагают, что автомобильный рынок стабилизируется в течение 1,5 — 2 лет, после чего у дилеров в салонах появятся не только машины, но и соответствующие скидки, а также выгодные программы, позволяющие сэкономить на приобретении. Не исключено также, что ценник на новые модели будет снижен. В свою очередь, как предрекают эксперты, подобное никак не отразится на вторичке. Здесь так и будет часто встречаться автохлам, который покупателям предлагают под видом живых моделей.
В 2022 году все автомобили подорожают. И вот почему
Впервые о дефиците микрочипов заявили еще этой весной. Практически все системы в современном автомобиле работают на комплектующих, в состав которых как раз и входят микрочипы. Начиная примерно с мая в салонах просто перестали появляться новые машины — «нет в наличии». Прогнозируют, что рынок восстановится только летом 2022 года. Но стоимость абсолютно всех автомобилей может подрасти. Когда? Наверняка уже после Нового года.
Фото: Алексей ТОМАШЕВСКИЙ, Intex-press
Что за чипы и отчего дефицит?
Микрочипы входят в состав множества автомобильных систем: от мультимедиа до активной и пассивной безопасности. Как сообщает Onlíner, сначала по индустрии ударила череда локдаунов. Помимо периодической остановки производств сказалась и другая сторона домашнего карантина — резкий спрос на бытовую электронику, смартфоны, планшеты, компьютеры, приставки, то есть все, что может скрасить пребывание в заточении. Плюс на карантине стали больше «майнить крипту». А в видеокартах используются все те же чипы. Еще один фактор — страны перенаправили основной поток производства чипов на нужды здравоохранения, на создание медоборудования, пишет Onliner.by.
После случился ряд ЧП: пожар на заводе крупного обработчика кремниевых плат Renesas Electronics в Японии, засуха на Тайване, на родине заводов крупнейшего производителя чипов TSMC, мороз в американском Техасе, где останавливали фабрики Samsung.
Неприятностью обернулся и принцип производства «точно в срок» (just in time): заводы поддерживали складские запасы на минимальном уровне, необходимом только для текущего производства. А все остальное своевременно получали от поставщиков. Без запасов нельзя было продолжать производство в запланированном объеме.
Выйти из кризиса непросто, и дело не только в продолжающейся пандемии. Проблема в том, что при создании чипа используют технологию так называемого выращивания кристалла. И на этот процесс тратится от шести месяцев. Просевшее производство просто не успевает за спросом.
Клиническая картина
В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».
Как стало известно Onlíner — 8 ноября «АвтоВАЗ» останавливает конвейеры. На сборочно-кузовном производстве завода собирают Lada Niva, XRAY, Largus, Renault Logan и Sandero. Причина та же — с весны 2021 года «АвтоВАЗ» страдает от глобального дефицита чипов, за последние месяцы компания неоднократно вынуждена была останавливать головной завод в Тольятти.
Проблема не обошла стороной и Беларусь — даже популярный в стране Volkswagen Polo не всегда возможно найти в нужной комплектации. Некоторые производители решили упростить комплектации для сохранения уровня объемов продаж. Другие делают ставку на выпуск более технологичных версий для повышения рентабельности производства.
Когда подорожают новые машины в РБ?
По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит.
По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».
Понятное дело, что Беларусь реагирует на глобальные изменения чуть позже, чем Россия. В то же время Onlíner узнал о единичных шопинг-турах россиян в белорусские автосалоны. Вообще, далеко не все наши дилеры имеют право продавать машины соседям (таково требование российской стороны). Однако есть компании, которые не обременены этим обязательством, потому уже фиксировались случаи «мелкооптовой» закупки. Также россиян не раз видели на дилерских площадках, где выставлены автомобили с пробегом. Покупателей из РФ, как правило, интересуют 2—3-летние машины с небольшими пробегами и прозрачной историей обслуживания. Берут также по несколько штук за один визит:
— Сколько моделей есть?
— Забираю все, у себя быстро распродам.
Специалисты рынка прогнозируют, что цены на автомобили в Беларуси продержатся до конца этого года. А уже начиная со следующего стоит ждать повышения прайсов.
Что говорят наши дилеры
Renault
— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.
— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.
Volkswagen
Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.
— Более того, еще 2023 году мы будем заложниками изменения общемировых моделей бизнеса, — уверен представитель дилера. — Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется. А, например, с поставками магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автомобильной промышленности, будут перебои, и его стоимость существенно вырастет. Сегодня цены на поставки магния в Европу поползли вверх и уже достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний сейчас стоит более $9 тыс. за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой или неожиданный «черный лебедь» будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время.
— Уже сейчас на белорусском рынке, как и на всех остальных, потребители чувствуют на себе эту проблему, — констатирует собеседник. — У многих коллег уменьшилось количество доступных автомобилей на складах или в производстве, сроки поставок увеличиваются, а из комплектации машин исключаются некоторые позиции (либо становятся остро дефицитными). При заключении долгосрочных контрактов многие не могут четко и определенно назвать срок поставки автомобилей, интересных клиентам. Вместе с тем и производители, и импортеры, и дилеры прикладывают много усилий, чтобы поставить все заказанные машины клиентам и сгладить сбои. Формируются резервные и промежуточные склады, изменяются графики поставок, по-другому формируются доступные к производству и заказу модельные предложения.
Общая ситуация на рынке
Также Onlíner побеседовал с Сергеем Михневичем, экс-председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации, ныне гендиректором ООО «Активлизинг».
— Автопром восстановится, но на это уйдет время. Потому в следующем году приходится ждать провала в поставках, это неизбежно, — убежден специалист. — Уже сейчас у некоторых дилеров нет машин. Они сидят без автомобилей, склады пусты. Стоимость определенных новых моделей возросла уже почти на 20%. Тут сказался не только дефицит чипов, но и мировая инфляция на сырье (в том числе на металлы). Многие белорусские дилеры продают машины, поставляемые из России. В условиях общей нехватки очевидно, что россияне будут в первую очередь насыщать свой внутренний рынок, Беларусь окажется на вторых ролях. При таком сценарии наше положение усугубится.
— Тот же «народный» Volkswagen Polo еще в конце весны стоил от $15 тыс. (в эквиваленте). Сейчас таких комплектаций просто нет. В РФ цены на эту модель подросли до $30 тыс. Российские дилеры стараются навариться на дефиците в том числе «допами». Надеюсь, такая тенденция не дойдет до Беларуси, но изменений в ценах с 2022 года стоит ждать однозначно, — заключил собеседник.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Как пройти техосмотр в 2021 году
Правила техосмотра в России изменились с 1 марта 2021 года: за его непрохождение планировалось ввести штраф. При этом получить документ без физического осмотра авто теперь нельзя. Но поскольку не все пункты технического осмотра оказались готовы к нововведениям, для автолюбителей сделали некоторые послабления, отсрочив некоторые новшества:
- Срок действия диагностических карт продлили до 1 октября 2021 года. Напомним, что диагностическая карта — документ с отметками о прохождении техосмотра, который выдаётся для каждого автомобиля.
- С 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без техосмотра и диагностической карты.
- Штрафовать водителей за отсутствие диагностической карты и непрохождение техосмотра начнут только после 1 марта 2022 года.
Как часто нужно проходить техосмотр
Вот основные правила для автовладельцев:
- Автомобили в возрасте до четырёх лет освобождаются от прохождения техосмотра. Чтобы купить полис ОСАГО, диагностическая карта не нужна.
- Техосмотр легковых авто от четырёх до десяти лет проводится один раз в два года. Если транспорт старше десяти лет, процедуру повторяют ежегодно.
- Такси, автобусы и грузовики не старше пяти лет тоже должны проходить техосмотр каждый год, если старше — раз в полгода.
Возраст машины считают начиная с года производства, а не с момента покупки. Например, если этим летом вы купите в автосалоне машину 2018 года выпуска, то ехать на техосмотр нужно в 2022 году.
Где проходить техосмотр в 2021 году
По новым правилам, обратиться за техосмотром можно только на станции с государственной аккредитацией. Список таких пунктов есть на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
При этом обращаться за проведением техосмотра можно в аккредитованную станцию ТО любого региона: место прописки автомобиля значения не имеет. Например, если водитель зарегистрировал машину в Москве, а сам живёт в Санкт-Петербурге, он вполне может пройти процедуру там же или, скажем, в Краснодаре.
Какие документы нужны
Для прохождения техосмотра понадобятся:
- Паспорт владельца транспорта.
- Паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Подойдёт даже технический паспорт, выданный во времена СССР.
Как пройти техосмотр по новым правилам
Новое правило, которое действует с марта 2021 года: перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину. Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО. Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно. Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.
Перед техосмотром машину лучше помыть. Обязательно проверьте аптечку, аварийный треугольник, запаску и огнетушитель. Если на станции ТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка просрочены, то в прохождении техосмотра откажут.
Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.
Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и им разрешено пользоваться.
Если специалисты выявят технические неисправности, они поставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени — проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.
Сколько стоит прохождение техосмотра в 2021 году
Стоимость техосмотра каждый оператор устанавливает самостоятельно, но в рамках установленного в регионе диапазона цен.
Цена на прохождение техосмотра зависит от вида транспортного средства. Например, в Москве в 2021 году получение диагностической карты на легковой автомобиль не может стоить дороже 720 рублей, а в Брянске — больше 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.
Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платёжный терминал или интернет. Многие пункты принимают наличные.
Что будет, если не пройти техосмотр в 2021 году
Водителей, которые вовремя не пройдут техосмотр автомобиля, ждёт штраф. Правда, штрафовать начнут лишь с 1 марта 2022 года. Нарушителей будут выявлять автоматически по камерам. Если у них не оформлена диагностическая карта в ЕАИСТО, то штрафы будут приходить даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще, чем раз в сутки. Размер штрафа — 2 000 рублей.
До 1 марта 2022 года инспекторам ГИБДД достаточно действующего полиса ОСАГО, а камеры пока не будут фиксировать нарушителей. Но ещё раз напомним: владельцам такси, автобусов и грузовиков проходить технический осмотр нужно в обязательном порядке. Для них уже давно действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — их послабления не коснулись.
И повторимся, что с 22 августа 2021 года владельцы легковых автомобилей, за исключением такси, могут покупать страховые полисы ОСАГО без диагностической карты. Но это вовсе не значит, что о техосмотре и диагностике авто теперь можно забыть. Вот почему: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой. А если он виновник ДТП, страховая имеет право подать к нему иск о возмещении ущерба потерпевшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о техосмотре и сделать это вовремя.