Management-study.ru

Студия менеджмента
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

51. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К неналоговым доходам бюджетов относятся

51. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К неналоговым доходам относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

– средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; иные неналоговые доходы. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

– финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

– субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

– субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

– иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В доходах бюджетов учитываются: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %.

12.3 Планирование неналоговых поступлений в бюджет

• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

• большая целевая направленность использования поступлений, закреп­ленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конк­ретного платежа;

• нет жесткого планирования;

• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Читайте так же:
Слова благодарности в адрес руководителя за конструктивное сотрудничество - Правовой портал

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.

Все налоговые доходы носят систематический характер и, следова­тельно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые ненало­говые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых дохо­дов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых пра­воотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюд­жет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функцио­нальной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или час­тично за соответствующими бюджетами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связа­ны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополни­тельных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предостав­ления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующе­го спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансо­вых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее опре­деленную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.

Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организа­ция, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планиру­ются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жест­ко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду пла­нируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся дан­ные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное пла­нирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъект­ное планирование — более сложная процедура.

Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость арен­ды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправоч­ные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.

При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость аренд­ной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов несколь­ким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арен­датору.

Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета пред­лагается выделить две группы:

1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании при­родными ресурсами);

2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государствен­ного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответственности, а так­же доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением тамо­женных пошлин).

Читайте так же:
С каким весом не берут в армию

Основными принципами планирования неналоговыми доходами явля­ются:

• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулирован­ной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;

• принцип результативности означает разработку научно обоснован­ной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;

• принцип ответственности субъектов планирования.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казах­стан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добро­вольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.

Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от нало­гов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельно­стью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, свя­занных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неупла­ченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые эле­менты. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным це­левым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налого­вых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный харак­тер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назна­чение, в большой степени регулируются подзаконными актами.

В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный пере­чень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются толь­ко доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.

Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюд­жет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканс­ком бюджете на соответствующий год.

При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также использу­ются прогнозные данные, представленные центральными государственны­ми органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:

— поступления части чистого дохода Национального банка РК;

— поступления части чистого дохода республиканских государствен­ных предприятий;

— дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в рес­публиканской собственности;

— доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в респуб­ликанской собственности;

— доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собст­венности:

— вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:

— вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюд­жета:

— доходы от продажи вооружения и военной техники:

— поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственны­ми учреждениями:

— поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:

— штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:

— другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Местными исполнительными органами определяются прогнозные дан­ные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствую­щих нижестоящих уровней.

Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специаль­но уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины произ­водится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.

Читайте так же:
Проверить человека по базе МВД

Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной по­шлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыду­щие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректи­ровкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.

ся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального пред­принимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым дохо­дам по своей правовой природе.

В условиях рыночной экономики государство является предпринимате­лем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имею­щегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государ­ственной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Рес­публика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.

Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направ­лено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значе­ние неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.

Методология расчета показателей эффективности управления неналого­выми доходами государства включает в себя следующие составляющие:

1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отно­шение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП;

2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к нена­логовым поступлениям в бюджет предыдущего периода;

3 ) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюд­жет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет;

4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых ненало­говых доходов в бюджет.

Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации);

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивиден­дов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых дохо­дов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задей­ствования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

• инвентаризация объектов государственной собственности с формиро­ванием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собст­венности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей эконо­мики;

• совершенствование процедур приватизации, включая повышение под­контрольности, прозрачности, реалистичности планов;

• законодательное установление процедур национализации и муници­пализации с введением специального налога;

• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества;

• развитие механизма концессий;

• повышение качества планирования и контроля за уплатой части при­были казенных предприятий в бюджет;

• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений;

• развитие института доверительного управления.

Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюд­жета можно предложить применение более прогрессивных методов плани­рования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расче­тов на основе экономико-математических методов и моделирования, вы­бор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

Читайте так же:
Хрущевка это какой тип дома

Ключевыле слова: налоговые элементы, налоговый аппарат, государст­венное предприятие, финансовые ресурсы, бюджетная система, внешне­экономическая деятельность, Национальный банк РК, государственная пошлина, мониторинг.

К неналоговым доходам бюджетов относятся

Вы здесь: Главная ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 6. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ 6.2. Классификация доходов бюджета 6.2.2. Неналоговые доходы

6.2.2. Неналоговые доходы

К неналоговымдоходам относятся: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (прибыль Национального банка Республики Беларусь, поступления от государственных предприятий, организаций и учреждений); административные сборы и платежи (включая доходы от предоставления разных видов услуг и компенсации затрат государства); поступления по штрафам и санкциям (включая доходы, связанные с применением конфискационных мер, и иные средства, полученные в возмещение ущерба); прочие текущие неналоговые доходы (включая поступления от реализации имущества и кладов, добровольные поступления из негосударственных источников от физических и юридических лиц и другие поступления); доходы от реализации основных фондов (включая поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей); доходы от продажи земли (включая доходы от продажи земли юридическим лицам); капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений.

БК к неналоговым платежам относит следующие виды неналоговые доходы:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

— другие неналоговые доходы.

Примером доходов от использования государственного имущества, зданий, сооружений, автотранспорта и др. может служить сдача его в наем.

Особое место среди штрафных санкций занимают штрафы за нарушение налогового законодательства, предусмотренные гл. 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях[1].

Что касается БК, то он не предусматривает такого вида наказания, как наложение штрафа.

БК устанавливает, что в бюджеты зачисляются и суммы штрафов за нарушение законодательства в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности. Эти виды административной ответственности предусмотрены гл. 11 Кодекса об административных правонарушениях.

БК предусмотрены случаи, когда могут зачисляться в бюджет и другие неналоговые доходы. Полагаем, что к числу неналоговых доходов следует отнести средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, финансово-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Республике Беларусь и (или) местным органам управления и самоуправления.

Кроме того, сюда следует отнести дарение физических и юридических лиц, наследование, крупные ценные находки и клады (платина, золото, серебро), поступления от реализации безхозяйного имущества.

В некоторой степени к неналоговым доходам можно отнести различного рода пожертвования.

[1] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой 17 декабря 2002 года г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 года г.: текст Кодекса по состоянию на 17 марта 2013 г., № 194-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 63. – 2/946.

Неналоговые поступления и их роль в бюджетах России

Выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение неналогового поступления, или дохода, является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль.

Неналоговые поступления, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые поступления являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров.

Читайте так же:
Прожиточный минимум в Москве в 2022 году

Следуя из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к неналоговым поступлениям или доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные неналоговые поступления.

Основным источником неналоговых поступлений в бюджет всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета.

Неналоговые поступления играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета.

Неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам. Несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых поступлений будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.

Таким образом, рост неналоговых поступлений способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

Список литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2014. — № 3. — С. 210-211.
  3. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. — С. 157-158.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector