Management-study.ru

Студия менеджмента
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Харизматическое лидерство (1)

Харизматическое лидерство (1)

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторван­ностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимуществен­но психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличност­ных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства никак нельзя согласить­ся из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологи­ческой и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического ли­дерства, связанного с воздействием на большие массы людей.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («ре­альных») и великих (как великих «героев», так и великих «злоде­ев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете ру­ководителем интересов и мнений всех членов группы или органи­зации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к уче­нию М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, тра­диции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, из­бранные демократическим путем; и харизматических 7 — наделен­ных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися каче­ствами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, ко­торыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в примене­нии. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой класси­фикации Вебер особое внимание уделял анализу харизматическо­го лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего дви­жителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач соци­ального обновления. В относительно же спокойные периоды разви­тия для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществля­ющее необходимые реформы. В целом же в истории многих го­сударств наблюдается определенная последовательность в сме­не типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь уступает место реформатору-законодателю.

Существует масса других способов классификации типов лидера, но мы остановимся именно на этой наипростейшей, ввиду темы данной исследовательской работы.

3. Концепция харизматического лидерства

Первым, кто выдвинул идею о харизматическом типе лидерства, стал Макс Вебер. 8 Харизматическое лидерство определяется Максом Вебером, как «основанное на преданности к исключительной святости, героизму или примерному характеру индивида и нормативным установкам или порядку, определенному им». Он определяет Charisma (Харизму) как «некое качество индивидуальной личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей и воспринимается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями или качествами. Это качества, не доступные обычному человеку, но считающиеся божественного происхождения, и на их основе индивид воспринимается как лидер (. ). Каким образом анализируемое качество, в конечном итоге, будет рассматриваться с этической, эстетической или другой точки зрения безразлично с точки зрения определения».

Харизматические люди обладают исключительной способностью распространять сложные идеи в форме простых сообщений («у меня есть мечта»); они ведут диалог с помощью символов, аналогий, метафор и историй. Более того, им нравится риск, и они нуждаются в нем, они большие оптимисты и восстают против традиционности.

Изображены харизматические лидеры по мере того как организационные герои или волшебные лидеры имеют социальную основу власти для того чтобы оркестровать обороты, запустить новые предприятия, воодушевить организационное обновление, и получить внесметное исполнение от членов организации. Эти лидеры вдохновляют доверие и веру. Конечно, нет никакой гарантии, что миссия будет правильной, этичной или успешной.

Концепция харизматического лидера

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Читайте так же:
НДС в розничной торговле 2022

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера — преобразователя или лидера реформатора.

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

Компоненты харизматического поведения

Харизматический лидер, это прирождённый лидер, который скорей всего на протяжении всей жизни в той или иной степени стремится к ведущему положению в обществе окружающем его. Не каждый пригоден на эту роль, лишь тот, кто обладает определённым набором качеств и умений может претендовать на роль харизматического лидера. Все качества, которыми обычно наделяют харизматического лидера, можно объединить в три большие группы.

Харизматическая власть

Харизматический авторитет — концепция лидерства, разработанная немецким социологом Максом Вебером. Он включает в себя тип организации или тип руководства, в котором авторитет вытекает из харизмы лидера. Это противоречит двум другим видам полномочий: правовому и традиционному. Каждый из трех типов является частью трехсторонней классификации полномочий Макса Вебера.

"Харизма" — древнегреческий термин, первоначально получивший силу посредством писем святого Павла зарождающимся христианским общинам в первом веке. В этом контексте в нем, как правило, говорилось о "даре", который продемонстрировал авторитет Бога в ранних вождях Церкви. Макс Вебер принял это богословское понятие и обобщил его, рассматривая его как то, что приписывают последователи, открыв его для использования социологами, которые применяли его к политическим, военным, знаменитостям и нехристианским религиозным конфликтам.

Читайте так же:
График смен сотрудников (бесплатная программа) - Готовые решения в Excel

Характеристики

Харизма

Вебер применяет термин харизма к

Полномочия

Вебер обменивается властью и доминированием [Н], которые рассматривались в социологическом плане как указывающие на или социально одобренное использование власти. Это власть, которую один человек или группа осуществляет над другим. Элемент macy жизненно важен для понятия власти и является основным средством, с помощью которого власть отличается от более общей концепции власти. Власть может быть предоставлена путем применения силы или насилия. Власть, напротив, зависит от принятия подчиненными права тех, кто над ними отдает приказы или указания. Харизматический авторитет часто является самым слабым из режимов, потому что вождь рассматривается как влекущий и любое действие против него будет рассматриваться как преступление против государства. Харизматичные лидеры в конечном итоге развивают культ личности часто не своими собственными делами.

Лидерство — это сила рассеять позитивную энергию и чувство величия. Как таковая она держится почти целиком на лидере. Отсутствие этого лидера по какой-либо причине может привести к тому, что власть разойдется. Однако из-за своего идиосинкратического характера и отсутствия формальной организации харизматический авторитет гораздо сильнее зависит от воспринятой матичности авторитета, чем другие формы авторитета Вебера. Например, харизматическому лидеру в религиозном контексте может потребоваться непреклонный f, что вождь был наказан Богом, в смысле пророка. Если сила этого f угаснет, власть харизматического лидера может угаснуть быстро, что является одним из способов, с помощью которых эта форма власти показывает себя нестойкой.

В отличие от нынешнего народного употребления термина харизматический лидер, Вебер видел харизматический авторитет не столько в чертах характера харизматического лидера, сколько в отношениях между лидером и его последователями. Достоверность харизмы основана на её "признании" последователями вождя (или "адептами" — ). Его харизма рискует исчезнуть, если его "бросит Бог" или если "его правительство не предоставит никакого процветания тем, у кого он доминирует".

Рутинная харизма

Харизматическая власть почти всегда сводит на нет границы, установленные традиционной (coercyve) или рационной (legal) властью. Он, как правило, оспаривает эту власть и поэтому часто рассматривается как |. Обычно этот харизматический авторитет инкорпорируется в общество. Этот вызов, который он представляет обществу, утихнет. То, как это происходит, называется рутинизацией.

Рутинизацией харизматический авторитет меняется:

Религия, которая развивает свое собственное жречество и устанавливает свод законов и правил, вероятно, потеряет свой харизматический характер и перейдет к другому типу власти. Например, Мухаммад, обладавший харизматическим авторитетом как "Пророк" среди своих последователей, был традиционным авторитетом и структурой ислама, наглядным примером рутинизации.

В политике харизматическое правление часто встречается в различных авторитарных государствах, автокрах, диктаторствах и теокраусах. Чтобы помочь сохранить свой харизматический авторитет, такие режимы часто будут устанавливать культ тайной личности. Когда лидер такого государства уходит или уходит с должности, а новый харизматичный лидер не появляется, такой режим, вероятно, вскоре после этого упадет, если только он не станет полностью рутинным.

Харизматическая преемственность

Поскольку власть сосредоточена в одном лидере, смерть харизматичного лидера будет составлять правительства, если не будут приняты предварительные меры. Общество, которому грозит конец своего харизматического лидера, может выбрать переход к другому формату руководства или передачу харизматического авторитета другому лидеру посредством преемственности.

По словам Макса Уэбера, методами сукцессии являются: поиск, возрождение, обозначение оригинальным руководителем, обозначение квалифицированным персоналом, наследственная харизма, офисная харизма. Это различные способы, с помощью которых человек и общество могут уметь сохранять уникальную энергию и природу харизмы в своем руководстве.

Поиск

"Поиск нового харизматического лидера (происходит) на основе связей, которые подойдут ему для должности авторитета." Примером этого метода поиска является поиск нового Далай-ламы. "Он заключается в поиске ребенка с характеристиками, которые интерпретируются как означающие, что он является реинкарнацией Будды." Этот поиск является примером того, как оригинальный харизматический лидер может быть вынужден жить через замену ".

Ревелация

"В этом случае macy нового руководителя зависит от macy que of selection". que of selection — это operandi процесса выбора. В древности считалось, что оракулы имеют особый доступ к "di judgation" и, таким образом, их que в отборе воспринимался как . Их выбор был проникнут харизматическим авторитетом, который пришел с эндорсиментом Оракла.

Обозначение по исходной выноске

В этом виде первоначальный обладатель харизматического авторитета воспринимается как передавший свой авторитет другому. Примером может служить утверждение Иосифа Сталина о том, что Вламир Ленин назначил его своим преемником в качестве руководителя USSR.

Назначен квалифицированным персоналом

"Преемник (может быть назначен) уполномоченным административным персоналом. (Т) его процесс не должен толковаться как" выборы "или" выдвижение ". Он не определяется большинством голосов. Непримиримость (часто) требуется. "Примером такой формы сукцессии является папское согласие кардиналов выбрать нового папу. Кардиналы, принимающие участие в папском конклаве, рассматриваются как харизматичные, квалифицированные их римско-католическими собраниями, и, таким образом, их выбор пронизан харизматической властью.

Наследственная харизма

Харизма может восприниматься как "качество, передаваемое наследственностью". Этот метод преемственности присутствует в харизме Ким Иль Сунга, передаваемой его сыну, Ким Чен Илю. Этот вид преемственности является трудной задачей и часто приводит к движению к и легализации власти.

Читайте так же:
Как оформить изменение оклада сотрудника в штатном расписании 2022

Офисная харизма

"Понятие харизмы может передаваться средствами от одного человека к другому. Оно включает диссоциацию харизмы от конкретного человека, делая ее объективной, переносимой сущностью". Священное освящение считается, через которую жрично харизма учить и исполнять другие священнические обязанности передается человеку. Таким образом, священники проникаются жреческой харизмой и впоследствии воспринимаются их собраниями как имеющие харизматическую власть, которая приходит вместе с жричеством.

Применение теорий Вебера

Модель харизматического лидерства Вебера, уступающая место институционализации, поддерживается несколькими академическими социологами.

Новые религиозные мо

E.Leen Баркер дискомфорт тенденции для новых религиозных Mo иметь funders или лидеров, которые wi значительный харизматический авторитет и, как полагают, имеют особые полномочия или знания. Харизматические лидеры непредсказуемы, говорит Баркер, потому что они не борются с традициями или правилами, и они могут быть предоставлены своими последователями право предвестника на все аспекты своей жизни. Баркер предупреждает, что в этих случаях лидер может не иметь никакой подотчетности, требовать беспрекословного послушания и поощрять зависимость от движения за материальные, духовные и социальные ресурсы.

Джордж Д. Крисссидес утверждает, что не все новые религиозные мои имеют харизматичных лидеров, и что существуют различия в гегемонических стилях среди тех моев, которые это делают.

Нарциссизм

Лен Оукс, австралийский психолог, написавший диссертацию о харизме, имел эле харизматичных лидеров, заполняющих тест психома, который он назвал прилагательным контрольным листом, и нашел их как группу довольно ординарных. Вслед за психоанализатором ХХ, Оукс утверждает, что харизматические лидеры проявляют черты нарциссизма, а также утверждает, что они проявляют экстраординарное количество энергии, сопровождаемое внутренней ясностью, не связанной с анксетиями и gu, которые поражают более порядочных людей. Однако он не полностью следовал системе харизматического авторитета Вебера.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Введение в политическую теорию для бакалавров. Стандарт третьего поколения: учебное пособие

Необходима регистрация

За двадцать лет развития политической науки в современной России российскими политологами выпущено немало нужных и хороших учебников, среди которых особо хотелось бы отметить учебное пособие К. С. Гаджиева «Политическая наука», учебник А. И. Соловьева «Политология: политическая теория, политические технологии», учебник В. П. Пугачева и А. И. Соловьева «Введение в политологию», учебник В. А. Гуторова и В. А. Ачкасова «Политология», учебник Л. В. Сморгунова «Сравнительная политология». Они не только выдержали по несколько изданий, но и стали базой для подготовки молодых специалистов-политологов. Благодаря этим учебникам специалисты других областей, политики-практики, все интересующиеся политикой могут пополнить свои знания по политической теории. По сути, все первые учебники по политологии – а их выпущено уже несколько десятков – служили не только для образования и подготовки кадров профессиональных политологов, но и для самообразования различных категорий россиян.

Конец 1980-х и 1990-е гг. в России стали временем коренных перемен практически во всех сферах жизни. При этом политическая реформа послужила катализатором правовой, административной, экономической, финансовой, социальной, культурной и других реформ. В публичную политику ринулись сотни тысяч новых людей, избиратели получили, наконец, право свободного выбора из нескольких кандидатур, политтехнологи – новые возможности применения своих умений. Тяга к современному политологическому знанию достигла апогея. Несмотря на то, что курсы политологии стали читаться во всех вузах, аудитории ломились от желающих приобщиться к политической науке, а дискуссии на семинарах достигали точки кипения. Спрос на политологическую литературу был колоссальным. Ему соответствовала и стратегия издательств: выпускать как можно больше книг о политике и в первую очередь – учебных пособий. Но большая часть учебных пособий в таких условиях невольно приобретала научно-популярный характер.

Но все течет и все меняется. Центр тяжести российских реформ из политической области переместился в социально- экономическую. Лавинообразный спрос на политологическое знание в общих чертах удовлетворен. Теперь публичной политикой занимаются профессионалы, а на политологические факультеты поступают не все подряд, а строго индивидуально и по призванию. Это не означает, что необходимость в политологической литературе научно-популярного характера совершенно исчезла, но кроме такой литературы требуются совершенно определенные учебные пособия, отражающие состояние и тенденции современной политической науки в XXI в. К числу таких учебников, изданных в России, несомненно, относятся: «Основы политической теории» (А. А. Дегтярев, М., 1998); «Политология», хрестоматия и практикум (под ред. М. А. Василика, М., 1999); «Современные политические теории» (Т. А. Алексеева, М., 2000); «Политология» (рук. авт. кол. – А. Ю. Мельвиль, М., 2004); «Политология», хрестоматия и альбом схем (под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова, СПб., 2005); «Теория политики» (Р. Т. Мухаев, М., 2005). Мы – коллектив авторов данного учебника – также пополнили число эксклюзивных учебников для будущих профессиональных политологов, издав в 2008 г. учебное пособие «Теория политики», выдержавшее за два года два издания.

Данный учебник создан коллективом авторов политологического отделения факультета международного промышленного менеджмента и коммуникации Балтийского государственного технического университета (БГТУ) «Военмех» на базе читаемого в течение ряда лет курса для студентов-политологов БГТУ. В его написании принимали участие авторы и других санкт-петербургских вузов (СПбГУ, ИВЭСЭП, ВШНИ, ГУЭП). Авторы этого учебника придерживаются той же точки зрения, что и авторы учебного пособия «Теория политики», т. е. считают, что для подготовки политологов-профессионалов необходимо создание учебников:

• не инклюзивных (т. е. для всех интересующихся политикой), а эксклюзивных , т. е. для будущих профессиональных политологов;

• не универсальных (охватывающих всю тематику и предметную область политологии), а предметно-курсовых , чтобы обеспечить изучение конкретного предмета, субдисциплины политической науки;

Читайте так же:
Мфц деревня сахарово

• не стандартных (переиздаваемых с незначительными изменениями), а программных , в которых учитываются изменения Госстандарта РФ и переход на двухуровневую систему высшего образования. В частности, наш учебник рассчитан на политологов-бакалавров; не старого, а нового поколения.

Учебники нового поколения, по нашему мнению, отличаются от учебников старого поколения возможностью использования их в электронном виде для чтения лекций и подготовки к семинарам в виде презентаций, с выносом на экран основного содержания читаемого материала. Следовательно, учебники нового поколения должны быть в первую очередь презентабельны, т. е. важнейший материал должен быть представлен в них в виде таблиц, схем, графиков или в виде смысловых единиц, изложенных с помощью дефисов. Кроме того, чтобы увеличить возможности студентов, связанные с самообразованием и самоподготовкой, после каждой главы помещены перечень основных понятий, вопросы для самоконтроля и список литературы для самостоятельного изучения и углубления знаний по данной теме.

Для повышения качества подготовки политологов-бакалавров как при написании учебника, так и вообще при преподавании политологических дисциплин, мы придерживались и придерживаемся сформулированных нами дидактических принципов, а именно:

• Последовательность. Материал излагается по принципам «от простого – к сложному» и «от известного – к неизвестному». Кроме того, мы учитываем, что студент, изучающий теорию политики, уже имеет представление о таких предметах, как «Зарубежная и отечественная история», «Политическая история», «История политических учений».

• Систематичность. Изучение дисциплины «Введение в политическую теорию», как и других дисциплин (например, «Истории политических учений»), построено на изучении разных тем («Политика», «Власть», «Государство», «Политическая система», «Партии и партийные системы» и т. д.) в определенной последовательности. Таким образом обеспечивается их взаимосвязь, увеличивается число изучаемых смысловых единиц, происходит общее приращение знания. За политической статикой, изучающей отдельные политические институты, следует политическая динамика, изучающая процессы их взаимодействия и развития, политических изменений и трансформаций; после изучения тем, отражающих теории внутренней политики, следует переход к внешнеполитической тематике.

• Оптимальное соотношение уровня трудности и доступности материала. Мы исходили из уровня знаний выпускников столичных или просто хороших российских школ, поступивших на политологический факультет и проучившихся на нем один-два года.

• Наглядность в обучении. Для осуществления этого принципа в учебнике представлено определенное количество схем, таблиц, графиков и т. д. Кроме того, мы старались сделать излагаемый материал более наглядным за счет его структуризации, размещения на странице, объединения в системы дефисных строчек. Все это позволяет использовать при проведении занятий наглядные средства обучения, в том числе мультимедийные.

• Связь теории политики с текущей политикой. Эту связь обусловливает место теории политики в системе политологического знания. Об этом подробно говорится в главе 2. Пока же отметим, что теория политики постоянно черпает факты для исследований из текущей политики, а текущая, практическая политика использует политическую теорию для принятия решений, составления прогнозов и управления обществом. Поэтому студенты, изучающие теорию политики, постоянно должны быть в контексте политического процесса, знать основные явления текущей внутренней и внешней политики, а преподаватели должны строить лекции и практические занятия, используя самые свежие примеры и анализ последних политических событий.

• Активность и заинтересованность студентов. Этот принцип означает, что занятия должны носить активный, двусторонний характер, вызывать интерес и стимулировать самостоятельное, углубленное изучение предмета. Для этого существуют не только учебные занятия, но и другие формы изучения материала: научные конференции, дискуссионные клубы, выступления в школах, работа в избирательных кампаниях и участие в студенческом самоуправлении, написание эссе, рефератов, курсовых работ и т. д.

Говоря о нашем подходе к созданию именно этого учебника и изучению студентами именно этого курса, а не к изучению политологических дисциплин вообще, кроме отмеченных принципов, мы учитываем, что:

• дисциплину «Введение в политическую теорию» начинают изучать студенты первого курса, как правило, со второго семестра;

• эту дисциплину студенты в соответствии с Госстандартом изучают на протяжении двух семестров. То есть примерно одна треть этого времени будет выделена на чтение лекций (отсюда вытекает объем нашего учебника), одна треть – на семинарские занятия и одна треть – на самостоятельную подготовку студентов. Кроме того, за это время они сдают один-два экзамена и

ЛитЛайф

Книга "Политология: учебник для студентов вузов"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Попыткой преодолеть ограниченность рассмотренных подходов и представить компромиссный вариант решения проблемы можно считать синтетическую теорию лидерства. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строиться на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание, в том числе:

(1) изучения личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения;

(2) анализа окружения лидера, его последователей и оппонентов;

(3) рассмотрения отношений между лидером и сторонниками;

(4) анализа результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных ситуациях.

Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства, имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую роль может сыграть тот или иной фактор.

6.3. Типология политических лидеров и их функции

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Различные попытки их типологизации на основе тех или иных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.

Классической в политологии считается типология, предложенная Максом Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти (см. гл. 2) тех или иных политических лидеров. В соответствии с этим критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.

Читайте так же:
Как стать участником программы переселения соотечественников 2022

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению и праву наследования. Современные европейские и восточные монархи — примеры данного типа лидерства.

Однако сводить традиционное лидерство только к практике монархического правления не стоит. Политическое лидерство в СССР никак было не связано с династическим наследованием. Однако главенствующая роль руководителя Коммунистической партии признавалась в силу традиции, сложившегося порядка вещей: «партия — руководящая и направляющая сила советского общества». Таков был характер лидерства Н. Хрущёва, Л. Брежнева, Ю. Андропова и др. Сказанное справедливо и в отношении лидеров коммунистических режимов Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.

Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. Воплощение этого типа лидерства — политические деятели современных демократий. Именно избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров в демократических государствах. В данном случае не столь важно, кто конкретно займет властную позицию. Главное, что этот человек пришел к власти строго в соответствии с законом.

Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, — вере в его харизму (от др.-греч. дар божий). Для Вебера харизма — это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям[50].

Именно лидеры харизматического типа наиболее наглядно демонстрируют лидерские качества и вызывают пристальный интерес. Причем интерес этот не ослабевает столетиями (достаточно вспомнить Юлия Цезаря или Наполеона).

В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющих более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей.

Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в период войны или преодоления страной общенационального кризиса. В новейшей истории примерами харизматических лидеров могут быть В. Ленин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция).

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Роберт Такер (р. 1918) выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип консерваторы встречаются достаточно редко, чаще проявляя эту направленность в какой-либо из сфер своей деятельности. Приверженность консерватизму во внешней политике проявлял У. Черчилль, выступая против союза с нацистской Германией, объяснив это тем, что «на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте»[51].

Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование, прежде всего, властных структур. К этому типу лидеров можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.

В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение — фундаментальное переустройство общественной системы. Примером этого типа лидеров может быть Фидель Кастро (Куба).

Другая весьма распространенная типология лидеров — схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. Она выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:

(1) характера лидера;

(2) свойств его сторонников;

(3) способов взаимосвязи лидера и его последователей;

(4) конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера — знаменосец. Его отличает

собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Его приверженцы не оказывают на него серьезного влияния. К этому типу можно отнести В. Ленина.

Второй образ — служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники. Примером такого типа лидера может быть Л. Брежнев, выражавший интересы советской бюрократии.

Третий образ — торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать. Именно благодаря этой способности лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Примером подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана (США).

Четвертый образ — пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Выделение этих собирательных образов в достаточной степени условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего лидер на различных этапах своей политической карьеры сочетает те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

Типология политических лидеров, предложенная российским исследователем Г. Авциновой, строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство в частности связаны с феноменом власти. «Кто занимается политикой, тот стремится к власти, — напоминал М. Вебер, — либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой»[52].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector