Перевозка детей на переднем сиденье
Перевозка детей на переднем сиденье
Отправляясь в путешествие или в магазин за покупками, многих молодых родителей волнует, а как осуществляется перевозка детей на переднем сиденье, разрешено это или нет нашим Законодательством?
Главное, чем должны в первую очередь руководствоваться все родители, если предвидится перевозка ребенка на переднем кресле, так это общедоступными правилами дорожного движения, пунктом 22.9.
Они дают всем без исключения четкие разъяснения, можно ли возить детей впереди:
«Допускается возить ребенка на переднем сидении, если он достиг 12 лет», и то только в том случае, если кресло снабжено ремнями безопасности, то есть фиксаторами в случае непредвиденных на дороге обстоятельств, например, резкого торможения. Только при этих существенных условиях разрешено перевозить относительно взрослого ребенка на переднем сиденье.
Почему такие жесткие требования к перевозке детей?
Многие мамы стараются перевозить своего ребенка именно на переднем сиденье автомобиля, ведь следить за тем, чем он конкретно занят так намного удобнее, но мама в это время отвлекается от дороги, и может сама стать нарушителем дорожных правил движения, а то и стать участником аварийной ситуации.
По правилам, дети младше двенадцатилетнего возраста должны передвигаться только в специально оборудованных креслах, обязательно надежно закрепленных к большим автомобильным сидениям, и только так разрешается их перевозить в автотранспортных средствах любого, а не только легкового типа.
Стандартные ремни, обеспечивающие безопасность передвижения, подходят только взрослому человеку, рост которого не ниже 1,5 метра. Дети от подобного ограничения страдают – ремни туго затягивают их где-то в области шеи. Достичь такого роста ребенок может к 10-12 годам, но есть и такие особи, что растут быстрее остальных сверстников, и достигают нужно роста уже на 7-8 год, и если это ваш случай, то можно не пользоваться специальными детскими креслами, и перевозить малыша, закрепив на его теле стандартные ремни.
Затем еще один важный момент — все дети очень подвижны, заставить их сидеть в определенной позе длительное время практически невозможно, они будут пытаться открывать окна, а то и двери, все время отвлекать водителя от дорожной ситуации. Все это недопустимо, поэтому требования к перевозке детей в автокреслах весьма жесткие, за невыполнение или ненадлежащее выполнение – кресло не того размера, или плохо закреплено, водителя могут сурово наказать большой штрафной суммой.
Ну и последний аргумент в пользу детских кресел – у них очень прочное и надежное крепление к стандартному сидению, поэтому ребенку ничего не может угрожать во время передвижения на автомобиле.
Требования к детским автокреслам
Первое, что интересует родителей, то это со скольких лет можно ребенка пересаживать в специальное автомобильное кресло. Если ребенок самостоятельно еще не умеет сидеть, то, как его можно усадить пусть и в специальное, но кресло? До того момента, пока чадо само не сможет устойчиво сидеть, его должна на руках перевозить мама, ну или папа, если мама ведет автомобиль. Но в любом случае, детские автокресла должны подбираться правильно, соблюдая следующие требования:
- Оно должно подходить ребенку по весовым показателям, так же во внимание принимается его рост – если оно будет мало, то в нем просто невозможно будет уместиться, а голова будет свисать, это придаст значительные неудобства.
- В магазине тщательно следует проверять работоспособность всех узлов, а особенно реакцию ременного узла на резкие торможения – реагировать оно должно практически мгновенно, прочно обхватить тело малыша.
- Не нужно приобретать слишком дешевые модели, они обычно плохо исполняют все свои основные функции, и служат только для красоты, не смогут вовремя защитить от резкого толчка на дороге.
- Если вы уложили малыша спать в специальное приспособление типа люльки, следует отключить автоматическое срабатывание подушек безопасности, или действуйте так, как предписывает инструкция.
Правила движения не устанавливают строгих ограничений на перевозку на переднем сидении детей, не достигших 12 лет, поэтому даже самого ребенка можно перевозить так, чтобы мама-водитель всегда смогла наблюдать за состоянием своего дитя.
При выборе детского сиденья обращайте внимание на возрастную группу, к которой оно принадлежит, также немаловажно обратить внимание на длину опоры для спины, оно должно подходить под рост.
Обращайте внимание на количество точек крепления – самыми безопасными считаются те сидения, которые нужно устанавливать посредине заднего ряда взрослых сидений. Обычно только сзади расположен автоматический крепежный механизм типа IsoFix, на передних он совсем отсутствует.
Также немаловажно удостоверится, что выбранный экземпляр точно подойдет к крепежу вашего авто, можно сделать предварительные замеры и свериться с теми, что установлены в машине.
Если вашему ребенку примерно 10 лет, то в иных случаях можно его перевозить без кресла, но в этом случае в автомобиле должны быть установлены бустеры, то есть подушки, которые быстро надуваются при малейшем толчке авто с препятствием.
Перевозка детей в автомобиле без детского специального сидения является нарушением ПДД, и в соответствии с Административным Кодексом водитель может быть оштрафован на сумму в 3 000 рублей.
Те же требования действуют по всей Европе, детей просто необходимо перевозить по специальным правилам.
Можно ли возить ребенка в автокресле на переднем сидении?
Применение детских автомобильных кресел является одним из обязательных требований, установленных действующими в Украине Правилами дорожного движения – пункт 21.11. Согласно ПДД, запрещается перевозить несовершеннолетних в возрасте до 12 лет и ростом менее 145 см без специальных удерживающих средств. Нарушение этого положения влечет за собой административное наказание в виде штрафа в размере 51 гривна. Причем никаких ограничений по поводу перевозки ребенка на переднем сидении, если он сидит в специальном детском кресле, законодательными нормами не предусмотрено.
То есть, формально родителям делать это можно, однако доказано, что переднее пассажирское сидение является одним из наиболее опасных мест в машине, поэтому если вы хотите все же закрепить детское кресло именно тут, обязательно учтите несколько важных факторов. Давайте рассмотрим их подробнее.
Чем опасна перевозка детей на переднем сидении?
Существует несколько важных факторов, которые доказывают, что размещение ребенка на переднем сидении рядом с водителем повышает риски травмирования малыша.
- Эксперты, которые провели ряд исследований, доказали, что в половине аварий, в которых пострадали дети, что одним из факторов, который повлек за собой серьезные повреждения вплоть до несовместимых с жизнью, была именно установка кресла на переднем сидении. Если бы его закрепили в заднем ряду, то фатальных последствий можно было бы избежать.
- Повышенный риск возникает, если не отключить пассажирскую подушку безопасности. При столкновении она может причинить серьезный вред, если сработает. Сила ее удара при раскрытии может быть очень большой, что само по себе может спровоцировать травму.
- Маленький ребенок, которого родители посадили на переднее сидение, во время поездки может испытывать стресс, пугаться встречных автомобилей, например, больших грузовиков. Это может провоцировать нарушения сна, потерю аппетита и т.д. Именно поэтому не рекомендуется сажать на переднее сидение детей в возрасте до 6 лет. После 6 лет ребенок уже лучше переносит такие поездки, так как становится более психологически устойчивым.
Как видите, есть несколько довольно существенных аргументов против перевозки несовершеннолетних на переднем сидении автомобиля. Однако так как действующими правилами дорожного движения это не запрещается, то каждый родитель должен сам принимать решение, а потом брать на себя ответственность за него. Не стоит рисковать, прежде чем посадить сына или дочь рядом на пассажирское сидение, каждый водитель должен максимально тщательно оценить потенциальную опасность для него.
Чем опасные для ребенка подушки безопасности?
Подушки безопасности – это дополнительный элемент защиты, который есть практически в любом современном автомобиле. Но при перевозке детей на переднем сидении машины их защитная роль не так однозначна. Хотя есть родители, уверенные, что ребенок может ездить впереди, и подушки смогут гарантировать ему защиту при аварии, и даже дополнительного кресла не надо. Такой подход может нанести серьезный урон жизни и здоровью малыша, если машина попадет в аварию. И причин для этого несколько:
- При фронтальном ударе подушки безопасности, расположенные впереди, не защитят маленького ребенка, а наоборот могут стать причиной получения им травмы головы или шеи.
- Скорость раскрывания подушки при срабатывании в момент столкновения составляет более 200-250 км/ч. Удар такой силы не каждый взрослый выдержит без последствий, а как это подействует на хрупкий детский организм, на еще неокрепшие кости? Ответ очевиден – травмы гарантированы.
- Многим кажется, что установка автолюльки на переднее сидение против хода движения – совершенно безопасна, и тут даже сработавшая подушка безопасности не нанесет вреда, так как ударит то, она в спинку сидения. Но все с точностью до наоборот. Установка автолюльки с включенной подушкой безопасности, по результатам большого количества проведенных краш-тестов, повышает риски травмирования малыша в несколько раз.
Меры предосторожности
Если существует острая необходимость перевозить ребенка именно на переднем сидении, например, в машине больше нет для этого места, то надо подстраховаться.
- Первым делом, перед установкой детского автокресла, обязательно отключите подушку безопасности на пассажирском сидении. Все современные машины позволяют это делать быстро благодаря встроенной функции отключения.
- Усаживая ребенка на переднее пассажирское сиденье, постарайтесь максимально отодвинуть его кресло от передней панели автомобиля. Рекомендуется, чтобы расстояние от центра грудной клетки до места установки фронтальной подушки безопасности было более 25 см.
Правила, которые надо соблюдать, путешествуя в машине с детьми на переднем сидении
Если планируете усадить ребенка на переднее сиденье, то водитель должен сделать все правильно и максимально обезопасить маленького пассажира. Помните, что до 12 лет использование специального детского автокресла обязательно! Также надо следовать ряду рекомендаций:
- Перед тем, как отправиться в поездку обязательно проверьте, отключили ли вы подушку безопасности для переднего пассажирского сидения.
- При перевозке детей в машине, особенно на переднем сиденье, очень внимательно следите за дорогой, будьте предельно сосредоточены, любая ошибка может привести к серьезным неприятностям.
- Если в поездку собираетесь брать совсем маленького ребенка — до 5 лет, то позаботьтесь о том, чтобы выбрать кресло с возможностью перевозки против хода движения. Связано это с тем, что в этом возрасте дети еще не могут хорошо удерживать голову, и при резких ударах кости могут не выдержать. Когда ребенок сидит лицом вперед, то при боковом ударе риск травмирования возрастает минимум на треть. Поэтому врачи-педатры настоятельно рекомендуют детей младше 5 лет перевозить в машине исключительно в положении только против хода движения. В некоторых странах Европы, например, это даже закреплено на законодательном уровне.
- Строго запрещено перевозить ребенка на переднем сидении на руках у взрослого. Это в несколько раз повышает опасность и риск смертельных травм в случае аварии.
- При установке автокресла рекомендуется пассажирское сиденье отодвинуть максимально назад, это позволит увеличить расстояние от кресла до передней приборной панели.
- При выборе автомобильного кресла убедитесь в том, что оно имеет надежную систему крепления и жестко фиксируется на сидении автомобиля.
Делаем выводы
Очевидно, что перевозка ребенка на переднем сидении – не лучший вариант, но законом это не запрещено, поэтому многие это и делают. Чтобы не возникало проблем и негативных последствий, важно максимально соблюдать все основные правила подобной перевозки детей. Однако, прежде чем принимать подобное решение, следует очень тщательно оценить риски. Помните, что всегда на первом месте стоит не комфорт взрослого, которому так удобно, а безопасность маленького пассажира. И все же, как только появится возможность, лучше переставить кресло на заднее сидение – так будет безопаснее для ребенка и спокойнее для вас.
И конечно же, очень важно, чтобы используемое автокресло имело высокий уровень защиты и соответствовало современным стандартам безопасности. Купить детское автомобильное кресло в Киеве, Харькове или Одессе, вы можете в нашем интернет-магазине 130.com.ua. В каталоге представлен очень большой выбор моделей для всех возрастов.
Лучшие автокресла для детей
Ищете качественное и самое лучшее детское автокресло? Данный рейтинг детских автокресел составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.
Бустер в машину HEYNER SafeUpFIX Comfort XL
- ★ Предназначен для детей от 4-х до 12 лет
- ★ Крепится ремнём машини или системой ISOFIX
- ★ С полноценными подлокотниками
Детское автомобильное кресло Britax-Romer TRIFIX2 i-SIZE Grey Marble
- ★ группа ECE I (9–18 кг)
- ★ с креплением ISOFIX
- ★ серого цвета
Welldon автокресло Magic Nacre Fit (BS05-TS95-001)
- ★ Установка кресла с помощью специальных штатных ремней или системы Isofix
- ★ Для детей, имеющих вес от 15 до 36 кг и возраст от 3-х до 12-ти лет
- ★ Возможность регулировки ширины боковых сторон и высоты подголовника
Материалы по теме:
Рост, вес, возраст маленького пассажира, качество материалов, положения спинки, надежность, безопасность, краш-тесты, стандарты и сертификация… Что еще необходимо продумать родителям, выбирая детское автомобильное сиденье? Крепление — надежное и правильное — важнейший элемент эффективности удерживающего устройства. Все чаще встречается крепление Изофикс — что это, зачем, как работает, стоит ли покупать?
Мастер подбора детских автомобильных кресел поможет выбрать детские автокресла исходя из основных критериев, таких как тип автокресла, группа автокресла и тип крепления.
Для поездок на автомобиле с детьми водитель в обязательном порядке должен иметь детское автокресло или бустер, чтобы обезопасить ребенка и повысить комфорт поездки. В данной статье более детально рассмотрим правила перевозки детей в Украине и Европе.
Детское автокресло — это самый важный автомобильный аксессуар, который предназначен для защиты ребенка. Вокруг этого устройства часто ходят мифы, которые мы развеем в данной статье.
Детские кресла вызывают много споров у родителей и экспертов. Кто-то все еще думает, что без них можно обойтись, другие же уверены, что их наличие — главный фактор безопасных поездок. Мы собрали и ответили на самые популярные вопросы в одной статье.
Не знаете как выбрать детское автокресло? Читайте самую детальную инструкцию о выборе кресла в этой статье. Какие бывают группы автокресел по возрасту и весу, что такое ISOFIX и почему стоит использовать детское автомобильное кресло.
Можно ли перевозить ребёнка в детском кресле на переднем сиденье?
Перевозка детей на переднем сиденье автомобиля, может быть рассмотрена с нескольких позиций. Одна из них — следование букве закона, а вторая – безопасность. Тексты действующих законов сложны для понимания рядового обывателя, а потому, многие, даже после прочтения Правил Дорожного Движения не могут понять – можно или нельзя?
До скольки лет нужно детское кресло для перевозки ребенка в машине?
Пункт 22.9 ПДД (в ред. Постановления Правительства РФ N 316 от 10.05.2010) говорит, что детей до 12 лет можно перевозить в автомобиле, только создав безопасные условия. Причем, уточняется: «с учетом особенностей конструкции транспортного средства».
Затем правила объясняют, что для перевозки должны использоваться детские удерживающие устройства или иные средства, которые позволят пристегнуть ребенка ремнями безопасности. При этом, на переднем сиденье допускается перевозка только с использованием детских удерживающих устройств.
Чтобы верно истолковать данный закон, необходимо установить, какие именно приспособления подходят под определение «детские удерживающие устройства» и что скрывается за «иными средствами».
Со скольки лет можно перевозить ребенка на переднем сиденье и виды детских автомобильных кресел
В ПДД не указано минимального возраста ребенка со скольки разрешена перевозка детей на переднем сиденье машины.
С 1 июля 2017 года в правила внесли изменения и теперь:
- до 7 лет перевозка детей в машине разрешена только в автокреслах и используя бустеры (адаптеры ремней безопасности и направляющие лямки запрещены).
- с 7 лет ребенок, при движение в автомобиле на переднем сиденье, должен находится в детском автокресле, надет бустер или использовано другое удерживающее устройство.
Удерживающими устройствами для перевозки детей до 12 лет считаются детские автокресла. Выпускают их в четырех категориях:
- Нулевая. Рассчитана на грудничков с рождения до девяти месяцев и вес до 10 кг.
- Первая. Для детей с весом 9-18 кг. По возрасту – примерно с 9 месяцев до 4-х лет.
- Вторая. Вес 15-25 кг, возраст 4-6 лет.
- Третья. Вес 22-36 кг, возраст 6-11 лет.
Исходя из приведенных характеристик, следует что перевозка ребенка на переднем сиденье до 12 лет (если его вес не превышает 36 кг) допускается при условии, что на нем установлено автокресло, соответствующее возрасту и весу. Все просто и понятно. Однако, если используется иное удерживающее устройство, то представители ГИББДД могут составить протокол о правонарушении и выписать штраф 3000 рублей.
На практике некоторые водители могут добиться отмены наказания через суд. Предположим, что на первом сиденье сидел ребенок 10-11 летнего возраста с использованием бустера вместо кресла и был пристегнут штатными ремнями безопасности. По ГОСТ Р 41.44-2005, бустер относится к устройствам третьей категории, рассчитанным на старший возраст.
Внимательно читайте инструкцию завода производителя, выпустившего данное устройство. Если в ней прописано, что оно может быть использовано для перевозки детей соответствующего веса на переднем сиденье, то у вас есть шанс доказать в суде свою правоту. Правда, придется потратить немало сил и нервов. Неплохо будет, если вы сделаете фотографии, на которых будет видно, каким образом был установлен бустер, и как были застегнуты ремни.
Установка детского кресла на переднее сиденье
Чтобы детское автокресло максимально выполняло свои функции, необходимо четко соблюдать следующие правила:
- Если автомобиль оснащен подушками безопасности, то при перевозке ребенка, подушку следует отключить. У ребенка кости значительно слабее, чем у взрослого – в аварийной ситуации сработавшая подушка может нанести травму детскому организму.
- Для самых маленьких детей кресло рекомендуется крепить спиной к направлению движения – так создаются наиболее безопасные условия.
- Обязательное условие в любом случае – соответствие категории возрасту, весу и росту ребенка.
- Важнейшее правило – надежная фиксация детского автокресла на сиденье.
Иные детские удерживающие устройства
Что можно отнести к данной серии устройств? Специальный треугольник (адаптер), позволяющий зафиксировать штатные ремни безопасности так, чтобы они не попадали на шею ребенка в застегнутом виде. Использование возможно только в тех транспортных средствах, задние сидения которых оборудованы ремнями безопасности.
При небольшом росте ребенка в комплекте с адаптером необходимо использовать подушку-бустер. Подушка не крепится к сиденью, а фиксируется ремнями вместе с ребенком.
Безопасность при перевозке детей
Почему многие родители сажают детей на переднее сиденье? Всегда ли есть в этом необходимость? Да, закон не запрещает их перевозку на первом сиденье при соблюдении правил. Однако с точки зрения безопасности, вряд ли это целесообразно.
Печальная статистика ДТП свидетельствует о том, что места на передних сиденьях являются самыми опасными при авариях. Стоит ли подвергать малыша необоснованному риску, поддавшись его уговорам? Каждый родитель решает это самостоятельно. Да и ситуации бывают разные.
- В машине семья с тремя детьми. Идеальное расположение в данном случае – мама и двое младших (каждый в отдельном кресле) устраиваются сзади, а старший ребенок на первом сиденье. Так все под присмотром, и ничто не отвлекает папу водителя.
- Если мама будет впереди, а все дети сзади, что тоже возможно, поездка усложнится;
- Мама, папа и ребенок. Лучший вариант – один взрослый с ребенком на заднем сиденье, второй за рулем;
- В машине взрослый и один ребенок. Если ребенок слишком мал, то оправданно его расположение впереди – так он будет под контролем. Ребенка постарше следует посадить сзади.
Лучшими в плане безопасности считаются места за спиной водителя и среднее заднее сиденье. Если ребенок на заднем сиденье один, то среднее место – лучший вариант. Там у него будет хороший обзор и он не сможет дотянуться до дверных ручек и кнопок открывания. Перевозка детей в машине требует от водителя предельного внимания и аккуратности. Не забывайте об этом.
Видео: новые правила перевозки детей на переднем сиденье и до скольких лет.
Можно ли перевозить ребенка младше 12 лет без автокресла?
Перевозка детей, не достигших 12-летнего возраста, без специальных удерживающих устройств запрещена (п. 22.9 ПДД). При этом, каким конкретно должно быть такое устройство, законодательством не установлено. В результате сотрудники ДПС нередко выписывают штрафы за перевозку ребенка не в автокресле, а с использованием других средств фиксации, и многие суды с ними соглашаются. Однако у Верховного Суда РФ иная позиция – недавно он отменил судебные решения по делу водителя, которого оштрафовали за перевозку ребенка, пристегнутого детским удерживающим устройством «ФЭСТ» (Постановление ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1). Рассмотрим подробнее данное дело.
Фабула дела
Постановлением инспектора ДПС от 30 апреля 2016 г. гражданин К. был оштрафован на 3000 руб. за нарушение правил перевозки людей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ). Состав административного правонарушения, согласно постановлению, заключался в том, что К. перевозил своего ребенка на заднем сиденье автомобиля без специального детского удерживающего устройства. Данное постановление было оставлено без изменения районным и областным судами (решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 7 июня 2016 г., решение судьи Свердловского областного суда от 3 августа 2016 г., постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 5 октября 2016 г.). Тот факт, что ребенок был пристегнут детским удерживающим устройством «ФЭСТ» – эластичной тканевой конструкцией трапециевидной формы, которая крепится на автомобильный ремень безопасности, не гарантировал, по мнению судей, надлежащего уровня безопасности ребенка, поскольку данное устройство является лишь «адаптером для ремней».
Позиция ВС РФ
Судья ВС РФ не согласился с коллегами из нижестоящих инстанций. Он напомнил, что в соответствии с п. 22.9 ПДД перевозка детей младше 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть его с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
Ознакомиться с массивом судебных решений о привлечении водителей к ответственности за нарушение правил перевозки детей можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Поскольку в рассматриваемом деле ребенок находился на заднем сиденье, а детское универсальное устройство «ФЭСТ» является одним из вариантов удерживающего средства, позволяющего пристегнуть ребенка с помощью стандартного автомобильного ремня безопасности, его использование не противоречит указанному пункту ПДД, указал судья ВС РФ. Кроме того, он подчеркнул, что данное устройство, согласно представленным документам, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах». В связи с этим он отменил все вынесенные по делу судебные решения и прекратил производство в связи с отсутствием состава правонарушения (Постановление ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1).
Стоит отметить, что использование устройства «ФЭСТ» довольно часто становится причиной штрафов и обжалования соответствующих постановлений сотрудников ДПС в суде. Ряд судей прямо указывают, что оно не является детским удерживающим устройством (постановление Курганского областного суда от 30 июня 2016 г. по делу № 4А-294/2016, решение Хабаровского краевого суда от 3 марта 2016 г. по делу № 21-165/2016).
Другие же судьи, напротив, отмечают, что использование «ФЭСТ» допустимо, но исключительно на заднем сиденье автомобиля (решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2016 г. по делу № 77-2814/2016), и штрафуют за перевозку пристегнутого с его помощью ребенка на переднем сиденье (решение Тамбовского областного суда от 16 января 2017 г. по делу № 7-1/2017). Аналогичным образом решается вопрос применения так называемых «бустеров», представляющих собой сиденья с подлокотниками, но без спинки и собственных ремней (решение Свердловского областного суда от 10 января 2017 г. по делу № 72-11/2017).
ВС РФ занимает в этом вопросе последовательную позицию, не находя нарушения ни в использовании «ФЭСТ» в качестве удерживающего устройства, ни в перевозке детей, сидящих на подушках и пристегнутых «взрослыми» ремнями безопасности (Постановление ВС РФ от 23 июля 2015 г. № 46-АД15-28, Постановление ВС РФ от 24 марта 2015 г. № 44-АД15-1).
Что же выбрать?
Возможно, практика привлечения к административной ответственности водителей, перевозящих детей не в детских креслах, связана с тем, что действующая формулировка п. 22.9 ПДД не относит к детским удерживающим устройствам те устройства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, называя их иными средствами, но не определяя конкретные характеристики.
Определение понятия «детское удерживающее устройство» дано в уже упоминавшемся ГОСТе. Под ним понимается совокупность лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства, например детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья или противоударного экрана (п. 2.1 ГОСТ Р 41.44-2005).
При этом конструкция может быть нецельной и включать в себя частичное удерживающее устройство (например, дополнительную подушку), которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте (п. 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005). К этому типу, судя по всему, относится и «ФЭСТ».
Тем не менее не стоит забывать о том, что главная цель использования удерживающего устройства – не в избежании штрафа, а в снижении вероятности травмирования ребенка в случае резкого торможения или ДТП. Поэтому к выбору его вида нужно подходить вдумчиво.
Логично предположить, что для перевозки грудного ребенка должна использоваться специальная детская люлька (п. 2.4.1, п. 2.4.2 ГОСТ Р41.44-2005). А малыша, который уже может находиться в полулежачем положении, можно перевозить в детском кресле (п. 2.4.3 указанного документа).
Удерживающие устройства, напомним, делятся на группы в зависимости от того, для перевозки детей какого веса они предназначены: для детей массой менее 10 кг (группа 0), менее 13 кг (группа 0+), от 9 до 18 кг (группа I), от 15 до 25 кг (группа II) и от 22 до 36 кг (группа III).
Однако нужно не просто выбрать подходящее по параметрам устройство, но и правильно его установить. Так, например, устройства, относящиеся к группам 0 и 0+, должны быть расположены против направления движения транспорта (п. 6.1.10 ГОСТ Р 41.44-2005). Как правило, в характеристиках модели указывается способ установки: «спиной вперед» или «лицом вперед». Также важно знать, что использование детского удерживающего устройства, установленного против направления движения, на пассажирских сиденьях, которые оборудованы подушками безопасности, не допускается (п. 3.2.5 Требований к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам).
Кроме того, следует помнить, что не все выпускаемые удерживающие устройства являются универсальными – те, которые относятся к полууниверсальной, ограниченной и особой категориям, могут быть установлены только на определенных транспортных средствах при использовании соответствующих креплений (п. 2.1.2, п. 6.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005). Сведения о категории устройства, согласно ГОСТу, указываются в инструкции по эксплуатации, причем так, чтобы их можно было прочитать без снятия упаковки.
Таким образом, во избежание проблем с использованием конкретного удерживающего устройства перед его приобретением желательно проконсультироваться с продавцом. Последний, кстати, вправе рекомендовать покупателю обратиться к изготовителю данного устройства (п. 11.2.1 ГОСТ Р 41.44-2005).
В прошлом году МВД России разработало проект поправок в ПДД, согласно которым иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, исключаются из п. 22.9 ПДД. Предлагалось установить, что детей младше семи лет можно перевозить исключительно с использованием детских удерживающих систем (надо полагать, подразумеваются цельные конструкции этих устройств, то есть автокресла). При перевозке же детей в возрасте от 7 до 11 лет, согласно проекту, допускается использование как детских удерживающих систем, так и стандартных ремней безопасности. Правда, такой выбор возможен только при размещении ребенка на заднем сиденье. Принятие этого документа, вероятно, решило бы проблему отсутствия на рынке удерживающих устройств для детей младше 12 лет, которые весят более 36 кг.
К слову, некоторые автоэксперты считают, что правила перевозки должны содержать требования к росту ребенка, а не его возрасту, так как никаких «стандартных» параметров ребенка определенного возраста просто не может быть.
Тем не менее пока никаких изменений, касающихся перевозки детей, в ПДД не внесено.