На малые и микро- рассчитайсь: кто есть кто для НП(С)БУ 25
На малые и микро- рассчитайсь: кто есть кто для НП(С)БУ 25
Критерии для классификации предприятий по их величине — микро-, малые, средние и крупные — для целей составления финотчетности установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Итак, для того чтобы определиться со своей размерной группой, вам понадобятся три показателя:
(1) балансовая стоимость активов — данные стр. 1300 гр. 4 Баланса по формам № 1, № 1-м и № 1-мс;
(2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — показатель стр. 2000 гр. 3 Отчета о финансовых результатах по формам № 2, № 2-м и № 2-мс;
(3) среднее количество работников — показатель вступительной части Баланса по формам № 1, № 1-м и № 1-мс (рассчитывают по правилам Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286).
Размерные группы предприятий и соответствующие им критерии оценки см. в таблице.
Классификация предприятий по Закону о бухучете
Категория предприятия
Критерии оценки:
балансовая стоимость активов
чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
среднее количество работников
Микро-
до 10501,5 тыс. грн.
(350 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)
до 21002,9 тыс. грн.
(700 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)
до
10 человек
Малое
до 120016,8 тыс. грн.
(4 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до 240033,6 тыс. грн.
(8 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до
50 человек
Среднее
до 600084 тыс. грн.
(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до 1200168 тыс. грн.
(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
до
250 человек
Крупное
свыше 600084 тыс. грн.
(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
свыше 1200168 тыс. грн.
(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)
свыше
250 человек
* Предприятия, созданные до 2018 года, в расчет принимают среднегодовой курс НБУ за 2017 год — 30,0042 грн./€.
Предприятия, созданные в 2018 году, применяют среднегодовой курс НБУ за 2018 год — 32,1429 грн./евро (http://www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).
Обратите внимание (!): перечисленные критерии и их величина во многом расходятся с критериями классификации предприятий из ст. 55 ХКУ. Но не волнуйтесь: разрываться между Законом о бухучете и ХКУ в этот раз не придется. В классификации предприятий для целей составления финотчетности первую скрипку играют все же Закон о бухучете и установленные в нем критерии.
Итак, какие критерии используют для оценки размера предприятий, мы с вами выяснили. Теперь осталось разобраться, как их применять. При этом сразу скажем, что средние и крупные предприятия сегодня остаются за скобками, а свое внимание мы сосредоточим именно на «малышах» — малых и микропредприятиях.
Как это работает?
Для того, чтобы отнести себя в нужную размерную группу, вы берете Баланс, Отчет о финансовых результатах, калькулятор и сравниваете данные своей отчетности с соответствующими показателями нашей таблички. При этом руководствуйтесь двумя важными правилами:
(1) Для того, чтобы отнести себя к той или иной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям (в любой комбинации). Попадание одновременно в три критерия не обязательно.
Например, предприятие по показателям чистого дохода от реализации и балансовой стоимости активов вписывается в критерии, установленные для микропредприятия, а по численности — малое предприятие. В этом случае оно считается микропредприятием (так как попадает в эту группу по двум показателям из трех).
Гораздо интереснее случай, когда двойного попадания в одну и ту же категорию нет и предприятие по всем трем критериям относится к разным размерным группам. К примеру, по количеству наемных работников является микропредприятием, по сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — малым, а по балансовой стоимости активов — средним. В таких ситуациях нужно всегда держаться «золотой середины», а значит, классифицировать предприятие как малое (в нашем случае). Поступать так специалисты Минфина рекомендовали в Информационном уведомлении от 12.11.2018 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).
(2) Отправной точкой при определении статуса предприятия является 2017 год, а точнее — показатели финансовой отчетности на 31.12.2017 г. (см. письмо Минфина от 04.07.2019 г. № 35210-01-2/17297, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2, 2019, № 62, с. 6). Соответственно при расчете критериев балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации используется среднегодовой курс евро за 2017 год — 30,0042 грн./€.
Первоначальный статус, присвоенный по итогам 2017 года, закрепляется за предприятием по меньшей мере на два года — на 2018 год и на 2019 год. И только если в течение двух лет подряд предприятие не соответствует критериям соответствующей группы, тогда оно переходит в другую категорию (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).
при определении размерной группы для целей составления финотчетности за 2019 год анализируют показатели годовой финансовой отчетности за 2017 год
Если по данным финотчетности за 2017 год вы — малое предприятие, тогда за 2019 год вы отчитываетесь как малое и составляете Финансовую отчетность малого предприятия (по формам № 1-м и № 2-м), в том числе и за 9 месяцев 2019 года*. Причем независимо от того, каким критериям вы соответствовали в 2018 году и на какие объемы выйдете по результатам 2019 года.
* О сроках предоставления финотчетности за 2019 год см. с. 8.
Если же по результатам работы в 2017 году вы являлись микропредприятием, то за 2019 год вы отчитываетесь только один раз по итогам года путем составления Финансовой отчетности микропредприятия (по формам № 1-мс и № 2-мс).
Исключение — вновь созданные предприятия, которые для целей классификации применяют показатели на дату составления годовой финотчетности (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).
Что же это означает?
Предприятия, созданные в 2018 году, выбирают свою категорию по данным отчетности за 2018 год. При этом соответствие разграничительным критериям определяют с использованием среднегодового курса евро за 2018 год — 32,1429 грн./€.
Соответственно, предприятия, созданные в текущем (2019) году, смогут просчитать, каким размерным критериям они соответствуют, только по итогам отчетности за 2019 год. Получается, вновь созданные предприятия отчетность за 9 месяцев 2019 года не составляют, если даже по году они выйдут на «малые» критерии и будут отчитываться путем составления Финансовой отчетности малого предприятия (по формам 1-м и № 2-м).
Из микро- в малое и наоборот
Мы уже сказали, что покинуть «насиженную» группу предприятие может только в том случае, если в течение двух (!) лет подряд не соответствует критериям этой группы. При этом перебраться ему нужно в другую группу, критериям которой оно соответствует.
Получается, предприятие, признанное в 2017 году, например, малым, считается таковым, как минимум, в 2018 и 2019 году.
А значит, в этом году «перебежчиков» еще не будет (еще не прошло 2 года пребывания в определенной категории)
Вопросы перехода из группы в группу возникнут только в 2020 году, и у тех предприятий, которые и в 2018, и 2019 году стабильно отклонялись от малых (микро-) критериев.
Например, самая простая ситуация: малое по финотчетности за 2017 год предприятие по итогам 2018 и 2019 года стало соответствовать микро- критериям. В таком случае только с 2020 года оно перейдет в категорию микропредприятий и только с отчетности за 2020 год сможет подать Финотчетность микропредприятия по формам № 1-мс и № 2-мс (ср. 025069200).
Если же и по показателям финотчетности за 2018 год предприятие оставалось малым, то этот статус закрепится за ним и на 2019-й, и на 2020-й годы. Стать микро- оно сможет уже не раньше 2021 года, и то при условии, что по данным финотчетности оно и в 2019-м, и в 2020-м году будет соответствовать микро-критериям.
Если размеры предприятия изменяются так: 2017 год — малое, 2018 год — микро-, 2019 год — малое, то в 2020 году предприятие сохранит за собой статус малого. Все дело в том, что в этом случае не выполняется главное условие перехода в другую размерную группу, предусмотренное ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете: нет несоответствия критериям «малой» группы в течение 2 (!) лет подряд.
Ну и, наконец, самый интересный вариант: малое по итогам 2017 года предприятие стало средним (2018), а затем микро- (2019 год). Здесь уже налицо несоответствие «малым» критериям два года подряд. Значит, при составлении отчетности за 2020 год предприятие должно покинуть «малую» группу. Но к какой тогда группе примкнуть?
В подобной ситуации принадлежность предприятия определяют с оглядкой на показатели категории второго года несоответствия
То есть применительно к нашей ситуации в 2020 году предприятие будет считаться микропредприятием со всеми вытекающими последствиями в виде «мс»-отчетности.
Что такое реестр МСП и зачем он нужен
Что такое реестр МСП? Где его найти? Какие данные он содержит? Чем отличается микропредприятие от малого предприятия? Каким образом и когда данные о компаниях попадают в реестр?
Для этой статьи подготовили ответы на распространенные вопросы о реестре малого и среднего предпринимательства.
Что такое реестр МСП?
Реестр МСП — это база данных, которая содержит сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях из категории малого и среднего бизнеса. Полное название реестра — “Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства” (ч. 1 ст. 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, далее — Закона об МСП).
В сервисе Rusprofile есть данные о том, что компания включена в реестр МСП.
Какие данные содержит реестр?
В реестре МСП можно найти такую информацию:
- Наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- ИНН;
- Место нахождения юрлица или место жительства индивидуального предпринимателя;
- Дату внесения сведений о компании или ИП в реестр МСП;
- Категорию субъекта малого или среднего предпринимательства: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
- Указание на то, что компания или ИП является:
- вновь созданным юридическим лицом, или вновь зарегистрированным предпринимателем;
- социальным предприятием
- Сведения
- о среднесписочной численности работников юрлица, если они размещены в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ;
- о кодах ОКВЭД компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- о лицензиях компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- о включении юрлица или индивидуального предпринимателя в спецреестры субъектов МСП — участников программ партнерства между заказчиками по 223-ФЗ и субъектами МСП
- — о наличии у компании или предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, которые заключены по федеральным законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ).
- иные сведения, в соответствии с актами Правительства РФ (ч. 2 ст. 4.1 Закона об МСП).
СПРАВКА
Реестр МСП и Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки — это не одно и то же. Во втором реестре содержатся данные об организациях, которым оказана поддержка со стороны органов исполнительной власти любого уровня (ст. 8 Закона об МСП).
Каким образом и в какие сроки данные о компаниях попадают в реестр?
Налоговая вносит сведения о компаниях и предпринимателях и исключает их на основании сведений:
- из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые организация представила в ФНС;
- о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
- из документов, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
- из других предоставленных данных
ФНС вносит сведения на протяжении практически всего года, с двумя перерывами по месяцу: с 10 января по 10 июня и с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года (ч. 4 ст. 4.1. Закона об МСП).
Для разного типа сведений предусмотрены свои сроки внесения. Часть из них вносятся 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Например, для вновь зарегистрированных юрлиц или ИП это данные о наименовании юрлица или ФИО предпринимателя, ИНН, месте нахождения (месте жительства), дате внесения сведений о компании или ИП в реестр МСП, категории субъекта МСП, ОКВЭД, лицензиях (подп. 2 п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона об МСП). Другие сведения вносятся до 10 числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором налоговая их получила от самих компаний. В частности, к ним относятся сведения о производимой продукции и о наличии контрактов по Законам 223-ФЗ и 44-ФЗ. Подробнее о сроках можно узнать из п. 4.1 ст. 4.1 Закона об МСП).
Какие категории субъектов МСП существуют?
Субъекты малого и среднего предпринимательства разделены на 3 категории: микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия. Микропредприятия являются подвидом малых предприятий. В сервисе есть информация о том, к какой именно категории относится субъект МСП.
Каким критериям нужно соответствовать, чтобы попасть в реестр?
Общим для всех ограничением является требование к минимальному проценту владения долями физлицами или компаниям малого и среднего бизнеса. Для хозяйственных обществ и товариществ процент участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, а также общественных организаций или благотворительных фондов не должен превышать 25 %. Кроме того, доля участия юрлиц, которые не являются МСП, не должна превышать 49%. Тем самым, не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам либо предприятиям МСП.
К МСП без учета этого общего критерия могут относиться также специальные организации: например, АО, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг и они отнесены к акциям высокотехнологичного сектора экономики; участники проекта “Сколково” и некоторые другие (подп. 1 п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Закона об МСП).
Для каждой категории организаций МСП предусмотрены свои критерии, которым они должны соответствовать. Это ограничения по:
- среднесписочной численности работников;
- размеру дохода за предшествующий календарный год.
Требования к среднесписочной численности установлены подп. 2 п. 1.1. ст. 4 Закона об МСП), а к размеру дохода — постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 “О предельных значениях дохода ”
Критерии для микропредприятия
Среднесписочная численность сотрудников: до 15 человек.
Доход: до 120 млн рублей.
Критерии для малого предприятия
Среднесписочная численность сотрудников. до 100 человек.
Доход: до 800 млн рублей.
Критерии для среднего предприятия
Среднесписочная численность сотрудников: до 101 до 250 человек. Это общее правило.
Исключение из правила: от 250 до 1000 человек.
Правительство РФ вправе установить более высокие предельные значения для средних предприятий в сфере легкой промышленности, которые соответствуют следующим требованиям:
- организационно-правовая форма — АО, ПАО, ООО, полное товарищество, товарищество на вере;
- основной вид деятельности — сфера легкой промышленности (классы 13, 14, 15 раздела С ОКВЭД «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи»). Вид деятельности признается основным, если доля доходов от него за предыдущий календарный год составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов компании.
Среднесписочная численность работников таких компаний за предшествующий календарный год может быть более 250 человек, но не должна превышать 1000 человек (постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 “О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год «).
Таким организациям для получения статуса среднего предприятия нужно подать заявку и включиться в особый перечень. Требования к заявке и порядок формирования перечня установлены в специальных Правилах, которые утверждены упомянутым постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 .
Доход: до 2 млрд. рублей.
Кто ведет реестр МСП?
Реестр МСП ведет Федеральная налоговая служба России (п. 2 ст. 4.1 Закона об МСП). Он размещен на сайте налоговой.
Статус субъекта МСП поможет избежать административного штрафа
Для организаций, которые являются субъектами МСП, предусмотрены различные льготы и преференции. В том числе, такие компании могут избежать штрафа по административному делу. Такую возможность дает ст. 4.1.1 КоАП РФ, которая позволяет заменить административный штраф предупреждением. Это возможно при наличии следующих условий:
- если компания впервые совершила административное правонарушение;
- правонарушение выявили в ходе государственного или муниципального контроля или надзора;
- статья, по которой привлекают к ответственности компанию, не предусматривает наказание в виде предупреждения.
Также эту норму нельзя применять в отношении определенного списка правонарушений, они перечислены в ч. 2 ст. 4.1.1.
Более того, суд или административный орган должен рассмотреть вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение вне зависимости от того, заявляла ли компания такое ходатайство. Суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у компании статуса субъекта МСП, предлагать представить доказательства, которые это подтвердят (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2020 по делу № А53-38398/2019, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 №16-881/2021, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 N 16-963/2021).
Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года.
—> —>
Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года изменятся в лучшую сторону. Приводим таблицу новых критериев малого предприятия с 1 августа 2016 года.
Обратите внимание , что эти критерии действуют как в отношении юридических лиц, так и предпринимателей.
— Изменения в критериях малого предприятия с 1 августа 2016 года.
Изменения в критериях малого бизнеса с 1 августа произошли в доходах. Раньше нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А с 1 августа 2016 года — доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически.
§ Предельные значения дохода с 1 августа 2016 года установлены такие:
— микропредприятия — 120 млн. рублей;
— малые предприятия — 800 млн. рублей;
— средние предприятия — 2 млрд. рублей.
Доходы берутся из декларации за предшествующий год. Например, для отнесения компании к малой в 2016 года нужно взять доходы из налоговой декларации за 2015 год.
§ С 1 января 2017 года лимит доходов для упрощенцев составит 120 млн. руб.
То есть все упрощенцы автоматически приравниваются к малым предприятиям (при численности до 15 человек — к микропредприятиям).
Критерии малого предприятия с 1 августа 2016 года. Таблица
Доходы и численность
Предельные значения дохода по налоговой декларации за предшествующий год
Среднесписочная численность работников за предшествующий год
— микропредприятия 120 млн. рублей
— микропредприятия до 15 человек
— малые предприятия 800 млн. рублей
— малые предприятия 15-100 человек
— средние предприятия 2 млрд. рублей
— Средние предприятия 100-250 человек
— Другие критерии малого и среднего бизнеса с 1 августа 2016 года.
Еще один критерий малого и среднего бизнеса в 2016 году — состав учредителей (для ИП критерий не действует). Он и является решающим при определении, является компания малым предприятием или нет.
§ Если среди Ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, Вы однозначно малое предприятие.
§ А вот в ситуации, когда среди учредивших Вашу фирму есть юрлица, либо государственные образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в Вашем уставном капитале не превышала 25%.
§ В отношении учредителей — обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц (общая доля, если малым предприятием владеет несколько юрлиц) не должна превышать 49%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
§ Если же учредители-юрлица — сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 55%.
Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми.
§ Иностранные юрлица также могут владеть долей не более 49% в малой компании, и она все равно будет считаться малой при соблюдении остальных критериев.
§ Кроме того, обратим Ваше внимание на то, что к организациям не относятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно с их 100-процентным участием легко может быть зарегистрирована фирма, работающая на УСН. Это подтверждают и контролирующие органы (письмо Минфина России от 01.04.2011 № 03-11-06/2/43). Подобная компания не будет считаться субъектом малого бизнеса.
Период. Срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микро предприятием, составляет три года (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
— Малые предприятия: налоговые льготы.
§ Малые предприятия вправе не устанавливать лимит наличных в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). То есть хранить в ККТ любую сумму в течение какого угодно времени.
Поэтому, если Вы входите в категорию малых предприятий и соответствуете нужным критериям, можно отказаться от лимита остатка по кассе. Для этого издайте приказ об отказе от лимита.
§ Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу. Например, в Москве малые предприятия вправе уменьшать базу по налогу на имущество за один объект на величину кадастровой стоимости 300 кв. м недвижимости (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).
§ Кроме того, регионы часто снижают ставки для малых предприятий, применяющих спецрежимы. В 2015 году регионы могут снизить для каких-либо категорий плательщиков ставку по УСН с объектом «доходы минус расходы». А с 2016 года у регионов появятся права по снижению ставок УСН для компаний с любым объектом налогообложения. И еще регионы с 2016 года смогут снижать ставки по ЕНВД для малого бизнеса.
§ Еще малые предприятия вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Есть несколько способов упростить учет. Можно отказаться от многих счетов (от 25 , 26 , 90 ), не считать разницы между налоговым и бухгалтерским учетами. Но самое удобное: малые предприятия могут подавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде по упрощенным формам.
§ Малое предприятие, соответствующее критериям, имеет право заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет. Даже если нет специального основания, чтобы подписывать срочный договор (временная работа до двух месяцев, исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника и т. п.). Но есть два ограничения. Во-первых, численность работников малой компании не должна превышать 35 человек. А в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек. Во-вторых, для срочного договора необходимо согласие сотрудника (ст. 59 ТК РФ).
§ Малые предприятия вправе заключить договор аренды на здание или помещение с местными или региональными властями на льготных условиях: как минимум на пять лет и с постепенным повышением арендной платы. Законодательство не запрещает компаниям и региональным властям пересматривать условия действующего договора. Для этих целей можете изложить и обосновать свою просьбу в официальном письме и направить его арендодателю.
— Малые предприятия: налоговые проверки.
§ Выездные неналоговые проверки в малых предприятиях должны проходить по сокращенным срокам. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год, а микропредприятия — максимум 15 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
На внеплановые проверки правило о сокращенных сроках не распространяется. Для таких ревизий действует общее ограничение — 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).
§ С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малых предприятий будут надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, которые проводят пожарники, санэпиднадзор. Перестанут проверять, есть ли у компании лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя (ФЗ от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).
Календарь
Малое предприятие: критерии отнесения 2017
Малым предприятиям доступны некоторые льготы и послабления при ведении бухучета, при налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.
Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям
ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.
Главные критерии малого предприятия, это:
- доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
- прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
- размер дохода за прошлый год.
Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия — не распространяется на следующие предприятия:
- АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
- организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
- предприятия – участники проекта «Сколково»,
- организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.
Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:
- вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
- выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.
Критерии малого предприятия 2017 (таблица)
Максимальный предел значений
Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:
— РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;
— иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)
Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)
Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)
Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС
Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.
Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.
В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.
Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.
АО – малое предприятие (критерии отнесения)
К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия
Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):
- все акционерные общества,
- организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.
Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.
Преимущества малых и средних предприятий
Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества: