Благоустройство территории — что это
Благоустройство территории — что это?
Благоустройство местности представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся с целью создания привлекательного вида придомовой территории и улучшения экологических условий. В ходе благоустройства территории выполняется мощение дорожек, сооружение архитектурных форм и формирование клумб и цветников, соответствующих определенной стилистике.
Нормативная база
Термин «благоустройство участка» был внесен в законодательную базу относительно недавно. Речь идет о Федеральном законе №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Один из его пунктов упоминает о мероприятиях, которые проводятся со следующими целями:
- содержание территорий в надлежащем состоянии с учетом различных норм;
- повышение комфорта проживания;
- размещение объектов и сооружений на местности в соответствии с проектом.
В список облагораживаемых объектов входят: муниципальные и частные дворы, кварталы, площадки и прочие участки.
Внимания также заслуживает приказ №613 от Министерства регионального развития России, утверждение которого состоялось 27.12.2013. В нём перечислены базовые правила ухода за прилегающими территориями. Так, в одном из пунктов указано, что благоустройство территории — это работы, которые проводятся для реализации следующих задач:
- надлежащая подготовка инженерных систем;
- планирование освещения;
- установка архитектурных форм и монументов на территории;
- установление безопасности и проведение мероприятий по озеленению.
Благоустройство территории выполняется с использованием различных элементов, к которым принадлежат растительность, малые архитектурные формы, временные и капитальные постройки, элементы декора, а также информационные и рекламные стенды.
В ходе благоустройства территории проводятся следующие работы:
- обустройство и ремонт пешеходных дорожек (покрытие дороги асфальтом, мощение камня и плитки);
- озеленение территории;
- уборка территории от грязи, мусора, снега, веток и листьев с последующим вывозом мусора и отходов;
- посыпка скользких покрытий песком;
- уход за декоративными элементами и сооружениями;
- обустройство изгороди, а также ограждений;
- монтаж фонарей освещения и скамеек;
- сооружение монументов.
Содержание скверов, парков и зеленых зон в надлежащем состоянии, а также озеленение придомовых территорий должны осуществлять соответствующие муниципальные организации, однако эти работы можно выполнять также в частном порядке, используя услуги специализированных компаний.
Облагораживание территории — ключевые задачи
Благоустройство местности представляет собой целый комплекс мероприятий, основная цель выполнения которых — это повышение качества жизни людей и обеспечение порядка. Все работы проводятся для того, чтобы территория поддерживалась в приятном, ухоженном виде. В облагораживание также входят мероприятия, связанные с окультуриванием различных природных зон. Благодаря такому подходу можно надлежащим образом оформить территорию без нанесения какого-либо ущерба.
Благоустройство участка направлено на улучшение условий для отдыха и жизни, подразумевающее следующее:
- оптимальные условия проживания с учетом эстетических потребностей — участок должен выглядеть привлекательно и аккуратно;
- оптимальное проектирование территории — все декоративные элементы оформлены в едином стиле, пространство отличается высокой функциональностью и гармонично сочетается с окружающей природой.
Для достижения таких целей необходимо хорошо разбираться в различных тонкостях. Далеко не все могут справиться с этой задачей своими силами, поэтому лучше воспользоваться профессиональной помощью. Специалисты нашей компании предоставляют высококачественные услуги по благоустройству придомовых территорий, парков и скверов.
Уход за участком — основные работы
Продуманное оформление придомовой территории с учетом реальных потребностей владельцев делает проживание на участке гораздо более комфортным. Создается неповторимая атмосфера уюта. Важно понимать, что ещё до начала выполнения различных работ по облагораживанию местности, необходимо завершить различные строительные работы:
- выполнить прокладку коммуникаций — подача воды, дренаж, канализация;
- построить на участке различные доп. сооружения;
- очистить участок от строительных отходов и мусора;
- провести монтаж элементов ограждения территории, благодаря которым будет минимизирована возможность проникновения на участок посторонних лиц, а также реализована декоративная функция. Не менее важным фактором является разделение границ собственности между владельцами соседних участков;
- установить маршрутную сетку на участке, выделив территорию для отдыха;
- продумать оптимальное расположение мест для стоянки транспортных средств и детской площадки.
В ходе выполнения работ по благоустройству участка очень важно анализировать и учитывать потребности конкретной семьи. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить комфорт для взрослых и детей.
Все перечисленные работы требуют ответственного подхода, наличия специализированного инструмента, знаний, сил и времени. В связи с этим большинство людей заказывают подобные услуги у компаний, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Эксперты проанализируют ваши требования и предложат разные варианты оформления придомовой территории, учитывая рельеф, климат и другие факторы.
Что входит в благоустройство придомовой территории?
Одной из обязательных услуг, оказываемой сотрудниками ЖКХ в 2020 году, является благоустройство придомовой территории многоквартирного дома. Оно должно проводиться по установленным местными органами самоуправления правилам и нормам, причем управляющая компания обязана их соблюдать неукоснительно.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Во многих крупных и небольших городах разработана специальная программа, направленная на улучшение состояние придворовых территорий, расширение пешеходных зон, организация дорожек для вело-транспорта и другие мероприятия, направленные на преобразование состояния улиц и городских территорий.
Программа
По городу Москва, начиная с 2015 года, заработала принятая городской думой программа обновления вида и благоустройства улиц столицы. Она предполагает огромный фронт работ по высадке зеленых насаждений, цветов, разбивку клумб и газонов в местах, где раньше были пустыри или заброшенные территории.
Власти столицы предполагают продолжать начатые работы вплоть до 2000 года, делая главный город страны еще наряднее, удобнее не только для жителей города, но ее гостей. Благодаря старанию властей, в парках появились благоустроенные велодорожки, тротуары, разбиты оранжереи и цветники и все это не может радовать москвичей.
Целью программы является создание для городских жителей благоприятной обстановки, максимально приближенной к природе, сокращение пространства для автотранспорта и максимальное расширение пешеходных зон.
Вместе с благоустройством дворов и улиц, меняются устаревшие коммуникации, а электропроводка уходит под землю – уже на многих улицах не увидишь паутины проводов, уродующих общий вид столицы.
Закон
Большое внимание власти уделяют облагораживанию придомовых территорий, которое регламентируется Постановлением Правительства от 13.08. 2006 г за № 491 «Правила содержания общего имущества жильцов…» и нормами Жилищного Законодательства ст. 36.
К числу основных законодательных норм, касающихся благоустройства, относят строительные нормы – СНиП, определяющий технические нормы благоустройства. Также могут применяться распоряжения местных властей, установленные ими правила и регламент.
Актами определяется благоустройство придомовой территории многоквартирного дома закон, который определяет принадлежность придомовой земли жилому строению, им устанавливается определенная граница участка. Он по праву общей собственности принадлежит всем, у кого есть собственность в многоквартирном доме, исходя из занимаемой площади.
Расчет земель ведется по методике, утвержденной Минземстроем в Приказе от 26.08. 1998 г. за номером 59, поэтому на владельцев возлагается обязанность по уходу принадлежащей им по праву собственности земли, то есть ее благоустройство. Это означает, что им принадлежит не только жилье, но и часть общей территории, расположенной вокруг их дома.
Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома
Обычно всеми вопросами благоустройства занимается управляющая домом компания, она обязана поддерживать в порядке следующие объекты:
- Принадлежащую дому землю.
- Места общего пользования.
- Парковочные пространства.
- Детские и спортивные площадки.
Весь список территорий содержится в договоре на оказание услуг, он находится у старшего по дому и руководителя обслуживающей компании. Если такое соглашение отсутствует, то всеми вопросами занимаются органы местного самоуправления.
Кто отвечает?
На этот вопрос можно ответить так, смотря кто управляет всем имуществом многоквартирного дома:
- Если жильцы заключили договор с управляющей компанией, в которой указаны обязанности по благоустройство придомовой территории, то вся мера ответственности возлагается на нее. За предоставление подобных услуг вносится определенная плата, она прописывается в строке «содержание дома».
- Если же дом находится под управлением товарищества жильцов (ТСЖ), то всеми вопросами должны заниматься сами собственники квартир. На эти цели жителями отдельно делаются взносы, суммы расходов должны исчисляться исходя из фактически проведенных затрат.
Ремонт дворовых территорий многовартирных домов проводится управляющей компанией.
Как провести собрание собственников многоквартирного дома? Смотрите тут.
Что входит?
Нормами технического регламента, установленного Постановлением Госстроя России за номером 170 от 27.09. 2013 года в понятие благоустройства включены:
- Асфальтирование придомовой территории силами сторонней компании, привлекаемой для исполнения поставленных задач.
- Озеленение – сезонный уход за цветами и декоративными кустарниками, обрезка старых деревьев силами сотрудников управляющей компании.
- Площадки для детей должны возводиться в безопасных местах, вдали от проезжей части и парковки автомобилей. Весной их приводят в порядок – подкрашивают, ремонтируют вышедшие из строя элементы, устанавливают новые аттракционы, качели и песочницы.
- Ограждение – важные элементы дворовой архитектуры, ими отгораживают проезжие части от мест игр и развлечений детей, а также особо опасные сооружения – газовые распределители, электроподстанции и т.п.
- Парковка важна для тех жильцов, кто имеет в собственности свой транспорт. Организация правильной парковки обязанность управляющей компании.
- Вопросы уборки, как самой прилегающей территории, так и мест для сбора бытовых отходов, подъездов и подвалов относятся к ведению УК, если ей доверена обязанность благоустройства.
- Также к этой деятельности относится установка лавочек для отдыха, поддержание их в хорошем состоянии, урн для сбора мелкого мусора, чистка прилегающей территории от выпавшего снега зимой, скалывание сосулек для обеспечения безопасности жильцов.
На самом деле этот перечень работ не полный, к ним можно добавить и другие обязанности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации жилого дома.
Кто возмещает расходы?
Если дом вошел в программу благоустройства, то все расходы возмещает муниципалитет. Но в основном за все приходится платить собственникам или арендаторам квартир и нежилых помещений.
Но если на собрании решили провести в порядок дворовую территорию своими силами, то оплата не предполагается – здесь необходимы инициативные люди, способные организовать подобные работы.
Важно отметить, что все проведенные затраты на благоустройство не связаны с получением прямой прибыли компании, поэтому их не причисляют к налогооблагаемой базе. Также они не подлежат амортизации, поскольку само понятие в законе отсутствует.
Поскольку затраты направлены на организацию обустроенного и удобного для жителей пространства, практики предлагают не учитывать их для целей налогообложения.
Но и в текущие расходы их невозможно списать, ведь от этой деятельности не получают никаких доходов, поэтому они не подпадают под применение ст. 252 НК РФ.
Противоположную позицию занял ФАС МО в Постановлении от 05.12.2012: что затраты, связанные с благоустройством относятся к текущим расходам, что относится к налогооблагаемой прибыли компании.
Налоговая служба предполагает, что все затраты на благоустройство невозможно правильно обосновать, и их следует относить к текущими расходам и взимать с них налоги.
Такую же позицию занимают и многие судейские сообщества, поскольку вся документация подтверждает ведение коммерческой деятельности, то есть извлечение прибыли.
Списать проведенные затраты можно двумя путями:
- Через начисление амортизации и включить суммы в стоимость возводимого здания.
- Одноразово, включив их в статью расходов того периода, когда фактически проводилось благоустройство.
Однако если не убедить налоговую службу в своей правоте, то свои интересы придется защищать в судебном органе.
Порядок запроса
Если ваша управляющая компания не проводит необходимых мероприятий по приведению в порядок придомовой территории, то следует направить запрос на имя вашего депутата городской думы, в нем указать:
- Адрес дома.
- Перечень работ, которые необходимо провести.
- Обоснование своего ходатайства.
- Запросить включение дома в городскую программу по благоустройству.
Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней, после этого будет дан положительный либо отрицательный ответ, исходя из состояния бюджета города.
Должен ли застройщик благоустраивать придомовую площадку?
Чтобы получить разрешение на возведение жилого дома, строительная организация обязана предоставить проект, в него обязательно должны включаться мероприятия по благоустройству, например:
- Вывоз строительного мусора и разравнивание площадки перед домом.
- Разбивка дорожек, подъездов к дому (могут даже быть условия по асфальтированию).
- Обустройство деткой площадки, мест для отдыха жильцов.
Список можно продолжать и дальше, но все эти мероприятия могут только увеличить конечную стоимость жилья, поэтому не каждая компания может полностью обустроить необходимую инфраструктуру.
Но провести минимальные мероприятия она просто обязана, и при государственной приемке дома это обязательно учитывается.
Время проведения строительных работ в многоквартирном доме определяется действующими законами.
Когда проводят ремонт кровли крыши многоквартирного дома? Информация здесь.
Что входит в капремонт многоквартирного дома? Подробности в этой статье.
Куда жаловаться при нарушениях?
Если жильцы не удовлетворены работами компании, то следует направить руководству претензию с перечислением невыполняемых работ, дождаться ответа.
С ним следует обращаться в другие контролирующие органы: Прокуратуру, надзирающую за исполнением законодательства, и Роспотребнадзор, ссылаясь на неудовлетворительный ответ руководства УК.
Также можно подать жалобу в орган местного самоуправления – после проведения проверки им направят предупреждение, либо заставят расторгнуть договор с жильцами, если жалобы направляются неоднократно.
К жалобам можно приложить фотодокументы с выявленными нарушениями, поставить под ними подписи жильцов.
На видео о придомовой территории
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Благоустройство территории многоквартирного дома
В чью обязанность входит благоустройство придомовой территории многоквартирного дома?
Имеет ли право Старшая по дому взимать плату за парковку на придомовой территории с жильцов многоквартирного дома? (территория не в собственности и не в аренде) Обязаны ли они из этих денег заниматься благоустройством придомовой территории? И если не вносить деньги могут ли запретить ставить автомобиль (Я являюсь собственником квартиры), я сам занимаюсь благоустройством территории.
Придомовая территория нашего многоквартирного дома приватизирована жильцами, но никак не огорожена. Хозяева соседнего дома (является пристроен к нашему) сделали выезд со своей стоянки перед домом на городскую улицу через нашу территорию, мотивируя разрешением Администрации города, данной им в письменном виде (со схемой) на благоустройство своей продам. Территории.
Образец протокола общего собрания многоквартирного дома по благоустройству дворовой территории (установка парковочных барьеров).
Пожалуйста кто должен заниматься благоустройством многоквартирного дома, если это территория муниципалитета.
Летом пришла анкета от совета многоквартирного дома (МК) согласны ли мы на благоустройство территории за счет денег капитального ремонта. Я ответила везде отрицательно. Сейчас когда пришло время и места парковки автомобилей огораживают столбиками и вешают цепочки. Когда я пришла узнать на счет места для парковки своего авто, мне ответили: «вы же были против благоустройства территории, поэтому место для автомобиля вам не положено». Деньги на капитальный ремонт дома платим исправно, они их потратили на благоустройство и теперь мне не положено место. Территория возле дома кстати не приватизирована, и насколько я знаю тогда нельзя ставить никакие столбики и прочее. Как быть и что делать?
Если если в кадастровом документе, нету плана придомовой территории, обязаны ли жители многоквартирного дома платить за содержание и благоустройство.
Собственники многоквартирного дома обратились в администрацию города с просьбой установить во дворе дома детскую площадку, а те в свою очередь, говорят, что придомовая территория должна находиться в собственности жильцов и, может быть, дом попадет под программу благоустройства дворовых территорий, и тогда они установят детскую площадку. Скажите пожалуйста, какие расходы будут нести собственники жилья, если придомовую территорию оформить в собственность, как говорит представитель администрации?
Установил павильон на частной территории многоквартирного жилого дома, с согласия жильцов, администрация против, нарушаю правила благоустройства, как быть?
Имеют ли право собственники многоквартирного дома запретить парковку на придомовой территории владельцам авто являющихся собственниками этого дома но не вносившие деньги на благоустройство парковки.
Объясните, пожалуйста, как правильно сделать расчёт кол-ва голосов собственников многоквартирного дома для разрешения на благоустройства парковки на придомовой территории.
На территории многоквартирного дома стоят 3 гаража, установленные незаконно. Началось благоустройство двора. Хотим убрать их. Куда нужно написать и в какой форме. Спасибо.
Каким образом можно узаконить установку беседки в целях улучшения благоустройства на придомовой территории общего пользования многоквартирного дома, расположенного в сельской местности?
Скажите пожалуйста, что должно быть сделано по благоустройству территории застройщиком, при сдаче многоквартирного дома в эксплуатацию. Какими нормативными документами регулируется этот вопрос?
Мы,жильцы многоквартирного дома, обратились в управу нашего округа с просьбой сделать ремонт во дворе и детскую площадку. Нам ответили отказом. для включения данного объекта благоустройства в мероприятия Программы, собственникам многоквартирного дома необходимо организовать процедуру оформления земельного участка в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома с последующим проведением благоустройства данной дворовой территории в рамках реализации Программы. Кто же тогда должен ремонтировать двор, если он не приватизирован? Как осуществляется приватизация многоквартирного дома? Спасибо.
Собственниками многоквартирного дома было принято решение об участии в городской целевой программе «комплексное благоустройство дворовых территорий» на условиях софинансирования. Если в квартире два собственника, то как они будут нести расходы по оплате за асфальтирование придомовой территории в солидарном порядке или в долях?
Пжлста существуют ли обязанности по благоустройству территории, прилегающей к промтоварному магазину, расположенному на первом этаже многоквартирного дома? И что входит в эти обязанности?
Пжлста существуют ли обязанности по благоустройству территории, прилегающей к промтоварному магазину, расположенному на первом этаже многоквартирного дома? И что входит в эти обязанности?
В 2015 году сделан кап. ремонт многоквартирного дома, а дворовая территория осталась неблагоустроенной. Жильцам предложили скинуться по 6.000 рублей на укладку асфальта. За чей счет проводится благоустройство! Спасибо.
Возле многоквартирного дома собственники построили беседку,. сейчас начались работы по благоустройству близлежащей территории и стоит вопрос о демонтаже беседки, как правильно сделать подписные листы с протестом демонтажа?
Объясните, пожалуйста, как правильно сделать расчёт кол-ва голосов собственников многоквартирного дома для разрешения на благоустройства парковки на придомовой территории. За последние 30 мин ответа не было.
При строительстве многоквартирного жилого дома застройщик сделал асфальтированную парковку. При этом участок, на котором расположена парковка, является территорией благоустройства, а не территорией дома. Возможно ли присоединение построенной парковки к территории дома с оформлением общей собственности?
Могу ли я потребовать в управляющей компании многоквартирного дома, в котором я проживаю, отчет за проделанную работу по благоустройству дома и придомовой территории за два года. И в каком виде можно получить отчет? Заранее спасибо.
Жильцы недавно построенного многоквартирного дома установили металлический забор. При этом захватили огромную территорию за пределами границ земельного участка, не принадлежащего их дому. Такая территория выделена на благоустройство стояночных мест для автомобилей. В зону захвата попала дорога, обеспечивающая сквозной проезд с одной улицы на другую. А теперь тупик! Правомерна ли такая ситуация? И куда следует обратиться, чтобы срезали забор для освобождения проезда?
Придомовая территория это общая собственность жильцов многоквартирного дома. Соседи разместили там свои сельскохозяйственные посадки и обнесли заборам под видом благоустройства. Насколько это законно, я считаю, что они этим ущемляют мои права.
Могу ли рассчитывать на возмещение затрат, с управляющей компании, на покупку материалов при самостоятельном благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома.
Точнее, хочу поставить несколько спортивных сооружений во дворе, своими силами. Соответственно придется потратиться, на материалы.
В апреле 2013 года ЖСК заключило договор с компанией ХХХ на разработку проекта благоустройства придомовой территории многоквартирного дома (территория в собственности, стоит на кадастровом учете). Разработанный проект согласовали, но от его реализации отказались в связи с отсутствием средств. Несколько месяцев назад компания ХХХ приступила к возведению конструкций на придомовой территории, обосновывая это согласованным проектом благоустройства. На руках у XXX был ордер на проведение работ от ОАТИ. Вопрос — какие документы между согласованным проектом благоустройства и финальным ордеров на проведение работ компания XXX должна была согласовать с ЖСК, как с балансодержателем? Если наших согласований на производство работ не было, то как запретить проведение работ на придомовой территории, находящейся в общедолевой собственности? Спасибо.
Нашему многоквартирному дому 15 лет. В соседях частный дом, который должны были снести, жильцы получили квартиру в нашем доме. Дом не снесли. Теперь они имеют и дом и квартиру. Год назад они оформили собственность на землю, установили забор из профлиста высотой 2,5 м, забрав на свою территорию наш кирпичный забор с архитектурным оформлением, который был построен вместе с нашим домом 15 лет назад как элемент благоустройства. Мы так же начали оформлять придомовую территорию многоквартирного дома в собственность, но в земельном комитете узнали, что сосед из частного дома попросил исполнителя провести границу так, чтоб наш забор был на его территории. Теперь наш забор по документам стоит на его собственной земле, а с нашей стороны вместо красивого ограждения теперь зеленый профлист, который тянется на всю длину нашего 5-ти этажного дома на расстоянии 5 метров от подъездов и затемняют окна 1 этажа. В торце дома нам остался только 1 метр отмостки, далее опять территория частного дома. Как мы можем вернуть наш забор? Когда мы закончим оформлять собственность на землю, забор все равно будет уже не на нашей территории. Подскажите нам что делать?
Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома выполнено не по проекту. Как написать заявление на то что, в связи с существенными изменениями проектной документации без согласования с собственниками просим провести проверку законностидействий и защитить наши интересы и приблизить готовые, выполненные работы к нашему проекту.
Жительница многоквартирного дома подала на управляющую компанию в суд с требованиями, которые касаются благоустройства всего МК и его территории. Суд вынес удовлетворительное решения. Срок исполнения до 15.06.2020. Но в марте 2020 истец умирает. Вопрос: обязана ли ук выполнить требования суда?
Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома
Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).
Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Выводы и рекомендации для муниципалитетов
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.
Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.
Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).
ИГОРЬ КОМАРОВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»