Направления обучения


Программы высшего образования в области менеджмента

Получить профессию менеджера можно по программам двухуровневого образования. В этом случае вы учитесь 4 года в бакалавриате направления «Менеджмент» общего или конкретного профиля обучения и получаете диплом бакалавра менеджмента. Далее можно продолжить образование в магистратуре направления «Менеджмент» по более специализированным программам обучения. Можно для продолжения образования выбрать магистратуру близких направлений подготовки: «Экономика», «Коммерция», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Срок обучения в магистратуре составляет 2 года при очной форме обучения. Квалификация выпускника – магистр менеджмента (экономики, коммерции) с указанием соответствующей специализации.

Если объектом приложения управленческих знаний и навыков будущих менеджеров являются только человеческие ресурсы, образование в этой области осуществляется по направлению «Управление персоналом». Приобретение знаний и изучение методов в области управления процессами социальной, политической и экономической жизни общества дает высшее образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». По этим направлениям также возможно двухуровневое обучение в рамках бакалавриата и магистратуры, выпускникам присваивается квалификация бакалавров и магистров управления персоналом / государственного и муниципального управления.

Направление «Менеджмент», бакалавриат

Учебная программа бакалавриата по направлению «Менеджмент» состоит из циклов общих гуманитарных, социальных и экономических дисциплин; математических и естественно-научных дисциплин и профессионального цикла. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть дисциплин и вариативную (профильную), формируемую вузами самостоятельно. Вариативная часть содержит дополнительные предметы (модули предметов), расширяющие и / или углубляющие знания и навыки, полученные по обязательным предметам.

Содержание вариативной части определяется профилем бакалавриата менеджмента. Профиль – это направленность основной учебной программы на конкретный вид и / или объект профессиональной деятельности. Дополнительные возможности приобретения специализированных знаний в рамках выбранного профиля студент может получить при изучении дисциплин по выбору и факультативных курсов, также представленных в учебной программе.

Первые три года будущие бакалавры учатся по единому плану как бакалавры менеджмента общего профиля, а на четвертом курсе студенты выбирают конкретный профиль. Обучение по выбранному профилю бакалавриата предполагает изучение специальных дисциплин, практическую работу по этому профилю, подготовку и защиту дипломного проекта.

Каждый вуз с учетом своей специфики и особенностей подготовки по выбранному профилю включает в учебную программу бакалавров менеджмента дисциплины по выбору из следующих областей знания:

  • углубленное изучение одного или двух иностранных языков;
  • правовые основы менеджмента и предпринимательства;
  • компьютерные и мультимедийные технологии;
  • маркетинг и реклама;
  • социологический инструментарий для решения управленческих задач;
  • обучение умению работать с массивами информации;
  • выработка эффективных коммуникационных навыков.

Чаще всего в вузах Москвы предлагаются следующие профили бакалавриата направления «Менеджмент»:

  • «Антикризисный менеджмент»
  • «Государственное и муниципальное управление»
  • «Инновационный менеджмент»
  • «Информационный менеджмент»
  • «Логистика»
  • «Маркетинг»
  • «Международный менеджмент»
  • «Менеджмент организации»
  • «Производственный менеджмент»
  • «Управление малым бизнесом»
  • «Управление персоналом»
  • «Управление проектами»
  • «Финансовый менеджмент»

Учебные программы всех профилей бакалавриата менеджмента обеспечивают выпускникам приобретение теоретических знаний и навыков управленческой деятельности для работы в организациях всех форм собственности на должностях рядовых сотрудников аппарата управления или руководителей младшего уровня. Для более высоких карьерных позиций бакалаврам целесообразно продолжение образования в магистратуре. Можно выбрать программу обучения в магистратуре близких направлений: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление». А можно расширить сферу своих профессиональных знаний, выбрав обучение в магистратуре по направлениям «Экономика», «Коммерция», «Юриспруденция», «Информационные технологии» и пр.

Приводим краткую характеристику некоторых профилей обучения в бакалавриате с перечнем возможных сфер приложения профессиональных знаний.

Антикризисное управление

Учебная программа этого профиля направлена на подготовку менеджеров-экономистов, владеющих методами профилактики, предотвращения и вывода фирмы или предприятия из кризиса. Кроме того, менеджер по антикризисному управлению занимается финансовым оздоровлением фирмы, оценивает риски и минимизирует финансовые потери, в целях эффективного развития проводит ее реорганизацию и реструктуризацию, обеспечивает экономическую безопасность и непрерывность бизнеса, формирует эффективную антикризисную команду и разрабатывает стратегию по выводу фирмы из любых фаз кризиса.

Выпускники профиля могут работать в качестве кризис-менеджеров, арбитражных управляющих, риск-менеджеров, экспертов и консультантов в службах экономического анализа, диагностики и планирования на государственных предприятиях, в финансово-промышленных группах, на совместных предприятиях, в представительствах зарубежных компаний, в аудиторских и консалтинговых фирмах.

Логистика

Целью учебной программы профиля является подготовка управленцев, способных применять современные логистические методы и лучшие практики для повышения конкурентоспособности бизнеса. Задача менеджера по логистике – быстро, качественно и с минимальными затратами организовать весь маршрут движения товара от производителя до конечного потребителя. Он управляет процессами снабжения, распределения, складирования, транспортировки продукции. Менеджеры любого профиля изучают дисциплину «логистика», желающие же изучать эту науку углубленно могут выбрать следующие близкие профили бакалавриата менеджмента: «Логистика», «Логистика и управление цепями поставок», «Менеджмент в логистике».

Выпускники профиля могут работать в качестве логистов, менеджеров по логистике, логистов-аналитиков, координаторов логистических процессов, специалистов по таможенному оформлению, менеджеров по закупке логистических услуг. Такие должности предоставляются на крупных промышленных предприятиях, в торгово-экспедиционных и дистрибьюторских компаниях, транспортных и экспедиционных фирмах, терминальных комплексах, информационных центрах, консалтинговых фирмах, органах таможни.

Маркетинг

Целью учебной программы профиля является подготовка специалистов по изучению рынка товаров и услуг на предмет реализации производимой их компанией продукции. Менеджер по маркетингу должен выявить на рынке свободные ниши, оценить конкурентоспособность своей продукции, дать рекомендации производителю. Исследуя рынки потребления и их динамику, маркетолог осуществляет координацию и регулирование деятельности всех подразделений предприятия или фирмы с учетом изменений в окружающей среде, разрабатывает стратегию предприятия в целом в условиях конкуренции. Менеджеры любого профиля изучают дисциплину «маркетинг», желающие же изучать эту науку углубленно могут выбрать следующие близкие профили бакалавриата менеджмента: «Маркетинг», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Управление маркетингом», «Бренд-менеджмент».

Выпускники профиля могут работать в качестве маркетологов, менеджеров по продажам, маркетологов-аналитиков в службах маркетинга предприятий различных сфер народного хозяйства; в исследовательской, управленческой или проектной команде по реализации маркетинговой деятельности; в маркетинговых исследовательских центрах и рекламных агентствах.

Международный менеджмент

Целью учебной программы профиля является подготовка специалистов, способных эффективно организовывать и управлять деятельностью российской компании (или отдельных ее структур) на международном рынке или международной компании на российском рынке. Профессиональная деятельность менеджеров-международников включает: управление внешнеэкономической деятельностью, осуществление международных коммерческих операций, маркетинг и рекламу на мировом рынке, биржевую и аукционную торговлю, организацию международной кооперации и пр. Вузы Москвы предлагают также и более специализированные профили бакалавриата в области международного менеджмента: «Управление международными перевозками», «Международный бизнес».

Выпускники профиля могут работать в качестве экономистов, аналитиков, менеджеров структурных подразделений компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; специалистов экономического профиля в органах государственной и муниципальной власти; научных сотрудников институтов; менеджеров международных проектов, руководителей проектов в международных холдингах.

Менеджмент организации

Учебная программа этого профиля ориентирована на подготовку универсальных управленцев, способных диагностировать любые возникающие проблемы в организации, вырабатывать оптимальные управленческие решения и организовывать работу персонала в соответствии с целями и ресурсами организации. Управляемые ими организации могут принадлежать к разным отраслям народного хозяйства. В зависимости от сферы приложения управленческих знаний вузы предлагают более десятка образовательных программ бакалавриата менеджмента профиля «Менеджмент организации»: «Управление в гостиничном бизнесе», «Менеджмент в страховой деятельности», «Менеджмент недвижимости», «Управление культурой», «Менеджмент в образовании» и пр.

Выпускники профиля могут работать в качестве директоров и менеджеров по функциональным направлениям бизнеса, осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность; по мере профессионального развития переходить на должности бизнес-тренеров, заниматься управленческим консультированием.

Направление «Менеджмент», магистратура

Магистратура – это вторая, завершающая ступень высшего профессионального образования, которая позволяет бакалаврам и специалистам, в том числе не обучавшимся ранее по направлению «Менеджмент», овладеть углубленным пониманием профессиональных проблем, навыками аналитической, консультативной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Выпускники бакалавриата менеджмента профилей «Государственное и муниципальное управление», «Логистика», «Управление персоналом», «Маркетинг» и других могут продолжить обучение по специализированным программам магистратуры аналогичной направленности.

Основная образовательная программа обучения в магистратуре предусматривает изучение общенаучного и профессионального циклов дисциплин, а также практики и научно-исследовательской работы. Особенностями обучения по магистерским программам являются повышенное внимание к изучению иностранных языков, активная самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов. Про окончании обучения в магистратуре выпускники проходят итоговую аттестацию, которая часто заключается в защите магистерской диссертации в виде самостоятельного исследования, выполненного под руководством ведущих преподавателей. Многие магистерские программы разработаны в соответствии с международными образовательными стандартами и предусматривают возможность зарубежных стажировок и получение диплома зарубежного вуза.

Сфера деятельности: выпускник магистратуры может работать в качестве исполнителя или руководителя различных служб аппарата управления в структуре любой организационно-правовой формы; в органах государственного и муниципального управления; в научно-исследовательских организациях, связанных с решением управленческих проблем; в учреждениях систем высшего и дополнительного профессионального образования, а также может выступать в качестве предпринимателя.

Где работают менеджеры и сколько получают

Главной особенностью профессии менеджера является ее универсальность, позволяющая выпускникам быть востребованными на предприятиях всех форм собственности и во всех секторах экономики. Профессия предоставляет отличные карьерные возможности, особенно если к полученному багажу знаний у выпускника прибавляются такие ценимые работодателями навыки, как управленческий и организаторский талант, инициативность и коммуникабельность.

Отбирая кандидатов на вакансии менеджерских позиций, работодатели ценят наличие у них профессиональной специализации, делового или производственного опыта (хотя бы на уровне практики, стажировки) и владение иностранными языками. Выпускники с квалификацией «менеджер», бакалавр и магистр менеджмента отвечают всем этим требованиям работодателей, а хороший уровень владения иностранными языками демонстрируют те, кто учился по специализациям в международной сфере или внешнеэкономической деятельности.

ВСЕВЕД™ 2017

Реклама

При полном или частичном использовании материалов ссылка на management-study.ru обязательна.