Новости

 

Подольский: исследование PIAAC оценит трудовые ресурсы России

Результаты исследований компетенций школьников (PIRLS, PISA, TIMSS) активно обсуждаются экспертами, учителями, родителями. Недавно Россия приняла участие вмеждународном исследовании компетенций трудоспособного населения— PIAAС. В этом году станут известны первые результаты. О том, какие компетенции предполагается измерять, винтервью РИА Новости рассказывает руководитель PIAAC вРоссии, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский.

Олег Андреевич, что такое PIAAC?

—Сегодня важно понимать, что должен уметь человек, какими компетенциями он должен обладать, соответствуют ли они требованиям современной жизни. PIAAC (Programme forthe International Assessment ofAdult Competences)— это уникальное международное исследование компетенций взрослого населения. Оно проводится Организацией экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) с2008 года. До сих пор внем принимали участие только государства-члены ОЭСР, нонедавно кPIAAC присоединилось еще несколько стран, втом числе иРоссия. Сейчас вPIAAC принимают участие 27 стран. Среди них Австралия, Великобритания, Германия, Канада, Франция, Южная Корея иЯпония. Уже после нашей страны кисследованию присоединились Греция, Турция, Новая Зеландия иеще несколько стран.

PIAAC изучает базовые компетенций взрослого населения— мужчин иженщин ввозрасте от16 до65 включительно. Это грамотность чтения— навыки работы стекстовой информацией иумение принимать решения наее основе; навыки вычисления; умение решать нестандартные задачи всовременной информационно-технологической среде.

Проводится исследование так: встране формируется репрезентативная выборка изпяти тысяч человек, где представлены люди изразных уголков страны, различных социальных слоев, разного возраста. Им дается анкета инабор определенных заданий. Результаты анализируются экспертами— вРоссии этим занимаются специалисты Института образования НИУ ВШЭ. Официальный анонс первых результатов исследования планируется воктябре этого года.

В чем смысл такого исследования? Со школьниками понятно— оценить работу системы образования…

—Дети— сравнительно отдаленное будущее страны, трудоспособные люди— ее настоящее иближайшее будущее. PIAAC— первое вмире исследование базовых характеристик рабочей силы, откоторых зависят важные профессиональные компетенции. Их отсутствие может составлять серьезную проблему дляжителей вполне развитых стран.

Все задачи взяты изжизни. Так, есть задания, проверяющие базовые навыки вычисления: допустим, вам надокупить бананы. Они продаются по25 рублей. Это— цена после скидки в50%. Какова исходная цена? У некоторых людей уже такие задачи вызывают затруднения.

Или— задание награмотность чтения: нужно понять текст исоотнести информацию споставленной задачей. Бывает, что люди неумеют делать выводы.

Третья группа заданий измеряет такие компетенции, какумение пользоваться интернетом, электронной почтой ипрочим. Во многих странах есть развитые мегаполисы иотдаленные села, есть население молодое ипожилое. Навыки использования компьютерных технологий уних будут разными.

Не хочу загадывать, но, помоим ощущениям отисследования, российские данные должны получиться интересными.

Как вы считаете, что можно будет сделать сполученными данными вдальнейшем?

—Я могу сослаться наопыт Великобритании иКанады, где сходные пометодике исследования компетенций взрослого населения начали проводиться доPIACC— еще в1990-е годы. Они были сконцентрированы набазовой грамотности инавыках вычисления. Информационным технологиям внимания уделялось значительно меньше. Результаты выявили серьезные проблемы сэлементарными навыками людей вомногих странах— и, вчастности, среди британского взрослого населения. В результате правительство этой страны инвестировало несколько миллиардов фунтов стерлингов всоздание образовательных программ длявзрослых, «подтягивающих» соответствующие компетенции.

Мы собираемся выяснить, какизучаемые врамках PIAAC компетенции связаны струдоустройством человека, его образованием, местом жительства. PIAAC— первая попытка измерить компетенции взрослых вРоссии, иэто откроет возможности дляразработки профильных программ обучения иразвития, дляпродолжения перспективных исследований базовых ипрофессиональных компетенций, вкоторых сегодня заинтересованы работодатели, рынок труда иобщество вцелом.

www.ria.ru

Архив

ВСЕВЕД™ 2017

Реклама

При полном или частичном использовании материалов ссылка на management-study.ru обязательна.